Синдромы нарушения эмоциональной сферы и интеллекта
IПсихоорганический
синдром(энцефалопатический,
органический симптомокомплекс по
Bleuler,
раньше рассматривался как синоним
амнестического синдрома, в последующем
более широко). Все эти определения
подчеркивают, что в основе нервно-психических
расстройств этого круга лежит
биологический, морфологический, хотя
иногда и очень тонкий процесс. Возникает
обычно при диффузном поражении головного
мозга, но иногда диффузные сочетаются
с локальными поражениями (напр. при
поражениях межуточного мозга с выраженными
расстройствами влечения, аффекта,
поведения), вследствие чего Bleuler
выделял диффузный и локальный мозговой
психосиндром, А.В. Снежневский отрицает
самостоятельное существование последнего.
Его
происхождение и механизмы могут быть
различными :
нейроинфекции,
опухоли, травмы и сосудистые поражения
головного мозга, гипоксии, асфиксии,
при сердечно-сосудистой недостаточности,
метаболические и токсико-дистрофические
нарушения при хронических соматических
заболеваниях (почечная, печеночная
недостаточность, эндокринопатии),
алкоголизм, наркомании и токсикомании,.
отравления промышленными и токсическими
веществами, церебральные атрофические
(старческие психозы, болезнь Альцгеймера,
Пика,. хорея Гентингтона и др.) и
наследственно-дегенеративные заболевания.
Большое
значение в формировании писхоорганического
синдрома принадлежит возрастному
фактору. Наиболее выраженные картины
синдрома встречаются во вторую половину
жизни, особенно в старости.
Понятно,
что подобные больные попадают на лечение
к терапевтам, эндокринологам, невропатологам
и т.д. При этом наблюдающиеся психические
расстройства часто игнорируются.
Понимание “органического” в соматической
медицине (и прежде всего в неврологии)
и в психиатрии существенно различаются.
В неврологии -это прежде всего выпадении
каких-то сложных телесных функций
(двигательных, чувствительных…) или
отдельных рефлексов, в психиатрии же —
это своеобразная структура психической
деятельности, а неврологические локальные
знаки возможны, но не обязательны и
больше свойственны грубым расстройствам.
Начальные тонкие психоорганические
расстройства часто субъективно
переживаемы, и очевидны при повышении
нагрузки, эмоциональном напряжении при
прицельном расспросе.
Основу
синдрома составляет триада
Вальтер-Бюэля
: 1) снижение интеллекта; 2) ослабление
памяти; 3)эмоциональная лабильность.
Причем эта совокупность не застывшее
образование, а процесс, имеющий
закономерную динамику. Это состояние
общей психической беспомощности. Для
большинства болезней синдром развивается
на фоне астении.
1)
О нарушении интеллектуальной деятельности
свидетельствует снижение уровня суждений
и умозаключений. Одним из самых ранних
признаков этого снижения является
нарушение критических способностей в
отношении самооценки и оценки окружающего.
Больные становятся бестолковыми.
Ассоциативные процессы замедлены,
наблюдаются персеверации. Интеллектуальное
снижение усугубляет все остальные
расстройства. Но в некоторых случаях
интеллект долгое время может оставаться
сохранным : так испражняющийся под себя
больной с прогрессивным параличом пишет
оригинальную научную статью (пример
С.И. Консторума).
2)
Проявления амнестических расстройств
разнообразны : лакунарная, элективная,
избирательная, ретроградная, антероградная,
фиксационная, прогрессирующая (вплоть
до тотальной) амнезии.
3)
На начальных этапах эмоциональная
лабильность проявляется как несвойственная
ранее больному сентиментальность,
слезливость при дорогих, теплых
воспоминаниях, постепенно доходящие
до эмоционального недержания с
насильственным смехом и плачем. Аффект
крайне изменчив, часто повышена
раздражительность, доходящая до приступов
ярости.
При
этом не следует забывать, что при
психоорганическом синдроме затронуты
все психические процессы :
а)
нарушение восприятия
— снижение или невозможность охватить
ситуацию целиком, снижение интенсивности
(тонкости) и точности восприятия, что
может усугубляться ухудшением
функционирования анализаторов в позднем
возрасте, при травмах головы, нейроинфекциях;
б)
сужение объема внимания
(особенно пассивного, наряду с
расстройствами памяти- старческая
рассеянность);
Нарушения
памяти, внимания, памяти тесно связаны
с ухудшением ориентировки
в
начале во времени, потом в месте, в
окружающем, и при утяжелении состояния
в собственной личности.
