Синдромы поражения префронтальной области мозга

Синдромы поражения префронтальной области мозга thumbnail

Вопрос 2. Синдром поражения префронтальных отделов мозга.

Синдромы поражения коры: нарушение факторов ассоциативного типа, обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга, нарушение модально-неспецифических факторов активации ― дезактивации. Существует два вида:

· Префронтальные конвекситальные синдромы. =Лобные синдромы.

Проявляются или как развернутые лобные синдромы, с грубым распадом поведения и даже простейших программ целенаправленной психической деятельности, или практически бессиндромно.

Синдромы поражения включают в себя несколько групп симптомов:

Общие нарушения поведения и личности больного, проявляющиеся в нарушениях внутреннего плана деятельности, потере целесообразности отдельных поведенческих актов, нарушениях произвольной регуляции поведения, изменении эмоционально-личностной, мотивационной сферы.

Нарушения в двигательной сфере: дефект регуляции сложных произвольных движений и действий. Пробы ― (примерно) действия по инструкции доктора или «сначала скажи, а потом сделай, как сказал». Возникают системные персеверации.

Симптомы нарушения психологической структуры различных видов познавательной психологической деятельности. Пробы: воспроизведение 3-4 слов из 10 приведенных, их повтор.

Акалькулии― больные производят случайные операции с числами.

· Префронтальные медиобазальные отделы.

Нарушение модально-неспецифических факторов, вследствие чего возникают модально-неспецифические нарушения ВПФ, которые сочетаются с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

Сохранно восприятие, речь, высшие двигательные функции.

Нарушения эмоциональной сферы

Колебания функционального состояния (тенденция к его снижению), быстрая истощаемость.

Нарушение воспроизведения семантически организованного материала (к простому рассказу приплетают все, с чем возникли ассоциации) à нарушение интеллектуальной деятельности.

Неустойчивость личности, неадекватная самооценка.

+ это малопонятная область, т.к. синдромы поражения коры мало изучены.

Вопрос 1. Симптом, синдром и фактор в нейропсихологии. Их соотношение. (Возможно, этот вопрос будетJ)

Фактор ― те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах.

Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов, и т п.

Фактор – некий физиологический принцип работы определенной зоны мозга, которая обеспечивает те или иные составляющие психической деятельности.

Каждая зона мозга ответственна за свой фактор. Важно какие именно факторы включают в свой состав сложные психические функции или деятельность и какая у них основа. Фактор – определенный продукт работы мозга, который одновременно является одним из составляющих звеньев в функциональных системах психики. Фактор многозначен – может быть включен в различные психические функции, деятельности. Например, анализ и синтез. Фактор: 1. Куда идешь; 2. Отличие чернил от молока. Зоны мозга многофункциональны. Могут включаться в новые функциональные системы, задачи. Впервые о многозначности мозговых зон сказал невролог Фелиманов. Из этого следует тезис о пластичности Н.С., т.е. одни звенья, факторы, структуры могут включаться в поврежденные системы, может иметь место замена одних факторов другими.

Симптом.

· С точки зрения медицины – внешнее проявление расстройства какой-либо функции.

· Необходима нейропсихологическая классификация симптома. Т.е. симптом приобретает истинное значение, когда мы можем увидеть нарушение какого именно фактора произошло. Т.е. надо попытаться понять, почему именно человек не понимает. Например: — так как не запоминает;

— т.к. не успевает за темпом (часто при старении)

— т.к. плохо различает звуки (н-р: стол-стон)

Нейропсихологический симптом – оценка с точки зрения причины.

Симптомы объединяются в синдромы на основе общего поврежденного фактора.

Синдром – закономерное сочетание нарушений ВПФ в основе которого лежит нарушение фактора (группы факторов, связанной с работой определенных зон мозга).

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2018;
проверки требуют 17 правок.

Префронтальная кора головного мозга
Поля Бродмана 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 32, 44, 45, 46 и 47 расположены в префронтальной коре
Часть Лобная доля
Артерия передняя и средняя мозговая артерия
Вена верхний сагиттальный синус
  • MeSH
  • MeSH
  • FMA[1]
 Медиафайлы на Викискладе

Префронта́льная кора (лат. Cortex praefrontalis) — отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей и включающий в себя 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 32, 44, 45, 46 и 47 поля по Бродману. [2]

Многие авторы указывали на связь между желанием человека жить, личностью и функциями префронтальной коры[3]. Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятия решений и регулирование социальным поведением[4]. Основным назначением этой области мозга считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целями[5].

Типичным психологическим термином для функций, выполняемых префронтальной областью коры головного мозга, является исполнительная функция. Исполнительная функция связана со способностями выявлять конфликтующие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий (хорошие и плохие, хорошие и более лучшие, одинаковые и различающиеся), действовать по направлению достижения определенной цели, прогнозировать результаты, ожидания, основанные на действиях, и социального «контроля» (способностью подавлять убеждения, которые могут привести к социально неприемлемым результатам).

Лобная кора поддерживает усвоение конкретных правил. Более передние области вдоль ростро-каудальной оси лобной коры поддерживают обучение более общим правилам на более высоких уровнях абстракции[6].

Определение[править | править код]

Существуют три возможные дефиниции префронтальной коры:

  • гранулярная лобная кора (то есть та, в которой преобладают нейроны II и IV слоев — наружный и внутренний гранулярный слой, соответственно — коры больших полушарий)
  • зона проекции медиодорсальных ядер таламуса
  • часть лобных долей, электрическая стимуляция которой не вызывает моторных актов.

Слабость первого определения в том, что оно работает только для приматов, так как у неприматов нет IV гранулярного коркового слоя; то есть, хотя оно и применимо к человеку, оно не универсально[7].

Слабость второго определения была выявлена последующими исследованиями: оказалось, что медиодорсальные ядра таламуса дают проекции не только в гранулярную лобную кору[8]. Таким образом, определение было скорректировано и может выглядеть как «префронтальная кора — это регион коры больших полушарий, имеющий более сильные реципрокные связи с медиодорсальными ядрами таламуса, чем с любыми другими таламическими ядрами».

Читайте также:  Острый коронарный синдром диагностика и лечение

Третье определение также имеет свои сложности: не отвечающие на электростимуляцию наблюдаемой двигательной активностью зоны лобных долей включают в себя как гранулярную, так и агранулярную кору[7].

Состав[править | править код]

В представленной ниже таблице показаны различные способы разделения префронтальной коры на зоны на основе областей Бродмана[2].

Медиальная префронтальная кора головного мозга (mPFC) состоит из гранулярных кортикальных областей (медиальные части полей 9 и 10) и агранулярных областей (поля 24, 25 и 32), которые охватывают переднюю поясную извилину (поле 24), инфралимбическую кору[en] ( поле 25) и предлимбическую кору головного мозга (поле 32)[2].

  • Орбитофронтальная кора состоит из гранулярных областей коры (поле 11) и смешанных гранулярных и агранулярных областей (поля 13 и 14)[2].
  • Вентролатеральная префронтальная кора состоит из полей 12, 44, 45 и 47[2].
  • Дорсолатеральная префронтальная кора состоит из латеральной части поля 9 и всего поля 46[2].
  • Каудальная префронтальная кора состоит из поля 8, включая фронтальные глазные поля[en][2].

Связи и взаимодействия[править | править код]

Префронтальная кора в высокой степени обоюдно связана с большинством структур мозга, включая особенно сильные связи с другими кортикальными, субкортикальными и стволовыми образованиями[9]. Дорсальная префронтальная кора более всего взаимосвязана с регионами мозга, обеспечивающими внимание, когнитивную деятельность и моторику[10], в то время как вентральная префронтальная кора взаимосвязана с регионами мозга, отвечающими за эмоции[11]. Префронтальная кора также имеет обоюдные связи со стволовой активирующей системой, и функционирование префронтальных регионов сильно зависит от баланса активации/торможения, что, в соответствии с концепцией трёх функциональных блоков А. Р. Лурии, является отражением взаимодействия между первым — энергетическим — и третьим — блоком программирования, регуляции и контроля психической деятельности — блоками головного мозга[12].

Медиальная префронтальная кора участвует в генерации третьей и четвёртой фазы медленноволнового сна (эти фазы объединяются под названием «глубокий сон»), и её атрофия связывается с сокращением доли глубокого сна относительно общего времени сна[13], что, соответственно, ведёт к ухудшению консолидации памяти[13].

Атрофия префронтальной коры происходит естественным образом по мере старения, и было показано, что пожилые люди испытывают проблемы с консолидацией памяти в соответствии с деградацией их медиальной префронтальной коры[13]. У пожилых людей воспоминания, вместо того чтобы быть переданными и сохраненными в неокортексе, начинают оставаться в гиппокампе, где они были закодированы, свидетельством чего является повышенная гиппокампальная активация в сравнении со взрослыми молодыми индивидами во время заданий на вспоминание информации, когда испытуемые заучивали словесные ассоциации, спали и затем должны были воспроизвести выученные слова[13].

Функции[править | править код]

Базовой функцией префронтальной коры является комплексное управление мыслительной и моторной активностью в соответствии со внутренними целями и планами[14].

Она играет главную роль в создании сложных когнитивных схем и планов действий, принятии решений, контроле и регуляции как внутренней деятельности, так и социального поведения и взаимодействия[15].

Управляющие функции префронтальной коры проявляются в дифференциации противоречивых мыслей и мотивов и выборе между ними, дифференциации и интеграции объектов и понятий, прогнозировании последствий настоящей активности и её корректировке в соответствии с желаемым результатом, эмоциональной регуляции, волевом контроле, концентрации внимания на необходимых объектах[16].

Префронтальная кора — дорсолатеральная её часть — является также субстратом кратковременной памяти: Якобсен в 1936 году показал, что повреждение префронтальной коры у приматов ведёт к дефициту кратковременной памяти[17]; в 1952 году Карл Прибрам идентифицировал регион префронтальной коры, ответственный за этот дефицит, как 46 поле Бродмана, также известное как дорсолатеральная префронтальная кора[18]; далее, в 1993 году Голдмен-Ракич с коллегами провела эксперимент, где с помощью временной инактивации участков дорсолатеральной префронтальной коры была вызвана утрата воспоминаний, хранящихся в кратковременной памяти[19].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Foundational Model of Anatomy
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Elisabeth Murray, Steven Wise, Kim Graham. Chapter 1: The History of Memory Systems // The Evolution of Memory Systems: Ancestors, Anatomy, and Adaptations (англ.). — 1st. — Oxford University Press, 2016. — P. 22—24. — ISBN 9780191509957.
  3. DeYoung C.G., Hirsh J.B., Shane M.S., Papademetris X., Rajeevan N., Gray J.R. Testing predictions from personality neuroscience. Brain structure and the big five (англ.) // Psychological Science : journal. — 2010. — June (vol. 21, no. 6). — P. 820—828. — doi:10.1177/0956797610370159. — PMID 20435951.
  4. Yang Y., Raine A. Prefrontal structural and functional brain imaging findings in antisocial, violent, and psychopathic individuals: a meta-analysis (англ.) // Psychiatry Research (англ.)русск. : journal. — 2009. — November (vol. 174, no. 2). — P. 81—8. — doi:10.1016/j.pscychresns.2009.03.012. — PMID 19833485.
  5. Miller E.K., Freedman D.J., Wallis J.D. The prefrontal cortex: categories, concepts and cognition (англ.) // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences : journal. — 2002. — August (vol. 357, no. 1424). — P. 1123—1136. — doi:10.1098/rstb.2002.1099. — PMID 12217179.
  6. Badre D., Kayser A.S., D’Esposito M. Frontal cortex and the discovery of abstract action rules (англ.) // Neuron (англ.)русск. : journal. — Cell Press (англ.)русск., 2010. — April (vol. 66, no. 2). — P. 315—326. — doi:10.1016/j.neuron.2010.03.025. — PMID 20435006.
  7. 1 2 Uylings HB, Groenewegen HJ, Kolb B. Do rats have a prefrontal cortex? // Behavioural Brain Research 146 (1-2). — 2003. — С. 3—17.
  8. Markowitsch HJ; Pritzel, M. The prefrontal cortex: Projection area of the thalamic mediodorsal nucleus? // Physiological Psychology 7 (1). — 1979. — С. 1—6.
  9. Alvarez JA, Emory E. Executive function and the frontal lobes: a meta-analytic review // Neuropsychology Review 16 (1). — 2006. — С. 17—42.
  10. Goldman-Rakic PS. Topography of cognition: parallel distributed networks in primate association cortex // Annual Review of Neuroscience 11. — 1988. — С. 137—156.
  11. Price JL. Prefrontal cortical networks related to visceral function and mood // Annals of the New York Academy of Sciences 877. — 1999. — С. 383—396.
  12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — 6-е изд.. — Academia, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-7695-4915-1.
  13. 1 2 3 4 Mander BA, Rao V, Lu B et al. Prefrontal atrophy, disrupted NREM slow waves and impaired hippocampal-dependent memory in aging // Nature Neuroscience 16 (3). — 2013. — С. 357—364.
  14. Miller EK, Freedman DJ, Wallis JD. The prefrontal cortex: categories, concepts and cognition // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences 357 (1424). — 2002. — С. 1123—1136.
  15. Yang Y, Raine A. Prefrontal structural and functional brain imaging findings in antisocial, violent, and psychopathic individuals: a meta-analysis // Psychiatry Research 174 (2). — 2009. — С. 81—88.
  16. Goldman-Rakic PS. The prefrontal landscape: implications of functional architecture for understanding human mentation and the central executive // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences 351 (1346). — 1996. — С. 1445—1453.
  17. Jacobsen C. F. Studies of cerebral function in primates. I. The functions of the frontal associations areas in monkeys // Comp Psychol Monogr 13. — 1936. — С. 3—60.
  18. Pribram, K. H.; Mishkin, M.; Rosvold, H. E.; Kaplan, S. J. Effects on delayed-response performance of lesions of dorsolateral and ventromedial frontal cortex of baboons // Journal of comparative and physiological psychology 45 (6). — 1952. — С. 565—575.
  19. Funahashi, S.; Bruce, C. J.; Goldman-Rakic, P. S. Dorsolateral prefrontal lesions and oculomotor delayed-response performance: Evidence for mnemonic «scotomas» // The Journal of neuroscience: the official journal of the Society for Neuroscience 13 (4). — 1993. — С. 1479—1497.
Читайте также:  Меню диет при синдроме раздраженного кишечника

Источник

В нейропсихологии выделяется три основных варианта синдромов, связанных с поражением префронтальной коры.

Префронтальный конвекситальный синдром. Клиническое названии синдрома — лобный.
1. Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов — в крайних вариантах выраженности больному практически недоступно произвольно выполнение даже простых заданий. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое».
2. Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия) — невозможность выполнения двигательной программы, замена ее сложившейся стериотипной последовательностью. Так, в ответ на инструкцию «Сожмите руку два раза» больной долго жмет ее или сжимает многократно.
3. Эхопраксия — прямая подчиненность двигательной программы проявляемым стимулам. Больной повторяет двигательную инструкцию, а если инструкция предъявляется вербально, то она вообще не выполняется.
4. Нарушение регулирующей функции речи — речевая инструкция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъединяются.
5. Инактивность — исчезновение инициативы, активности, может проявляться на различных этапах выполнения действия: на этапе формирования намерения, исполнения и сличения. Нарушение произвольной регуляции, нарушение регулирующей функции речи и инактивность — все эти признаки лобного синдрома могут проявляться в двигательной, интеллектуальной, мнестНической и речевой деятельности.

Наиболее наглядно нарушения целеполагания, программирования и контроля находят свое отражение в речевых расстройствах. Спонтанная речь вольных обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в речевой продукции много штампов, стереотипов, эхолалий (повторений за обследующими).

При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей функции речи, снижение речевой инициативы, обеднение речевой продукции.

В случае правополушарных поражений наблюдаются расторможенность речи; обилие речевой продукции с утратой содержания; дефекты наглядного, невербального мышления; нарушение целостной оценки ситуаций.

При правополушарной локализации поражения в базальных отделах лобных долей характерно знание больным проявлений своего заболевания в сочетании с отсутствием целостного представления о нем и его переживания (апозогнозия). Общий фон настроения характеризуется благодушием, эйфорией, иногда — расторможенностью эффективной сферы.

Поражение базальных отделов левой лобной доли головного мозга характеризуется общим депрессивным фоном настроения, который, однако, не вытекает из истинного переживания болезни.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностыо, монотонностью, неадекватностью.

Префронтальный медиальный синдром. Здесь на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов активации — дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, времени, своем заболевании и собственной личности. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой возраст, возраст своих детей и т.п. При нарушениях ориентировки имеются специфические латеральные черты: при иравополушарном поражении чаще встречается двойственная ориентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуляций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти распространяются на запоминание материала любой модальности независимо от уровня смысловой организации.

Латеральные различия в нарушениях памяти проявляются следующим образом. Правосторонние поражения характеризуются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, а также «амнезией на источник» — больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Мнестический дефект при левосторонних поражениях менее выражен в отношении контаминаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инактивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Префронтальный конвекситальный синдром имеет следующие составляющие:

Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов – в крайних вариантах больному практически недоступно произвольное выполнение даже простых заданий. Поведение подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое». Например, больной пытался выйти из комнаты через дверку шкафа. Утрата произвольного контроля и регуляции деятельности отчётливо проявляется при выполнении заданий, требующих построения программы действий и контроля за их исполнением. Эти задания могут касаться любой сферы: двигательной, интеллектуальной, мнестической.

Регуляторная апраксия – невозможность выполнения двигательной программы, замена её сложившейся стереотипной последовательностью. В ответ на инструкцию «Сожмите мою руку два раза» больной долго жмёт её или сжимает многократно.

Читайте также:  Синдром петрушки дина рубина книга скачать бесплатно fb2

Эхопраксия – прямая подчинённость двигательной программы предъявляемым стимулам. Больной повторяет двигательную инструкцию, а если инструкция предъявляется словесно, то она не выполняется.

Нарушение регулирующей функции речи – речевая инструкция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъединяются. В наиболее грубых случаях вербальное задание даже не запускает действие – не формируется намерение выполнять.

Инактивность – исчезновение инициативы, активности, может проявляться на различных этапах выполнения действия: на этапе формирования намерения, исполнения и сравнения. Так, при запоминании страдает стратегия деятельности: больной не старается запомнить и воспроизвести больше. Кривая запоминания имеет форму плато – 3, 4 слова из десяти без наращивания количества. При решении арифметических задач у больных отсутствует этап предварительной ориентировки в условиях задачи формирование плана решения. Они манипулируют с числами, данными в условиях задачи, без осмысления. Ошибки не корригируются. Наглядно нарушения программирования и контроля находят своё отражение в речевых расстройствах. Спонтанная речь обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в речевой продукции много штампов, стереотипов, эхолалий. Не могут построить рассказ на заданную тему, соскальзывают на побочные ассоциации, теряя цель высказывания. В грубых вариантах наступает речевая аспонтанность.

Проявления лобного синдрома наиболее отчётливы при двустороннем поражении префронтальных отделов. При поражении левой лобной доли отчётливо выступает нарушение регулирующей функции речи, снижение речевой инициативы, обеднение речевой продукции, более грубая инактивность, снижение интеллектуальных и мнестических функций.

В случаях правосторонних поражений наблюдается расторможенность речи; обилие речевой продукции с утратой содержания; дефекты наглядного, невербального мышления; нарушение целостной оценки ситуаций.

Префронтальный базальный синдром. Патологический очаг в базальных отделах лобных долей приводит к эмоционально-личностным нарушениям. На этом фоне не выявляется расстройств гнозиса, праксиса и речи. Уровень мнестических и интеллектуальных процессов снижается. Наблюдается расторможенность и ригидность – нарушение пластичности психических процессов.

При правополушарной локализации характерно знание больным проявлений своего заболевания в сочетании с отсутствием целостного представления о нём и его переживания (анозогнозия). Фон настроения с благодушием, эйфорией, иногда – расторможенностью аффективной сферы. Благодушный фон настроения стабилен. Отсутствует реакция на неуспех – больные объясняют свою неудачу отсутствием навыков. Такая «квазилогическая» аргументация создаёт лишь видимость осмысления ошибок.

Поражения базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном настроения, который, однако, не вытекает из истинного переживания болезни. Когнитивная составляющая внутренней картины последней здесь отсутствует. Жалобы либо не предъявляются больным, либо при расспросе он описывает соматическое расстройство. На неуспех в заданиях больные не реагируют, могут быть отдельные эмоциональные реакции в виде негативизма, агрессии, которые носят лабильный характер.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базальной патологией обеднена, монотонна, неадекватна.

Префронтальный медиальный синдром. Здесь на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов активации-дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов – нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания в виде дезориентировки больного в месте, времени, своём заболевании и собственной личности. В ориентировке в месте особую роль приобретают случайные признаки, и больной по типу «полевого» поведения интерпретируют ситуацию своего местонахождения. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой возраст, возраст своих детей и т.п. При нарушениях ориентировки имеются специфические латеральные черты: при правополушарном поражении чаще двойственная ориентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуляций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти со следующими чертами: а) модальной неспецифичностью; б) расстройством избирательности воспроизведения; в) ухудшение ретенции по сравнению с сохранным непосредственным воспроизведением. По первым двум признакам мнестические расстройства аналогичны нарушениям памяти при поражении медиальных отделов височной области (гиппокампа). Нарушения памяти распространяются на запоминание материала любой модальности независимо от уровня смысловой организации. Объём непосредственной памяти соответствует норме в средних и нижних границах. Однако введение в интервале между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи оказывает ретроактивное тормозящее влияние на предыдущий материал. Своеобразным для лобных долей является нарушение избирательности из-за недостатка контроля при актуализации. При воспроизведении обнаруживаются контаминации (наложение) за счёт включения стимулов «от себя». При воспроизведении рассказов имеются конфабуляции в виде включения других смысловых отрывков из прошлого опыта больного.

Латеральные различия в нарушения памяти следующие. Правосторонние – характеризуются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, также «амнезий на источник» — больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. При левостороннем – мнестический дефект менее выражен в отношении контаминаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инактивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

5.1.7. Синдромы «расщеплённого мозга». При перерезке мозолистого тела каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, существенно нарушается интеграция деятельности полушарий.

Синдром аномии проявляется в нарушении называния стимулов, поступающих в правое полушарие. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое поле зрения, информация поступает в теменные или затылочные доли правого полушария. При нарушении межполушарных связей перенос информации в речевое полушарие не происходит и объект не может быть назван. При поступлении в левое полушарие объект правильно называется.

Синдром «дископии-дисграфии» проявляется в том, что больному становится недоступно написание левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой рукой. Смена руки при тех же заданиях делает их выполнимыми.

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник