Сипр для ребенка с синдромом дауна

Сипр для ребенка с синдромом дауна thumbnail

Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом 3-4 лет (синдром Дауна)

Направление коррекционной работы

Ознакомление с окружающим миром

Речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

Сенсорное развитие

Развитие психических процессов

Развитие временных и  пространст.представлений

Развитие тонкой

моторики рук

Коррекция звукопроизношения

Задачи

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать объём произвольного внимания;

5) развивать произвольное внимание.

Формирование правильной речи

1) развивать восприятие длительности временного интервала

2) развивать представление о частях суток

3) развивать представления о временах года

4) развивать пространственные представления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность 4)развивать наблюдательность

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой

и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

развивать воображение

и творческие способности

развивать

тонкую моторику рук

Содержание коррекционно- развивающей работы

Формирование первичных представлений о смене времен года. Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.

Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). Формирование представлений о значении труда взрослых. Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов. Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи. Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный). Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

Обучение использованию слов большой, маленький. Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). Обучение  прямому счету до — Учить соотносить цифры 1,2,3  с количеством предметов. Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову). Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и  дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы. Освоение элементарной комбинаторики  — размещение по заданному признаку: цвету, величине Формирование умения узнавать предметы на ощупь

Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

1.

Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади)

.2

.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Конструктивный праксис

Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным 

и  горизонтальным разрезами).

Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.

Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями Построение фигур из 3-4 палочек. Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков Учить правильной посадке Учить правильному захвату карандаша. Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.

Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и  кривые линии. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

Учить изображать круглую форму

Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:

С — З — Ц, Ш — Ж — Ч — Щ, Л – Р

Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов). — Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Читайте также:  Скачать книгу синдром петрушки бесплатно и без регистрации

Развитие грамматическго

строя речи: — употребление глаголов; — употребление прилагательных; — употребление существительных множественного числа; — употребление предлогов.

Форма работы

индивидуальная

индивидуальная

индивидуальная

подгрупповая

индивидуальная

подгрупповая

индивидуальная

индивидуал-ая

индивидуальная

подгрупповая

индивидуальная

подгрупповая

Методы

и

приёмы

Практический Словесный Наглядный Игровые

Практический

Словесный Наглядный

Игровые

Практический

Наглядный

Игровые

Практический

Наглядный Игровые

Практический

Наглядный Игровые

Практический

Наглядный

Игровые

Практический

Наглядный

Игровые

Практический

Словесный Наглядный

Игровые

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.

Согласовано                                                     Утверждаю

Зам. директора по УВР                                  Директор МБОУ СОШИ

«____»_______________2016 г                        «____»____________2016 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

**********************

На 2016 – 2017 учебный год

Ответственная за реализацию

программы:   Панкратова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения о ребенке………………………………………………3
  2. Психолого-педагогическая характеристика……………………4
  3. Пояснительная записка…………………………………………..5
  4. Индивидуальный учебный план ………………………………..6
  5. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов………………………………………..9

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…….……10

Приложение

Индивидуальный учебно-тематический план

1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О. ******************

Дата рождения 10.12.2007

Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5

Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ  ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми

Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.

2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».

Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.

Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.

Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.

Внимание непроизвольное,  неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные  и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.

На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.

Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.

Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития  (далее СИПР) — адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалифи­кации работников образования в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).

Целью программы является включение ребенка с ТУО  ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с  учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление  дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

У ********* не развита речь,  имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических  навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:

— развитие речи;

— развитие  сенсорных и моторных функций

— развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин

4. Индивидуальный учебный план

Направления

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Речь и альтернативная коммуникация

3

102

Математические представления

2

68

Окружающий природный мир

2

68

Человек

3

102

Окружающий социальный  мир

1

34

Изобразительная деятельность

3

102

Адаптивная физкультура

2

68

Коррекционно — развивающие занятия

2

68

Читайте также:  Бассейн для детей с синдромом дауна в москве

Прогнозируемый результат:

Развитие речи: расширение пассивного словаря, повторение  звуков.

Развитие  сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по  шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.

5.  Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
  • Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
  1. 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

1

с частичной  (менее значительной) помощью взрослого

2

— с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально)

3

— по подражанию или по образцу

4

полностью самостоятельно

5

Мониторинг уровня сформированности действий

Действия

На начало учебного года

Конец первого полугодия

На конец учебного года

1

Повторение  звуков (а, о у м и е)

2

Повторение слоговых конструкций (му,  ма, ам)

3

Показ называемых животных, предметов на картинках

5

Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок

6

Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

7

Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

8

Умение приветствовать

9

Умение благодарить

10

Трехточечный захват

11

Проведение прямых вертикальных линий

12

Проведение прямых горизонтальных линий

13

Проведение прямых наклонных линий

14

Обводка рисунка по точкам

15

Штриховка

16

Обведение шаблона

17

Обведение трафарета

18

Приемы лепки: раскатывание обратно — поступательными движениями

19

Приемы лепки: расплющивание

20

Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков

21

Узнавание на ощупь называемых предметов

25

Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям

26

Сортировка (выбор) предметов по цвету

27

Сортировка (выбор) предметов по величине

28

Сортировка (выбор) предметов по форме

29

Взаимодействие со сверстниками

30

Взаимодействие со взрослыми

Итого:

Средний балл

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР_________________   Подпись специалиста___________________

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.

Согласовано                                                     Утверждаю

Зам. директора по УВР                                  Директор МБОУ СОШИ

«____»_______________2016 г                        «____»____________2016 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

**********************

На 2016 – 2017 учебный год

Ответственная за реализацию

программы:   Панкратова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения о ребенке………………………………………………3
  2. Психолого-педагогическая характеристика……………………4
  3. Пояснительная записка…………………………………………..5
  4. Индивидуальный учебный план ………………………………..6
  5. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов………………………………………..9

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…….……10

Приложение

Индивидуальный учебно-тематический план

1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О. ******************

Дата рождения 10.12.2007

Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5

Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ  ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми

Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.

2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».

Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.

Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.

Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.

Внимание непроизвольное,  неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные  и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.

На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.

Читайте также:  Массаж стоп при артрозе и болевом синдроме

Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.

Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития  (далее СИПР) — адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалифи­кации работников образования в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).

Целью программы является включение ребенка с ТУО  ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с  учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление  дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

У ********* не развита речь,  имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических  навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:

— развитие речи;

— развитие  сенсорных и моторных функций

— развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин

4. Индивидуальный учебный план

Направления

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Речь и альтернативная коммуникация

3

102

Математические представления

2

68

Окружающий природный мир

2

68

Человек

3

102

Окружающий социальный  мир

1

34

Изобразительная деятельность

3

102

Адаптивная физкультура

2

68

Коррекционно — развивающие занятия

2

68

Прогнозируемый результат:

Развитие речи: расширение пассивного словаря, повторение  звуков.

Развитие  сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по  шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.

5.  Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
  • Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
  1. 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

1

с частичной  (менее значительной) помощью взрослого

2

— с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально)

3

— по подражанию или по образцу

4

полностью самостоятельно

5

Мониторинг уровня сформированности действий

Действия

На начало учебного года

Конец первого полугодия

На конец учебного года

1

Повторение  звуков (а, о у м и е)

2

Повторение слоговых конструкций (му,  ма, ам)

3

Показ называемых животных, предметов на картинках

5

Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок

6

Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

7

Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

8

Умение приветствовать

9

Умение благодарить

10

Трехточечный захват

11

Проведение прямых вертикальных линий

12

Проведение прямых горизонтальных линий

13

Проведение прямых наклонных линий

14

Обводка рисунка по точкам

15

Штриховка

16

Обведение шаблона

17

Обведение трафарета

18

Приемы лепки: раскатывание обратно — поступательными движениями

19

Приемы лепки: расплющивание

20

Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков

21

Узнавание на ощупь называемых предметов

25

Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям

26

Сортировка (выбор) предметов по цвету

27

Сортировка (выбор) предметов по величине

28

Сортировка (выбор) предметов по форме

29

Взаимодействие со сверстниками

30

Взаимодействие со взрослыми

Итого:

Средний балл

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР_________________   Подпись специалиста___________________

Источник