в)
расстройства речи
многообразны — от оскудения словарного
запаса до дизартрий и афазий;
г)
искажаются волевые
процессы
— от упрямства как проявления нарастающей
инертности психической деятельности
до внушаемости, основанной на лабильности
эмоций и интеллектуальной сниженности.
д)
при органической церебральной патологии
часто бывают булимия, полидипсия,
парорекия, гиперсексуальность, снижение
или искажение полового чувства,
бродяжничество.
Легкость
знакомств и связей, циничность шуток,
утрата дистанции и такта в общении,
вдруг появившиеся у скромного, почтенного
человека- так дебютируют некоторые
формы прогрессивного паралича, болезни
Пика, мозговых опухолей, при некоторых
вариантах алкогольного снижения
личности. Эта морально-этическая
деградация- не социальный феномен, не
распущенность, а биологический, грубо
органический фактор, распад наиболее
хрупкой психической структуры-
критического отношения пациента к себе,
в том числе к болезненным проявлениям.
Астенические
расстройства
выражены слабо или отсутствуют лишь
при атрофических процессах : болезнь
Пика, хорея Гентингтона, старческое
слабоумие, болезнь Альцгеймера. При
всех остальных заболеваниях астения-
постоянное расстройство и проявляется
от повышенной раздражительности с
эксплозивностью, злобностью (ЧМТ, сифилис
гол. мозга) до истощаемости, адинамии
(сосудистые, эндокринные заболевания).
часто
бывают головные боли, ощущения давления
в голове, головокружения, плохая
переносимость жары, перепадов атмосферного
давления, различные неврологические
симптомы.
Характерна
симптоматическая
лабильность
— возникновение экзогенных типов реакции
под влиянием интеркуррентных заболеваний
и интоксикаций, а в ряде случаев и терапии
психотропными препаратами. Чаще это
проявляется возникновением делирия в
ночное время, реже сумеречного помрачения.
Эта симптоматическая лабильность
нарастает параллельно с утяжелением
психоорганического синдрома. Могут
быть эпизоды “дежа вю”, “жамес вю”,
деперсонализации и дереализации.
Характерна
склонность к психогенным
реакциям
чаще в виде субдепрессивных состояний.
Неглубокие проявления психоорганического
синдрома могут сопровождаться
продуктивными психопатологическими
расстройствами : аффективными, бредовыми
от паранойяльных до парафренных,
галлюцинаторными (чаще в виде вербальных
галлюцинозов), т.е. сопровождаются
эндоформными психозами длительностью
до нескольких лет, исчезают по мере
нарастания психоорганического синдрома.
Часто присоединяется алкоголизация.
Т.о.
в целом, психоорганический синдром
можно отнести к негативным расстройствам.
Dif
ds
с депрессиями, с sch.
Отличать от псевдодеменции
— ситуационно,
психогенно возникающее “поглупение”,
утрата памяти и умственных способностей,
возникающее по патологическому защитному
механизму “условной желательности”,
“бегства в болезнь” при истерических
реактивных состояниях.
В
начале болезни при негрубом постепенном
интеллектуальном снижении, при высоком
преморбидном уровне осознавания своих
возможностей и недостатков, при
преобладании расстройств памяти больные
осознают свой психический дефект,
пытаются к нему приспособиться или же
суживают круг деятельности в соответствии
с нынешними возможностями, “отход от
дел”. Исследование отношения пациента
к своему заболеванию ценно для
диагностических размышлений.
Психоорганический
синдром может развиваться остро или
постепенно
:
Острое
или “мерцающее” течение синдрома
возможно при сосудистой, опухолевой
патологии, часто вслед за экзогенным
типом реакции, продолжается дни и недели.
Может быть единственным эпизодом, а
может перейти в хронический. В этом
случае необходимо комплексное
неврологическое обследование.
Чаще развивается постепенно, течение
может быть прогрессирующим с исходом
в деменцию (болезнь Пика, хорея Гентингтона,
старческое слабоумие), стационарным
(последствия ЧМТ, энцефалиты) или с
длительными ремиссиями в результате
лечения (прогрессивный паралич, опухоль
головного мозга).
Итак,
главное в психоорганическом синдроме
— это становление и усложнение триады
Вальтер-Бюэля. Однако эти расстройства
могут быть обратимы : сосудистые
расстройства, ЧМТ. Прекращение
алкоголизации, современная и своевременная
терапия прогрессивного паралича приводит
к значительному улучшению психического
состояния. Общее направление динамики
к нарастанию мнестико-интеллектуальных
расстройств, эмоциональной лабильности
с исходом в органическое слабоумие,
деменцию.
Выделяют
следующие варианты-стадии психорганического
синдрома
:
1)
Астенический
. Имеются преимущественно субъективно
замечаемые нарушения интеллекта и
памяти, эмоциональная лабильность,
проявления эмоционально-гиперэстетической
слабости. Больной с трудом справляется
с привычным объемом работы, волнуется,
теряется при получении нового задания,
в обстановке спешки, повышенной
ответственности. Возможны головные
боли, вестибулопатии и вазопатии. При
фиксации взгляда на предметах с резко
меняющейся яркостью (просмотр кинофильмов,
созерцание водной ряби) появляется
“неловкое” ощущение, “ломота” в
глазах, головные боли, чувство дурноты.
Те же ощущения возникают при проверке
конвергенции и аккомодации. Плохо
переносятся жара, духота. При перемене
погоды головные боли, слабость, усиливаются
затруднения с умственной деятельностью
(метеочувствительность- симптом
Пирогова). Возможны и другие вегетососудистые,
нейроэндокринные нарушения. Больные
устают от многолюдного и шумного
общества, но нередко тяготятся вынужденным
сужением контактов. Отдых улучшает
самочувствие.
2)
Эксплозивный
. На этом этапе обнаруживается отчетливое
снижение интеллекта и памяти. Больные
перестают справляться с работой,
требующей сложного умственного труда,
быстрого переключения, оперативности.
В настроении преобладает угрюмость,
злобная раздражительность, очерченные
дисфорические приступы. (заметим, что
пароксизмальность, приступообразность
расстройств в широком смысле “органическое”
качество. Таковы многие виды припадков,
расстройств влечений, сумеречных
помрачений и т.д.)
Каждому
человеку приходилось встречать подобных
людей в повседневной жизни : не пытаясь
вникнуть в ситуацию, не слушая никаких
правил они в грубой, раздраженной форме
отстаивают свою очень узко понимаемую
правду и доказать им необоснованность
их требований невозможно. Наоборот,
всякое противодействие лишь озлобляет
их, доводит до агрессии. Соматовегетативные
расстройства сохраняются, хотя могут
и видоизменяться в соответствии с
органическим процессом.
3)
Эйфорический
и 4) Апатический.
На этих стадиях больные полностью
несостоятельны в мнестико-интеллектуальном
отношении. По существу оба эти варианта
расцениваются как разновидности
слабоумия. Различен лишь эмоциональный
фон. Больные или пассивно-благодушны
или полностью безучастны. Критика к
своему состоянию отсутствует. В этих
случаях речь идет о тотальном (глобарном)
слабоумии. Такой пациент на вопрос :
“Есть ли болезнь? Как с головой? Хорошая
ли память?” — ответит, что все в порядке.
На
первых этапах психоорганического
синдрома характерологические особенности
заостряются, усиливаются, а в последующем
нивелируются, как бы растворяются в
нарастающем снижении памяти, интеллекта,
переформировании эмоциональности и
связанных с ним большим или меньшим
снижением критики и тонкого нравственного
чувства, понимания нюансов человеческих
взаимоотношений. Больные все больше
становятся похожими друг на друга. При
некоторых заболеваниях (прогрессивный
паралич, болезнь Пика) нивелировка
личности наблюдается уже с самого начала
заболевания, свидетельствуя тем самым
о его тяжести.
Парциальное
слабоумие может переходить в тотальное.
В основе этого лежит генерализация
деструктивных процессов в мозге,
например, возникновение вторичных
атрофий как следствие первичного
сосудистого церебрального поражения.
В
зависимости от нозологической природы
заболевания характеризующие
психоорганический синдром нарушения
сочетаются друг с другом в самых различных
соотношениях. Так, при Корсаковском
психозе, старческом слабоумии, болезни
Альцгеймера доминируют расстройства
памяти, при прогрессивном параличе и
болезни Пика- страдают различные стороны
интеллекта, при опухолях мозга определенной
локализации преобладают аффективные
расстройства и т.д. Отметим некоторые
клинические особенности психоорганического
синдрома в зависимости от природы и
локализации поражения. Разумеется, речь
здесь идет о предпочтительности тех
или иных расстройств :
При
травмах головного мозга
наряду с общим ослаблением памяти
возможны фиксационная, антеро- и
ретроградная амнезия, складывающиеся
иногда в целостный корсаковский синдром.
Для этих больных характерны
раздражительность, конфликтность,
дисфории. Выражены вегето-сосудистые
дисфункции, головные боли, астения.
Гипертоническая
болезнь и церебральный атеросклероз
. Также большое место занимают астении,
вегето-сосудистые расстройства, головные
боли, расстройства сна. Выражена
эмоциональная лабильность, преобладают
дисмнестические явления с критикой к
ним.
Алкоголизм
. Критика к нарастающему снижению
отсутствует. Важнейшее место занимает
морально-этическая деградация. Дипсомания-
расстройство влечения, приобретающее
из обсессивного все более насильственный
характер- компульсивный, приближающийся
к пароксизмальному.
Пресенильные
атрофии
. Массивные многообразные расстройства
памяти, интеллекта, высших корковых
функций. В зависимости от локализации
процесса на отдельных этапах этой группы
могут преобладать вялость, аспонтанность
или морально-этическое снижение,
характерологические сдвиги, нелепое
поведение, нарастающий распад речи. При
болезни Альцгеймера нередко удается
выявить элементы своеобразной критичности
пациента к своей несостоятельности.
Поражение
лобных долей мозга
. Аспонтанность (при заинтересованности
конвекситальных отделов) и своеобразная
дурашливость — мория, если затронуты
орбитальные поверхности (при болезни
Пика по данным Штернберга).
Прогрессивный
паралич.
Грубейшее снижение интеллекта, эйфория,
нелепый бред величия, полное отсутствие
критики,
Сифилис
мозга.
Лакунарное слабоумие, структура
психоорганического синдрома напоминает
сосудистый вариант, но “сифилитик злее”
(П.Б. Ганнушкин, М.Е. Бурно).
Поражение
межуточного мозга.
Крайне выражена истощаемость — панастения.
Стволовые
поражения.
Часто бывают нарушения влечения. Выделяют
особый психоэндокринный синдром
представляющий собой расстройства
влечения (пищевого, питьевого, полового
и др.), нарушения характера (психопатизация)
с чертами возбудимости и нейстойчивости,
резкие колебания эмоционального фона.
Часто на фоне повышенной истощаемости.
Сравнительно-возрастной
аспект : у
детей на первый план выходят вегетативные
нарушения : утомляемость, неустойчивость
внимания, моторное беспокойство вплоть
до двигательной расторможенности,
ритмические стереотипии. Выражена
эмоциональная лабильность, часты
нарушения влечения, отсутствие чувства
дистанции при общении со взрослыми.
Конфликтное поведение и трудности в
обучении вызывают трудности.
В
позднем возрасте чаще встречаются
органические расстройства сложного
генеза : алкогольного, травматического,
сосудистого, атрофического.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков. Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности. Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.
Понятие и классификация
Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:
- Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
- Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
- Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.
Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой. При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям. При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.
Степени и формы умственной отсталости
Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций. Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные. Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:
- Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
- Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
- Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).
Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.
Деменция
Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.
У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.
Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.
Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.
Признаки
У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками. У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).
Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:
- Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
- Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
- Неспособность воспринимать абстрактные образы.
- Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
- Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
- Разнообразие эмоций.
Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:
- Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
- Безграмотная речь.
- Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
- Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.
При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.
У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует. Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл. Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.
Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.
Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.
Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).
Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:
- Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
- Черепно-мозговые травмы.
- Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
- Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
- Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).
Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:
- Ухудшение памяти, забывчивость.
- Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
- Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).
Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.
Диагностика
При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).
Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.
При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:
- Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
- Расстройство абстрактного мышления.
- Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
- Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
- Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
- Признаки социальной дезадаптации.
Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.
Лечение
Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:
- Устранение этиологических факторов.
- Активация собственных компенсаторных механизмов.
- Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).
Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.
Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные (Пирацетам, Пиритинол, Гопантеновая кислота), сосудорасширяющие (Винпоцетин, Циннаризин) с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты (Глутаминовая кислота). Симптоматическое лечение антидепрессантами (Амитриптилин, Флувоксамин) и транквилизаторами (Феназепам, Диазепам) назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.
Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.
Профилактика и прогноз
Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.
Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.
Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.
Просмотров: 496
Источник