Синдромы олигофрении ведущие и вторичные

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2020;
проверки требует 1 правка.

Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении (умственной отсталости). В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения. В России наиболее распространена классификация по степени выраженности, определяемая способностью больного к самообслуживанию и обучению, а также клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева и этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой[1].

Традиционная[править | править код]

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

  • дебильность — наиболее слабо выраженная.
  • имбецильность — средне выраженная.
  • идиотию — крайне выраженная.

По МКБ-10[править | править код]

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяется 4 степени тяжести олигофрении[2]:

  1. Лёгкая — IQ 50—69 и умственный возраст 9—12 лет
  2. Умеренная — IQ 35—49 и умственный возраст 6—9 лет
  3. Тяжёлая — IQ 20—34 и умственный возраст 3—6 лет
  4. Глубокая — IQ менее 20 и умственный возраст до 3 лет

Данная классификация служит главным образом для статистических целей, и не подменяет собой концептуальных классификаций[1].

По Г. Е. Сухаревой[править | править код]

Классификация Г. Е. Сухаревой составлена по этиопатогенетическому принципу.

По ней выделяются следующие группы олигофрении[1]:

  • олигофрении эндогенной природы, которые обусловлены поражением половых клеток родителей (гаметопатиями):
    • синдром Дауна;
    • истинная микроцефалия
    • олигофрения, сочетающееся с системными поражениями костной системы и кожи;
    • энзимопатические формы олигофрении, которые связаны с наследственными нарушениями обмена (фенилкетонурия, галактозурия и другие энзимопатии);
  • олигофрении, которые обусловлены вредностями, воздействующими на ребёнка в раннем детстве (постнатально), либо во время его рождения (интранатально):
    • олигофрении, связанные с черепно-мозговой травмой в раннем детстве;
    • олигофрении, связанные с асфиксией или родовой травмой;
    • олигофрения, связанная с нейроинфекциями, перенесёнными в раннем детстве;
  • олигофрении, которые обусловлены внутриутробным (антенатальным) поражением плода (фетопатии) или эмбриона (эмбриопатии):
    • олигофрении, связанные с внутриутробным поражением эндотоксическими или экзотоксическими агентами (при интоксикациях беременной или гормональных нарушениях у матери);
    • олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорождённого;
    • олигофрении, связанные с внутриутробным инфекционным поражением (вирусами гриппа, краснухи, гепатита, цитомегаловируса, паротита и др., возбудителями сифилиса, токсоплазмоза, листериоза и т. п.).

С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева[править | править код]

Г. Е. Сухаревой не удалось вместить в свою классификацию олигофрении, названные недифференцированными, так как их причину не удавалось выявить[1]. Поэтому её развил С. С. Мнухин, основав работу на клинико-физиологическом принципе[1]. Д. Н. Исаев доработал его классификацию[1]. Использование данной классификации позволяет выделять клинические формы, ориентирующие врачей, а также дефектологов, логопедов, специальных психологов, работающих со страдающими олигофренией[1].

4 основные формы общего психического недоразвития были выделены С. С. Мнухиным и Д. Н. Исаевым[1]:

  • Атоническая форма.
  • Дисфорическая форма.
  • Стеническая форма.
  • Астеническая форма.

По М. С. Певзнер[править | править код]

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике.
В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учётом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
    • с преобладанием возбуждения над торможением;
    • с преобладанием торможения над возбуждением;
    • с выраженной слабостью основных нервных процессов;
  3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  1. неосложнённая;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  • Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С.. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.
  • Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.

Источник

При
олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной,
дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет
и ребенок считается практически здоровым.

Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах
сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.
Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения
группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.
Большинство авторов доказывают, что основной дефект, наблюдаемый при
олигофрении, — это трудность обобщения (М.С. Певзнер) или, по-другому,
слабость регулирующей роли речи.

Г.Е. Сухарева выделяет центральные дефекты. Их два: во-первых, дефицит
любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит
познавательных интересов; во-вторых, плохая обучаемость, замедленное,
затрудненное восприятие всего нового.

По мере того как ребенок растет, присоединяется бедность кругозора,
поверхностность мышления, представления бедны, малы, слабость обобщения,
незрелость эмоциональной сферы.

Читайте также:  Как у ребенка определить синдром дауна

Э.А. Коробкова пишет: «Олигофрен не просто «хуже» среднего человека,
принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное
своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и
проявлений. Психика олигофрена совершенно непохожа на психику
нормального ребенка, готовящегося поступать в школу».

В предмете специальной психологии существуют две концепции психического развития умственно отсталого ребенка.
1. Теория потолка.
Умственно отсталый ребенок более или менее успешно усваивает все
элементарное, простое, но все-таки не может достигнуть высшего уровня
обобщения, абстрагирования, нравственные высоты также недоступны для
него. Общепринятое положение об особенностях психического развития
олигофренов говорит о том, что ведущий недостаток при умственной
отсталости это слабость абстрагирования и обобщения.

2. Концепция развития, сформулированная Л.С. Выготским.
Процессы развития рассматриваются как единый процесс, каждый последующий
этап зависит от предыдущего. Каждый последующий способ реагирования,
действия зависит от достигнутого ранее. Л.С. Выготский говорит о
необходимости отличать первичный дефект от вторичного, третичного
осложнения. Неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности
психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости,
т.е. из факта поражения коры головного мозга. Поступать подобным образом
— это значило бы игнорировать сам процесс развития.

Ядерные причины (первичный дефект) умственной отсталости, по Л.С.
Выготскому и Ж.И. Шиф, состоят в недостаточности замыкательной функции
коры больших полушарий головного мозга, инертности, тугоподвижности
основных нервных процессов (возбуждения, торможения), а также слабости
ориентировочного дефекта.
Слабость ориентировочной деятельности лежит в основе пониженной
активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии интереса к
окружающему миру.

Самым частым осложнением при умственной отсталости является недоразвитие
высших психических функций. Это осложнение характеризуется как
вторичный дефект. Если ребенок попадает в условия неадекватного
воспитания, обучения, то возникают условия для отклонений третичного
уровня. Подобные нарушения связаны с проявлениями в эмоционально-волевой
сфере, поведении ребенка.

Наиболее поддающимися коррекционному воздействию, по мнению Л.С. Выготского, являются вторичные и третичные отклонения.
Теория Л.С. Выготского говорит о том, что умственно отсталый ребенок
способен к культурному развитию. Он, в принципе, может выработать в себе
высшие психические функции, но фактически остается недоразвитым в этом
плане.

Культурное развитие умственно отсталого ребенка возможно, но оно ограничено ядерными признаками.
Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к
обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их
мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается
совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.
Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Речь
недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта.
Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает,
характерны дефекты произношения различных степеней.

Для олигофрении характерна инертность психических процессов. Мышление
замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида
деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо
выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко
рассеивается.
Процессы запоминания и восприятия недостаточны. Новый материал запоминается медленно, требуется многократное повторение.

Характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны,
мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо
отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на
раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика
косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и
самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с
этим они неспособны подавлять аффект.

Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.
Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто
угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное
беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

Уровень развития деятельности больных напрямую связан со степенью
интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в
эмоционально-волевой сфере. Больные с легкой степенью олигофрении
способны к овладению простыми трудовыми навыками, имеют достаточный
уровень адаптации к несложным жизненным ситуациям. При тяжелом
поражении, о деятельности говорят только условно, имея в виду
удовлетворение инстинктивных потребностей.

Признаком психического недоразвития является также иерархичность. Она
выражается в недоразвитии высших форм мышления. Недостаточность памяти,
восприятия, речи, эмоциональной сферы, моторики всегда выражена меньше,
чем недостаточность мышления.

По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: дебильность, имбецильность, идиотия.

1. Дебильность — легкая степень слабоумия (IQ = 50-70). Мышление имеет
наглядно-образный характер. Смысл прочитанного понимается с большим
трудом. С интеллектуальным недоразвитием связана незрелость личности.
При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания,
неспособность подавлять свои влечения, поступки обдумываются
недостаточно, в поведении проявляется импульсивность, повышенная
внушаемость. Однако к жизни лица с дебильностью приспосабливаются
неплохо.

Речь косноязычна, содержит аграмматизмы. Словесные определения
воспринимаются медленно. Отставания в развитии отчетливо видны на ранних
этапах. С годами отставание становится менее выраженным и выступает не
так явно. Хорошо развиты механическая память и подражательность. Дебилы
способны к обучению. Они овладевают несколькими трудовыми процессами,
возможно их социальное приспособление.

2. Имбецильность — средняя степень слабоумия (IQ = 20-50). Речь у
имбецилов аграмматична и косноязычна. Словарный запас составляет иногда
200-300 слов, имбицилы могут произносить несложные фразы. Испытывают
затруднения при запоминании букв, которые сходны по написанию или
звучанию. Вследствие относительно хорошей механической памяти и
пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания, которыми
пользуются как штампами. Имбецилы полностью неспособны к отвлечению от
конкретной ситуации.

Читайте также:  Выраженный болевой синдром мкб 10

Развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности
с большой задержкой. Больные усваивают навыки опрятности,
самостоятельно едят. Способны к самообслуживанию. Некоторые лица с
имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы. Но
усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье
посуды, отдельные элементарные производственные функции). Отмечается
крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и
инертные. При перемене привычной обстановки на новую дают негативную
реакцию. Имбецилы обидчивы, стесняются своих недостатков, более или
менее адекватно реагируют на порицание или одобрение.

Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и контроле. Очень легко теряются в
непривычных условиях, так как не обладают инициативой и
самостоятельностью. Следует также учитывать тот факт, что имбецилы
обладают повышенной внушаемостью и часто склонны к подражанию вслепую.
При отсутствии осложненности, дети и подростки, страдающие
имбецильностыо легкой и средней степеней, способны к овладению простыми
видами физического труда (картонажные работы, работы, где подбираются по
цвету и размеру простые детали для бытовых изделий и т.д.). Если
имбецильность тяжелой степени (IQ = 20-34), обучение разным видам труда
не представляется возможным.

3. Идиотия — самое тяжелое слабоумие (IQ < 20). При нем почти
полностью отсутствуют речь и мышление. Нуждаются в постоянном уходе. У
подобных больных реакция на внешние раздражители либо неадекватна, либо
вообще отсутствует. Внимание или отсутствует, или очень неустойчиво.
Сознание собственной личности смутное. Больные нередко не отличают
родных людей от посторонних.

Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием.
Выражаются эмоции примитивным образом, в виде крика или двигательного
возбуждения. Легко возникают приступы злобы, что проявляется в виде
ярости и агрессивного поведения, которое направлено не только на
окружающих, но и на самого себя (кусаются, царапаются, наносят удары).
Довольно часто больные могут поедать свои экскременты, отбросы, жуют
все, что попадает под руку. Глубокое недоразвитие психики сопровождается
грубыми дефектами физического развития. Часто больные не могут жевать
пищу, могут питаться только жидкой пищей.

Навыки самообслуживания сформированы быть не могут. Если больные
предоставлены сами себе, то могут впадать в бессмысленное возбуждение с
однообразными стереотипными действиями (хлопают в ладоши, размахивают
руками, раскачиваются) или остаются неподвижны.

Т. Б. Епифанцева

Источник

  • Э. Сеген (1903): основной дефект – недоразвитие волевой сферы. Эту точку зрения поддерживали  Солье, Г.Я. Трошин.
  • К. Левин: в основе умственной отсталости видел фактор костности и вязкости аффекта, из этого он выводил свойственную для детей-олигофренов общую «малую подвижность психики».  Сами интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их как производные аффективной недостаточности. Экспериментальные исследования процессов психического пресыщения и замещения неудовлетворенной потребности: у детей-олигофренов возвращение к прерванному действию наблюдается значительно чаще, чем в норме. У здоровых детей замещающее действие обладало замещающей значимостью.  По мнению К. Левина, это свидетельствует о малой динамической связи отдельных потребностей друг с другом, что ведет к функциональной неподвижности и трудности дифференциации.
  • Л.С. Выготский: Полемика с К. Левином. В экспериментах Л.С. Выготского была выявлена тесная зависимость аффективных расстройств от интеллектуальных.  У здорового ребенка действия развертываются в смысловом плане, а у умственно отсталого — в наглядной ситуации. Недоразвитие мышления, речи, высших форм памяти  Л.С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные усвоением  социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.
  • С. Я. Рубинштейн: ядерным симптомом, вытекающим из-за неполноценности коры,  считала недостаточную познавательную активность, слабость ориентировочной реакции.
  • М.С. Певзнер считала основной морфологической базой недоразвитие лобных долей мозга. Наиболее страдают третичные поля, филогенетически более молодые – лобно-теменные отделы.
  • Г.Е. Сухарева:

o    Первичный дефект
связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее  молодых ассоциативных зон.

o    Вторичный дефект  основан на первичном и имеет кольцевой характер  «сверху вниз» и «снизу вверх». В формировании вторичного дефекта та большая роль культуральной депривации  низкие интеллектуальные  возможности затрудняют усвоение, и создают ситуацию изоляции в среде  сверстников. Имеет более сложную многоступенчатую природу (от биологических до социальных параметров)..

Таким образом, обнаруживается тесная зависимость интеллекта от аффекта, но и обратная – зависимость аффекта от интеллекта. Следовательно однозначный вывод сделать нельзя.

В большей степени недоразвиты те эмоции которые в тесно связанные с интеллектуальным развитием. А вот базальные эмоции менее зависимы от интеллекта. Хотя с возрастом влияние эмоций возрастает, но некоторая автономность базальных эмоций сохраняется (можно рассказать про случай описанный Корсаковым, когда при идиотии похвала и порицание вызывали адекватную реакцию). Такая сохранность базовых эмоций при тяжёлых  нарушениях,  хорошая возможность для коррекции (лучше запоминают аффективно  насыщенный материал)

Читайте также:  Клинические синдромы при аортальном пороке

Качественный и количественный анализ нарушений при олигофрении (О. Некрасова).

Олигофрения относится к психическому недоразвитию. По этиологии различают эндогенную (генетическую) и экзогенную (в результате перенесенных инфекций, интоксикаций и травм во внутриутробный, родовой период и до 2-3 лет после рождения).

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры (она созревает позже). Из этого следует 2 основных клинико-психологических «закона» олигофрении:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1.          тотальность нервно-психического недоразвития (т.е. в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной степени соматические функции)

2.          иерархичность нервно-психического недоразвития (недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления)

Общая тенденция нарушения такова: больше всего страдают те звенья психических функций, которые связаны с отвлечением и обобщением. Чем глубже степень олигофрении, тем выраженнее дефект функции.

недоразвитие мышления: исследования В.Г. Петровой, Б.И. Пинского и др. показали недостаточность развития практического интеллекта, слабость предметного анализа. Недоразвито формирование понятий. Понятия недифференцированы, расплывчаты, затруднен выход за пределы непосредственного конкретного опыта.

Б. Инельдер:

  • глубокая умственная отсталость (идиотизм): перцептивные и интуитивные методы рассуждения. Не формируется понятие количества.
  • Имбецильность: формируется понятие сохранения количества, но недоступны понятия веса и объема. Мышление характеризуется незаконченностью и неустойчивостью операторных построений.
  • Легкая степень олигофрении (дебильность): формируется понятие и о сохранении количества, но и о сохранении веса, но понятие объема слито с понятием веса (т.к. понятие объема более абстрактное, чем понятие веса).

недоразвитие речи: активный словарь резко ограничен по сравнению с пассивным. Могут иметь место дефекты произношения, косноязычие. Затруднено понимание смысла слов. Страдает грамматический строй речи. Даже при относительной сохранности грамматического строя в речи не отражается функция обобщения, страдает смысловая сторона. Некоторые исследователи (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, А.И. Мещеряков и др.) указывают на нарушение регулирующей функции речи при олигофрении.

Эскероль:

  • Идиоты не могут говорить, издают отдельные звуки
  • Имбецилы могут говорить отдельные фразы
  • Дебилы могут иметь хорошую, развитую речь

недоразвитие эмоционально-волевой сферы:
наблюдаются малая дифференцированность, косность и однообразие, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов. Наблюдается эмоциональная вязкость. Неспособность подавлять аффект либо влечении проявляется в склонности к импульсивным аффективным реакциям.

Трошин при анализе нарушений воли у олигофренов исходит из 5 стадий нормального развития воли у детей:

Ø  физиологически-инстинктивная (автоматические и импульсивные движения, рефлексы)

Ø  первичная (первичные движения ребенка от хватания до речи)

Ø  подражательно-внушенная (может исполнять волю другого, подчинение)

Ø  механическая (гипертрофия «я хочу»)

Ø  приспособительная

  • идиотам доступны физиологически-инстинктивная воля и первичные движения, за исключением подражательных и внушенных.
  • Для имбецила характерна подражательно-внушенная воля. В своей деятельности имбецил воспринимает мотивы или материал для них от других людей.
  • Наиболее характерно для воли дебила – идти по линии наименьшего сопротивления. Характерная стадия – механическая воля: проявляется стремление к минимизации волевого приспособления: мотивы берет извне (подражание и внушение), вместо новых пользуется старыми (привычки).

недоразвитие внимания: недостаточно развито произвольное внимание, наблюдаются сложности с его фиксацией.

  • У идиотов возможно произвольное внимание, но оно либо пробуждается редко под влиянием большого удовлетворения либо легко возбуждается, но не обладает устойчивостью.
  • У имбецилов произвольное внимание существует в определнных пределах, но крайне непостоянное и неустойчивое. Они не могут удерживать цель совершаемого дйствия.

недоразвитие памяти: при относительно сохранной механической памяти страдает память смысловая – затруднено запоминание и воспроизведение явлений, объединенных смысловой связью.

недоразвитие восприятия: больше всего страдает уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

недоразвитие моторики: движения бедны, однообразны, неритмичны, замедлены, обладают плохой пластичностью. Присутствуют синкинезии. Отмечаются неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики и жестов, наличие лишних действий либо медлительность и заторможенность движений. Часто движения нецелесообразны или бесцельны.

Возрастная динамика (Т. Сомойлова):

  • 1 год жизни:

—   запаздывание перцептивных функций (реакций на цвет, звук, игрушку,»комплекса оживления»;

—   задержка разв-я моторики, замедление статических и локомоторных навыков(удерживание головы, хватание, сидение, стояние, ходьба)

  • 2-3 лет:

—   запаздывание навыков самообслуживания

—   недоразвитие речи

  • Дошкольники:

—   недостаточность интеллектуальной  деятельности в целом

—   выраженные трудности в овладении начальными элементами счёта  чтения.

Анализ игры олигофренов и нормальных детей показал, что у  олигофренов страдает главный фактор развития — способность планировать свои действия.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник