Статья коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом шевченко

Статья коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом шевченко thumbnail

Стр. 3

Наш собственный опыт позволяет выделить ряд последовательных этапов данной методики. Вначале психотерапевт предлагает родителям составить список беспокоящих их форм поведения ребенка, подчеркивая, что его интересуют именно конкретные поведенческие феномены, а не их обобщенные названия типа «капризы», «непослушание», «неаккуратность», «нарушения школьной дисциплины», «грубость», «плохая учеба» либо оценка родителями личностных качеств сына или дочери («ленивый», «медлительный», «упрямый», невнимательный», «нерешительный», «несдержанный», «недобросовестный», «вспыльчивый», «грубый» и т.п. Обсуждение представленных списков направлено на выделение четких, максимально простых и понятных поведенческих «мишеней», поддающихся однозначной объективной оценке на предмет их сохранения или ликвидации в процессе терапии. Такие «мишени» могут быть сформулированы следующим образом: «не собирает свои игрушки после того, как закончил играть», «не всегда чистит зубы по утрам», «бьет сестру», «кричит на бабушку», «не остается один в квартире», «боится темноты», «разбрасывает свои вещи», «берет чужое без спроса», «отказывается садиться за уроки» и т.п.

Подобные формулировки не содержат негативной оценки личности (следствием которой может быть чувство неполноценности), позволяют отделить родительское отношение к ребенку (которое должно определяться безусловным принятием и любовью) от их отношения к тем или иным конкретным поступкам, которые мешают естественному проявлению этой любви. С другой стороны, и ребенку гораздо легче понять, чего от него хотят, что он должен делать и чего не делать, чтобы не перестать чувствовать себя «хорошим». Такой «язык» в полной мере соответствует наглядно-действенному и конкретно-образному уровням мышления детей данного возраста. Конкретная поведенческая мишень легко может быть проиллюстрирована рисунком и разыграна в сценке на психотерапевтическом приеме.

Наконец, тщательное осуществление первого этапа поведенческой психотерапии позволяет провести коррекцию взглядов, установок и требований самих родителей, Так, например, для них становится очевидной абсурдность формулировок некоторых своих жалоб, таких, как «он не любит выносить мусор», «не любит, когда ему делают замечания», «не всегда слушается старших», «не сразу бросает игру и идет кушать, когда его позовут» и т.п. В то же время письменное составление списка проблем и их анализ позволяют более критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленным родительским перфекционизмом или излишней тревожностью. Следует оставить лишь те поступки, которые на самом деле вызывают психологический дискомфорт, не компенсируемый положительными эмоциями от иных форм поведения. Так, если девятилетний ребенок настолько полюбил чтение, что засиживается с книгой допоздна (ситуация, о которой многие родители могут только мечтать), то матери и бабушки, встревоженные тем, что ребенок может не выспаться, должны прежде всего адекватно оценить обоснованность своих опасений. Приняв же решение о нежелательности того или иного поведения, следует постараться заменить вызывающие конфликт запреты компромиссным разрешением ситуации, предложить альтернативные способы удовлетворения индивидуальной потребности («Вместо чтения перед сном послушай радио или магнитофон», «Никакого шоколада, можешь съесть яблоко или морковку»).

Источник

Аннотация

В статье выделены наиболее популярные подходы к пониманию и объяснению феномена СДВГ, обозначенные в зарубежных и отечественных исследованиях в области нарушения поведения детей и подростков. Авторами выделены четыре базовых подхода к диагностике и коррекции СДВГ: биомедицинский, социопсихологический, воспитательный и комплексный медико-психологический. Обозначены взгляды на этиопатогенетические механизмы возникновения нарушений поведения и их коррекцию.

  1. Азбукин Д.И. Общественно-педагогическая
    деятельность В.П. Кащенко // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина.
    1947. Т. 49. Вып. 3. С. 101–109 Глозман Ж.М. Нейропсихология детского
    возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.

  2. Глозман Ж.М, Шевченко И.А. Проблема синдрома
    дефицита внимания
    с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестник КемГУ. 2013. Т.
    55.
    № 1(3) С. 129–137. doi: org/10.21603/2078-8975-2013-3-129-137.

  3. Грибанов А.В., Панков М.Н. Уровень постоянных
    потенциалов головного мозга
    у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология
    человека. 2009. Т. 35. № 6. C. 690–695. 

  4. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы
    практической педиатрии. РНИМУ им.
    Н.И. Пирогова, Москва. [Электронный ресурс] URL: https://www.phdynasty.
    ru/katalog/zhurnaly/voprosy-prakticheskoy-pediatrii/2012/tom-7-nomer-1/9194
    (дата обращения: 01.12.18).

  5. Заваденко Н.Н, Немкова С.А. Нарушения развития и
    когнитивные дисфункции
    у детей с заболеваниями нервной системы. Научно-практическое руководство.
    М.: Специальное издательство медицинских книг, 2016. 360 с.

  6. Зыков В.П, Заваденко Н.Н. Достижения в детской
    неврологии за последние 20 лет [Электронный ресурс] // Доктор.Ру. Неврология
    Психиатрия. URL:
    https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1075876&selid=18236177 (дата
    обращения: 1.09.18).

  7. Куликова Т.Г., Баулина М.Е. Нейрофизиологические и
    нейроанатомические корреляты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у
    детей [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. URL:
    https://psychology .snauka.ru/2017/04/8078 (дата обращения: 08.02.2019).

  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие
    для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.

  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для
    взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
    и аутичными детьми.
    СПб.: Речь, 2000. 136 с.

  10. МКБ-11 (Международная классификация болезней 11
    пересмотра) [Электронный ресурс]. URL:
    https://icd11.ru/syndrom-deficyt-vnymaniya (дата обращения: 13.11.18).

  11.  Морозова Е.A. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью: причины
    и последствия // Практическая медицина. 2011. Т. 49. № 1.  С.
    125–127.

  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и
    коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

  13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и
    психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 288 с.

  14.  Цветков А.В. Гиперактивный ребенок:
    нейропедагогика саморегуляции.
    М.: Спорт и Культура. 2017. 128 с.

  15. Чутко Л.С, Сурушкина С.Ю. Современные подходы к
    лечению и реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
    // Детская и подростковая реабилитация. 2014. Т. 22. № 1. С. 35–41.

  16. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с
    гиперактивностью
    и психопатоподобным синдромом. Практическое руководство для врачей, психологов
    и педагогов. М.: Вита-Пресс, 1997. 52 с.

  17. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей
    с ММД. Диагностика
    и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.:
    Иматон, 1997. 80 с.

  18.  Bange F, Mouren M. C. Le point de vue du
    prescripteur // Le carnet psy. 2003. Vol. 78. № 3. P. 1719.
    doi: 10.3917/lcp.078.0017.

  19.  Biederman J. Faraone S. The effects of
    attention-deficit/hyperactivity disorder on employment and household income
    [Электронный ресурс] // MedGenMed. URL:
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1781280/ (дата обращения:
    07.08.18).

  20.  Bourdaa M. Does television reflect the
    evolution of scientific knowledge? The case of attention deficit hyperactivity
    disorder coverage on French TV // Public Understanding of Science. 2015.
    Vol. 24. № 2. P. 200–209. doi: 10.1177/0963662513484842

  21.  Chagnon J.Y. L’agression sexuelle à
    l’adolescence: un destin potentiel de l’hyperactivité // Perspectives Psy.
    2010. Vol. 49. № 4. P. 303–309. doi: 10.1051/ppsy/2010494303.

  22. Condray R. Language comprehension in schizophrenia:
    Trait or state indicator?
    // Biological psychiatry. 1995. Vol. 38. № 5. P. 287–296.
    doi:10.1016/0006-3223(95)00378-T.

  23. Cortese S, Adamo N. Comparative efficacy and
    tolerability of medications for attention-deficit hyperactivity disorder in
    children, adolescents, and adults: a systematic review and network
    meta-analysis. // The Lancet psychiatry. 2018. Vol. 5. P. 727–738.
    doi:10.1016/S2215-0366(18)30269-4.

  24. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th
    ed. Washington DC: American Psychiatric Association [Электронный ресурс]. URL:
    https://dsm.psychiatry online.org/doi/book/10.1176/appi.books.9780890425596.
    (дата обращения: 12.10.18).

  25. Duffy F., Shankardass A. A unique pattern of
    cortical connectivity characterizes patients with attention deficit disorders:
    a large electroencephalographic coherence study [Электронный ресурс] // BMC
    Medicinе. URL: https://bmcmedicine.biomedcentral
    .com/articles/10.1186/s12916-017-0805-9 (дата обращения: 14.04.2017).

  26. Evenden J. Impulsivity: a discussion of clinical
    and experimental findings // Journal of Psychopharmacology. 1999. Vol. 13. № 2.
    P. 180–192. doi:10.1177/026988 119901300211.

  27.  Faraone S.V. Neurobiology of attention
    deficit disorder // Biological psychiatry. 1998. Vol. 44. № 10. P. 951–958.
    doi: 10.1016/S0006-3223(98)00240-6.

  28. Frances A.J., Widiger T. Psychiatric diagnosis:
    lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review
    of clinical psychology, 2012. Vol. 8.
    P. 109–130.  doi: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.

  29.  Golse B., Zigante F. L’enfant, les
    psychotropes et la psychanalyse // Revue française de psychanalyse. 2002. Vol.
    6. № 2. P. 433–446. doi:10.3917/rfp.662.0433.

  30.  Gonon F, Bézard E. Misrepresentation of
    neuroscience data might give rise to misleading conclusions in the media: The
    case of attention deficit hyperactivity disorder // Plos One. 2011.  Vol.
    6. № 1. doi:10.1371/journal.pone.0014618.

  31. Gonon F., Konsman J.P. Why most biomedical findings
    echoed by newspapers turn out to be false: The case of attention deficit
    hyperactivity disorder // Plos One. 2012. Vol. 7. № 9. doi:
    10.1371/journal.pone.0044275.

  32. Kendall J.1. Service needs of families with
    children with ADHD // Journal of family nursing. 2005. Vol. 11. № 3. Р. 264
    –288. doi: 10.1177/1074840705278629.

  33. Kewley G.D. Personal paper: Attention deficit
    hyperactivity disorder is underdiagnosed and undertreated in Britain // BMJ
    (Clinical research) 1998. Vol. 316. № 7144. P.1594–1596.

  34.  Kim M. Prevalence of
    attention-deficit/hyperactivity disorder and its comorbidity among Korean
    children in a community population // Journal of Korean Medical Science.
    2017.  Vol. 32. № 3. P. 401–406.
    doi: 10.3346/jkms.2017.32.3.401.

  35.  Korean parents tend to leave children with ADHD
    untreated // Korea Biomedical Review. [Электронный ресурс]. URL:
    https://www.koreabiomed.com/news /articleView.html?idxno=2970. (дата обращения:
    06.05.2018).

  36.  Lauth B. Les médicaments stimulants et leurs
    alternatives dans le traitement psychopharmacologique du syndrome de
    l’hyperactivité infantile // Perspectives psy. 2003. Vol. 43. № 1. 
    P. 46–57. doi: 10.1051/ppsy/2004431046.

  37. Norvillitis J. Perceptions of ADHD in China and the
    United States: A Preliminary Study // Journal of attention disorders. 2005.
    Vol. 9. № 2. P. 413–424, doi: 10.1177/1087054705281123.

  38.  Osterlaan J., Logan G.D., Sergeant J.A.
    Response inhibition in ADHD, CD, comorbid ADHD+CD, anxious, and control
    children: a metaanalysis of studies with the Stop Task // Child Psychology and
    Psychiatry. 1998. Vol. 39. № 3. P. 411–425.

  39. Oravecz. Z. Hierarchical bayesian modeling for test
    theory without an answer key, // PSYCHOMETRIKA. 2015. Vol. 80. № 2. P. 341–364.
    doi: 10.1007/S11336-013-9379-4.

  40. Strohl M.P. Bradley’s Benzedrine Studies on
    Children with Behavioral Disorders //The Yale journal of biology and medicine.
    2011. Vol. 84. № 1. P. 27–33.

  41.  Yang B. A meta‐analysis of association
    studies between the 10‐repeat allele of a VNTR polymorphism in the 3′‐UTR of
    dopamine transporter gene and attention deficit hyperactivity disorder //
    American journal of medical genetics. 2007. Vol. 144B. № 4.  doi:
    10.1002/ajmg.b.30453.

Читайте также:  Ведущий синдром при хроническом панкреатите

Источник

1. Laufer, M. W. Hyperkinetic behavior syndrome in children / M. W. Laufer, E. Denhoff // Journal of Pediatrics. – 1957. – Vol. 50.

2. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. – М.: Питер, 2008. – 288 с.

3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

4. МКБ-10: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: в 3 т. – М.: Медицина, 2004.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. – Изд. 2-е. – М.; СПб, 2004. – 896 c.

6. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

7. Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit / Hyperactivity Disorder. – Washington: The Attention Deficit Disorder Association, 2006.

8. Children with deficit in attention, motor control and perception almost grown up: psychiatric personality disorders at age 16 years / L. Hellgren, I. C. Gillberg, A. Bagenholm [et al.] // J. Child Psychology and psychiatry. – 1994. – Vol. 35. – Р. 1255 – 1271.

