Ситуационная реакция на стресс код по мкб 10

Рубрика МКБ-10: F43.0

МКБ-10 / F00-F99 КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения / F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства / F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

Определение и общие сведения[править]

Острое стрессовое расстройство

Как правило, на возникновение той или иной ситуации, знакомой или в той или иной степени прогнозируемой, человек отвечает цельной реакцией — последовательными поступками, формирующими в конечном итоге поведение. Эта реакция представляет собой сложное сочетание филогенетических и онтогенетических паттернов, которые зиждятся на инстинктах самосохранения, размножения, психических и физических личностных особенностях, представлении личности о собственном (желаемом и реальном) стандарте поведения, представлениях микросоциальной среды о стандартах поведения индивида в той или иной ситуации и устоях общества.

Психические расстройства, которые наиболее часто возникают сразу же после ЧС, формируют острую реакцию на стресс. При этом возможны два варианта такой реакции.

Этиология и патогенез[править]

Клинические проявления[править]

Чаще это острое психомоторное возбуждение, проявляющееся лишними, быстрыми, порой нецеленаправленными движениями. Мимика и жесты пострадавшего становятся чрезмерно живыми. Имеет место сужение объёма внимания, проявляющееся затруднением удержания в кругу произвольной целенаправленной деятельности большого числа представлений и способности оперировать ими. Обнаруживается затруднение концентрации (избирательности) внимания: больные очень легко отвлекаются и не могут не обращать внимания на различные (в особенности звуковые) помехи, с трудом воспринимают объяснения. Помимо этого, имеют место затруднения воспроизведения информации, полученной в постстрессовый период, что, скорее всего, связано с нарушением кратковременной (промежуточной, буферной) памяти. Темп речи ускоряется, голос становится громким, маломодулированным; создаётся впечатление, что пострадавшие постоянно говорят на повышенных тонах. Часто повторяются одни и те же фразы, иногда речь начинает носить характер монолога. Суждения поверхностны, временами лишены смысловой нагрузки.

Для пострадавших с острым психомоторным возбуждением тяжело находиться в одном положении: они то лежат, то встают, то бесцельно передвигаются. Отмечается тахикардия, имеют место повышение АД, не сопровождающееся ухудшением состояния или головной болью, гиперемия лица, чрезмерная потливость, иногда появляются чувства жажды и голода. Одновременно с этим могут выявляться полиурия и учащение дефекации.

Крайнее выражение данного варианта — когда человек стремительно покидает место происшествия, без учёта создавшейся ситуации. Описаны случаи, когда во время землетрясения люди выпрыгивали из окон верхних этажей зданий и разбивались насмерть, когда родители в первую очередь спасали себя и забывали о своих детях (отцы). Все эти действия были обусловлены инстинктом самосохранения.

При второй разновидности острой реакции на стресс происходит резкое замедление психической и моторной активности. Одновременно с этим имеют место дереализационные расстройства, проявляющиеся в ощущении отчуждения реального мира. Окружающие предметы начинают восприниматься как изменённые, неестественные, а в ряде случаев — как нереальные, «неживые». Вероятно также и изменение восприятия звуковых сигналов: голоса людей и другие звуки лишаются своих характеристик (индивидуальности, специфичности, «сочности»). Возникают также ощущения изменённого расстояния между различными окружающими предметами (предметы, находящиеся на более близком расстоянии, воспринимаются больше, чем они есть на самом деле) — метаморфопсии.

Обычно пострадавшие с рассматриваемым вариантом острой реакции на стресс сидят подолгу в одной и той же позе (после землетрясения у своего разрушенного жилища) и ни на что не реагируют. Иногда их внимание всецело поглощено ненужными или совершенно непригодными для использования вещами, т.е. имеет место гиперпрозексия, которая внешне проявляется рассеянностью и кажущимся игнорированием важных наружных стимулов. Люди не ищут помощи, при беседе активно жалоб не высказывают, говорят тихим маломодулированным голосом и, в целом, производят впечатление опустошённых, эмоционально выхолощенных. АД редко бывает повышенным, притуплены чувства жажды и голода.

В выраженных случаях развивается психогенный ступор: человек лежит с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее. Все реакции организма замедлены, зрачок вяло реагирует на свет. Дыхание урежается, становится бесшумным, неглубоким. Организм как бы старается максимально оградить себя от реальной действительности.

Поведение во время острой реакции на стресс, в первую очередь, определяет инстинкт самосохранения, а у женщин в части случаев на первый план выступает инстинкт продолжения рода (т.е. женщина стремится сначала спасти своих беспомощных детей).

Необходимо отметить, что сразу после того, как человек пережил угрозу собственной безопасности или безопасности своих близких, в части случаев он начинает поглощать большое количество пищи и воды. Отмечают учащение физиологических потребностей (мочеиспускание, дефекация). Исчезает потребность в интимности (уединении) при совершении физиологических актов. Помимо этого, сразу же после ЧС (в так называемой фазе изоляции) во взаимоотношениях между пострадавшими начинает действовать «право сильного», т.е. начинается изменение морали микросоциальной среды (депривация морали).

Острая реакция на стресс: Диагностика[править]

Острую реакцию на стресс диагностируют, если состояние соответствует следующим критериям:

  • Переживание тяжелого психического или физического стресса.
  • Развитие симптомов непосредственно вслед за этим в течение 1 ч.

