Синдром психического выгорания у педагогов

Синдром психического выгорания у педагогов thumbnail

Библиографическое описание:


Логинова, А. А. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ / А. А. Логинова, В. В. Онуфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 582-584. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14366/ (дата обращения: 20.06.2020).

В данное время проблема психического выгорания специалистов образования становится все более актуальной. Ее возникновение первоначально, как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который она оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях «субъект-субъектного» типа, где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.).

Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, снижения мотивации и отсутствия интереса к работе, низкой оценке своей профессиональной эффективности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к ухудшению продуктивности деятельности.

Психическое выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно приводит к состоянию физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [2, с. 15–16].

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), психическое выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощении [4, с. 37].

Проблема выгорания разрабатывалась достаточно большим числом авторов: А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение; П. Брилл считает, что причина выгорания — неосуществимые ожидания. Он выделает три элемента, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания; К. Чернисс определил выгорание, как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе. В этом процессе он выделяет три стадии: 1-я стадия включает дисбаланс между ресурсами и требованиями (стресс); 2-я стадия — это непосредственное, краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; 3-я стадия состоит из целого ряда изменений в установках и поведении, таких как механическое (бездушное) обращение с клиентами и т. д. [7, с. 180–184.].

Психическое выгорание является фактором, который в той или иной степени проявляется в профессии учителя и требует подробного рассмотрения.

Проблемой данного исследования является снижение мотивации у педагогов, ухудшение настроения, формальное отношение к учащимся, на фоне недостаточной заработной платы, что приводит к начальным этапам профессиональной деформации личности.

Целью эмпирического исследования являлось определение уровня психического выгорания и выработка рекомендаций по снижению его проявлений у педагогов общеобразовательных школ.

Цель конкретизировалась путем постановки следующих задач исследования: выделить особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ, рассмотреть динамику компонентов психического выгорания и предложить рекомендации по профилактике психического выгорания педагогов. В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что синдром психического выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога. При этом наиболее значительные изменения в процессе выгорания происходят в снижении профессиональной мотивации учителя. В качестве объекта исследования рассматривался синдром психического выгорания педагогов, а предметом выступали особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ.

Исследование психического выгорания проводилось с использованием опросника психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова [1, с. 49–65]. Эмпирической базой исследования являлись 24 общеобразовательные школы города Владимира, в нем приняли участие 243 педагога.

Исследование компонентов психического выгорания позволило установить степень их выраженности. Психоэмоциональное истощение имеет крайне низкий уровень у 7 % испытуемых, низкий уровень у 30 %, средний уровень у 47 %, высокий уровень у 9,8 %, крайне высокий у 5 %.

Читайте также:  Препарат для лечения предменструального синдрома

—          Личностное отдаление имеет крайне низкий уровень у 10 % испытуемых, низкий уровень 24 %, средний уровень 44 %, высокий уровень у 15,6 %, крайне высокий уровень у 6 %.

—          Профессиональная мотивация имеет крайне низкий уровень у 2 % испытуемых, низкий уровень у 13,5 %, средний уровень у 40 %, высокий уровень у 22,6 %, крайне высокий уровень у 22 %.

—          Индекс психического выгорания имеет крайне низкий уровень у 8 % испытуемых, низкий уровень у 16 %, средний уровень у 48 %, высокий уровень у 19 %,крайне высокий уровень у 8,6 %.

Синдром психического выгорания у педагогов

Рис. 1. Уровни психического выгорания у педагогов общеобразовательных школ

У большинства педагогов индекс психического выгорания находится на среднем уровне, что свидетельствует о предпосылках или наличии начальных этапов психического выгорания.

Среди компонентов психического выгорания на высоком уровне находится профессиональная мотивация 22,6 %, что говорит о неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе, заниженной самооценке, недовольство собой как профессионалом. Появляется чувство низкой профессиональной эффективности. Личностное отдаление так же находится на высоком уровне у 15,6 % педагогов, это приводит к нежеланию контактировать с людьми. Циничному, негативному отношению к коллегам. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. Психоэмоциональное истощение на высоком уровне имеют всего 9,8 % педагогов, что свидетельствует о нежелании идти на работу, скорее окончить рабочий день, избежать дополнительной нагрузке. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность, психическое истощение, раздражительность, повышенная чувствительность к оценкам других.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве школ города Владимира психическое выгорание педагогов находится на среднем уровне, среди компонентов на высоком уровне находится профессиональная мотивация, это говорит о незаинтересованности в работе педагога. У некоторых педагогов присутствует личностное отдаление, это говорит о социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми, так же проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими. Психоэмоциональное истощение почти не проявляется.

Что бы избежать повышения уровня психического выгорания следует проводить тренинги и профилактическую работу в школах, для оптимизации уровня мотивации и продуктивности в профессиональной деятельности.

Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно:

1)                 изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,

2)                 формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,

3)                 исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.

Все эти три направления работы помогут педагогу быть более реалистичным в оценке своей профессиональной эффективности. Более того, они являются необходимыми компонентами методов работы, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности, работа с профессиональным супервизором, работу в группе равных, а также собственный самоанализ.

Важным способом помощи таким педагогам является получение специальные знания, благодаря которым развивается профессиональное понимание объективных причин, влияющих на эффективность их работы.

Литература:

1.         Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2002. — С.49–65.

2.         Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001

3.         Зборовская И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6

4.         Наенко, Н. В. Психология напряженности / Н. В. Наенко — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006.

5.         Водопьянова, Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2002.

6.         Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2004.

7.         Орел В. Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003, Т.6. -С.180–184.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое выгорание, высокий уровень, психическое выгорание педагогов, уровень, педагог, профессиональная мотивация, личностное отдаление, психоэмоциональное истощение, профессиональная эффективность, профессиональная деятельность.

Читайте также:  При синдроме тиреотоксикоза наблюдаются сонливость

Источник

Нина Строганова
Синдром профессионального выгорания у педагогов

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Проявляется: нарастающим эмоциональным истощением.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) введён американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году.

Признаки эмоционального выгорания: сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими, негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся, так и к коллегам, нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации, ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими,

неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них, ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т. д. снижение качества жизни в целом.

Последствия: невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Факторы провоцирующие «выгорание» Внешние факторыхроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности;повышенная ответственность и самоконтроль; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог. Внутренние факторы склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств, профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Профилактика: как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

В целях профилактики СЭВ: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания: Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; стремление опираться на собственные силы.

В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Способы саморегуляции

1. Активация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации): — мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора; — мысленно представить агрессивного партнёра в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушами Чебурашки и т. д.).

2. Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.

3. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.

4. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.

5. Сконцентрировать своё внимание на чём-то: — рассматривать какой-нибудь предмет и мысленно его описывать; — прислушаться к звукам за окном; — сосредоточиться на своих телесных ощущениях.

6. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.

7. Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определённом объекте.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Читайте также:  Синдром дауна на поздних сроках беременности

Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.

Особенности пед конфликта (Овчарова):

1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);

2. участники конфликта имеют разный соц статус (учитель-ученик, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;

4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;

5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;

6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т. е. формирующейся личности;

7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.

Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации.

Группы пед конфликта:

-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;

-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;

-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников, учителей и администрации).

В основе классифик. лежит пед ситуация: -конфликты деят-ти; -конфликты поведения; -конфликты отношений.

Классифик. конфликтов в системе пед отношений: -учитель-ученик (самый распространенный); -учитель — классный коллектив; -учитель-учитель; -учитель — я; -учебный класс — учебный класс.

Наиболее общая типология:

-в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;

-в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, интересов, средств достижения целей, правил взаимодействия;

-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц системы, деструктивные (ведут к разрушению соц системы);

-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.

Условия, кот порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.

Причины пед конфликта:

-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;

-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

-в системе отношений учитель-учитель: не тактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.

Пути разрешения:

-уход от конфликта (если проблема несущественная)молчание, демонстративн удаление ученика из класса, игнор;

-противоборство (выигр/проигр)угрозы, запугивание, наказание;

-стратегия уступок:приспособление, компромис;

-сотрудничество (выигр/проигр) удовлетв интересов обеих сторон.

Источник