Синдромы умственной отсталости в детско

Синдромы умственной отсталости в детско thumbnail

Одна
из самых тяжёлых форм – умственная
отсталость (УО), или олигофрения
(слабоумие). УО – такое состояние, при
котором отмечается стойкое, необратимое
нарушение преимущественно познавательной
деятельности, вызванное органическим
поражением головного мозга
. Выделяют
её основные признаки:

Глобальность
дефекта

Его
необратимость

Органическое
происхождение

Различна
степень выраженности дефекта: дебилы
– лёгкая степень отсталости; имбецилы
– средняя; идиоты – глубокая. На
сегодняшний день в России выделяют 4
группы по степени выраженности: лёгкая
и умеренная степень (поддаются коррекции)
и тяжёлая и глубокая степень (сложные
случаи). В дальнейшем под УО будем иметь
в виду детей первых двух групп.

Причины:
недоразвитие психики во внутриутробном
периоде, при рождении и в первые полтора
года жизни, до становления речи. УО дети
составляют 2,5% от всех детей, редко
возникает после 2-х лет. Степень сложности
дефекта зависит от степени вредности,
постигшей ребёнка; особенно опасны
травмы и заболевания во внутриутробном
периоде. Часто органическая недостаточность
носит остаточный (резидуальный)
неусугубляющийся (непрогредиентный)
характер, что даёт основания для
оптимистических прогнозов относительно
развития ребёнка.

УО,
возникшая у ребёнка после 2-5 лет называется
деменцией, которая может вызываться
органическими заболеваниями мозга или
травмами, но предыдущее развитие походило
в пределах нормы. Как правило, такой
дефект носит необратимый характер.

Факторы,
вызывающие УО, разделяют на внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Наиболее распространённые:

Тяжёлые
инфекционные заболевания в период
беременности (вирусный грипп, краснуха
и др.);

Различные
интоксикации ядовитыми веществами с
нарушением обмена веществ (лекарства,
алкоголь, паразиты – токсоплазмоз,
простейшие, передающиеся от животных;,
дистрофия матери; сифилис)

Травматические
поражения плода, удары, ушибы. Часто –
природовые травмы – накладывание
щипцов, сдавливание головки ребёнка
при тяжёлых, быстрых или затяжных родах;
длительная асфиксия.

Наследственные–
врождённые (75% всех случаев): хромосомные
заболевания. болезнь Дауна.

Нарушения
белкового и углеводного обмена матери
и ребёнка;

Болезни
младенца на ранних этапах развития;

Экологические
факторы, радиация.

Рассмотрим
особенности психического развития УО
детей. Все стороны психики связаны между
собой, их развитие взаимообусловлено.
Сенсорное развитие включает развитие
ощущений, восприятия, представлений,
т.е. сложную работу анализаторов от
приема внешних сигналов периферическими
органами чувств до сложной переработки
головным мозгом всей поступающей
информации. У умственно отсталых детей
отмечается недоразвитие — часто глубокое
— всех сторон психической деятельности,
в том числе и речевое отставание.

Читайте также:  Мультисистемная атрофия или синдром шая дрейджера

Соотношение
интеллекта и степени умственной
отсталости.

IQ

DSM
(международная)

Российская
система

70-79

Пограничное
с нормой интеллектуальное развитие

50-70

Незначительная
умственная отсталость, затруднения
в учебе

Дебильность

35-49

Умеренная
умственная отсталость, трудности в
обучении

Имбецильность

25-39

Тяжелая
умственная отсталость, значительные
трудности в учебе

Идиотия

24
и ниже

Глубокая
умственная отсталость

Полноценное
функционирование органов чувств и
моторики имеет большое значение для
психического развития, является основой
формирования сложных психических
процессов. Определенный уровень развития
сенсорных и моторных процессов в их
тесной связи с развитием речи составляет
фундамент формирования познавательной
деятельности ребенка. Развитие психической
деятельности у нормально развивающегося
ребенка и ребенка с отклонениями в
развитии идет по одним закономерностям:
от восприятия и представления к
наглядно-действенному, наглядно-образному
и затем к элементам понятийного мышления.

У
умственно отсталого дошкольника снижена
ориентировочная деятельность, активность,
нарушена моторика, отмечается низкий
уровень мотивированности и потребностей.
Наблюдаются недостаточность внимания,
слабость смысловых связей, бессистемность
имеющихся представлений, нарушение
памяти.

Недоразвиты
все компоненты устной речи,
касающиеся
фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как
сопутствующие проявления интеллектуального
дефекта. Может быть механическая дислалия
(нарушение звукопроизношения из-за
нарушения строения артикуляционного
аппарата), ринолалия (нарушение речи
из-за расщелины артикуляционного
аппарата), дизартрия (нарушение всей
звуковой системы речи из-за нарушенной
иннервации артикуляционного аппарата
— параличи, парезы), могут быть алалии,
афазии, заикание.

У
умственно отсталого ребенка в силу
недоразвития коры мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия, дети
с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится
к использованию заученных речевых
шаблонов. Медленно и неточно осуществляется
перенос речевого опыта в сходные
ситуации, речь недостаточно регулирует
деятельность таких детей. Ребенок долгое
время общается только вопросно-ответной
формой, контекстная речь формируется
с трудом. Самостоятельный рассказ
сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке. Внимание к
речи окружающих и контроль за своей
речью у детей снижены.

Читайте также:  Что вводит скорая при болевом синдроме

Проявляются
отставания от сверстников во всех видах
продуктивной деятельности: рисовании,
конструировании, лепке. Игры таких детей
часто носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями. Новые сведения усваиваются
умственно отсталыми детьми медленно.
Их эмоциональные реакции инфантильны.
Нередко дети отстают от сверстников и
по показателям физического развития.

Недоразвитие
интеллекта и речи многовариативны. Они
могут проявляться в широком диапазоне
— от глубокого слабоумия с отсутствием
понимания и собственной речи (импрес-сивной
и экспрессивной речи) до сравнительно
неплохого развития, которое иногда
расценивается как низкая норма,
пограничное состояние.

При
анализе речевого нарушения у умственно
отсталогоребенка важно ориентироваться
на выделенные Р. Е. Левиной уровни
речевого недоразвития, соотнося с ними
состояние речи конкретного ребенка и
определяя при этом вид его речевого
нарушения.

Диагностика
негрубых форм умственной отсталости
(олигофрения в степени дебильности) у
детей дошкольного возраста, часто
затруднена. Ребенок незначительно
отличается своим поведением от детей
с нормальным развитием, а несформированность
навыков самообслуживания можно расценить
как результат его неправильного
воспитания. Иногда выраженное речевое
недоразвитие является единственным
симптомом, который настораживает,
вызывает тревогу у окружающих. Однако
с возрастом все четче проявляются,
помимо недоразвития речи, и другие
симптомы общего психического недоразвития.
У ребенка оказываются нарушенными
целенаправленная познавательная
деятельность, анализ и синтез разнообразных
раздражителей окружающего мира, он не
выделяет существенных признаков
предметов и действий, не дифференцирует
их. У него не формируются категории
цвета, формы, величины, количества и
т.д. Отмечается специфика двигательной
сферы. Особенности интеллектуального,
сенсорного, эмоционального, речевого
недоразвития вызываются недоразвитием
коры головного мозга.

Речевые
нарушения у умственно отсталых детей
подразделяются на две группы.

1.
Недоразвитие речи как симптом синдрома
олигофрении. У ребенка недосточное
внимание, восприятие, слабая память,
нет достаточного контроля за своими
действиями и за речью. Как одно из
проявлений олигофрении отмечается
несформированность фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон речи.

Читайте также:  Неврология синдром носков и перчаток

2.
На фоне олигофрении могут быть любые
речевые нарушения не как проявление
умственной отсталости, а дополнительно
к ней без причинно-следственной
соотнесенности речевой и интеллектуальной
неполноценности.

Все
речевые нарушения у умственно отсталых
детей встречаются чаще, чем у детей с
нормальных интеллектом.

Важно
отличать алалию от олигофрении, различать
ребенка с первичной речевой неполноценностью
(недоразвитием речи из-за недоразвития
головного мозга) и умственно отсталого.
Как основные диагностические показатели
учитывается, что ребенок с алалией имеет
больший запас сведений, представлений,
чем ребенок-олигофрен. Он лучше
ориентируется в быту, в ситуации,
учитывает изменения в обстановке, на
которые не обращает внимания умственно
отсталый. Ребенок с алалией лучше
понимает и чаще использует паралингвистические
средства общения. Страдающий алалией
критически относится к своему состоянию,
понимает, что не может говорить и этим
отличается от других детей; он имеет
выраженное желание нормализовать,
улучшить свою речь. В отличие от такого
ребенка умственно отсталый не обращает
внимания на свою речь, не замечает ее
недостаточности, не может критически
оценить свое состояние, не использует
помощь в работе. У умственно отсталого
нет желания улучшить свою речь.

Э.Сеген
отмечал, что умственно отсталый ничего
не знает, не может и не хочет, подчеркивая
недостаточность эмоционально-волевого
развития, отсутствие выраженной мотивации
к деятельности. По образному выражения
Н.И.Жинкина, на стыке олигофрении и
алалии лежит многовековая проблема
соотношения мышления и речи.

Разумеется,
тяжелые речевые нарушения задерживают
интеллектуальное развитие ребенка, но
это является вторичным проявлением
основного дефекта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник