Сохранный интеллект при синдроме дауна
21.03 – Международный день человека с синдромом Дауна, в клетках которого 3 хромосомы под номером 21. Мы рассматриваем, как, пусть медленно и со скрипом, но все же меняется отношение общества к таким людям.
Синдром Дауна – самая частая хромосомная патология у человека. С ней рождается каждый семисотый младенец независимо от пола, расы и других признаков.
Существует пренатальная диагностика синдрома Дауна, которая позволяет заподозрить синдром еще во внутриутробной стадии. В случае подтверждения патологии рекомендуется прерывание беременности. В связи с этим число новорожденных с синдромом Дауна несколько снизилось: 1:1000.
Однако в мире есть и другая тенденция: некоторые сознательно оставляют ребенка, зная о синдроме Дауна у него, но не считая это поводом для прерывания беременности.
Факторы риска
Вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна увеличивается с возрастом матери и в меньшей степени, но все-таки зависит и от возраста отца.
Индийские ученые из Университета города Майсор выявили еще два фактора риска: близкородственные браки и возраст бабушки по материнской линии.
Оказалось, чем старше бабушка, тем выше вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. Остальные факторы никак не влияют на вероятность возникновения синдрома Дауна у ребенка: ни социальные факторы, ни вредные привычки, ни питание матери, ни расовая принадлежность, ни регион проживания и т.д.
Что такое пренатальный скрининг
Пренатальный скрининг – это обследования, которые помогают заподозрить патологию плода (в том числе синдром Дауна) во внутриутробной стадии развития.
Первый скрининг проводится на 10-14-й неделе беременности (лучше – на 11-13-й), второй – на 14-20-й неделе (лучше – на 16-18-й).
Проводится УЗИ-исследование и берется кровь из вены, в которой определяются уровни определенных гормонов.
Сочетание результатов разных методов позволяет гинекологу заподозрить высокую вероятность развития у плода синдрома Дауна. В этом случае пациентка отправляется на консультацию к генетику и дополнительное исследование – амниоцентез или хорионбиопсию. Эти исследования позволяют получить клетки плода и определить в них хромосомный набор.
Какие они
Общеизвестно, что синдром Дауна проявляется психическим недоразвитием, степень которого зависит от многих факторов, включающих в себя и форму синдрома Дауна (при мозаицизме, например, степень задержки меньше), и степень реабилитации ребенка.
Другими словами, пациенты с синдромом Дауна обучаемы и при применении соответствующих методик могут развиваться в интеллектуальном плане. Такие дети могут научиться не только самообслуживанию, но и читать, считать и писать, доступны им и специальные знания. Коэффициент интеллекта (IQ) людей с синдромом Дауна колеблется от 20 до 75 (нормой считается IQ больше 70).
В то время как одни пациенты начинают ходить только к 4-м годам, другие, пусть и с усилием, осваивают школьную программу вместе с обычными детьми. Предсказать темпы развития конкретного ребенка с синдромом Дауна при рождении невозможно.
На фото: 14-летняя Тамара с синдромом Дауна
Фото: Conny Wenk Lifestyle Photography — Impressum
Свою интеллектуальную отсталость люди с синдромом Дауна компенсируют своей потрясающей душевностью, открытостью и наивностью. Чаще всего это добродушные, жизнерадостные и позитивные люди.
Дети с синдромом Дауна очень ласковые, послушные, старательные и чуткие, они моментально чувствуют истинное к ним отношение и не приемлют фальши. Таких детей родители нередко называют «солнышком» и «лучиком», осветившим их жизнь. Это прозвище отражает лучистое отношение таких детей к близким и жизни вообще.
Жизнь в обществе
Социализация детей с синдромом Дауна способствует их адаптации. Чем больше они общаются с обычными сверстниками в детских садах или школах, на площадках и в спортивных секциях, тем менее заметно отставание в развитии, лучше психическое и физическое развитие таких детей. Они сами охотно стремятся к общению, а вот здоровые дети, напротив, к ним весьма нетолерантны, что, конечно, является отражением традиционного отношения общества к «особенным» людям.
При наличии достаточных возможностей для занятий с такими детьми, мест встреч «особенных» семей, школ и детских садов, принимающих детей с синдромом Дауна, родители перестают чувствовать свою «неполноценность» и воспринимают своего ребенка как вполне нормального.
В Москве действует Центр ранней помощи Даунсайд Ап — для семей, в которых воспитывается ребенок с синдромом Дауна.
По статистике Центра, в России ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна, 85% из них попадают в сиротские учреждения: родители, полные предрассудков о неспособности таких детей к развитию, отказываются от них. А в сиротских учреждениях дети с синдромом Дауна действительно не развиваются, многие так и не начинают ходить и говорить.
На них сразу навешивается ярлык «не обучаемы», и никто даже не пытается с ними заниматься, все важные этапы развития оказываются упущены. Внушает надежду тот факт, что еще 15 лет назад таких отказников с синдромом Дауна было 95%.
Зарубежный опыт доказал, что дети с синдромом Дауна способны к развитию, только нуждаются в специальных программах. И такие программы уже разработаны и рекомендуются к использованию в том числе и в России, например, Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси, Р. Трилор и др.).
Дети с синдромом Дауна не отстают в интеллектуальном развитии в общем смысле — у них, как и у обычных детей, есть свои слабые и сильные стороны. Разработаны педагогические приемы, позволяющие использовать сильные стороны, чтобы развить слабые.
Дети с синдромом Дауна одарены не меньше, чем обычные дети. Многие имеют художественный талант, музыкальные (в том числе танцевальные и певческие) и артистические способности, склонны к поэзии, успешны в спорте — и доказывают это на Специальных Олимпийских играх. Чуткость и талант подражательства обуславливают их сценические способности.
Есть театральные труппы, все артисты в которых – с синдромом Дауна. В пример можно привести московский Театр простодушных. В Голландии есть профессиональный оркестр, в котором состоят люди с синдромом Дауна. Постепенно такие люди перестают быть изгоями и вплетаются в жизнь общества.
В то время как в Европе люди с синдромом Дауна довольно хорошо социализируются, и первые из них уже получают высшее образование, в России такие люди во многом чувствуют себя в изоляции. Им закрыт доступ в обычные сады, школы, им трудно найти работу. В Москве с помощью благотворительной организации человек с синдромом Дауна смог устроиться поваром в кафе – к сожалению, такие случаи пока единичны.
При этом, изолируя от себя таких людей, общество теряет не меньше – многие из них смогли бы приложить свои таланты в таких профессиях, в которых не требуются сильные интеллектуальные способности, но ценятся душевные качества или умение работать руками. Только общественные предрассудки мешают таким людям переставать быть иждивенцами и становиться полноценными членами общества и налогоплательщиками.
Как правило, двигателем перемен общественного сознания по отношению к детям с синдромом Дауна становятся родители таких детей, которые объединяются в общества и отстаивают права людей с отклонениями в развитии. И в России такие сообщества тоже есть. Возможно, когда-нибудь их активность приведет к тому, что и сам термин «синдром Дауна» уйдет из обихода, и останутся только «особенные» дети — такие же люди, просто с лишней хромосомой.
Источник
Ïðî÷èòàëà ïîñò Áåç ñíà , è ïîíÿëà, ÷òî äàâíî óæå ïîðà áûëî íà÷àòü ïèñàòü ñþäà. Âäðóã ýòî ïîìîæåò õîòÿ áû îäíîé ñåìüå íà÷àòü âûñûïàòüñÿ è ñòàòü ñ÷àñòëèâåå?
Ðå÷ü ïîéäåò ïðî äåòñêèé ñîí (è ñîâñåì ÷óòü-÷óòü ïðî âçðîñëûé).
ß êîíñóëüòàíò ïî ñíó. Ñ ýòîé òåìîé ðàáîòàþ ñ 2017 ãîäà. Îñíîâíàÿ ìûñëü, êîòîðóþ íàäåþñü äîíåñòè — êîãäà ðåáåíîê íå ñïèò, èëè ñïèò î÷åíü õðåíîâî, ýòî íå ïðèãîâîð. Êîãäà âðà÷è äðóæíî ðàçâåëè ðóêàìè è ñêàçàëè, ÷òî ðåáåíîê òàêîé, «æäèòå, ïåðåðàñòåò» — íåëüçÿ îïóñêàòü ðóêè. Ïîòîìó ÷òî åñòü åùå è ïîâåäåí÷åñêàÿ êîððåêöèÿ ñíà. È îíà ðàáîòàåò!
 Ðîññèè èíôîðìàöèÿ ïðî äåòñêèé ñîí òîëüêî íà÷èíàåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ. Âîîáùå â ìèðå òåìà äåòñêîãî ñíà âíå ìåäèöèíû ñòàëà èññëåäîâàòüñÿ òîëüêî ñ 98 ãîäà. À ó íàñ ïåðâûå êîíñóëüòàíòû ïî ñíó ïîÿâèëèñü òîëüêî â 2011 ãîäó. È, ê ñîæàëåíèþ, êàê è âî âñåõ îêîëîïñèõîëîãè÷åñêèõ òåìàõ, ïîÿâèëèñü îäíîâðåìåííî è ïîìîãàþùèå, è âðåäÿùèå ñïåöèàëèñòû (òå, êîòîðûå îáó÷àþò äåòåé ñïàòü ìåòîäàìè «ïðîîðàòüñÿ»).
Ðàññêàæó íåêîòîðûå ôàêòû î äåòñêîì ñíå, åñëè çàéäåò, òî áóäó ïèñàòü óæå ïîäðîáíåå.
Îêîëî 25-30% äåòåé (ïî ðàçíûì èññëåäîâàíèÿì) íóæäàþòñÿ â ïîìîùè ñî ñíîì. Ýòî èìåííî òå ìàëûøè, ó êîòîðûõ íå ïîëó÷àåòñÿ çàñûïàòü, êîãäà õî÷åòñÿ, ñïàòü äîëãî è áåç ïîìîùè ðîäèòåëåé. Èõ ñîí ìîæíî íàëàäèòü, íî ýòî òðåáóåò â ðàçû áîëüøå óñèëèé, ÷åì ïðîñòî «ïîëîæèë â êðîâàòêó-ðåáåíîê çàñíóë». Ïðåäñêàçàòü çàðàíåå, áóäåò ëè õîðîøî ñïàòü ðåáåíîê ñàì íåâîçìîæíî — íå âûÿâëåíî âçàèìîñâÿçè ñî ñíîì ðîäèòåëåé èëè äðóãèõ äåòåé â ñåìüå.
 ïåðâûé ìåñÿö ñîí ðåáåíêà ïåðåñòðàèâàåòñÿ ñ âíóòðèóòðîáíîãî íà ìëàäåí÷åñêèé: íà÷èíàåò äåëèòüñÿ íà áûñòðûé è ñïîêîéíûé ñîí. Âåñü öèêë ñîñòàâëÿåò 30-50 ìèíóò. Áûñòðûé ñîí ïðîèñõîäèò ïåðâûì, è èìåííî ïîýòîìó äåòåé òàê ñëîæíî ïåðåëîæèòü ñ ðóê â êðîâàòêó â ïåðâûå 25 ìèíóò ñíà.
Äî 3-4 ìåñÿöåâ åñëè åñòü ñëîæíîñòè ñî ñíîì, òî âàæíî ïîìîãàòü ñïàòü âñåìè ñïîñîáàìè. Ýòî íîðìàëüíî, ÷òî ðåáåíîê ñïèò òîëüêî íà ðóêàõ, íà ãðóäè, â êàòÿùåéñÿ êîëÿñêå è ò ä. Ðîäèòåëÿì íà ïîìîùü òóò ïðèõîäÿò âñÿêèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, òèïà êà÷àëîê, êîêîíîâ, êðîâàòîê ñ ìàÿòíèêàìè, ñëèíãîâ. Òóò âàðèàíòîâ, êàê îáëåã÷èòü ñåáå æèçíü ìíîãî, è êàæäîìó ðåáåíêó ïîäõîäèò ÷òî-òî ñâî¸.
 ýòîì âîçðàñòå íåò ÷åòêîãî ðåæèìà, à òîëüêî ïîñëåäîâàòåëüíàÿ ñìåíà ñíà è áîäðñòâîâàíèÿ. Ïîõîæå íà çàðÿäêó áàòàðåéêè: ïðîñíóëñÿ, èçðàñõîäîâàë ýíåðãèþ, çàñíóë-çàðÿäèëñÿ, ñíîâà ïðîñíóëñÿ… È ñàìîå âàæíîå òóò — íå ïðîïóñòèòü ìîìåíò «ðàçðÿäêè». Ó òàêèõ ìàëåíüêèõ äåòåé ïåðèîä, êîãäà îíè ìîãóò çàñíóòü ñîñòàâëÿåò 3-5 ìèí. Åãî åùå íàçûâàþò «îêíî â ñîí». Åñëè íàó÷èòüñÿ óñûïëÿòü ðåáåíêà â ýòîò ìîìåíò, áîëüøàÿ ÷àñòü ïðîáëåì ñðàçó ðåøèòñÿ. Áûâàåò òàê, ÷òî ó ðåáåíêà íåò äëèííîãî ñíà íî÷üþ, à áûâàåò, ÷òî â ýòîì âîçðàñòå ìàëûøè ïóòàþò äåíü ñ íî÷üþ, è ñïÿò ñàìûé áîëüøîé îòðåçîê ñíà äíåì.
 3-4 ìåñÿöà ïðîèñõîäèò ðåãðåññ ñíà. Ýòî òîò ìîìåíò, êîãäà ðîäèòåëè ãîâîðÿò: ðåáåíîê ñïàë íîðìàëüíî, è òóò ñëîìàëñÿ — íå ñïèò âîîáùå íèêàê è íèãäå, ïðîñûïàåòñÿ êàæäûå 15-30 ìèíóò, ïëà÷åò ïîñòîÿííî. Ýòî ñëåäñòâèå ðàçâèòèÿ è áîëüøèõ èçìåíåíèé. Ñòðóêòóðà ñíà ñòàíîâèòñÿ êàê ó âçðîñëûõ, ïåðâîé íà÷èíàåò èäòè ôàçà ãëóáîêîãî ñíà. Ïîÿâëÿþòñÿ ïðîáóæäåíèÿ ìåæäó öèêëàìè ñíà êàæäûå 40 ìèí-2 ÷àñà. Íà öèêëû ñíà-áîäðñòâîâàíèÿ íà÷èíàþò âëèÿòü ãîðìîíû ìåëàòîíèí è êîðòèçîë. Óñèëèâàåòñÿ âîñïðèèì÷èâîñòü ê óñëîâèÿì ñíà. Ñòàíîâèòñÿ àêòóàëüíûì ðàííåå óêëàäûâàíèå íà íî÷ü.
Êñòàòè, âçðîñëûå òîæå ïðîñûïàþòñÿ ïîñëå êàæäîãî öèêëà ñíà — ïðîâåðÿþò, âñå ëè â ïîðÿäêå, íå ðóõíóë ëè ïîòîëîê «ïåùåðû» — ýòî çàëîæåíî åùå ñ äîèñòîðè÷åñêèõ âðåìåí. Òîëüêî âçðîñëûå ñðàçó çàñûïàþò îáðàòíî, è ïîòîì äàæå íå ïîìíÿò ïðîáóæäåíèÿ. À äåòè íå âñå òàê óìåþò. Ìíîãèì íóæíî âîññîçäàòü óñëîâèÿ çàñûïàíèÿ (ñíîâà óêà÷àòü, äàòü ãðóäü), ÷òîáû ïîëó÷èëîñü çàñíóòü ñíîâà.
Ñ 5 äî 10 ìåñÿöåâ óñòàêàíèâàþòñÿ öèðêàäíûå ðèòìû. È ñòàíîâèòñÿ âàæíî, â êàêîå èìåííî âðåìÿ ïðîèñõîäèò ñîí. Ê 10 ìåñÿöàì ìíîãèì äåòÿì ñî ñëîæíîñòÿìè ñî ñíîì î÷åíü âàæíî ñôîðìèðîâàòü ÷åòêèé ðåæèì.
Î÷åíü âàæíûé ìîìåíò: â èíòåðíåòå õîäèò êó÷à òàáëèö ñ íîðìàìè ñíà. Íî áåññìûñëåííî, à èíîãäà è âðåäíî íàòÿãèâàòü ýòè íîðìû íà ðåáåíêà. Ó êàæäîãî îíè ñâîè, à òàáëèöû — ýòî ïðîñòî ñòàòèñòèêà, ñîáðàííàÿ èññëåäîâàíèÿìè.
 10 ìåñÿöåâ áûâàåò ëîæíûé ñáðîñ âòîðîãî ñíà. Íà îäèí ñîí ïåðåõîä ïðîèñõîäèò îáû÷íî â 13-18 ìåñÿöåâ.
Ó äåòåé íåðâíàÿ ñèñòåìà åùå òîëüêî ðàçâèâàåòñÿ, ïîýòîìó îíè áûñòðî «çàâîäÿòñÿ», íî çàòîðìîçèòü ñåáÿ, óñïîêîèòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ÷àñòî íå ìîãóò. Äëÿ ñíà áûâàåò êðèòè÷åñêè âàæíî ðàññëàáëÿòü ðåáåíêà çàðàíåå.
Êîãäà ñî ñíîì âñå óæå áîëåå-ìåíåå, õîðîøî ïîìîãàþò ðèòóàëû. Îíè ñðàáàòûâàþò êàê îáû÷íûé óñëîâíûé ðåôëåêñ: îðãàíèçì ðåáåíêà àâòîìàòè÷åñêè íàñòðàèâàåòñÿ íà ñîí.
Ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå — íå ñïàñåíèå. Ïåðåä òåì, êàê ðåáåíîê íàó÷èòñÿ çàñûïàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, îáÿçàòåëüíî íóæíî íàëàäèòü ñîí. Åñëè ýòîãî íå ñäåëàòü, ìîæåò ñòàòü åùå ñëîæíåå.
Òî÷íî òàê æå è çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ÷òîáû ñïàë ëó÷øå — ðàáîòàåò äàëåêî íå âñåãäà. Áûâàåò, ÷òî ëèøèâøèñü ïðèâû÷íîé ïîìîùè ðåáåíîê ïåðåñòàåò ñïàòü âîîáùå è òîëüêî âûðóáàåòñÿ îò ïåðåóòîìëåíèÿ.
Âñå äåòè ïåðåðàñòàþò ïðîáëåìû ñî ñíîì, íî íå âñå ýòî äåëàþò ê 2-3 ãîäàì. Áûâàåò, ÷òî ïðîáëåìû îñòàþòñÿ è â 7, è äàæå â 10 ëåò. À âðåäíûå ïðèâû÷êè, ñâÿçàííûå ñî ñíîì, ìîãóò îñòàòüñÿ âîîáùå íà âñþ æèçíü.
Îäèí èç ñàìûõ âàæíûõ ïðèíöèïîâ ðàáîòû ñî ñíîì: íå ñëîìàíî — íå ÷èíèì. Ìíîãèì äåòÿì íåîáõîäèìî ðàííåå óêëàäûâàíèå (ñ 18 äî 21), à äðóãèå çàñûïàþò â ïîëíî÷ü è ïðåêðàñíî ñåáÿ ÷óâñòâóþò. È òàê àáñîëþòíî âî âñåì: äåòè — íå ìàøèíû, åäèíîé èíñòðóêöèè íåò, êàê áû íàì, ðîäèòåëÿì, ýòîãî íå õîòåëîñü…
Åñëè èíòåðåñíî, ðàñêðîþ òåìó ïîäðîáíåå. Ñîðèåíòèðóéòå, ÷òî ñàìîå àêòóàëüíîå?
Источник
Автор Предложить Статью На чтение 8 мин. Опубликовано 24.04.2015 07:44
До середины 70-х годов XX века умственные возможности детей с синдромом Дауна описывались как сильно ограниченные. Например, в отечественной литературе этого периода отмечается, что такая степень умственной отсталости, как имбецильность — доминирует (Ворсанова, Юров и др., 2000) и выражена у 75% больных с диагнозом синдром Дауна (СД), идиотия — у 20%, дебильность — у 5% (Сухарев, 1965). Согласно существовавшему мнению, дети с имбецильностью не могут посещать школу, но им можно привить определенные трудовые навыки (Юн, 1987). Б. Стретфорд (1991) отмечает, что в Великобритании дети с СД официально считалисьнеобучаемыми вплоть до 1971г. Этот же автор приводит широко распространенные ранее мнения о схожести всех детей с синдромом Дауна. Предполагалось, что все дети с этим диагнозом ласковы, жизнерадостны, послушны, музыкальны. Отечественные авторы наряду с послушностью выделяют такие характеристики, как внушаемость и склонность к подражанию (Ворсанова, Юров и др., 2000). Б. Стретфорд, ссылаясь на данные Риндерса (Rynders et al., 1978) останавливается на значимости изучения индивидуальных различий у детей и взрослых с синдромом Дауна; приведенная в обзоре Б. Стретфорда (1991) позиция В. Гиллема обращает внимание на тот факт, что даже различия, обусловленные генетическими факторами, как в случае с синдромом Дауна, могут изменяться под воздействием внешней среды, между тем групповые различия выявляются при сравнении детей с синдромом Дауна е типично развивающимися детьми.
