Синдромы поражения коры префронтальной области мозга

Синдромы поражения коры префронтальной области мозга thumbnail

В нейропсихологии выделяется три основных варианта синдромов, связанных с поражением префронтальной коры.

Префронтальный конвекситальный синдром. Клиническое названии синдрома — лобный.
1. Диссоциация между относительной сохранностью непроизвольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов — в крайних вариантах выраженности больному практически недоступно произвольно выполнение даже простых заданий. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое».
2. Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия) — невозможность выполнения двигательной программы, замена ее сложившейся стериотипной последовательностью. Так, в ответ на инструкцию «Сожмите руку два раза» больной долго жмет ее или сжимает многократно.
3. Эхопраксия — прямая подчиненность двигательной программы проявляемым стимулам. Больной повторяет двигательную инструкцию, а если инструкция предъявляется вербально, то она вообще не выполняется.
4. Нарушение регулирующей функции речи — речевая инструкция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъединяются.
5. Инактивность — исчезновение инициативы, активности, может проявляться на различных этапах выполнения действия: на этапе формирования намерения, исполнения и сличения. Нарушение произвольной регуляции, нарушение регулирующей функции речи и инактивность — все эти признаки лобного синдрома могут проявляться в двигательной, интеллектуальной, мнестНической и речевой деятельности.

Наиболее наглядно нарушения целеполагания, программирования и контроля находят свое отражение в речевых расстройствах. Спонтанная речь вольных обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в речевой продукции много штампов, стереотипов, эхолалий (повторений за обследующими).

При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей функции речи, снижение речевой инициативы, обеднение речевой продукции.

В случае правополушарных поражений наблюдаются расторможенность речи; обилие речевой продукции с утратой содержания; дефекты наглядного, невербального мышления; нарушение целостной оценки ситуаций.

При правополушарной локализации поражения в базальных отделах лобных долей характерно знание больным проявлений своего заболевания в сочетании с отсутствием целостного представления о нем и его переживания (апозогнозия). Общий фон настроения характеризуется благодушием, эйфорией, иногда — расторможенностью эффективной сферы.

Поражение базальных отделов левой лобной доли головного мозга характеризуется общим депрессивным фоном настроения, который, однако, не вытекает из истинного переживания болезни.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностыо, монотонностью, неадекватностью.

Префронтальный медиальный синдром. Здесь на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов активации — дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, времени, своем заболевании и собственной личности. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой возраст, возраст своих детей и т.п. При нарушениях ориентировки имеются специфические латеральные черты: при иравополушарном поражении чаще встречается двойственная ориентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуляций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти распространяются на запоминание материала любой модальности независимо от уровня смысловой организации.

Латеральные различия в нарушениях памяти проявляются следующим образом. Правосторонние поражения характеризуются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, а также «амнезией на источник» — больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Мнестический дефект при левосторонних поражениях менее выражен в отношении контаминаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инактивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

Источник

Вопрос 2. Синдром поражения префронтальных отделов мозга.

Синдромы поражения коры: нарушение факторов ассоциативного типа, обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга, нарушение модально-неспецифических факторов активации ― дезактивации. Существует два вида:

· Префронтальные конвекситальные синдромы. =Лобные синдромы.

Проявляются или как развернутые лобные синдромы, с грубым распадом поведения и даже простейших программ целенаправленной психической деятельности, или практически бессиндромно.

Синдромы поражения включают в себя несколько групп симптомов:

Общие нарушения поведения и личности больного, проявляющиеся в нарушениях внутреннего плана деятельности, потере целесообразности отдельных поведенческих актов, нарушениях произвольной регуляции поведения, изменении эмоционально-личностной, мотивационной сферы.

Нарушения в двигательной сфере: дефект регуляции сложных произвольных движений и действий. Пробы ― (примерно) действия по инструкции доктора или «сначала скажи, а потом сделай, как сказал». Возникают системные персеверации.

Симптомы нарушения психологической структуры различных видов познавательной психологической деятельности. Пробы: воспроизведение 3-4 слов из 10 приведенных, их повтор.

Акалькулии― больные производят случайные операции с числами.

· Префронтальные медиобазальные отделы.

Нарушение модально-неспецифических факторов, вследствие чего возникают модально-неспецифические нарушения ВПФ, которые сочетаются с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

Сохранно восприятие, речь, высшие двигательные функции.

Нарушения эмоциональной сферы

Колебания функционального состояния (тенденция к его снижению), быстрая истощаемость.

Нарушение воспроизведения семантически организованного материала (к простому рассказу приплетают все, с чем возникли ассоциации) à нарушение интеллектуальной деятельности.

Неустойчивость личности, неадекватная самооценка.

+ это малопонятная область, т.к. синдромы поражения коры мало изучены.

Вопрос 1. Симптом, синдром и фактор в нейропсихологии. Их соотношение. (Возможно, этот вопрос будетJ)

Фактор ― те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах.

Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов, и т п.

Фактор – некий физиологический принцип работы определенной зоны мозга, которая обеспечивает те или иные составляющие психической деятельности.

Каждая зона мозга ответственна за свой фактор. Важно какие именно факторы включают в свой состав сложные психические функции или деятельность и какая у них основа. Фактор – определенный продукт работы мозга, который одновременно является одним из составляющих звеньев в функциональных системах психики. Фактор многозначен – может быть включен в различные психические функции, деятельности. Например, анализ и синтез. Фактор: 1. Куда идешь; 2. Отличие чернил от молока. Зоны мозга многофункциональны. Могут включаться в новые функциональные системы, задачи. Впервые о многозначности мозговых зон сказал невролог Фелиманов. Из этого следует тезис о пластичности Н.С., т.е. одни звенья, факторы, структуры могут включаться в поврежденные системы, может иметь место замена одних факторов другими.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии какой врач лечит

Симптом.

· С точки зрения медицины – внешнее проявление расстройства какой-либо функции.

· Необходима нейропсихологическая классификация симптома. Т.е. симптом приобретает истинное значение, когда мы можем увидеть нарушение какого именно фактора произошло. Т.е. надо попытаться понять, почему именно человек не понимает. Например: — так как не запоминает;

— т.к. не успевает за темпом (часто при старении)

— т.к. плохо различает звуки (н-р: стол-стон)

Нейропсихологический симптом – оценка с точки зрения причины.

Симптомы объединяются в синдромы на основе общего поврежденного фактора.

Синдром – закономерное сочетание нарушений ВПФ в основе которого лежит нарушение фактора (группы факторов, связанной с работой определенных зон мозга).

Источник

Предфронтальная кора мозга: функции, признаки повреждения лобной доли

Префронтальная (предлобная) кора имеет двусторонние связи со всей новой корой (неокортексом), за исключением первичной моторной и чувствительной коры, с префронтальной корой другого полушария (через колено мозолистого тела), а также с медиодорсальным ядром таламуса. У людей префронтальная кора имеет очень большой объем, ее связывают с высшими когнитивными функциями, такими как абстрактное мышление, принятие решений, предсказывание последствий определенных действий, социальное поведение.

Также было показано, что при приобретении двигательных или когнитивных навыков у человека происходят структурные изменения серого и белого вещества. Эти изменения носят название зависящей от опыта структурной пластичности.

ДЛПФК, расположенная в поле 9 и вокруг него, активна во время бодрствования в обоих полушариях. Ее также называют «надзорной системой внимания». Она участвует в любой когнитивной деятельности и необходима для любого сознательного обучения. Во время сознательного обучения она управляет рабочей памятью, вычленяя нужные в данный момент знания и удерживая их в сознании для последовательной обработки.

Медиальная префронтальная кора также образует связи со структурами мозга, отвечающими за слух и речь. Орбитофронтальную кору иногда называют «корковым представительством лимбической системы», поскольку она имеет широкие связи с миндалевидным телом, перегородкой мозга и корой височной доли, тремя частями лимбической системы, описанной в отдельной статье на сайте.

В целом левая префронтальная кора больше отвечает за реакции «сближения», например за любые действия, связанные с языком, в том числе и за «внутреннюю речь», которая сопровождает практически все исследовательские поведенческие реакции. Правая префронтальная кора отвечает за реакции «убегания», она особенно активна во время встречи с опасностью, реальной или воображаемой.

Симптомы повреждения лобной доли описаны ниже.

Цитоархитектонические поля Бродмана
Цитоархитектонические поля Бродмана. Окрашенные зоны:

а) Моторная (красная):

4 — первичная моторная кора

6 — на медиальной поверхности, дополнительная моторная зона

6 — на латеральной поверхности, премоторная кора

б) Сенсорная (голубая):

3/1/2 — первичная соматосенсорная кора

40 — вторичная соматосенсорная кора

17 — первичная зрительная кора 18,

19 — ассоциативная зрительная кора

41, 42 — первичная слуховая кора*

22 — ассоциативная слуховая кора

(*Первичную слуховую кору не всегда можно увидеть сбоку, так как она полностью расположена на верхней поверхности верхней височной извилины.)

а) Повреждения лобной доли мозга. Симптомы поражения лобной доли на ранней стадии, как правило, включают тонкие изменения индивидуального поведения и социальных функций, а не снижение когнитивной деятельности при объективных тестах. (Теорию разума относят к способности индивида рассуждать о чувствах других и прогнозировать их поведенческие реакции. Вероятно, области в правой нижней и орбитальной лобной коре играют роль в разделении, т. е. принятии эмоционального состояния другого человека, в то время как правая префронтальная кора играет определенную роль в распознавании эмоционального состояния другого человека.

Правая височная доля, поясная извилина, островковая доля и миндалевидное тело, по-видимому, объединяют эти две области.)

Отсутствие предвидения (непредставление последствий хода действий), отвлекаемость (плохая концентрация), потеря способности совершать добровольные действия или принимать решения (абулия) и трудности в «переключении когнитивных наборов» (например, неспособность легко переключаться с одного предмета беседы на другой)—это общие симптомы, которые чаще связаны с двусторонним поражением мозга, скорее всего, деменцией, а не с опухолью головного мозга.

С прогрессированием болезни, особенно если речь идет о двустороннем поражении, изменяется походка. «Походка мелкими шажками» часто связана с нарушением равновесия (склонность к падению) и «замораживанием» (например, когда пациент внезапно в течение короткого времени не может наступить на ногу или сделать короткие шаги). Этот синдром может вызвать ошибочное подозрение на болезнь Паркинсона.

Большие дорсолатеральные поражения связаны с замедлением умственных процессов всех видов, что приводит к гипокинезии, апатии и безразличию к окружающим событиям. Это напоминает картину «замкнутой» шизофрении, и в этих случаях корковый кровоток может не показывать ожидаемое увеличение в дорсолатеральной области в ответ на соответствующие психологические тесты.

Большие орбитофронтальные поражения связаны с гиперкинезией и усиленными пищевыми и сексуальными инстинктами. При локализации поражения, более выраженного в правой орбитофронтальной коре (или только в ней), сдерживающая сторона природы пациента может быть потеряна, что приводит к ребяческой шутливости и компульсивному (навязчивому) смеху. Компульсивный плач возможен при левостороннем поражении. Хорошо известная причина повреждения орбитофронтальной коры—менингиома, возникающая в борозде обонятельного нерва.

При обследовании пациента может быть обнаружена аносмия (потеря обоняния); кроме того, возможна атрофия зрительного нерва на той же стороне из-за компрессии в месте его выхода из оптического канала. При гиперкинетических лобных долях и психических расстройствах в прошлом проводили префронтальную лейкотомию—нейрохирургическую операцию (форма психохирургии), при которой разрезали ткани, соединяющие лобные доли головного мозга с его остальной частью (для исключения влияния лобных долей мозга на остальные структуры центральной нервной системы).

