Синдромы в заболевании подросткового периода

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка, подростка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения (а потребность в движении, как известно, в высокой степени свойственна всякому здоровому ребенку) его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется еще умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребенка заставляют выполнять определенные задачи, сосредоточивать внимание на определенных предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать свое внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих умственного напряжения.

Школьники по взрослее, тоже должны думать об учёбе, но в возрасте 12-17 лет это не так просто. В эти годы жизни ребятам открываются новые знания, интересы и поэтому они часто отвлекаются от школы. Но не только эти факторы могут мешать подростку развиваться.

Подростковый возраст — состояние динамическое. Многие физиологические и психические процессы у подростков неустойчивы.

Раздражительность, напускная грубость, негативизм (отрицание всего, не желание отвечать на вопросы), а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость — вот характерные черты подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными (не соответствующими обстановке) покраснениями кожи и обмороками, нередко повторяющимися.

Вегетативная неустойчивость и некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы от усиленного роста тела подростка могут вызывать боли в области сердца, периодические учащения сердцебиения и перебои сердечных сокращений, повышенное артериальное давление (юношеская гипертония).

Повышенная деятельность сальных желез кожи подростка способствует образованию угрей на лице и других частях тела. Это явление временное и особого лечения не требует, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение надо придавать влиянию семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Семья определяет широту

взгляда подростка. В этот период особое значение имеют правильно сложившиеся отношения в семье. Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается. Эти условия создают совершенно определённую атмосферу, в которой школьнику дышится легко или, напротив, с трудом… Ведь именно в семье ребёнку должны правильно построить воспитание и развитие.

Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желёз внутренней секреции. Это период полового созревания. Само собой разумеется, что половое развитие школьника неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно. Однако в определённые годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. По времени наступления период полового созревания совпадает с подростковым периодом. Это ещё раз показывает, что ребёнок – это не просто «сумма» каких-то «свойств», он единое целое.

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Заболевания щитовидной железы у современных школьников очень распространено. Увеличение ткани щитовидной железы и образование узлов может происходить не только при дефиците поступления йода, но и при достаточном (физиологическом, 50-100-150 мкг/сут) уровне йода. Щитовидная железа может увеличивать свой объём: при крайне низком (значительном) поступлении йода в организм (это эндемический зоб; его предупреждение и лечение связано с назначением препаратов йода); при незначительном уменьшении поступления физиологической нормы йода и дополнительных отрицательных факторах (дефиците компенсаторных возможностей организма); при нормальном (достаточном) поступлении йода в организм, но крайне высоком функциональном напряжении щитовидной железы в ответ на изменения в организме.

Нарушение осанки у детей проявляются в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка.

В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника, чаще в грудном отделе. Тяжелые искривления приводят к ограничению его подвижности, нарушению роста и отражаются на ритме работы многих органов и систем.

Болезнью века считается близорукость школьников. Она возникает вследствие чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях ребенка за компьютером, неправильно сидящего за столом, при плохом освещении. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения.

Если родители заметили, что ребенок плохо видит вдаль, нужно срочно обратиться к врачу-офтальмологу, который при подтверждении диагноза близорукости подберет необходимые очки, даст нужный совет по режиму, освещению рабочего места. Ребенок, страдающий близорукостью, должен носить очки, причем правильно подобранные. Очки избавляют ребенка от постоянных затруднений в учебе и быту.

Обучение в школе вызывает немало затруднений и в питании детей. Вследствие этого возникают желудочно-кишечные заболевания. Нередко приходится наблюдать, что учащиеся утром, перёд уроками, вяло и неохотно едят; иногда с трудом удается заставить ребенка выпить утром стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит.

Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда школьники должны отдыхать. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания есть. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем, чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Во время еды школьники должны тщательно разжевывать пищу и не запивать не дожеванный кусок водой, пища должна разжевываться и пропитываться слюною настолько, чтобы она сама, без помощи воды или других жидкостей, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 11/2—2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения.

При нарушении режима у школьника снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления нервно-психических состояний.

Хорошие зубы – залог здоровья. Эту старую истину хочется повторить, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику, поведение школьника.

Существуют не значительные проблемы зубов, но они всё таки есть. Самая распространенная болезнь зубов – это кариес. Приятно видеть, как преображает человека с обычной внешностью ослепительный ряд красивых зубов. И наоборот неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами. Болезней зубов немного, но они требуют большого внимания школьника, который должен своевременно показываться зубному врачу.

Из описания наиболее распространенных заболеваний школьников, становится очевидной необходимость правильного соблюдения режима дня, а также постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьными врачами, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника.

Воспитывать школьника на свой страх и риск или прибегать к советам малосведущих и неопытных людей нельзя. Это наносит только вред здоровью ребенка.

Источник

Ê ñîæàëåíèþ, íåðåäêî ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ ïðîÿâëåíèÿìè òàê íàçûâàåìîãî «ïîäðîñòêîâîãî ñèíäðîìà» â ðàçëè÷íûõ ïîëèòè÷åñêèõ äâèæåíèÿõ. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â íàëè÷èè ëþäåé (êàê ïðàâèëî, âåñüìà þíûõ), ïûòàþùèõñÿ èñïîëüçîâàòü èäåîëîãèþ êàê îïðàâäàíèå ñâîèõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé.
ß ïðåêðàñíî ïîíèìàþ: âñå ïðîõîäÿò ïåðèîä íåîñîçíàííîãî ïðîòåñòà, ñêîðåå âûçâàííîãî òåì, ÷òî ÷åëîâåê åù¸ íå íàø¸ë ñâîåãî ìåñòà â ýòîì ìèðå. Íå îïðåäåëèë ñâîþ Ñòåçþ. Âñ¸ âîêðóã ïðåäñòàâëÿåòñÿ åìó âðàæäåáíûì, è îí äàæå òîëêîì íå çíàåò ïî÷åìó. Ýòî âîâñå íå îçíà÷àåò, ÷òî ñ âîçðàñòîì îí âñ¸ ïðèìåò, êàê åñòü. Íàïðîòèâ, îí ìîæåò áîðîòüñÿ ïðîòèâ ÷åãî-òî è çà ÷òî-òî, íî óæå èìåÿ âïîëíå îñîçíàííûå èäåàëû è ÷¸òêî ñôîðìóëèðîâàííûå ïðåòåíçèè ê îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Äî ýòîãî ÷åëîâåê ãîòîâ çëèòüñÿ íà âñ¸ è âñÿ, íà òîò ìèð, êîòîðûé «ó÷èò åãî æèçíè» (à êàê èíà÷å, òîëüêî ÷åðåç ñòîëêíîâåíèå ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ ìîæíî âûðàáîòàòü ñâî¸ îòíîøåíèå ê íåé è ñïîñîáû ñóùåñòâîâàíèÿ) – åìó êàæåòñÿ, ÷òî âñ¸ âîêðóã ïðîòèâ íåãî. Âî âñ¸ì îí óñìàòðèâàåò ïîïûòêó âòîðãíóòüñÿ â åãî âíóòðåííèé ìèð. À âñ¸ ïî÷åìó? À ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ìèðîâîççðåíèå åù¸ íå îôîðìèëîñü, è ëþáûå âîïðîñû âîñïðèíèìàþòñÿ êàê àãðåññèÿ (èáî ÷åëîâåê íå â ñîñòîÿíèè äàòü íà íèõ îòâåò, è ýòî èìååò áîëåçíåííîå äåéñòâèå, ðàçðóøàåò èëëþçèþ ñâåðõóìà è ïðåâîñõîäñòâà).
Òàêîìó èíäèâèäó âñå ïîòåíöèàëüíûå âðàãè. Îí ïîäñïóäíî èùåò â êàæäîì íå÷òî «ýäàêîå», äàáû òàêèì îáðàçîì çàùèòèòü ñâîé åù¸ íå ñôîðìèðîâàâøèéñÿ ìèð îò áîëåå çðåëûõ (â òîì ÷èñëå è â èäåéíîì ïëàíå) ëþäåé. Ïðîñòî èíà÷å îí áûñòðî ðàçóâåðèëñÿ áû â ñâî¸ì ïðåâîñõîäñòâå. Òàêîå îùóùåíèå – òàêàÿ æå åñòåñòâåííàÿ çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ ëè÷íîñòè, êîòîðîé ñâîéñòâåííî ôîðìèðîâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Ó íåêîòîðûõ ê ýòîìó äîáàâëÿåòñÿ ïîäñïóäíîå îùóùåíèå