Мнения разных авторов о выраженности умственной отсталости у детей с СД не всегда совпадают. Так, исследования, проведенные Мэри Колеман (Coleman, 1988) показали, что тяжелая умственная отсталость у детей с синдромом Дауна, как правило, встречается при сопровождающих синдром Дауна аномалиях (дополнительное повреждение головного мозга; дополнительные генетические нарушения, кроме трисомии по 21 хромосоме; выраженные соматические проблемы, например, порок сердца; сенсорные нарушения), а также при нарушениях в системе отношений с близкими людьми и проблемах социального окружения в целом. Например, дети с синдромом Дауна, которые страдали эпилептическими припадками, имели более серьезное отставание в развитии, чем дети, нс страдающие подобным заболеванием.
Ряд отечественных исследователей специально изучали особенности нейродинамики нервно-психических процессов при олигофрении. Ими была обнаружена слабость замыкательных функций коры головного мозга, затрудненность формирования новых, в особенности сложных условных связей, инертность и слабость нервных процессов. К факторам, влияющим на образование условных связей умственно отсталых детей относят, во-первых, дефекты общей нейродинамики (недостаточность внутреннего торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения, нестойкость следов и, главное, патологическая инертность психических процессов); во-вторых, дефекты нейродинамики в речевой системе, т.е. деятельности самого регуляторного механизма, инертность, плохую переключаемость психических процессов у детей с синдромом Дауна (Вайзман, 1976). Эти данные полностью совпадают с наблюдениями клиницистов — психиатров о замедленности, тугоподвижности, ригидности психических процессов при олигофрении (Шац, 1996).
Как известно, одним из показателей развития ребенка является интерес его ко всему новому. С точки зрения отечественных авторов, описанные выше особенности нейродинамики психических процессов во многом объясняют специфику познавательной активности ребенка с умственной отсталостью. При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому (Стребелсва, 1997; 2001; Катаева, Стребелева, 1998). Б.Стедфорд (1991) приводит данные, полученные Миранда и Фанц в 1973 и 1974 гг., свидетельствующие о более позднем появлении предпочтения новых стимулов детьми с синдромом Дауна по сравнению со здоровыми детьми. В дальнейших лонгитюдных исследованиях было обнаружено, что визуальные предпочтения постоянной формы, например, схематического изображения лица, также удерживается у детей с синдромом Дауна намного дольше, чем у здоровых детей, вплоть до 33 недельного возраста. У здоровых детей данный эффект угасает к 20 недельному возрасту. В то же время стоит отметить, что дети с синдромом Дауна, также как и здоровые дети, дольше рассматривают более сложное изображение, с большим количеством элементов.
Наряду с другими психическими функциями, внимание детей с синдромом Дауна имеет ряд особенностей, которые непосредственно влияют на их когнитивное развитие. Основными неблагоприятными факторами для развития являются недостаточный объем внимания и недостаточная концентрация. Так, дети с синдромом Дауна способны направлять и удерживать внимание не на целостном объекте, а на его отдельных элементах. В результате задействованной оказывается лишь ограниченная часть информации, что приводит к ошибкам в восприятии и опознании объекта и его свойств. Если предположение о том, что дети с синдромом Дауна имеют тенденцию к переключению с одного параметра на другой верно, то, следовательно, у них должны появляться дополнительные трудности, когда выполнение задания требует учета более чем одного параметра. Детям с синдромом Дауна и детям, не имеющим подобного диагноза, предлагалось упорядочить по признаку различной конфигурации три карточки, сначала по предъявленному образцу, а затем по памяти. Дети с синдромом Дауна, как и обычные дети, плохо справились с различением конфигураций, но если обычные дети заметно улучшили свои результаты, когда был введен дополнительный параметр, а именно размер карточки, то детей с синдромом Дауна введение дополнительного параметра еще больше дезориентировало (Стретфорд, 1991).
В 1983 г. было проведено исследование реакции детей с синдромом Дауна на манипуляции с привлекательным объектом: помещение объекта в контейнер, доставание объекта из контейнера и установление преграды между ребенком и желаемым объектом. В исследовании принимали участие дети с синдромом Дауна 3-х возрастных групп: дети в возрасте шести, восьми и двенадцати месяцев. Было обнаружено, что визуальное прослеживание объекта у детей с синдромом Дауна с возрастом снижалось, в то время как количество манипуляционных действий с предметом с возрастом повышалось. Полученные данные для группы детей с синдромом Дауна являются сходными с данными, полученными на группе здоровых детей, не имеющих такого диагноза. Однако, у детей с синдромом Дауна визуальное прослеживание все- таки значительно преобладало над манипуляционными действиями по сравнению с детьми без синдрома Дауна на всех возрастных отрезках. В результате дальнейшего изучения исследовательского поведения у детей с синдромом Дауна и их здоровых сверстников этой же группой исследователей было выявлено, что для детей с синдромом Дауна основным поведением является наблюдение и прослеживание, в то время как у здоровых детей центральное место занимает социальное поведение. Эти данные дали возможность предполагать, что детям с синдромом Дауна необходим более длительный период прослеживающего поведения для того, чтобы сформировать свой репертуар ответов на внешние раздражители (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993).
Результаты различных исследований приводят к заключению, что дети с синдромом Дауна имеют специфическую умственную недостаточность, при которой сильно страдает механизм кратковременной памяти, что определяет нарушение развития тренируемых стратегий поведения. В обзоре исследований внимания, памяти и восприятия детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна (Wagner S., Ganiban J., Cicchetti D., 1993) приводятся данные, отражающие способности младенцев с синдромом Дауна запоминать, сохранять и воспроизводить информацию уже на ранних стадиях развития, хотя по сравнению со здоровыми детьми, ребенку с синдромом Дауна требуется больше времени на запоминание и воспроизведения информации (Miranda, Fantz 1973, 1974). Так, одним из очевидных различий когнитивного функционирования детей с синдромом Дауна по сравнению со здоровыми детьми, является скорее скорость выполнения когнитивных операций, а не нарушение базовых механизмов памяти (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993). Следует отметить, что зрительная память у детей с синдромом Дауна развита гораздо лучше слуховой. Объем слуховой памяти значительно снижен, что создает трудности при запоминании новых слов, речевых инструкций, и, следовательно, тормозит развитие речи, общее когнитивное развитие и создает дополнительные трудности в процессе обучения. Практики отмечают, что ребенку с синдромом Дауна для усвоения какого-либо материала или навыка требуется гораздо больше времени и количества обучающих тренировок (Жиянова, 2002; Медведева, Панфилова, Поле, 2004).
В упомянутом выше обзоре (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993) приводятся данные Гунн, Бери и Андреуса о наблюдении за уровнем аффективного ответа на повторяющееся привлекательное действие — пищащую куклу, которое проводилось для 2х возрастных групп детей с СД (9 и 20 месяцев). Была обнаружена корреляция между интенсивностью позитивного и негативного аффекта и уровнем когнитивного развития, оцененного с помощью шкалы Бэйли.
Почти во всех лонгитюдных исследованиях детей с синдромом Дауна было зафиксировано постепенное снижение интеллектуальных способностей от почти близких к норме в первые месяцы жизни до уровня заметного отставания в школьном возрасте. Одни специалисты предполагают, что это происходит в связи с деструктивным церебральным процессом, начинающемся вскоре после рождения ребенка, другие считают, что снижение интеллекта связано с нарастанием психолингвистических требований к ребенку с возрастом (Карр, 1991). Гибсон отмечает, что на снижение интеллекта скорее всего влияют сразу несколько факторов. Специфические нейромоторные и сенсорные расстройства могут выявляться, только когда младенец подрастет; кроме того, снижение интеллекта может стать следствием «как прогрессирующего поражения ЦНС, так и вторично нарастающей недостаточности периферийных сенсорной и экспрессивной систем».
Многочисленные исследования познавательных способностей детей с СД показывают, что область познавательных процессов характеризуется наиболее сильным отставанием от типичного развития (Стетфорд, 1991). В сравнении детей с СД и типично развивающихся сверстников отмечаются такие особенности когнитивных процессов с СД, как: более позднее начало предпочтения новых стимулов; снижение объема внимания и его слабая концентрация; преобладание визуального прослеживания над манипулятивным поведением; нарушение кратковременной памяти, приводящее к затруднению развития тренируемых стратегий поведения; низкая скорость когнитивных операций; снижение уровня интеллектуальных способностей с возрастом. Многие авторы подчеркивают обусловленность перечисленных особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна специфичностью развития ЦНС, сопутствующими сенсорными и соматическими аномалиями. Также многие исследования показывают отличие познавательных процессов детей с СД при сравнении с детьми сходного возраста и уровня развития, имеющими умственную отсталость неустановленного генеза (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993), что еще раз говорит о выраженной специфичности развития ребенка с СД в связи с хромосомной аномалией.
Источник