б) Резюме. Межполушарные асимметрии проявляются особенно явно при рассмотрении таких вопросов, как язык и преимущественное владение одной из рук. Чаще всего за них несет ответственность левое полушарие. У левшей доминирующим обычно бывает правое полушарие, однако у строгих левшей оно доминирует реже (27%), чем у лиц, одинаково владеющими обеими руками.

Моторный центр речи Брока расположен в нижней лобной извилине. При повреждении этой области у пациента возникает «моторная», или «экспрессивная», афазия, которая получила свое название из-за того, что речь и письмо обычно страдают сильнее, чем восприятие языка. Область Вернике находится в задней части верхней височной извилины. При ее повреждении возникает состояние, которое исторически называли «чувствительной», или «рецепторной», афазией. При такой афазии человек способен говорить бегло, но при этом и его речь часто лишена смысла, и сам он не понимает обращенных к нему слов.

Несмотря на то, что подобные упрощения могут быть полезными для быстрой локализации повреждения при афазиях, в настоящее время их вытесняет концепция о том, что язык представляет собой гораздо более сложный процесс, для правильной работы которого требуется совместная работа лобной, височной и теменной коры.

Нижняя теменная долька отвечает за формирование схемы тела. Повреждения этой области приводят к тому, что человек перестает осознавать существование противоположной половины тела (а иногда и пространства противоположной стороны). Левая теменная доля может отвечать за интеграцию и последовательное выполнение сложных двигательных актов; повреждения левой теменной доли могут приводить к идеомоторной апраксии.

Префронтальная кора отвечает за высшие функции головного мозга. В ДЛПФК расположена надзорная система внимания, которая особенно активна в моменты сознательного обучения, когда она отвечает за предоставление рабочей памяти, необходимой для выполнения текущей задачи. Орбитофронтальная кора—корковое представительство лимбической системы. Левая префронтальная кора отвечает за «исследовательское» поведение, правая—за «убегание». К общим симптомам повреждения лобной доли относят неспособность планирования действий, отвлекаемость, сложность при переключении с одной когнитивной задачи на другую.

Появляется шаткость при ходьбе, пациент передвигается мелкими «шаркающими» шажками; иногда больные внезапно замирают и перестают совершать какие-либо движения. Пациенты с поврежденной ДЛПФК отличаются замедленным мышлением, безразличностью, склонностью к апатии. При повреждении орбитофронтальной коры больной совершает множество хаотичных движений, перестает контролировать свои инстинктивные желания, поведение его становится дурашливым.

— Также рекомендуем «Связи базальных ганглиев: двигательная петля, когнитивная петля, лимбическая петля, глазодвигательная петля»

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018

Источник

Префронтальная кора головного мозга образует передний ассоциативный комплекс корковых зон, характеризующийся большой сложностью выполняемых функций. Главными сре­ди них являются регуляторная и активационная. Эти зоны вхо­дят в третий структурно-функциональный блок головного мозга

— блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Нарушение этих функций проявляется в широком спектре психических нарушений. В нейропсихологии выделяется три основных варианта синдро­мов, связанных с поражением префронтальной коры.

Префронтальиый конвекситальный синдром.

Клиническое название синдрома — лобный. Одна из особен­ностей лобного синдрома, осложняющая как его описание, так и нейропсихологическую диагностику, — большая вариа­тивность входящих в него симптомов и степени выраженности синдрома.

Существует большое количество детерминант, определяю­щих варианты лобного синдрома: локализация патологичес­кого очага, массивность поражения, присоединение общемоз­говых симптомов, характер заболевания, возраст больного, преморбидные особенности. Индивидуально-типологические особенности человека, уровень его психологической структу­ры во многом обусловливают возможности компенсации или маскировки дефекта. Имеются в виду сложность сформиро­ванных при жизни стереотипов деятельности, широта и глуби­на «буферной зоны», в пределах которой происходит сниже­ние общего уровня регуляции психической активности. Изве­стно, что высокий уровень сложившихся форм поведения и профессиональных особенностей даже при тяжелой патоло­гии определяют доступность для больных достаточно сложных видов деятельности. «Загадка функций лобных долей» еще до конца не раскрыта, тем не менее уже систематизированы ос­новные составляющие этого синдрома:

1. Диссоциация между относительной сохранностью непроиз­вольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов — в крайних вариантах выраженности больному прак­тически недоступно произвольное выполнение даже простых заданий. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и определяется как «полевое». Примером последне­го является описанный Лурией случай, когда больной пытал­ся выйти из комнаты, открыв дверцу шкафа. Утрата функции произвольного контроля и регуляции деятельности особо от­четливо проявляется при выполнении заданий, требующих по­строения программы действий и контроля за их исполнением. Эти задания могут касаться любой сферы — двигательной, ин­теллектуальной, мнестической.

2. Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия) — невозможность выполнения двигательной программы, замена ее сложившейся стереотипной последовательностью. Так, в ответ на инструкцию «Сожмите мою руку два раза» больной долго жмет ее или сжимает многократно.

3. Эхопраксия — прямая подчиненность двигательной про­граммы предъявляемым стимулам. Больной повторяет двига­тельную инструкцию, а если инструкция предъявляется вер­бально, то она вообще не выполняется.

4. Нарушение регулирующей функции речи — речевая инст­рукция усваивается, но не становится механизмом контроля и коррекции. Вербальный и двигательный компоненты разъе­диняются. В наиболее грубых случаях вербальное задание даже не запускает действие — не формируется намерение выполне­ния движения.

5. Инактивность — исчезновение инициативы, активнос­ти, может проявляться на различных этапах выполнения дей­ствия: на этапе формирования намерения, исполнения и ели- чения.

Нарушение произвольной регуляции, нарушение ре­гулирующей функции речи и инактивность — все эти призна­ки лобного синдрома могут проявляться в двигательной, ин­теллектуальной, мнестической и речевой деятельности. Так, при запоминании страдает стратегия деятельности: больной не старается запомнить и воспроизвести больше. Кривая запо­минания имеет форму «плато» — три—1четыре слова из десяти без наращивания количества фиксированных слов. При ре­шении арифметических задач у больных отсутствует этап пред­варительной ориентировки в условиях задачи и формирова­ние плана решения. Они манипулируют с числами, данными в условии задачи, без осмысления. Ошибки не корригируются.

Наиболее наглядно нарушения целеполагания, программи­рования и контроля находят свое отражение в речевых рас­стройствах. Спонтанная речь больных обеднена, они утрачи­вают речевую инициативу, в речевой продукции много штам­пов, стереотипов, эхолалий (повторений за обследующим). Больные не могут построить рассказ на заданную тему, со­скальзывают на побочные ассоциации, теряя цель высказыва­ния. В грубых вариантах наступает речевая аспонтанность.

Проявления лобного синдрома наиболее отчетливы при дву­стороннем поражении префронтальных отделов. При пора­жении левой лобной доли особенно отчетливо выступает на­рушение регулирующей функции речи, снижение речевой ини­циативы, обеднение речевой продукции. Более грубо прояв­ляется инактивность, снижение интеллектуальных и мнести- ческих функций.

В случае правополушарных поражений наблюдаются рас- торможенность речи; обилие речевой продукции с утратой со­держания; дефекты наглядного, невербального мышления; на­рушение целостной оценки ситуаций.

Префронтальный базальный синдром. Локализа­ция патологического очага в базальных отделах лобных долей головного мозга приводит к эмоционально-личностным нару­шениям. Они обладают выраженной латеральной специфич­ностью. На этом фоне не выявляется расстройств гнозиса, праксиса и речи.

Уровень мнестических и интеллектуальных процессов сни­жается. Характерным является нарушение нейродинамичес- ких параметров деятельности, проявляющихся в сочетании ра- сторможенности и ригидности — нарушении пластичности пси­хических процессов.

При правополушарной локализации поражения в базаль­ных отделах лобных долей характерно знание больным прояв­лений своего заболевания в сочетании с отсутствием целост­ного представления о нем и его переживания (анозогнозия). Общий фон настроения характеризуется благодушием, эйфо­рией, иногда — расторможенностью аффективной сферы.

Благодушный фон настроения стабилен. Отсутствуют ре­акции на неуспех — больные объясняют свою неудачу отсут­ствием навыков. Такая «квазилогическая» аргументация со­здает лишь видимость осмысления ошибок.

Поражение базальных отделов левой лобной доли голов­ного мозга характеризуется общим депрессивным фоном на­строения, который, однако, не вытекает из истинного пере­живания болезни. Когнитивная составляющая внутренней кар­тины последней здесь отсутствует. Жалобы либо вообще не предъявляются больным, либо при расспросе он описывает соматическое расстройство. На неуспех в заданиях больные не реагируют, могут иметь место отдельные эмоциональные реакции в виде негативизма, агрессии, которые носят лабиль­ный характер.

В целом эмоциональная сфера больных с лобно-базаль- ной патологией характеризуется обедненностью, монотонно­стью, неадекватностью.

Лрефронтальный медиальный синдром. Меди­альные отделы лобных долей головного мозга включены А.

Р. Лурией в первый структурно-функциональный блок моз­га — блок активации и тонуса. Здесь на первый план выступа­

ют нарушения модально-неспецифических факторов актива­ции-дезактивации и наблюдаются два основных комплекса симптомов — нарушения сознания и памяти.

Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, времени, своем заболевании и собственной личности. В ориентировке в месте особую роль приобретают случайные признаки, и больной по типу «полевого» поведе­ния интерпретирует ситуацию своего местонахождения. Он не может назвать год, месяц, число, время года, свой воз­раст, возраст своих детей, и т. п. При нарушениях ориенти­ровки имеются специфические латеральные черты: при пра­вополушарном поражении чаще встречается двойственная ори­ентировка в месте или нелепые ответы по типу конфабуля- ций, а также нарушение субъективных параметров времени.

Нарушения памяти характеризуются следующими чертами:

• модальной неспецифичностью;

• расстройством избирательности воспроизведения;

• ухудшением ретенции по сравнению с сохранным непос­редственным воспроизведением.

По первым двум признакам мнестические расстройства ана­логичны нарушениям памяти при поражении медиальных от­делов височной области (гиппокампа). Нарушения памяти рас­пространяются на запоминание материала любой модальнос­ти независимо от уровня смысловой организации. Объем не­посредственной памяти соответствует показателям нормы в их средних и нижних границах. Однако введение в интервале между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи оказывает ретроактивное тормозящее влияние на пре­дыдущий материал. Своеобразным для лобных долей является нарушение избирательности из-за недостатка контроля при актуализации. При воспроизведении обнаруживаются конта­минации (наложение) за счет включения стимулов «от себя». При воспроизведении рассказов имеются конфабуляции в виде включения других смысловых отрывков из прошлого опыта больного.

Латеральные различия в нарушениях памяти проявляются следующим образом. Правосторонние поражения характеризу­ются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью, а также «амнезией на источник»

— больной не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Мнестический дефект при ле­восторонних поражениях менее выражен в отношении конта­минаций и конфабуляций, что, видимо, связано с общей инак- тивностью, а также наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

  1. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий головного мозга.
  2. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов больших полушарий головного мозга
  3. Нейропсихологические синдромы поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга
  4. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга
  5. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  6. Нейропсихологические синдромы поражения премоторных отделов коры
  7. Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга.
  8. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.
  9. Нейропсихологические синдромы поражения третичных височно-теменных затылочных отделов коры (зоны ТРО)
  10. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга.
  11. СИМПТОМЫ РАЗДРАЖЕНИЯ И ВЫПАДЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  12. ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  13. Синдромы поражения коры головного мозга

Источник

Читайте также:  Пепидол при алкогольной интоксикации и похмельном синдроме отзывы