Социально бытовые навыки у детей с синдромом дауна

Социально бытовые навыки у детей с синдромом дауна thumbnail

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но практические занятия по развитию детей с синдромом Дауна, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Именно из этого правила исходит большинство родителей детей с лишней хромосомой, стремясь пораньше начать обучение их чтению, счету, письму, что называется, «с молодых ногтей» развивать у них те или иные творческие способности. Современные методики позволяют достигать видимых и значительных результатов, академические успехи ребенка радуют родителей и педагогов, главной целью которых становится планомерная подготовка его  к школе. Постепенно необходимость самостоятельности, даже в мелочах, как-то само собой отходит на второй и даже третий план, тем более что ребенка вплоть до начала школьной жизни практически постоянно сопровождает близкий взрослый, всегда готовый взять на себя все рутинные ежедневные мелочи, которым малышу научиться довольно сложно и вряд ли интересно. А ведь именно это  позволило бы ребенку  в школе сосредоточиться на учебе, не тратя интеллектуальных и эмоциональных ресурсов на социально-бытовую адаптацию. Навыки самообслуживания и поведения в быту – то, чему в первую очередь необходимо учить ребенка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.

Проблемы обучения детей с особенностями развития бытовым навыкам уже давно решены в Европе и Америке, где признанной является разработанная в традициях американской психологической школы система пошагового обучения «Step by step» – «Шаг за шагом». Представляется, что знакомство с ней и её использование в воспитании и обучении детей с синдромом Дауна будет чрезвычайно полезным и для родителей, и для специалистов.

Практический опыт и данные научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

Умение заправить кровать, правильно и быстро одеться, почистить зубы, вымыть руки, накрыть на стол и помыть посуду едва ли менее важны для ребенка с синдромом Дауна, чем способность читать, знание геометрических фигур или умение складывать дроби. Такие простые и обыденные навыки будут необходимы ему и в детском саду, и в школе, и тем более во взрослой жизни. И учиться всему этому важно своевременно, т. е. по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают дети с нормальным ходом психического развития. 

К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

1) навыки самообслуживания, т.е. умения:

  • одеваться и раздеваться
  • ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться)
  • пользоваться туалетом
  • пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом
  • резать ножом
  • купаться и умываться, мыть голову;

2) навыки ухода за домом, т. е. умения:

  • накрывать на стол и убирать со стола
  • мыть посуду
  • расстилать и застилать кровать
  • поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить)
  • создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).

Простое перечисление этих навыков уже даёт представление о том, насколько более независимым от окружающих становится ребенок, владеющий хотя бы половиной из них. Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Умения первой группы имеют непосредственное отношение к самому ребенку, напрямую ведут к самостоятельности и «взрослости», и учиться им проще. Вторая группа умений – для малыша нечто абстрактное, неочевидное, поэтому для их освоения требуется  дополнительная мотивация.

Необходимым условием занятий по развитию детей с синдромом Дауна и обучению их указанным умениям являются так называемые «подготовительные навыки» – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на своё имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками. Например, обучать пользоваться ложкой можно лишь тогда, когда ребенок уверенно сидит за столом, крепко держит в руке предмет и манипулирует им по подражанию. Кроме того, какой-либо относительно простой уже усвоенный навык помогает приблизиться к отработке более сложного: умеющий умываться малыш легче научится мыть руки, т. к. он уже освоился в ванной комнате, научился включать и выключать воду, знает, что значит «сполоснуть», и т. д.

Процесс обучения овладению навыками более успешен, если он является систематическим, целенаправленным, учитывает особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна (или другими особенностями развития), их жизненный опыт и осуществляется на положительном эмоциональном фоне с широким применением метода поощрения.

Как и почти во всём, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с особыми потребностями нуждается в создании специальных условий. В данном случае оказываются важны такие мелочи, как высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности при приёме пищи), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной (при освоении умений умываться, чистить зубы и мыть руки), отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т. п.

Занятия по развитию детей с синдромом Дауна

При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребенку первые шаги по его освоению, например:

  • умение надевать носки лучше формировать на примере маминых или папиных шерстяных носков – больших по размеру и более удобных по структуре и форме;
  • обучение расстегивать пуговицы с большим успехом пройдет с использованием пуговиц пальто (более крупных и податливых для пока ещё неловких пальчиков ребенка);
  • научиться мыть руки малыш сможет быстрее, если кусок мыла будет подходящего для него размера;
  • научиться самостоятельно пить из чашки ребенку проще с пластмассовой чашкой без ручки, достаточно узкой для того, чтобы он мог без труда обхватить её ладонями, или со стаканом;
  • учиться пользоваться ложкой проще, используя пластмассовую тарелку, которая наполнена однородной пищей (кашей, пюре, маленькими кусочками чего-либо);
  • осваивать преимущества вилки удобнее в паре с пластмассовой миской (не тарелкой), содержащей некоторое количество нарезанной на кусочки пищи;
  • обучение самостоятельному приёму пищи пройдет с большим успехом и завершится победой, если ребенку будут предложены небольшие порции в нескользящей по столу посуде;
  • скорее научиться накрывать на стол ребенку помогут разложенные на столе большие салфетки (по числу мест за столом) или даже большие листы бумаги с нарисованными контурами предметов сервировки;
  • учиться снимать и надевать одежду проще сначала на примере коротких шортиков или трусов и футболки или кофты с короткими рукавами, т. к. длина брюк, длинные рукава являются фактором, осложняющим освоение навыка, и т. д.
Читайте также:  Основные синдром при сахарный диабет

Общее правило состоит в том, чтобы учить ребенка бытовым навыкам и самостоятельности на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном) и в самых простых условиях, без дополнительных осложняющих факторов и неудобств.

Если у обычного малыша освоение бытовых и гигиенических навыков происходит как бы между делом и требует, как правило, лишь минимального внимания со стороны взрослого, то ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания – специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения, свободных от отвлекающих стимулов и развлекающих соблазнов. Это связано в первую очередь с поведенческими особенностями детей (утомляемостью, эмоциональной лабильностью, нежеланием или неготовностью подчиняться общим правилам или сложившимися вследствие естественной гиперопеки и инфантилизации поведенческими стереотипами) и довольно низкой мотивацией к обучению рутинным бытовым навыкам  у всех детей. Преодолению такого рода трудностей послужат определение и поддержание четких пространственных и временных границ, сведение к минимуму числа объектов и явлений, способных отвлечь внимание ребенка от предмета ваших общих усилий. Например, если вы поставили перед ребенком задачу научиться самостоятельно принимать душ или мыться , придется на время убрать даже любимого резинового утёнка и другие игрушки, сопровождающие ребенка в ванной, оставив их «на сладкое» в качестве стимула и желанной награды за труды.

Подобного рода «строгости» необходимы не только ученику, но и учителям – воспитывающим ребенка взрослым. Нередко в семьях детей с синдромом Дауна отмечается специфическое родительское отношение – гиперопека и инфантилизация ребенка, недостаточная мотивация родителей и отсутствие ориентации на повышение уровня его самостоятельности: полагая, что малышу трудно выполнять те или иные действия с предметами и осваивать новые  навыки, родители с большой готовностью всё делают сами и не склонны прилагать специальных усилий к обучению ребенка навыкам самообслуживания и поведения в быту. Такая ситуация наблюдается  и по отношению к обычным детям: семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. В итоге лишь незначительная часть родителей стремится приучать маленьких детей к труду по самообслуживанию. Естественным образом инфантилизирующие установки родителей усиливаются по отношению к ребенку с отклонениями в развитии.

Кроме того, серьезной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребенку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребенка к самостоятельности, всем взрослым  необходимо четко понимать, какими навыками и умениями ребенок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться  во взаимоотношениях с ребенком  одинаковых требованиий к нему. Единство требований и настойчивость взрослых – важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и  особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности.

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Поэтому при обучении малыша трудным и далеким от его увлечений операциям необходимо использовать разного рода поощрения и похвалу. Они сделают поначалу неинтересный и грозящий разочарованием процесс постижения нового привлекательным, позитивным, побудят с большим рвением продолжить обучение. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы (любимые ребенком угощения, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма). При обучении более старших дошкольников и школьников вознаграждение может выражаться в наглядной, но абстрактной форме: жетоны, наклейки или «звездочки» в дневнике успехов ребенка, которые, превращаясь при суммировании в конкретное вознаграждение, являются отличным регулятором поведения и мотивации ученика.

Кроме того, естественно, прекрасной наградой за усердие и терпеливое внимание при освоении трудных задач являются нематериальные ценности человеческого общения – заинтересованное внимание, похвала, признание другими безусловных успехов ребенка. Вознаграждение советуют использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию.

Впрочем, похвала и награда желанны для любого ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна должно также учитывать их индивидуальные типологические особенности. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.

При обучении умениям, предполагающим выполнение цепочки отдельных действий и операций, всегда идущих в определенной логически выстроенной последовательности, наибольшую эффективность демонстрирует методика с использованием приёма инверсии. Инверсия преследует цель облегчения освоения ребенком того или иного навыка путем сокращения количества звеньев (цепочки операций), предлагаемых ему для усвоения на каждом этапе обучения. Используя инверсию, взрослый на начальном этапе обучения выполняет практически всю необходимую цепочку операций самостоятельно, оставляя ребенку лишь завершающий шаг и закрепляя его раз за разом. Следующий этап обучения заключается в присоединении к уже освоенной операции той, что предшествует ей в цепочке действий, составляющих данный навык, и закреплении уже двух последних шагов. Постепенно взрослый, делая за ребенка всё меньше операций, подводит его к полностью самостоятельному выполнению всей цепочки действий.

Для использования инверсии необходимо прежде всего разбить тот или иной навык на шаги, звенья, т. е. отдельные операции, его составляющие. Например, умение мыть руки с мылом состоит из следующих операций:

  1. открыть кран
  2. зять мыло
  3. намылить руки
  4. положить мыло
  5. потереть руки
  6. сполоснуть руки
  7. закрыть кран
  8. взять полотенце
  9. вытереть руки полотенцем
  10. повесить полотенце на место

Следуя приёму инверсии, на первых занятиях по освоению навыка мытья рук взрослый осуществляет за ребенка действия с 1 по 9, поощряя своего ученика выполнить операцию № 10 – повесить полотенце на место. Затем, продолжая делать за малыша все основные операции, он дает ему уже больше полномочий – предлагает самостоятельно вытереть руки полотенцем и повесить его на место. Продвигаясь в таком обучении, ребенок с каждым разом выполняет всё больше операций: уже знакомые и привычные и одну новую. Таким образом достигается положительный результат всего процесса обучения, а постепенное увеличение цепочки операций становится своего рода реализацией принципа «от простого к сложному».

Нередко в ходе обучения бытовым навыкам и самообслуживанию используется физическая помощь ребенку со стороны взрослого – так называемый прием «рука в руке». Это уверенное и даже жесткое управление руками пациента, при этом рука тренера находится поверх руки пациента и ведет ее. Сам тренер находился за спиной или сбоку пациента, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения. Считается, что физическая помощь в рамках оперантного обучения должна быть не болезненной, но достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, выполняя действия сам. Необходимо стараться побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя ребенку возможность выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь может также предоставляться в виде указательного жеста или словесной подсказки.

Читайте также:  Абдоминальный болевой синдром в хирургии

Ещё одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса. Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему ещё не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества хорошего педагога.

В роли учителя может выступать каждый член семьи – достаточно лишь убедиться, что в своих занятиях с малышом все придерживаются сходных принципов и приемов, одинаково оценивают происходящее. Если все в семье действуют совместно, результаты приходят быстрее.

В статье использованы материалы книги Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Теревинф, 2000г.

Источник

Уважаемые родители, в этой статье нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка и его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, обслуживать себя.

История появления и развития нового подхода к обучению

В связи с этим нам кажется уместным рассказать о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста и социальной поддержке детей с синдромом Дауна.

Поскольку речь пойдет о новом подходе, то начнем с истории. Долгое время, при поддержке детей с особенностями развития во всем мире использовалась модель «дефицита», при которой ведущим показателем был интеллектуальный уровень развития человека. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель социальной поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от уровня снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что проблему для социализации представляют не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности социальной адаптации детей с синдромом Дауна. То есть высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а, с другой стороны, снижение интеллекта не является препятствием для его социализации. 

Стало ясно, что важно учитывать не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Во внимание также принимается общая способность размышлять, планировать свои действия и решать проблемы. Все это относится не только ко взрослым и подросткам, но и к совсем маленьким детям: стремление малыша достать сушку из вазочки, стоящей на столе, требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести банкетку и встать на нее и, что самое главное, планирования собственных действий, то есть целенаправленной деятельности, позволяющей решить ту или иную задачу.

Современная модель социальной поддержки основана на оценке способности человека к адаптации и учитывает компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.

Что такое компетенции? 

Это совокупность, навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития и направленных на решение определенных задач.

Например, для взрослого человека компетенция «Еда» включает в себя умение приобретать продукты, и готовить из них пищу. Приобретение продуктов, в свою очередь, включает в себя умение составить список продуктов, добраться до магазина, найти продукты на полках, оплатить на кассе и т.д. 

Сопоставление имеющихся у человека компетенций, с компетенциями, необходимыми для социализации позволяет выявить «зазор» между возможностями человека и требованиями среды. Анализ этого зазора позволяет выявить недостающие или недостаточно сформированные навыки, умения и знания. Важно, что подобная оценка и анализ результатов не являются самоцелью – на их основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. При составлении программы учитываются возможности самого человека и социальной среды: его близкие, педагоги, друзья, соседи, церковная община. Важно, что данная программа в значительной степени, опирается не только на возможности, но и интересы и мечты данного человека. Таким вкратце является механизм формирования компетенций, необходимых для успешной социализации и социально-бытовой ориентации детей с синдромом Дауна.

Успехи в использовании данного подхода в специальном обучении привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст. 

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Использование компетентностного подхода в раннем возрасте.

Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении.

Рассмотрим, как компетентностный подход реализуются при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста. 

Прежде всего, вместо отдельных изолированных навыков, в центре внимания специалистов и родителей находится формирование компетенций, которые включают разные стороны развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример сочетания разных сторон развития в одной компетенции. 

Вот малыш протянул руку и ударил по игрушке: 

младенец видит игрушку, он тянется к ней рукой, он совершает целенаправленные движения под контролем зрения (зрительно-двигательная координация) ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. И если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова. 

Мы видим, как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием, и все это вместе взятое вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия. Такой интерес и становится основой исследовательской деятельности ребенка.

Как мы можем формировать компетенции в раннем возрасте?

Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим выделяемые стороны/ линии развития: 

  1. Навыки общения (включая речь) 
  2. Социально-эмоциональное развитие 
  3. Познавательная и игровая деятельность 
  4. Сенсомоторное развитие 
  5. Навыки самообслуживания 

Согласно новому подходу все перечисленные линии развития объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития. 

Приведем конкретный пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит и получения дополнительного сенсорного опыта. Все это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а значит и развития взаимодействия и общения.

Читайте также:  Неотложная помощь при дегидратационном синдроме

Адаптированная программа для детей

Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки развития, но и определять насколько они взаимосвязаны и сбалансированы для социальной адаптации детей с синдромом Дауна. 
Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Ребенок успешен в этом, это вдохновляет и его и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход в разы увеличивает неравномерность развития ребенка с синдромом Дауна.
Так в приведенном выше примере педагог будет одновременно поддерживать замещающие навыки (например, перекаты или передвижение в позе сидя взамен отсутствующего ползания) и одновременно с этим формировать ползание. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения со взрослым будет использоваться специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.

Перейдем к следующей особенности компетентностного подхода, реализуемого в раннем возрасте: значимости полученных результатов за пределами ситуации обучения.

Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении.

С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.

Приведем пример ситуации в детском саду

Воспитатель говорит: «идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?

  • Понимать,  что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
  • Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
  • Иметь достаточные двигательные возможности, чтобы добраться до умывальной комнаты
  • Уметь дождаться своей очереди.
  • Ну и, конечно,  у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание». Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.

Если в соответствии с прежним подходом навык «умывания» относился только  к самообслуживанию и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло итд, ) то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать  весь  комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении..

Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванную, поставить на банкетку и помочь вымыть руки не самый короткий путь к интеграции ребенка в общество, даже если он после «доставки по месту умывания» все сделает правильно. 🙂

Очевидно, что правильное формирование компетенции  «умывание» потребует от родителей следующих действий:

  • Сообщить ребенку, что  он  сейчас будет мыть руки.
  • Дождаться пока ребенок сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
  • Ну а далее уже следует само умывание.

Что же касается  дополнения этого умения социальным компонентом, например, умением ждать своей  очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, гостях и в различных развивающих группах.

С этой точки зрения включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дает нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно групповая форма  занятий  позволяет ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так,  например, умение мыть руки,   есть за столом,  играть, которые ребенок усвоил в семье,  на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.

Очень важно, чтобы  совместное пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивались условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например,  совместными  играми на детской площадке, совместными походами в гости и тд. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка.    Но никто, кроме родителей  не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт. 

Таким образом,  для достижения основной цели  – инклюзии ребенка в коллектив сверстников — необходимы  активная позиция родителей и  активная позиция ребенка.

И именно активная позиция ребенка и всей семьи в целом — является третьим важным принципом компетентностного подхода.  

Активная роль родителей предполагает их  партнерские отношения со специалистами,  оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А  активная позиция ребенка,  в свою очередь, требует  от взрослых учета  его  интересов и  реальных возможностей,  причем  результат  его деятельности должен быть   понятен  самому малышу и востребован в повседневной жизни.

Как составляется программа занятий с ребенком? 

  1. Обследование навыков по всем линиям развития
  2. Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
  3. Составление программы формирования навыков на основании обследования.
  4. Формирование  недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например,  при формирования  умения есть ложкой, можно не только  предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
  5. Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки:  понять слова взрослого: «Сейчас мы будем кушать», принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок   неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
  6. Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости итд)
  7. Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивалке)
  8. Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы

Перечислим примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду:

Наличие двигательных возможностей для  смены поз и передвижения. Включает передвижение по ровной поверхности и подъем/спуск по лестнице. 

Умение одеваться и раздеваться

Умение кушать за общим столом

Умение умываться 

Умение пользоваться туалетом

Умение участвовать в общей игре

Умение убирать игрушки и оборудование после занятия

Умение   участвовать в организованном занятии и других режимных моментах ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ)*

Умение участвовать в прогулке.

И компетенция, которая является составной частью всех остальных: Умение  взаимодействовать,  сотрудничать и общаться с педагогами и детьми

Дополнительно к этому имеется ряд компетенций относящихся к каждому виду занятий. 

И  в завершение,  добавим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре,  дает возможность   без многочисленных повторений повысить прочность усвоения  и качество запоминания, а также способствует повышению уровня интеллекта.

Источник