Слабый мышечный тонус у ребенка с синдром дауна

Слабый мышечный тонус у ребенка с синдром дауна thumbnail

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.

Малыши с синдромом Дауна развиваются не так, как обычные дети, а их двигательное развитие идет медленнее и с более долгими сроками возникновения тех или иных навыков. Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.

Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.

В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.

В чем же состоят особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и каковы причины особого пути их двигательного развития?

Рис. 1 на странице 8 наглядно иллюстрирует особенности двигательного поведения ребенка с синдромом Дауна первых месяцев жизни, о которых необходимо знать.

Слабый мышечный тонус у ребенка с синдром дауна

Рис. 1 

На левом рисунке изображен младенец в положении лежа на животе. В отличие от обычно развивающегося ребенка, малыш с синдромом Дауна, лежа на животе, «распластывается» по поверхности. Ребенку трудно распрямить и выгнуть спину, он пока не может приподнять голову опираясь на руки и удерживать такую позу, ноги его широко развернуты.

На среднем рисунке показана так называемая реакция Ландау у малыша с синдромом Дауна. Если обычные дети в таком положении поднимают голову, выпрямляя туловище и ноги, то малыш с синдромом Дауна «складывается пополам», его голова, руки и ноги повисают вниз.

Если положить младенца с синдромом Дауна на спину и потянуть его на себя за руки, то несложно заметить, как трудно ему оторвать голову от поверхности. На правом рисунке видно, что голова малыша с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, тогда как обычно развивающийся ребенок согнет шею и туловище, отрывая голову от поверхности.

Подрастая, малыш постепенно учится передвигаться, переходить из одного положения тела в другое. В этот период специфические особенности двигательного развития тоже отчетливо заметны. Обратимся еще к одной иллюстрации (рис. 2).

 Слабый мышечный тонус у ребенка с синдром дауна

Рис. 2

На левом верхнем рисунке изображен малыш с синдромом Дауна на четвереньках. У него по-прежнему слишком широко разведены ноги, во время ползания они в первое время «разъезжаются» и скользят по поверхности, при освоении этого навыка ему далеко не сразу удается удержать их в нужном положении, правильно распределить вес тела и сохранить равновесие.

Когда ребенок с синдромом Дауна начинает ходить (правый верхний рисунок), он может довольно долго обеспечивать себе «широкую базу», то есть широко расставлять прямые напряженные ноги. Корпус малыша при ходьбе неподвижен, в первое время ему сложно удерживать равновесие и, балансируя, он высоко поднимает руки.

На левом нижнем рисунке – малыш с синдромом Дауна во время вставания. Такой малыш испытывает затруднения с сохранением равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги. Можно отметить, что обычно развивающиеся дети тоже проходят такую стадию освоения навыка вставания, но ребенок с синдромом Дауна значительно дольше пользуется только этим способом, не переходя к более совершенным, если его специально не тренировать.

В процессе перехода из положения лежа на животе в положение сидя (правый нижний рисунок) ребенок широко и симметрично разводит выпрямленные ноги в стороны (садится через шпагат), дополнительно «выталкивая» туловище руками. В этом случае малыш с синдромом Дауна использует присущую ему физическую особенность: чрезмерно эластичные связки и, благодаря этому, очень подвижные суставы. Важно понимать, что он при этом избегает более сложных с точки зрения поддержания равновесия положений тела, которые необходимы для свободных и разнообразных движений в будущем.

Во всех проиллюстрированных нами случаях несложно выделить одни и те же проблемы, не позволяющие двигательному развитию идти обычным образом.

Перечислим эти специфические особенности.
  1. Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
  2. Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.

По этой причине движения детей с синдромом Дауна часто бывают «смазанными», эти малыши порой могут казаться неловкими, недостаточно четко и точно переставляя ноги или пытаясь взять какой-то предмет. Если у обычных детей с увеличением возраста наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов (чем старше ребенок, тем суставы менее подвижны), то при синдроме Дауна в связи с пониженным мышечным тонусом заметное уменьшение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами.

  1. Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.

Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, проиллюстрированные на приведенных рисунках.

Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.

Правильная организация занятий с малышом, учитывающая знание особенностей его развития, позволяет избежать формирования у ребенка стойких статичных и симметричных образцов движения. В противном случае дальнейшее развитие движений будет тормозиться существованием неправильных («патологических») двигательных образцов, вместо того чтобы эта промежуточная стадия переросла в качественные и разнообразные движения, которые позволят ребенку максимально реализовать его двигательный потенциал.

Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.

Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.

Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.

Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.

Источник

Автор Предложить Статью На чтение 4 мин. Опубликовано 22.04.2015 12:48

синдром ДаунаДвигательное развитие при синдроме Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет. Были выделены две основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:

1) общая мышечная гипотония;

2) отличный от нормативного порядок появления и исчезновения рефлексов (Хендерсон, 1991).

По мнению автора, эти два компонента невозможно отделить друг от друга, поскольку мышечная гипотония сказывается на появлении некоторых рефлексов и на формировании автоматизма двигательных навыков. Мышечную гипотонию допустимо рассматривать как самостоятельное и основное нарушение в сфере моторики у детей с синдромом Дауна. Следует отметить, что со временем у детей с синдромом Дауна наблюдается явное повышение мышечного тонуса. Так, если у большинства 2-недельных детей отмечается резко выраженная мышечная гипотония, то у большинства 10- месячных детей выявляется мышечная гипотония уже в умеренной степени. Это, скорее всего, происходит потому, что ребенок, созревая, осваивает некоторые базовые навыки, а значит, у него появляется больше возможностей использовать свои мышцы при физической деятельности.У детей с синдромом Дауна мышечная гипотония проявляется в повышенной подвижности суставов, слабом сопротивлении суставов при пассивных движениях, необычных позах, которые принимает младенец. В результате гипотонии задерживается достижение таких умений, как контроль над положением головы, шеи и позвоночника, самостоятельное сидение и хождение. Нарушение постурального контроля, как следствием мышечной гипотонии, определяется как неспособность к координации процессов, происходящих в теле человека и отвечающих за поддержание нужного положения тела в пространстве в процессе движения (Лаутеслагер, 2003). Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, т.е. взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве (Хендерсон, 1991; Dunst, 1993; McConnaughey, Quinn, 1995). Несмотря на дефицит постурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений. (Лаутеслагер, 2003).

Исследователями были подробно рассмотрены этапы двигательного развития младенцев с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися детьми. Было отмечено, что уже на самых начальных этапах развития младенцы с синдромом Дауна часто отстают в инициации некоторых моторных способностей. С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей (Pueschel, 2001). Однако, несмотря на более позднее освоение двигательных умений и качественные особенности движения, большинство детей с синдромом Дауна овладевают базовыминавыками (Хендерсон, 1993). Важно отметить, что дети с синдромом Дауна не являются гомогенной группой и демонстрируют высокую вариативность начала освоения тех или иных двигательных навыков. Например, возраст, в котором дети с синдромом Дауна начинают ходить может колебаться от 13 до 48-65 месяцев, тогда как здоровые дети осваивают ходьбу в 13 в среднем месяцев с возрастным разбросом от 8 до 18 месяцев.

Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показал, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией детей с синдромом Дауна. Качественное отличие и темповая задержка характеризует освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Все авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и программа раннего вмешательства, включающая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей (Хендерсон, 1991, McConnaughey, Quinn, 1995).

Источник

Гипертонус и гипотонус у младенца — одни из самых частых диагнозов, которые ставят детям грудного возраста. Насколько опасны нарушения мышечного тонуса, как их диагностировать и как лечить — рассказывают врачи.

Александра Кананина, педиатр-неонатолог:

Под «синдромом мышечной дистонии» понимают нарушения мышечного тонуса, проявляющиеся как в его снижении — гипотонус, так и в повышении — гипертонус.

Проявления могут быть различной степени: от совсем незаметных родителям до четко бросающихся в глаза как с одной, так и с обеих сторон.

Обратить внимание стоит, если вы заметили:

  • неестественное положение конечностей;
  • периодическое подергивание конечностей и подбородка;
  • скованность мышц (для сгибания или разгибания необходимо усилие);
  • поворот головы только в одну сторону;
  • длительно сохраняющуюся «позу эмбриона», частое запрокидывание головы;
  • ребенок (старше трех месяцев) не держит головку;
  • вялость, отсутствие реакции на яркие и передвигающиеся предметы;
  • малыш делает перевороты только в одну сторону либо не делает вовсе (старше 4 месяцев);
  • различную силу мышц с разных сторон;
  • отсутствие опоры на одну или обе ножки;
  • ребенок к 8 месяцам самостоятельно не садится;
  • к 9 месяцам самостоятельно не встает либо встает на носочки.

При наличии одного или нескольких подобных признаков необходимо проконсультироваться с неврологом.

Вера Дубовик, медицинская сестра по массажу:

Много родителей приходят на массаж с детьми, у которых выявлен гипер- либо гипотонус. Тонус — это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений. В животе у мамы ребенок находится в позе эмбриона, мышцы при этом напряжены. Естественно, что после рождения некоторое время может сохраняться физиологический гипертонус (в норме на верхних конечностях до 3 месяцев, на нижних — до 4 месяцев). Если к этому времени тонус не ушел, необходимо принять ряд мер, чтобы ребенку помочь.

При мышечном гипертонусе (чрезмерном мышечном напряжении) ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, их трудно разогнуть, ребенок сопротивляется, при этом малыш плачет, запрокидывает голову назад, раздраженно реагирует на свет и звук. Кроме того, для гипертонуса характерны «кривошея», ручки, сжатые в кулаки, опора на цыпочки и поджатые пальцы.

Часто встречаются и случаи, которые, казалось бы, выгодны родителям: ребенок абсолютно спокоен, много спит и редко плачет, ручки и ножки вяло лежат вдоль тела, малыш мало двигается, не пытается взять игрушку, перевернуться, удержать голову. Это говорит о сниженном мышечном тонусе — гипотонусе.

Нарушение мышечного тонуса может стать причиной задержки физического и психического развития, может испортить ребёнку осанку, стать причиной неправильной походки, косолапости. Дети с гипертонусом в дальнейшем могут стать гипервозбудимыми, невнимательными и агрессивными, а дети с гипотонусом склонны к ожирению, гиподинамии, отставанию в развитии.

Чаще всего причинами гипер- и гипотонуса являются: проблемы во время родов, болезни матери в период беременности, сахарный диабет, употребление алкоголя и наркотиков, курение, прием лекарственных препаратов, стрессы, многоплодная беременность, стремительные роды, стимуляция родов или гипоксия (нехватка кислорода), асфиксия (удушье). Нередко с мышечным гипотонусом встречаются дети, рожденные с помощью кесарева сечения.

Точный диагноз может поставить только врач-невролог, ведь вялость мышц может быть следствием целого ряда тяжелых заболеваний: синдром Дауна, врожденные патологии эндокринной системы, ДЦП, дистрофия мышц и др. Поэтому при появлении признаков слабости мышц у детей грудного возраста нужно исключить целый ряд заболеваний.

При малейших подозрениях на гипер- или гипотонус малыша нужно показать специалисту. Родители, которые в положенные сроки проходят врачей и вовремя начинают лечение, довольно быстро добиваются положительных результатов в коррекции мышечного тонуса.

Лечение проводится и с помощью специального массажа и упражнений, занятий в бассейне. Также врач может назначить физиотерапевтические процедуры и медикаментозное лечение.

Если все процедуры выполняются на постоянной основе, родители соблюдают все рекомендации и занимаются с детьми дома (делают упражнения, которым их обучил специалист), то результаты не заставляют себя долго ждать. Обычно результат виден уже на 6-7 сеанс массажа либо в ближайшее время после окончания курса массажа. В некоторых случаях требуются повторные сеансы, но в итоге вовремя выполненные процедуры позволят ребенку обрести здоровье и сравняться по уровню психомоторного развития со сверстниками.

Николай Комов, педиатр, преподаватель кафедры пропедевтики детских болезней:

Ребенок исходно рождается в «гипертонусе», в кавычках я пишу, потому что это для него — физиологическое явление, которое позволяет ему в утробе минимизировать свой размер для облегчения материнской нелегкой доли. Постепенно тонус мышц-сгибателей уменьшается, и становится возможным совершать движения в большем объеме. Тонус нормализуется по направлению с головы вниз — мама с педиатром эту последовательность четко отмечают: держит голову, совершает активные движения руками, переворачивается, ползает, встает. Поэтому, если гипертонус симметричный и клинически больше ничем не сопровождается, причин для беспокойства нет. В большинстве случаев он самостоятельно проходит к 6 месяцам.

Однако, если присутствует асимметрия в положении конечностей, головы, которая сохраняется постоянно, — это повод обратиться к врачу-неврологу. Также тревожным симптомом является гипотония, т. е. снижение тонуса мышц, образно говоря, конечности как тряпочки — это также повод для консультации у специалиста. Не буду пугать вас заболеваниями, при которых могут наблюдаться данные симптомы, а, наоборот, немного обрадую. Как бы ни ругали отечественную медицину, но такие мероприятия, как патронаж педиатра на первом месяце жизни, трехкратный плановый осмотр невролога за весь грудной период, проведение УЗИ головного мозга — позволяют вовремя диагностировать патологию у ребенка. Не ищите симптомы заболеваний у своего малыша и будете здоровы.

Олег Фирсенков, врач-невролог, мануальный терапевт, врач ультразвуковой диагностики:

Мышечным тонусом является то минимальное напряжение мышц, которое имеет мышца, находящаяся в покое. Исследованием мышечного тонуса занимается врач-невролог на каждом осмотре ребенка.

Родителям о тонусе следует знать следующую информацию. У новорожденных до 3-4 месяцев жизни мышечный тонус физиологически повышен. Преобладает тонус сгибателей. Постепенно к 4 месяцам (иногда до 5 месяцев) у здоровых доношенных детей тонус снижается до нормального, что позволяет формироваться новым двигательным навыкам.

Тонус мышц может быть пониженным (гипотония) или полностью отсутствовать (атония). При этом наблюдается дряблость мышц и «разболтанность» суставов. Объем пассивных движений при осмотре значительно больше нормального. Понижение тонуса наблюдается при повреждении периферического двигательного нейрона, при мышечных нарушениях, при поражениях мозжечка, задних отделов спинного мозга и т. д.

Признаки гипотонуса:

  • Ребенку лежа на спине можно безболезненно развести ножки на 180 градусов. При этом он не испытывает никакого дискомфорта, лежа в такой позе.
  • Также при мышечной слабости нарушается нормальный процесс сосания и глотания пищи. Ребенок во время грудного вскармливания может засыпать.
  • Отставание в моторном развитии.
  • Повышение тонуса (гипертонус) вызывает затруднение пассивных и активных движений. Мышцы плотны и напряжены.
  • Повышение тонуса наблюдается при повреждении головного мозга (пирамидного пути, экстрапирамидной системы).

Признаки гипертонуса:

  • Ребенок часто выгибается, в положении лежа голова запрокинута назад.
  • При попытке развести ноги или руки малыша чувствуется сильное сопротивление.
  • С рождения малыш «удерживает» голову за счет напряжения мышц шеи.
  • Нарушение функции конечностей.
  • Отставание в моторном развитии.

При обнаружении признаков нарушений мышечного тонуса необходимо обратиться к неврологу для выявления причин, для этого применяются такие исследования, как НСГ (УЗИ головного мозга), УС шейного отдела, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ (электроэнцефалография) и ЭНМГ, при необходимости МРТ головного мозга.

Лечение:

  • Массаж с элементами лечебной физкультуры.
  • Электрофорез, магнитотерапия.
  • Парафиновые аппликации.
  • Плавание.
  • Медикаментозное лечение.

Чем раньше начать лечение, тем лучше и быстрее появятся положительные результаты.

Больше материалов о педиатрии — на Littleone.

Источник