Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома

Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома thumbnail

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Социально-педагогические технологии

профилактики суицидального поведения

в подростковой среде

               Подготовила:

             социальный педагог Чернышева Е.С.

СЛ. 2 Буквальный перевод «суицид» — убийство себя. Самоубийство — неестественная смерть, насильственная.      Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти. Психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.

Особого внимания требует проблема роста доступности для подростков информации, касающейся суицидального и аддиктивного поведения. Любой подросток, имеющий доступ в «Интернет», легко может найти там такие «интересные» для себя сайты, как «Сто способов самоубийства» или «Все, что вы хотели знать о наркотиках, но боялись спросить». Уже к школьному периоду большинство детей имеют общее представление о возможности самостоятельно прекратить собственное существование. Через информацию, полученную от взрослых, сверстников, книг, телепередач, через сам язык (устойчивые обороты, метафоры) дети усваивают знания о случаях, причинах и способах самоубийства.

                СЛ. 3 Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие — непосредственно действующими:

– тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;

– конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;

– «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности;

– употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;

– ранние проявления шизоидных состояний.

                Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они действуют лишь в каких-то сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов».

                Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

                В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

                Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.

                Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

                Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

                Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

                Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

                СЛ. 4 К «группе риска» по суициду относятся подростки:

— с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

— злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

— с затяжным депрессивным состоянием;

— сверхкритичные к себе подростки;

— страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

— фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

— страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

— из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

— из семей, в которых были случаи суицидов.

СЛ. 5 Комплекс профилактических мероприятий по выявлению  суицидального поведения среди подростков способствует снижению риска суицидальных попыток.

СЛ. 6 Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

Читайте также:  Сериал синдром дракона главные роли

1 этап — выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Профилактические функции в работе с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальному педагогу помогает осуществлять классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с обучающимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классному руководителю совместно с социальным педагогом необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями детей, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

                СЛ. 7 Профилактика суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер  как научно- исследовательского, так  и организационно-методического характера:

— объединение усилий всех участников образовательного процесса по созданию единой программы помощи детям;

— разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем;

—   выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;

—  обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;

—  привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;

—  широкое использование средств массовой информации.

                Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

                Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

                СЛ. 8 Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися, оптимизации учебной деятельности обучающихся, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у детей  на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

                Взаимоотношения с обучающимися должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

— вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

— внушать им оптимизм и надежду;

— проявлять сочувствие и понимание;

— осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

                Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с обучающимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

                  СЛ. 9 Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков «группы риска» относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и социально-психологической службы. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

●неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

● раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

● активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся «группы риска», с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска; СЛ. 10

● усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств;

● проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

● формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

● повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств. СЛ. 11

Источник

Библиографическое описание:


Сучкова, М. А. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ отечественной научной литературы) / М. А. Сучкова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 632-635. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14076/ (дата обращения: 27.04.2020).

Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия с гидроцефальным синдромом

Кризис нравственных и духовных ценностей на фоне глубоких социальных, экономических, политических перемен, происходящих в российском обществе в последние годы, по единодушному мнению исследователей, ведет к дезадаптации личности человека, росту деструктивных тенденций его развития и, в частности, к саморазрушающему поведению и самоубийствам. При этом сложившаяся в России на сегодняшний день ситуация отрицательно влияет на подростков.

Согласно информации, приведенной уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка П. Астаховым и другим экспертным данным, в последние 6–7 лет частота суицидов в России составляет 19–21 случай на 100 тысяч подростков. В среднем в стране ежегодно убивают себя более 200 детей и полторы тысячи подростков [1].

Под суицидальным поведением (суицидом) людей (от англ. suicide — самоубийство) понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей [2, с. 81].

Профилактика девиантного, в том числе и суицидального, поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [8, с. 276].

Суицидальные проявления личности являются наименее прогнозируемыми из всех девиаций, труднее поддаются объяснению, их классификация затруднена, поэтому сложен и выбор приемов профилактики [2, с. 101]. Необходимо подчеркнуть, что профилактика суицидального поведения подростков не является самостоятельным процессом, а включена в общий комплекс системы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных тенденций среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях заслуживает внимания программа «Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков», предлагаемая Э. Л. Дружининой.

