Современные проблемы исследования синдрома выгорания

Современные проблемы исследования синдрома выгорания thumbnail

Библиографическое описание:

Трущенко, М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы / М. Н. Трущенко. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2658/ (дата обращения: 22.05.2020).

Начиная с 70-х годов XX
века, благодаря психиатру H. J.
Freudenberger, который в своей статье
озвучил проблему выгорания, оно явилось предметом многих научных
изысканий зарубежных психологов. Однако исследования синдрома
выгорания в настоящее время остаются такими же актуальными, как и
раньше, несмотря на то, что по оценкам W.B.
Schaufeli [17], C.
Maslach [16], J.
Halbesleben [12] издано более 6.000 тысяч
книг, глав диссертаций и журнальных статей содержащих публикацию или
упоминание о выгорании.

Отмечая большое разнообразие исследований, можно
также отметить разнообразие значения термина, его перевода и
содержания, которые в разных языках не совпадает. На это влияет не
только языковые причины, но и местный социальный контекст. В
некоторых странах, например в Швеции, официальный диагноз «выгорание»
дает возможность человеку получить финансовую компенсацию,
консультирование, психотерапевтическое лечение. Однако в большинстве
других стран, синдром выгорания не признается официальным диагнозом и
«выгоревшие» сотрудники не имеют права для компенсации
или лечения любого рода. Но само отсутствие официального диагноза не
говорит об отсутствии этого явления в обществе, следовательно, одно и
то же мы можем называть по-разному.

За более чем сорокалетний период времени накопилось
множество научных материалов, которые рассматривают выгорание в
различных аспектах и подходах. Но прежде, чем выделить эти подходы,
следует определиться с переводом термина и его пониманием в
отечественной психологии.

Представители Санкт-Петербургской психологической
школы, в частности, Слабинский В.Ю. утверждает, что: «…термин
«burnout» можно перевести с
английского как «выгорание»; в то же время «burn»
означает «сгорание», но эти термины не являются
синонимами. «Выгоревший» — это сохранивший внешнюю
оболочку, форму, но потерявший содержание, сущность, то есть
внутренне трансформировавшийся. «Сгоревший» — означает
превратившийся в пепел, исчезнувший» [9, с. 182]. Далее им
предлагается использовать термин «синдром личностной
деформации», который объединяет «выгорание» и
«сгорание».

Психологи Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С.
определили выгорание как: «Синдром психического выгорания —
многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных
психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие
продолжительных и интенсивных стрессов общения» [4, с. 333] и
«Синдром профессионального выгорания – совокупность
стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных
переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и
субъектов делового общения» [4, с. 332].

В Ярославской психологической школе получил
распространение перевод термина «burnout»
— психическое выгорание. Рукавишников А.А. основывает свое
определение выгорания на том, что это психологическое явление
характерное для лиц, не страдающих психопатологией, и которое
проявляется в дисфункциональных установках и поведении, снижении
профессиональной мотивации [2, с. 8].

В других исследованиях можно
найти определение выгорания, как «дезадаптационное
явление, которое характеризуется потерей личностью интереса к
предмету и продукту своей деятельности, чувством внутренней
опустошенности, нарушениями межличностного взаимодействия в широком
контексте социальной ситуации» [1,
с. 3]. Демина Л. Д. и Ральникова И. А. видят его как «функциональный
стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать
энергетические и психологические ресурсы» [7, с. 18]. Вайнштейн
Л.А. использует термин «феномен психического выгорания»,
который понимает, как «особое проявление отрицательного
воздействия профессии на личность» [3, с. 184].

Сторонники изучения выгорания с позиций теории стресса и общего
адаптационного синдрома (Бойко В. В., 1996; Вид В. Д., Лозинская Е.
И., 1998; Постнов В.В., 2010) соотносят его проявления с симптомами
третьей фазы по Г.Селье – истощение. Бойко В.В. считает, что
синдром выгорания является выработанным личностью механизмом
психологической защиты, который помогает исключить психотравмирующее
воздействие стрессоров, посредством частичного или полного исключения
эмоций [7, с. 17]. Рыбников О.Н.
приравнивает состояние выгорания к особой форме стресса: «Другой
наиболее распространенной формой профессионального стресса у
работников является так называемый синдром психического выгорания»[8,
с. 231].

Отечественные ученые, занимающиеся проблемой выгорания, исходили из
наработок зарубежных психологов, поэтому перевод термина у разных
авторов в исследованиях различается, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Перевод термина «burnout»
в работах разных исследователей

Перевод «burnout»

Исследователь

Синдром психического выгорания

Рыбников О.Н.

Синдром профессионального выгорания

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.

Синдром личностной (профессиональной) деформации

Слабинский В.Ю., Подсадный С.А., Абрамова Г.С.,
Юдчиц Ю.А.

Эмоциональное сгорание

Демина Л.Д., Ральникова И.А., Постнов В.В.

Синдром эмоционального сгорания

Бойко В.В., Аминов Н.А., Форманюк Т.В., Яценко
Т.С.

Синдром эмоционального перегорания

Вид В.Д., Лозинская Е.И.

Феномен психического выгорания

Вайнштейн Л.А.

Синдром эмоционального выгорания

Макарова Г.А.

Психическое выгорание

Рукавишников А.А., Орел В.Е

Теоретический анализ научной литературы по
определению терминологии показывает то, что каждый автор,
занимающийся вопросом выгорания, понимает его по-своему. Однако после
I Международной научно-практической
конференции, посвященной исследованию выгорания (2007 год, г. Курск)
было принято решение об использовании единого термина –
«синдром выгорания» — без уточняющих прилагательных,
подчеркивая тем самым то, что данное явление встречается только у
профессионалов в коммуникативной сфере [10, с. 8].

В психологической литературе различают несколько
подходов, на основе которых строятся объяснительные модели выгорания
[5, с. 4].

  • Индивидуально-психологический подход объясняет причину выгорания из
    несоответствия между ожиданиями от работы и реальной
    действительностью.

  • Социально-психологический подход принимает за
    детерминирующий фактор выгорания специфику работы в социальной
    сфере.

  • Организационно-психологический подход связывает причину развития
    выгорания с проблемами личности в организации: отношения руководства
    к работнику, ролевой конфликт и т.д.

Анализ состояния выгорания может производиться еще с
позиций традиционных теорий, таких как когнитивно-бихевиоральная,
психоаналитическая, а также экзистенциального и гештальт-направления.
Следовательно, выгорание может являться результатом набора неверных
ожиданий, неспособности специалиста к интеграции и целостному
восприятию реальности, либо неразрешенного контрпереноса в
аналитическом процессе. Экзистенциальное направление определяет
выгорание, как результат процесса разочарования [5], а некоторыми
исследователями связывается с понятием, предложенным Д.А. Леонтьевым,
«смыслового отчуждения» [6, с. 97].

По результатам зарубежных исследований, касающихся сущности и природы
феномена выгорания были созданы различные модели, отражающие
компоненты и структуру этого явления (таблица 2).

Таблица 2

Модели синдрома выгорания

МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ:

ФАКТОРНЫЕ (описывают компоненты структуры
выгорания)

однофакторная модель

двухфакторная модель

трехфакторная модель

четырехфакторная модель

Авторы

A.M. Pines, E. Aronson, 1988

D. Dierendonck, W. Schaufeli,
H. Sixma, 1994

C. Maslach, S.E. Jackson

E. Iwanicki, R. Schwab
1981; G. Firth, A. Mims, 1985

Структура выгорания (компоненты)

истощение

эмоциональное истощение, деперсонализация

редукция личностных достижений, эмоциональное
истощение, деперсонализация

редукция личностных достижений, эмоциональное
истощение, деперсонализация, четвертый – сочетание
каких-либо двух из трех приведенных компонентов

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ (выгорание, как динамический
процесс, имеющий фазы)

Авторы

Р.Т.Голембиевс-кий, Р.Ф.Мунзенридер

Дж. Гринберг

Б. Перлман, Е.А. Хартман

В.В. Бойко

Суть модели

Выделяется три степени и восемь фаз выгорания,
отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по
методике C. Maslach
— MBI.

Выгорание — пятиступенчатый прогрессирующий
процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением
времени.

Используется описание развития выгорания, как
проявление трех основных классов реакции на организационные
стрессы.

За основу развития выгорания принята концепция
развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по
четыре симптома.

Подробное рассмотрение каждой факторной и
процессуальной модели можно найти в психологической литературе [4].
Однако хочется обратить внимание на то, что предложенный А. Pines
и Е. Aronson, как главный компонент
выгорания – истощение, находит своих сторонников и сегодня. Это
демонстрирует оригинальное исследование по валидизации и адаптации
французской версии инструмента выгорания Burnout
Measure Short
version – BMS
(Maslach-Pines,
2005), подтверждающее мнение о том, что выгорание есть не что иное,
как истощение [15].

Но чаще всего придерживаются трехкомпонентной
структуры синдрома выгорания. В своей работе Daniel W. Law с помощью
методики MBI-HSS (Maslach Burnout Inventory-Human Services Survey)
индивидуально модифицированной версии MBI, исследовал выгорание
студентов изучающих бизнес. Он показал, что трехкомпонентная модель
выгорания справедлива и по отношению к ним. Так, по результатам
проведенного исследования у студентов определен крайний уровень
выгорания еще до выпускных экзаменов [14, с. 195].

В результате анализа литературы в большинстве
научных исследований используется трехмерное описание выгорания, что
подразумевается инструментом MBI, который
явно доминирует по применению среди всех, т.к. «к концу 90-х
годов MBI был использован в 93% журнальных
статей и диссертаций» [18, с. 211]. Хоть и появляются некоторые
альтернативные инструменты выгорания, такие как Oldenburg
Burnout Inventory
(Demerouti et
al., 2002) [11] и Copenhagen
Burnout Inventory
(Kristensen et
al., 2005) [13], однако MBI
остается «золотым стандартом» для оценки этого состояния.

С учетом современных условий деятельности и жизни человека состояние
выгорания стало распространенным, и, можно говорить, естественным
явлением по сравнению с периодом его первого появления среди
медицинского персонала и социальных работников. Сейчас оно
распространенно среди всех социономических профессий и даже
фиксируется среди студентов, которые еще не сдали выпускных
экзаменов.

Таким образом, синдром
выгорания – это состояние, которое имеет поликомпонентную
структуру, и проявляется не только в аффективной, но и
когнитивно-поведенческой сферах человека. Несмотря на то, что пройден
большой исследовательский путь в познании этого явления учеными, на
сегодняшний день остаются приоритетными развитие методического
инструментария и его возможностей экспресс-диагностики, а также
расширение и включение в диапазон исследований большего контингента
лиц, а именно студентов, которые только приобщаются к определенной
профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Айсина, Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание
    менеджеров в условиях коммерческой организации : автореф. дис. …
    канд. психол. наук : 19.00.01 / Р. М. Айсина ; Российский гос-й
    соц-й ун-т. – Москва, 2007. – 27 с.

  2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания
    у педагогов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 /
    М.В. Борисова ; Ярославский гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2003.
    – 18 с.

  3. Вайнштейн, Л. А. Психология труда : курс лекций / Л. А. Вайнштейн. –
    Минск : БГУ, 2008. – 219 с.

  4. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и
    профилактика. 2-е изд. / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. –
    СПб.: Питер, 2009. – 336с.

  5. Лэнгле, А. Экзистенциальное выгорание с позиций экзистенциального
    анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии . – 2008. – №
    2. – С. 3-16.

  6. Осин, Е. Н. Отчуждение как психологическое
    понятие / Е.Н. Осин // Третья Всероссийская научно-практическая
    конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений /
    под. Ред. Д. А. Леонтьева. – М: Смысл. – 2007. –
    С. 97-100.

  7. Подсадный, С. А., Орлов, Д. Н. Развитие научных представлений о
    синдроме выгорания / С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов
    // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у
    специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография ;
    под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. –
    Курск, 2008. – С.13-34.

  8. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности :
    учебник для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Рыбников. –
    М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

  9. Слабинский, В. Ю. Основы психотерапии. Практическое руководство /
    В.Ю. Слабинский. – СПб.: Наука и техника, 2008. – 464 с.

  10. Современные проблемы исследования синдрома
    выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст] :
    коллективная монография / под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е.
    Водопьяновой, В. Е. Орла и др. ; Курский гос. ун-т.- Курск : КГУ,
    2008.-336 с.

  11. Demerouti, E., Bakker, A.,
    Vardakou, I., Kantas, A. The convergent validity of two burnout
    instruments: a multitrait-multimethod analysis / E. Demerouti, A.
    Bakker, I. Vardakou, А. Kantas // European
    Journal of Psychological Assessment. – 2002. – Vol. 18.
    – Р. 296-307.

  12. Halbesleben, J. R., Buckley,
    M. R. Burnout in organizational life / J. R. Halbesleben, M. R.
    Buckley // Journal of Management. – 2004. — Vol. 30. –
    Р. 859-879.

  13. Kristensen, T. S., Borritz, M., Villadsen, E.,
    Christensen, K. B. The Copenghagen burnout inventory: a new tool for
    the assessment of burnout / T. S. Kristensen, M. Borritz, E.
    Villadsen, K. B. Christensen // J. Work and Stress. – 2005. –
    Vol. 19. – Р.192-207.

  14. Law, D. W. A measure of burnout for business
    students / D. W. Law //Journal of education for business. –
    2010. – Vol. 85. – Р. 195-202.

  15. Lourel, M., Gueguen, N., Mouda, F. Psychometric
    properties of a global measure of job burnout / M.Lourel, N.Gueguen,
    F. Mouda // Study Psychologica – 2008. – Vol. 50, №1. –
    Р. 109-118.

  16. Maslach, C., Schaufeli, W. B., Leiter, M. P. Job
    burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review
    of Psychology. – 2001. — Vol. 52. – Р.
    397-422.

  17. Schaufeli, W. B., Enzmann, D. The Burnout
    companion to study and research : A critical Analysis / W. B.
    Schaufeli, D. Enzmann. – London : Taylor & Francis. –
    1998.

  18. Schaufeli, W. B., Leiter, M. P., Maslach, C.
    Burnout : 35 years research and practice / W.B. Schaufeli, M.P.
    Leiter, C. Maslach // Career Development International. –
    2009. – Vol. 14, №3. – P. 204-220.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Бажан Т.-.

1

Жунисбекова Ж.А.

1

Киякбаева У.К.

2

Керимбекова Р.А.

3

Керимбеков М.А.

3

1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова

2 Казахский национальный педагогический университет им. Абая

3 Институт повышения квалификации педагогических работников по Южно-Казахстанской области (Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации педагогических кадров «Орлеу»)

В обзорной статье рассмотрены существующие концепции синдрома эмоционального выгорания и детерминанты его развития. Приведены примеры нетрадиционного подхода к инструментам диагностики эмоционального выгорания. Упомянуты некоторые из наиболее интересных, по мнению авторов статьи, работы по исследованию рассматриваемого вопроса.
Описанные модели выгорания, при наличии в своей структуре одинаковых компонентов, указывают на отсутствие единой точки зрения как на определение эмоционального выгорания, так и на механизмы его развития. Нет однозначного мнения и в вопросе последствий изучаемого синдрома: одни данные говорят о том, что, оказывая влияние на все подструктуры, выгорание являет собой полный регресс профессионального развития.
Ранняя диагностика, профилактика и плановые мероприятия по выявлению симптомов способны ликвидировать вред, наносимый СЭВ психическому и физическому здоровью человека, благополучие которого напрямую влияет на благополучие общества, в целом.

синдром выгорания

эмоциональное выгорание

профессиональные деструкции

модели синдрома эмоционального выгорания.

1. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. – Курск, 2008. – 336 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания диагностика и профилактика. — С-Пб.: Питер, 2005. – 217 с.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

4. Фоминых Е. Синдром выгорания у врачей, оказывающих психиатрическую помощь // «Вестник психоанализа». — 2011. — № 1. — С. 169-172.

5. Муфтахова Ф.С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // «Вестник Башкирского университета». – 2009. — Т.14.- №1. – с. 290-293.

В конце XIX века в условиях стремительно развивающегося производства назревает необходимость в организации профилактических мероприятий, направленных на повышение качества труда, уменьшение числа несчастных случаев и улучшение условий рабочей обстановки. Благодаря работам инженера И.Рихтера были созданы предпосылки для появления «железнодорожной психологии». Врачи, изучавшие вопросы трудовой гигиены (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), занимались поиском причин профессиональных заболеваний и способов их предотвращения.

Русский просветитель и создатель физиологической школы И.М.Сеченов обосновал приспособительную роль психики и экспериментально подтвердил гипотезу о ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления; был выдвинут принцип «активного отдыха».

На рубеже XIX и XX веков получает своё развитие психогигиена. Начинают развиваться психология труда, инженерная психология, эргономика, психология здоровья. И каждое из этих направлений в качестве первостепенной задачи ставит перед собой вопросы адаптации человека в профессиональной среде.

В 1968 году советский психолог, последователь В.М. Бехтерева, основоположника рефлексологии и патопсихологического направления в России, Б.Г.Ананьев употребляет словосочетание «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного настроя работников, занятых в системе «человек-человек». В 1969 году Г.Бредли (G.Bradley) говорит в своих работах о таком психологическом явлении, как выгорание [1].

И только в 1974 году Герберт Фрейденбергер (Herbert Freudenberger), вводит термин «burnout» (в переводе с английского – «выгорание»), который он использовал для описания, основанного на клиническом опыте, эмоционального истощения у волонтеров, занятых в клиниках для наркоманов.

Мощный негативный эффект, оказываемый эмоциональным выгоранием на профессиональную сферу человека, обращает на себя внимание исследователей в области не только психогигиены труда. Со времени введения Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger) термина «выгорание» прошло более сорока лет, но актуальность изучения деструктивных факторов профессионализации сохраняет прежнюю сил. Более того, проблемы изучения синдрома эмоционального выгорания приобрели междисциплинарный характер, вызывая интерес исследователей в области медицины, социологии, педагогики и т.п. Важно дифференцировать в англоязычных источниках термины «burnout» — собственно «выгорания» и «burn out» — имеющий отношение к шизофрении (schizophrenia).

Несмотря на большое число работ, посвященных вопросам изучения СЭВ, некоторые исследователи указывают на отсутствие такой теории, которая могла бы однозначно охарактеризовать и объяснить этиологию СЭВ. Как указывает в своей работе В.Е.Орёл, «Существуют достаточно противоречивые взгляды на само определение выгорания, его структуру, механизмы возникновения, и генезис».

Под синдромом эмоционального выгорания понимают дезадаптационный феномен, имеющий отношение к профессиональной деятельности и тенденцию к постепенному нарастанию интенсивности психоэмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. (Maslach, Jackson, 1986). СЭВ – реакция организма на неконтролируемый и длительный по времени стресс средней интенсивности. Существует и иная точка зрения, указывающая на энергосберегающий характер СЭВ [2].

В своей диссертационной работе кандидат психологических наук Умняшкина С.В. указывает на то, что имеющиеся данные касательно проблемы СЭВ являются больше результатом наблюдения практикующих специалистов, чем данными, полученными в результате экспериментальных исследований.

В.В.Бойко определяет термин «эмоциональное выгорания» как не строго научный, но указывает на то, что «за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии» [3].

Тем не менее, на проведенной в октябре 2007 года в г.Курск (Россия) I Международно-практической конференции, посвященной обсуждению проблем исследования СЭВ, участие в которой приняли ученые из разных стран, в том числе, из Казахстана, на заключительном пленарном заседании в числе трех важных итогов «Участники конференции, объединяя и медицинский и психологический подходы, приняли решение использовать единый термин –«синдром выгорания» – без каких-либо уточняющих прилагательных, тем самым подчеркивая, что данный феномен встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере».

С момента описания в 1974 Г. Фрейденбергером постепенно нарастающих негативных изменений в психическом и эмоциональном состоянии обследуемых работников психиатрической больницы, когда появился новый взгляд на дистресс, связанный с профессиональной деятельностью, и по настоящее время, было проведено большое число исследований и накоплен опыт в диагностике, профилактике и лечении СЭВ работников различных специальностей. Если первые исследования указывали на профессии «субъект-субъектного» типа, как наиболее уязвимые для развития СЭВ, то к середине 90-х годов прошлого века проблемы синдрома выгорания становятся предметом рассмотрения в профессиях «несоциального» типа – военнослужащие, офисные работники, программисты и т.д. Имеются исследования, указывающие на различия в степени интенсивности проявления СЭВ у работников «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» профессий, что еще раз говорит о важности всестороннего изучения синдрома выгорания.

Концепция выгорания, представленная А.Меламед (Модель Shirom-Melamed), так же указывает на поликомпонентную структуру СЭВ, представляющую собой сочетание физической усталости, эмоционального истощения и когнитивной усталости [1].

Современные проблемы исследования синдрома выгорания

Рис.1. Модель профессионального стресса и выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана (Baron Perlman, E.Alan Hartman, 1982).

Процессуальная модель СЭВ (Б.Перлман и Е.Хартман (Baron Perlman, E.Alan Hartman)) (Рис.1) акцентирует внимание на динамическом характере выгорания: это протекающий во времени и с нарастающей интенсивностью процесс, фазами которого являются психофизиологические изменения (физическое истощение), аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация) и ярко выраженные симптомы преодолевающего поведения (избегание профессиональных обязанностей, сокращение времени общения с клиентами, абсентеизм).

Согласно динамической многокомпонентной модели М.Буриша (М.Burish, 1994) характерными для эмоционального выгорания стадиями являются: предупреждающая фаза (чрезмерное участие и истощение); фаза снижения уровня собственного участия (цинизм, отсутствие эмпатии к коллегам и клиентам, чрезмерная материальная заинтересованность); фаза аффективных реакций (депрессия, агрессия); фаза деструктивного поведения; фаза проявления психосоматических реакций и снижения иммунитета; фаза разочарования и отрицательной жизненной установки.

Эмоциональное выгорание как динамический процесс рассматривает и ряд других авторов:

Р.Т.Голембиевский, Р.Ф.Мунзенридер — три степени и восемь фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по методике C. Maslach — MBI. Дж. Гринберг — Выгорание — пятиступенчатый прогрессирующий процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением времени. В.В. Бойко — За основу развития выгорания принята концепция развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по четыре симптома [4].

Существуют различные исследовательские позиции в вопросе причин формирования эмоционального выгорания. Традиционно к детерминантам развития эмоционального выгорания относят объективные и субъективные факторы.

На основе проведенного теоретического анализа В.Е.Орел предлагает следующую рабочую схему факторов: (Таблица 1)

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на выгорание

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

Социально-демографические

Условия работы

Возраст

Рабочие перегрузки

Пол

Дефицит времени

Уровень образования

Продолжительность рабочего дня

Семейное положение

 

Стаж работы

 

Личностные особенности

Содержание труда

Выносливость

Число клиентов

Локус контроля

Острота их проблем

Стиль сопротивления

Глубина контакта с клиентом

Самооценка

Участие в принятии решений

Нейротизм (тревожность)

Обратная связь

Экстраверсия

 

По мнению В.Бойко к факторам, влияющим на формирование эмоционального выгорания, относятся:

-Длительная по продолжительности и напряженная психоэмоциональная деятельность;

-Дестабилизирующая организация деятельности;

-Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;

-Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

-Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения;

-Склонность к эмоциональной ригидности;

-Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;

-Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

-Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Согласно точке зрения В.Бойко [3], эмоциональное выгорание, наряду с деструктивным характером, имеет и функциональную сторону, так как способствует экономному расходованию внутренних ресурсов посредством полного или частичного исключения эмоций.

Согласно модели профессионального стресса и выгорания Б.Перлмана и Е.Хартмана (Baron Perlman, E.Alan Hartman, 1982), к наиболее значимым факторам развития СЭВ относятся (Рис.2):

Рис.2. Переменные, значимо связанные с выгоранием:

Характеристики организации

Организационные аспекты

Ролевые характеристики

Индивидуальные характеристики

Результат

-загруженность

-формализация

-текучесть кадров

-число работников

-руководство

-коммуникации

-поддержка сотрудников

-правила и процедуры

-инновации

-административная поддержка

-автономность

-включенность в работу

-подчиненность

-рабочий прессинг

-обратная связь

-достижения

-значимость

-поддержка семьи/друзей

-пол

-возраст

-стаж

-сила«Я-концепции»

-удовлетворенность

-уход с работы

К. Маслач к факторам развития синдрома выгорания относит:

-индивидуальный предел нашего «эмоционального Я», способного противостоять истощению;

-психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

-негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

Описанные модели выгорания, при наличии в своей структуре одинаковых компонентов, указывают на отсутствие единой точки зрения как на определение эмоционального выгорания, так и на механизмы его развития. Нет однозначного мнения и в вопросе последствий изучаемого синдрома: одни данные говорят о том, что, оказывая влияние на все подструктуры, выгорание являет собой полный регресс профессионального развития. В то же время ряд исследователей имеет более оптимистичный взгляд на вопрос обратимости СЭВ [2].

По нашему мнению, существует необходимость в дифференцировании либо интегрировании синдрома выгорания с такими психологическими категориями, как стресс, адаптационный синдром, профессиональная трансформация, депрессия, хроническая усталость, «синдром менеджера» и ряд других.

Очень интересными и перспективными являются исследовательские труды, рассматривающие СЭВ в качестве самостоятельного феномена, не ограниченного только сферой профессионального влияния.

Важным этапом в изучении СЭВ становится рассмотрение данного феномена в качестве экзистенционального явления. Е.В.Ермакова отмечает, что выявление причин возникновения выгорания невозможно без изучения ценностно-смысловой сферы личности [5]. Проблема выгорания является следствием поиска смысла жизни (А.Пайнс). Благодаря выходу «за рамки интерперсонального подхода» появляется возможности подойти в определенной степени инструментально одинаково к различным профессиям. Имеются данные, указывающие на возможность применения концепции выгорания при работе с супружескими парами, изучении последствий политических конфликтов (А.Пайнс). Проведенные исследования указывают на возможность применения опросника SMBM, составленного на основе концепции выгорание Меламед, для оценки выгорания при наличии истощения на фоне стресса.

В 1992 году Британская Медицинская Ассоциация в качестве проявлений последствий затяжного рабочего стресса у медицинских работников выделила нарастающее желание сменить род деятельности по причине разочарования в профессии, ухудшение эмоционально-психологического фона, увеличение количества потребляемого алкоголя и психостимулирующих веществ.

В 1994 году английский психиатр Emmy Van Deurzen Smith в своей вступительной речи на ежегодном заседании Samaritan Institute (Денвер, Колорадо.США) рассказала о пережитом ею отчаянии, едва не завершившимся суицидом в молодом возрасте, и о том, как это способствовало ее самоидентификации с пациентами и мотивации к последующей работе. 1200 присутствующих делегатов ответили, стоя, овациями.

Эти и многие другие примеры говорят об актуальности изучения синдрома эмоционального выгорания.

Важнейшим показателем социально зрелой личности является профессиональная деятельность человека. Именно трудовая деятельность отдельно взятого индивида является составной частью экономического благополучия государства. Нахождение путей преодоления профессиональных деструкций, которые способны выводить человека из рядов рабочей силы, тем самым нанося урон производству и экономике, в целом, и выявление оптимальных условий для пролонгирования трудоспособного периода профессиональной деятельности, — есть и должны оставаться приоритетными задачами и в масштабах государства, и отдельно взятого производства. Очевидной является необходимость уделять особое внимание вопросам как физического, так и психологического здоровья специалистов. «Руководители, принимая на работу сотрудников, должны рассматривать персонал как свой наиболее ценный ресурс и очень заботиться о том, чтобы его сохранить». (Aveline (1995)).

Ранняя диагностика, профилактика и плановые мероприятия по выявлению симптомов способны ликвидировать вред, наносимый СЭВ психическому и физическому здоровью человека, благополучие которого напрямую влияет на благополучие общества, в целом.

Библиографическая ссылка

Бажан Т.-., Жунисбекова Ж.А., Киякбаева У.К., Керимбекова Р.А., Керимбеков М.А. КРАТКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17832 (дата обращения: 22.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник