Сказкотерапия для детей с синдромом дауна в

Сказкотерапия для детей с синдромом дауна в thumbnail

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 — 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Читайте также:  Анатолий приставкин синдром пьяного сердца

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Методики используемые на занятиях

  1. Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:

  1. Освоение приёмов активного общения «Я и другие».

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».

  4. Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».

  7. Сплочение группы «Учимся общаться».

  8. Устранение барьеров общения «Я + Ты».

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

  1. «Я — это я! Знаю ли я себя»

  2. «Я и мои чувства»

  3. «Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. «Добрым быть на свете веселей»

  5. «Добрым быть полезно»

  6. «Правда, ложь, фантазия»

  7. «Учимся управлять своими эмоциями»

  8. «Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. «Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. «Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. «Спокойствие. Учимся правильно дышать».

  12. «Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»

  13. «Я и Ты. Чем мы похожи».

  14. «Поведение и культура»

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

  2. «Послушание».

  3. «Застенчивость».

  4. «Агрессию – под контроль. Коммуникативность».

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.

  5. Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.

  7. Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.

  10. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.

  11. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». — ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». -Чебоксары: «КЛИО», 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» — М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». — М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». — М.: 2000

  22. Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». — М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций». -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ

  1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета «Школьный психолог»

  3. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — https:// festival. I september.ru

  4. «Педагогическая библиотека» — https://www.pedlih.rti

  5. «Мир Психологии» — https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Читайте также:  Характеристика на ребенка с синдромом дауна на пмпк

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник

Сказкотерапия

Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды» осуществляет свою деятельность с 1996 года. Основной контингент — дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича, последствием перинатальной энцефалопатии, патологией опорно-двигательного аппарата, с генетическими аномалиями (в частности – с синдромом Дауна), дети, страдающие ранним детским аутизмом. Работают отделения коррекции психических, речевых, двигательных расстройств, трудотерапии, социальной адаптации, кондуктивной педагогики, спортивной реабилитации, физиотерапии. Основное направление работы автора статьи – занятия с детьми, страдающими ранним детским аутизмом и сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Основной принцип метода – духовное, целостное развитие личности ребенка.
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Описание методики.

В течение двух лет автор статьи проводил сказкотерапевтические занятия (сочинение и разыгрывание сказки с последующим аналитическим разбором) одновременно и независимо с несколькими игровыми группами. Правила поведения были общими как для каждого участника игры, так и для терапевта. Стилем проведения занятий автор выбрал недирективный подход, позволяющий наиболее полно реализовать творческий потенциал участников и дающий возможность их личностному росту.
Для проведения игровых сеансов использовался рабочий кабинет терапевта, действие сказки разворачивалось на поверхности стола, к которому скотчем был прикреплен лист ватмана. К началу каждого занятия для возможного использования в любой момент игрового процесса подготавливались краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей.
Фоном для проведения сказкотерапии была джазовая музыка (саксофон).
Непосредственно во время игрового сеанса терапевт вел краткий протокол, а после завершения занятия и ухода других участников описывал произошедшие события более подробно. Фиксировались также эмоциональные реакции всех участников игры, по возможности подробно воспроизводились игровые диалоги, схематично намечалось развитие сюжета на следующем сеансе. Также в конце каждого занятия терапевт подробно зарисовывал схему расположения иг-ровых предметов, взаимное расположение героев, включая направление взгляда персонажей. Игровое поле всегда «очищалось» только после ухода других участников игры, все игровые предметы помещались в коробку (для каждой игровой группы отдельную). На очередном занятии все предметы располагались на игровом поле в строгом соответствии со схемой до прихода других участников группы. Очевидно, что такой подход стимулировал творческое мышление всех участников игры, позволял им глубже обдумать произошедшие на очередном сеансе события и создавал ощущение самостоятельной и независимой «жизни» всех персонажей сказки в неигровое время. Как отмечал К.Г.Юнг, «активное воображение, как следует из самого термина, означает, что образы живут своей собственной жизнью и символические события происходят согласно их собст-венной логике…».

Особенности проведения сказкотерапии

— Сюжет сказки не продумывался заранее, проговаривались и описывались только имя, внешний вид главного героя, его происхождение, условия жизни «здесь и теперь», окружающая среда.
— Герой не выбирался из заранее подготовленных игрушек, предметов, а лепился из пластилина, причем одновременно как положительный, так и отрицательный герои (первое домашнее задание).
— Правила поведения были более гибкими, чем принимаемые традиционно: допускалось физическое воздействие на другие персонажи (без разрушения); монологи и диалоги произносились не только от первого, но и от второго лица (по желанию участника); в неигровое время было возможным обсуждение отдельных элементов процесса между участниками. Частота игровых сеансов составляла два раза в неделю длительностью один час.
— С целью критического снижения сопротивления участников, для предупре-ждения реакций переноса и контрпереноса в определенный момент (на 3-4 сеансе) главный герой терапевта наделялся способностью быть невидимым (при помощи различных «магических предметов»), что обязывало героев других участников общаться только между собой, без вербального вмешательства терапевта.
— С определенного момента (4-5 сеанс) один из «предметов» главного героя участника игры – терапевта – фотография с изображением ребенка (сам терапевт в детском возрасте) «оживал» и ребенок с фотографии становился самостоятельно действующим персонажем сказки.
— Действие сказки разворачивалось в двух «странах»: в «Хорошем месте» — среде обитания главного героя и в «Страшном месте» (сне) – среде обитания отрицательного персонажа («тени»). События происходили как поочередно, так и одновременно в двух «странах». Кроме того подразумевалось существование «Страны детства», о событиях, происходивших и происходящих в которой всем героям рассказывал персонаж сказки — ребенок с фотографии терапевта.
— Все события, происходившие в «Стране детства» (события были только позитивными), переносились в среды обитания главных героев и «теней».
— Для активации бессознательных структур, обеспечивающих личностное развитие в неигровое время, каждый сеанс завершался домашним заданием (рисунок, лепка).
— Для дальнейшего развития творческого мышления, формирования ощущения полного завершения сюжета сказки, стратегической проработки жизненного плана и для оценки терапевтом эффективности проведенных сеансов сказкотерапии на окончательном сеансе предлагалось написание письма одним главным героем другому от первого лица (последнее домашнее задание).
— Периодически действие сказки происходило в реальном времени. Если, например, один из героев после общения с каким-либо персонажем в «Страшном месте» через две минуты возвращался в «Хорошее место», считалось, что общение происходило именно две минуты назад. Однако, допускалось также, что за эти две минуты могло произойти много различных событий, которые в реальной жизни происходят за годы. Рядом с игровым полем раз-мещались часы. Это позволяло постоянно удерживать внимание всех участников на процессе игры в течение всего сеанса (1 час) и делать акцент на ощущениях и чувствах «здесь и теперь». Не было ограничений по временным рамкам только для написания письма: считалось, что между завершением сказки и написанием письма уже прошел период, равный нескольким годам.

Читайте также:  Синдром возбуждения у новорожденных лечение

Про «Страну детства» следует рассказать более подробно. В то время, как события на игровом поле происходили реально только в «Хорошем» и «Плохом месте», о существовании «Страны детства» все герои узнавали от ребенка – персонажа с фотографии терапевта. События были только позитивными, общение – конструктивным. Для того, чтобы лучше узнать эту страну, предлагалось некоторые события, происходившие и происходящие в ней, привнести в «Хорошее» и «Плохое место», то есть в два пространства, где реально отыгрываются различные фиксации участников. События переносились «таинственным способом» в обязательном порядке. Таким образом, даже после завершения сказки участник игры – ребенок уверен, что при любых возникающих в жизни трудностях всегда есть какой-либо выход, а участник игры – взрослый – что даже если в своем реальном детстве и совершил с его точки зрения какие-то ошибки, есть возможность их хотя бы частично скорректировать.

Анализ сложностей, возникавших при проведении сказкотерапии

Процесс сказкотерапии, безусловно, воздействует на два пласта психики любого участника (включая терапевта) – слой осознаваемого и более мощный пласт бессознательного. Наиболее точно ощущения терапевта в самом начале терапевтического процесса (в данном случае – сказкотерапевтического), подобные ощущениям, возникавшим у автора статьи, описаны в работе Карла К. Роджерса «Могу ли я быть фасилитатором?»: «обычно я несколько волнуюсь.
В общем это можно было бы передать примерно так: я не имею ни малейшего представления о том, что будет происходить, но полагаю, что все будет о’кей. Я полагаю, что невербально передаю ощущение вроде того, что хотя никто из нас не знает, что тут произойдет, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Я надеюсь, что моя ненапряженность и отсутствие какого бы то ни было желания руководить может иметь освобождающее влияние на других.». Достаточно сложно было создать атмосферу безопасности для каждого участника игрового процесса, в которой каждый участник с самого начала чувствовал, что если он скажет что-то очень личное или абсурдное – есть человек (терапевт), относящийся к нему с уважением. Вместе с тем для терапевта постоянно существует опасность, состоящая в том, что, выражаясь словами К.Г.Юнга, «все, что есть в бессознательном стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников, ощущая себя как единое целое». Очевидную гибкость терапевту приходилось применять к высказываниям, касающимся его личной жизни за пределами кабинета. Автор исходил из убеждения, что за пределами Центра реабилитации его для других участников игрового процесса как бы не существует. Сложно это было также и потому, что до начала сказкотерапевтического процесса терапевт уже был знаком как со всеми участниками игры, так и с историями болезни детей из всех групп. Подразумевались и дальнейшие терапевтические встречи после окончания сеансов сказкотерапии.
Кроме описанных можно отметить незначительные технические сложности, возникавшие в процессе сказкотерапии, которые касались организации процесса (не всегда своевременная подготовка игрового материала, недостаточное коли-чество игрушек для введения в сказку новых персонажей и т.п.).

Анализ сказки позволяет решить следующие задачи:

— Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
— Совершенствование вербального языка.
— Развитие фантазии, воображения.
— Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
— Развитие эмпатии и умения слушать других.
— Развитие чувства юмора.
— Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

Выводы.

— Предложенная методика (как и сказкотерапия в целом) является подходящим инструментом для коррекции структуры личности, особенно учитывая тот факт, что даже после окончания игрового процесса остается уверенность в существовании «Страны детства», из которой всегда можно «перенести» в реальную жизнь различные позитивные события.
— Методика проста и удобна для использования; при соответствующей готовности терапевта может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе).
— Методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить эмпатию и чувство юмора.
— Методика применима как при работе с детьми, так и в смешанных (взрослых) группах.
— За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
— В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей – к родителям, «принятие» ребенка таким, какой он есть; это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей, имеющих детей с различными расстройствами (в частности с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми формами ДЦП).
— Возможно постоянное усовершенствование методики, а также творческое самовыражение в процессе терапии и личностный рост самого терапевта, являющегося одновременно и участником игры.
Леонид Горбунов, детский психиатр

leongor@yandex.ru
394000 г.Воронеж, ул.Плехановская, 10А
Тел. (0732) 550-955
ГУНТ ОЦРДП «Парус Надежды»
(Государственное учреждение нового типа:
Областной Центр реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями)

Источник