íåïîëíîöåííîñòè, ÷òî ïîðîæäàåò çëîáó è àãðåññèþ ïî îòíîøåíèþ êî âñåìó, ÷òî âûøå. Ýòî òå, êòî íå õî÷åò ðàçâèâàòüñÿ è ïîñòèãàòü íå÷òî íîâîå, ïîãðóæàòüñÿ â ãëóáèíû èäåé è ìûñëåé. Îíè ïðåäïî÷èòàþò îáúÿâèòü ñâîé íåñîâåðøåííûé âçãëÿä íà æèçíü åäèíñòâåííî âåðíûì, à âñåõ, êòî ïûòàåòñÿ îáúÿñíèòü îáðàòíîå, – äóðàêàìè è ïðåäàòåëÿìè. Ìîæíî îòâåòèòü îäíî: íå íàäî îñòàíàâëèâàòüñÿ íà äîñòèãíóòîì è ïûòàòüñÿ «çàêîíñåðâèðîâàòü» ýòî ñîñòîÿíèå ÷åðåç îòðèöàíèå âñåãî îñòàëüíîãî. Âîçìîæíî, ëþäè, áåñåäóþùèå ñ âàìè, ïîíèìàþò â èäåîëîãèè êóäà áîëüøå. Ïîïðîáóéòå ïîíÿòü, ÷òî îíè âàì ãîâîðÿò, à óæ ïîòîì îòðèöàéòå èëè ïðèíèìàéòå ýòî. Áåç òàêîãî ïîäõîäà ðàçâèòèå íåâîçìîæíî. Èíà÷å ýòî ïðîñòî æåëàíèå ñïðÿòàòüñÿ â ñâîþ èëëþçèþ, è áîëüøå íè÷åãî.
Åù¸ îäíî òèïè÷íîå ñâîéñòâî íåêîòîðûõ «ìîëîäûõ áîðöîâ» — æåëàíèå îòðèöàòü â ñåáå âñ¸ ÷åëîâå÷åñêîå. Ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè, ëþáâè è ò.ä. Òàêèì ëþäÿì ìíå õî÷åòñÿ ñêàçàòü îäíî: íå íàäî ïûòàòüñÿ êîìïåíñèðîâàòü îòñóòñòâèå âñåãî ýòîãî ó ñåáÿ îáúÿâëåíèåì ýòîãî ««âíå çàêîíà»». Íàñòàíåò âðåìÿ, è âû, âîçìîæíî, îáðåò¸òå ýòî, è òîãäà áóäåòå ñî ñìåõîì âñïîìèíàòü ïðîøëûå âûñêàçûâàíèÿ. Ïîíÿòíî, ÷òî âàì õî÷åòñÿ âñåãî ýòîãî, à ïîêà ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì åãî íåò. Îòñþäà îïÿòü æå âîçíèêàåò ïîäñîçíàòåëüíîå ÷óâñòâî íåïîëíîöåííîñòè, êîòîðîå âû ïûòàåòåñü êîìïåíñèðîâàòü ÷åðåç îáúÿâëåíèå íåñîâåðøåííûìè âñåõ îñòàëüíûõ. Ïîìíèòå, èäåéíûé ÷åëîâåê – ýòî ïðåæäå âñåãî Ëè÷íîñòü. Áîðîòüñÿ ìîæíî ëèøü çà òî, ÷òî òû ëþáèøü. Ðåâîëþöèÿ – íå öåëü, à ëèøü ñðåäñòâî. Ñðåäñòâî äëÿ äîñòèæåíèÿ, ñâîáîäíîé, ïîëíîöåííîé æèçíè. À îíà íåâîçìîæíà êàê áåç ðàçóìà, ïðîãðåññà è âñåãî òàêîãî, òàê è áåç ÷óâñòâ.
Âñ¸ ýòî ïîääà¸òñÿ îáúÿñíåíèþ. Îäíàêî íå ìîæåò íå îãîð÷àòü òîò ôàêò, ÷òî òàêèå ëþäè ñòàðàþòñÿ îáúÿâèòü âñå ýòè ìíîãî÷èñëåííûå êîìïåíñàöèè êàê ÷àñòü èäåîëîãèè. Ïðî÷èòàâ ÷òî-òî ãäå-òî, îíè, íå îñìûñëèâ è íå ïðî÷óâñòâîâàâ Èäåþ, ñòàðàþòñÿ îïðàâäàòü åþ âñ¸ âûøåïåðå÷èñëåííîå. Ïðè ýòîì ñîâåðøåííî çàáûâàþò î òîì, ÷òî èäåîëîãèÿ – ýòî ÷¸òêèå ïîñòóëàòû è ôèëîñîôèÿ, íî óæ íèêàê íå ñðåäñòâî îïðàâäàíèÿ âðàæäåáíîãî îòíîøåíèÿ êî âñåì îêðóæàþùèì (ê ñâîèì æå ñîðàòíèêàì, êîòîðûå ïðèäåðæèâàþòñÿ èñòèííûõ óáåæäåíèé) è êîìïåíñàöèè ñâîèõ êîìïëåêñîâ. Âñ¸ ýòî âåä¸ò ëèøü ê äèñêðåäèòàöèè íàøåé èäåè è äåéñòâóåò íà ðóêó âðàãàì.
Òàêèì ëþäÿì ìîæíî äàòü òîëüêî îäèí ñîâåò: ïîñòàðàéòåñü ÷åñòíî, íàåäèíå ñ ñîáîé äîêîïàòüñÿ äî ñóòè âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé. Óâåðÿþ âàñ, ê èäåîëîãèè è íåäîâîëüñòâó âëàñòüþ ýòî íå áóäåò èìåòü íèêàêîãî îòíîøåíèÿ. Çàòåì íàäî ýòè ïðîáëåìû ðåøèòü, òåì ñàìûì óêðåïèâ ñâîþ Ëè÷íîñòü. È óæ òîëüêî ïîòîì ìîæíî ïî÷óâñòâîâàòü ñâîþ ñòåçþ. Âîçìîæíî, âû ïîéì¸òå, ÷òî ýòî – áîðüáà çà Ðîäèíó. Òîãäà äîáðî ïîæàëîâàòü! Ñàìè îñîçíàéòå, ÷òî âàñ íå óñòðàèâàåò, è ÷òî áû âû õîòåëè èçìåíèòü, è âñòàíüòå íà ïóòü òîé èäåîëîãèè, êîòîðàÿ âàì áëèæå…

© Copyright: Îëüãà Àíòè, 2006
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹206081800005

Источник

Осложнение и бурное протекание процесса развития в период взросления наблюдаются у 20% населения . Кризис периода взросления — собирательное понятие, не уточняющее нозологическую принадлежность нарушений и тип течения процесса. Патологические проявления кризисов развития разнообразны, они могут встречаться в форме следующих синдромов.

Синдром нарушения идентичности. Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности, сниженном настроении и суицидальных намерениях. Эти переживания могут сочетаться с деперсонализацией и ипохондрией. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребенок, на несоответствие биологических возможностей социальному положению, на неуверенность в своих знаниях и умелости в новом статусе, на резкие изменения, происходящие в растущем организме. Подросток мучается вечными вопросами о том, что он из себя представляет, зачем существует, как к нему относятся окружающие. Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. Именно в связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных. Неуверенность и тревога, возникающие в связи с этими переживаниями, могут привести к страху потери телесного и особенно психического единства с одновременным стремлением преодолеть эту боязнь с помощью ритуалов (рассматривания своей внешности, ощупывания собственного тела). Наряду с неуверенностью собственного существования может быть неопределенность жизненных целей, выбора профессии, круга друзей, сексуальной ориентации и сексуального поведения, религиозной идентификации, нравственных устоев или лояльности к референтной группе. Это расстройство может быть также начальным проявлением шизофрении, аффективных психозов или серьезных личностных изменений.

Синдром борьбы с авторитетами. Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, отца или в форме побегов. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам или отказывается от противостояния. Попытки избежать реальности могут также проявляться в аддиктивном поведении (наркотизации, алкоголизации) или вступлении в разнообразные секты, молодежные общества и т. д. Этот кризис нередко препятствует процессу созревания личности, приводит к противоправному, преступному или суицидальному поведению.

Синдром деперсонализации. В этих случаях преобладают изменения восприятия своего душевного и телесного «Я», а также других людей и окружения. Субъективно переживания отчуждения воспринимаются как кажущееся изменение действительности или утрата реальности. Деперсонализация связана с трудностями формирования идентичности и выполняет функции механизма психологической защиты. Она наблюдается у 30—70% молодых людей. Для нее характерна тревога, чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, субъективное понимание неадекватности эмоциональных реакций. Деперсонализация может проявляться состояниями, при которых окружающее меняется, кажется чуждым, необычайным, неясно воспринимаемым. Подростки свои переживания описывают словами — «все видится как будто через пелену, туман, кисею» либо «кажется удаленным смазанным, тусклым, неживым, серым». Люди и предметы воспринимаются «странными, ненастоящими, подобными куклам, марионеткам». Жизнь им представляется «застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения». Иногда меняется и восприятие тела, оно кажется «чужим, незнакомым, плохо управляемым, необычно легким или исчезнувшим». При этом движения, поступки наблюдаются как бы со стороны, сочетаясь с непониманием того, как управлять таким телом. Возникают сомнения о принадлежности своего тела: «Мое или не мое». Может измениться восприятие психического «Я». В таких случаях подростки говорят о том, что их «покинула душа», что «себя воспринимают как во сне». Иногда жалуются на то, что их «вовсе не существует», что «действуют механически», что «стали автоматами». При этом мысли разбегаются, не подчиняются воле, собственный голос лишается ясности, появляется второе «Я», наблюдающее за другим «Я» со стороны. «Теряются чувства», в особенности к близким людям («любят только в мыслях, а не сердцем»). Чем младше подросток, тем менее точно он может дать отчет о переживаниях такого рода. Он сообщает о своей измененности, инакости, утверждает, что он не такой, как все, или был иным прежде, однако не способен объяснить, какой характер эти изменения носят. Наблюдаются также близкие по происхождению симптомы «уже виденного», «уже пережитого» или «никогда не виденного». При этом новая ситуация воспринимается на короткий момент как знакомая, или, наоборот, знакомая обстановка кажется чуждой, никогда не переживавшейся. Описываемые здесь явления могут быть в рамках психического здоровья или нервно-психических расстройств: неврозов, соматогенных психических нарушений, органических повреждений головного мозга, эпилепсии, аффективных психозов и шизофрении.

Дисморфомания (дисморфофобия). Кризис, проявляющийся переживаниями своего физического недостатка, называется дис-морфоманией (болезненные мысли о своем телесном дефекте). В пубертатном возрасте внешний облик и тело ребенка претерпевают большие изменения. Подросток не только замечает их, но и сравнивает свои физические данные с такими же формами тела у других людей. Часто при этом он преувеличивает подлинные или обнаруживает мнимые телесные недостатки. Способствуют появлению дисморфомании удлинившиеся черты лица, его асимметрия, слишком крупные размеры тела (у девочек) или слишком малые (у мальчиков), нарушения осанки, аномалия походки* последствия повреждений кожных покровов и т. д. Характерные признаки этого расстройства: идеи физического недостатка («толстая, как бочка», «ростом с карлика»), идеи отношения («все вокруг шепчутся», «люди на улице отворачиваются), пониженное настроение, иногда с мыслями о самоубийстве. Для этого расстройства наиболее характерна поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическими недостатками или чрезмерное внимание к незначительным в действительности имеющимся дефектам тела. Дисморфомания широко распространена и варьируется по степени выраженности. Она может достигать степени навязчивой, сверхценной или даже бредовой идеи.

Ипохондрический синдром. Кризис, проявляющийся ипохондрическим расстройством, может возникнуть в процессе пубертатной перестройки организма подростка в связи с теми или иными функциональными отклонениями, которые субъективно воспринимаются как слабость, утомляемость, нарушения дыхания, неприятные ощущения или боли в груди, животе, голове и т. п. Все это приводит к сосредоточению внимания на недомоганиях, к попыткам дать объяснение происходящему в теле. Легко возникают мысли о несуществующих болезнях. При этом степень убежденности в тяжести обнаруженных недугов колеблется от постоянных сомнений в их серьезности до убежденности в их неизлечимости и даже своей близкой кончине. Если имеются постоянные мысли о существовании соматического заболевания (фактически отсутствующего), обуславливающего предъявляемые симптомы, то эти переживания расценивают как ипохондрический синдром.

Если имеется необычная озабоченность предполагаемой тяжелой болезнью, несмотря на отсутствие адекватных подтверждений жалобам, то и в этом случае приходится говорить об ипохондрии. Нередко при этом имеется постоянно проявляемое недоверие врачам, пытающимся убедить пациента в отсутствии соматической болезни, обуславливающей эти симптомы. Ипохондрическая симптоматика может быть не только самостоятельным синдромом, но и входить в состав депрессий, тревожных, соматизированных и бредовых расстройств, при шизофрении и других психозах.

Синдромы нарушения пищевого поведения. Наиболее часто встречающаяся его форма — нервная, или психигеская, анорексия (F50.0), проявляющаяся в сознательном, чрезвычайно стойком и целеустремленном желании похудеть, нередко достигающего выраженного истощении (кахексия) с возможным смертельным исходом. Распространенность этого расстройства среди девушек-подростков составляет 1%. Число болеющих мальчиков в 9-20 раз меньше.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Диагноз ставится при наличии: 1) падения массы тела на 15% и ниже нормативного уровня или неспособности набрать вес в период роста; 2) избегания пищи, удаления съеденного (провоцированием рвоты, приемом слабительных и мочегонных средств), подавления аппетита и использования чрезмерных физических нагрузок; 3) искаженного представления о своем образе тела и страха перед полнотой; 4) возникновения аменореи или непоявления менархе у девушек, потери полового влечения и потенции у подростков-мальчиков; 5) при начале расстройства в препубертатном возрасте пубертатный метаморфоз задерживается или не происходит вовсе (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы, отмечается первичная аменорея, у мальчиков половые органы остаются детскими).

Реже, чем психическая анорексия, встречается нервная булимия (FS0.2), которая может быть самостоятельным расстройством или сочетаться с анорексией. Нервная булимия характеризуется приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием массы тела, что приводит к принятию крайних мер для коррекции возможной полноты.

Диагноз основывается на наличии: 1) озабоченности едой, непреодолимой тяги к пище и периодическом переедании; 2) противодействия ожирению от съедаемой пищи с помощью вызывания рвоты, приема слабительных, подавляющих аппетит и мочегонных средств, а также и периодов голодания; 3) страха ожирения с установлением предела для своей массы тела, намного меньшей, чем преморбидная (доболезненная), оптимальная для больного. Это расстройство диагностируется как нервная булимия.

Синдром метафизической интоксикации. Метафизическая (философическая) интоксикация, или болезненное мудрствование, характеризуется однообразной абстрактной непродуктивной интеллектуальной активностью, направленной на самостоятельное решение «вечных проблем» путем постоянного обдумывания их. Философствование на отвлеченные темы занимает очень важное место в жизни подростка. Оно сочетается с бесплодной критикой авторитетов, иногда отчуждением от близких людей, уходом в свой внутренний мир. Постоянные размышления, рассуждения, письменное отражение их в дневниках, записках и посланиях ярко эмоционально окрашены. Ни процесс мудрствования, ни более или менее завершенное обдумывание не поддается критике со стороны окружающих. В зависимости от степени выраженности расстройств мышления поведение может либо не нарушаться, либо изменяться значительно. У подростков с психастеничными или шизоидными личностями может возникать транзиторная метафизическая интоксикация, при которой мудрствование, беспредметное философствование, рифмование сопровождается преходящим нарушением адаптации. Этот синдром соответствует шизотипиге-скому расстройству (F21).

Метафизическая интоксикация может быть также проявлением вялотекущей шизофрении. В этом случае возникающие у больного мысли вычурны противоречивы, нелепы. Вся интеллектуальная деятельность идет на «холостом ходу». Больной не способен не только раскрыть содержание волнующих его вопросов, но и не может передать прочитанное, услышанное. Он не ищет слушателей, будучи целиком погружен в таинственные проблемы «взаимодействия душ», «контактов с инопланетянами» и т.д. При этом резко нарушаются контакты с окружающими, становится невозможной учеба в школе. Этот синдром трактуется как проявление недифференцированной шизофрении (F20.3).

Суицидальное поведение. Мысли о нежелании жить, намерения и действия, предпринимаемые с целью покончить с собой и завершенные попытки самоубийства — «пара- и суицидальное поведение». Частота его возникновения у подростков и своеобразие проявлений связаны с рядом особенностей возраста. Смерть подростками хотя и признается универсальным и необратимым явлением, однако воспринимается как нечто абстрактное, не касающееся прямо собственной личности, а опасения за свою жизнь не основываются на ее ценности. Поэтому аутоагрессия подростка, даже не предполагающая смертельного исхода, может быть опасной для его жизни. Трудно в связи с этим провести различие между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поведением. Мотивы, которые приводят су-ициденты для объяснения своего суицидального поведения, незначительны и мимолетны (с точки зрения взрослых), что создает сложности для своевременного его распознавания. Возникновение суицидальных попыток определяется не столько особенностями психопатологии (например, наличием депрессии), сколько обстоятельствами жизни. Обычно суициды и попытки их совершить взаимосвязаны с другим отклоняющимся поведением: побегами, правонарушениями, алкоголизацией, конфликтами с родителями, сексуальными эксцессами и т. д. Обуславливают и провоцируют попытки самоубийства психические заболевания, конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, действительная или мнимая утрата родительской любви, переживания, связанные со смертью или разводом родителей, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. Суицидальные попытки у подростков чаще импульсивные, связанные с ситуацией. Однако они могут быть завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую можно было бы предусмотреть. Знание подростков, склонных к самоубийству, создает возможность для предупреждения суицида. К подросткам повышенного риска относятся больные с депрессией, тревогой, мрачным настроением (дисфорией), бредом. К ним также относятся неустойчивые, психастенические, истерические психопатические личности, больные с психогенными заболеваниями, подростки, употребляющие спиртные напитки, подростки, переживающие экстремальные стрессовые ситуации, подростки из конфликтных семей, имеющие психически больных родственников, особенно с суицидами в анамнезе, подростки, страдающие хроническими, уродующими, затрудняющими социально-психологическую адаптацию соматическими заболеваниями или сопровождающимися депрессией, также имеют больший риск совершить суицид.

Для выявления состояний, предшествующих попытке самоубийства, следует знать их особенности. К этим состояниям относятся ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира, выражающихся в чувстве одиночества, непонимания другими, отказе от ранее признаваемых ценностей и предпочитаемых видов деятельности; направление агрессии против собственной личности; желание умереть и фантазирование на темы самоубийства; формирование представлений о способах самоубийства, появление угрюмо-мрачного настроения, психосоматических расстройств (бессонницы, анорексии, утомляемости, вегетативных нарушений).

Синдром асоциального поведения. В пубертатном возрасте подросток, стремясь к самостоятельности, пытается освободиться от семейных уз. Его эмансипация приводит к группированию с другими, а их совместные увлечения азартными играми, культом силы, демонстрацией своей «необычности» и т.д. нередко сопровождаются нарушением социальных норм, т. е. асоциальным поведением. Часть из них проявляет склонность к противоправным поступкам — делинквентности. Отсутствие надзора за поведением подростка, семейная и педагогическая запущенность способствуют как асоциальным, так и делинквентным поступкам подростка. Асоциальное поведение — это в одних случаях воровство из дома, разрушение вещей или порча имущества членов семьи, жестокость по отношению к родственникам. В других случаях это антисоциальное или агрессивное поведение, которое отмечается у подростка, изолированного, отвергаемого или не популярного среди сверстников. Оно проявляется негативизмом, непослушанием, конфликтностью, агрессивностью, разрушением имущества, жестокостью, нарушением норм сексуальных отношений. В третьих случаях подростки группой совершают антисоциальные поступки: кражи, нанесения ущерба чужому имуществу, хулиганство, акты вандализма, нанесения телесных повреждений, сексуальные насилия и т. д.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник