Социальной реабилитации детей с синдромом дауна

Социальной реабилитации детей с синдромом дауна thumbnail

Социальная реабилитация детей с болезнью Дауна

Социальная реабилитация и социальная защита являются неотъемлемыми компонентами социальной работы с детьми, которым поставили диагноз болезнь Дауна. Поэтому, прежде чем рассматривать особенности работы социальных служб с данными клиентами, целесообразно дать общие определения основным понятиям.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также на изменения социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения её принципов. К ним следует отнести:

  • · этапность;
  • · дифференцированность;
  • · комплексность;
  • · преемственность;
  • · последовательность;
  • · непрерывность в проведении реабилитационных мер;
  • · доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого определяются важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков.

Социальная защита (в частности, инвалидов) — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Рассмотрим особенности социальной реабилитации и защиты детей с болезнью Дауна.

Социальная защита и реабилитация детей с болезнью Дауна как инвалидов детства объявлена одним из приоритетных направлений социальной политики современного государства. Реабилитация в данном случае направлена на устранение или компенсацию жизнедеятельности детей с болезнью Дауна, а также на максимальное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации являются:

  • 1. медицинская;
  • 2. социально-средовая;
  • 3. профессионально-трудовая;
  • 4. психолого-педагогическая.

Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма ребёнка. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, физиотерапия, лечебная физкультура, психотерапия и др. Государство гарантирует детям с болезнью Дауна обеспечение в полном объёме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Всё это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и законодательством её субъектов. Функциональная система санаторно-курортного лечения сориентирована на восстановительное лечение и оздоровление детей-инвалидов.

В нашем городе работают следующие учреждения, осуществляющие реабилитацию детей с болезнью Дауна по медицинскому направлению:

· Бюро медико-социальной экспертизы, в котором производится постановка ребёнка на инвалидность, даются основные рекомендации по его лечению и жизнедеятельности, происходит систематический осмотр пациента (в частности, 1 раз в 2 года или чаще).

Координаты Оренбургского бюро медико-социальной экспертизы:

ул. Донецкая, д. 4.

тел. 72-80-57.

· Областная детская психоневрологическая больница, в которой детям с болезнью Дауна предлагается оптимальный и весьма эффективный комплекс медицинской реабилитации (сеансы массажа, физиотерапия, ЛФК, медикаментозное лечение), который рекомендуется проводить несколько раз в год. На базе больницы работают такие узкие специалисты, как логопед, психолог, психиатр.

Координаты Областной детской психоневрологической больницы:

ул. Конституции, 11/1.

тел. 36-06-28, 36-13-91.

· Психолого-медико-педагогическая консультация (далее ПМПК) — предлагает комплексный осмотр ребёнка различными категориями специалистов перед поступлением его в различные учебные и воспитательные учреждения (дошкольные, школьные, детские дома и интернаты). На базе ПМПК можно получить консультацию психолога, медицинского работника или профессионального педагога-дефектолога по уходу за ребёнком с болезнью Дауна.

Координаты Оренбургской областной ПМПК:

пр. Победы, 2а.

тел. 94-17-54.

Социально-средовая реабилитация детей с болезнью Дауна — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления их социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение детей-инвалидов специальным оборудованием оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане. Этот аспект следует рассматривать применительно к детям с болезнью Дауна, у которых присутствуют серьёзные нарушения двигательной сферы (зрения, слуха и т.д.).

Под профессионально-трудовой реабилитацией понимается система гарантированных государством предприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству детей с болезнью Дауна в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

Психологическая реабилитация позволяет ребёнку-инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого эмоционально-психического равновесия. Психологи, которые работают с детьми, страдающими болезнью Дауна в специальных реабилитационных центрах, для занятий с ними часто привлекают членов семей. Такой подход позволяет повысить эффективность психологической реабилитации.

В нашем городе также находятся специальные дошкольные и школьные учреждения, которые работают с детьми с болезнью Дауна, воспитывая их, помогая им успешно входить в социум.

Одно из них — Детский сад № 123 комбинированного вида. Это единственный детский сад в городе, на базе которого находится коррекционная группа для кратковременного и долгосрочного пребывания детей с болезнью Дауна. На данный момент их воспитывают по методике Л.Б. Баряевой «Программа коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальной недостаточностью». В перспективе рассматривается возможность работы с группой по программе «Маленькие ступеньки», которая успешно применяется в московском «Даунсайд-Ап» — центре.

В данном дошкольном учреждении детей с болезнью Дауна учат:

  • · игре в целом и сюжетно-ролевой игре в частности;
  • · навыкам самообслуживания;
  • · поведению в разнообразных жизненных ситуациях;
  • · навыкам ручного труда;
  • · толерантному и дружелюбному отношению к окружающим людям.

Также постоянно проводятся занятия детей с педагогом-дефектологом (ознакомление с окружающим миром, приобретение навыков чтения, счёта и письма). Родители могут получить консультацию у дефектолога и психиатра по воспитанию своего ребёнка.

Координаты Детского сада № 123 комбинированного вида:

ул. Волгоградская, 36/1.

тел. 63-37-07.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социальной помощи детям с болезнью Дауна, как в России, так и за рубежом. Решению этой проблемы во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.

Во многих странах (напр., в США) разработаны государственные «программы раннего вмешательства», рассчитанные на помощь детям и их родителям практически с рождения малыша. «Программы раннего вмешательства» способствуют развитию у детей двигательной активности, речи, формирования навыков самообслуживания и социального поведения. По этим программам с ребёнком 1-2 раза в неделю занимается педагог-дефектолог.

В Англии многие дети с болезнью Дауна посещают дневные реабилитационные центры, которые работают 5 дней в неделю, с 6°° до 16°°. Учителя в этих центрах, помимо общепедагогического, имеют специальное дефектологическое образование. Детей младшего возраста учат определять цвета, формы и величины предметов; основное внимание уделяется развитию речи, формированию навыков самообслуживания и различными действиями с предметами.

В Финляндии для проживания людей с болезнью Дауна строятся специальные дома. В таких домах в комнатах на двоих или в квартирах живут взрослые люди, за которыми посменно присматривают обычные жильцы дома.

В Австралии, Германии дети с болезнью Дауна посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычных классах или в специальных классах общеобразовательной школы. Взрослые с синдромом Дауна работают официантами, курьерами, помощниками садовника.

Через средства массовой информации у людей воспитывают чувство гуманности и толерантности. Так, в Швеции выпускают буклеты «Как ты должен себя вести, если встретишь непохожего на себя человека». В них кратко, тактично разъясняются особенности детей с ограниченными возможностями и даются рекомендации по установлению с ними общения.

В помощь семье также выпускается необходимая литература. Например, в Италии издаётся журнал «Синдром Дауна». В этом журнале родители получают исчерпывающие рекомендации о воспитании и обучении своих детей.

В России же дети с болезнью Дауна находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребёнку контакт с семьёй и расширить его социальные связи, многие учреждения работают в режиме пятидневки, родители могут забирать ребёнка на летние каникулы и отпуска. В детских домах-интернатах педагогическая работа и работа по социализации ребёнка включает в себя 3 этапа:

  • 1. С 4 до 8 лет у детей вырабатывают санитарно-гигиенические навыки, проводят занятия по развитию моторики и координации движений. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, в актовом зале, в столовой, на прогулках. Организуется работа по развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к обучению по специальной школьной программе.
  • 2. С 8 до 16 лет воспитанники закрепляют навыки самообслуживания и личной гигиены. Детей с болезнью Дауна обучают счёту и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию хозяйственно-бытовых навыков.
  • 3. С 16 до 18 главное внимание отводится трудовому обучению. Приобретённые навыки помогают им в дальнейшем адаптироваться в трудовом коллективе.

По достижении 18-летнего возраста большинство воспитанников переводятся из детских учреждений в психоневрологические интернаты для взрослых, где они живут и занимаются той трудовой деятельностью, которой научились ранее. Небольшая часть детей с болезнью Дауна, достигших своего 18-летия, продолжают жить с родителями.

В 1990-е годы в России в результате демократических перемен, гуманизации специального образования, ратификации всевозможных конвенций и деклараций в области прав человека, в том числе прав ребёнка и прав инвалидов, произошли кардинальные изменения в системе социальной помощи детям с болезнью Дауна. Они были включены в систему специального образования и тем самым были признаны обучаемыми. Повсеместно стали открываться группы и классы для таких детей.

Родители детей с болезнью Дауна получили право на бесплатную помощь специалистов Государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) и других специальных учреждений в подготовке индивидуальной программы реабилитации для своего ребёнка.

Одной из форм помощи детям с болезнью Дауна явилось создание реабилитационных центров в системе учреждений как Министерства здравоохранения и социального развития, так и Министерства образования и науки. Обычно в них обучаются дети от 5-6 до 18 лет. В таких центрах имеются логопедические кабинеты, мастерские по трудовому обучению, классы социально-бытовой адаптации, методические кабинеты, кабинеты ЛФК.

Открытие специальных учреждений для воспитания, социализации и реабилитации детей с болезнью Дауна дало их родителям возможность выбрать форму обучения для своего ребёнка. Подготовлена и внедрена в практику программа дистанционного обучения матерей детей с болезнью Дауна, которые воспитываются дома. Семья получила возможность изучить основополагающие принципы и методы коррекционной работы с ребёнком, исследовать проблемы его социализации и социальной реабилитации. Во многих регионах России создаются ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями — Ассоциация родителей детей с синдромом Дауна.

Открываются специальные классы в коррекционных образовательных учреждениях, преимущество которых состоит в том, что ребёнок с болезнью Дауна живёт в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях.

Таким образом, организация социальной помощи детям с болезнью Дауна на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Наблюдается положительная тенденция во всесторонней работе социальных служб и государственных социальных учреждений с данными детьми.

В данном параграфе даны понятия социальной реабилитации и социальной защиты, исследованы и кратко описаны основные виды реабилитации, даны координаты различных государственных социальных учреждений нашего города, которые занимаются медицинскими аспектами реабилитации детей с болезнью Дауна, рассмотрена система социальной помощи детям за рубежом.

В целом в данном параграфе описаны особенности социальной защиты и реабилитации в России, ей противопоставляется зарубежная система социальной поддержки детей с болезнью Дауна.

Несомненно, по сравнению с зарубежьем, наша система социальной помощи не так совершенна и не так гуманна. Однако стоит положительно отметить попытки предоставить комплексную защиту и поддержку детям с болезнью Дауна в современном государстве.

Источник

Социальной реабилитации детей с синдромом дауна  Если в семье есть особенный ребенок с синдромом Дауна, то Родители малыша прекрасно знают, что это генетическое заболевание. И никакое лечение не может поменять сами хромосомы…

Как сделать так, чтобы ребенок развивался?»
Ведь любой родитель хочет, чтобы его ребенок развивался наравне со сверстниками, несмотря даже на генетический синдром.

Так можно ли улучшить моторное развитие ребенка с синдромом Дауна? – МОЖНО и нужно!

Для того, чтобы научить ребенка с синдромом Дауна самостоятельно сидеть, ползать и ходить, необходима комплексная реабилитация, которая позволит выработать недостающие двигательные навыки.

Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна

Основным методом лечения детей с синдромом Дауна, является 
Микротоковая рефлексотерапия, которая позволяет:
       — выборочно улучшать работу моторных зон коры  головного мозга,
         ответственных за развитие двигательных навыков (ползания и ходьбы)
       — улучшать работу  мозжечка, который отвечает за координацию движений
         и навык удержания равновесия (чтобы ребенок мог самостоятельно сидеть и стоять без поддержки).

В подразделениях «Реацентра» дети с синдромом Дауна проходят комплексную реабилитацию вместе с другими малышами, отстающими в развитии по причине неврологических нарушений.

Помимо основного лечения детям с синдромом Дауна также проводятся линейный массаж и ЛФК, при необходимости, между курсами детям назначаются ноотропы.

Развитие детей с синдромом Дауна

Малыш пошел и начал познавать окружающий мир ?

Но ребенок с синдромом Дауна все еще не говорит ?

Для дальнейшего развития ему необходимо общаться с родителями и сверстниками.
А для этого нужна речь. К сожалению, практически  все  дети с синдромом Дауна отстают от своих сверстников в речевом развитии. Но речь можно и нужно развивать с помощью медицинских и педагогических методов реабилитации.

И чем раньше (то есть ближе к возрастной норме) ребенок с синдромом Дауна начнет говорить, тем меньше он будет отставать от сверстников в психическом развитии.

Реабилитация детей с синдромом Дауна

Для развития речи у детей с синдромом Дауна мы проводим комплексную реабилитацию:

Основным методом, улучшающим развитие головного мозга является
Микротоковая рефлексотерапия, которая позволяет выборочно улучшать
работу зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи:
          Зоны Вернике — для улучшения понимания речи, обращенной к ребенку.
          Зоны Брока — для расширения осознанного словарного запаса
          Ассоциативных зон коры, отвечающих за навык построения фраз и предложений.

Логопедический массаж — нормализует тонус артикуляционной мускулатуры и улучшает навык управления  мышцами языка и  губ. И у ребенка появляется возможность  произносить звуки, а в дальнейшем  логопедический массаж способствует улучшению дикции.
Обязательно в комплексе необходимо проводить занятия с логопедом и детским психологом.

Так как микротоковая рефлексотерапия активизирует клетки головного мозга, но им необходимо постоянно давать все новые, постепенно усложняющиеся задания для дальнейшего развития.
Логопеды-дефектологи и детские психологи «Реацентра» имеют большой положительный опыт по развитию речи у «неговорящих детей» с моторной алалией, сенсомоторной алалией, аутизмом, ОНР 1 уровня, в том числе у детей с синдромом Дауна.

В перерыве между курсами микротоковой рефлексотерапии детям с синдромом Дауна  подбираются ноотропы – индивидуально, с учетом особенностей ребенка.

Важно, как можно раньше восстановить двигательное и речевое развитие ребенка с синдромом Дауна для того, чтобы он мог посещать детский сад, общаться со сверстниками, а в дальнейшем обучаться в школе.

Лечение Синдрома Дауна — возможно ли?

Для восстановления работы головного мозга ребенку с синдромом Дауна необходимы систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом, а так же Микротоковая Рефлексотерапия которая проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА».

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный). Микротоковую рефлексотерапию для реабилитации ребенка с синдромом Дауна проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Барнаул, Ташкент.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Выберите город: Социальной реабилитации детей с синдромом дауна

Источник