Стресс и общий адаптационный синдром г селье

Стресс и общий адаптационный синдром г селье thumbnail

Понятие общего адаптационного синдрома появилось в 1956 г. Оно было выведено в рамках изучения усилий организма, приспосабливающегося к изменившимся внешним условиям. Рассмотрим далее подробно особенности общего адаптационного синдрома, различные реакции человека на те или иные раздражители.

общий адаптационный синдром

Этапы

Теория Селье об общем адаптационном синдроме исследует процесс включения специальных защитных инструментов организма, приспосабливающегося к внешней среде, выработанных в ходе эволюции. Это происходит в несколько этапов. В рамках исследования были выделены три стадии развития общего адаптационного синдрома:

  1. Этап тревоги. Он связан с мобилизацией защитных инструментов организма. В период этой фазы общего адаптационного синдрома эндокринная система реагирует нарастающей активацией трех осей. Основная роль при этом принадлежит адрено-кортикальной структуре.
  2. Этап резистентности, или сопротивления. Его отличает наивысшая степень сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов. На этом этапе общий адаптационный синдром выражается в усилиях поддерживать равновесное состояние внутренней среды при изменившихся условиях.
  3. Истощение. Если воздействие фактора будет продолжаться, то защитные механизмы в итоге себя исчерпают. Организм в таком случае вступит в стадию истощения, которая при определенных условиях может поставить под угрозу его существование и способность к выживанию.

Механизм общего адаптационного синдрома

Суть явления объясняется следующим образом. Ни один организм не сможет постоянно находиться в тревожном состоянии. Воздействие негативного фактора (агента) может быть сильным и несовместимым с жизнью. В этом случае организм погибнет еще на стадии тревоги в первые несколько часов либо дней. Если же он выживет, наступит этап резистентности. Он отвечает за сбалансированное расходование резервов. Поддерживается при этом существование организма, практически не отличающееся от нормы, но в условиях повышенных требований к его возможностям. Однако адаптационная энергия не безгранична. В связи с этим, если фактор будет продолжать воздействие, наступит истощение.

общий адаптационный синдром стресс

Общий адаптационный синдром: стресс

Психическое и соматическое состояния настолько переплетаются, что одно не может возникнуть без другого. Стрессовая реакция является концентрированной сущностью взаимоотношений тела и психики. Считается, что симптомы, спровоцированные нервными потрясениями, — психосоматические. Это означает, что в реакции на стресс участвуют все системы организма: сердечно-сосудистая, эндокринная, желудочно-кишечная и проч. Достаточно часто после продолжительного потрясения наступает слабость. Обычно стресс провоцирует ухудшение работы наиболее слабого, больного органа. Ослабляя иммунитет, он увеличивает риск инфекционных патологий.

Чаще всего стресс оказывает воздействие на сердечно-сосудистую деятельность. При непродолжительном нервном потрясении возникает одышка. Она обусловлена попаданием в кровь избыточного количества кислорода. Если потрясение продолжительное, то дыхание будет учащенным до тех пор, пока не произойдет пересыхание слизистых носоглотки. В такой ситуации общий адаптационный синдром проявляется в виде боли в грудной клетке. Она возникает вследствие спазма диафрагмы и дыхательной мускулатуры.

При снижении защитной функции слизистой существенно увеличивается риск возникновения инфекционной патологии. Общий адаптационный синдром может проявляться повышением в крови сахара. Это явление провоцирует цепную реакцию. В первую очередь повышение уровня сахара усиливает секрецию инсулина. Он способствует накоплению глюкозы в печени и мускулатуре в виде гликогена, а также частичной трансформации ее в жир. В итоге концентрация сахара снижается, организм испытывает чувство голода и требует незамедлительной компенсации. Такое состояние стимулирует последующую выработку инсулина. При этом уровень сахара будет падать.

фазы общего адаптационного синдрома

Индивидуальные отличия

Общий адаптационный синдром Г. Селье лег в основу исследований других ученых. Например, в 1974 г. была опубликована книга Р. Розенмана и М. Фридмана. В ней изучается взаимосвязь между сердечно-сосудистыми патологиями и стрессом. В книге выделяется два типа поведения и соответствующие категории людей (А и Б). К первому относят субъектов, ориентированных на жизненные достижения и успех. Именно такой тип поведения существенно повышает вероятность возникновения сердечно-сосудистых патологий и скоропостижной смерти.

Реакции

В лабораторных условиях изучался ответ обеих групп на информационную нагрузку. Специфика реакций соответствует преобладающей активности конкретного отдела нервной (вегетативной) системы: симпатической (группа А) или парасимпатической (группа Б). Общий адаптационный синдром людей типа А при информационной нагрузке выражается учащением пульса, повышением давления и прочими вегетативными проявлениями. В тех же условиях группа Б реагирует снижением частоты биения сердца и другими соответствующими ответами по парасимпатическому типу.

понятие общего адаптационного синдрома

Выводы

Типу А, таким образом, свойственна высокая степень двигательной активности при преобладающих симпатических реакциях. Другими словами, для людей этой группы характерна постоянная готовность к совершению действий. Поведение по типу Б предполагает преобладание парасимпатических ответов. Для людей этой группы характерно уменьшение двигательной активности и сравнительно низкая готовность к действиям. Общий адаптационный синдром, таким образом, проявляется по-разному и предполагает различную чувствительность организмов к воздействиям. В качестве одного из методов профилактики сердечно-сосудистых патологий выступает уменьшение проявлений типа А в поведении пациента.

Особенности терапии

Изучая общий адаптационный синдром Селье, следует отметить, что лечение реакций организма на воздействие факторов является достаточно сложной задачей. Она включает в себя несколько аспектов. В качестве первого необходимо отметить собственную позицию пациента. Речь, в частности, о его ответственности за свое здоровье. Сама возможность использования ряда средств для борьбы со стрессом и их результативность зависят от того, насколько человек осознанно подходит к существующим проблемам.

Боль

Теоретически она не рассматривается в качестве особого функционального состояния. Боль – это неприятное эмоциональное и сенсорное переживание, которое связано с потенциальным либо истинным повреждением в тканях или описано в терминах такой травмы. Продолжительные состояния такого характера значительно изменяют психофизиологические реакции человека, а в ряде случаев — и восприятие мира в целом.

механизм общего адаптационного синдрома

Классификация

Боль подразделяется на различные типы по нескольким признакам. В зависимости от характера локализации она может быть:

  1. Соматической. Такая боль, в свою очередь, подразделяется на глубокую или поверхностную. Последняя возникает в коже. Если боль локализуется в суставах, костях, мускулатуре, то ее называют глубокой.
  2. Висцеральной. Она связана с ощущениями, возникающими во внутренних органах. К такой боли также относят сильные сокращения или спазмы. Она провоцируется, например, сильным и быстрым растяжением полых органов в брюшной полости.

Длительность

Продолжительность боли выступает в качестве основной ее характеристики. Кратковременные ощущения ограничены, как правило, поврежденным участком (ожог на коже, к примеру). Человек в таком случае точно знает локализацию боли и понимает уровень ее интенсивности. Ощущения указывают на вероятное или уже случившееся повреждение. В связи с этим она обладает четкой предупредительной и сигнальной функцией. После ликвидации повреждения она быстро проходит. Вместе с этим рецидивирующие и устойчивые проявления являются хроническими видами боли. Их длительность составляет, как правило, больше полугода. При этом они повторяются с той или иной регулярностью.

Читайте также:  Синдром стивенса джонсона симптомы фото

стадии развития общего адаптационного синдрома

Элементы боли

В любой реакции присутствует несколько составляющих. Боль формируется следующими компонентами:

  1. Сенсорным. Он передает коре мозга информацию о локализации боли, начале и завершении действия источника, а также его интенсивности. Осознание человеком этих сведений проявляется в форме ощущения по аналогии с другими сигналами, например, о запахе или давлении.
  2. Аффективным. Этот элемент включает в состав информации неприятные переживания, дискомфорт.
  3. Вегетативным. Этот элемент обеспечивает реакцию организма на болевое воздействие. К примеру, при погружении в горячую воду руки расширяются кровеносные сосуды, зрачки, учащается пульс, изменяется дыхательный ритм. При сильном болевом воздействии ответ может быть более выраженным. К примеру, желчная колика может сопровождаться тошнотой, резким снижением давления, потоотделением.
  4. Двигательным. Как правило, он проявляется в виде рефлекса защиты или избегания. Напряжение мускулатуры выражается в форме непроизвольной реакции, направленной на предотвращение боли.
  5. Когнитивным. Этот элемент связан с рациональным анализом содержания и природы боли, а также регуляцией поведения при ее возникновении.

теория селье об общем адаптационном синдроме

Устранение неприятных ощущений

Как выше было сказано, резервы организма не безграничны, и при продолжающемся негативном воздействии они могут истощиться. Это, в свою очередь, может привести к различным серьезным последствиям, вплоть до гибели. В связи с этим организму оказывается внешняя помощь. Так, для снятия боли используются различные методы. В качестве одного из них выступает так называемый электронаркоз. Суть этого метода состоит в воздействии на центры, располагающиеся в глубоких мозговых структурах. За счет этого происходит обезболивание. Среди лечебных методов следует отметить психологические, физические, фармакологические. Последние предполагают применение медикаментов, облегчающих либо снимающих боль. Психологические методы используются обычно в случаях, когда не совсем ясна периферическая природа ощущений. К таким приемам относят гипноз, медитацию, аутотренинг. Физические методы предполагают использование физиотерапевтических средств. Среди них наиболее распространены такие: гимнастика, массаж, нейрохирургия, электростимуляция.

Источник

Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Цель данной работы – рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.

1. Концепция стресса Г. Селье

Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».

Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.

Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые – ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика синдрома грушевидной мышцы

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

2. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности

Таблица 1. Диагностика организационного стресса

«Менеджер»: SWOT – анализ организационного стресса:

«Психолог»: SWOT – анализ организационного стресса

«Социолог»: SWOT – анализ организационного стресса

Источник

Êîíöåïöèÿ ñòðåññà Ã. Ñåëüå, åå ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå, èñòîðèÿ ðàçðàáîòîê è ðàçâèòèÿ. Ñòàäèè ñòðåññà êàê ïðîöåññà. Ðàçðàáîòêà ïðîãðàììû ïðîôèëàêòèêè îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà äëÿ êîíêðåòíîé äîëæíîñòè, îöåíêà åå ïðàêòè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè è çíà÷èìîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ââåäåíèå

Îäíèì èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ â íàøè äíè âèäîâ àôôåêòîâ ÿâëÿåòñÿ ñòðåññ. Îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîñòîÿíèå ÷ðåçìåðíî ñèëüíîãî è äëèòåëüíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ, êîòîðîå âîçíèêàåò ó ÷åëîâåêà, êîãäà åãî íåðâíàÿ ñèñòåìà ïîëó÷àåò ýìîöèîíàëüíóþ ïåðåãðóçêó. Ñòðåññ äåçîðãàíèçóåò äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, íàðóøàåò íîðìàëüíûé õîä åãî ïîâåäåíèÿ. Ñòðåññû, îñîáåííî åñëè îíè ÷àñòû è äëèòåëüíû, îêàçûâàþò îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íå òîëüêî íà ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, íî è íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãëàâíûå «ôàêòîðû ðèñêà» ïðè ïðîÿâëåíèè è îáîñòðåíèè òàêèõ çàáîëåâàíèé, êàê ñåðäå÷íîñîñóäèñòûå è çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.

 ïåðåâîäå ñ àíãëèéñêîãî ñòðåññ — ýòî äàâëåíèå, íàæèì, íàïðÿæåíèå, à äèñòðåññ — ãîðå, íåñ÷àñòüå, íåäîìîãàíèå, íóæäà. Ïî ñëîâàì Ã. Ñåëüå, ñòðåññ åñòü íåñïåöèôè÷åñêèé (ò.å. îäèí è òîò æå íà ðàçëè÷íûå âîçäåéñòâèÿ) îòâåò îðãàíèçìà íà ëþáîå ïðåäúÿâëåííîå åìó òðåáîâàíèå, êîòîðûé ïîìîãàåò åìó ïðèñïîñîáèòüñÿ ê âîçíèêøåé òðóäíîñòè, ñïðàâèòüñÿ å íåé. Âñÿêàÿ íåîæèäàííîñòü, êîòîðàÿ íàðóøàåò ïðèâû÷íîå òå÷åíèå æèçíè, ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ñòðåññà. Ïðè ýòîì, êàê îòìå÷àåò Ã. Ñåëüå, íå èìååò çíà÷åíèÿ, ïðèÿòíà èäè íåïðèÿòíà ñèòóàöèÿ, ñ êîòîðîé ìû ñòîëêíóëèñü. Èìååò çíà÷åíèå ëèøü èíòåíñèâíîñòü ïîòðåáíîñòè â ïåðåñòðîéêå èëè â àäàïòàöèè.

Ïñèõè÷åñêàÿ àäàïòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñïëîøíûì ïðîöåññîì, êîòîðûé, íàðÿäó ñ ñîáñòâåííî ïñèõè÷åñêîé àäàïòàöèåé (òî åñòü ïîääåðæàíèåì ïñèõè÷åñêîãî ãîìåîñòàçà), âêëþ÷àåò â ñåáÿ åù¸ äâà àñïåêòà: à) îïòèìèçàöèþ ïîñòîÿííîãî âîçäåéñòâèÿ èíäèâèäóóìà ñ îêðóæåíèåì; á) óñòàíîâëåíèå àäåêâàòíîãî ñîîòâåòñòâèÿ ìåæäó ïñèõè÷åñêèìè è ôèçèîëîãè÷åñêèìè õàðàêòåðèñòèêàìè.

Öåëü äàííîé ðàáîòû — ðàññìîòðåòü êîíöåïöèþ ñòðåññà Ã. Ñåëüå è îáùèé àäàïòàöèîííûé ñèíäðîì.

1. Êîíöåïöèÿ ñòðåññà Ã. Ñåëüå

Êîíöåïöèÿ ñòðåññà áûëà ðàçðàáîòàíà Ãàíñîì Ñåëüå â 30-õ ãîäàõ. Îí îïðåäåëèë áèîëîãè÷åñêèé ñòðåññ êàê íåñïåöèôè÷åñêóþ ðåàêöèþ òåëà íà ëþáîå îáðàùåííîå íà åãî âîçäåéñòâèå. Îí òàêæå ãîâîðèë, ÷òî ñòðåññ — ýòî «òî, ÷òî óñêîðÿåò ïðîöåññ ñòàðåíèÿ, ïðîâîäÿ íàñ ÷åðåç ïåðåäðÿãè æèçíè». Ýòî ïîëåçíûå îïðåäåëåíèÿ. Ñòðåññ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âðåä, íàíåñåííûé âàøåìó îðãàíèçìó â îòâåò íà âàø æèçíåííûé îïûò. Ïðè÷èíîé ýòîãî âðåäà ÿâëÿåòñÿ ðåàêöèÿ âàøåãî îðãàíèçìà íà ñîáûòèÿ, à íå ñàìè ñîáûòèÿ. Ñàìî ñîáûòèå, âûçâàâøåå ñòðåññ, íàçûâàåòñÿ «ñòðåññîðîì».

Òðóäíî ñêàçàòü, ÷òî ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ñòðåññîðû, ïîòîìó ÷òî ó êàæäîãî îíè ñâîè. ×òî âûçûâàåò ñòðåññ ó îäíîãî, ìîæåò äëÿ äðóãîãî îêàçàòüñÿ ïðîáîé ñèë. Êàêèå ñîáûòèÿ è ïåðåæèâàíèÿ íàâåðíÿêà áóäóò âûçûâàòü ñòðåññ? Òå, ñ êîòîðûìè âû íå ñìîæåòå ñïðàâèòüñÿ, èëè, åñëè îñòàâàòüñÿ â ðàìêàõ ôèçè÷åñêîé ìåòàôîðû, òå, êîòîðûå âûçûâàþò ó âàñ äåôîðìàöèè, ïðåâûøàþùèå ïðåäåë âàøåé ãèáêîñòè. ÍËÏ âíåñëî îãðîìíûé âêëàä â ðåøåíèå ïðîáëåìû óïðàâëåíèÿ ñòðåññîì. Îíî ñìåñòèëî ôîêóñ âíèìàíèÿ ñ âíåøíåãî ñòðåññîðà íà âàøó ðåàêöèþ è ïðåäëîæèëî ðÿä ïðàêòè÷åñêèõ ñïîñîáîâ ðàçâèòèÿ âàøåé ñïîñîáíîñòè ñïðàâëÿòüñÿ ñî ñòðåññîì.

Îáùèå îáúåêòèâíûå è ñóáúåêòèâíûå õàðàêòåðèñòèêè âñåõ ñòðóêòóðíûõ óðîâíåé ñëàãàþò êàê áû óñòîé÷èâîå ÿäðî ýòîãî ñîñòîÿíèÿ, ïðèñóòñòâóþùèå â ðàçëè÷íûõ (ïî ïðè÷èíå, ïðîäîëæèòåëüíîñòè, èíäèâèäóàëüíîìó ñâîåîáðàçèþ) åãî ðàçíîâèäíîñòÿõ. ×àñòü èç íèõ (îáúåêòèâíûå õàðàêòåðèñòèêè ôèçèîëîãè÷åñêîãî óðîâíÿ) îòðàæàåò ñàìûå ãëóáîêèå ñäâèãè â îðãàíèçìå. Äëÿ ñòðåññà, íàïðèìåð, êîìïëåêñ íåñïåöèôè÷åñêèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñäâèãîâ ðàçëè÷íûõ óðîâíåé: áèîõèìè÷åñêèõ (ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè àäðåíàëèíà, ñòåðîèäíûõ ãîðìîíîâ â êðîâè), ìîðôîëîãè÷åñêèõ (óâåëè÷åíèå êîðêîâîãî ñëîÿ íàäïî÷å÷íèêîâ, èíâîëþöèÿ âèëî÷êîâîé æåëåçû, âîçíèêíîâåíèå ÿçâ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà) è äð., âûäåëåííûé è èçó÷åííûé Ã. Ñåëüå, ïîëó÷èë íàçâàíèå îáùåãî àäàïòàöèîííîãî ñèíäðîìà. Îñòàëüíûå îáùèå õàðàêòåðèñòèêè (ñóáúåêòèâíûå è îáúåêòèâíûå) áîëåå âûñîêèõ óðîâíåé ñâÿçàíû ñ ôèçèîëîãè÷åñêèìè ñäâèãàìè. Ïåðâûå ÿâëÿþòñÿ ñàìûìè ðàííèìè ñèãíàëàìè èõ â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà (îùóùåíèå íàïðÿæåíèÿ â ñîñòîÿíèè ñòðåññà), à âòîðûå — áëèæàéøèì ñëåäñòâèåì èõ (íàðóøåíèå äâèãàòåëüíîé êîîðäèíàöèè, âåãåòàòèâíûå ðåàêöèè, ðàññòðîéñòâà âíèìàíèÿ, èçìåíåíèÿ ïîâåäåíèÿ â ñîñòîÿíèè ñòðåññà).

Ãàíñ Ñåëüå, îñíîâîïîëîæíèê çàïàäíîãî ó÷åíèÿ î ñòðåññàõ è íåðâíûõ ðàññòðîéñòâàõ, îïðåäåëèë ñëåäóþùèå ñòàäèè ñòðåññà êàê ïðîöåññà:

1. íåïîñðåäñòâåííàÿ ðåàêöèÿ íà âîçäåéñòâèå (ñòàäèÿ òðåâîãè);

2. ìàêñèìàëüíî ýôôåêòèâíàÿ àäàïòàöèÿ (ñòàäèÿ ðåñèñòåíòíîñòè);

3. íàðóøåíèå àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà (ñòàäèÿ èñòîùåíèÿ).

 øèðîêîì ñìûñëå ýòè ñòàäèè õàðàêòåðíû äëÿ ëþáîãî àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà.

Àäàïòàöèÿ — ýòî äèíàìè÷åñêèé ïðîöåññ, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ïîäâèæíûå ñèñòåìû æèâûõ îðãàíèçìîâ, íåñìîòðÿ íà èçìåí÷èâîñòü óñëîâèé, ïîääåðæèâàþò óñòîé÷èâîñòü, íåîáõîäèìóþ äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ è ïðîäîëæåíèÿ ðîäà. Èìåííî ìåõàíèçì àäàïòàöèè, âûðàáîòàííûé â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîé ýâîëþöèè, îáåñïå÷èâàåò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà â ïîñòîÿííî ìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ ñðåäû.

Áëàãîäàðÿ ïðîöåññó àäàïòàöèè äîñòèãàåòñÿ ñîõðàíåíèå ãîìåîñòàçà ïðè âçàèìîäåéñòâèè îðãàíèçìà ñ âíåøíèì ìèðîì.  ýòîé ñâÿçè ïðîöåññû àäàïòàöèè âêëþ÷àþò â ñåáÿ íå òîëüêî îïòèìèçàöèþ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, íî è ïîääåðæàíèå ñáàëàíñèðîâàííîñòè â ñèñòåìå «îðãàíèçì-ñðåäà». Ïðîöåññ àäàïòàöèè ðåàëèçóåòñÿ âñÿêèé ðàç, êîãäà â ñèñòåìå «îðãàíèçì-ñðåäà» âîçíèêàþò çíà÷èìûå èçìåíåíèÿ, è îáåñïå÷èâàåò ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ãîìåîñòàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå ïîçâîëÿåò äîñòèãàòü ìàêñèìàëüíîé ýôôåêòèâíîñòè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé è ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèé. Ïîñêîëüêó îðãàíèçì è ñðåäà íàõîäÿòñÿ íå â ñòàòè÷åñêîì, à â äèíàìè÷åñêîì ðàâíîâåñèè, èõ ñîîòíîøåíèÿ ìåíÿþòñÿ ïîñòîÿííî, à, ñëåäîâàòåëüíî, òàêæå ïîñòîÿííî äîëæåí îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðîöåññ àäàïòàöèè.

Ïñèõè÷åñêóþ àäàïòàöèþ ðàññìàòðèâàþò êàê ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè öåëîñòíîé ñàìîóïðàâëÿåìîé ñèñòåìû, ïîä÷¸ðêèâàÿ ïðè ýòîì å¸ ñèñòåìíóþ îðãàíèçàöèþ. Íî ïðè òàêîì ðàññìîòðåíèè êàðòèíà îñòà¸òñÿ íå ïîëíîé. Íåîáõîäèìî âêëþ÷èòü â ôîðìóëèðîâêó ïîíÿòèå ïîòðåáíîñòè. Ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå óäîâëåòâîðåíèå àêòóàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé ÿâëÿåòñÿ, òàêèì îáðàçîì, âàæíûì êðèòåðèåì ýôôåêòèâíîñòè àäàïòàöèîííîãî ïðîöåññà. Ñëåäîâàòåëüíî, ïñèõè÷åñêóþ àäàïòàöèþ ìîæíî îïðåäåëèòü êàê ïðîöåññ óñòàíîâëåíèÿ îïòèìàëüíîãî ñîîòâåòñòâèÿ ëè÷íîñòè è îêðóæàþùåé ñðåäû â õîäå îñóùåñòâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé ÷åëîâåêó äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûé (ïðîöåññ) ïîçâîëÿåò èíäèâèäóóìó óäîâëåòâîðÿòü àêòóàëüíûå ïîòðåáíîñòè è ðåàëèçîâûâàòü ñâÿçàííûå ñ íèìè çíà÷èìûå öåëè, îáåñïå÷èâàÿ â òî æå âðåìÿ ñîîòâåòñòâèå ìàêñèìàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, åãî ïîâåäåíèÿ, òðåáîâàíèÿì ñðåäû.

Читайте также:  Гипердинамический синдром у детей клиническая и возрастная динамика

Èçó÷åíèå àäàïòàöèîííûõ ïðîöåññîâ òåñíî ñâÿçàíî ñ ïðåäñòàâëåíèÿ îá ýìîöèîíàëüíîì íàïðÿæåíèè è ñòðåññå. Ýòî ïîñëóæèëî îñíîâàíèåì äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòðåññà êàê íåñïåöèôè÷åñêîé ðåàêöèè îðãàíèçìà íà ïðåäúÿâëÿåìûå åìó òðåáîâàíèÿ, è ðàññìîòðåíèå åãî êàê îáùåãî àäàïòàöèîííîãî ñèíäðîìà.

2. Ðàçðàáîòêà ïðîãðàììû ïðîôèëàêòèêè îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà äëÿ êîíêðåòíîé äîëæíîñòè

Òàáëèöà 1. Äèàãíîñòèêà îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà

Ìîäóëü ïðîôåññèè

Ñîäåðæàíèå ðàáîòû

Âîçìîæíûå îðãàíèçàöèîííûå ñòðåññîðû

Ìåíåäæåð ïî ðàáîòå ñ ïåðñîíàëîì — çíàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîôåññèè

èçó÷àåò ëè÷íûé ñîñòàâ îðãàíèçàöèè è åå ïîäðàçäåëåíèé, óñòàíîâëåííóþ äîêóìåíòàöèþ ïî ó÷åòó êàäðîâ, ñâÿçàííóþ ñ ïðèåìîì, ïåðåâîäîì, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòüþ è óâîëüíåíèåì ðàáîòíèêîâ, à òàêæå ðàññòàíîâêó ðàáîòíèêîâ, èõ äåëîâûå êà÷åñòâà ñ öåëüþ ïîäáîðà èõ íà çàìåùåíèå âàêàíòíûõ äîëæíîñòåé ðóêîâîäèòåëåé

Âûçûâàþùåå ñòðåññ ïîâåäåíèå äðóãèõ ñîòðóäíèêîâ

Âûñîêèé óðîâåíü ñòðåññà ó ðóêîâîäèòåëÿ

Ñòðåññîãåííàÿ âíóòðèôèðìåííàÿ ïîëèòèêà è ñòèëü ìåíåäæìåíòà

Ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè

Ïñèõîëîã — çíàíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé

ïðîâîäèò ñîâìåñòíî ñ ôèçèîëîãîì (ýðãîíîìèñòîì) îáñëåäîâàíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ êà÷åñòâ ðàáîòíèêîâ, îñîáåííîñòåé èõ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôåññèîíàëüíûì ïîäáîðîì, ïðîâåðêîé ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñëîâèé òðóäà, âûÿâëåíèåì èíòåðåñîâ è ñêëîííîñòåé, óäîâëåòâîðåííîñòè òðóäîì. Ó÷àñòâóåò â ýêñïåðèìåíòàõ ïî îïðåäåëåíèþ âëèÿíèÿ óñëîâèé òðóäà íà ïñèõèêó ðàáîòàþùèõ. Àíàëèçèðóåò òðóäîâûå ïðîöåññû è ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ðàáîòíèêà âî âðåìÿ åãî ðàáîòû

Âûçûâàþùåå ñòðåññ ïîâåäåíèå äðóãèõ ñîòðóäíèêîâ

Ñîöèîëîã — çíàíèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè âíóòðè îðãàíèçàöèè

ðàçðàáàòûâàåò ìåðîïðèÿòèÿ ïî íàèáîëåå àêòóàëüíûì âîïðîñàì è ïðîáëåìàì ñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà ñ óêàçàíèåì êîíêðåòíûõ ñðîêîâ è èñïîëíèòåëåé, à òàêæå íåîáõîäèìûõ ôèíàíñîâûõ è ìàòåðèàëüíûõ ñðåäñòâ, ïðèíèìàåò ìåðû ïî ìîáèëèçàöèè òðóäîâûõ êîëëåêòèâîâ íà âûïîëíåíèå ýòèõ ìåðîïðèÿòèé

Íåäîñòóïíîñòü íåîáõîäèìûõ äëÿ ðàáîòû ðåñóðñîâ

«Ìåíåäæåð»: SWOT — àíàëèç îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà:

Ðàáîòíèê

Ñèëüíûå ñòîðîíû

Âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü êàäðîâ

Ýôôåêòèâíàÿ êàäðîâàÿ ïîëèòèêà, ïîçâîëÿþùàÿ ñîõðàíèòü ñïëî÷åííûé ïðîôåññèîíàëüíûé êîëëåêòèâ

Ìíîãîñòóïåí÷àòàÿ ñèñòåìà îáó÷åíèÿ

Ñëàáûå ñòîðîíû

Íåõâàòêà ñðåäñòâ íà ïðîâåäåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ

Ðàçðàáîòêà ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà äëÿ ïîâûøåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî óðîâíÿ

Âîçìîæíîñòè

Ýôôåêòèâíàÿ ñèñòåìà êîíòðîëÿ êà÷åñòâà òðóäà

Óãðîçû

Íåäîñòàòî÷íîå ìàòåðèàëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî êîëëåêòèâà

Êîíêóðåíöèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ îðãàíèçàöèé

Ïîòåðÿ ÷àñòè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñîñòàâà èç-çà ïëîõîãî ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ

Îðãàíèçàöèîííàÿ ñðåäà

«Ïñèõîëîã»: SWOT — àíàëèç îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà

Ðàáîòíèê

Ñèëüíûå ñòîðîíû

Âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü êàäðîâ

Ìíîãîñòóïåí÷àòàÿ ñèñòåìà îáó÷åíèÿ

Êîíñóëüòàöèÿ ðóêîâîäèòåëåé îðãàíèçàöèé ïî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîáëåìàì óïðàâëåíèÿ ïðîèçâîäñòâîì è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ êîëëåêòèâà

Ïåðåäîâîé îòå÷åñòâåííûé è çàðóáåæíûé îïûò ðàáîòû ïñèõîëîãîâ â îðãàíèçàöèè

Ñëàáûå ñòîðîíû

Íåõâàòêà ñðåäñòâ íà ïðîâåäåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ

Ðàçðàáîòêà ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà äëÿ ïîâûøåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî óðîâíÿ

Âîçìîæíîñòè

Ýôôåêòèâíàÿ ñèñòåìà êîíòðîëÿ êà÷åñòâà òðóäà

Óãðîçû

Íåäîñòàòî÷íîå ìàòåðèàëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî êîëëåêòèâà

Êîíêóðåíöèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ îðãàíèçàöèé

Ïîòåðÿ ÷àñòè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñîñòàâà èç-çà ïëîõîãî ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ

Îðãàíèçàöèîííàÿ ñðåäà

«Ñîöèîëîã»: SWOT — àíàëèç îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà

Ðàáîòíèê

Ñèëüíûå ñòîðîíû

Âûñîêèé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü êàäðîâ

Ìíîãîñòóïåí÷àòàÿ ñèñòåìà îáó÷åíèÿ

Êîíñóëüòàöèÿ ðóêîâîäèòåëåé îðãàíèçàöèé ïî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîáëåìàì óïðàâëåíèÿ ïðîèçâîäñòâîì è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ êîëëåêòèâà

Ïåðåäîâîé îòå÷åñòâåííûé è çàðóáåæíûé îïûò ðàáîòû ñîöèîëîãîâ â îðãàíèçàöèè

Ñëàáûå ñòîðîíû

Íåõâàòêà ñðåäñòâ íà ïðîâåäåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåïîäãîòîâêè êàäðîâ

Ðàçðàáîòêà ñèñòåìû ìîòèâàöèè ïåðñîíàëà äëÿ ïîâûøåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî óðîâíÿ

Âîçìîæíîñòè

Ýôôåêòèâíàÿ ñèñòåìà êîíòðîëÿ êà÷åñòâà òðóäà

Óãðîçû

Íåäîñòàòî÷íîå ìàòåðèàëüíîå ñòèìóëèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî êîëëåêòèâà

Êîíêóðåíöèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ îðãàíèçàöèé

Ïîòåðÿ ÷àñòè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñîñòàâà èç-çà ïëîõîãî ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ

Îðãàíèçàöèîííàÿ ñðåäà

Ðàçðàáîòêà âîçìîæíîé ïðîãðàììû ïðîôèëàêòèêè îðãàíèçàöèîííîãî ñòðåññà ïðåäñòàâëåíà â òàáëèöå 2.

Òàáëèöà 2

Âèä ñòðåññîðà

Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè íà óðîâíå

ðàáîòíèêà

îðãàíèçàöèè

Ñòðåññîãåííàÿ âíóòðèôèðìåííàÿ ïîëèòèêà è ñòèëü ìåíåäæìåíòà

Îñîçíàííîå îòíîøåíèå ê óïðàâëåíèþ ñòðåññàìè â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ìåíåäæåðà, ïñèõîëîãà, ñîöèîëîãà

Ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè ýôôåêòèâíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ

Îòñóòñòâèå ïðîôåññèîíàëüíîãî îáùåíèÿ

Óìåíèå ïëàíèðîâàòü è îïðåäåëÿòü ïðèîðèòåòû â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè

Ðàçâèòèå óïðàâëåí÷åñêîé êîìïåòåíòíîñòè ìåíåäæåðîâ

Íèçêèé óðîâåíü ìîòèâàöèè

Ñàìîàíàëèç ñâîåãî ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè â àñïåêòå óïðàâëåíèÿ ñòðåññîì

Ðàçâèòèå óïðàâëåí÷åñêîé êîìïåòåíòíîñòè ìåíåäæåðîâ

Íèçêàÿ îðãêóëüòóðà

Óìåíèå óïðàâëÿòü ýìîöèÿìè è ýôôåêòèâíî èõ âûðàæàòü

Óìåíèå êîíñòðóêòèâíî êðèòèêîâàòü.

Óìåíèå àäåêâàòíî âîñïðèíèìàòü êðèòèêó

Öåëüþ Ïðîãðàììû ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå ó ó÷àñòíèêîâ ïðîôåññèîíàëüíûõ è ëè÷íîñòíûõ ïðåèìóùåñòâ, ïîâûøàþùèõ èõ ëè÷íóþ êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòü:

— Ïîâûøåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè â îáëàñòè ïñèõîëîãèè óïðàâëåí÷åñêîãî ñòðåññà, îñâîåíèå áàçîâûõ òåõíèê ñòðåññ-ìåíåäæìåíòà.

— Îñâîåíèå ñîâðåìåííûõ ïðèêëàäíûõ òåõíîëîãèé ñàìîðåãóëÿöèè ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âîçíèêàþùèõ â ýêñòðåìàëüíûõ ñèòóàöèÿõ óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

— Ïðèîáðåòåíèå îïûòà èñïîëüçîâàíèÿ ïñèõîòåõíîëîãèé ñàìîñáåðåæåíèÿ äëÿ öåëåé ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïðîôåññèîíàëüíîé è óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

— Ôîðìèðîâàíèÿ íàâûêîâ àíòèñòðåññîâîãî ñòèëÿ æèçíè.

Çàêëþ÷åíèå

Ñòðåññ — ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, åãî âîçíèêíîâåíèå ïðåäïîëàãàåò âçàèìîäåéñòâèå ìåæäó îðãàíèçìîì è ñðåäîé.

Ñòðåññ — áîëåå íàïðÿæåííîå ñîñòîÿíèå, ÷åì îáû÷íîå ìîòèâàöèîííîå; îíî òðåáóåò äëÿ ñâîåãî âîçíèêíîâåíèÿ âîñïðèÿòèÿ óãðîçû.

ßâëåíèÿ ñòðåññà èìåþò ìåñòî òîãäà, êîãäà íîðìàëüíàÿ àäàïòèâíàÿ ðåàêöèÿ íåäîñòàòî÷íà.

Òàê êàê ñòðåññ âîçíèê ãëàâíûì îáðàçîì èìåííî îò âîñïðèÿòèÿ óãðîçû, òî åãî âîçíèêíîâåíèå â îïðåäåëåííîé ñèòóàöèè ìîæåò âîçíèêàòü ïî ñóáúåêòèâíûì ïðè÷èíàì, ñâÿçàííûì ñ îñîáåííîñòÿìè äàííîé ëè÷íîñòè.

Âîîáùå, òàê êàê èíäèâèäóóìû íå ïîõîæè äðóã íà äðóãà, îò ôàêòîðà ëè÷íîñòè çàâèñèò î÷åíü ìíîãî. Ê ïðèìåðó, â ñèñòåìå «÷åëîâåê-ñðåäà» óðîâåíü ýìîöèîíàëüíîé íàïðÿæåííîñòè íàðàñòàåò ïî ìåðå óâåëè÷åíèÿ ðàçëè÷èé ìåæäó óñëîâèÿìè, â êîòîðûõ ôîðìèðóþòñÿ ìåõàíèçìû ñóáúåêòà, è âíîâü ñîçäàâøèõñÿ. Òàêèì îáðàçîì, òå èëè èíûå óñëîâèÿ âûçûâàþò ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå íå â ñèëó èõ àáñîëþòíîé æ¸ñòêîñòè, à â ðåçóëüòàòå íåñîîòâåòñòâèÿ ýòèì óñëîâèÿì ýìîöèîíàëüíîãî ìåõàíèçìà èíäèâèäà.

Ïåðâûì äàë îïðåäåëåíèå ñòðåññà êàíàäñêèé ôèçèîëîã Ãàíñ Ñåëüå. Ñîãëàñíî åãî îïðåäåëåíèþ, ñòðåññ — ýòî âñå, ÷òî âåäåò ê áûñòðîìó ñòàðåíèþ îðãàíèçìà èëè âûçûâàåò áîëåçíè.

Îðãàíèçàöèÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñòðåññà ïðåäïîëàãàåò çàòðóäíåíèå ðåàëèçàöèè ìîòèâàöèè, áëîêàäó ìîòèâèðîâàííîãî ïîâåäåíèÿ, ò.å. ôðóñòðóàöèþ. Ñîâîêóïíîñòü ôðóñòðàöèè, òðåâîãè, à òàêæå èõ âçàèìîñâÿçü ñ àëëîïñèõè÷åñêîé è èíòðàïñèõè÷åñêîé àäàïòàöèÿìè è ñîñòàâëÿåò îñíîâíîå òåëî ñòðåññà.

Ýôôåêòèâíîñòü ïñèõè÷åñêîé àäàïòàöèè âïðÿìóþ çàâèñèò îò îðãàíèçàöèè ìèêðîñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ. Ïðè êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèÿõ â ñåìåéíîé èëè ïðîèçâîäñòâåííîé ñôåðå, çàòðóäíåíèÿõ â ïîñòðîåíèè íåôîðìàëüíîãî îáùåíèÿ íàðóøåíèÿ ìåõàíè÷åñêîé àäàïòàöèè îòìå÷àëèñü çíà÷èòåëüíî ÷àùå, ÷åì ïðè ýôôåêòèâíîì ñîöèàëüíîì âçàèìîäåéñòâèè. Òàêæå ñ àäàïòàöèåé íàïðÿìóþ ñâÿçàí àíàëèç ôàêòîðîâ îïðåäåëåííîé ñðåäû èëè îêðóæåíèÿ, Îöåíêà ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ îêðóæàþùèõ êàê ôàêòîðà ïðèâëåêàþùåãî â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñî÷åòàëàñü ñ ýôôåêòèâíîé ïñèõè÷åñêîé àäàïòàöèåé, à îöåíêà òàêèõ æå êà÷åñòâ êàê ôàêòîðà îòòàëêèâàþùåãî — ñ å¸ íàðóøåíèÿìè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ìàê-Äåðìîòò ßí, Î’Êîííîð Äæ. ÍËÏ è çäîðîâüå. Èñïîëüçîâàíèå ÍËÏ äëÿ óëó÷øåíèÿ çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ. — Ì., 2003.

2. Ïåòåðñ Â.À. Ïñèõîëîãèÿ è ïåäàãîãèêà. — Ì., 2005.

3. Ïðÿæíèêîâ Í.Ñ., Ïðÿæíèêîâà Å.Þ. Ïñèõîëîãèÿ òðóäà è ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà. — Ì, 2001.

4. Ñåëüå Ã. Ñòðåññ áåç äèñòðåññà. — Ì., 1982.

5. Ñòîëÿðåíêî Ë.Ä. Îñíîâû ïñèõîëîãèè. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2005

Источник