Стокгольмский синдром красавица и чудовище

Стокгольмский синдром красавица и чудовище thumbnail

«Красавица и чудовище», будучи всеми любимой классикой Дисней, тем не менее, всегда вызывала вопросы. Один из них — а не страдает ли Белль, влюбившаяся в своего тюремщика, стокгольмским синдромом? Давайте разберемся!

Что такое стокгольмский синдром

Долго на этом мы останавливаться не будем — хотя бы поверхностно с термином мало кто незнаком.

Стокгольмский синдром — это явление, когда у жертвы возникает симпатия к агрессору. Как правило, в качестве защитного механизма.

У синдрома есть ряд симптомов, которым, по всей логике, случай Белль должен соответствовать, чтобы причислить ее к жертвам стокгольмского синдрома. Так ли это?

1. Сдержанное поведение, подпитываемое нежеланием спровоцировать агрессора

Первый же симптом — и первые же расхождения. Видите ли, Белль никогда не сдерживает себя; она не боится нарушать те немногие запреты, что выставил ей Зверь, и не тушуется, когда нужно постоять за себя.

Белль не хочет провоцировать его, конечно. Но это выливается не в ограничение своих действий, а в активную работу над тем, чтобы эти действия не вызывали у Чудовища вспышек гнева. В работу над его характером.

2. Выработанное негативное отношение к семье, близким и другим авторитетам

И опять, сразу нет. Мало того, что Белль осталась в замке из-за отца, она еще и отправляется на помощь, когда оказывается ему нужна.

В настоящих случаях стокгольмского синдрома симпатии жертвы полностью принадлежат агрессору: она во всем признает его правоту, а несогласные — часто ими и становятся близкие либо полиция, — подвергаются критическому отношению. И хотя

3. Неравный баланс силы и власти между жертвой и агрессором

Ну, здесь все верно, вроде бы. Однако в мультфильме есть целый ряд сцен, где Белль выступает сильнее (естественно, в моральном плане) Зверя. Например, когда она обрабатывает его раны.

Зверь, по большому счету, просто ведет себя как несносный ребенок.

4. Жертва находится в заложниках под угрозой смерти или физического вреда

Ну, как сказать… Вообще-то, Белль остается в замке из-за соглашения, которое они со Зверем заключили. Да, существовала угроза здоровья ее отцу в связи с нахождением в темнице, но после… ее там держит буквально честное слово.

Да и держит оно откровенно слабовато: Белль сбегает чуть ли не сразу после начала ее «заключения». Кстати, об этом.

5. Невозможность жертвы предпринять шаги, приблизившие бы ее освобождение

Ворота открыты, Белль, по большому счету, может уйти в любой момент — что и делает, причем не единожды. Она остается со Зверем потому, что в этом ее желание.

Да, ведет она себя, возможно, немного слишком открыто для ситуации, в которой она оказалась. Но она никогда не оправдывает его плохих поступков, и старается вознаграждать хорошие. И что же мы получаем в итоге?

Вывод

Гипотеза подтвердилась: счет по симптомам 0,5/5, что явно недостаточно для диагноза. На самом деле, в Дисней были и более убедительные примеры стокгольмского синдрома — просто не в «Красавице и Чудовище».

Это, например, в «Рапунцель. Запутанная история» и «Горбун из Нотр-Дама». В обоих случаях главных героев держат взаперти и манипулируют ими, запугиванием заставляя выработать привязанность к своему тюремщику. Тоже не совсем то, но уже куда ближе.

Кстати, мы уже разбирали другую сказку — рассказали, почему «Золушкой» быть все-таки ничуть не стыдно. Ознакомьтесь!

Ну как, мы вас убедили? Поделитесь мнением в комментариях!

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Не у всех киношных пар все складывается так же удачно, как у Белль и заколдованного принца. Заточение не всегда приводит к любви, а хэпппи-энд встречается только в сказках.

Том на ферме

Чтобы окончательно не впасть в депрессию, Том, переживший смерть своего любовника, отправляется к нему на похороны. Оказавшись на семейной ферме, он знакомится со старшим братом своего парня и тут же влюбляется в точную копию своего погибшего любимого человека.

Она

Мишель, красивая состоятельная парижанка, подвергается нападению в собственном доме — в ее дом врывается неизвестный, избивает ее и насилует. Когда он исчезает, Мишель не только не заявляет в полицию, но и не рассказывает никому о произошедшем. Она решает дождаться повторного «визита» и отомстить насильнику.

Кловерфилд, 10

Очнувшись в чужом подвале после автокатастрофы, Мишель узнает жуткую правду: Говард, якобы спасший ее после аварии, уверяет, что снаружи произошла страшная катастрофа, которая выкосила все человечество. Мишель кажется, что Говард ей врет, но подняться на поверхность и проверить правдивость его слов она не готова.

«V» значит Вендетта

Альтернативное будущее. После победы Германии во Второй мировой войне Британия становится одной из провинций Третьего рейха. На ее территории живет и готовит грандиозный план отмщения властям «V» — террорист и борец за свободу, прячущийся за фарфоровой маской. Во время одного из своих «выходов в свет» он знакомится с наивной девушкой Иви…

Кинг Конг

Постановщик Карл Денхэм находит идеальное место для съемок: дикие джунгли загадочного острова Черепа. Выбрав актрису и упаковав оборудование, он и его съемочная группа отправляются снимать фильм. Но в первые же дни нахождения на острове исполнительницу главной роли похищает страшное чудовище, годами скрывавшееся в бескрайних лесах.

Берлинский синдром

Во время отпуска в Берлине Клэр знакомится с милым и харизматичным Энди, и в скором времени они едут в его квартиру, чтобы провести ночь вдвоем. Когда она просыпается на следующее утро, то оказывается, что Энди запер ее в квартире. Поначалу Клэр думает, что ее кавалер ошибся, но затем выясняется, что он не собирается выпускать ее.

Баффало 66

Билли только вышел из тюрьмы, а у него уже ворох проблем. У него нет ни денег, ни связей, ни друзей, ни одна девушка на него не посмотрит, а его родители-тираны, от которых он все эти годы скрывал свое пребывание в тюрьме, жаждут его увидеть и познакомиться с его несуществующей девушкой. В итоге он придумывает и воплощает «идеальный» план: он похищает первую попавшуюся девушку и заставляет ее играть роль его пассии.

Читайте также:  У кого был синдром заходящего солнца

Свяжи меня

23-летний экс-пациент психушки Рикки нуждается в любви и понимании. Он решает создать семью и… похищает киноактрису-наркоманку Марину, свою бывшую любовницу, привязывает ее к кровати и клянется, что станет хорошим мужем и отцом их будущих детей. Марина почему-то ему не верит.

Призраки Гойи

Инесс, музу знаменитого художника Франциско Гойи, по нелепому и недоказанному обвинению инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Художник пытается применить свои связи, чтобы спасти девушку от гибели в подвалах церкви, однако даже его влияния оказывается недостаточно.

13 июля 2017

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

«Красавица и Чудовище»: Сказка о стокгольмском синдроме

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище»

16.03.2017Ольга Маршева

THR попытался разобраться, удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого.

Кто из девушек не мечтал, пересматривая в очередной раз диснеевскую «Красавицу и Чудовище», о собственном монстре, который, не устояв перед великой силой любви, превратится в прекрасного принца? Наверняка не исключение даже юная Эмма Уотсон, примерившая на себя роль нежной и храброй Белль из уже ставшего классикой мультфильма в его игровой версии. Удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого, — попытался разобраться THR.

Грядущая премьера — игровая версия одного из мультфильмов «большой тройки», положившей начало так называемому ренессансу Disney в конце 80-х — начале 90-х. Если тогда вы были ребенком, то наверняка помните: сначала была «Русалочка», потом «Красавица и Чудовище» и, наконец, «Аладдин». Каждый из них оказался шедевром: и нарисовано так, что глаз не оторвать, а музыка надолго остается в памяти (все три анимационные ленты получили по два «Оскара» — за лучшую песню и лучший саундтрек. — THR). Кто в наше время может похвастаться подобным, за исключением разве что авторов «Холодного сердца»?

Идея прекрасная — все-таки это первый в истории мультфильм, номинировавшийся на «Оскар» в категории «Лучший фильм», — но не такая уж простая. Потому что времена изменились. Сейчас главные героини самодостаточные девушки, которые в лучшем случае могут огреть принца сковородкой (да, это мы про Рапунцель), а в худшем — вообще без них обходятся (та же Эльза из «Холодного сердца», например). А на рубеже 80–90-х каждая порядочная героиня искала себе мужа и была бесконечно далека от феминистических идей.

Кем была бы Ариэль без принца Эрика, а Жасмин без Аладдина? И красавица Белль тут тоже весьма кстати: персонаж классической средневековой сказки, она получила богатого мужа и полцарства в придачу только благодаря своему правильному характеру и женской хитрости.

Стокгольмский синдром красавица и чудовище

Как и у большинства лучших диснеевских мультфильмов, у «Красавицы и Чудовища» бурная судьба: во-первых, лента легла в основу успешного бродвейского мюзикла, многократно номинировавшегося на театральную премию «Тони», во-вторых, было снято целых два продолжения. И все же свой второй день рождения картина будет праздновать в марте, когда выйдет ее игровая версия.

К премьере Disney подходит в приподнятом настроении и абсолютной уверенности в успехе. Этому поспособствовал прошлогодний аналогичный эксперимент с перепевкой «Книги джунглей», режиссером которой очень правильно был выбран Джон Фавро (фильм собрал по миру $966,5 млн. — THR). Для грядущей адаптации тоже подобрана идеальная кандидатура: Билл Кондон написал сценарий «Чикаго» и сам поставил «Девушек мечты» — превосходный, хотя и не вызвавший в России ажиотажа мюзикл, где пели Джейми Фокс, Бейонсе и даже, трудно поверить, Эдди Мерфи.

Итак, новая Красавица — это Эмма Уотсон, подросшая Гермиона из «Гарри Поттера», завсегдатай модных показов и лицо с журнальных обложек. Эмма обошла своих конкуренток — Эмму Робертс, Лили Коллинз и Аманду Сайфред — говорят, ее вокальные данные впечатлили абсолютно всех.

Стокгольмский синдром красавица и чудовище

Современная Белль в духе времени будет немножко феминисткой: у нее растрепанные волосы и ботинки вместо туфелек. (Прихорашиваться перед зеркалом? Еще чего!) Но самое главное — теперь уже героиня, а не ее отец, как в мультфильме, будет изобретательницей. Книги и чертежи — вот все, что ее волнует. Ну, а роман с Чудовищем окажется скорее стечением обстоятельств, чем велением сердца: что еще делать запертой в четырех стенах девушке. Да и «стокгольмский синдром» еще и не таких ломал…

Партнер Уотсон — дикое, но симпатичное Чудовище — мало кому известен. 34-летний Дэн Стивенс, звезда сериала «Аббатство Даунтон», пришел на замену фигурам куда более звездным. Кастинг на роль заколдованного принца продолжался очень долго. Джош Бролин и Хью Джекман отпали в силу возраста — они показались продюсерам слишком старыми (хотя, на наш взгляд, это было бы интересное решение — поставить в пару к юной девушке 45-летнего циника-мизантропа).

Ходили слухи, что героя могут сыграть Дэниэл Рэдклифф, Роберт Паттинсон, а самый яркий претендент — Райан Гослинг. После того как Гослинг выбрал съемки в другом мюзикле, «Ла-Ла Ленде» (от которого, кстати, отказалась в свое время Эмма), авторы сделали ставку на темную лошадку. Самая заметная работа Стивенса в кино — эпизодическая роль сэра Ланселота в ленте «Ночь в музее: Секрет гробницы». Впрочем, большую часть времени персонаж все равно ходит в гриме — кому он будет интересен, когда исчезнут грива и рога?

Читайте также:  Центральный вестибулярный синдром стволового уровня

Как и в оригинальном мультфильме, самыми интересными героями «Красавицы и Чудовища» останется оживший ассортимент отдела «Все для дома»: канделябр Люмьер с сильным французским акцентом (голос Юэна МакГрегора), смешная толстушка-чайник миссис Поттс (Эмма Томпсон), дворецкий с часовыми стрелками-усиками и голосом Иэна МакКеллена и совершенно новый персонаж — Рояль…

Оказаться в их компании на целых полтора часа — настоящая роскошь. Так что будем добрыми гостями, и желательно — с субтитрами.

«Красавица и Чудовище» (Beauty and the Beast)

WDSSPR / США / Режиссер:БиллКондон/ В ролях: ЭммаУотсон, ЮэнМакГрегор, ДэнСтивенс, ЛюкЭванс, ЭммаТомпсон, ГугуЭмбатаРо, ДжошГад, ИэнМакКеллен, СтэнлиТуччи, КевинКлайн / Премьера 16 марта

Источник

Красавица и чудовище

Эту сказку ты, скорее всего, помнишь по мультфильму, сценарий которого сильно отличается от литературной основы, но ее ты тоже знаешь, даже если не читала: сказка французской романистки Габриэль Сюзанн де Вильнев и знакомый тебе с детства «Аленький цветочек» Аксакова почти ничем друг от друга не отличаются. И мораль, соответственно, у них одинакова: главное — не внешнее, а внутреннее, и любить нужно не за красоту. А за что?

За что Белль, она же Настенька, полюбила Чудовище? Может быть за то, что Чудовище заставил ее остаться у него в замке при помощи шантажам — мол, или ты, или твой папенька? Но это же в чистом виде стокгольмский синдром: состояние, при котором заложник начинает симпатизировать своим захватчикам или отождествлять себя с ними. Это защитный механизм психики, а не любовь.

А может быть, дело в том, что Чудовище внешне ужасен, но прекрасен внутри? Ничего подобного: ему, безусловно, можно посочувствовать, но его состояние — это не повод похищать людей и удерживать их насильно при помощи шантажа: то отца похищу, то сам умру. Принц, на лицо ужасный, внутри оказывается не добряком и лапочкой, а маньяком.

А давай представим, что эту сказку написали про девочек и для девочек. Что она называется «Красавец и чудовище», и в этой сказке прекрасный юноша готов остаться один на один в пустом замке с заколдованной уродиной со скверным характером и замашками маньячки. И полюбить ее такой, какая она есть. Представляешь? Вот и мы нет. Потому что это сказка не про девушку, которая нашла свое счастье, а про Чудовище, которому непременно достанется красавица. На том простом основании, что у него есть штаны.

А что до Красавицы — то кому и когда, в самом деле, были интересны чувства жертвы? Смирилась со своей участью — и прекрасно.

Дюймовочка

Дюймовочку никто не рассматривает как личность, ее рассматривают как удобную функцию: это хорошая жена, она мало ест. Все это совершенно справедливо возмущало нас в детстве, а вот хэппи-энд, напротив, закономерно радовал. Но где он, тот хэппи-энд?

Может быть, прекрасный эльфийский король дал себе труд познакомиться с Дюймовочкой поближе? Может быть, он спросил у нее, не желает ли она вернуться к матери, или хотя бы навестить ее? Нет, разумеется. Нам просто сообщили, что король эльфов и Дюймовочка полюбили друг друга, поженились и жили долго и счастливо. Функция реализуется. Дюймовочка наконец-то стала достаточно хорошей женой. Да почему бы ей не стать еще кем-нибудь, а? Хорошим ветеринаром, например. Потому что эта героиня казалась нам действительно живой и счастливой только в тот момент, когда ухаживала за ласточкой. Все остальное время Дюймовочкой управляли другие герои — то жабье семейство, то мышь с кротом, то эльф, — и никто ни разу не поинтересовался, чего же хочется самой Дюймовочке. Ну, сама виновата. Нечего было такой маленькой рождаться, правда?

Русалочка

Давай еще раз попробуем поменять героев местами? Есть множество сказок о бесстрашных рыцарях, готовых ради любимой воевать с ведьмами, с драконами, с живыми мертвецами и с чертом лысым. Все эти прекрасные мужчины готовы расстаться с жизнью ради любви, но ни один никогда не был готов расстаться ни с одной составляющей этой самой привычной жизни. Умереть — это запросто (правда, почему-то никто не умер, не считая тех, кого сразу отпоили живой водой), а вот отказаться от чего-то действительно значимого — это увольте: только женщина ради большой и светлой любви способна добровольно себя покалечить. В какой сказке есть принц, готовый остаток жизни ходить будто бы по ножам, и при этом не иметь возможности объясниться со своей милой? Где этот мужчина, готовый самостоятельно себя пытать, потому что жить вдали от любимой — это пытка невыносимее? Нет такого мужчины. А Русалочка есть. И чему же она нас научила?

Тому, что жертвенность — это только женское качество. Мужчина же вправе эту жертву не принять, и ничего страшного, в сущности, с ним не случиться. А та, что принесла себя в жертву, должна утереться. Пусть радуется тому, что эта Великая любовь у нее вообще была. Ради такого и умереть не жалко, верно, девочки?

Отсюда

Источник

23 августа 1973 некий Ян Олссон ворвался в банк на улице Нормальмсторг в Стокгольме. Он взял в заложники несколько человек, выдвинув полиции ряд требований, включая свободу для Кларка Улоффсона — самого известного преступника законопослушной Швеции, фактически местного национального героя. На последнее требование власти согласились и отправили Улофссона в банк, надеясь, что его рассудительный характер поможет стабилизировать обстановку.

И в самом деле, когда он явился в банк, то обстановка с заложниками (трое женщин и один мужчина) стала и вовсе непринуждённой: они выпивали, болтали, ели пиццу, играли в настольные игры. Заложники сами просили встреч с журналистами и просили полицию не начинать штурм здания. После освобождения заложники сохранили с преступниками приятельские отношения.

Читайте также:  Нет мозжечка что за синдром

С тех пор эмоциональная привязанность жертвы к агрессору стала называться «стокгольмским синдромом». О произведениях на эту тему и поговорим.

1. «Красавица и чудовище»

Первая и главная история о стокгольмском синдроме — «Красавица и чудовище». Хотя чудовищу следовало бы озаботиться поисками симпатичных дам, которым не так важна внешность, сколько материальная обеспеченность.

Красавица влюбляется в монстра, у которого она в плену, да и он платит ей взаимностью. Таким образом, наказание за цветочек превратилось в мелодраму. В экранизациях пытаются романтизировать причины, по которым возникла любовь — взаимопонимание, доброта и чистая душа чудища.

Но в основе всё равно та же схема — похищение и постепенная смена страха влюблённостью. Как и было сказано, стокгольмским синдромом пытаются называть только ситуации, где агрессор совершает исключительно неприятные действия по отношению к жертве, однако на самом деле синдром имеет большое количество вариаций.

2. «Призрак оперы»

Кадр из фильма

Одной из самых романтичных вариаций сюжета о «красавице и чудовище» является «Призрак оперы», который начался с романа Гастона Леру, но сейчас уже приобрёл целый вал разнообразных интерпретаций. Самое интересное в сюжете то, что стокгольмский синдром у жертвы не проявился, что и заставляет людей снова и снова обращаться к истории, так как она развивается логично с точки зрения здравого смысла, однако противоречит одному из важнейших человеческих паттернов.

Напомним основную канву, которая обеспечивает успех каждой версии. Некое с виду чудовищное создание (обезображенный человек/дух/человек, продавший душу) является сквозь зеркало молодой певице и учит её пению. Она исполнена благодарности учителю, но, когда тот является ей, она пугается.

Призрак в отчаянии похищает певицу, но и тогда она не влюбляется в него. Концовка у всех разная, самая популярная версия совпадает с литературной: из жалости певица готова остаться с монстром, но он, видя её готовность к жертве, отказывается и отпускает её на волю.

Призрак оперы — типичный пример «монстра с добрым сердцем», хотя эту доброту проявляет только к возлюбленной, потому что для всех остальных он убийца.

3. «Молчание ягнят»

Кадр из фильма

Наши красавица и чудовище — это Кларисса Старлинг и Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят». Это противостояние молодой, но умной и амбициозной девушки против беспринципного, но обаятельного и искушённого «монстра», поразило не только интеллектуальные, но и более глубокие бессознательные слои разума зрителей.

В конечном счёте, Томас Харрис не выдержал давления фанатов, и преданная всеми своими друзьями Кларисса стала парой каннибалу-доктору, разделив с ним такое интеллектуальное развлечение, как постижение мозгов других людей всеми способами, не исключая и вкусовых.

То, что является иллюзией стокгольмского синдрома, а именно убеждение «если я буду на его стороне, он меня не тронет», в случае с Ганнибалом является реальностью. Таким образом, синдром Клариссы и зрителя обусловлен одной и той же причиной — приятно быть на стороне того, кто опасен для всех, но не для тебя. И чем страшнее монстр, который тебя защищает, тем в большой безопасности ты себя ощущаешь.

4. «Цветы на чердаке»

Кадр из фильма

Любовь между жертвой и маньяком — это излюбленная тема триллеров. Зачастую это бывает и болезненная любовь между родителем и ребёнком (и не об инцесте речь), когда родителю нравится доставлять страдание, а ребёнок тем более предан ему, чем больше считает, что сам заслужил подобное отношение.

Началось всё с жутковатого бестселлера «Цветы на чердаке», а сейчас вышло уже несколько хитов наших лет, когда родитель страдает «синдромом Мюнхгаузена по доверенности», то есть заставляет ребёнка симулировать болезнь или же специально болезнь провоцирует, чтобы быть ребёнку нужным, заботиться о нём.

И ребёнок, который понимает всю болезненную составляющую подобного чувства, всё равно, благодаря стокгольмскому синдрому, продолжает любить родителя, не в силах разобраться, что такое поведение — проявление не любви, а психической болезни.

5. «Тарантул»

Кадр из фильма

Но всё же сосредоточимся на отношениях между полами и всему потенциалу сказки о чудище и красотке. Мужчина, который навязывает свою любовь, это преступник, какими бы целями он ни руководствовался. Отлично это показано в фильме «Кожа, в которой я живу», который был снят по книге Тьери Жонке «Тарантул».

Концовки у фильма и книги разнятся, причём в книге стокгольмский синдром выражен более явно. Хотя в основе своей это один и тот же сюжет про врача, который ошибочно винит молодого парня в смерти своей дочери, похищает его и превращает в женщину.

Это запутанное в плане гендера повествование задаёт всё тот же вопрос: почему нас так привлекает эта история про красавицу и чудовище, что люди готовы разыгрывать её раз за разом? Впрочем, фильм, в отличие от книги, задаёт и другой вопрос: есть ли у стокгольмского синдрома предел? Способна ли красавица перестать видеть в похитителе принца и, наконец, увидеть чудище таким, какое оно есть?

У заложников в отделении банка на улице Нормальмсторг была очень веская и логичная причина желать успеха своим похитителям. В случае штурма банка полицией, вполне могли погибнуть все, включая заложников, требования похитителей не наносили вреда интересам заложников, преступники отлично с ними обращались, не считали заложников ниже себя и вовсе не были заинтересованы в убийствах.

В то же время этот случай заставил учёных обратить внимание на странный феномен, когда человек начинает считать себя не жертвой, а соучастником преступника. Даже когда против него обращена агрессия, случаются акты насилия, какой-то защитный механизм заставляет человека считать, что они с преступником всё равно заодно.

А какие книги с описанием стокгольмского синдрома знаете вы? Делитесь в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник