Синдромы нарушения памяти у детей

Синдромы нарушения памяти у детей thumbnail

Синдромы нарушения памяти у детейНарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку, не говоря уже о специалисте психологической направленности и способное существенно ухудшить качество жизни любого человека. По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Поэтому вам нужно уже сейчас позвонить мне и записать своего ребенка на нейропсихологическую диагностику и тестирование.

Потому, что нарушение памяти у детей может быть отдельным дефектом сформированным психической функций или входить в целый их комплекс детских, психологических проблем. Ведь, ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках, мучается сам и будоражит окружающих в том числе и близких.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную ходе жизни деятельности информацию, распоряжения родителя педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам.

По ошибке малообразованные педагоги и родители иногда подобных детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными, что дополнительно накладывает на нах давлительные меры воспитания. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Причины нарушения памяти у детей:

Услуги психолога со скидкойУслуги психолога со скидкойНарушения памяти у детей могут быть связанны с множеством разнообразных факторов. Самой распространенной причиной такого состояния бывает так называемый астенический синдром, связанный с общим психоэмоциональным перенапряжением, тревожным, гиперактивным или депрессивным состоянием. Кроме того, нарушение памяти может наблюдаться и в процессе выздоровления после перенесенных соматических или вирусных заболеваний.

Но расстройства памяти также могут иметь и более серьезное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания, что является обязательным обращением к помощи специалиста по детской психологии.

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;

  • алкоголизм или медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте): нарушение памяти вследствие не только поражений в структурах головного мозга, но и общих нарушений, связанных с токсическим действием алкоголя на печень и сопутствующим гиповитаминозом;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга: атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • психические заболевания малой и общей психиатрии
  • врожденная умственная отсталость, ЗПР, аутизм и, как связанная с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна), так и по причине патологических состояний.

Причины нарушения памяти у детей связанны, как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте патопсихологическими состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний нередко вызываемых частыми ОРВИ, неблагоприятного психологического климата в семье, детском и школьном коллективе, что требует от родителе незамедлительного обращения к соответствующему детскому специалисту, такому как детский нейропсихолог, детский психолог, детский психиатр и т.д.. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости и проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и в общении со сверстниками и родителями.

Нарушение памяти у детей с нарушением зрения:

Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Поэтому, нарушение зрения ведет к существенным ухудшением процессов памяти и восприятии окружающей среды особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

Методы исследования нарушений памяти у детей:

Психологический тренинг для подросткаПсихологический тренинг для подросткаПервичным этапом исследования нарушений памяти является сбор психологом первичных данных о ребенке, его анамнеза – выявление жалоб и другой информации, которую может сообщить ребенок самостоятельно или с помощью родителя. Также, в процессе свободного разговора я как частный нейропсихолог могу ориентировочно определить, какой компонент памяти страдает.

Далее приступают к детальному психологическому тестированию. Существует множество тестов, позволяющих определить виды нарушений памяти.

Далее могут использоваться инструментальные методы обследования функций мозга, например электроэнцефалограмма. Они позволяют определить активность определенных зон мозга в спокойствии и при нагрузке. Также широко используются компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Так как нарушение памяти часто носит характер вторичного процесса, исследования также направлены на выявление соматического заболевания, приведшего к такому состоянию. Тут применяются общие анализы и инструментальные обследования.

Лечение нарушения памяти у детей:

В выборе тактики лечения нарушений памяти у детей первостепенную роль играет выявление причины наступления таких проблем. Ведь ослабление памяти всегда является вторичным последствием развития многих соматических или психических заболеваний и состояний. Поэтому, без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно.

Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную терапию.

В любом, случае самолечение недопустимо, поскольку на начальной стадии многие грозные заболевания (в том числе сопровождающиеся нарушением памяти) имеют довольно безобидную симптоматику. Распознать такие заболевания и назначить эффективную терапию может только опытный специалист по детской психологии. Поэтому, раннее обращение к клиническому психологу способствует результативной коррекции нарушений памяти и предотвращает развитие глубоких запущенных стадий слабоумия.

Кроме специфического лечения патологии, приведшей к нарушениям памяти, обязательно и параллельно применяют общие мероприятия психологической коррекции, направленные на нормализацию функций памяти.

Режим дня и диета при нарушении памяти:

Для детей с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия великолепно способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга но и нормализации общего психологического тонуса ребенка. Такая деятельность сопровождается получением и обработкой значительного количества информации, что в свою очередь способствует тренировке памяти и внимания, а значит и к избавлению от данной проблемы

Причем очень положительное влияние на мыслительные способности ребенка и развитие памяти имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, другие любимые детские занятия и хобби. В этом случае эффективно зарекомендовала себя разнообразная мозговая деятельность. Подробнее об индивидуальной коррекционной программе подходящей именно для вашего ребенка вы всегда можете смело узнать на моих психологических консультациях после индивидуальной нейропсихологической диагностики вашего ребенка.

Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти и развития ее мотивационного компонента.

Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на учебе, мыслительной нагрузки и стрессовых ситуаций в психологической атмосфере семьи. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной возрастной норме, но не менее 7 – 8 часов в день.

Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, состоящая из рыбы, мяса, овощей, злаков и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.

Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных клеток и улучшающих интеллектуальные способности. Также полезны продукты из цельнозерновых злаков (крупы, хлеб из зерна грубого помола), орехи, помидоры, капуста брокколи, семечки из тыквы.

Очень важным является питьевой режим. Необходимо употреблять не менее двух литров жидкости в день. Обезвоживание очень пагубно влияет на деятельность нервной системы.

Если вы заметили нарушение памяти у своих детей или хотите узнать более детальную информацию о состоянии памяти и пройти нейропсихологическое тестирование – Звоните!

Профилактика нарушения памяти:

Психолог по телефону в МосквеПсихолог по телефону в МосквеВедущую роль в профилактике и сохранению интеллектуальных способностей играет поддержание здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение соматических заболеваний, особенно сердечнососудистых, нервных и эндокринных и психологических расстройств.

Также очень важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, нормальную продолжительность сна. Ведь именно во сне происходит основной отдых мозга и сортировка поступившей за день информации, ее фиксации в долгосрочной памяти. Нормальный сон должен составлять единоразовый 7 – 8 часов сон в день.

Еще один важный аспект профилактики нарушения памяти – сохранение нормальной социальной активности индивида, участие в общественной жизни и обеспечение, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. Полезно поддержание общения с родственниками и друзьями.

Положительное влияние на мыслительные способности человека также имеют интеллектуальные занятия: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов и повседневных задач, наличие хобби и интеллектуальной деятельсности.

Поэтому, звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к детскому психологу в Москве на Цветном бульваре и пройдите нейропсихологическую диагностику и тестирование, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами детского психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.

Стоимость консультации детского психолога в Москве:

Очное консультирование детского психолога и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.

Стоимость детской психологической консультации, психоанализа и психотерапии в Москве составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация детского психолога и нейропсихологическая диагностика это всего лишь инвестиция в себя, в свою семью и в своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало быть модно.

Адрес психологического центра:

г. Москва, метро «Цветной бульвар», ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209

Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.

Я работаю с 10:00 до 21:00 с понедельника по субботу. По предварительной договоренности возможен прием детского психолога в вечернее время и в воскресенье. Если Вы не смогли мне дозвониться, то я сам перезвоню Вам при первой же возможности.

Прием осуществляется строго по записи!КонтактыКонтакты

С уважением, ваш детский нейропсихолог и психоаналитик в Москве, Помазкин Антон Сергеевич!

Тел: 8(926) 303-68-47

E-mail: info@unsait.ru

Источник

У детей память начинает развиваться после установления первых условных рефлексов. Это происходит на 15 день после рождения, когда возникают ранние условные пищевые рефлексы, движения головой, раскрывание рта и сосательные движения.

Развитие способности запоминать на пятом месяце судится по тому, узнает ли ребенок свою маму и какие реакции возникают у него. В норме дети улыбаются и всплескивают руками.

К концу первого года жизни дитя обнаруживает отсутствующую вещь. Он удивляется, когда не находит любимую игрушку в углу комнаты. Когда детям называют наименование предмета, глаза начинаются бегать по комнате в поиске того предмета – он уже запоминает слова.

На 2-3 году у него формируются первые воспоминания на фоне развития речи – слова составляют образ воспоминания, которое хранится в долговременной памяти.

Отчетливо воспоминания остаются в голове после 5-6 лет жизни. Обычно события подкрепляются яркими эмоциями. События без эмоциональной значимости вытесняются. В это же время развивается способность намеренного запоминания информации и наглядно-оaбразная память.

После 10 лет развивается ассоциативная память. Дитя запоминает информацию не механически, а путем ее осмысления и установления причинно-следственных связей. В старшей школе запоминание опирается уже на мышление и имеющиеся знания.

Что это такое

Расстройства памяти – это нарушение запоминания, хранения, воспроизведения и стирания информации о навыках, знаний, опыта, воспоминаний.

Память – психический процесс, взаимодействующим с другими процессами: мышлением, эмоциями, волей и вниманием. Это значит, что нарушение запоминания влекут за собой нарушение других психических расстройств. И наоборот, расстройства речи и мышления снижают способность ребенка запоминать информацию.

Как вылечить нарушение

Причины

Нарушение запоминания у дитя возникает из-за врожденных и приобретенных факторов. Врожденные причины:

  • алкоголизм и наркомания матери;
  • родовая травма, детский церебральный паралич;
  • недоношенность и недоразвитие центральной нервной системы;
  • повреждение генетического материала из-за мутаций или хромосомных аберраций;
  • острые токсические состояния беременной на фоне токсикоза, краснухи, токсоплазмоза, внутриутробных инфекций;
  • опухоли головного мозга.

Приобретенные факторы и психические расстройства:

  1. подростковый алкоголизм;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. расстройства аутистического спектра;
  4. олигофрения;
  5. депрессия;
  6. инфекции головного мозга, опухоли, черепно-мозговая травма;
  7. острое или хроническое нарушение кровообращения.

Симптомы

Симптоматика расстройств запоминания у детей отличается от взрослой. Так, при нарушении сознания (сумеречное помрачение, онейроид, сопор, кома, аменция) воспоминания полностью вытесняются – тотальная амнезия.

У взрослых алкогольный палимпсест (выпадение событий во время употребления алкоголя) возникает на фоне хронического алкоголизма. У подростков палимпсест наступает в первое алкогольное опьянение.

Ретроградная амнезия выражена слабо. Обычно вытесняется очень короткий эпизод перед острым периодом заболевания.

Чаще всего у детей наблюдается дисмнезия. Это ухудшение запоминания, хранения и воспроизведения. В большей степени нарушается способность запоминать и воспроизводить недавние события: информация из учебников или прочитанных книг, фильмов. Дисмнезия выявляется преимущественно у школьников.

Возможны преходящие нарушения – сниженный объем зрительной памяти детей на фоне цереброваскулярных нарушений. Устойчивое снижение процессов запоминания развивается при психоорганических патологиях: черепно-мозговой травме, дисциркуляторной энцефалопатии, гидроцефалии, олигофрении.

Качественные нарушения – парамнезии – у маленьких пациентов практически не изучены. Нет данных о том, как конфабуляции, псевдореминисценции и криптомнезии протекают у больного ребенка. У детей может встречаться корсаковский синдром (фиксационная амнезия, дезориентация), который может включать псевдореминисценции.

У детей развита фантазия. Поэтому у них могут возникать конфабуляции – воспоминания, которых никогда не было. Ложные воспоминания обычно содержат фантастические сцены, облагороженные множеством деталей.

С другими заболеваниями

Память детей с нарушением слуха компенсируется в сторону визуально-образного запоминания. Такие дети лучше запоминают содержание картин, лучше запоминают оттенки цветов и быстрее узнают знакомый объект. Снижена словесная память – детям трудно запоминать новые слова. У детей с нарушением слуха долговременная память развита лучше, чем у пациентов без слуховых дефектов.

Дети с нарушением зрения хуже запоминают зрительную информацию, но лучше запоминают начало материала, чем окончание. Хуже у слабовидящих и слепых пациентов механическая память. Однако ассоциативная память развита лучше – дети с дефектами зрения лучше запоминают информацию, где нужно устанавливать причинно-следственные связи.

Нарушена память у детей с нарушениями интеллекта – олигофренией. У пациентов значительно снижен объем всех видов памяти: сенсорной, тактильной, словесной, образной, механической. Ассоциативная память у детей с нарушением интеллекта находится в зачаточном виде. Лучше всего олигофрены запоминают эмоционально яркие события.

Память у детей с нарушениями речи имеет следующие особенности: уменьшается количество используемых слов и словарного запаса, частые ошибки при воспроизведении слова. У больных с нарушением речи снижем объем памяти, они медленнее запоминают. Однако в процессе обучения допускают меньше ошибок.

Нарушения памяти у детей с дизартрией выражены слабо. Объем памяти практически не отличается от объема памяти детей без дефектов произношения. Смысловая память развита лучше, чем механическая.

С другими

Диагностика

Для выявления нарушений памяти проводится клиническая беседа. В ходе общения врач выясняет сопутствующие симптомы психических расстройств или соматических заболеваний. Для выявления нарушений памяти используются методики «10 слов» и «Пиктограммы».

Лечение и профилактика

Сначала лечится основное заболевание. После его излечения нужно восстановить когнитивный дефицит, включая память. Для этого используется нейропсихологическая коррекция. Методы восстановления памяти у детей:

  1. мозжечковая стимуляция;
  2. ритмотерапия;
  3. интерактивый метроном;
  4. нейродинамическая коррекция;
  5. нейроакустическая стимуляция по методу Томатис;
  6. медикаментозное лечение ноотропными препаратами и нейропротекторами.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник