Синдромы расстройства памяти и интеллекта

Синдромы расстройства памяти и интеллекта thumbnail

Интеллектуальные расстройства

Расстройства интеллектуальной деятельности — изменение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.

Слабоумие

Различают так называемую деменцию (от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) — приобретенное слабоумие и олигофрению (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум) — врожденное слабоумие. По особенностям клинической картины различают следующие типы деменций.

Органическая деменция — слабоумие, вызванное главным об­разом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилити­ческими и старческими психозами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парци­альное, лакунарное)1.

Тотальное слабоумие характеризуется стойким снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (см. «Психозы старческого воз­раста»), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция — см.).

Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к мо­лодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж». Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без всякой крити­ки относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть отдел в этой милой обстановке».

Частичное (дисмнестинеское) слабоумие характеризуется, как показывает уже само название, выраженными нарушениями па­мяти. Остальные интеллектуальные функции страдают главным образом вторично, поскольку нарушаются «входные ворота интеллекта», как иногда называют память. Такие больные сохраня­ют способность к суждениям, у них наблюдается критическое от­ношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но ста­рые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического от­ношения к себе такие больные понимают свое положение, стара­ются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пи­шут заранее, что им надо сказать или сделать.

Типичная картина такого частичного слабоумия может на­блюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофре­ническое и эпилептическое слабоумие.

Шизофреническое слабоумие, называемые еще апатическим или атактическим, характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умствен­ной деятельности еще длительное время могут сохраняться.

Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не от­крываемым.

Молодой человек 22 лет целыми днями неподвижно лежит в постели, не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь. Не берет в руки книг, совершенно равнодушен к самой интересной телевизионной передаче. В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежне­му ничем не занимался, безучастно относился к многочисленным предло­жениям сыграть в шахматы.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значитель­ном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышле­ния, когда человек начинает терять способность различать глав­ное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — зна­чительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют ино­гда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

Больная 36 лет, с детства страдающая эпилепсией, подробно, с множе­ством деталей, сообщает о своем состоянии: «Так вот, значит, я тогда пош­ла, пошла, а передо мной дверь, ну я взялась за ручку, взялась и толкнула, а там еще бабушка стояла, у нее носки шерстяные и ботинки сороковой размер …» и т.д. Всю эту длинную речь больная произнесла для того, чтобы сообщить врачу о появлении припадков после ушиба головы дверью. Па­мять резко снижена, женщина пользуется небольшим количеством слов, часто применяя трафаретные выражения и рифмы, охотно употребляет уменьшительные слова: «глазоньки», «рученьки», «сестриченька», «кроваточка». Целиком занята собой, окружающим интересуется постольку, по­скольку это имеет какое-то отношение к ней.

Олигофрения — наследственное, врожденное или приобретен­ное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении со­циальной адаптации.

Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта

Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдро­ма. Основой его является невозможность запоминать текущие со­бытия (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориен­тировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дез­ориентировка в месте и окружающей действительности. И еще один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, глав­ным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

Больной 33 лет, переведенный в психиатрическую клинику (ввиду вы­раженных расстройств памяти) из хирургической, где он лечился по поводу травмы головы, охотно сообщает свое имя и фамилию, профессию, имена детей. В то же время не знает, где он сейчас находится, какое сегодня число, что он совсем недавно ел. Никак не может запомнить имени лечащего вра­ча (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где стоит его кровать. На вопрос, чем он вчера занимался, сообщает, что «пришлось срочно пересматривать один проект». В другой раз говорит: «Целый день занимался починкой мотоцикла, что-то он опять у меня забарахлил».

Органический (энцефалопатический, психоорганический) синд­ром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя:

1) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; 2) расстройство памяти; 3) снижение интеллекта. Больные стано­вятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нару­шается ориентировка во времени, так как постоянно приходится за­поминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают. У них ослабляется воля, снижается работоспо­собность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Неред­ки варианты психопатоподобного поведения органического генеза.

Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (Шнайдер К.): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический.

Органический (психоорганический, энцефалопатический) синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заболевания печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (на­пример, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровожда­ется самыми различными неврологическими расстройствами.

Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соот­ветствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

Глава 7. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Мышление — обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основным эле­ментом мышления является понятие — отражение в сознании че­ловека наиболее общих и существенных свойств и качеств пред­метов и явлений в отличие от ощущений, восприятий и представ­лений, которые отражают либо отдельные конкретные свойства предметов и явлений (ощущения), либо эти конкретные явления и предметы в целом (восприятия), либо воспроизведение образов, воспринятых в прошлом (представления). Например, понятие «дом» отражает общие свойства самых различных построек раз­ной архитектуры, величины, стиля, месторасположения, содер­жит смысл «собственного жилища» и т.д.

Одной из самых главных особенностей понятий является то, что они базируются не только на собственном опыте человека, но и включают в себя опыт предыдущих поколении, закрепленный с помощью языка. Именно поэтому овладение языком способству­ет усвоению всего багажа знаний, накопленных человечеством.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, срав­нения и обобщения, абстракцию и конкретизацию с последую­щим переходом к образованию понятий.

Процесс ассоциации может нарушаться самым различным об­разом в зависимости от характера болезни, ее стадии, типа тече­ния и исхода.

Источник

Расстро́йство интелле́кта (слабоу́мие) (от лат. intellectus — понимание, познание) — психиатрический интеллектуально-мнестический синдром; врождённое (умственная отсталость) или приобретённое (деменция) поражение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению.

Если слабоумие приобретённое, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Наблюдается глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности[1]. При этом сначала может наблюдаться один однообразный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость либо с апато-абулией, либо с психомоторным возбуждением. Изменяется личность, искажается характер.

В психиатрии слабоумие относится к изменениям процесса рационального познания в виде осложнения или полной невозможности к овладеванию знаниями[1]; умозаключений; суждений; критических способностей. При приобретённом слабоумии использование старых знаний, умений и навыков также осложняется или становится невозможным.

История[править | править код]

Расстройства интеллекта были известны с доисторического времени. Это подтверждают история психиатрии и транскультуральная психиатрия, обнаруживая, например, атеросклеротические изменения головного мозга у нецивилизованных племён[2].

Отделив от понятия «мания» старческое слабоумие, Аретей из Каппадокии — выдающийся древнеримский античный медик и философ, вероятно, впервые различает острые и хронические органические психические расстройства, называя острые (преходящие) делирием, а хронические и необратимые — деменцией[3].

Отдельно расстройства интеллекта в классификации психических болезней выделил швейцарский медик Ф. Платер[4].

Французский психиатр Ф. Пинель впервые разделил слабоумие на врождённое и приобретённое[5].

Ж.-Э. Д. Эскироль — французский психиатр, ученик Филиппа Пинеля, оперируя терминами «слабоумие» в понимании «деменция» и «идиотизм» в понимании «умственная отсталость» впервые их дифференцирует. Слабоумие, по Эскиролю, есть поражение мозга с хроническим течением, с ослаблением интеллекта, с извращением чувств и воли. В одном из тех точных и ярких афоризмов, которые так были свойственны учёному, он проводит различие между слабоумием и идиотизмом:

Современный термин «олигофрения» предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин.

Классификация[править | править код]

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные[6]. Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[7].

По этиологии различают:

  1. Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера, деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром.
    1. По течению существует:
      1. Стационарное — возникнув, не углубляется;
      2. Прогрессирующее — ведущее к психическому маразму. При этом, чем раньше оно начинается, тем быстрее прогресс и хуже прогноз[8].
    2. По патологоанатомическим изменениям по О. В. Кербикову:
      1. Органическое — есть характерные изменения в головном мозге. Его в свою очередь классифицируют по этиологии, нозологическому принципу и локализации в головном мозге. Отдельно некоторые авторы выделяют эпилептическое слабоумие, что выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
      2. Шизофреническое слабоумие (или везаническое, апатическое, транзиторное[9], атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться[10]. Возникает при длительном течении шизофрении.
    3. Клинически различают лакунарную и тотальную деменцию[10][6]. Среди тотальной деменции А. В. Снежневский выделяет паралитическое и сенильное слабоумие[11]. Для первого характерны эйфория, психомоторное возбуждение, облегчение ассоциаций и растормаживание низших влечений; для второго — амнезия, утрата критики, безразличное или угрюмо-раздражительное настроение, эмоциональная тупость. Классические формы встречаются, соответственно, при прогрессивном параличе и сенильной деменции.
  2. Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[6]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»):
    1. дебильность (иногда сохраняется способность к труду);
    2. имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию);
    3. идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

См. также[править | править код]

  • Интеллект
  • Когнитивные нарушения
  • Умственная отсталость
  • Деменция
  • Госпитализм

Литература[править | править код]

  1. Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В. та інші. Психиатрия: Курс лекций: Учебное пособие = Психіатрія: Курс лекцій: Навчальний посібник / За ред. Бітенського В. С.. — Одеса: ОНМУ, 2004. — 354 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7733-56-4.;
  2. Замский Х. С., Коняева Н. П. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд.. — Москва: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-7695-4334. (недоступная ссылка)
  3. Морозов Г. В., Шуйский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.;
  4. О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.;
  5. Ю. В. Каннабих. История психиатрии. — Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1928.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 244.
  2. ↑ Ю. В. Каннабих, 1928.
  3. ↑ Деменции: Эволюция понятия. Медицина и здоровье. Лечение болезней. MEDALBUM/RU. Дата обращения 18 января 2018.
  4. ↑ Замский Х. С., Коняева Н. П., 2008, с. 17.
  5. ↑ Замский Х. С., Коняева Н. П., 2008, с. 22.
  6. 1 2 3 Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 245.
  7. ↑ О. В. Кербиков, 1968, с. 110.
  8. ↑ Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 246.
  9. О. К. Напрєєнко, І. Й. Влох, О. З. Голубков. Психиатрия = Психіатрія / Под ред. О. К. Напрєєнко. — Київ: Здоров’я, 2001. — С. 124. — 584 с. — 5000 экз. — ISBN 5-311-01239-0.
  10. 1 2 Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В., 2004, с. 114.
  11. ↑ Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — Москва: Медицина, 1983. — С. 79. — 481 с. — 25 000 экз.

Источник

Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.

· пассивное – то типу ориентационного рефлекса

· активное – при целенаправленной деятельности

· селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.

Качества внимания: способность к концентрации

объем

устойчивость

переключаемость

Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.

Нарушения внимания:

1.Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.

2.Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.

Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, характерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.

3.Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, характерное для эпилепсии, органических расстройств.

Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).

Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Классификация памяти:

1.В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.

2.По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).

Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.

Нарушения памяти:

· обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.

· необратимые – при органических нарушениях.

Количественные:

1.Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.

2.Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.

Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.

Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.

3.Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.

Ретроградная– выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.

Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.

Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.

Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.

Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.

Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.

Тотальная – человек вообще ничего не помнит.

Качественные:

1.Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).

2.Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.

3.Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.

4.Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.

Нарушения чувства знакомого:

Déjà vu– больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.

Jamas vu– больной не узнает знакомую обстановку.

Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.

Корсаковский синдром – фиксационная амнезия

ретро — и антероградная амнезия

парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)

Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).

Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.

Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.

Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.

Нарушения интеллекта:

способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике.

Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).

Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:

1.Органическая– ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и характер не меняются) или тотальной (ядро личности и характерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгеймера, после инсультов, ЧМТ.

Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.

2.Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.

3.Шизофреническая – больной не может использовать знания на практике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.

Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.

Умственная отсталость:

Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.

Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.

Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.

Виды:

1.Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.

2.Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.

3.Умеренная(умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.

4.Легкая (дебильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).

Выделяют:

Ø легкая дебильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.

Ø умеренная– затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстрактное мышление не развито.

Ø выраженная– затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.

Атипичные формы олигофрении:

Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.

1.Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дебильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.

2.Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дебильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.

3.Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается пространственное ориентирование и конструктивный праксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.

4.Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них характерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.

Ø Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и пространственных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.

Ø Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.

Ø Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.

Ø Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем характеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.

Обследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.

Источник