Синдромы поражения отдельных долей головного мозга

Синдромы поражения отдельных долей головного мозга thumbnail

Синдромы поражения лобной доли. При повреждении всей прецентральной извилины возникает центральный парез мышц лица, языка, руки и ноги на противоположной стороне тела, хотя чаще страдают отдельные ее участки с развитием монопареза руки или ноги. Если повреждается добавочная моторная зона (задняя часть верхней лобной извилины, на­ходящаяся кпереди от прецентральной извилины), то наблю­дается хватательный рефлекс на противоположной стороне; при двустороннем повреждении этой зоны или отходящих от них волокон возникает сосательный рефлекс.

Поражение задних отделов средней лобной извилины вызывает парез взора в противоположную сторону, -е

Повреждение зоны Брока (задние ^лт^лы нижней лоб- ной извилины) доминантного полушария приводит к мо- торной афазии, а также апраксии языка и губ. При общир- ном повреждении префронтальных областей грубо наруша­ется психическое состояние больного: могут наблюдаться импульсивность, раздражительность, безынициативность, апатия, замедление реакции на внешние события (абулия) и равнодушие к окружающим, нарушается контроль функ­ции тазовых органов. В части случаев отмечаются эйфория, повышенная разговорчивость, склонность к вульгарным шуткам, бестактность, затруднения в адаптации. Также воз­можны расстройства мышления, снижение умственной ак­тивности. Вовлечение в процесс медиально-орбитальных участков лобной доли вызывает аносмию. Небольшое одно­стороннее поражение передних отделов лобных долей может быть бессимптомным. При двустороннем поражении пре- центральных извилин и корково-ядерных отмечается псев­добульбарный паралич.

При патологическом возбуждении (эпилептический припадок) отдельных зон коры лобных долей возникают кратковременные поворот головы и глаз в противополож­ную сторону, судороги и более сложные движения в кон­тралатеральных конечностях, психические и поведенческие расстройства.

Синдромы поражения височной доли. Повреждение верхней височной извилины доминантного полушария при­водит к сенсорной афазии. Поражение височной доли до­минантного полушария также может вызвать нарушение чтения (алексия), письма под диктовку (аграфия). При по­вреждении в любой (правой или левой) височной доле путей

зрительного анализатора (нижние волокна коленчато-шпор­ного пути) развивается верхнеквадрантная гомонимная ге­мианопсия (противоположных полей зрения). При двусто­роннем поражении височных долей могжет развиться корса­ковский (амнестический) синдром (вследствие повреждения гиппокампа).

Синдромы поражения отдельных долей головного мозга

Эпилептические припадки, связанные с раздражением отдельных зон височной доли, проявляются обонятельны­ми, слуховыми галлюцинациями, нарушением мнестических процессов — состояние «уже виденного» или «никогда не виденного», нарушением речи и другими расстройствами.

Синдромы поражения теменной доли. Поражение коры постцентральной извилины приводит к онемению или утра­те чувствительности в отдельных частях противоположной половины лица, туловища и конечностей (нарушение чув­ствительности по корковому типу). Поражение вторичных корковых зон соматической чувствительности вызывает астереогноз. При обширном повреждении теменной доли не­доминантного полушария больной игнорирует имеющиеся двигательные и чувствительные расстройства (анозогнозия) и может даже игнорировать всю левую половину своего тела (при уходе за телом и одеванием). При обширном повреж­дении теменной доли недоминантного и, реже, доминант­ного полушария больному не удается копировать фигуры, рисунки, построить объекты по образцу (конструктивная апраксия). При повреждениях угловой извилины доминант­ного полушария на границе с височной и затылочной долями больной может утратить способность к чтению (алексия), а при более обширном поражении этой области нарушаются и письмо (аграфия), счет (акалькулия), распознавание своих пальцев (пальцевая агнозия) и различение правой и левой стороны тела. Утрата приобретенных ранее двигательных навыков (идеомотороная апраксия) развивается при пора­жении нижних отделов левой теменной доли.

Возбуждение нейронов коры теменной доли при эпилеп­тическом припадке вызывает парестезии, онемения, редко болевые ощущения в отдельных частях противоположной половины тела.

Синдромы поражения затылочной доли. Поражение затылочной доли приводит к полной или частичной по­тере зрения в противоположных полях зрения — контра­латеральной гемианопсии. Двустороннее поражение зри­тельной коры затылочных долей (например, при инсульте) приводит к «корковой слепоте», при этом не находят из­менений на глазном дне, сохранены зрачковые рефлексы. Поражение отделов доминантного полушария, окружаю­щих первичное зрительное поле, приводит к неспособно­сти распознавать зрительные объекты при их нормальном видении — зрительной агнозии, а также к утрате способ­ности к узнаванию букв и слов — алексии, к потере раз­личения цветов — ахроматопсии, неспособности узнавать лица — прозопагнозии.

Раздражение коры затылочных долей вызывает зритель­ные иллюзии, галлюцинации, искажение зрительного вос­приятия (метаморфопсия). Это может быть связано с при­ступами мигрени или эпилепсии.

  1. КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  2. Тема 10 Высшие мозговые функции и их расстройства. Синдромы поражения отдельных долей мозга и полушарий
  3. Глава 9 КРОВОСНАБЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСУДИСТЫХ БАССЕЙНОВ
  4. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
  5. Альтернирующие синдромы при поражении ствола головного мозга
  6. Синдромы поражения коры головного мозга
  7. ГЛАВА 22 Неврологические синдромы, вызываемые поражением различных отделов головного мозга
  8. АЛЬТЕРНИРУЮЩИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СТВОЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА
  9. Синдромы органического поражения головного мозга
  10. ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  11. ГЛАВ А 24 , : .СИНДРОМЫ- ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .

Источник

Симптомы поражения лобных долей.

В этих долях располагается двигательная зона, занимающая область прецентральной извилины. В верхней трети прецентральной извилины расположены нейроны, иннервирующие ногу, в средней трети — руку, в нижней трети — лицо, язык, гортань и глотку. В случае раздражения этой области может возникнуть судорога в изолированной контралатеральной группе мышц (в руке, ноге, лице) — джексоновские фокальные эпилептические приступы, которые могут перейти в общий судорожный приступ, адверсивные приступы (судорожные приступы, начинающиеся с поворота головы и глаз в противоположную сторону). При сдавлении или разрушении участков прецентральной извилины появляются нарезы или параличи конечностей противоположной стороны по типу монопареза или моноилегии. Геминарезы и гемиплегии малохарактерны для поражения этой обширной области, и трудно представить патологический процесс, который бы поражал ее на всем протяжении.

В задних отделах верхней лобной извилины располагается центр, от которого начинается лобно-мостомозжечковый путь. Он обеспечивает координацию движений, регулирующих сохранение равновесия, связанного с прямохождением, сидением. При поражении этой зоны возникает лобная атаксия (астазия-абазия — неспособность стоять и ходить).

При поражении лобных долей появляются расстройства психики («лобная психика»): апатия, оглушенность, изменение характера, снижение интеллекта, ослабление памяти и внимания, снижение критики к своему состоянию, склонность к плоским шуткам, инертность, безынициативность, эйфория, дурашливость (апатико-абулические ироявления). 1 Гоявляется неопрятность с мочой и калом.

Возникают хватательные феномены (рефлекс Янишевского — навязчивые хватательные движения при штриховом раздражении ладони или прикосновении к ней пальцами), симптомы противодержания (непроизвольное напряжение мышц-антагонистов при исследовании пассивных движений).

Возникает паралич (парен) сочетанного поворота головы и глаз в противоположную сторону («больной смотрит на очаг»).

Развивается моторная афазия и/или аграфия.

Обнаруживается оживление симптомов орального автоматизма.

Читайте также:  Алгоритм диагностики при бронхообструктивном синдроме

При вовлечении в патологический процесс медиобазальных отделов возможно развитие аносмии, появление расстройств зрения (амавроз, амблиопия).

В нижних отделах пред- и постцентральных извилин расположен центр анализа интероцептивных импульсов внутренних органов и сосудов, тесно связанный с подкорковыми вегетативными образованиями, что в случае поражения приводит к вегетативно-висцеральным нарушениям.

Симптомы поражения теменных долей. Центр общих видов чувствительности находится в постцентральной извилине. Он двусторонний н частично захватывает верхнюю теменную дольку. В верхнем отделе постцентральной извилины представлены рецепторы кожи ноги, в среднем — руки, в нижнем — головы. При сдавлении или разрушении участков постцентральной извилины наблюдается контралатеральные проводниковые нарушения поверхностной и глубокой чувствительности по «корковому» типу — снижение или утрата чувствительности (температурной, болевой, тактильной, суставно-мышечного чувства) по типу моногипестезии или моноанестезии на противоположной половине тела, наиболее выраженные в дистальных отделах конечностей. Раздражение этой извилины сопровождается появлением пароксизмов парестезий (неприятных ощущений в виде онемения, покалывания, чувства ползания мурашек) в противоположной половине тела, которые могут распространиться и перейти в общий судорожный припадок (сенситивный вариант джексоновских эпилептических припадков).

Поражение верхней теменной дольки сопровождается развитием асте- реогпозии. При правополушарном поражении возникают нарушения схемы тела — аутотопогнозия, аиозогнозия, псевдомелия.

При вовлечении левой краевой извилины развивается апраксия (кине- статическая, констру кт и в н а я ).

Разрушение глубинных отделов теменной доли приводит к возникновению нижнеквадратной гемианопсии.

Поражение левой угловой извилины вызывает алексию и акалькулию.

Симптомы поражения височных долей. Глубинные височные очаги приводят к развитию верхнеквадрантной гемианопсии.

Двусторонние поражения височных долей сопровождаются развитием слуховой, обонятельной и вкусовой агнозии. При раздражении височных долей возможны слуховые, обонятельные и вкусовые галлюцинации, нередко являющиеся предвестниками (аурой) эпилептического припадка. Раздражению более глубинно расположенных медиобазальных отделов височных долей сопутствуют висцеральная аура припадка и своеобразные переживания (преимущественно при вовлечении правой височной доли) по типу «уже виденного» (deja ou) и «никогда не виденного» (jamais ou).

При левополушарном поражении возникают сенсорная, амнестическая, семантическая афазии, при правополушарном поражении — амузия.

Появляются вестибулярно-корковые системные головокружения.

Поражение височных долей ассоциируется с расстройством памяти, апатией, депрессией.

Источник

Лобная доля

Каждое полушарие головного мозга состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной, затылочной. Лобная доля отделяется от затылочной передней центральной (Роландовой) бороздой, а от височной – латеральной (Сильвиевой) бороздой. В ней различают вертикальную извилину, верхнюю, среднюю и нижнюю извилины. На базальной поверхности лобной доли различают прямую и орбитальную извилины.

Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи и письма, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления.

Симптомы выпадения:

1. центральные параличи и парезы – при поражении передней центральной извилины;

2. парез взора в противоположную очагу поражения сторону – при поражении заднего отдела средней лобной извилины;

3. хватательные феномены (рефлекс Янишевского – Бехтерева) – непроизвольное автоматическое схватывание предметов, приложенных к ладони – при диффузных поражениях;

4. симптомы орального автоматизма;

5. симптомы противодержания (симптом Кохановского);

6. лобная атаксия (астазия – абазия);

7. лобная апраксия;

8. моторная афазия;

9. аграфия;

10. апатико‑абулический синдром («лобная психика») – безразличие больных к окружающему, отсутствие критики своих поступков, склонность к плоским шуткам (мория), благодушие (эйфория);

11. гипокинез – снижение двигательной инициативы;

12. аносмия (гипосмия), амблиопия, амавроз, синдром Кеннеди (атрофия соска зрительного нерва на стороне очага, на противоположной стороне – застойные явления на глазном дне) – при поражении основания лобной доли;

Симптомы раздражения: эпилептические припадки. Джексоновские фокальные судорожные приступы в результате раздражения отдельных участков прецентральной извилины.

Теменная доля.

Теменная доля отделена от лобной центральной бороздой, от височной – латеральной бороздой, от затылочной – воображаемой линией, проведенной от верхнего края теменно‑затылочной борозды до нижнего края полушария головного мозга. На наружной поверхности теменной доли различают вертикальную постцентральную извилину и две горизонтальные дольки – верхнетеменную и нижнетеменную, разделенные вертикальной бороздой. Часть нижней теменной дольки, расположенной над задним отделом латеральной борозды, называемой надкраевой (супрамаргинальной) извилиной, а часть, окружающую восходящий отросток верхней височной борозды – угловой (ангулярной) извилиной.

В теменной доле проводится анализ и синтез восприятий от рецепторов поверхностных тканей и органов движения.

Симптомы выпадения:

1. анестезия всех видов чувствительности;

2. астереогноз;

3. апраксия;

4. расстройство схемы тела: аутотопагнозия – неузнавание или искаженное восприятие частей своего тела; псевдомиелия ‑ ощущение лишней конечности или другой части тела; анозогнозия ‑ неузнавание проявлений своего заболевания – при поражении недоминантного полушария (правого – у правшей);

5. алексия;

6. акалькулия;

7. семантическая и амнестическая афазии;

8. синдром Герстмана – пальцевая агнозия, акалькулия, нарушение право‑левой ориентации (выключение задней части левой угловой извилины);

9. нижнеквадрантная гемианопсия – разрушение глубоких отделов теменной доли.

Симптомы раздражения: сенсорные джексоновские приступы.

Височная доля.

Височная доля отделена от лобной и теменной долей латеральной бороздой. На наружной поверхности этой доли различают верхнюю, среднюю, нижнюю височные извилины, отделенные друг от друга соответствующими бороздами. На нижней базальной поверхности височной доли находится латеральная затылочно‑височная извилина, граничащая с нижней височной извилиной, а более медиально – извилина гиппокампа.

В височных долях находятся корковые отделы слухового, статокинетического, вкусового, обонятельного анализаторов. В глубине височной доли проходит часть проводников зрительного пути.

Симптомы выпадения:

1. слуховая агнозия;

2. височная атаксия;

3. верхнеквадрантная гемианопсия;

4. сноподобные состояния («никогда не виденного», никогда не слышанного», «давно виденного», давно слышанного»);

5. сенсорная афазия;

6. височный автоматизм;

7. вегетативно‑висцеральные расстройства;

8. нарушения памяти.

Симптомы раздражения : вкусовые, слуховые, обонятельные галлюцинации, приступы вестибулярного головокружения.

Затылочная доля.

Затылочная доля на наружной поверхности не имеет четких границ, отделяющих ее от теменной и височной долей. На внутренней поверхности полушария от теменной доли ее отграничивает теменно‑затылочная борозда. Внутренняя поверхность этой доли разделяется широкой бороздой на клин и язычную извилину.

Зрительная доля связана со зрительными функциями.

Симптомы выпадения:

1. одноименная гемианопсия;

2. квадрантная гемианопсия;

3. зрительная агнозия;

4. метаморфопсии (макро‑ микропсии) – искаженное восприятие предметов.

Симптомы раздражения: зрительные галлюцинации (простые и сложные).

Источник

раткие анатомо-физиологические данные о коре больших полушарий головного мозга и высших мозговых функциях. Кора и прилежащее белое ве­щество составляют самую большую часть полушарий голов­ного мозга. В коре находятся тела нейронов, их дендриты и частично аксоны, белое вещество состоит исключитель­но из аксонов, покрытых миелиновой оболочкой. В белом веществе выделяют проекционные волокна (связывающие кору с нижележащими отделами головного и спинного моз­га), ассоциативные волокна (связывающие области коры в пределах одного полушария) и комиссуральные волокна (связывающие области коры между двумя полушариями), формирующие мозолистое тело.

Читайте также:  Первая помощь при бронхообструктивном синдроме у детей

В каждом полушарии вы­деляют лобную, теменную, височную и затылочную доли. В долях головного мозга выделяют первичные сенсорные и соматомоторные области, а также вторичные и третичные ас­социативные области, в которых интегрируется полученная в первичных областях информация, осуществляется ее оцен­ка (на основе сравнения с ранее полученной информацией) и обеспечиваются все высшие психические функции.

Лобные доли располагаются кпереди от центральной (ро- ландовой) борозды и выше сильвиевой борозды, они состоят из нескольких функционально различных частей. Задние отделы лобных долей (прецентральная извилина) отвечают за двигательные функции, в медиальной части локализуют­ся нейроны, обеспечивающие движения ноги, в наружной (конвекситальной) — нейроны, обеспечивающие движения туловища, лица и руки. В задних отделах второй лобной из­вилины расположен корковый центр взора, обеспечивающий поворот головы и глаз в противоположную сторону. В задних отделах нижней лобной извилины расположена зона Брока, играющая важнейшую роль в организации двигательного компонента экспрессивной речи. Передние (префронталь- ные) зоны лобной доли имеют менее специфичные функции; они отвечают за абстрактное мышление, планирование дви­гательных актов и за контроль поведения и представляют третичные ассоциативные области.

Височная доля отделяется сильвиевой бороздой от лоб­ной доли и передних отделов теменной доли. Кзади височная доля соединяется с затылочной долей, а кверху и латераль- , но — с теменной долей. Височную долю составляют верхняя, средняя и нижняя височная извилины, веретенообразная и гиппокампальная извилины, располагающиеся на внутрен­ней поверхности, и на верхней поверхности — поперечная извилина Гешля, которая представляет зону слухового вос­приятия. Основную часть височной доли занимают вторич­ные и третичные ассоциативные области. Височная доля со­ставляет значительную часть лимбической системы, которая участвует в эмоциональных и мотивационных аспектах по­ведения, регуляции вегетативной системы и обозначается как «висцеральный мозг».

Теменная доля отграничена спереди от лобной доли цент­ральной бороздой, внизу от височной доли — сильвиевой бороздой, сзади от затылочной доли на медиальной поверх­ности — теменно-затылочной щелью. На конвекситальной

• поверхности нет четкой границы между теменной и заты­лочной долей. В постцентральной извилине заканчиваются соматосенсорные пути, несущие импульсы болевой, темпе­ратурной, тактильной и глубокой чувствительности от про­тивоположной половины тела. В верхнюю часть постцен­тральной извилины и медиальный отдел (парацентральную Дольку) теменной доли поступает импульсация с нижних конечностей, в среднюю часть — с туловища, верхней ^онеч- ности, в нижнюю часть — с лица и из внутренних органов.

Остальную часть теменной доли составляют вторичные и третичные ассоциативные области.

Затылочная доля на медиальной поверхности отделя­ется от теменной доли теменно-затылочной бороздой, на латеральной поверхности нет четкой границы, отделяющей ее от задних отделов височной и теменной доли. На меди­альной поверхности наиболее значима шпорная извилина, в которой заканчивается коленчато-шпорный путь, проводя­щий зрительные импульсы. В затылочной доле происходит восприятие зрительных стимулов и их распознавание, при этом в ее разных отделах воспринимаются линии, фи1уры, перемещение объектов и цвет. Для анализа восприятия (по­нимания видимого) каждый участок соединен с другими зонами коры затылочной доли (вторичными и третичными ассоциативными областями) широко распространенной ней­рональной сетью. В области соединения височной, теменной и затылочной долей мозга находятся третичные ассоциатив­ные области, которые обеспечивают наиболее сложные фор­мы восприятия и познания тактильной, кинестетической, зрительной и слуховой информации.

Все доли одного полушария головного мозга соединяют­ся через мозолистое тело с соответствующей долей другого полушария. Все отделы коры головного мозга тесно связа­ны между собой и подкорковыми образованиями (зритель­ным бугром, полосатым телом) волокнами, пролегающими в белом веществе. Вследствие этого, хотя ограниченное повреждение и вызывает развитие синдромов нарушения мышления, речи и других высших мозговых функций, не следует считать, что локализуются эти функции в строго ограниченных участках коры головного мозга, так как в их организации принимают участие различные отделы коры и подкорковые структуры. Так, например, при простом акте зрительного восприятия, чтения и произнесения слова акти­вируются затылочная, левая височная и левая лобная доли.

К высшим мозговым, или высшим психическим, функци­ям относят речь (включая чтение и письмо), гнозис (узнава­ние и распознавание), праксис (сложные целенаправленные движения), внимание, память и интеллект. Высшие психи­ческие функции не являются врожденными, они формиру­ются у человека в процессе развития в результате общения с другими людьми и приобретения индивидуального опыта в течение жизни. Психические функции формируются в результате интегрированной деятельности всего головного мозга. Однако отделы головного мозга существенно разли­чаются по их роли в формировании высших психических функций. Согласно концепции А.Р. Лурия, структуры голов­ного мозга можно разделить на три функциональных блока. Первый функциональный блок обеспечивает необходимый уровень бодрствования, устойчивость внимания, эмоцио­нальную составляющую психической деятельности. К этому функциональному блоку относятся срединные структуры ствола головного мозга и межуточного мозга: восходящая часть ретикулярной формации ствола, неспецифические ядра зрительного бугра, структуры гиппокампового круга (гиппокамп, сосцевидные тела, зрительный бугор). Второй функциональный блок обеспечивает прием, обработку и хранение информации. К нему относят зоны корковых ана­лизаторов соматической чувствительности, слуха и зрения, которые расположены в теменной, височной и затылочной долях головного мозга. Третий функциональный блок осу­ществляет программирование регуляции и контроль дея­тельности человека. Этот блок обеспечивается лобными до­лями головного мозга.

Формирование речи, позволяющей обозначить предме­ты и выразить мысли, отличает человека от всего остального животного мира. Речь обеспечивается множеством сложных механизмов, которые формируются в первые годы жизни человека при общении с другими людьми.

У большинства правшей и у части левшей доминантным в отношении речи (то есть играющим главную роль в ее обеспечении) явля­ется левое полушарие головного мозга, только у части лев­шей (и очень редко у правшей) правое полушарие является доминантным в отношении речи. Плавность, ритмичность, высота и интонация голоса, а также вокализация и жести­куляция во время речи обеспечиваются работой обоих по­лушарий. Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. К импрессивной речи относят понимание устной речи и чтение (понимание письменной речи). Под экспрессивной речью понимают устную речь и письмо. Понимание устной речи осуществляется при ведущем участии височной доли головного мозга, обеспечивающей восприятие слуховых сиг­налов, их анализ и синтез. При чтении большую роль играет восприятие, узнавание и синтез сигналов (букв), осущест­вляемые затылочной долей.

Читайте также:  Девочка с синдромом патау кариотип

Смысловая переработка речи обеспечивается сочетанной деятельностью различных отделов коры. Устная речь обеспе­чивается взаимодействием префронтальных отделов лобной коры (формирование мысли и контроль за правильностью ее высказывания), прецентральной и постцентральной из­вилин (обеспечение собственно высказывания мысли), а также височной доли (подбор слов и смысловой контроль правильности произношения слов). Письменная речь обе­спечивается дополнительным включением затылочной доли, обеспечивающим зрительный анализ написанных слов.

Гнозис характеризует способность человека узнавать предметы по ощущениям: слуху, осязанию, зрению, вкусу и обонянию. Эта способность вырабатывается в процессе индивидуального опыта человека при активном участии па­мяти (запоминания полученной информации).

Праксис характеризует способность человека выполнять сложные целенаправленные действия, например одевание, пользование ножом и вилкой при еде. Праксис, как и гно­зис, вырабатывается в процессе индивидуального обучения человека, овладения бытовыми и профессиональными на­выками.

Интеллект представляет способность человека рацио­нально познавать мир, мыслить. Он характеризуется спо­собностью к обобщению и абстрагированию, счету, анализу и синтезу информации, вынесению суждений и умозаклю­чений.

Память отражает способность фиксировать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Кратковремен­ная память позволяет удерживать информацию в течение нескольких минут. В ее основе лежат нейропсихологические процессы. Содержимое кратковременной памяти подверга­ется обработке с выделением смысловой составляющей, а за­тем переводом информации в долговременную память путем консолидации, в основе которой предполагаются изменения внутри нейронов. В процессе консолидации памяти большая роль отводится структурам гиппокампового круга. Долго­временная память, в отличие от кратковременной, имеет не­ограниченный объем, информация в ней сохраняется сколь­ко угодно долго, однако со временем воспроизведение следа памяти затрудняется.

Исследование высших мозговых функций. При иссле­довании речевой функции анализируют устную речь (экс­прессивная речь), понимание речи (импрессивная речь), чтение и письмо. Устную речь больного оценивают во время расспроса о жалобах, изучения истории заболевания и жиз­ни, обращая внимание на речевую активность, используемый набор слов, правильность произношения слов и построения фраз, интонацию речи. При необходимости оценивают спо­собность повторить отдельные слова и фразы, автоматизи­рованную речь (счет от одного до десяти, перечисление букв алфавита, рассказ пословицы или стихотворения). Понима­ние устной речи также выясняют во время беседы, оценивая правильность ответов на вопросы и выполнения инструк­ций врача (закрыть глаза, показать язык), повторения слов и фраз. Более детально исследует речевую функцию логопед или нейропсихолог.

Гнозис оценивают по способности узнавать предметы по ощущениям. Слуховой гнозис позволяет узнавать внешние объекты, процессы по характерным для них звукам (напри­мер, часы — по их тиканию, собаку — по лаю), различать известные музыкальные мелодии. Способность определять предметы по осязанию (стереогноз) определяют, попросив распознать простой предмет (например, ключ, ластик) на ощупь с закрытыми глазами. Зрительный гнозис оценива­ют по узнаванию известных предметов, лиц людей и букв. Вкусовой и обонятельный гнозис оценивают по способности распознавать известные вкусовые ощущения и запахи.

Праксис оценивается по способности выполнять сложные целенаправленные действия, использовать профессиональ­ные и бытовые навыки. При исследовании праксиса помимо оценки привычных действий (одевание, раздевание и др.) большое значение имеют специальные пробы. Обследуемого просят показать символические движения: как грозят паль­цем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй. Пространственный и конструктивный праксис оце­нивают в пробах на складывание фигур из спичек, рисование геометрических фигур, копирование положения рук и кистей исследователя. Проба на так называемый динамический прак­сис включает серию повторных последовательных движений, например: «кулак — ребро кисти — ладонь».

При оценке памяти и мышления большое значение имеет нейропсихологическое исследование. Оценивая высшие пси­хические функции, необходимо учитывать уровень образова­ния и профессиональную деятельность обследуемого, а так­же его эмоциональное состояние (тревожность, депрессия). В клинической практике широко используется упрощенное исследование психического статуса, которое включает 11 во­просов и требует 5—10 мин для его проведения (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Краткая шкала оценка психического статуса

Максималь­ное число балловИсследуемая функция психического статуса
Ориентировка во времени и пространстве ( по 1 баллу за правильный ответ)
5Какой сейчас (год) (время года), (число) (день) (месяц)?
5Где мы находимся: (страна) (область) (город) (больни­ца) (этаж)
Немедленное воспроизведение
3Называется три предмета (карандаш, дом, копейка), в течение секунды каждый, затем обследуемого просят их повторить. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если больной не запоминает все предметы, их повторяют до тех пор, пока он их запомнит

Окончание табл. 10.1

Максималь­ное число балловИсследуемая функция психического статуса
Внимание и счет
5Отнимать от 100 по 7 последовательно 5 раз. 1 балл за каждый правильный ответ
Отсроченное воспроизведение
3Попросить обследуемого вспомнить три предмета, на­званные при проверке немедленного воспроизведения. За каждый правильный ответ 1 балл
Речь
2Покажите карандаш и часы и попросите обследуемого назвать эти предметы (1 балл за каждый правильный ответ)
1Попросить больного повторить: «Никаких если, и, или, но»
3

1

1

1

Попросите обследуемого выполнить последователь­ность из трех действий:

«Возьмите бумагу в правую руку, сложите ее пополам и положите на пол» (1 балл за каждое выполненное действие)

Попросите обследуемого выполнить письменную ин­струкцию:

Закройте глаза Напишите предложение Скопируйте рисунок

Всего 30 баллов

В норме обследуемые набирают 28-30 баллов, сниже­ние количества набранных баллов (27 и менее) указывает на возможность когнитивных нарушений и требует более детального обследования.

Еще по теме Тема 10 Высшие мозговые функции и их расстройства. Синдромы поражения отдельных долей мозга и полушарий:

  1. 10 КОРА ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ
  2. Глава 15 ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ИХ РАССТРОЙСТВА. НЕКОТОРЫЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА
  3. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга
  4. КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  5. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  6. г) Психопатологические симптомы поражения отдельных областей полушарий мозга
  7. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
  8. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.
  9. Нейропсихологические синдромы поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга
  10. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов больших полушарий головного мозга
  11. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга
  12. Глава 7 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КОРЫ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА И РАССТРОЙСТВА ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ
  13. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ
  14. [ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ][334]
  15. Глава 9 КРОВОСНАБЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСУДИСТЫХ БАССЕЙНОВ
  16. Тема 6 Синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов

Источник