Синдромы нарушения развития у детей

Синдромы нарушения развития у детей thumbnail

Нарушение в развитии

Причины

Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).

Дети с недостатками слуха:

  1. глухие (неслышащие) дети – с тотальным (полным) выпадением или остаточным

слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

  1. слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной слуховой недостаточностью,

затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Дети с нарушениями зрения:

1) слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции очками).

2) слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (с применением очков).

Инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т. д.

Заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Последствия острого воспаления среднего уха. Воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Менингит. Поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). Неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей.

Вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса). Врожденными пороками развития. еблагополучные роды. Алкоголизм матери во время беременности. Дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения (близорукость и дальнозоркость). Врожденные пороки (астигматизм, катаракта). Последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Умственно отсталые и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах.

Деменция – стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально – волевой сферы. В детском возрасте возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии. Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития:

идиотия– самая глубокая степень умственной отсталости;

имбецильность — более легкая степень (умеренная) умственной отсталости;

дебильность – легкая степень умственной отсталости

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 

Дети с ЗПР подразделяются на четыре группы:

— ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;

— ЗПР соматогенного происхождения;

— ЗПР психогенного происхождения;

— ЗПР церебрально – органического происхождения.

Эндогенные причины: различные наследственные заболевания родителей (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Уильямса и др.)

Экзогенные причины: внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. Острые инфекционные заболевания, возникновение внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных. Родовые травмы мозга.

Этиологическую основу задержки психического развития составляют биологические и социально–психологические факторы, которые вызывают темповую задержку интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Иногда причиной ЗПР являются биологические факторы, такие как негрубые органические повреждения центральной нервной системы локального характера и их остаточные явления, которые сопровождаются нарушением созревания различных отделов головного мозга, что проявляется парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди биологических причин ЗПР, которые оказывают действие в перинатальном периоде и вызывают задержку психического развития, особое значение имеют патология беременности, внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром, которые сопровождаются развитием перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут провоцировать тяжелые соматические заболевания ребенка, черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия. ЗПР может иметь наследственную природу, в этом случае ее диагностирование происходит из поколения в поколение. Иногда развитие патологии возникает на фоне стрессов, что при этом не исключает наличие у больного первоначального органического заболевания. В большинстве случаев такие малыши растут в условиях недостаточного либо чрезмерного внимания, авторитарного типа воспитания, социальной депривации и нехватки общения со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Болевой абдоминальный синдром лечение его

Вторичное ЗПР может развиваться на фоне раннего нарушения слуха, зрения, дефектов речи и вызывается выраженным дефицитом сенсорной информации и общения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

1) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия.

2) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Дети с нарушениями опорно – двигательной системы.

ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

Разного рода патологии в коре головного мозга, подкорковых областях, в капсулах или стволе, повреждения полученные плодом во время внутриутробного развития, родов, вызванные гипоксией или асфиксией, инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, отслойка плаценты, неблагоприятный радиационный фон, недоношенные дети; тяжелые инфекции – менингит, энцефалит, отравления, травмы головного мозга, действия, приводящие к гипоксии мозга, гемолитическая болезнь новорожденного.

Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития: сложный дефект (умственно отсталые не слышащие дети; умственно отсталые слабовидящие дети; слепоглухонемые и т.п.)

Наследственные и экзогенные факторы.

Дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

К данной группе относят детей с психопатией (стойкий дисгармоничный склад психики), с патологией влечения.

Биологические факторы: Нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена. Внутриутробные нарушения (тяжёлые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения). Патологии родов. Инфекционные заболевания. Интоксикации. Травмы. Опухолевые образования раннего постнатального периода.

Социальные факторы: Эмоциональная и культуральная депривация. Неблагоприятные условия воспитания. Разного рода стрессогенные факторы. Патологически закрепившиеся реакции протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

Источник

Нарушение психического развития

Нарушение психического развития (НПР) – это психическое состояние, сопровождающееся замедлительными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности.

Причины нарушений психического развития

НПР, чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте. Эти психические отклонения связаны с различными патологиями, факторами и травмами. На сегодняшний день к основным причинам нарушения у детей относятся: хромосомные заболевания, наследственные патологии мозга, эпилептический синдром, опухоли головного мозга, патологии и мелкие поражения центральной нервной системы, гидроцефалия, пороки головного мозга, наследственные эндокринные заболевания, тяжелые нейрокожные синдромы и болезни нервной системы, соматические патологии, педагогическая запущенность, отсутствие воспитания, заболевания и нарушения органов чувств.

Самыми серьезными причинами НПР считаются психогенные, социальные, биологические и наследственные факторы. В момент определения главной причины возникновения психического нарушения следует учитывать наличие церебральных и соматических патологий, депривацию, эмоциональное состояние больного и темперамент ребенка.

Биологические причины нарушений включают в себя: мозговые травмы, соматические заболевания, недоношенность, патологии в период беременности, родовые и послеродовые травмы.

Читайте также:  Что такое синдром сухости глаз

Помимо этого, НПР у детей могут быть спровоцированы некоторыми социальными факторами (отрыв от матери, недостаток внимания, социальная изоляция, дефицит развития, обучения и воспитания, неблагоприятные условия в обществе и семье).

Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.

Симптомы

Психические расстройства, в основном, сопровождаются навязчивостью, астеническим синдромом, депрессиями, маниакальными состояниями, сенестопатиями, ипохондрическим синдромом, галлюцинациями, бредовыми расстройствами, кататоническими синдромами, слабоумием и синдромами помрачения сознания.

Клиническая картина и симптоматика обычно зависит от факторов, спровоцировавших психическое нарушение, а также, от форм, стадий и типов НПР.

Дети с подобными патологиями, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Им свойственны повышенная утомляемость, колебания настроения, чувство страха, манерничанье, неуверенность, суетливость, фамильярность, недифференцированное употребление слов, малый словарный запас, трудность в произвольном оперировании словами, повышенная вегетативная и общая возбудимость, нарушение сна, желудочно-кишечные расстройства.

Нарушения психического развития у детей, в основном, проявляются в виде искажений (аутизм), психопатии, отсутствия самоопределения, повреждений личностного развития, проблем с познанием и невозможности умственного развития. Эти нарушения, чаще всего, связаны с дисфункцией головного мозга, и, как правило, начинают проявляться еще в раннем детстве.

Также, НПР у детей могут сопровождаться нетерпеливостью, нарушением внимания, недостаточностью концентрации внимания, гиперактивным поведением (множество движений руками и ногами, вращение на месте), тихой речью, сниженным объемом памяти, низкой скоростью запоминания, низкой продуктивностью и проч.

Профилактика

Основную роль в предотвращении НПР у детей играет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений желательно начинать с регулярных консультаций и осмотра у педиатра. Также, родители обязаны научиться проверять психомоторные реакции у ребенка (дабы первые психические отклонения не остались без внимания).

Определить состояние психического развития могут педиатры, логопеды, детские психологи и дефектологи. Точный диагноз и тип НПР устанавливают с помощью диагностических обследований.

Профилактика нарушений психического развития заключается в использовании специальных педагогических, медицинских, социальных и психологических методик проверки малыша. Дабы психическое развитие протекало в правильном направлении, родителям необходимо использовать благоприятное коррекционное пространство, где ребенок сможет развивать логическое мышление, познавательную функцию и приобретать учебные навыки.

Также, одним из основных факторов профилактики НПР является проведение педагогических и медицинских консультаций во время беременности и соблюдение безопасности.

Эффективная профилактика включает в себя:

  • Благоприятную среду для психического развития ребенка.
  • Исключение конфликтных ситуаций в семье.
  • Отсутствие психологических и физических травм в период беременности.

Лечение

Лечение нарушения психического развитияВ лечении участвуют неврологи, логопеды, педиатры, психиатры, психологи и дефектологи. Эффективность терапии зависит от взаимодействия данных специалистов, а также, их методов.

Дабы назначить точную методику лечения, докторам вначале нужно определить основную причину нарушений развития и их тип.

Медикаментозная терапия при НПР основывается на следующих препаратах: иммуностимулирующие, ноотропные, противовоспалительные, противосудорожные и сосудистые средства. В качестве дополнения может применяться витаминная терапия.

Также, при НПР специалисты прибегают к некоторым видам реабилитации: коррекция психологического характера, сенсорные упражнения, коррекция логопедического типа, релаксационные упражнения, лечебная гимнастика и физкультура и физиотерапия.

Одним из самых важных этапов лечения НПР считается индивидуальная развивающая и учебная программа для малыша. Она разрабатывается психологами и педагогами. Подобные программы основываются на художественных заданиях, хореографических и музыкальных занятиях, а также, на специальных интеллектуальных упражнениях.

Для того чтобы результат лечения НПР был максимально эффективным, терапия должна включать в себя все аспекты (лекарственные препараты, реабилитационные методы и индивидуальную развивающую и учебную программу).

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Записаться на прием к врачу

Источник

Понятие нарушения развития ребенка

В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.

Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.

Замечание 1

Читайте также:  Вегетативная дистония с синдромом артериальной гипертензии

Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.

С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.

Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).

Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.

Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка

Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.

В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.

Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.

Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.

Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.

Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.

Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.

Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.

Замечание 2

Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:

  1. Наследственные заболевания
  2. Гормональные нарушения
  3. Психическая травма матери во время беременности
  4. Инфекционные заболевания
  5. Неправильное (недостаточное) питание
  6. Проблемы социального характера
  7. Негативное влияние окружающей среды

Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).

Диагностика нарушения развития ребенка

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

  1. Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

    • трудности с концентрацией внимания;
    • повторение одних и тех же действий.
  2. Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

  3. Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

  4. Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)

Источник