Сиротюк а л синдром дефицита скачать

Сиротюк а л синдром дефицита скачать thumbnail

Сиротюк а л синдром дефицита скачать

Сиротюк А.Л.

Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.).

Книги (6)

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьКоррекция обучения и развития школьников

Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия.

В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьКоррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Источник книги — https://www.e-puzzle.ru

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьОбучение детей с учетом психофизиологии

Практическое руководство для учителей и родителей.

Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьСиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьУпражнения для психомоторного развития дошкольников

В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др.

Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв

Источник

Ñèðîòþê À.Ë. ñêà÷àòü

Ñèðîòþê À.Ë. ñêà÷àòüÑèðîòþê À.Ë. ñêà÷àòü

Ñèðîòþê Àëëà Ëåîíèäîâíà — äîêòîð ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ïñèõîëîãèè, ïðîôåññîð Òâåðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà.

1999 ãîäó çàùèòèëà êàíäèäàòñêóþ äèññåðòàöèþ «Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ ïî ðàçâèòèþ ìûøëåíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì âîçðàñòíîé äèíàìèêè ôóíêöèîíàëüíîé àñèììåòðèè ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà» â äèññåðòàöèîííîì ñîâåòå Òâåðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà.

 2004 ãîäó çàùèòèëà äîêòîðñêóþ äèññåðòàöèþ «Äèôôåðåíöèðîâàííîå îáó÷åíèå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé» â äèññåðòàöèîííîì ñîâåòå Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà èì. Ì.Â. Ëîìîíîñîâà.

Ñïåöèàëèñò â îáëàñòè äåòñêîé ïñèõîëîãèè, ïñèõîëîãèè èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé, ïñèõîëîãèè îáó÷åíèÿ. Ðàçðàáîòàëà è àïðîáèðîâàëà êîíöåïöèþ äèôôåðåíöèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé; òèïîëîãèþ øêîëüíèêîâ ñ ðàçëè÷íûì èíäèâèäóàëüíûì ëàòåðàëüíûì ïðîôèëåì, âêëþ÷àþùèì ìåæïîëóøàðíóþ, ìîòîðíóþ è ñåíñîðíóþ àñèììåòðèè.

Ðàçðàáîòàëà íåñêîëüêî êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ ïðîãðàìì äëÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ââåëà ïîíÿòèå «âååðíûé ýôôåêò», îïèñûâàþùèé çàâèñèìîñòü óðîâíåé óñïåøíîñòè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé îò òèïà èíäèâèäóàëüíîãî ëàòåðàëüíîãî ïðîôèëÿ è óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ øêîëüíèêîâ (ñîâìåñòíî ñ Äóìèíèêý Þ.Ñ.).

Îòçûâû îá àâòîðå ‘Ñèðîòþê À.Ë.’

Êîððåêöèÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà äîøêîëüíèêîâ

Öåëüþ çàíÿòèé ïî ðàçâèòèþ ìûøö ðóê ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ìåæïîëóøàðíîé ñïåöèàëèçàöèè è ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ (ñèíõðîíèçàöèÿ ðàáîòû ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ïàìÿòè, âíèìàíèÿ, ðå÷è, ìûøëåíèÿ).

Ïðåäëîæåííàÿ ìåòîäèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ óïðàæíåíèÿ, ðàçâèâàþùèå ìåëêóþ ìîòîðèêó ðóê äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, óïðàæíåíèÿ, ðàçâèâàþùèå ìûøöû ÿçûêà è ãëàç è ò.ä. Èçâåñòíî, ÷òî ðàçâèòèå èíòåëëåêòóàëüíûõ è ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ íåîáõîäèìî íà÷èíàòü ñ ðàçâèòèÿ äâèæåíèé ïàëüöåâ è òåëà. Ðàçâèòèþ êèñòè ðóêè ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè ãîëîâíîãî ìîçãà è ñòàíîâëåíèþ ðå÷è, òàê êàê ðóêà èìååò ñàìîå áîëüøîå ïðåäñòàâèòåëüñòâî â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà.

ñêà÷àòüÈíòåëëåêò

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå îáó÷åíèÿ

 êíèãå ïðåäñòàâëåíû íàó÷íûå è ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðàçðàáîòêè îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ íåéðîïñèõîëîãîâ è ïñèõîôèçèîëîãîâ, â òîì ÷èñëå àâòîðà êíèãè.

