Специальные школы для детей с синдромом дауна
Школьные годы — длительный, важный этап в жизни каждого человека. В школе мы учимся самостоятельности, учимся дружить, общаться, приобретаем разнообразные знания, умения и навыки. Трудно переоценить значение школы для ребенка и его семьи. Вопрос школьного обучения актуален для многих родителей, поэтому мы и решили дать место ему на страницах нашего вестника.
С этого номера мы начинаем описание существующих форм школьного обучения. Представленная информация не является исчерпывающей, каждая из форм получения образования требует отдельного рассмотрения и уточнения, и в будущем мы планируем продолжить публикацию материалов на школьную тему.
Итак, на сегодняшний день в России для ребенка с особенностями развития существует несколько возможностей получения школьного образования.
Специальные (коррекционные) школы
Существует 8 видов специальных (коррекционных) школ для детей с различными особенностями развития:
I и II вида — для детей с нарушениями слуха;
III и IV вида — для детей с нарушениями зрения;
V вида — для детей с нарушениями речи;
VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вида — для детей с задержкой психического развития;
VIII вида — для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Специальные школы имеют целый ряд достоинств — таких, как специально составленная программа обучения, охранительный режим учебных занятий, подготовка к трудовой деятельности и многое другое. В таких школах работают специалисты, знающие особенности детей и владеющие специальными методами обучения. Выпускники специальных школ получают достаточно разностороннюю образовательную и профессиональную подготовку.
Исторически в нашей стране сложилось так, что специальная школа ориентирована на довольно высокий уровень знаний по различным учебным предметам и предъявляет к ученикам ряд определенных требований, вследствие чего раньше в них не всегда принимали детей с синдромом Дауна. Однако на сегодняшний день большинство детей с синдромом Дауна обучаются в школах VIII вида.
Нужно отметить, что специальные школы — это часто школы-интернаты. Это связано с тем, что они нередко находятся далеко от места жительства семей, и каждый день добираться до школы сложно.
Интеграционные школы
Интеграция — направление в области развития образования, существующее в разных странах мира. При интеграционном обучении дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно.
В последнее время в России появился пришедший к нам из западных стран термин «инклюзивное обучение», синоним термина «интеграционное обучение». Целью такой формы обучения является интеграция ребенка с особенностями развития в общество, что сегодня означает предоставление ему прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии.
Для ряда стран инклюзия стала реальностью, однако в нашей стране и сейчас существуют причины, препятствующие ее внедрению.
Пожалуй, главной причиной является то, что в России интеграционное обучение появилось значительно позже, чем на Западе, и в принципиально иных условиях. На Западе процесс интеграции регулируется законодательством, в России же интеграционное обучение не имеет под собой четкой законодательной базы и существует только на уровне обсуждения, проектов и отдельных примеров. Отношение общества к интеграции детей с особенностями развития тоже является проблемой: наши сограждане еще не готовы к принятию повсеместной интеграционной практики. Кроме этого, к работе в условиях интеграционного обучения недостаточно подготовлены также и учителя обычных школ, и учителя-дефектологи.
При этом следует подчеркнуть, что существуют различные формы интеграционного обучения в системе специального и общего образования:
- в обычном классе общеобразовательной школы с получением индивидуальной помощи учителя;
- в коррекционном классе общеобразовательной школы;
- в специальном классе в специальной (коррекционной) школе (фактически это интеграция внутри системы специального образования).
Важно, чтобы форма обучения соответствовала образовательным потребностям ребенка. Если этого не происходит и ребенок не получает необходимой психолого-педагогической поддержки, то условия не благоприятны для получения образования, что приводит к появлению у него дополнительных трудностей. Нужно об этом помнить и понимать, что простое помещение ребенка в обычный класс — это искаженная форма интеграции, которая не принесет ожидаемых результатов.
Частные школы и образовательные центры
Кроме специализированного и интеграционного обучения, существует возможность обучения в негосударственных частных школах и образовательных центрах. Часто в их работе используются нетрадиционные методы и приемы, например, приемы артпедагогики (театрализация, танец, керамика, рисование и др.) Подобное обучение обычно платное.
Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения
Это имеющие свою специфику школы, не входящие в список специальных (коррекционных) школ.
Школа для детей с ослабленным здоровьем — это по сути общеобразовательная школа, но с особым, охранительным режимом занятий.
В школе надомного обучения учитель приходит к ребенку домой несколько раз в неделю либо с ним занимаются в школе индивидуально или в небольших группах не более 2-3 раз в неделю. При этом большую часть материала нужно проходить и отрабатывать самостоятельно.
В нашей стране есть редкие примеры обучения детей с синдромом Дауна в школах такого типа.
Отделения надомного обучения существуют также на базе нескольких специальных и общеобразовательных школ.
Теперь, когда вы получили некоторое представление о существующих формах школьного образования, хотелось бы дать вам несколько советов.
Очень важно заявить в местное управление образования о своем желании отдать ребенка в школу. И сделать это нужно заблаговременно.
Помните, что во всем мире двигателем развития образования детей с особыми потребностями всегда были их родители, и поэтому ваша инициатива и готовность отстаивать право своего ребенка на образование очень важны! Право на образование — конституционное право каждого человека, и если в органы управления образования регулярно будут поступать заявления и вопросы о возможности обучения детей с синдромом Дауна, то наша образовательная система вынуждена будет их решать.
Кроме заявления в местное управление образования, мы рекомендуем семье ребенка самой активно заняться поиском подходящей школы. Узнайте, какие школы есть в вашем городе, районе. Подумайте, до какой школы удобнее добираться. Это немаловажный фактор: если на дорогу в школу уходит много времени и сил, это отрицательно сказывается на процессе обучения. Предварительно оценив школы, побывайте в них, познакомьтесь с администрацией, с учителями. Расскажите о своем ребенке, о его особенностях, успехах, о трудностях, возникающих у него в процессе обучения. Задайте волнующие и интересующие вас вопросы. Это очень важно, потому что кроме официальной процедуры устройства в учебное заведение, многое определяется личным знакомством со школой и работающими в ней людьми. И в конечном итоге именно то, какие учителя будут работать с вашим ребенком, определит учебный процесс. Ваша заинтересованность и готовность помогать и участвовать в жизни школы, скорее всего, будет встречена с одобрением и благодарностью.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в России существуют различные варианты школьного обучения детей с синдромом Дауна. Не всегда эти варианты нас устраивают, но в системе образования (в частности, специального) в России происходят изменения. И во многом то, какими будут эти изменения, зависит от вас, дорогие родители!
Источник
Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.
Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.
Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.
Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям
Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:
- снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
- рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
- улучшение самооценки;
- развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
- развитие дружеских отношений внутри класса.
Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна
В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.
Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.
Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.
Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.
Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться
Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.
Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.
Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой
Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.
Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.
Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.
Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.
Фото: Shutterstock
Источник
Войти
Зарегистрироваться
Вход
или регистрация
Авторизация через соц. сети после регистрации на сайте
Забыли пароль?Регистрация
Восстановление
пароля
Укажите почту, которую вы использовали при регистрации
Некая дикая ошибка
Подборка информационных материалов о том, какую школу выбрать для ребенка с синдромом Дауна, как в настоящее время проходит школьная жизнь наших детей, какие проблемы приходится решать в этот важный период их жизни.
Спецобразование в Нью-Йорке: взгляд со стороны
Немного о нашей жизни в Малайзии
Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 2
Работа тьютора в классе подготовки детей с синдромом Дауна к школе. Часть 1
Такие разные школы
Васильева: учителя должны разъяснять, что детей-инвалидов не надо бояться
«Травматичной инклюзии быть не должно»
Как научить математическому мышлению?
Маленькие ступеньки радости и доброты, или продолжение хроник «Времени перемен»
«Это не ответ»: проект студентов ВШЭ поможет рассказать ребенку о детях с особенностями развития
Достижения и болевые точки московского образования. Интервью Н. С. Грозной с Е. А. Бунимовичем
«Навигатор». Краткий обзор московских коррекционных школ
Показать:
- 12
- 24
- 36
1
- 2
- 3
Задайте нам вопрос
Поля, помеченные *, обязательны для заполнения
Некая дикая ошибка
Нажимая на кнопку “отправить”, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетсь с
политикой конфиденциальности
Источник
Как выбрать школу для ребенка с синдромом Дауна? Об этом шла речь на встрече «Родительского клуба Даунсайд Ап» в самом конце прошлого учебного года. Как правило, родители задумываются над этим важным вопросом заблаговременно: за год или за два до школы. Так что, если ваш ребенок должен впервые сесть за парту в сентябре 2019-го, а вы еще не решили, в какое образовательное учреждение он пойдет, – пора срочно устраивать мозговой штурм. Надеемся, что в этом вам поможет опыт Елены Светиковой и Милы Кирилловой, которым они поделились с гостями «Родительского клуба».
Директор Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Татьяна Нечаева, которая вела эту встречу, сказала: «Мы в Даунсайд Ап пытаемся собрать информацию о школах, где учатся дети с синдромом Дауна или где готовы таких детей принять. Но по официальным каналам можно получить только самые общие сведения. Поэтому особую ценность представляет общение между родителями, которые могут поделиться своими собственными наблюдениями, реальным жизненным опытом».
И у Елены, и у Милы дочери учатся в начальной школе. Обе девочки занимались в группе подготовки к школе в Даунсайд Ап, и их мамы оценили эту подготовку как очень полезную и эффективную. Пока дети были на занятиях, психологи проводили беседы с родителями о том, как лучше подготовить дошкольников к новым условиям школьной жизни. Они подчеркивали, что самый первый, самый главный вопрос, на который следует найти ответ, – какой образовательный маршрут предпочитает семья, будет ли это инклюзивная или коррекционная школа, поскольку в дальнейшем от этого будет зависеть последовательность действий и специфика подготовки. Елена выбрала для своей дочери Нади инклюзию, а Мила для своей дочери Ники – коррекцию. При этом каждая семья довольна своим выбором. А это значит, что универсальных рецептов в этом деле нет и родителям необходимо самостоятельно проанализировать все индивидуальные обстоятельства.
Рассказывает москвичка Елена Светикова
Про подготовку к школе
– Моей дочери Наде девять лет, и она окончила первый класс. Подготовкой к школе мы занимались два года. Сначала – в Даунсайд Ап, а второй год – в подготовительной группе при школе неподалеку от нашего дома, поскольку я решила, что в семь лет отдавать моего ребенка в школу еще рано. Опыт занятий в группе был очень хорошим, гораздо лучше, чем у моего первого ребенка в детском саду. Я сидела как тьютор на каждом занятии, и Надя выполняла те же задания, что и нормативно развивающиеся дети: рисовала печатные буквы, изучала геометрические фигуры, раскрашивала картинки, обводила рисунки по контурам, делала разнообразные штриховки и так далее. В конце года нам дали папку с этими выполненными заданиями – собралось приличное портфолио, которое мы потом продемонстрировали на ПМПК. За год прошли весь алфавит, счет до десяти, начали читать отдельные слова и выполнять простейшие арифметические действия. Ценность таких занятий – в преемственности подготовительного и школьного обучения. Начав заниматься по системе, принятой в школе, ребенок будет понимать, что от него потребуется в первом классе, сможет почувствовать себя более уверенно. Надя научилась правильно сидеть за партой, поднимать руку, не нарушать дисциплину, включаться в урок, слушать объяснения учителя. И в дальнейшем я убедилась, что социальная готовность ребенка к школьным условиям имеет не меньшее значение, чем академические знания. Когда Надя пошла в школу, она легко приспособилась к правилам поведения на уроках.
Про технологию поиска образовательного учреждения
– Поиск школы был долгим и мучительным. Наверняка я знала только одно: что хочу определить дочь в инклюзивную школу, потому что рано или поздно Наде предстоит жить в обществе, где для нее не станут создавать тепличные условия. Да, в таких условиях ей было бы комфортнее, и коррекционная школа к ним, безусловно, ближе. Но ведь в «большом мире» ей придется общаться с самыми разными людьми. Кроме того, в коррекционную среду мы всегда успеем, ведь в другую школу можно перевестись в любой момент.
Я составила таблицу, в которой слева были перечислены основные приоритеты при выборе образовательного учреждения, а по вертикали – две графы с условными названиями: «Школа моей мечты» и «Школа не моей мечты». Дальше, знакомясь с различными школами, я ставила в этих графах плюсы и минусы напротив каждой из позиций. Хотя, поначалу даже с такой таблицей мне было нелегко принять решение. В голове был сумбур, поскольку все позиции казались мне одинаково значимыми, и я не знала, какие из них важнее. И все же из-за ряда жизненных обстоятельств мне пришлось признать, что одним из самых серьезных плюсов для нас является шаговая доступность школы. Забегая вперед, скажу: школа, в которой учится моя дочь, находится в шести автобусных остановках от нашего дома (или в одной остановке метро). Это обычная общеобразовательная школа в Южном Бутово, в которой Надя посещает коррекционный класс.
Про образовательную программу, заключение врачебной комиссии и ПМПК
– Важный момент при подборе школы – образовательная программа. По новому федеральному государственному стандарту для детей с ОВЗ, в инклюзивной школе ребенок с синдромом Дауна учится по индивидуальной программе, которая основана либо на первом, либо на втором варианте программы восьмого вида обучения. Программа учитывает особенности ребенка и уровень его развития. Хотя считается, что окончательное решение по варианту программы принимается в школе по согласованию с родителями, во многом оно зависит от рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Я решила добиваться, чтобы Надя училась по первому варианту программы – для детей с легкой степенью умственной отсталости. Чтобы получить нужную рекомендацию ПМПК, нам необходимо было хорошее заключение психиатра. Потому что именно оно влияет на заключение врачебной комиссии, а на этом документе, в свою очередь, основывается заключение ПМПК. Я предполагала, что в учреждении здравоохранения по месту жительства психиатр, скорее всего, поставит Наде диагноз «умеренная умственная отсталость», и это лишит дочь шансов учиться по первому варианту программы. Значит, нужно было найти специалиста без предубеждений, который дал бы нам путевку в жизнь. И вот я изучаю интернет и соцсети, читаю отзывы о специалистах, выбираю определенное лечебное учреждение для прохождения врачебной комиссии. Хорошо, что записалась я на комиссию заранее, за несколько месяцев, так как очередь из желающих получить заключение очень большая. Без проблем все равно не обошлось. На приеме у психиатра ребенок замкнулся и не реагировал на его вопросы либо отвечал невпопад. Однако именно на этот случай я принесла с собой увесистую стопку пособий и рабочих тетрадей, по которым мы занимались. Некоторые родители приносят с собой еще и видеозаписи. Когда специалисты видят, что ребенок обводит буквы, аккуратно раскрашивает картинки и так далее – их впечатление сильно меняется. И это было очень важным моментом, для того чтобы получить «правильную» запись. Так что очень рекомендую идти к психиатру с портфолио, чтобы поддержать уверенность в себе и в ребенке.
С нужным заключением врачебной комиссии, в котором указана «легкая степень умственной отсталости», мы пошли на ПМПК. Основываясь на нем, нам рекомендовали первый вариант образовательной программы, как я и хотела. С таким заключением я и стала обзванивать разные образовательные комплексы. Сначала в моем списке их было 23. Я знала, что имею право отдать ребенка учиться по месту жительства, но мне была известна позиция ближайшей школы, которая не очень приветствует детей-инвалидов под своей крышей. Мне хотелось найти такую школу, где мне сказали бы: «Да, приходите, мы будем рады вас видеть».
Про другие приоритеты
– Еще один пункт из моей таблицы приоритетов – учитель. Вы встречаетесь с педагогом, который будет вести класс, общаетесь с ним, читаете и слушаете отзывы о нем, то есть пытаетесь понять, комфортно ли будет ребенку с этим человеком, насколько педагог заинтересован в появлении в классе особого ученика. Имея опыт посещения дочерью обычного детского сада и различных кружков, я знала: хорошее отношение к ребенку со стороны других детей само по себе не сложится. Дети не знают, как общаться с ребенком-инвалидом. И если педагог им этого не объясняет, то это может быть чревато психологической травмой и для ребенка, и для его семьи.
Следующий важный момент – дружественное руководство школы, то есть, в какой степени администрация образовательного учреждения заинтересована в том, чтобы принимать наших детей и учить их. Чтобы это оценить, надо встретиться и поговорить с завучем и директором. Если школа не выражает осознанного желания обучать ребенка-инвалида (даже если вы ее «прогнете», просто потому что закон позволяет определить ребенка в образовательное учреждение по месту жительства), то это еще не факт, что вы не столкнетесь с политикой выживания ребенка и у него все сложится хорошо в этом коллективе.
Также можно рассмотреть наличие у школы опыта работы с особыми детьми, материальную базу школы, наличие тьютора. Мне очень хотелось, чтобы в заключении ПМПК Наде было рекомендовано тьюторское сопровождение, поскольку в инклюзивной школе оно особому ребенку необходимо. Но комиссия была настроена жестко и воинственно: «Ваша дорога – в коррекционную школу, а там тьютор не полагается». Сейчас у Нади все-таки есть тьютор. Чтобы добиться этого, мне пришлось специально обращаться в ЦПМПК с заявлением, образец которого можно найти в интернете.
Когда я находила какую-либо школу, то рассматривала ее по всем упомянутым позициям, и, если мои пожелания совпадали с действительностью, ставила для себя плюсы. Однако жизнь вносила очень значительные коррективы в мои поиски. Связываясь по телефону с директором или завучем той или иной школы, я спрашивала, не возьмут ли они моего замечательного ребенка, у которого хорошее заключение ПМПК. Ответы получала очень разные. Например, даже в школе, в которой было указано наличие опыта инклюзивного обучения, мне сказали, что среди их учащихся есть ребенок с ДЦП (с сохранным интеллектом), а программу восьмого вида, для ребенка с интеллектуальными нарушениями, посоветовали поискать в другом месте. В основном все пытались отправить нас в школу по месту жительства. Мол, к нам идут «свои» инвалиды, приносят разные адаптированные программы, и мы не знаем, что с этим делать, как работать.
Про разные возможности и обращение в ресурсную школу
– Я рассматривала самые разные школы, в том числе и школы-интернаты, подчиняющиеся департаменту соцзащиты. Мне очень хотелось, чтобы Надя там училась, но нам там отказали. Обращалась я и в православную школу. Думала, что уж в таком-то учреждении к детям-инвалидам должно быть замечательное отношение, и я даже была готова отдавать половину пенсии дочери в уплату за обучение. Но пришлось снять «розовые очки» – мне сказали, что в школе очень сложная программа, с которой Надя не справится, и учиться там она не сможет. Буквально за месяц до окончания учебного года было еще неясно, какая школа согласится ее принять. Из длинного первоначального списка школ осталось лишь восемь, с которыми продолжались переговоры. В самом конце я выбирала из трех школ. Окончательный выбор я сделала после обращения в так называемую ресурсную школу, которая есть в каждом районе. Такие школы координируют деятельность всех школ района по выбору и реализации адаптированных образовательных программ для детей с разными особенностями развития. Кроме того, в ресурсных школах ведется база детей с ОВЗ, которые нуждаются в школьном обучении и, в частности, которые должны пойти в первый класс. Но в эту базу вносят только тех детей, чьи родители сами проявили инициативу, заявили о потребностях ребенка. Это заявительная система, то есть искать вас по месту жительства и предлагать какую-то подходящую школу никто не будет, пока вы не сделаете соответствующую заявку.
Итак, в ресурсной школе я выяснила, что программу восьмого вида в нашем Южном Бутово решил попробовать внедрить образовательный комплекс № 1368. То есть руководство школы было настроено дружественно. Но ни у самой школы, ни у учителя, который набирал первый класс, подобного опыта еще не было. Подразумевалось, что это будет коррекционный класс. Материальная база в этом классе была очень слабая. В кабинете – минимум оборудования: парты, доска и голые стены. Никакого мультимедийного оборудования, интерактивных гаджетов и прочих вспомогательных приспособлений. Однако близость школы к дому и готовность принять моего ребенка перевесили все минусы. Наверное, нам повезло: учитель оказался очень хороший, руководство школы всегда идет навстречу. В классе шесть учеников: три ребенка с синдромом Дауна, два мальчика с задержкой психического развития, один – с аутизмом. Со всеми своими одноклассниками Надя нашла общий язык. Поначалу у нее были моменты привыкания, когда сбивалась дисциплина, она отказывалась заниматься. Первые полгода было особенно трудно, и до сих пор бывают сбои, однако она втянулась, и школой я довольна.
Если бы меня попросили дать совет тем семьям, которым только предстоит выбирать школу, я бы сказала так: к каждому шагу надо готовиться заранее и подкреплять каждое действие, каждое достижение ребенка письменным документом. Например, если вы хотите еще на год оставить ребенка в детском саду, пусть от всех врачей будут заключения с соответствующей рекомендацией. Если хотите, чтобы ребенок обучался по конкретной образовательной программе, запаситесь соответствующей рекомендацией ПМПК.
А вот что рассказала о своем опыте выбора школы для дочери Мила Кирилова, которая вместе с семьей живет в ближнем Подмосковье, в городе Мытищи:
– Моя история для тех, кто не готов к битве с образовательной системой. Моя дочь Ника – неглупая девочка, у нее неплохо с поведением, она всегда оправдывала мои ожидания. Ника посещала групповые занятия, с трех с половиной лет занималась с логопедом, в течение двух лет ходила в группу подготовки к школе в Даунсайд Ап, а также в детский сад по месту жительства для детей с нарушениями зрения. Мы продлевали дошкольное детство по медицинским показаниям, поэтому Ника пошла в школу в восемь лет, и сейчас она уже окончила третий класс.
Когда я выбирала для Ники образовательное учреждение, то рассматривала три варианта: класс коррекции в массовой общеобразовательной школе; школа для детей с нарушениями зрения; коррекционная школа восьмого вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.
За год до того, как Ника стала первоклассницей, я сходила в коррекционный класс в общеобразовательной школе по месту жительства. За партами сидели 28 самых обычных детей, которые занимаются по обычной программе. При этом они отнюдь не отличаются примерным поведением, вряд ли учитель в такой обстановке смог бы уделять достаточно внимания моему особому ребенку. Затем я съездила в школу для детей с нарушениями зрения в соседнем городе Королеве. Там набирали два класса: в один приглашали инвалидов по зрению с сохранным интеллектом, в другой – с ментальными нарушениями. В этот класс предполагалось набрать пять-шесть учеников, которых должны были сопровождать ассистенты и тьюторы. Мы могли бы устроить Нику туда, но я подумала, что эти условия слишком далеки от тех, в которых ребенку предстоит жить в «большом мире». А вот третья, коррекционная школа сразу вызвала у меня доверие, несмотря на скудную материальную базу. Там подобрался замечательный педагогический коллектив, и в целом сложилась очень позитивная атмосфера. Многие дети ничем