Слуховая агнозия симптом теменного или височного справа синдрома

Слуховая агнозия симптом теменного или височного справа синдрома thumbnail

Агнозия ‒ это нарушение восприятия действительности с помощью одного или нескольких органов чувств. Так, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие разновидности болезни. У пациента сохраняется сознание и чувствительность, но изменяются процессы узнавания и осознания даже знакомых предметов. Это редкое заболевание, связанное с повреждением нейронных связей в коре головного мозга.

Причины агнозии

Основная причина любого вида агнозии ‒ это повреждение коры головного мозга и подкорковых структур, которые отвечают за отдельные типы восприятия. Это вторичное нарушение, связанное с различными заболеваниями, в том числе деменцией и болезнью Паркинсона. Также агнозия может проявляться на фоне черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний, которые протекают с поражением нервной системы.

Виды и классификация

Симптомы агнозии существенно отличаются, в зависимости от поврежденного участка коры головного мозга. Чаще поражается один из видов восприятия, но болезнь может затрагивать одновременно несколько систем. Выделяют несколько основных видов агнозии:

  • зрительная (визуальная);
  • слуховая;
  • обонятельная ‒ нарушение восприятия запахов;
  • тактильная ‒ изменение реакции на касание;
  • вкусовая;
  • другие специфические разновидности.

Специалисты Клинического Института Мозга имеют большой опыт работы с пациентами с агнозией. Важно своевременно определить тип нарушения и приступать к поддерживающей терапии. Кроме того, первые признаки заболевания могут указывать на серьезные патологии нервной деятельности.

Зрительная агнозия

Этот вид агнозии характеризуется нарушением восприятия информации, которая поступает в головной мозг посредством зрительного анализатора. Ее симптомы могут отличаться у каждого пациента, в зависимости от типа и локализации повреждений. Так, можно выделить несколько специфических разновидностей:

  • предметная (развивается при повреждении левой затылочной доли) ‒ пациент хорошо видит объекты, но испытывает сложности с их распознаванием;
  • прозолагнозия (поражение нижней затылочной области справа) ‒ неспособность распознавать даже знакомые лица;
  • цветовая (повреждение в левой затылочной области) ‒ трудности с идентификацией цветов и оттенков, а также с определением их взаимосвязи с определенными объектами;
  • слабость оптических представлений (симметричное поражение затылочно-теменной доли) ‒ неспособность определить цвет, форму и размер объектов, представить и описать их;
  • симультанная (патология затылочной области) ‒ пациент может концентрироваться только на одном объекте;
  • синдром Балинта (поражение затылочно-теменной области) ‒ неспособность направить взгляд и сфокусироваться на предметах, которые находятся в разных направлениях, а также сложности с идентификацией предметов на ближнем и дальнем расстоянии.

При зрительных агнозиях сохраняется нормальная работа остальных органов чувств, также не определяются какие-либо заболевания глаз. После реабилитации в Клиническом Институте Мозга пациент адаптируется в повседневной жизни и может компенсировать зрительные расстройства за счет остальных систем-анализаторов.

Оптические и оптико-пространственные агнозии

У пациентов наблюдается нарушение способности определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве. В этой категории можно выделить несколько специфических разновидностей агнозии:

  • агнозия глубины (поражение средней части затылочно-теменной доли) ‒ сложности с определением расстояния до предметов, особенно тех, которые находятся в переднем от пациента направлении;
  • нарушение стереоскопического зрения (патология в области левого полушария) ‒ неспособность воссоздать трехмерное изображение;
  • односторонняя (поражение противоположной теменной области) ‒ одна половина пространства выпадает из поля зрения;
  • расстройство топографического ориентирования (теменная и затылочная области) ‒ сложности с поиском знакомых объектов, в том числе домашнего адреса и предметов в собственном доме.

Память и внимание при оптико-пространственных агнозиях сохраняются. Пациенту потребуется помощь в быту и при выполнении новых задач, но грамотная реабилитация позволит испытывать минимальный дискомфорт в повседневной жизни.

Слуховые агнозии

При этом виде агнозий функции слухового анализатора сохраняются. У больного могут возникать различные расстройства восприятия информации на слух, в том числе:

  • простая ‒ снижение способности характеризовать и идентифицировать знакомые звуки;
  • слухоречевая ‒ нарушение распознавания речи, узнавания простых и знакомых слов;
  • тональная ‒ непонимание тембра голоса, эмоциональной окраски и других аспектов.

Все разновидности слуховой агнозии развиваются при поражении височной доли головного мозга. При неспособности распознавать речь пациент испытывает сложности в повседневной жизни, при этом его память, внимание, функции зрительного и других анализаторов компенсируют нарушения.

Соматоагнозия

Соматоагнозией называют расстройство, при котором пациент не способен идентифицировать и узнавать части собственного тела. Это комплексные нарушения восприятия, связанные с поражением различных отделов правого полушария головного мозга. Выделяют два основных типа соматоагнозии:

  • Анозогнозия ‒ состояние, при котором пациент отрицает наличие болезни. Это может быть игнорирование паралича конечностей, слепоты, речевых расстройств.
  • Аутотопагнозия ‒ расстройство способности узнавать отдельные части тела. Пациент испытывает сложности при просьбах указать на руку, ногу либо лицо, в некоторых случаях возникает ощущение изменения размера участков тела. К этой группе относится и соматическая аллостезия, при которой у больного возникает чувство увеличения количество конечностей.

Признаки соматоагнозии могут возникать приступами. Так, у некоторых пациентов они являются предвестниками приступа эпилепсии, а при грамотном лечении практически незаметны и не доставляют неудобства в повседневной жизни. Однако, они могут сохраняться и постоянно.

Нарушение осознания пространства и времени

Этот вид считается наиболее редким и связан с поражением затылочной доли коры головного мозга. Пациент испытывает сложности с определением течения времени, а также скорости движения любых объектов. Отдельно выделяют акинетопсию ‒ нарушение способности идентифицировать движущиеся предметы.

Методы диагностики

В Клиническом Институте Мозга есть все условия для полноценной диагностики пациентов с агнозией. На начальном этапе важно определить, какие именно сложности с восприятием окружающей среды есть у больного. Для этого существуют специальные тесты, в ходе которых пациента просят описывать предметы, звуки, указывать на части тела. После определения типа расстройства важно провести визуализацию головного мозга, с помощью компьютерной либо магнито-резонансной томографии. Этот способ исследования позволит обнаружить новообразования, инфаркты, повреждения сосудов и другие аномалии, которые могут становиться причиной агнозии.

Лечение агнозии

Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии. Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять. В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются:

  • занятия с логопедом ‒ специальные упражнения укрепляют нейронные связи и улучшают восприятие;
  • трудотерапия;
  • курс терапии у нейропсихолога.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/agnoziya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник

Агнозия

Агнозия – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение процессов восприятия (слухового, зрительного, тактильного) при сохранении сознания и функций органов чувств. В состоянии агнозии человек не способен идентифицировать какой-либо объект, пользуясь определенным органом чувств. Чаще всего встречается у взрослых и детей в возрасте от 10 до 17 лет.

Причины

Основной причиной возникновения агнозии является повреждение структур головного мозга. Оно может быть обусловлено инфарктами, различными травмами, опухолями, а также дегенерацией тех областей мозга, которые осуществляют интеграцию восприятия, памяти и идентификации (узнавания), то есть отвечают за анализ и синтез информации. Вид агнозии напрямую зависит от локализации поражения.

Виды

Заболевание имеет три основных вида: это зрительные агнозии, слуховые агнозии и тактильные агнозии. Помимо этого существует еще несколько менее распространенных типов болезни (пространственная агнозия и другие нарушения восприятия).

При зрительной агнозии поражения локализуются в затылочной доле головного мозга. Этот вид характеризуется неспособностью пациента узнавать предметы и изображения, несмотря на то, что у него сохраняется достаточная для этого острота зрения. Зрительная агнозия может выражаться по-разному и проявлять себя в виде следующих расстройств:

  • предметная агнозия (поражение конвекситальной поверхности левой части затылочной области): неспособность узнавать различные предметы, при которой больной может описать только отдельные признаки объекта, но не может сказать, что за предмет перед ним;
  • цветовая агнозия (поражение затылочной области левого доминантного полушария): неспособность классифицировать цвета, распознавать одинаковые цвета и оттенки, соотносить определенный цвет с конкретным предметом;
  • зрительная агнозия, проявляющаяся в слабости оптических представлений (двустороннее поражение затылочно-теменной области): неспособность представить какой-либо предмет и охарактеризовать его (назвать размер, цвет, форму и т.п.);
  • агнозия на лица, или прозопагнозия (поражение нижней затылочной области правого полушария): нарушение процесса распознавания лиц при сохранении способности различать предметы и изображения, которое в особенно тяжелых случаях может характеризоваться неспособностью больного опознать собственное лицо в зеркале;
  • симультанная агнозия (поражение передней части доминантной затылочной доли): резкое уменьшение количества одновременно воспринимаемых объектов, при котором больной зачастую способен видеть только один предмет;
  • синдром Балинта, или зрительная агнозия, вызванная оптико-моторными нарушениями (двустороннее поражение затылочно-теменной области): неспособность направлять взгляд в нужную сторону, фокусировать его на конкретном объекте, которая особенно выражено может проявляться при чтении – больной не может нормально читать, так как ему очень трудно переключиться с одного слова на другое.
Читайте также:  Какие продукты можно при синдроме раздраженного кишечника

Слуховые агнозии возникают при поражении височной коры правого полушария. Данный вид характеризуется неспособностью больного распознавать звуки и речь, при этом функция слухового анализатора не нарушена. В категории слуховых агнозий различают следующие нарушения:

  • простая слуховая агнозия, при которой больной не может распознавать простые, знакомые звуки (шум дождя, шелест бумаги, стуки, скрип двери и т.п.);
  • слухоречевая агнозия – невозможность различать речь (для человека, страдающего данным типом слуховой агнозии, родная речь представляется в виде набора незнакомых звуков);
  • тональная слуховая агнозия – больной не может улавливать тон, тембр, эмоциональную окраску речи, но при этом у него сохраняется способность нормально воспринимать слова и правильно распознавать грамматические конструкции.

При тактильных агнозиях у больного отсутствует возможность идентификации предметов на ощупь. Один из видов тактильной агнозии – неспособность больного распознавать части собственного тела и оценивать их расположение относительно друг друга. Этот тип тактильной агнозии называется соматоагнозией. Тактильная агнозия, при которой нарушается процесс распознавания предметов посредством осязания, носит название астереогнозия.

Существуют также пространственные агнозии, которые выражаются в виде нарушения идентификации различных параметров пространства. При поражениях левого полушария проявляет себя в виде нарушения стереоскопического зрения, при поражениях средних отделов теменно-затылочной области болезнь может выражаться в виде неспособности больного правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину, а также распознавать параметры дальше или ближе.

Существуют также такие виды агнозии, как односторонняя пространственная агнозия – невозможность распознавать одну из половин пространства (чаще левую), и пространственная агнозия, выражающаяся в нарушении топографической ориентировки, при котором больной может не узнавать знакомых мест, но при этом у него нет никаких нарушений памяти.

Одним из самых редких видов агнозии является нарушение восприятия времени и движения – состояние, при котором человек не может оценивать скорость течения времени и воспринимать движение объектов. Последнее нарушение (невозможность воспринимать движущиеся объекты) носит название акинетопсия.

Диагностика

Диагностика агнозииАгнозия не является распространенным заболеванием. Данное состояние может быть обусловлено весьма обширным рядом причин, и в каждом индивидуальном случае оно проявляет себя по-разному. Эти факторы могут серьезно осложнить диагностику: она нередко требует комплексного неврологического обследования.

При диагностике используются клинические симптомы, методы визуализации мозга (МРТ, КТ), нейропсихологическое и физикальное обследование. Как правило, на первом этапе диагностирования врач просит пациента идентифицировать какие-либо обычные предметы, применяя при этом различные органы чувств. Затем применяются методы нейропсихологического обследования, проводится ряд специальных тестов, в процессе которых врач определяет имеющиеся нарушения различных видов чувствительности, а также анализирует способности больного применять органы чувств и правильно идентифицировать полученную с их помощью информацию.

Лечение

Специфических методов лечения агнозии не существует. Как правило, основной целью является лечение основного заболевания, которое привело к поражениям головного мозга и возникновению агнозии. Вместе с тем для компенсации проявлений агнозии нередко прибегают к помощи нейропсихологов, врачей-логопедов, а также специалистов по трудотерапии.

Как показывает практика, лечение агнозии чаще всего осуществляется в трехмесячный срок – в обычных случаях этого времени бывает достаточно для восстановления больного. Однако процесс восстановления может затянуться и на более длительный период (год и более). Успех лечения в немалой степени зависит от возраста больного, а также характера и тяжести поражений.

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Записаться на прием к врачу

Источник

Ïîñðåäñòâîì ýòîé ñòàòüè ìû ñòðåìèìñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå ÷èòàòåëÿ, îáùåñòâåííîñòè è ÑÌÈ íà íåîáõîäèìîñòü âîçðîæäåíèÿ ìåäèöèíû, íàóêè è âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâûõ îòíîøåíèé ìåæäó ïàöèåíòîì è âðà÷îì íà ïðèìåðå îòå÷åñòâåííûõ âåëèêèõ âðà÷åé, èõ ó÷èòåëåé è ó÷åíèêîâ. Èòàê, ïðèñòóïèì.

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí

Îñíîâîïîëîæíèê íàó÷íîãî ïîäõîäà ê èçó÷åíèþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ãåíèàëüíûé êëèíèöèñò! Íèêàêîé âûìûøëåííûé äîêòîð Õàóñ íå ñðàâíèëñÿ áû ñ Áîòêèíûì. Ê òîìó æå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ æèë â î÷åíü íåïðîñòîå âðåìÿ, ê ïðèìåðó, îðäèíàòóðó áóäóùèé âðà÷ ïðîõîäèë ïîä ðóêîâîäñòâîì Íèêîëàÿ Èâàíîâè÷à Ïèðîãîâà âî âðåìÿ Êðûìñêîé âîéíû â Ñèìôåðîïîëüñêîì âîåííîì ãîñïèòàëå.

Çà âñþ æèçíü äîêòîðà îôèöèàëüíî èçâåñòíî, ÷òî îí ïîñòàâèë ëèøü îäèí íåïðàâèëüíûé äèàãíîç. Íî îá ýòîé èñòîðèè ìû ðàññêàæåì ÷óòü ïîçæå.

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ î÷åíü âíèìàòåëüíî è âäóì÷èâî ïîäõîäèë ê ïàöèåíòó, åãî îáðàçó æèçíè, åãî îêðóæåíèþ, ðèòìó â òå÷åíèå äíÿ, ðàñïèñàíèþ.

Ïîêàçàòåëüíûé ïðèìåð èç ïðàêòèêè

Íàïðèìåð, îäíîìó ïàöèåíòó, ó êîòîðîãî, íåñìîòðÿ íà âñå ïðîöåäóðû, íèêàê íå ïðîõîäèëà ïðîñòóäà, Áîòêèí âåëåë ñìåíèòü ìàðøðóò äâèæåíèÿ íà ðàáîòó. Òîò åæåäíåâíî õîäèë â Êðåìëü ÷åðåç Ñïàññêóþ áàøíþ, à äîêòîð âåëåë íà÷àòü õîäèòü ÷åðåç Òðîèöêóþ. È áîëåçíü îòñòóïèëà. Ôàíòàñòèêà? Âîâñå íåò. Äåëî â òîì, ÷òî ó èêîíû Ñïàñà Íåðóêîòâîðíîãî, âèñÿùåé íàä Ñïàññêèìè âîðîòàìè, ñëåäîâàëî â ëþáîé ìîðîç ñíèìàòü øàïêó, ÷òî è ïîñëóæèëî ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ è ïîääåðæàíèÿ íåäóãà.

Êàê äî ýòîãî äîäóìàëñÿ Ñåðãåé Ïåòðîâè÷? Îòâåò î÷åâèäåí: îí î÷åíü ëþáèë ëþäåé è áûë âíèìàòåëåí ê íèì.

Äåòñòâî. Ó÷åáà. Ïåðâûé îïûò

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí ðîäèëñÿ â áîãàòîé êóïå÷åñêîé ñåìüå â Ìîñêâå 17 ñåíòÿáðÿ 1832 ãîäà .

Äî 9 ëåò â ñåìüå Ñåðåæà ñ÷èòàëñÿ, ìÿãêî ãîâîðÿ, ãëóïûì, ïîñêîëüêó îí íå óìåë ÷èòàòü è ñ òðóäîì ñêëàäûâàë áóêâû. Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî ó ðåáåíêà ñèëüíåéøèé àñòèãìàòèçì, è èìåííî ïëîõîå çðåíèå íå äàâàëî åìó óñïåøíî ó÷èòüñÿ.

Èíòåðåñíî, ÷òî íàó÷íûå çàäàòêè ðàñïîçíàëè è ïîìîãëè ðàçâèòü ðîäíûå áðàòüÿ, êîòîðûå çàìåòèëè, ÷òî ìàëåíüêèé Áîòêèí íå ÷èòàåò, à ïåðåñ÷èòûâàåò íà ïàëüöàõ àëôàâèò. Çàòåì â ñåìüþ ïðèãëàñèëè ÷àñòíîãî ó÷èòåëÿ ìàòåìàòèêè, êîòîðûé òàêæå ïîäìåòèë âûñîêèé ïîòåíöèàë ðåáåíêà, è ñîâñåì ñêîðî Ñåðåæà ñòàë ëó÷øèì ó÷åíèêîì.

Ó÷àñü íà ìåäèöèíñêîì ôàêóëüòåòå Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, áóäóùèé âðà÷ ïîíÿë, ÷òî ìåäèöèíà äàëåêî íå ñîâåðøåííà, äàííûå èç ñïðàâî÷íèêîâ íå ÿâëÿþòñÿ àêñèîìîé, à ê êàæäîìó ÷åëîâåêó íåîáõîäèì èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä.

Íàãëÿäíûå ïðîñòûå èñòîðèè

Ó äâóõ áðàòüåâ ïîñëå êóïàíèÿ â õîëîäíîé âîäå íà÷èíàåòñÿ êàøåëü, îáîèì ïðîïèñûâàþò ëàêðè÷íûå ëåïåøêè. Ó îäíîãî êàøåëü ïðîõîäèò ÷åðåç òðè äíÿ, à ó äðóãîãî ñòàíîâèòñÿ ãëóõèì, óòðîáíûì è äåðæèòñÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Äëÿ ñïðàâêè: ëåïåøêè ÿâëÿëè ñîáîé ðàçíîâèäíîñòü êàøåê è èçâåñòíû ñî âðåìåí àðàáñêîé ìåäèöèíû. Ïðè ïðèãîòîâëåíèè ëåïåøåê ïîðîøêîîáðàçíûå èíãðåäèåíòû ðàñòèðàëè èëè ðàñòâîðÿëè, ñìåøèâàëè ñ êàìåäÿìè è ñóøèëè. Ëåïåøêè èçãîòàâëèâàëèñü èç ñûðîãî òåñòà, ñîäåðæàùåãî ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà ñ ïîñëåäóþùèì âûñóøèâàíèåì. Èçâåñòíî íàçíà÷åíèå ëåïåøåê èç ëàêðèöû, ìÿòû, àíèñà, ïîëûíè, ñàíòîíèíà è ò. ä.

Èëè äâå êóï÷èõè ìó÷àþòñÿ ñ ìèãðåíüþ, ïðè ýòîì îäíîé èç íèõ ïèÿâêè ïîìîãëè, à äðóãàÿ ïÿòíàìè ïîøëà, è ìèãðåíü ïðè ýòîì óñèëèëàñü.

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãåìèêðàíèè (â áûòó ìèãðåíè) äî êîíöà òàê è íå èçó÷åíû, íî èçâåñòíî, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ëå÷åíèå ïèÿâêàìè áûâàåò ïðîäóêòèâíûì, ïîòîìó ÷òî â ñëþíå ýòèõ æèâîòíûõ ñîäåðæèòñÿ ãèðóäèí, êîòîðûé ìîæåò ðàçæèæàòü êðîâü è ñïîñîáñòâóåò î÷èùåíèþ è óêðåïëåíèþ ñîñóäîâ. Ïðè ðàçæèæåíèè êðîâè íàïðÿæåíèå èç ìûøö óõîäèò, è â ýòîì ñëó÷àå ãîëîâíûå áîëè è ìèãðåíü ïðîõîäÿò.

È êàê ïðè òàêîì ðàçíîì òå÷åíèè áîëåçíåé ó ðàçíûõ ëþäåé áåçîãîâîðî÷íî äîâåðÿòü ìåäèöèíñêèì ñïðàâî÷íèêàì, â êîòîðûõ ÷åòêî ãîâîðèòñÿ, ÷òî äîëæíî ïîìî÷ü? Íåò, âèäèìî òóò äåëî ñëîæíåå, ïîñêîëüêó íåò äâóõ îäèíàêîâûõ îðãàíèçìîâ.

Читайте также:  Синдром дауна до скольки живут

Îäíàæäû ê Áîòêèíó (åùå â áûòíîñòü åãî ñòóäåíòîì) îáðàòèëñÿ äðóãîé ñòóäåíò ïî èìåíè Èâàí Òóìàíîâ. Îí æàëîâàëñÿ íà íåïðåðûâíûå áîëè â æèâîòå, íà òî, ÷òî âûïèñàííûé ëå÷àùèì âðà÷îì õèíèí íå ïîìîãàåò, à îò ïóçûðÿ ñî ëüäîì, êîòîðûé îí ïðèêëàäûâàåò ê áðþõó, äåëàåòñÿ òîëüêî õóæå. Ðàçãîâîð ïðîõîäèë â êîìíàòå Òóìàíîâà, òàì æå íàõîäèëèñü è äàãåðîòèïû, èçîáðàæàâøèå åãî íà çèìíåé îõîòå.

— Âû âñåãäà õîäèòå â íåçàñòåãíóòîé øèíåëè? — âäðóã ñïðîñèë ìîëîäîé Áîòêèí ïàöèåíòà.

— Äà, â ëþáîé ìîðîç, — îòâåòèë òîò.

— Ñîâåòóþ Âàì âñå-òàêè çàñòåãèâàòüñÿ. Ïðîäîëæàòü õèíèí, à ëåä — äîëîé. Âåðîÿòíåå âñåãî, Âàøå çàáîëåâàíèå ïðîñòóäíîãî õàðàêòåðà.

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí òîãäà íå çíàë åùå î òàêîì çàáîëåâàíèè êàê æåëóäî÷íûé ãðèïï (ýòî çàáîëåâàíèå, ñîåäèíÿþùåå â ñåáå ñèìïòîìû ïðîñòóäíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïèùåâàðèòåëüíîãî ðàññòðîéñòâà). Íî îí èíòóèòèâíî ïîíÿë, ÷òî õîëîä, êîòîðûé ïðèçâàí áûë ïîìî÷ü, â ýòîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå âðåäèë. Ñîâåò âîçûìåë ïîëîæèòåëüíîå äåéñòâèå, Òóìàíîâ âûçäîðîâåë.

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî âàæíî ïðàâèëüíî íàñòðîèòü ÷åëîâåêà, ÷òîáû åãî ìîçã ïîäàë êîìàíäó íà âûçäîðîâëåíèå.

Îí êàòåãîðè÷åñêè îòêàçûâàëñÿ ñëåäîâàòü ôîðìàëüíîìó óíèâåðñèòåòñêîìó êóðñó, êîòîðûé òðåáîâàë ïîä÷èíåíèÿ õîëîäíûì è áåçäóøíûì ñïðàâî÷íèêàì.

Êðûìñêàÿ âîéíà

Ïî îêîí÷àíèþ ó÷åáû Áîòêèí íàïðàâëÿåòñÿ â Êðûì íà âîéíó. Òÿãîòû ïîëåâîãî áûòà åãî íå ïóãàþò. Íåïîñðåäñòâåííûì íà÷àëüíèêîì ñòàíîâèòñÿ êóìèð ìîëîäîãî âðà÷à, çíàìåíèòûé õèðóðã Íèêîëàé Ïèðîãîâ.

Ñîâðåìåííèêè âñïîìèíàþò, êàê â âîçðàñòå 22 ëåò Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ïîìîãàë õèðóðãàì â âîåííî-ïîëåâûõ óñëîâèÿõ Êðûìñêîé âîéíû: «Êàê îðäèíàòîð, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí ðàáîòàë ñïîêîéíî, åãî äâèæåíèÿ áûëè áûñòðû».

Îí íàó÷èëñÿ ïðîèçâîäèòü àìïóòàöèè. Íî âñêîðå ïîíÿë, ÷òî â ñâÿçè ñ áëèçîðóêîñòüþ è àñòèãìàòèçìîì íå ñìîæåò ñòàòü õèðóðãîì.  ïîñëåäóþùåì Áîòêèí íåîäíîêðàòíî âîçâðàùàëñÿ ê ñîáûòèÿì Êðûìñêîé âîéíû, è ìíîãèå åãî íàó÷íûå âçãëÿäû èìåþò îòïå÷àòêè âîåííûõ âïå÷àòëåíèé.

Ñòàæèðîâêà â Åâðîïå

Ïîñëå âîéíû Áîòêèí ðåøèë ïðîäîëæèòü ñâîå îáðàçîâàíèå â Åâðîïå. Îí ñòàæèðîâàëñÿ â Âþðöáóðãå è Áåðëèíå ó ïðîôåññîðà Ðóäîëüôà Âèðõîâà, ñëóøàë êóðñ ëåêöèé Êàðëà Ëþäâèãà, ïîñåùàë çíàìåíèòûå â òî âðåìÿ åâðîïåéñêèå êëèíèêè — Ëþäâèãà Òðàóáå â Ãåðìàíèè, çàòåì Áàðòåçà, Òðóññî, Áóùþ è óðîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó Êîäåìîíà â Ïàðèæå.

Íàó÷åííûé ìîñêîâñêèì îïûòîì, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå áåðåò íà âåðó âñ¸, ÷òî ïðåïîäàþò ýòè ñâåòèëà, èç-çà âûñîêîé ñìåðòíîñòè â ìåñòíûõ áîëüíèöàõ è î÷åâèäíûõ åìó îøèáêàõ ïðè ëå÷åíèè áîëüíûõ.

Áîòêèí ðàáîòàåò íå ïîêëàäàÿ ðóê. Äàæå âî âðåìÿ ñâàäåáíîãî ïóòåøåñòâèÿ â Âåíå ìîëîäîé âðà÷ ñòàðàëñÿ âñòðå÷àòüñÿ è îáùàòüñÿ ñ êîëëåãàìè äëÿ îáñóæäåíèÿ íàñóùíûõ âîïðîñîâ ìåäèöèíû. Áåäíàÿ Àíàñòàñèÿ Àëåêñàíäðîâíà åùå íå çíàëà, ÷òî âûøëà çàìóæ íå çà ìóæ÷èíó, à çà âñþ ðóññêóþ ìåäèöèíó.

Ðåçóëüòàòîì îáó÷åíèÿ ñòàëî òî, ÷òî ìîëîäîé âðà÷ ïîíÿë, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò ýìïèðèçìà, ÷òîáû ïðåâðàòèòü ìåäèöèíó èç èñêóññòâà â íàóêó, íåîáõîäèìî øèðîêî ïðèâëå÷ü õèìèþ, ïàòîëîãè÷åñêóþ àíàòîìèþ, ôèçèîëîãèþ è åùå òîëüêî çàðîæäàþùóþñÿ ìèêðîáèîëîãèþ. Èíòåðåñíî, ÷òî â äàëüíåéøåì óæå íà ðîäèíå, ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ìîëîäîé âðà÷ çà ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà íà÷íåò îòêðûâàòü ñïåöèàëèçèðîâàííûå ëàáîðàòîðèè.

Ñëóæáà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå

 28 ëåò Áîòêèí áûë íàçíà÷åí çàâåäóþùèì êàôåäðû ôàêóëüòåòñêîé òåðàïèè â Èìïåðàòîðñêîé ìåäèêî-õèðóðãè÷åñêîé àêàäåìèè â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå.

Ìîëîäîé ïðîôåññîð ýíåðãè÷íî âçÿëñÿ çà ðàáîòó. Ñâîþ çàäà÷ó îí âèäåë â ñîçäàíèè â àêàäåìèè îáðàçöîâîé êëèíèêè. Ïðè êëèíèêå áûëà ñîçäàíà ïåðâàÿ áåñïëàòíàÿ àìáóëàòîðèÿ, ÷òî â òî âðåìÿ áûëî íîâîââåäåíèåì.  àìáóëàòîðèè ïðåäïîëàãàëîñü âåñòè ïðèåì áåäíûõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, íî âñêîðå â íåå ñòàëè ïðèõîäèòü ëþäè âñåõ ñîñëîâèé. Âñêîðå Áîòêèíà ñòàëè íàçûâàòü «÷óäåñíûì äîêòîðîì». Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ îáëàäàë ðåä÷àéøèì òàëàíòîì äèàãíîñòà.

Ïîñêîëüêó «÷óäåñíûé äîêòîð» íå ïðåäñòàâëÿë ñåáå êëèíèêó áåç ëàáîðàòîðèè, ñïóñòÿ âñåãî ãîä, â 1861 ãîäó, áûëà îðãàíèçîâàíà âïîëíå ñîâðåìåííàÿ êëèíèêî-ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ëàáîðàòîðèÿ, â êîòîðîé ïðîâîäèëèñü ïåðâûå â Ðîññèè èññëåäîâàíèÿ ïî ýêñïåðèìåíòàëüíîé ôàðìàêîëîãèè.  ëàáîðàòîðèè Ïàâëîâ ïðîâîäèë ñâîè èññëåäîâàíèÿ, íàïèñàë äîêòîðñêóþ î ñåðäå÷íûõ íåðâàõ è â äàëüíåéøåì âîçãëàâèë äåòèùå Áîòêèíà óæå êàê ëó÷øèé â íàøåé èñòîðèè ôèçèîëîã.

Çèìîé 1872 ã. Áîòêèíà ïðèãëàñèëè ñòàòü ëè÷íûì âðà÷îì èìïåðàòðèöû Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû, è îí áûë íàçíà÷åí ëåéá-ìåäèêîì.

Ðóññêî-òóðåöêàÿ âîéíà

Ñïóñòÿ ïÿòü ëåò, â 1877 ã., Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ âî âòîðîé ðàç â ñâîåé æèçíè îòáûë íà òåàòð âîåííûõ äåéñòâèé â Äóíàéñêóþ àðìèþ íà Áàëêàíû, ãäå ïðîâåë â êà÷åñòâå âðà÷à îêîëî 7 ìåñÿöåâ, ýòî áûëà ðóññêî-òóðåöêàÿ âîéíà. Áîòêèí ïîåõàë äîáðîâîëüíî, ÷òîáû ïîâûñèòü íàâûêè ðàáîòû â íàïðÿæåííûõ, ýêñòðåìàëüíûõ ñèòóàöèÿõ.

Îäíàæäû íà ôðîíòå ê Áîòêèíó îáðàòèëñÿ ðóññêèé äèïëîìàò Èãíàòüåâ, îí æàëîâàëñÿ íà íåïðåêðàùàþùèåñÿ áîëè â çàòûëêå.

— ×åì Âû ëå÷èòåñü?

— Äà âîò êðóïèíêàìè… ãîìåîïàòèÿ.

— Âñÿ ýòà ãîìåîïàòèÿ äëÿ ìèðíîé è ñïîêîéíîé æèçíè. Âû âîò ÷òî ñäåëàéòå, âûïåéòå ïîáîëüøå ñëàáèòåëüíîãî è ïðèìèòå òåïëóþ âàííó.

Áëèæàéøèå íåñêîëüêî ÷àñîâ íå áûëè ñàìûìè ïðèÿòíûìè â æèçíè Èãíàòüåâà, îäíàêî áîëè â çàòûëêå ïðåêðàòèëèñü. Áîòêèí âîñïðèíèìàë Èãíàòüåâà íå êàê î÷åðåäíîãî ïàöèåíòà, æàëóþùåãîñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü, à êàê æèâîãî ÷åëîâåêà, âûíóæäåííîãî âåñòè íåïðèâû÷íûé äëÿ ñåáÿ, íåêîìôîðòíûé îáðàç æèçíè.

Íàó÷íîå íàñëåäèå Áîòêèíà

Ñâîè íàó÷íûå âçãëÿäû Áîòêèí èçëîæèë â òðåõ òîìàõ «Êóðñà êëèíèêè âíóòðåííèõ áîëåçíåé» è 35 ëåêöèÿõ, çàïèñàííûõ åãî ó÷åíèêàìè.

+ Ïåðâûé òîì áûë âûïóùåí â 1867 ã. è ïîñâÿùåí ðàçáîðó áîëüíîãî ñ áîëåçíüþ ñåðäöà.

+ Âòîðîé òîì óâèäåë ñâåò â 1868 ã. è ñîäåðæàë ðàçáîð áîëüíîãî ñûïíûì òèôîì è ïîäðîáíîå èçëîæåíèå ó÷åíèÿ î ëèõîðàäêå.

+ Òðåòèé âûïóñê ïîÿâèëñÿ â 1875 ã. è íàçûâàëñÿ «Î ñîêðàòèòåëüíîñòè ñåëåçåíêè è îá îòíîøåíèè çàðàçíûõ áîëåçíåé ê ñåëåçåíêå, ïå÷åíè, ïî÷êàì, ñåðäöó». Íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè ýòà êíèãà áûëà íàñòîëüíîé ó ìíîãèõ ïîêîëåíèé âðà÷åé, ïåðåâåäåíà íà ôðàíöóçñêèé è íåìåöêèé ÿçûêè.

Âäîâñòâî è íîâàÿ æåíèòüáà

 ãîä íàïèñàíèÿ òðåòüåãî âûïóñêà êóðñà âíóòðåííèõ áîëåçíåé óìèðàåò æåíà, áîëåçíü îêàçàëàñü íåèçëå÷èìîé. Ñóïðóãà îñòàâèëà ïîñëå ñåáÿ øåñòåðûõ äåòåé è ÷óâñòâî íåâîñïîëíèìîé ïîòåðè. Áîòêèí íà÷àë æèòü õîëîñòÿêîì. Íåêîãäà øóìíûé äîì ñäåëàëñÿ íåóþòåí, äåòè õîäèëè, êàê â âîäó îïóùåííûå. Ãóâåðíàíòêè è íÿíüêè äåëàëè âñå, ÷òî ìîãëè, íî íå îò íèõ çàâèñåëî âåðíóòü â äîì Áîòêèíà áûëîå ñ÷àñòüå. Òàê ïðîøåë ãîä. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå âûäåðæàë è ïðåäëîæèë ðóêó è ñåðäöå Åêàòåðèíå Àëåêñååâíå Ìîðäâèíîâîé (Îáîëåíñêîé), òîæå âäîâå. Ìåæäó íèìè íå áûëî ïûëêîé ëþáâè, ê ñîþçó èõ òîëêíóëî ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà.

Áîðüáà ñ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè

Âàæíûìè ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ áûëè íàáëþäåíèÿ è âûâîäû Áîòêèíà, êàñàþùèåñÿ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè (ïíåâìîíèÿ, ìàëÿðèÿ, äèçåíòåðèÿ, ñûïíîé è áðþøíîé òèô, èíôåêöèîííàÿ æåëòóõà) è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëüíûõ, à òàêæå âîïðîñîâ ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

Читайте также:  Все о сердце что такое синдром впв

Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íåóñòàííî èñêàë ïóòè ñíèæåíèÿ èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè. Ïî åãî èíèöèàòèâå è ïðè åãî íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè áûëà îòêðûòà Àëåêñàíäðîâñêàÿ ãîðîäñêàÿ áàðà÷íàÿ áîëüíèöà, â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ «÷åðíîðàáî÷åãî êëàññà».

Íîâàòîð â ìåäèöèíå

1. Áëàãîäàðÿ Áîòêèíó ïîÿâèëñÿ ïðîîáðàç «ñêîðîé ïîìîùè» – ñàíèòàðíàÿ êàðåòà.

2. Îí ÷åòêî ñëåäîâàë íàñòîÿùèì ÷åëîâå÷åñêèì ïðèíöèïàì: ïî åãî èíèöèàòèâå â ñòîëèöå, à çàòåì è â äðóãèõ ãîðîäàõ áûëè îòêðûòû ìåäèöèíñêèå êîìïëåêñû äëÿ áåäíåéøåãî íàñåëåíèÿ. Îíè ñîñòîÿëè èç àìáóëàòîðèè è áîëüíèöû, è ëå÷åíèå â íèõ áûëî áåñïëàòíûì. Äëÿ Áîòêèíà íå áûëî ïàöèåíòîâ âàæíûõ è íåâàæíûõ. Îí âíèêàë â êàæäîãî ïàöèåíòà, â óñëîâèÿ æèçíè ëþäåé. Ñîâåòû âðà÷à èíîãäà îáåñêóðàæèâàëè ïàöèåíòîâ, íî ïðè ýòîì âñå çíàëè, ÷òî ýòîò äîêòîð äàðîì ñëîâ íà âåòåð íå áðîñàåò.

3. Áîòêèí íåîäíîêðàòíî îáðàùàë âíèìàíèå ïðàâèòåëüñòâà íà íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå ñàíèòàðíîå ñîñòîÿíèå æèëèù áåäíûõ ñëîåâ îáùåñòâà, óëó÷øåíèå óñëîâèé èõ æèçíè è ðàáîòû.

4. Ïî èíèöèàòèâå ïðîôåññîðà, êàê óïîìèíàëîñü ðàíåå, è íà ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà â áîëüíèöå áûëà ñîçäàíà õèìèêî-ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ.  íåé áûëè âûïîëíåíû íåêîòîðûå èññëåäîâàíèÿ ïî çàðîæäàþùåéñÿ òîãäà ìèêðîáèîëîãèè.

5. Áëàãîäàðÿ Áîòêèíó áûëà ââåäåíà êàðòî÷íàÿ ñèñòåìà ðåãèñòðàöèè áîëüíûõ. Äëÿ ó÷åòà êàæäîãî ïîñòóïàþùåãî â áîëüíèöó çàâîäèëè «Ñêîðáíûé ëèñò» (ïðîîáðàç èñòîðèè áîëåçíè). Òàêîé ïîäõîä îáëåã÷àë ðàáîòó êîëëåãàì, â òîì ñëó÷àå åñëè ïàöèåíòà âåë íå îäèí âðà÷. Ðàáîòàÿ íà êàôåäðå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ïåðâûì ñòàë ïðèãëàøàòü ïàöèåíòîâ äëÿ äèàãíîñòèêè è ïîëíîãî ðàçáîðà òàêòèêè ëå÷åíèÿ ðåàëüíîãî ÷åëîâåêà. Ýòî âûçâàëî ñèëüíûå âîçìóùåíèÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé ñòàðîé øêîëû, íî Áîòêèí áûë íåïðåêëîíåí.

6. Èì ëè÷íî áûë ðàçðàáîòàí ïëàí îêàçàíèÿ ïîìîùè íà äîìó è óñòàíîâëåíà ïîâèçèòíàÿ ïëàòà â 30 êîïååê, à â íî÷íîå âðåìÿ â 60 êîïååê.  òî âðåìÿ ýòî áûëà êðàéíå íèçêàÿ, ñèìâîëè÷åñêàÿ îïëàòà, çà ÷òî Áîòêèíà îò÷àÿííî êðèòèêîâàëà Êîìèññèÿ îáùåñòâåííîãî çäðàâèÿ. Äîêòîð áûë ïðåêðàñíûì îðãàíèçàòîðîì, êîîðäèíàòîðîì ÷åëîâå÷åñêèõ è ìàòåðèàëüíûõ ðåñóðñîâ. Áîðüáà ñ ýïèäåìèåé 1882 ãîäà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå çàêîí÷èëàñü óñïåøíî áëàãîäàðÿ ðàöèîíàëüíîìó ðàñïðåäåëåíèþ âðà÷åáíûõ ñèë è ñðåäñòâ ïîä ðóêîâîäñòâîì Áîòêèíà, è, ïî ïðèçíàíèþ Ãîðîäñêîé Äóìû, «ïîòðåáîâàëà ñî ñòîðîíû ãîðîäà íåáîëüøîé äåíåæíîé çàòðàòû». Òàê áûëî ïîëîæåíî íà÷àëî êâàðòèðíîé ïîìîùè íàñåëåíèþ ñòîëèöû.

Òðè îñíîâíûõ ïðàâèëà òåðàïåâòà îò Ñ.Ï. Áîòêèíà:

1. Âî-ïåðâûõ, íóæíî íàñòðîèòü áîëüíîãî íà âûçäîðîâëåíèå, ïðèòîì íàñòðàèâàòü êàæäîãî ïî ðàçíîìó. Îäíîãî æàëåòü, âòîðîãî îáíàäåæèòü, äðóãîãî ïîäáàäðèâàòü, ñëåäóþùåãî ïóãàòü, ñ êåì-òî ïîøóòèòü. Ôîðìà, â êîòîðîé áóäåò âûñêàçàí ñîâåò, íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ñîáñòâåííî ñîäåðæàíèå ýòîãî ñîâåòà.

2. Âî-âòîðûõ, ëå÷èòü íóæíî ÷åëîâåêà öåëèêîì.

3. Â-òðåòüèõ, ãëàâíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà ïîÿâëåíèå è ðàçâèòèå áîëåçíåé íåñåò âíåøíÿÿ ñðåäà, îò êà÷åñòâà îòäûõà äî âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðîäñòâåííèêàìè.

Ñî âðåìåíåì ýòè ïóíêòû ñòàëè ÷åì-òî âðîäå áèáëåéñêèõ çàïîâåäåé äëÿ ïðàêòèêóþùèõ òåðàïåâòîâ. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî Áîòêèí ñòàë ëó÷øèì äèàãíîñòîì ñâîåãî âðåìåíè, õîòÿ êîëëåãè ÷àñòî èðîíèçèðîâàëè íàä äèàãíîçàìè, íàñòîëüêî îíè øëè âðàçðåç ñ óñòîÿâøèìèñÿ ïðàêòèêàìè.

Öèðþëüíèê Êîíñòàíòèí Âàñèëüåâ. Ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, ïîíèæåííûé èíòåðåñ ê æèçíè. Íåäàâíî ïåðååõàë â äîì íàïðîòèâ êðóãëîñóòî÷íîé òèïîãðàôèè. Ðåöåïò: çàòû÷êè â óøè íà íî÷ü.

Íî áîëüíûå íåîæèäàííî èçëå÷èâàëèñü, à åñëè íåò, òî âñêðûòèå ïîêàçûâàëî ïðàâîòó Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à, è øóòíèêè äîâîëüíî áûñòðî óñïîêàèâàëèñü. Çàòî ñàì Áîòêèí íå óñòàâàë øóòèòü ñ ïàöèåíòàìè.

Âîò, íàïðèìåð, âîñïîìèíàíèÿ îäíîé èç ïàöèåíòîê, ñåðüåçíî çàáîëåâøåé æåíû ôèçèîëîãà Èâàíà Ïàâëîâà:

— Ñêàæèòå, Âû ëþáèòå ìîëîêî?

— Ñîâñåì íå ëþáëþ è íå ïüþ.

— À âñå æå ìû áóäåì ïèòü ìîëîêî. Âû — þæàíêà, íàâåðíîå, ïðèâûêëè ïèòü âèíî çà îáåäîì.

— Íèêîãäà. Íè êàïëè.

— Îäíàêî ìû áóäåì ïèòü. Èãðàåòå ëè Âû â êàðòû?

— ×òî Âû, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷, íèêîãäà â æèçíè.

— ×òî æå, áóäåì èãðàòü. ×èòàëè ëè Âû Äþìà èëè åùå òàêóþ ïðåêðàñíóþ âåùü, êàê «Ðîêàìáîëü»?

— Äà ÷òî Âû îáî ìíå äóìàåòå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷? Âåäü ÿ íåäàâíî êîí÷èëà êóðñû, è ìû íå ïðèâûêëè èíòåðåñîâàòüñÿ òàêèìè ïóñòÿêàìè.

— Áóäåì ÷èòàòü «Ðîêàìáîëü».

Ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà Ñåðàôèìà Àëåêñàíäðîâíà âûçäîðîâåëà.

Çäîðîâüå «÷óäåñíîãî äîêòîðà»

Ê ñîðîêà ãîäàì çäîðîâüå âðà÷à óæå ïîäîðâàíî, íî îí íå îáðàùàåò íà ýòî âíèìàíèå, à äóìàåò î òîì, êàê ïåðåäàòü ñâîè çíàíèÿ è ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ.

 1883 ã. â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ñëó÷èëîñü òî, ÷òî äîëæíî áûëî ñëó÷èòüñÿ. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷, òîëüêî ÷òî áîäðî ãîâîðèâøèé ñî ñâîèìè êîëëåãàìè, âäðóã ñïàë ñ ëèöà, ïîêà÷íóëñÿ è ðóõíóë áåç ÷óâñòâ. Ýòî ìîæíî áûëî áû ñïèñàòü íà íåðâíîå è ôèçè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå, åñëè áû íå îäûøêà è ñëàáîñòü, êîòîðûå Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ îùóùàë ïîñëåäíèå íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.

Áîòêèí ðåøèë, ÷òî ýòî ñëåäñòâèå êîâàðíîé æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè. Îí âûçâàë âèäíîãî àíãëèéñêîãî õèðóðãà, êîòîðûé áûë èçâåñòåí îïåðàöèÿìè íà æåë÷íîì ïóçûðå, òîò îñìîòðåë ïàöèåíòà, íî îïåðàöèþ äåëàòü íàîòðåç îòêàçàëñÿ. Õèðóðã ïîñòàâèë äðóãîé äèàãíîç, ãîðàçäî áîëåå ñåðüåçíûé – «ãðóäíàÿ æàáà» – ñòðàøíàÿ ñåðäå÷íàÿ áîëåçíü, ñ ýòîé áîëåçíüþ ïàöèåíò ìîæåò íå âûäåðæàòü âìåøàòåëüñòâà õèðóðãà.

«Ãðóäíàÿ æàáà» – ýòî ïðèãîâîð, è Áîòêèí ïðèíÿë íåîáû÷íîå ðåøåíèå: äèàãíîç õèðóðãà ñ÷èòàòü îøèáî÷íûì, âñå ðàçãîâîðû î «æàáå» ïðåñå÷ü è âåñòè âñå òàêîé æå íàïðÿæåííûé îáðàç æèçíè. Ïóñòü îí ïðîæèâåò ìåíüøå, íî ñäåëàåò áîëüøå è äëÿ ñâîèõ ïàöèåíòîâ, è äëÿ Ðîññèéñêîé ìåäèöèíû âîîáùå.

Ìåæäó òåì áîëåçíü âñå ïðîãðåññèðîâàëà, Áîòêèí ïîñòîÿííî çàäûõàëñÿ, ñèëüíî ïîõóäåë, ó íåãî èçìåíèëñÿ öâåò ëèöà. Âñåì êîëëåãàì áûëî ÿñíî, ÷òî åñëè Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå óêðîòèò ñâîé ïûë, òî ñ÷åò åãî æèçíè áóäåò èäòè íå íà ãîäû, à íà ìåñÿöû. Îíè îñòîðîæíî íàìåêàëè Áîòêèíó íà ýòî è êàæäûé ðàç âûñëóøèâàëè îäèí-åäèíñòâåííûé îòâåò: «Çàìîë÷èòå! Çíàþ, ÷òî âû ñêàæåòå. Íî òîëüêî æåë÷åêàìåííàÿ áîëåçíü – ìîÿ åäèíñòâåííàÿ çàöåïêà, åñëè ïðåäïîëîæèòü ñàìîñòîÿòåëüíóþ áîëåçíü ñåðäöà, òî ÿ ïðîïàë. À åñëè ýòè ñèìïòîìû ÿâëÿþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûì îòðàæåíèåì îò æåë÷íîãî ïóçûðÿ, òî ÿ åùå ìîãó âûêàðàáêàòüñÿ. Íè ñëîâà, ïîâòîðÿþ, íè ñëîâà ïðî «ãðóäíóþ æàáó», ó ìåíÿ áîëüíîé ïóçûðü è âñå!».

 ïîñëåäíèé ãîä ñâîåé æèçíè îí ðàçðàáàòûâàë ïðîáëåìó ñòàðîñòè, õîòÿ ñàìîìó åìó íå óäàëîñü äî íåå äîæèòü. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ñêîí÷àëñÿ âî Ôðàíöèè, êîãäà åìó áûëî âñåãî 57 ëåò. Ðàáîòà áåç îòäûõà ïîäîðâàëà åãî ñèëû. Ó Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à áîëåçíü ñåðäöà íà÷àëà ðàçâèâàòüñÿ äàâíî, è èìåííî òîãäà Áîòêèí ïîñòàâèë åäèíñòâåííûé íåâåðíûé äèàãíîç – ñàìîìó ñåáå. Îîí óïîðíî ñ÷èòàë, ÷òî ñòðàäàåò îò ïå÷åíî÷íîé êîëèêè (íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå êëèíè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè).  1889 ãîäó, êàê ïèñàëè ãàçåòû, «ñìåðòü óíåñëà èç ýòîãî ìèðà ñàìîãî íåïðèìèðèìîãî ñâîåãî âðàã໅

Âåëèêèé êëèíèöèñò âîñïèòàë íå òîëüêî ñâîèõ ó÷åíèêîâ, íî è ñâîèõ äåòåé, òðîå èç êîòîðûõ ïîøëè ïî ñòîïàì îòöà: Ñåðãåé Ñåðãååâè÷, Åâãåíèé Ñåðãååâè÷ è Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, î êîòîðûõ ìû ðàññêàæåì âàì â íîâûõ ñòàòüÿõ î âðà÷àõ.

Îäèí èç ó÷åíèêîâ Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à, ïðîôåññîð Ë.Â. Ïîïîâ, ïèñàë î íåì: «Âñÿ îáøèðíàÿ äåÿòåëüíîñòü ýòîãî â âûñøåé ñòåïåíè çàìå÷àòåëüíîãî ÷åëîâåêà íà ïîïðèùå ìåäèöèíñêîãî îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè, äåÿòåëüíîñòü êàê ó÷åíîãî, êàê ó÷èòåëÿ è ïðîôåññîðà êëèíèöèñòà, êàê âðà÷à è îáùåñòâåííîãî äåÿòåëÿ áûëà òàê âåëèêà è ìíîãîãðàííà, ÷òî èìÿ åãî, áóäó÷è îäíèì èç íàèáîëåå áëåñòÿùèõ ìåäèöèíñêèõ èìåí äëÿ ñîâðåìåííèêîâ, íàâñåãäà îñòàíåòñÿ è äëÿ ïîòîìñòâà â âûñøåé ñòåïåíè ïî÷åòíûì è âå÷íî ïàìÿòíûì â èñòîðèè ðàçâèòèÿ ðóññêîé ìåäèöèíñêîé íàóêè».

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/doktor-haus-ne-sravnitsya-s-doktorom-botkinym

Источник