Дифференциальный диагноз[править]

Острая реакция на стресс: Лечение[править]

Профилактика[править]

Прочее[править]

Источники (ссылки)[править]

Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Г. Незнанова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]

Действующие вещества[править]

  • Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин
  • Гидроксизин
  • Оксазепам

Источник

Õîòåëà áû ïîäåëèòüñÿ ñ âàìè, êàê âûãëÿäèò ñîöèîôîáèÿ è òðåâîæíàÿ äåïðåññèÿ èçíóòðè. Âîçìîæíî, êòî-òî óçíàåò ñåáÿ ñ ýòîé èñòîðèè — â òàêîì ñëó÷àå íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîñò áåç ðåéòèíãà.

Íà÷àëîñü âñå, êîíå÷íî, ñ äåòñòâà. Îáñòàíîâêà â ñåìüå è øêîëå áûëà íåçäîðîâàÿ, â øêîëå òðàâèëè, äîìà ãîâîðèëè «ïîòåðïè», ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, è ìàìàí ïîñëå íåóäà÷íîãî áðàêà íà÷àëà àáüþç ïîä âèäîì îãðîìíîé ëþáâè. Òàùåì-òà, ÿ áûëà óâåðåíà, ÷òî ìåíÿ âçÿëè èç äåòäîìà, è íàñòîëüêî ñåáÿ íåíàâèäåëà (ìàìà ìåíÿ íå ëþáèò — çíà÷èò, íå çà ÷òî, çíà÷èò ÿ ã-íî è âèíîâàòà), ÷òî íà÷àëà ñàìà ñåáÿ óíèæàòü, à êîãäà ñìîòðåëàñü â çåðêàëî — áûëà óâåðåíà, ÷òî îíî çàêîëäîâàíî, òê íå ìîãó ÿ áûòü íàñòîëüêî óæ óðîäëèâîé (çäåñü óæå ïðîñëåæèâàåòñÿ «ðàçäåëåíèå» — îäíà ÷àñòü ìåíÿ óïîðíî âåðèëà, ÷òî ÿ âñå-òàêè õîðîøàÿ, íî ôèãóðà ìàòåðè (êîòîðóþ ÿ âûÿâèëà òîëüêî ñ ïñèõîëîãîì) âñå âðåìÿ ïàðÈëà íàä ñîçíàíèåì è øåïòàëà — «òû íè÷òîæåñòâî»).

Читайте также:  Код по мкб отека руки

Ñàìûì ïåðâûì ïðîÿâëåíèåì îòêëîíåíèé, êàê ìíå èìõî êàæåòñÿ, áûëà ñïîñîáíîñòü îòêëþ÷àòü çâóêè. Âïåðâûå ýòî ïðîèçîøëî íåïðîèçâîëüíî — ñèäÿ â êëàññå ÿ âäðóã îñîçíàëà, ÷òî çâóêè âíåçàïíî «âêëþ÷èëèñü», à äî ýòîãî êîðîòêîå âðåìÿ áûëà òèøèíà.  äàëüíåéøåì, êîãäà ÿ óõîäèëà â ìèð ôàíòàçèé, ýòî ñëó÷àëîñü ïî÷òè ïîñòîÿííî, â çàâèñèìîñòè îò «ãëóáèíû» ïîãðóæåíèÿ, òàêæå áûâàëî, ÷òî ôàíòàçèè (à ýòî áûëè öåëûå ñåðèàëû) âèçóàëüíî âñòàâàëè ïåðåä ãëàçàìè, íàêëàäûâàëèñü ïîëóïðîçðà÷íûì ñëîåì íà ðåàëüíóþ êàðòèíêó. «Âûõîäèòü» îáðàòíî â ðåàëüíûé ìèð áûëî òðóäíî, ïåðâûå ÷àñà äâà ÿ áûëà î÷åíü çàòîðìîæåíà íà ëþáóþ ðåàêöèþ. Ïîòîì ïîñòåïåííî âîçâðàùàëàñü â ðåàëüíûé ìèð. Òî æå áûëî è ïðè ÷òåíèè êíèã.

Ñ äåòñòâà æå ÷àñòî áûâàëî ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ âèäåëà ìèð ñëîâíî ñêâîçü áàííîå ñòåêëî — ðàçìûòûì, çàìûëåííûì, ãëàçà ñëîâíî áûëè óñòàâøèå. Ñ ïåðâîãî êëàññà ÿ íîñèëà î÷êè è áûëà óâåðåíà, ÷òî â ýòîì ïðîáëåìà, íî êîãäà ÿ ñäåëàëà ñ î÷êàìè ïåðåðûâ â ïàðó ëåò, îêàçàëîñü, ÷òî íè÷åãî íå ïîìåíÿëîñü, è ýòî ñîñòîÿíèå — â ãîëîâå.

Ãäå-òî â 13 ëåò ó ìåíÿ íà÷àëîñü ÎÊÐ. Ðåëèãèîçíàÿ ìàòü ðàññêàçàëà î ïàðíå, ïðîäàâøèì äóøó â ììîðïã èãðå, ãäå îí âñåãî ëèøü âûáðàë «äà» â èãðîâîì äèàëîãå. È ÿ ïîäóìàëà — åñëè ñîòîíà çàãàäàë, ÷òî íàæàòèå íà êíîïêó ïîäòâåðæäàåò ñîãëàñèå, òî ïî÷åìó íå ëþáîå äðóãîå äåéñòâèå? ß ñòàâèëà íà ñòîë êðóæêó, à çà ìãíîâåíèå äî â ãîëîâå ïðîíîñèëîñü «åñëè ïîñòàâèøü êðóæêó òàê — ïðîäàøü äóøó», è ìíå ïðèõîäèëîñü ïåðåäâèãàòü åå. Äîõîäèëî äî òîãî, ÷òî ÿ ñòîÿëà ìèíóò 15 êàê äóðà è òóïî òðîãàëà ïðåäìåò, ÷òîá ñäâèíóòü íà íàíîìåòðû, è óæå ïëàêàëà îò áåññèëèÿ. Òàêæå ÿ ìûëà ðóêè 4-5 ðàç ïîäðÿä. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî îíè íåäîñòàòî÷íî ÷èñòûå, âîò òóò êóñî÷åê êîæè íå îòìûò, çäåñü òîæå, à òåïåðü íàäî áû êîíòðîëüíûé.

Íàìó÷èëàñü ÿ òàê ãîä-äâà, çàòåì ìíå ýòî íàäîåëî, è ÿ ðåøèëà îòíåñòèñü ê ýòîé ïðîáëåìå êàê ê ïðèâû÷êå. Õî÷åòñÿ? À íåëüçÿ, ñàìî ïðîéäåò. ß ñòàâèëà êðóæêó íà ñòîë è â ìûñëÿõ êðè÷àëà «Íå ïðîäàì!» Î÷åíü ÷åñàëèñü ðóêè âûìûòü èõ õîðîøåíüêî, íî ÿ íàñòóïàëà ñåáå íà ãîðëî, è â èòîãå ñïóñòÿ âðåìÿ ïåðåáîðîëà ýòîò íåäóã.

Åñëè ãîâîðèòü î ñòðàõå, òî êîíå÷íî æå îí áûë. Åñëè ñðàâíèâàòü ñ ïðÿì âîò íàñòîÿùåé ÏÀ, òî ýòî áûëî òàê, âîëíåíèå, îäíàêî (êàê ïðèìåð) ÿ ïàíèêîâàëà è ðåâåëà, åñëè â êëàññ ïðèõîäèëè íîâè÷êè, òê íàñòîëüêî áîÿëàñü îñìåÿíèÿ è íåïðèíÿòèÿ, íàñòîëüêî ïðåâîçíîñèëà ÷óæîå ìíåíèå îáî ìíå (ìîå ìíåíèå íèêîãäà íå áûëî äëÿ ìåíÿ ïðàâèëüíåå ëþáîãî ÷óæîãî, ÿ âñåãäà ñîìíåâàëàñü, çàòî ÷óæîå ïðèíèìàëà áåç êðèòèêè), ÷òî íå ìîãëà âûäåðæàòü íàïðÿæåíèÿ — êàê ìåíÿ ïðèìóò.

 6ì êëàññå îáñòàíîâêà óëó÷øèëàñü, ÿ ñìåíèëà øêîëó, êëàññ îêàçàëñÿ èíòåëëèãåíòíûì è òèõèì. Íî ìîé ñòðàõ òîëüêî óøåë âãëóáü.  ïÿòîì êëàññå åùå ñòàðîé øêîëû ïðîèçîøëî ìíîãî ñîáûòèé, ïîâëèÿâøèõ íà ìåíÿ, è ÿ òâåðäî ðåøèëà íå äàâàòü áîëüøå ëþäÿì âîçìîæíîñòè ìåíÿ ïðèòåñíÿòü, çàùèùàòüñÿ âñåìè ñïîñîáàìè. Íàïðèìåð, ÿ îæèäàëà, ÷òî êëàññ îêàæåòñÿ òàêèì æå ïðîáëåìíûì, êàê ïðåäûäóùèå äâà, è ïîýòîìó êîãäà êî ìíå ñ óëûáêîé ïîäîøëè çíàêîìèòüñÿ, ÿ îòêðûòûì òåêñòîì ïîñëàëà èõ íàõóé. Ïîìíþ, êàê ïîòåìíåëî â ãëàçàõ, êîãäà ÿ ýòî ïðîèçíåñëà.

Ê ñîæàëåíèþ, ÿ òàêæå ðåøèëà âîñïèòàòü ñåáÿ ñàìà. Íå çíàÿ èíîãî ïîäõîäà, êàê ìàìèíî «ïîòåðïè» è «äðóãèì õóæå», êàæäûé ðàç êîãäà ïîäêàòûâàëî ìó÷èòåëüíîå òîìëåíèå â æåëóäêå, ÿ áàñîì îðàëà ñåáå â ìûñëÿõ: «çàòêíèñü, ñóêà, áëÿòü!» èëè «à íó-êà ïåðñòàíü, òâàðü». Äà-äà, ïðÿì òàê. ß óíèæàëà ñåáÿ â ìûñëÿõ, çàñòàâëÿÿ äåëàòü ÷åðåç íå ìîãó òî èëè èíîå, è ïîñòåïåííî íàó÷èëàñü êàê æèòü ñ ïîñòîÿííîé òðåâîãîé, òàê è ïîïóòíî êîíòðîëèðîâàòü âñå ñâîè äåéñòâèÿ. Âñå — ýòî: êàê ñòàâèòü íîãó ïðè õîäüáå, êàê äûøàòü, êàê ïðîèçíîñèòü çâóêè, êóäà ñìîòðåòü, êàêèå èíòîíàöèè èñïîëüçîâàòü. Êîíå÷íî, ëþáîé ÷åëîâåê êîíòðîëèðóåò òî, ÷òî äåëàåò, íî çà÷àñòóþ íåîñîçíàííî, â ìîåì ñëó÷àå æå ýòî áûë ïîñòîÿííûé îñîçíàííûé ìîíèòîðèíã ñîáñòâåííûõ òåëîäâèæåíèé ñ ïîñëåäóþùèì àíàëèçîì, êàê ëó÷øå ñêàçàòü, ñäåëàòü, óëûáíóòüñÿ. Âñå, ÷òîáû òîëüêî êî ìíå íå ïðèäðàëèñü, íå òðîãàëè è îñòàâèëè â ïîêîå. Âîçìîæíî, èìåííî èç-çà îòêëþ÷åíèÿ àâòîìàòèçìà, ÿ çàáîëåëà àïíîý. ß çàáûâàëà, êàê äûøàòü, íå òîëüêî íî÷üþ, íî è äíåì. ß âîñïèòûâàëà â ñåáå ïîäîáîñòðàñòèå.

Åñëè ãîâîðèòü î ôèçè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ — ó ìåíÿ ÷àñòî áûâàëî íèçêîå äàâëåíèå ïî óòðàì è íèçêàÿ (35,4) òåìïåðàòóðà, èíîãäà áîëåëî ñåðäöå, àðèòìèÿ. ß è òàê âñåãäà îùóùàëà, êàê îíî áüåòñÿ, íî èíîãäà îíî áðàëî ñåêóíäíóþ ïàóçó, à çàòåì áóõàëîñü êóäà-òî âíèç, íåîáÿçàòåëüíî ïðè ýòîì áûëî áûòü â íàïðÿæåíèè. ×àñòî êðóæèëàñü ãîëîâà, ïîñòîÿííî õîòåëîñü ñïàòü. Ñïàòü äíåì 3-4 ÷àñà ïîñëå øêîëû è ïî âûõîäíûì áûëî íîðìîé. Ïðè ýòîì ýìîöèîíàëüíî ÿ ñëîâíî íè÷åãî íå ÷óâñòâîâàëà — ìåíÿ íå òðîãàëè ïðîáëåìû ñåìüè, íå çàäåâàëè íîâîñòè î áðîøåííûõ äåòÿõ è æèâîòíûõ, äàæå êîãäà ìîÿ ïëåìÿøêà ðàçáèëà ãîëîâó — ÿ íè÷åãî íå èñïûòàëà. ×òîáû íèêòî íå ïîäóìàë, ÷òî ÿ áåçäóøíàÿ ñâîëî÷ü, ïðèõîäèäîñü èìèòèðîâàòü ýìîöèè, ÷òî óäàâàëîñü ìíå ëåãêî — íà äîñóãå ÿ ÷àñòî «èãðàëàñü» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, ïðåäñòàâëÿÿ, êàê îùóùàåò ìèð è ñåáÿ äðóãîé ÷åëîâåê. Ìîå ñàìîîùóùåíèå áûëî êàê áû ãëèíîé, èç êîòîðîé ÿ ëåïèëà ðàçíûå ôèãóðêè.
Åäèíñòâåííûì, ÷òî ÿ èñïûòûâàëà, áûë, êîíå÷íî, ñòðàõ, òðåâîãà, ïàíèêà, òîñêà è áîëü. Ýòî áûëà îñîáàÿ îñòðî-òÿíóùàÿ áîëü, ëîêàëèçóþùàÿñÿ ãäå-òî â ãðóäíîé êëåòêå, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ îãðîìíûì ÷óâñòâîì îò÷àÿíèÿ.  ýòè ìîìåíòû ÿ ñòàðàëàñü ëèáî çàñòàâèòü ñåáÿ çàòêíóòüñÿ, ëèáî ïî âîçìîæíîñòè ñïðÿòàòüñÿ è êðè÷àòü. Êðè÷àëà ÿ áåççâó÷íî, ðàççåâàÿ ðîò è âïóñòóþ íàïðÿãàÿ ñâÿçêè, íî ýòî áûëî åäèíñòâåííûì ñïîñîáîì ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå. Ýòà áîëü âîçíèêàëà îáû÷íî ïîñëå ññîð ñ ìàìîé — òîãäà ÿ îñîáî íà÷èíàëà îùóùàòü ñåáÿ òâàðüþ, íå èìåþùåé ïðàâî æèòü (ìàìà âñåãäà ñòàâèëà ÷óæèå íóæäû âûøå ñîáñòâåííûõ è ñâîèõ äåòåé) è òîëüêî ñëóæèòü îêðóæàþùèì, è î÷åíü-î÷åíü ñèëüíî õîòåëà ñåáÿ óáèòü.  êàêîì-òî ñìûñëå, ýòî áûëî áû áîëüøèì îáëåã÷åíèåì, òê â àä ÿ âåðèëà ñ ñîìíåíèåì, à âûáîð ìåæäó ÷óâñòâîâàòü â ìèíóñ èëè â íîëü áûë î÷åâèäåí.

Читайте также:  Рана пяточной области код мкб

Ïåðâàÿ ïîïûòêà ñóèöèäà ñëó÷èëàñü, êîãäà ìíå áûëî 12. ß î÷åíü áîþñü áîëè, ïîýòîìó ðåçàòü âåíû èëè ïðûãàòü ñ êðûøè áûë íå âàðèàíò, ïîýòîìó ÿ ïðîñòî íàêðûëàñü îäåÿëîì ñ ãîëîâîé è óñíóëà, íàäåÿñü, ÷òî âîçäóõ êîí÷èòñÿ (äà, ÿ íå î÷åíü óìíàÿ). Ïðîñíóëàñü ïîòíàÿ è ðàçî÷àðîâàííàÿ.

Òàêîå ñîñòîÿíèå äëèëîñü äî 12ãî êëàññà. Âåñíîé ÿ âäðóã îáíàðóæèëà, ÷òî ìíå ñòàíîâèòñÿ ñëîæíåå áûòü íà ëþäÿõ. Òðåìîð òåëà, ãîëîâû ñòàíîâèëîñü ñëîæíåå êîíòðîëèðîâàòü, ïðè ýòîì ïàíèêà ðîñëà. Ê êîíöó 12ãî êëàññà ÿ ïåðåñòàëà âûõîäèòü äàæå â ìàãàçèí, òê ó ìåíÿ íà÷èíàëàñü ïà.

Ïîñëå ãèìíàçèè («òû äîëæíà ïîëó÷èòü ïðîôåññèþ è ïîìî÷ü ñåñòðå ñ êðåäèòàìè» — äà, ìàñêà ïîäîáîñòðàñòèÿ âðîñëà â òåëî) ÿ ïîñòóïèëà â ñòîëè÷íûé óíèâåð è ïåðååõàëà ê ñåñòðå. Îíà î÷åíü òÿæåëûé ÷åëîâåê ñ èñòåðè÷åñêèì õàðàêòåðîì, ïîýòîìó î ðàññëàáëåíèè íå ìîãëî áûòü è ðå÷è. ß ïîñòîÿííî áîÿëàñü ñêàçàòü ÷òî-òî íå òî, ÷òîáû íå ñïðîâîöèðîâàòü ñåñòðó, è êîíòðîëü íàä ñîáîé âîçðîñ.

Ñî âðåìåíåì, ó ìåíÿ íà÷àëà ïîÿâëÿòüñÿ äåïåðñîíàëèçàöèÿ. ß ìîãëà ïðîñòî ñèäåòü â êðåñëå è ñìîòðåòü òåëåâèçîð, è îùóùàòü ïðè ýòîì, ÷òî ÿ — íå ÿ. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ íåâèäèìûé ïðèçðàê, íàõîäÿùèéñÿ ãäå-òî âíå òåëà, äàæå èíîãäà ñëîâíî áû âèäåëà ñåáÿ îò òðåòüåãî ëèöà. Ýòî ñîïðîâîæäàëîñü íåïîíèìàíèåì ïðîèñõîäÿùåãî. Òî åñòü, êòî-òî ÷òî-òî ãîâîðèò — à ÿ ñëûøó òîëüêî íàáîð çâóêîâ.

Ëþáèìîé ôèøêîé ñåñòðû (êàê è ìàòåðè) áûëî äîêàçûâàòü ìíå, ÷òî ó ìåíÿ ïëîõàÿ ïàìÿòü. Íó, âû çíàåòå, «òû ýòî ïðèäóìàë», «òàêîãî íå áûëî», «òû íå ïðàâèëüíî ïîìíèøü». Ó ìåíÿ óñèëèëèñü ñîìíåíèÿ â ñîáñòâåííîé àäåêâàòíîñòè. ß åõàëà â àâòîáóñå è ëîâèëà ñåáÿ íà ìûñëè, ÷òî íå ïîíèìàþ, ðåàëüíî ëè ÿ âèæó ïåðåä ñîáîé ñèäåíüå èëè ìíå êàæåòñÿ. Ìîæåò, ÿ äàæå åäó íå â àâòîáóñå èëè âîîáùå íå åäó. Îäíàæäû áûë ñëó÷àé — ìû ñ ìóæåì ñåñòðû êóäà-òî ïîåõàëè, ñòîèì íà îñòàíîâêå, æäåì àâòîáóñ. Òóò çâîíèò ìàìà è îáðûâàþùèìñÿ òîíîì ñïðàøèâàåò — ñ òîáîé âñå â ïîðÿäêå? Äà, ãîâîðþ è êëàäó òðóáêó. Ñìîòðþ — à íà òåëåôîíå 14 ïðîïóùåííûõ îò ìàìû è 3 îò ñåñòðû. È òóò ìåíÿ ïîâåëî — ÿ îùóòèëà, ñëîâíî âñå âîêðóã ìåíÿ èëëþçèÿ, è íà ñàìîì äåëå ÿ íå íà îñòàíîâêå, à ãäå-íèáóäü íà êðûøå, è øàã â àâòîáóñ îçíà÷àåò øàã â ïðîïàñòü. ß áîÿëàñü ïîøåâåëèòüñÿ, è òîëüêî ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò âñïîìíèëà, ÷òî â÷åðà ÿ ïîòåðÿëà äîìà òåëåôîí íà âèáðàöèè è ìû òóïî åãî èñêàëè. Îòïóñòèëî. À ìàìå, êàê ïîòîì îêàçàëîñü, ïðîñòî ïðèñíèëñÿ ïðî ìåíÿ òðåâîæíûé ñîí.

Õîäèòü â óíèâåðñèòåò áûëî âñå ñëîæíåå. ß ïî÷òè ïîñòîÿííî ïðåáûâàëà â ñîñòîÿíèè ïà, êîãäà óãîë çðåíèÿ ñóæàåòñÿ äî ìèíèìóìà, ïîòååò ñïèíà, â ìîçãó ñëîâíî áåãàþò ìóðàøêè, î÷åíü õî÷åòñÿ, ïðîñòèòå, ñöàòü. Ó÷àñòèëèñü ìûñëè î ñóèöèäå. Îñåíüþ ïåðâîãî ãîäà îáó÷åíèÿ ÿ âïåðâûå çàäóìàëàñü î òîì, ÷òîá ëå÷ü â äèñïàíñåð.

Çèìîé ÿ íàñòîÿëà ó ñåñòðû (ñåé÷àñ äóìàþ — êàêîãî õ ìíå íàäî áûëî åå ðàçðåøåíèå) óéòè èç óíèâåðà, â èòîãå âåñíîé óøëà ñîâñåì, òê ÿ ÷óâñòâîâàëà, ÷òî ñêîðî îêîí÷àòåëüíî ñîðâóñü. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì óíèâåðà, âèäåëà íåçíàêîìûå ëèöà è ìå÷òàëà î íåáûòèå. Îíî êàçàëîñü òàêèì ïðèÿòíûì è òåïëûì, òàêèì æåëàííûì, òàêèì «íèêàêèì» — òî, ÷òî íàäî.

Âåñíîé æå ÿ íà÷àëà ïîñåùàòü ïñèõîëîãà, à ê ëåòó íà÷àëà ïðèíèìàòü àíòèäåïðåññàíòû (öèïðàëåêñ). Ïåðâîå, ÷òî ÿ îùóòèëà — ÷òî âñå ìîè ýìîöèè íà÷àëè äîíîñèòüñÿ ñëîâíî áû èç êîðîáêè. ß îùóùàëà èõ âñå ìåíüøå è ìåíüøå, òðåâîãà ïî÷òè ïðîøëà è ÏÀ íàêðûâàëè ìåíÿ òîëüêî â ìîìåíòû ññîð ñ ðîäíûìè, íî çàòî äàëà çíàòü î ñåáå äåïðåññèÿ (ïàðàäîêñ). Íåðâíîå íàïðÿæåíèå ñïàëî, îáíàæèâ ïîä ñîáîé ñëåäóþùèé ñëîé. Åñëè ðàíüøå ÿ èñïûòûâàëà õîòÿ áû òðåâîãó, òî â ýòîì ñîñòîÿíèè ÿ áûëà íóëåì, òîëüêî àïàòèÿ, òîñêà, ñêóêà.

ß ïåðåñòàëà òîíêî ÷óâñòâîâàòü ëþäåé (ñåé÷àñ íàó÷èëàñü ñíîâà, íî íåìíîãî èíà÷å), êîãäà êàæäîå äâèæåíèå èõ ëèöà îòäàâàëîñü ïîä ðåáðàìè ýìîöèîíàëüíûì êîïèðîâàíèåì èõ ýìîöèé. Ïåðåñòàëà ÷óâñòâîâàòü è ïîíèìàòü ñåáÿ. Ðàáîòà ñ ïñèõîëîãîì ñòàëà ïûòêîé è ïåðåñòàëà èìåòü ñìûñë — ó ìåíÿ ñëîâíî âûðâàëè ðóêè.

Читайте также:  Соматоформная дисфункция внс код мкб

Ìíå íå õîòåëîñü íè÷åãî äåëàòü, ïðîñòî îòñóòñòâîâàë èíòåðåñ ê ÷åìó-ëèáî, õîòåëîñü ïðîñòî ëå÷ü è ñïàòü (òîëüêî âî ñíå ÿ îùóùàëà òàêèê ýìîöèè, êàê ðàäîñòü, äîâîëüñòâî, èíòåðåñ), ýñêàïèðîâàòü îò àïàòèè. Áûëî îùóùåíèå ïîñòîÿííîé óñòàëîñòè.

Îñåíüþ ïðèøëî ïîíèìàíèå, ÷òî áîëüøå ÿ òàê íå ìîãó, ÿ ñëèøêîì óñòàëà. ×óâñòâóÿ ïðèáëèæåíèå íåìèíóåìîãî, ïîïðîñèëà ñåñòðó âûäàâàòü ìíå òàáëåòêè ïî äîçå â äåíü, à êîðîáêó ñïðÿòàòü, à ÷óòü ïîçæå ëåãëà â ïñèõ. áîëüíèöó (åñëè áóäåò èíòåðåñíî, ìîãó ïîòîì ïîäðîáíåå ïðî ýòî íàïèñàòü). Äîçó è ïðåïàðàò íå ìåíÿëè.

À äâà ìåñÿöà ñïóñòÿ ÿ íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî ñòàëî ìîèì ëþáèìûì ñïîñîáîì óõîäà â ìèð èíîé, ëîë. Ïðîñíóëàñü óòðîì, ñåñòðà íàøëà ïóñòîé êîðîáîê è âûçâàëà ñêîðóþ. Åñòåñòâåííî, îïÿòü áîëüíèöà. Òàì ìíå âûïèñàëè îëàíçàïèí 1ìã íåéðîëåïòèê è âåíëàôàêñèí 150 ìã àíòèäåïðåññàíò. Ê êîíöó «ñðîêà» ÿ îùóòèëà, ÷òî ðåàëüíî õî÷ó æèòü, ÷òî-òî äåëàòü, òâîðèòü, öâåñòè è ïàõíóòü. Áûëà âåñíà, ïîýòîìó ÿ ñëîâèëà îáîñòðåíèå.

ß âñåãäà ëþáèëà ìíîãî ôèëîñîôñòâîâàòü íàä æèçíüþ, ñîöèóìîì, ïðèðîäîé, ïðè ýòîì áûëà àãíîñòèêîì ñ àòåèñòè÷åñêèì óêëîíîì. Ëþäè — ôàêòè÷åñêè æèâîòíûå, ïðîñòî áîëåå ðàçâèòûå, ÿ ñ÷èòàëà. È êàê-òî ðàç çàäóìàâøèñü îá ýòîì, ÿ âäðóã îùóòèëà, ÷òî âèæó âìåñòî ëþäåé — æèâîòíûõ (áûëà íà ðàáîòå). Òî åñòü, âèæó èõ ôèçè÷åñêîå ÷åëîâå÷åñêîå òåëî, íî âîñïðèíèìàþ êàê çâåðåé, è èõ, è ñåáÿ. Ìíå äàæå êàçàëîñü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ âñòàíó íà ÷åòâåðåíüêè è áóäó ëàÿòü, òî íå ñëîâëþ ÏÀ — íàñòîëüêî àäåêâàòíûì îáñòàíîâêå ìíå ýòî êàçàëîñü. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè ïîëòîðû. Äóìàþ, ýòî áûëî ïðîäèêòîâàíî ñìåíîé íåéðîëåïòèêà — îò îëàíçàïèíà íåóäåðæèìî êëîíèëî â ñîí, íà÷àëà ïðèíèìàòü ðèñïåðèäîí 1,5ìã.

Çàòåì ñëîâèëà åùå ñîñòîÿíèå. Ëå÷åíèå øëî ñâîèì õîäîì, è ÿ âäðóã ïîíÿëà, ÷òî ìîè ïðîøëûå îáèäû, ñâÿçàííûå ñî øêîëîé è ðîäèòåëÿìè, ïåðåâàðèëèñü. ß èõ ïðîñòî çàáûëà. ß âïàëà â ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ — ýòî íå ÿ, à ïðîñòî äðóãîé èãðîê, çàãðóçèâøèé ìîþ ìàòðèöó ñ ïîñëåäíåé òî÷êè ñîõðàíåíèÿ, ïîòåðÿâøèé â õîäå íåêîòîðûå âîñïîìèíàíèÿ. Ýòî øîêèðîâàëî, ÿ ðåàëüíî âåðèëà â òî, ÷òî íàñòîÿùàÿ ÿ èñ÷åçëà. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè òðè.

Ñî âðåìåíåì ïîÿâèëàñü òîëåðàíòíîñòü ê ïðåïàðàòàì, õîòü ýòî, ïèøóò, íåâîçìîæíî. Ñèëû âåðíóëèñü, ïîýòîìó âåðíóëàñü è ïîñòîÿííàÿ òðåâîæíîñòü. Îáñòàíîâêó ê òîìó ìîìåíòó ÿ ñìåíèëà è ñíèìàëà êîìíàòó, ïîýòîìó òðåâîãà íå áûëà òàêîé ÿðêîé.  òî âðåìÿ ÿ âñòðå÷àëàñü ñ ìîëîäûì ÷åëîâåêîì, ïîýòîìó áûëà â ñîñòîÿíèè âëþáëåííîñòè, ãðàíè÷àùåé ñ ìèñòèöèçìîì — ÿ ÷óòü íå óäàðèëàñü îáðàòíî â ðåëèãèþ. Âî ìíîãîì ïîâëèÿëà êíèãà Vita Nostra. Íàðàñòàëà äåïðåññèÿ. Ïîïàëà â áîëüíèöó ñ ïîïûòêîé ñóèöèäà. Çàòåì ìåíÿëà òàáëåòêè — è âñå ïî-íîâîé «ýíåðãèÿ-ñïàä-àïàòèÿ-íîâûé ïðåïàðàò — ýíåðãèÿ…»

Êîãäà ìû ðàññòàëèñü, îñåíüþ, ÿ ÷óâñòâîâàëà, ñëîâíî óìèðàþ — îí áûë äëÿ ìåíÿ öåëûì ìèðîì. Ñëèÿíèå, ÿ äóìàþ. Ïðèâûêíóâ áûòü ïîä þáêîé ó ìàòåðè, ñëèòîé ñ íåé, ÿ èñêàëà êîãî-òî áîëåå «áåçîïàñíîãî», ÷òîáû âñòóïèòü ñ íèì â òàêèå æå îòíîøåíèÿ. ß ÷óâñòâîâàëà, ÷òî áåç íåãî ñêîðî óìðó — ÿ äàæå çíàëà äàòó — ãäå-òî â ÿíâàðå. Îäíàêî çàòåì ìåíÿ îòïóñòèëî, îáèäà, êîòîðóþ ÿ ñïåöèàëüíî áåðåæíî ðàñòèëà, ïðåâðàòèëàñü â çëîñòü è íåíàâèñòü, òîëüêî òåïåðü óæå íå âíóòðü ñåáÿ ñàìîé, à íàðóæó. Ìîáèëèçèðîâàëèñü ñèëû, âíîâü ïîÿâèëñÿ èíòåðåñ, õîòÿ ïðåïàðàò íå ìåíÿëà â òîò ìîìåíò. Çàòåì âíîâü ñïàä.

Ïîòîì ìíå âñå íàäîåëî è ÿ âíîâü íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî áûë ÷åòâåðòûé ðàç, êîãäà ÿ ïîïàëà â áîëüíèöó. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì íà íàïðÿæåííûõ íîãàõ, âíîâü áîÿñü ëèøíèé ðàç ïîøåâåëèòüñÿ è ñïðîâîöèðîâàòü êîãî-òî, âîçâðàùàëàñü ê âÿëûì ìûñëÿì î òîì, ÷òî òàùåì-òî áîÿòüñÿ íåêîãî, âñå îê, íå íàäî ãðóñòèòü è òä, à ïîòîì ïîäóìàëà — ñ êàêîé ñòàòè ÿ î íèõ ïåêóñü? Ìîÿ ïåðñîíà ðàâíîöåííà ñ äðóãèìè, òàê ïî÷åìó ÿ ñòàâëþ èõ óäîáñòâî âûøå? Ýòè ìûñëè ÿ äóìàëà è ðàíüøå, êîíå÷íî, íî ýìîöèîíàëüíûé ñòóäåíü íå ìåíÿë ôîðìó, òîëüêî êîëòûõàëñÿ òóäà-ñþäà. Òîãäà æå ïðèøëî ñëîâíî îçàðåíèå. ß äóìàþ, ìîÿ ïñèõèêà ïðîñòî íàêîíåö íàó÷èëàñü îáèæàòüñÿ ïî-íàñòîÿùåìó (òàáëåòîê íàãëîòàëàñü ïîñëå ññîðû ñ õîçÿéêîé êâàðòèðû), à îáèäà — ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà. ß áûëà ãîòîâà ïîìåíÿòüñÿ.

Ñ òåõ ïîð ïðîøëî ÷óòü áîëüøå ãîäà, â òå÷åíèå êîòîðîãî ÏÀ ïîÿâëÿëèñü âñå ðåæå, ÿ ïåðåñòàëà çàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òî ïîäóìàþò ëþäè, åñëè ÿ âäðóã îñòóïëþñü, íà÷àëà áîëòàòü ñ êëèåíòàìè (óøëà â ïðîäàæè), ñ êàæäûì äíåì ÷óâñòâóÿ ñåáÿ âñå ñâîáîäíåå, ðàñêðåïîùåííåå. È âîò óæå êàê 4é ìåñÿö íè îäíîé ÏÀ.

Ñåé÷àñ ïðèíèìàþ âåíëàôàêñèí 225 ìã, ðèñïåðèäîí 1,5ìã óòðîì è ñòîëüêî æå íà íî÷ü, òîëåðàíòíîñòü èñ÷åçëà, äåïðåññèÿ òîæå, ÿ íå ÷óâñòâóþ òàêîãî îñòðîãî æåëàíèÿ æèòü ïîëíîé æèçíüþ, ïîòîìó ÷òî òàáëåòêè ïîäàâëÿþò ýìîöèè, íî ÿ òîëüêî ðàäà. ÁÎëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè ÿ îùóùàþ ñåáÿ î÷åíü óìèðîòâîðåííî, óìèðàòü áîëüøå íå õî÷åòñÿ, íî ÿ ÷óâñòâóþ, ÷òî óæå ñëîìàëà áàðüåð è â ñëó÷àå ðåöèäèâà — ñîðâóñü. Äåëàòü ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, íî ïñèõîëîã ãîâîðèò, ÷òî ýòî äðóãàÿ êðàéíîñòü îò òîãî, ÷òîáû ïðèíóæäàòü ñåáÿ, ýäàêèé ïðîòåñò. ß ìíîãî ñïëþ, 14-18 ÷àñîâ â âûõîäíûå, íî ïî÷åìó áû íå äàòü ñåáå îòäîõíóòü â êîíöå êîíöîâ. Íàñïëþñü — à òàì ìîæíî è ó÷èòüñÿ, è âîîáùå æèçíü ïîêîðÿòü.

Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè äî êîíöà. Íàäåþñü, î÷åíü ìàëî íàéäåòñÿ ëþäåé, óçíàâøèõ â ýòîé èñòîðèè ñåáÿ.
Çäîðîâüÿ âàì!

Источник