Соски для детей с синдромом дауна
В начале жизни малыша один из самых часто задаваемых вопросов, который действительно тревожит родителей, – как правильно кормить ребенка. В этой статье рассказывается об особенностях кормления малыша с синдромом Дауна и о том, как сделать этот жизненно важный процесс приятным и для мамы, и для ребенка.
Организация кормления: первые месяцы
Младенцам с синдромом Дауна, как и всем детям, показано грудное вскармливание. Оно дает ребенку не только возможность получать самое лучшее питание, но и укрепляет его иммунитет, предупреждает появление отитов, развивает мышцы органов речи. Формируя правильные навыки кормления, мы закладываем базу для развития органов артикуляции. Несмотря на некоторые особенности строения челюстно-лицевого аппарата, кормление грудью детей с синдромом Дауна вполне достижимо.
Важно помнить, что кормление малыша – это не только процесс насыщения. Первые несколько недель после рождения ребенок адаптируется к маме, а мама учится понимать ребенка. Именно в это время у малыша появляется чувство, что его любят. Формирование настраивающего поведения и всех дальнейших этапов привязанности во многом зависит от того, как мама кормит малыша, в каком эмоциональном состоянии она находится, как понимает сигналы младенца и реагирует на них. Трудности с сосанием могут отрицательно сказаться не только на физическом развитии ребенка, но и на установлении эмоционального контакта с матерью. Мама, в свою очередь, должна научиться дифференцировать потребности ребенка, не кормить каждый раз, как он заплачет, в противном случае у ребенка в будущем может развиться булимия (Расстройство процесса приема пищи, которое сопровождается резким усилением аппетита. – Прим. ред.).
Существует ряд причин, которые могут вызвать сложности при организации кормления ребенка с синдромом Дауна:
- медицинские проблемы – нарушение сердечной деятельности, расстройство пищеварения и другие, в том числе длительное нахождение ребенка на интенсивной терапии;
- проблемы с мышечным тонусом – трудности, которые возникают при осуществлении движений языка, губ, челюстей;
- сенсорные проблемы – при наличии повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, а при пониженной чувствительности младенцу трудно ощутить, что происходит во рту, ему сложно пережевывать и проглатывать твердую пищу, и она часто скапливается во рту;
- проблемы, связанные с анатомическими особенностями строения ротовой полости;
- проблемы поведения – ребенок может испытывать отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. Во избежание этого лучше выделить для приема лекарств особую ложку, отличающуюся от обычной, или использовать для этой цели пипетку.
Иногда наблюдается сочетание нескольких осложняющих кормление факторов.
Прежде всего, важно установить, не лежат ли в основе проблем с кормлением медицинские причины. Если дело в них, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях проблемами кормления занимается педагог – специалист по ранней помощи.
Советы по организации грудного вскармливания и кормления из бутылочки
- Сразу после рождения ребенок готов сосать грудь или соску. Время кормления – это период установления особых взаимоотношений между мамой и ее малышом. Не случайно оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный, – около 20–25 см, – соответствует дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в каждого ребенка желание общаться и взаимодействовать с людьми. Начало этого взаимодействия – возникающий во время кормления контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Возможно, и первая улыбка малыша, предназначенная матери, появится у него именно в эти мгновения.
- При кормлении из бутылочки ребенка нужно держать в позе грудного вскармливания, то есть на руках у матери и с приподнятой головой. Если он лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (каналы, соединяющие нос с ушами), а это часто вызывает отит. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
- Поскольку у малыша часто снижен мышечный тонус, снижена и чувствительность его ротовой полости. Чтобы ребенок почувствовал соску во рту, она должна быть не слишком мягкой, а плотной, тугой. В ней лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть достаточно широким, чтобы малыш мог захватить ртом только ее кончик. В противном случае она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
- Если малышу трудно сосать, вы можете подготовить его к приему пищи. Так, за 15 минут до начала кормления можно проводить стимуляцию мышц лица и шеи ребенка:
– поглаживать круговым движением пальца вокруг угла рта (палец движется сверху вниз);
– поглаживать лицо в направлении от щек ко рту;
– поглаживать шею в области гортани сверху вниз;
– осторожно поглаживать одним пальцем десны и небо спереди назад;
– поглаживать льдом вокруг рта;
– прикасаться соской к щечке малыша;
– легко надавливать соской на нижнюю губу и кончик языка ребенка;
– стимулировать сосание с помощью пальца: положить указательный палец в рот подушечкой вниз. Осторожно нажимать на язык ребенка, пока он не обхватит языком ваш палец и не начнет совершать сосательные движения. Далее следует быстро вынуть палец и заменить его соском или соской.