×èòàòåëü ñìîæåò ïîçíàêîìèòüñÿ ñ îñîáåííîñòÿìè äåòåé ñ ðàçíûì èíäèâèäóàëüíûì ëàòåðàëüíûì ïðîôèëåì è åãî âëèÿíèåì íà ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. Ïóáëèêóåìûå òåîðåòè÷åñêèå è ïðàêòè÷åñêèå ìàòåðèàëû ïîçâîëÿò óãëóáèòü è ðàñøèðèòü ïðåäñòàâëåíèÿ î ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìàõ íîðìàëüíîãî è îòêëîíÿþùåãîñÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, ïî-íîâîìó âçãëÿíóòü íà îñîáåííîñòè èõ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.

Èñòî÷íèê êíèãè — https://www.e-puzzle.ru

ñêà÷àòüÏñèõîôèçèîëîãèÿ

Îáó÷åíèå äåòåé ñ ó÷åòîì ïñèõîôèçèîëîãèè

Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé.

Êíèãà çíàêîìèò ÷èòàòåëÿ ñ îñîáåííîñòÿìè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ äåòåé ñ ðàçíûì ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîôèëåì (ïðàâîïîëóøàðíûõ è ëåâîïîëóøàðíûõ, ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê, ïðàâîðóêèõ è ëåâîðóêèõ), â îñíîâíîì ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

 êíèãå ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû äèôôåðåíöèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ äåòåé â çàâèñèìîñòè îò òèïà èõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ïðèâîäÿòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè è ðàçâèâàþùèå ïðîãðàììû.

ñêà÷àòüÏðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ

Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ

Äèàãíîñòèêà, êîððåêöèÿ è ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì è ïåäàãîãàì.

 êíèãå ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðè÷èíû è ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ.

Îïèñûâàþòñÿ îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ è åãî âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà, ïðèâîäÿòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè, ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ó÷èòåëÿì è ðîäèòåëÿì ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé.

ñêà÷àòüÂîñïèòàíèå

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ

 ïîñîáèå âêëþ÷åíû óïðàæíåíèÿ: äëÿ ðàçâèòèÿ ìåëêîé ìîòîðèêè, àðòèêóëÿöèè, ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ; ãëàçîäâèãàòåëüíûå, òåëåñíûå è äð.

Читайте также:  Постхолецистэктомический синдром симптомы и лечение отзывы

Îòäåëüíûé ðàçäåë — ìàññàæ è ñàìîìàññàæ ðóê, íîã, ãîëîâû, ëèöà è åãî çíà÷åíèå äëÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Êàæäóþ ãðóïïó óïðàæíåíèé ïðåäâàðÿåò êðàòêîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå.

Öåííîñòü ïðåäëàãàåìîãî ïîñîáèÿ — â åãî ïðàêòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè äëÿ ïñèõîëîãîâ, ëîãîïåäîâ, ïåäàãîãîâ, âîñïèòàòåëåé äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, à òàêæå ðîäèòåëåé.

ñêà÷àòüÏðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ

Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.

Ïîäïèñàòüñÿ

Источник

Сиротюк А.Л.

«СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ».

Раннее развитие — обратная сторона Луны
Современные адепты раннего развития, в том числе отечественные, например, М. Федотов, Л. Данилова, в качестве доказательств необходимости раннего обучения используют аргументацию Глена Домана.

Реже цитируется Масару Ибука, его книгу в архиве можно легко скачать в интернете. Хотя в самой Японии его имя не пользуется популярностью. Японская система воспитания противоречит его идеям. Это не значит, что в Японии нет кружков раннего развития для детей, но там под этим понимается нечто совершенно иное, чем у нас.

И Доман, и Ибука ратуют за раннее развитие, которое у них фактически является ранним обучением. Оба, не будучи физиологами, апеллируют главным образом к физиологической аргументации.

«Наибольший эффект от любых занятий наблюдается в период роста мозга, т.е. в период до 7 с половиной лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Продуктивность обучения снижается в 80 раз, это касается и физического, и умственного развития.
80! Вдумайтесь в эту цифру!

Отсюда следует естественный вывод: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию, в неограниченном количестве, тем проще ему овладеть любым умением.»

Это цитата из книги «Энциклопедия физической подготовки к школе». Авторы Федотов, Данилова, Тропп. В этой цитате все — правда. Кроме выводов.
А что же на самом деле говорят физиологи? О росте детского мозга, о его пластичности и т.п. Обо всем том, что так старательно используют сторонники раннего развития, оперируя научной терминологией.

Итак, вес мозга новорожденного младенца 350 г, что составляет 25% его веса у взрослого человека. Он растет за счет увеличения сети дендритов1 и глиальных клеток со скоростью 1 млг в минуту, достигая 50% взрослого веса к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.

Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются. Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановление). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики продемонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). Указанные автоматизмы должны быть многократно воспроизведены, т.е. отперсеверированы2. При условии опережающего обучения передних отделов мозга феномен персевераторного поведения закономерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту.

Недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие!
Итак, до 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по нёйробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными.

Развитие операционального обеспечения психической деятельности в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом возрасте завершается формирование механизмов произвольного внимания. Все ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка.

1. Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.

2. Персеверации — навязчивое или преднамеренное, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний.

Источник


ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Го­рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.

Структура занятия:


  • растяжка — 4—5 минут;

  • дыхательное упражнение — 3—4 минут;

  • глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;


  • функциональные упражнения (развитие внимания,
    произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­
    нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
    25 минут;

  • релаксация — 4—5 минут.

61

Занятие 1

1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса
мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон­
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.


  1. Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольнос­
    ти и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на
    полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
    начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
    цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
    Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­
    нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
    и с шумом «пьют» Bоздух.

  2. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
    Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
    Начинается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
    Каждое из движении производится сначала на расстоянии
    вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
    переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
    3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
    удержание должно быть равным по длительности предше­
    ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­
    ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­
    ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
    игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе­
    нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
    а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
    правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
    Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-
Читайте также:  Синдром дауна и другие генетические заболевания

62

скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

Сиротюк а л синдром дефицита скачать

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами

63

(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Сиротюк а л синдром дефицита скачать


  1. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель:
    формирование произвольной регуляция собственной деятельно­
    сти, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу. Зак­
    рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
    окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

  2. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
    формирование внимания и произвольной регуляции собствен­
    ной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
    выполняют соответствующую команду инструктора. По
    команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото­
    двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про­
    тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
    костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
    гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
    и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
    гем игра выполняется с ведущим ребенком.

  3. Функциональное упражнение «Море волнуется…». Цель:
    развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
    миминация импульсивности. Детям предлагается интенсив­
    но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст­
    руктор произносит считалку:

64

Море волнуется — раз! , ,
Море волнуется — два! *

Море волнуется — три! , „,

Морская фигура — замри!

tr> ‘ v, 11 •,T»,»rVi»» д — «

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н»а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.

— * V I ^ I,I

Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая — ., . •»» Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно — Расслабление приятно!

. 1

Занятие 2

,’ 1. Растяжка «Лучики». И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред­
ное напряжение и расслабление: ч»

• — шеи> спины, ягодиц; »,-.->г.ъ правой ноги, правой стопы;

_ — левого .плеча,’ левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „

i/,2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать

3 — 2125

,.65

на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и
их сочетания.


  1. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
    полу.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
    сидя на полу.

  • «Колечко».

  • «Кулак—ребро—ладонь».

  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак,
    большой палец отставляет в сторону, кулак разво­
    рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­
    донью в горизонтальном положении прикасается к
    мизинцу левой. После этого одновременно меняет
    положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
    позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­
    ти смены положений.

Сиротюк а л синдром дефицита скачать

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треуголь­ный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре­угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

66

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).


  1. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа­
    ция). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу.
    Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте
    перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните
    ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­
    жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­
    роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте
    из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­
    смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее
    своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­
    гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­
    кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня
    есть такая чашка доброты!»

  2. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель:
    развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
    полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­
    том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо
    сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и
    чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­
    личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого
    цвета можно подобрать телесную прзу, которая поможет ви­
    зуализировать цвет.

  3. Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст­
    руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­
    жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ­
    ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис­
    ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем,
    как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Читайте также:  Синдром дон жуана у женщин

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

67

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько се­кунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельно­сти — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыха­ние только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют боль­шой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу правого полушария

68

головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.


  1. Глазодвигательное упражнение. И.п. сидя на полу.
    Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про­
    должается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п
    сидя на полу.

«Колечко».

s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».

• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно

отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон­
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде­
ленными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке — крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая — ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,

69

Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».


  1. Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие
    двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
    помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
    дети начинают медленное движение к противоположной сте­
    не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста­
    навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по­
    дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
    Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
    может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж­
    дает с группой трудности в выполнении упражнения.

  2. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро­
    вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
    несколько последовательных движений (танцевальных,
    гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
    можно точнее и в той же последовательности.

  3. Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
    себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес­
    тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
    стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
    уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
    пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,

70

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.

Занятие 4

1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра­
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо­
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер­
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
сидя на полу.


  • «Змейки». Предложите ребенку представить, что его
    пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать­
    ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
    вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­
    дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
    друга. При этом сначала прорабатываются одно­
    именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­
    мер, большой палец правой руки и мизинец левой
    руки).

  • «Кулак—ребро—ладонь».

«Лезгинка».
• «Ухо—нос».

Сиротюк а л синдром дефицита скачатьперейти в каталог файлов

Источник