Основной целью данной программы является предотвращение суицидальных тенденций с помощью направления возможностей подростков к овладению более широкими смысловыми полями жизнеощущения, формирования способности волевого преодоления возникающих трудностей, способности самореализации и самодостраивания.

Приоритетными направлениями работы в рамках данной программы являются: организация свободного времени, занятость, дисциплина, создание условий для поддержания здорового образа жизни, обеспечение активной жизненной позиции, осознание своей нужности, востребованности, формирование волевых качеств, рефлексивной позиции, ответственности, развитие способности эффективно адаптироваться в меняющихся условиях жизни, уверенности в себе, адекватной самооценки, социальной компетентности, приемов самопознания и саморегуляции, коммуникативных умений, осознание собственных ценностей и смыслов жизни [3, с. 130].

Н. Л. Югова и А. Р. Касимова, справедливо подчеркивая роль классного руководителя в профилактике суицидального поведения подростков, выделяют следующие основные направления работы по профилактике суицидального поведения подростков:

                  1.             Обеспечение социально-правовой защиты всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).

                  2.             Обучение подростков социально важным навыкам: принятия решения, умения противостоять негативным влияниям со стороны (умение сказать «нет»), саморегуляции, формирования коммуникативной компетентности.

                  3.             Формирование у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни (профилактика девиантного поведения).

                  4.             Формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у подростков через вовлечение подростков в социально-значимые виды деятельности: организация школьного самоуправления, формирование установок на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

                  5.             Работа с родителями, семьей: формирование у родителей и детей

                  6.             навыков совместной деятельности и общения, информирование родителей об

                  7.             особенностях суицидального поведения подростков, о поведенческих

                  8.             признаках, которые могут свидетельствовать о скрытых проблемах ребенка;

                  9.             ознакомление родителей с теми формами семейных отношений, которые

              10.             приводят к негативным последствиям.

              11.             Выявление подростков «группы риска» с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации совместно с социальным педагогом и психологом.

              12.             Взаимодействие с учащимися в сети Интернет посредством социальных сетей. Анализируя интерфейс страницы учащегося, классный руководитель может получить дополнительную информацию о психологической составляющей его личности, интересах, особенностях общения с другими пользователями социальной сети, интересующих темах и т. д. [6, с. 153].

Работа психолога с родителями и педагогами в образовательном учреждении, по мнению В. Д. Менделевича, заключается в следующем:

                  1.             Психологическое просвещение-приобщение педагогов и родителей подростков к психологическим знаниям (родительские собрания и педсоветы с сообщениями о возрастных и психолого-педагогических особенностях подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению, о результатах психологической работы с подростками и др.).

                  2.             Психологическое консультирование педагогов и родителей подростков, обратившихся к психологу с различными проблемами.

                  3.             Психологическая диагностика семьи и семейных отношений с целью изучения психологической атмосферы семейных отношений и семьи подростков, склонных к суицидальному поведению [4, с. 112].

Основой социально-педагогической работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.

А. В. Котлярова выделяет следующие направления комплексной профилактической работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра:

Читайте также:  Wpw синдром экг признаки видео

—          своевременное выявление подростков группы риска;

—          изъятие подростка из привычной неблагоприятной среды и помещение его в стационарное отделение центра;

—          создание благоприятных социально-педагогических условий для всестороннего развития личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции, а также доверительное искреннее общение с подростками и создание стимулирующей творческой атмосферы в работе;

—          обеспечение соблюдения режима дня с четкой регламентацией периодов занятости, отдыха и правильного питания;

—          проведение активной работы с родителями и членами семьи;

—          проведение психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, пассивной стратегии избегания;

—          раскрытие творческого потенциала (применение арт-терапевтических технологий);

—          проведение социально-психологических тренингов по овладению практическими умениями и навыками по преодолению стресса, увеличению уровня самоконтроля, поиску социальной поддержки;

—          профилактика вредных привычек;

—          пропаганда здоровьесберегающих технологий и развитие умений, обеспечивающих практику здорового образа жизни и препятствующих суицидальному поведению, употреблению алкоголя, табакокурению и применению психоактивных веществ (ПАВ) [2, с. 103].

Кроме того, следует отметить, что специалистам социально-реабилитационного центра необходимо обращать внимание на выбор приоритетных Интернет-ресурсов, которыми пользуются несовершеннолетние, а также на качество и количество общения подростков в социальных сетях.

Действенным методом профилактики суицидального поведения именно среди подростков является «Телефон доверия». Как отмечают Н. С. Можаров и О. В. Поплавская, телефонный контакт создает ощущение близости консультанта, вследствие чего доверительная атмосфера возникает быстрее и легче. Телефон доверия может сыграть значимую роль в разрешении проблемы подростка. В этой связи необходимо подчеркнуть, что профилактическую работу с подростками следует вести с большой осторожностью и в тесном взаимодействии со специалистами разных уровней (врачами, юристами, социальными работниками, педагогами и др.).

А. С. Лобанова и О. А. Старцева также предлагают ряд заслуживающих внимания рекомендаций субъектам профилактической деятельности, а именно:

1.       Создать в регионе различные формы психологической помощи: территориальные психологические консультации, Телефоны доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях.

2.       Повысить уровень психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей по проблеме исследования.

3.       Создать условия для положительного, комфортного пребывания детей и подростков в семье, то есть сохранение и восстановление семейного статуса.

4.       Обеспечить занятость детей и подростков во внеучебное время.

5.       Выявить на ранних этапах профилактики контингент риска и своевременно оказать психолого-педагогическую коррекционную помощь лицам, склонным к суициду.

6.       Формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

7.       Создать суицидальный центр, который бы стал координатором всех действующих субъектов профилактики. Центр дал бы возможность иметь банк данных по суицидентам. На базе центра происходило бы обучение специалистов и индивидуальная работа с потенциальными суицидентами.

8.       Обеспечить комплексное взаимодействие представителей профилактических служб, родителей, педагогов для предотвращения суицидального поведения [3, с. 191].

Итак, организация процессов воздействия и взаимодействия психологов, социальных педагогов и учащихся в случае проявленной или прогнозируемой суицидальной активности должна быть направлена на позитивное изменение условий жизни подростка, трансформацию сложившихся в сознании ошибочных стереотипов поведения и мифов о самоубийстве, а также устранение условий, которые могут спровоцировать суицидальное поведение.

В заключение следует отметить, добиться заметных результатов в решении проблемы девиантного и, в частности, суицидального поведения детей и подростков невозможно без организации адекватной профилактической работы. Однако разработка и внедрение профилактики значительно затруднены в силу различных обстоятельств, в частности, малой разработанности проблем суицидального поведения; отсутствия специально подготовленных кадров, готовых работать с данной категорией подростков; отсутствия банка данных по суицидентам-подросткам и координационного центра, который бы направлял деятельность субъектов профилактики.

Как показал анализ отечественной литературы в течение последних трех десятков лет в России складывается система профилактики с подростками, которая призвана не только решить проблему асоциального поведения последних, но и способствовать социализации и интеграции их в общество.

Литература:

1.                    Детский суицид: «черная» статистика». — 11.02.2012 // https://ria.ru/press_video/20120210/562226591.html

2.                    Бугаенко Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. — 2009. — № 1–2. — С. 80–88.

3.                    Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 130–132.

4.                    Котлярова А. В. Профилактика суицидального поведения подростков в реабилитационном пространстве: теория и действительность // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. — 2012. — № 1. — С. 100–115.

5.                    Лобанова А. С., Старцева О. А. Проблемы профилактики суицидального поведения среди подростков // Вестник Коми государственного педагогического института. — 2010. — № 8. — С. 188–197.

6.                    Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.

7.                    Можаров Н. С., Поплавская О. В. Телефон доверия как метод профилактики суицидального поведения у подростков // Академический журнал Западной Сибири. — 2011. — № 4–5. — С. 55.

8.                    Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 276–278.

9.                    Югова Н. Л., Касимова А. Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 152–160.

Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, подросток, суицидальное поведение подростков, Россия, профилактика, социально-реабилитационный центр, классный руководитель, родитель подростков, развитие умений, Телефон доверия.

Источник