- Во время кормления используйте для стимуляции сосания свободную руку:
– держите малыша в позе, удобной для сосания;
– возьмите руку ребенка и поглаживайте ее, особенно у основания большого пальца;
– поглаживайте его щеки, подбородок и верхнюю губу по направлению ко рту, стимулируя хороший захват соска или соски.
Если до четырех месяцев между мамой и ребенком установился эмоциональный контакт и малыш маме доверяет, то проблем с кормлением быть не должно.
Жидкая пища: 4–6 месяцев
После четырех месяцев в питание ребенка вводится фруктовый сок, а спустя несколько недель – фруктовое пюре (строго по показаниям врача). Если ребенок находится на грудном вскармливании, прикорм дают с шести месяцев (после консультации с врачом). Особенности строения ротовой полости и языка у детей с синдромом Дауна, а также гипотония всей группы мышц, ответственных за прием пищи, требуют от педагога помощи в организации кормления.
Малыша учат есть с ложки, а также держать бутылочку, регулируя поступление жидкой пищи. Но следует помнить, что если постоянно заставлять ребенка кушать, навязчиво приучать его есть самостоятельно, то ребенок вообще может отказаться от еды.
Как кормить малыша в этот период жизни
- Кормить ребенка с ложки можно начинать при введении в его рацион сока и пюре. Пища должна быть мягкой и ровной по консистенции. Однако здесь есть один нюанс: старайтесь реже использовать блендер для перемалывания пищи ребенка, так как он измельчает продукты до состояния однородной массы, которая имеет очень своеобразную консистенцию и вкус, часто отличный от вкуса исходного продукта. Лучше всего тщательно разминать кусочки вилкой, тогда ребенок будет ощущать и текстуру продукта, и его реальный вкус.
- Ложку с пищей нужно аккуратно положить ребенку на язык и слегка направить язык вниз и вглубь ротовой полости. Очень важно делать небольшую паузу, давая малышу время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки. Если взрослый, приподнимая ложку и проводя ею по верхней губе ребенка, сам «счищает» пищу с ложки, то малыш вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
- Во время кормления с ложки мама должна сидеть к ребенку лицом, желательно чуть ниже его. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а тот при этом может отлично контактировать с мамой.
- Для кормления используется ложка, по размеру близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек, и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка должна быть не слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту. Учтите, что ложка для еды и ложка для лекарства должны быть разными.
- Чашка, из которой пьет малыш, должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такой вырез вы можете сделать сами в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или сока с мякотью. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если ребенок не поймет, что нужно закрыть рот, аккуратно приподнимите его подбородок вверх, рот закроется, и малыш рефлекторно сделает глоток.
Введение твердой пищи: 6–9 месяцев
Во время еды ребенок уже может держать в руке сухарик, а возможно, и ложку. Кормите малыша с ложки, пить давайте из чашечки. Как только он захочет есть ложкой сам, обязательно пойдите ему навстречу. Это очень важный момент! Конечно, ребенок сделает это не так аккуратно, как вам бы хотелось, но если вы не будете поощрять его инициативу, период такой активности быстро пройдет и тогда приучить ребенка есть самостоятельно будет очень трудно.
Еда руками
У каждого малыша бывает период, когда он, схватив игрушку или другой предмет, обязательно тянет его в рот. Попробуйте предложить ему вместо игрушки печенье, вполне вероятно, что и его он захочет «попробовать». Если вкус печенья ребенку понравится, он повторит это действие снова и снова. Иногда родители опасаются, что малыш поперхнется, поэтому лучше использовать рассыпчатое песочное печенье, которое практически сразу растворяется во рту. Сначала ребенок будет держать печенье, сухарик или кусок хлеба в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью (соединяя большой, указательный и средний пальцы) или пинцетным захватом (соединяя указательный и большой палец).
Как научить ребенка жевать
Попробовав кусочек пищи, малыш часто выталкивает его изо рта движением языка вперед. Это совсем не означает, что ребенок не хочет съесть этот кусочек. Выталкивание пищи происходит потому, что именно такое движение языком малыш всегда совершал при сосании, и теперь, когда в его рот попала твердая пища, он рефлекторно начинает делать то же самое, что и раньше. Для пережевывания твердой пищи нужны другие движения языка, в частности, не вперед, а из стороны в сторону. Кстати, это очень важно для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать эти новые манипуляции? Поместите кусочек печенья между щекой и верхней челюстью в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно во время приема еды, по три-четыре кусочка с каждой стороны, результат не замедлит сказаться: через какое-то время вы заметите, что у ребенка появился навык правильного жевания.
Для стимуляции жевания некоторые родители успешно используют узкие длинные дольки вяленого (сушеного) яблока. В этом случае один конец дольки нужно поместить сбоку на десну ребенка, а другой удерживать своей рукой. Не жалейте времени на обучение малыша жеванию! Еще раз напоминаем, что совершаемые при этом движения являются моделью произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, рот закрывается – согласный.
Общение во время еды
Еда – одна из самых благоприятных ситуаций для развития навыков общения. Нарушение процесса приема пищи – это нарушение процесса взаимодействия. Вот некоторые советы, которые помогут вам при организации такого общения.
- Во время кормления называйте вслух продукты, которые вы предлагаете малышу. Ваши комментарии к происходящему за столом должны быть ясными и краткими.
- Предлагайте ребенку выбрать, что он сейчас будет есть. Если у вас один вид пищи, пусть он выберет, что он хочет, еду или питье. Если он не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ним и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
- Научите ребенка отказываться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплёвыванием пищи и возмущенным криком. Вы должны признать, что какая-то пища может не нравиться ребенку и он имеет полное право отказаться от нее. Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник процесса, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.
«Закрепление пройденного»: 9–12 месяцев
На этом этапе продолжают совершенствоваться навыки самостоятельной еды. Ребенку необходимо научиться брать руками твердую пищу, есть ложкой вязкую пищу, пить из чашки, держа ее двумя руками. Предложите малышу пить жидкость из трубочки. Для этого возьмите маленькую упаковку сока, вставьте в отверстие трубочку и, когда малыш возьмет ее в рот, осторожно сожмите упаковку. При этом часть сока поступит в рот ребенка. Постепенно он приучится сам сосать сок. Питье жидкости из трубочки помогает научиться плотно смыкать губы.
Известно, что до года ребенка можно научить есть любую пищу. А вот после полутора лет сделать это гораздо сложнее. Во многом потому, что проблема кормления как таковая перерастает в проблему поведения, причем и ребенка, и матери. Малыш к этому времени уже научился вести себя за столом определенным образом, он отвергает ту или иную пищу, а маме часто трудно «перестроиться»: терпеливо относиться к «выходкам» ребенка, избавиться от собственных страхов и беспокойств (например, что ребенок подавится, если ему давать сухари) или заставить себя перестать кормить малыша с ложечки. Именно поэтому заниматься организацией правильного кормления необходимо с первых дней жизни ребенка.
Литература по теме:
Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей / фото Е.Гросман, Е.Зотова, А Португалова. — 2-е изд. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»,2013.-140с.:ил-(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)
Чубарова А. И. Грудное вскармливание – путь, данный нам природой // Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2008 гг. – Изд. 3-е. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – С. 184–190.
Чубарова А. И. Как разобраться с нарушениями стула у младенца // Там же. – С. 199–214.
М. Ф. Гимадеева, специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»
Источник
Вот некоторые из этих преимуществ:
Защита от инфекций. Дети с синдромом Дауна особенно подвержены инфекциям дыхательных путей, отитам, заболеваниям щитовидной железы и онкологии. В отличие от искусственной детской смеси, грудное молоко содержащее живые клетки и антитела, имеет защитный эффект против всех инфекций. Когда кормящая мама сталкивается с вирусом, ее организм вырабатывает антитела, которые помогают предотвратить повторное заражение этой инфекцией. Эти специфические антитела вместе с грудным молоком попадают в организм ребенка, тем самым защищая и его.
Улучшение работы пищеварительной системы ребенка. Дети с СД часто имеют проблемы с пищеварением из-за слабого тонуса мышц ЖКТ. В отличие от искусственной смеси, грудное молоко легче усваивается и помогает устранить такие проблемы с пищеварением, как запор.
Снижение риска возникновения аллергии и кожных проблем. Дети с синдромом Дауна зачастую имеют больше проблем с кожей, чем здоровые дети, такие как сухость кожи, экзема, себорея, хейлит (доброкачественное воспалительное заболевание губ). Они также более склонны к пищевой аллергии. Грудное молоко снижает частоту всех этих заболеваний.
Развитие речевого аппарата. Дети с синдромом Дауна имеют различные анатомические особенности развития полости рта, такие как открытый прикус и относительно большой язык, который может плохо помещаться во рту. Это может влиять на правильное прикладывание к груди и повлечь проблемы с грудным вскармливанием. Однако, сосательные движения, необходимые для кормления, тренировка и укрепление тем самым мышц речевого аппарата и языка, способствует в дальнейшем правильному развитию речи.
Психоэмоциональное развитие. В грудном молоке содержится докозогексаеновая кислота (DHA) – жирная кислота класса омега-3, которая отсутствуют в коровьем молоке. Эта жирная кислота DHA играет важную роль в развитии головного мозга и глаз. Несколько исследований показали, что у детей, находившихся на грудном вскармливании, как правило, показатели IQ выше на 8 пунктов, чем у их сверстников, находившихся на искусственном вскармливании. Такая повышенная стимуляция мозга является особенно полезным для детей с синдромом Дауна.
Дополнительная стимуляция. Дополнительный контакт кожа-к-коже, который идет рука об руку с грудным вскармливанием младенцев, дает дополнительную стимуляцию для того, чтобы наиболее полно раскрыть их способности.
Близость материи ребенка. Кормление ребенка с синдромом Дауна – это не только возможность обеспечить контакт кожа-к-коже, но и способ проводить вместе с ребенком больше времени, обнимать его. Мамы особенных детей часто чувствуют себя беспомощными в уходе за такими малышами, поэтому грудное вскармливание и кормление грудным молоком может помочь матери чувствовать себя увереннее, потому что они делают что-то значимое, важное для своего ребенка для обеспечения его здоровья и развития. Если по какой-то причине мама не смогла наладить грудное вскармливание, необходимо обеспечить дополнительный телесный контакт ребенка с мамой – близость, которая помогает развиваться как матери, так и ребенку.
Приобретение материнских навыков ухода за ребенком. О способах ухода за ребенком в первые дни после родов Вам расскажет врач – это навыки, которые пригодятся Вам в воспитании ребенка на протяжении многих лет. Однако правильно понимать своего ребенка маме нужно учиться самостоятельно. В этом ей помогает «материнский гормон» – окситоцин, который выделяется во время кормления грудью. Мама отдыхает во время кормления и способна ухаживать и понимать потребности малыша лучше.
Кормление во время болезни и успокоение. Дети с синдромом Дауна подвержены болезням, такими как пороки сердца, онкология, проблемы со зрением. Поэтому медицинский осмотр, включающий в себя различные процедуры или операции, детей с СД проводится чаще. Кормление грудью помогает малышу пережить стресс во время болезненных процедур, успокоиться во время болезни, легче ее перенести.
Детям с синдромом Дауна свойственны трудности с грудным вскармливанием из-за анатомических особенностей и медицинских показаний, таких как невозможность сосать и контролировать глотание, сниженный тонус мышц, различные болезни. Детям с СД, имеющих ряд заболеваний, нужны дополнительные медицинские процедуры и оперативные вмешательства, предполагающие раздельное пребывание матери и ребенка в течение какого-то времени.
Синдром Дауна может вызвать гипертонус (избыточное напряжение определенной группы мышц) или гипотонус (ослабленное мышечное состояние), что приводит к проблемам с прикладывание к груди.
Если ребенок сосет не эффективно, он быстро устает, в результате чего он не может находиться у груди достаточно долго, чтобы высосать более жирное заднее молоко, необходимое для набора веса. «Ленивые сосуны» нуждаются в дополнительной помощи со стороны медперсонала или консультанта по грудному вскармливанию, чтобы разрешить эту проблему.
Мышечный тонус детей с синдромом Дауна приводит к ряду проблем с организацией грудного вскармливания. Можно экспериментировать с различными позами, чтобы найти оптимальную позицию, комфортную для мамы и ребенка. Многим мамам помогает во время кормления грудью кресло-качалка, процесс укачивания помогает маме и малышу расслабиться во время кормления.
Даже если удалось найти удобное положение для кормления ребенка, могут возникнуть проблемы с правильным прикладыванием ребенка к груди, из-за особенностей прикуса и большого языка. Детей с гипотонусом рекомендуют кормить, уложив их на подушку так, чтобы тело и голова были на одном уровне. Важно следить за подбородком ребенка, чтобы захват не терялся и не было щелей между грудью и ртом ребенка.
Детям с гипертонусом нужно помочь расслабиться, постараться расположить их так, чтобы спинка была скруглена, колени согнуты и приведены к животу. Иногда необходимо нетугое пеленание, чтобы поддерживать такое положение тела.
Проверить достаточно ли малыш получил грудного молока, можно посчитав количество мочеиспусканий и частоту стула ребенка. Вес ребенка — лучший показатель достаточного питания ребенка, поэтому должен тщательно контролироваться.
Важно помнить, что если даже кормление грудью организовать не удалось, можно кормить ребенка сцеженным грудным молоком из бутылки или альтернативными приспособлениями для вскармливания (например, с помощью системы докорма у груди). Грудное молоко – это множество преимуществ перед искусственной смесью и решает множество проблем с организацией кормления и ухода за особыми детьми. Даже если ваш ребенок находится на смешанном вскармливании (искусственная смесь и грудное молоко), то он получает важное для своего роста и развития питание и пользу от грудного молока.
Поддержание лактации с помощью молокоотсоса позволяет рассматривать разные варианты кормления ребенка. Некоторые дети с синдромом Дауна не в состоянии брать грудь, поэтому мамы поддерживают должный уровень лактации исключительно сцеживаясь.
Все молокоотсосы разные. Мамам, которым приходится часто сцеживаться, пригодится двойной электрический молокотсос. Некоторые из них могут предоставляться медицинскими организациями и входить в стоимость медстраховки (в России не входят – прим.ред.).
Помните, что грудное молоко необходимо для Вашего ребенка. Во время беременности заранее изучите информацию о грудном вскармливании и группах поддержки ГВ, существующих в Вашем регионе.
Консультанты по лактации с международной сертификацией (IBCLC) могут помочь матери и ребенку с синдромом Дауна наладить грудное вскармливание и дать индивидуальные рекомендации по организации грудного вскармливания.
Если Вы столкнулись с проблемами грудного вскармливания, обратитесь за поддержкой к лидерам Ла Лече Лиги, консультанту по грудному вскармливанию или местным группам поддержки кормящих мам.
Захарова Алёна, слингоконсультант центра обучения и поддержки семьи «Мама-Сити».
Основано на статье «Breastfeeding and Down syndrome»
Источник