9. Политика, О. И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ / О. И. Политика. – СПб.: Речь, 2005.

10. Депутат, И. С. Характеристика вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ / И. С. Депутат, Л. Ф. Старцева, Ю. А. Иорданова // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).

11. Цветков, А. В. Гиперактивный ребёнок: развиваем саморегуляцию / А. В. Цветков. – М.: Спорт и культура-2000, 2012. – 104 с.

12. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 61 с.

13. Феоктистова, С. В. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста / С. В. Феоктистова // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).

14. Курдюкова, С. В. Формирование ориентировочной основы и контроля действия как метод коррекции СДВГ / С. В. Курдюкова, Ж. М. Глозман, М. В. Чибисова // Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.

15. Weinstein, C. S. Description of mothers with ADHD with children with ADHD / C. S. Weinstein, R. J. Apfel, S. R. Weinstein // Psychiatry. – 1998. – 61(1).

16. Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания/гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. – № 3.

17. Faraone, S. V. Neurobiology of attention deficit hyperactivity disorder / S. V. Faraone, J. Biederman // Biol Psychitry. – 1998. – 44(10). – Р. 951 – 958.

Читайте также:  Синдром сикстинской капеллы симптомы и лечение

18. Kinsbourne, M. Genetic and biochemistry in attention deficit disorder / M. Kinsbourne, C. K. Deutsch // Developmental psychopathology, ed. by M. Lewis, S. Miller. – N.Y.: Plenum Press, 1990.

19. Zametkin, A. J. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood onset / A. J. Zametkin, Т. Е. Nordahl, M. Gross [et al.] // The New England journal of Medicine. – 1990. – Vol. 323. – P. 1361 – 1366.

20. Грибанов, А. В. Церебральное энергообеспечение у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А. В. Грибанов, А. Н. Подоплёкин, Д. Н. Подоплёкин // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).

21. Мачинская, Р. И. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Вестник Поморского университета. – 2007. – №2(8).

22. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 52 с.

23. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко [и др.] // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 28 – 34.

24. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей / А. В. Грибанов и др.; под ред. А. В. Грибанова. – М.: Академический проект, 2004. – 143 с.

25. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

26. Shallice, T. Execution functions profile in children with ADHD / T. Shallice, G. M. Marzocchi, S. Coser [et al.] // Developmental neuropsychology. – 2002. – 21(1). – Р. 43 – 71.

27. Marzocchi, G. M. What are the causes of the attention deficits observed in children with dyslexia / G. M. Marzocchi, S. Ornaghi, S. Barboglio // Child neuropsychology. – 2009. – № 15. – Р. 567 – 581.

28. Горячева, Т. Г. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности / Т. Г. Горячева, А. С. Султанова // В. М. Бехтерев и современная психология. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 91 – 100.

29. Wilmshurst, L. Attention deficit / Hyperactivity disorder / L. Wilmshurst // “Essentials of Child Psychopathology”. – N.Y.: John Wiley & Sons, 2005. – Part 4.

30. Barkley, R. A. Attention deficit – hyperactivity disorder / R. A. Barkley // Behavioral assessment of childhood disorders., 2nd ed. – N.Y.: Guilford, 1988.

31. Weiss, M. D. A chart review study of the Inattentive and Combined Types of ADHD / M. D. Weiss, D. E. Worling, M. B. Wasdell // Journal of Attention Disorders. – 2003. – 7(1).

32. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / ред. М. Пассольт. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

33. Голдберг, Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.

34. Сухотина, Н. К. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей / Н. К. Сухотина, А. В. Красова // Журнал клинической и социальной психиатрии. – 2006. – № 2.

35. Досани, С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / С. Досани. – М.: Центрполиграф, 2010. – 221 с.

36. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей / Н. К. Сухотина [и др.] // Психиатрия и и психофармакотерапия. – 2004. – Т. 6. – № 6.

37. Shalev, L. Computerized Progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD / L. Shalev, Ye. Tsal, C. Mevorach // Child Neuropsychology. – 2007. – № 13(4). – Р. 382 – 388.

38. Курдюкова, С. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста / С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с.

39. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

40. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.

Источник

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Согласно существующим в специальной литературе представлениям это обусловлено рядом факторов: заболевания матери, неблагоприятное течение родов, осложнения во время беременности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко и др.)

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы, несформированный почерк. Исследования показывают, что активность детей с СДВГ на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне. Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного задания на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, часто меняется настроение.

К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Этиология и патогенез синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время существуют                 нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить причины развития синдрома.

Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

•   генетические факторы;

•   повреждение ЦНС во время беременности и родов;

Читайте также:  Общий адаптационный синдром и его фазы

•   негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н. Н. Заваденко возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Но, как отмечал доктор медицинских наук Ю.С. Шевченко «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Поэтому важно комплексное воздействие, единая стратегия в оказании помощи ребенку со стороны медиков, воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, родителей, чтобы научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Нельзя забывать, что ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Гиперактивных детей важно отличать от детей с повышенной тревожностью. Так для гиперактивного ребенка характерна постоянная импульсивность, двигательная активность, лихорадочный, беспорядочный характер движений, а тревожный ребенок двигательно активен только в определенных ситуациях, его движения беспокойные, напряженные, но он способен контролировать свое поведение.

У гиперактивного ребенка велика потребность в двигательной активности и нет смысла ее подавлять. Лучше научить его выплескивать энергию приемлемыми способами, занимаясь ритмикой, плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Нагрузка на занятиях должна соответствовать его возможностям, важно предусматривать смену видов деятельности и помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале занятия, чем в конце, в начале дня, чем вечером.

Интересно, что такой ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и успешнее справляется с работой, поэтому рекомендуется начинать коррекционную работу с индивидуальных занятий, поэтапно включая в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Важно заранее подготавливать ребенка к смене рода, вида занятий, например, предупреждать, что до окончания выполнения задания осталось 5 минут; важно знакомить с очередностью выполнения заданий, режимом дня, используя плакаты, символы, сигнал таймера, заведенный на определенный промежуток времени.

Можно использовать такой прием как: использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивного ребенка за временем (хранитель времени). В этом случае не возникает агрессивности и ребенок будет готов к перемене деятельности.

Гиперактивного ребенка важно учить соблюдать определенные правила, для этого можно попросить его «озвучить их»; предложить рассказать сверстникам, что и как нужно делать; можно обсудить с ребенком «советы самому себе» для успешной деятельности; важно отметить, что если он «нечаянно» нарушит правило, то, конечно, же, он может исправить свою ошибку, и у него все получится.

Можно использовать такой прием, как осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре; помощник инструктора и т. д.).

Говоря «нельзя» важно предлагать альтернативную форму поведения, например, «нельзя разрисовывать обои, но если хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или «у нас в группе кидать игрушки нельзя, но если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

В работе с некоторыми детьми с СДВГ эффективным является использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки, использование тактильного контакта (поглаживание, например, при контакте. Желательно сажать таких детей поближе к себе, в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, можно слегка дотронуться до него, это прикосновение работает как сигнал, помогающий включить «внимание». Взрослого он избавит от необходимости делать замечания).

Замечено, что чем более экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с гиперактивным ребенком, которого влечет все неожиданное, новое.

Необходимым условием коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятия. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т.д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки, для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т.д. Система поощрений и наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной. Поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Требования к ребенку должны быть конкретными четкими и выполнимыми. Взрослым важно оставаться спокойными в любой ситуации, помнить «Нет хладнокровия – нет преимущества».

Рекомендации родителям

  • Хвалите ребенка, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
  • Не прибегайте к физическому наказанию. Отношения с ребенком должны строиться на доверии, а не на страхе.
  • Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя».
  • Если Вы запрещаете что-то ребенку, обязательно объясните ему почему.
  • Поручите часть домашних дел ребенку, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  • Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи. Введите бальную или знаковую систему поощрения.
  • Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку.
  • Определите для ребенка рамки поведения. Эти дети не нуждаются, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  • Проводите больше времени с ребенком: играйте, учите, как правильно обращаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.
  • Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Предпочтение – голубой цвет.
  • Избегайте по возможности большое скопление людей, это оказывает чрезмерное возбуждающее действие.
  • Следите, чтобы ребенок высыпался.
  • Развивайте осознанное торможение, учите контролировать себя.
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • Воспитывайте интерес, к какому либо занятию.
  • Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

Используемые ресурсы:

1. Брязгунов И. П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М., 2001.

2. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.

3. Заломихина И. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Логопед. – 2007. – №3.

4. Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

6. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

7. Пилина Г.С. Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика, пути коррекции // Логопед в детском саду. – 2005. – № 1.

8. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.

10. Ясюкова  Л. А. Методика диагностики ММД (Тест Тулуз-Пьерона). СПб., 1997.

Источник