Спб бос синдром дефицита внимания и гиперактивности

Спб бос синдром дефицита внимания и гиперактивности thumbnail

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и без гиперактивности (СДВ) — это неврологическое-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Физиология причины

Возникновение его связано, как предполагают, с нарушениями в работе особых мозговых структур, обеспечивающих нормальную передачу нервного электрического импульса в определенных областях головного мозга от одной клетки к другой.

Как определить

Диагноз СДВГ может поставить лишь врач невролог, на основе проведенных исследований, но заметить проявления синдрома могут родители.

Попробуйте оценить своего ребёнка по следующим параметрам — проявлениям СДВГ:

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  • избыточная двигательная активность, беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения, которых ребёнок часто не замечает
  • чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте
  • нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк)
  • нарушения внимания: трудности его удержания, выраженная отвлекаемость — частые переключения с одного занятия на другое
  • непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей
  • oни стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами
  • НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  • часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности
  • обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
  • часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь
  • часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание)
  • испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
  • обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы)
  • часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты)
  • легко отвлекается на посторонние стимулы
  • часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
  • ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  • часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца
  • обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
  • часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)
  • Данный синдром является серьёзной проблемой для формирования личности ребенка, для успешной социальной адаптации, интеллектуального развития и т.д.

    Как в этом случае помочь ребёнку?

    На сегодняшний день для коррекции СДВГ существует медикаментозное лечение (используются при этом различные психостимуляторы) и психолого-педагогическая коррекция.
    Но есть еще одно направление — это БОС-терапия

    Метод БОС в коррекции СДВГ позволяет:
  • снять проявление тревожности, улучшить психоэмоциональное состояние ребенка
  • овладеть техникой диафрагмального дыхания (снижение проявлений импульсивности, профилактика речевых нарушений)
  • снизить проявление двигательной активности (обучение техники мышечного расслабления)

  • снизить утомляемость ребёнка по мере выполнения им каких-либо заданий
  • повысить концентрацию внимания
  • Как осуществляется БОС — терапия

    Во время проведения сеанса ребёнок располагается в удобном кресле. На тело ребёнка устанавливаются датчики, регистрирующие определенные параметры (в зависимости от задач конкретного сеанса). На экране монитора в виде понятных образов и символов (сигналов обратной связи) демонстрируются изменяющиеся по мере тренинга физиологические параметры пациента. Инструктор внимательно следит за изменениями в физиологическом состоянии ребёнка, что позволяет дозировать нагрузку во время проведения сеанса (тренинг дыхания, тренинг на мышечную релаксацию).

    БОС и головной мозг

    Во время проведения ЭЭГ-БОС тренинга (тренинг на управление мозговой активностью ребёнка), позволяющего улучшить концентрацию внимания у ребёнка, работа ведётся с ритмами головного мозга.

    Головной мозг людей, с детства имеющих проблемы со вниманием, производит в основном медленные волны (альфа- и тета-) и очень мало быстрых (бета-), особенно в тех отделах мозга, которые отвечают за внимание, сосредоточение и планирование деятельности. Появление в ЭЭГ у таких людей при умственной нагрузке, требующей сосредоточения, альфа- и тета-волн указывает на то, что в этот момент человек отвлекся (начинал «витать в облаках», «спит с открытыми глазами»).

    Физика

    ЭЭГ-БОС тренинг, направленный на уменьшение дефицита внимания, отвлекаемости — называется альфа-тета супрессивный ЭЭГ-БОС тренинг (от супресио — подавлять). В ходе этого тренинга человек обучается снижать вероятность моментов отвлечения, за счет уменьшения времени появления в ЭЭГ периодов, когда в активности мозга преобладают альфа- и тета-волны.
    Датчики регистрирующие сигнал ЭЭГ устанавливаются на поверхность головы ребёнка. На экране по мере выполнения задания ребёнком появляется сигнал положительной мотивации — собирается мозаика, демонстрируется видеофрагмент.
    Повторение тренировочных занятий, когда мозг ребёнка работает оптимально, способствует созданию нейронных связей клеток мозга, которые улучшают передачу и восприятие информации, в том числе связанной с учебной деятельностью.
    Одновременное вовлечение в процесс обработки информации большого числа клеток и связей между ними определяют способность концентрировать внимание, быть более сосредоточенным. Все прочие эффекты тренинга связаны с влиянием поведенческого (подкрепляющего удержание состояние внимания) компонента методики, который, в свою очередь, связан с мотивацией достижения цели.

    Тренировочные занятия с ЭЭГ-БОС позволяют повысить способность сохранять внимательность, сосредоточение и концентрацию.

    Эффективность БОС-терапии при СДВГ

  • происходит улучшение академической успеваемости ребёнка
  • повышение мотивации к работе умственного характера (желание делать уроки)
  • снятие тревоги («у меня получится!»)
  • снижение агрессивных проявлений в подростковом возрасте
  • Необходимый курс

    В нашем Центре проводится БОС-терапия при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Для достижения результата и закрепления положительного эффекта рекомендуется пройти два курса занятий по 15 сеансов с разницей в 6 месяцев. В последующем, поддерживающая терапия по состоянию. Продолжительность сеанса 30-40 минут.

    Читайте также:  Гипертензионно гидроцефальный синдром у взрослых симптомы

    Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через форму.

    Источник

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

    У младших пациентов с синдромом такой направленности, не смотря на проблемы с обучением в школе, не замечено патологий в интеллектуальной сфере. Расстройство проявляется в повышенной двигательной активности, в невозможности сконцентрироваться, в отвлекаемости, импульсивности и неумении наладить дружеский контакт с окружающими ребенка людьми.

    Дефицит внимания ощущают не только дети, но и взрослые, подтверждая во многом генетическую расположенность к такому состоянию. Этой проблемой занимается педагогика, психология и другие смежные науки.

    Синдром подобной симптоматики – это проблема, прежде всего, психической сферы ребенка. Серьезно страдает ретикулярная формация мозга, что приводит к таким последствиям:

    • нарушение способности к вниманию и концентрации;
    • невозможность систематизации;
    • проблемы формулирования информации и отсутствие стимуляции.

    Такое расстройство – довольно распространенное явление. Некоторые медики считают цифру в 15–20% школьников вполне обоснованной. Это, значит, что практически в каждом классе найдется один-два ученика с данным расстройством. В основном, проблема касается мальчиков, у которых гиперактивность проявляется в два раза чаще, чем у девочек.

    Проблема классификации расстройства

    Современные медики по-разному классифицируют синдром. Довольно распространенным на сегодня делением по распределению симптоматики является – DSM-IV:

    • сочетание дефицита внимания и гиперактивности;
    • дефицит внимания в отрыве от гиперактивности;
    • гиперактивность без дефицита внимания.

    Проявление симптомов дефицита внимания можно чаще наблюдать у девочек, а гиперактивности у мальчиков.

    Расстройство, связанное с дефицитом внимания, является как самостоятельной патологией, так и следствием другого заболевания:

    • генетические заболевания;
    • психические расстройства;
    • инфекционные заболевания.

    Генетический характер синдрома

    Генетика подтверждается во многих случаях наличием у родственников больных детей навязчивых состояний, склонности к ритуалам, тикам и т. д. Некоторые ученые предполагают, что существует связь между заболеванием и мутацией генов, которые отвечают за регуляцию дофаминового обмена. Они разрабатывают гипотезу о носителях мутированного гена, проявляющегося в гиперактивности.

    Семейный фактор в возникновении заболевания

    Укажем на проблемы, типичные для некоторых неблагополучных семей, которые могут стать пусковым крючком образования расстройства:

    • низкий социальный статус родителей;
    • криминальная среда;
    • конфликты внутри семьи;
    • злоупотребление родителями психотропными веществами;
    • сексуальная распущенность в семье.

    Другие причины расстройства

    К таким причинам можно отнести асфиксию при родах и неправильный образ жизни матери во время беременности – увлечение алкоголем, табаком, наркотиками, лекарственными препаратами.

    Основа патогенеза

    Медики считают, что у некоторых детей нарушается активирующая система ретикулярной формации, что отражается в таких следствиях:

    • невозможность координации системного обучения и роли памяти в нем;
    • нарушение анализа информации извне и неумение поддержания внимания;
    • неадекватная стимуляция жизнедеятельности.

    Такие нарушения, по мнению ученых, указывают на недостаток в организме норадреналина. В результате страдает обработка информации, что приводит к ряду нарушений:

    • зрительного;
    • звукового;
    • эмоционального характера.

    Избыточное стимулирование у детей вызывает агрессивную реакцию и тревогу. Некоторые исследования указывают на наличие нарушений обмена в мозге не только дофамина. Существует подтверждение таких же нарушений с серотонином и норадреналином.

    Ученые также исследуют роль дисфункция лобных долей в возникновении расстройства, которую подтверждает томография. У большинства больных детей отмечены проблемы с кровотоком в мозг при решении интеллектуальных задач.

    Диагностика расстройства

    Для грамотного определения заболевания необходимо учитывать такие факторы:

    • появления специфической симптоматики до семилетнего возраста на протяжении не менее полгода;
    • проявления признаков расстройства в семье и в школе;
    • симптоматика не связана с другими патологиями;
    • проблемы с обучение и социальными отношениями.

    Диагностика с высокой точностью возможна только начиная с пятилетнего возраста.

    Для адекватного и тщательного диагноза дефицита внимания необходимо провести анализ поведения ребенка с учетом таких признаков:

    • упущение из внимания деталей и многочисленные ошибки в учебных заданиях;
    • невозможность сосредоточения внимания в игре, спорте, работе;
    • неумение выслушать до конца собеседника;
    • невозможность следования инструкции;
    • неспособность к организаторской деятельности;
    • невозможность концентрации;
    • частая потеря вещей;
    • регулярное отвлекание;
    • забывчивость.

    При определении синдрома гиперактивности врачи учитывают такие симптомы расстройства:

    • суетливость в движении телом и конечностями;
    • неусидчивость, вскакивание;
    • проявление излишней подвижности в ситуациях, где она неуместна;
    • неспособность играть в игры без движений;
    • постоянная двигательная активность;
    • говорливость;
    • импульсивность.

    Наибольшая вероятность клинического проявления симптоматики заболевания в возрасте от пяти до семи лет, но иногда первые признаки можно заметить и в более раннем периоде. Так, например, у детей годовалого возраста, заболевание может быть замечено в регулярном нарушении сна и гипервозбудимости.

    У детей с дефицитом внимания, наоборот, отмечается безэмоциональность, заторможенность движений, внимания и отставание на несколько месяцев в общем развитии. По мере взросления патологические изменения становятся все более явными, что вынуждает родителей обратиться за помощью к врачам

    Проблемы в школе

    Основные трудности ожидают детей с расстройством в школьный период, когда так необходимы концентрация, внимание и способность к анализу и синтезу. Такие ученики, имея все необходимые интеллектуальные задатки, тем не менее, не могут приобрести достаточные навыки в чтении и письме, самостоятельно выполнить обычное домашнее задание, не умеют и не хотят следовать советам учителей, медиков и родителей. Гиперактивность больных детей проявляется везде и всегда. Они надоедают бесконечными вопросами, отвечают невпопад, влезают не в свои дела, их бурная деятельность не подлежит контролю и упорядочиванию, а поступки часто бессмысленны и непредсказуемы.

    Читайте также:  Лазарев с н о синдроме дауна

    Проблема еще и в том, что детям с синдромом гиперактивности очень трудно адаптироваться в социальных институтах. Они чрезмерно эмоционально и неадекватно реагируют на любые внешние раздражители. Их импульсивность и нетерпимость являются источником конфликтных ситуаций в школе, дома, на отдыхе, а это риск приобретения в подростковом возрасте стойкого антисоциального шаблона поведения.

    Такие дети быстрее привыкают к неправильному образу жизни, часто начинают употреблять в школьный период развития личности алкоголь и наркотические вещества.

    Некоторые родители не учитывают специфику заболевания и в агрессивной форме реагируют на проявления гиперактивности своего ребенка, тем самым усугубляя и так непростую проблему. Поэтому очень важную роль в ее комплексном решении играет широкая профилактика и педагогическое обучение родителей на государственной и общественной основе.

    Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

    Не медикаментозное лечение

    В комплекс необходимых профилактических и психотерапевтических средств ученые включают:

    • системную модификацию поведения;
    • педагогическую работу;
    • нейропсихологическое воздействие.
    • грамотный режим распорядка дня и питания;
    • специальный учебный режим;
    • групповые занятия.

    Одним из самых важных направлений коррекции поведения таких подростков является выработка социально-безопасных норм поведения. Поэтому психотерапия не может обойтись без комплекса общего воздействия педагогов, психологов, медиков и родителей.

    Родители должны самым активным образом участвовать в процессе воспитания и обучении больного ребенка ввиду того, что он находится большую временную часть суток дома, а авторитет родителей играет решающую роль для определения всей его дальнейшей жизни. Следует также избегать перегрузок и переутомления, больше уделять времени спорту и прогулкам, помогать детям в выполнении домашних заданий, ограничивать контакты ребенка с лицами, склонными к асоциальному поведению.

    Медикаментозные меры воздействия

    Лекарственные препараты детям с синдромом гиперактивности или дефицита внимания назначают только в отдельных случаях при недостаточности не медикаментозного лечения. Это в основном:

    • некоторые психостимуляторы;
    • ряд трициклических антидепрессантов;
    • отдельные транквилизаторы;
    • ноотропы.

    Самым действенным лекарственным средством на протяжении длительного времени практического использования определены такие препараты, как амитриптилин и риталин.

    Ученые считают наиболее эффективным видом лечения обоих синдромов в тяжелой форме комплексное использование различных методик психологического воздействия и медикаментозных препаратов.

    Прогнозирование

    У большинства больных детей при взрослении симптоматика расстройства постепенно исчезает. Ввиду этого общий прогноз можно считать благоприятным. Небольшой процент заболевания, симптомы которого сохранились и развились в период взрослой жизни, требует более серьезного исследования, особенно в связи с другими заболеваниями.

    Источник

    Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
    Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ

    Описание

     Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
     СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

    Симптомы

     A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
     1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
     2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
     3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
     4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
     5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
     6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
     7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
     8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
     9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
     B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
     1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
     2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
     3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
     4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
     5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
     6. Часто бывает болтливым.
     ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
     1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
     2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
     3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
     II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
     III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
     IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

    Читайте также:  Синдром истощения яичников по мкб

    Причины

     Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
     • Общее ухудшение экологической ситуации.
     • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
     • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
     • Угрозы выкидыша.
     • Хронические заболевания матери.
     • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
     • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
     • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
     • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
     Генетические факторы:
     Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

    Лечение

     В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
     Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
     Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
     В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
     Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
     Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
     • Психостимуляторы.
     O Фенамин.
     O Риталин (Метилфенидат).
     • Антидепрессанты.
     O Венлафаксин.
     O Имипрамин.
     O Нортриптилин.
     O Атомоксетин.
     Нефармакологические подходы.
     В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
     • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
     • Синдромальный.
     • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
     • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
     Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

    Источник