Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Выступление на педагогическом совете.

Венгер Александр Леонидович.

Психологические синдромы.

Синдром – совокупность симптомов имеющих общее происхождение и логику развития.

Синдромы выделяются из практики. Бывают психиатрические синдромы (шизофрения, эпи синдром), нейропсихологические синдромы (какие – либо поражения мозга) и психологические синдромы (характеризуется определенными условиями происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими).

Схема психологического синдрома.

В синдроме заключен принцип обратной связи — таким образом порочный круг замыкается.

Синдром хронической неуспешности.

Этот синдром складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Ситуация развития характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослый и достижениями ребенка.

Нарисовать схему!!!

Поведение —  низкий результат школьной деятельности, неудачи, трудности (чаще возникают в начале обучения).

Реакция родителей и учителей – низкая оценка, негативные замечания, недовольство, словесные высказывания

  • опять двойка, ааааааааааа!? четверка и т. д.

Психологические особенности – повышенная тревожность, не уверенность в себе, заниженная самооценка, и, как усугубление синдрома, — представление о себе, как о безнадежно плохом ученике. Также необходимо наличие у ребенка установки на исполнительность, послушность, некритичное требование взрослых. Как следствие, это вызывает снижение результата деятельности (непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения « у меня опять ничего не получится», отказ выполнять задания потому что не смогу и т. д.).

  • перед контрольной учитель «настраивает» учеников на то, что её «Надо» сделать. У детей повышается уровень тревожности, у некоторых он начинает зашкаливать – в результате плохо сделанная работа. После этого учитель начинает еще больше настраивать детей на результат. В итоге – работа еще хуже

Закон Йеркса-Додсона (график нарисовать): при низкой мотивации и тревожности – результат деятельности низкий, при очень высокой мотивации и тревожности результат деятельности тоже низкий. Существует оптимум мотивации (чуть выше среднего).

Чем сложнее задача – тем ниже должен быть оптимальный уровень мотивации для ее решения.

Что делают родители чтобы это предотвратить – пытаются усилить дополнительные задания (репетиторство) – в результате может развиться перегрузка, так как на тревогу тратятся колоссальные силы. Тревога + доп занятия = астения (повышенная общая слабость , истощаемость, раздражительность). Ребенок в качестве самозащиты  может просто отключаться от процесса – охранительное торможение (полудрема)

  • спит на уроке

Причины возникновения синдрома:

  1. С низкого результата – проболел, другая школа, новые учителя.
  2. С низкой оценки родителей – тройка не оценка,- возникает тревога и она не дает решить даже средний результат
  3. Конфликты между родителями
  4. Конфликты между ребенком и родителями.

Вывод: устранение причины не влияет на сложившийся синдром. Выбраться из него очень сложно.

Куда приведет:

 У подростка со временем может привести к астено-невротическому синдрому.

 Может сформироваться выученная беспомощность:

  • Крыса мечется по клетке, по дну клетки – ток, нажимает на рычаги – ток не убирается. Она падает на  спину, закрывает глаза и замирает. Крысу достают, вытаскивают из клетки и кладут в другую клетку, где по полу тоже ток, но он убирается нажатием на рычаг. Крыса ложиться на пол и не ищет больше рычаги – выученная беспомощность.

Может быть так, все оценки взрослых перестают иметь для него значение. Неуспешность в учебе остается, а тревожность падает. Это происходит, потому что для него становятся важны оценки одноклассников и друзей.

Может возникнуть девиантное поведение – переворачивается система оценок – плохим быть хорошо. Чем хуже меня оценивают – тем лучше.

Что делать?

Можем ли мы напрямую воздействовать на психические особенности ребенка?

Можем – транквилизаторы и антидепрессанты – направить к врачу, но это крайний случай.

Мы можем повлиять на его поведение, изменив нашу реакцию:

  1. Выбор задач соответствующей сложности. Создать спокойную атмосферу оказать помощь в форме наводящих вопросов т. е. обеспечить успешность.
  2. Внешкольная деятельность. Если у ребенка что – то получается надо этим интересоваться, а не двойками.
  3. Сменить приоритет в оценках – посмотреть по каким другим предметам ребенок успевает и ориентироваться на них (музыка, рисование, физкультура).

Блок оценок (показать на схеме)

Дополнительные занятия:

  1. Чтобы ребенку было интересно (делать ярко красочно) (работают непроизвольные функции), чтобы это не было похоже на школу.
  2. Чтобы ребенок сам делал открытия, а не ему открывал педагог (обеспечить успешность)
  3. Режим занятий:

При астении урок разбивается на паузы. Новый материал объяснять 2-3 раза.

1 класс 10-2-10-2-10

2 класс 15-3-15

3 класс 20-5-20

4 класс 20 – 5 – 20

В перерыве – активные движения.

Правила оценочной безопасности

  1. Любая оценка определяется главным критерием: вчерашний уровень достижений ребенка.
  • если плохие оценки, то надо оценивать без оценок: вчера 20 ошибок, а сегодня 15 – это здорово, смотри, у тебя получается!!!
  • Учитель в школе не может так оценивать, потому что есть даже не столько правила, сколько другие ученики: почему ему 3, а мне 2??? Но можно поставить «2» маленькую не яркую и в уголке, а не жирно на всю тетрадь. Также бесценны комментарии учителя к этой двойке: можно сказать: опять у тебя двойка, бестолочь, а можно сказать, у тебя пока еще 2, но я вижу, что ты стараешься!!!
  • у меня по сочинениям было 52 и учительница меня всегда  хвалила за хорошо выраженные мысли и старалась не акцентировать на грамотности – и вот результат мысли я худо – бедно выражать научилась, не считаю себя неуспешной, все курсовые и диплом писала сама, а с грамотностью мне помогает компьютерный редактор.
  1. Искать в работе что-то хорошее и отмечать именно это.
  • карова – написал ребенок и отлично получилась только буква «А», так надо начинать с того, какая замечательная буква «а» у тебя в этом слове, а только потом разбираться нужно ли было её писать в данном слове.
  • У взрослого есть самоконтроль и самооценка, у ребенка этого нет ему нужна внешняя оценка.
  1. Отрицательная оценка дается  только вместе со способом её преодоления.
  • Способ решения проблемы должен быть конкретным (нарисовать картинку с коровой и большое «О»).
  • но! не выучить слово и запомнить его! Надо использовать непроизвольные функции.
Читайте также:  Поражение нервной системы при синдроме дауна

При работе только родителей – ребенок выходит из этого синдрома за 6 месяцев, а при работе вместе с учителем – за 2-3 месяца. Наиболее устойчивой является самооценка – она менее изменяема.

Демонстративность

У демонстративный детей очень высокая потребность во внимании. Она может проявляться положительно (актер, лектор, учитель, политик) и отрицательно родственник, которому постоянно требуется ваше внимание. Крайняя степень демонстративности – истерия. Ганнушкин: «Степень приятности общения с истериком прямо пропорциональна дистанции с ним». Демонстративность – хороший двигатель и мотиватор. Все отличники – высокодемонтративные люди с позитивным самопредъявлением. Основной минус таких людей – это привлечь внимание любой ценой. Лучше конечно положительное, но сойдет и отрицательное. У демонстративных людей – эмоциональная регуляция поведения. Также они могут регулировать свой организм. Крайняя степень – конверсионная истерия (истерические болезни)

  • паралитик при пожаре встанет и побежит

У детей это может проявляться в частых болезнях (жк тракт, астма, головная боль, высокая температура) т. е. все что не имеет органического поражения. Это происходит оттого, что детям во время болезни уделяется много внимания и демонстративный ребенок это рано понимает. У него действительно болит. Попробуйте прислушаться к своему организму.

  • так, говорит малыш, прислушиваясь к себе, у меня голова болит – нет, а горло – вроде нет, а живот? А живот вроде что- то не так – маамаа!! у меня живот болит

Это происходит от того, что внутренние органы работают ритмично, под контролем вегетативной нервной системы, а когда туда начинает вклиниваться сознание, ритм нарушается и происходит спазм. Если долго тренироваться, то непременно получиться

  • Самое простое отрабатывается с жк трактом, концентрация внимания – усиление перистальтики_ понос рвота.

Что делать?

Основной принцип профилактики – лечение не должно быть приятным: минимум внимания, минимум развлечений, ни телевизора ни компьютера максимум почитать книжку. Регулярно полоскать горло содой и йодом. Не вступать в конфликт – все во «благо» «больного»  (нельзя утомляться  лучше выключить телевизор, от компьютера глаза заболят и температура подымится,  обязательно постельный режим, ну не буду тебя беспокоить – полежи один)

Синдром негативного самопредъявления.

Позиция такого ребенка (младшего школьника) – позиция «хулигана» которого окружающие замечают лишь тогда, когда он их возмущает и раздражает. Хорошо всякое внимание, нет положительного получим отрицательное.

Нарисуй схему!!!

Психологические особенности – основная черта – демонстративность (повышенная потребность во внимании) позиция хулигана.

Поведение —  постоянные нарушения правил.

Реакция на поведение —  повышенное внимание к ребенку, который нарушает правила.

Для ребенка с негативным самопредъявлением –  «хулиган» — это роль и он сам добровольно её играет. Он меняет маски и в другой ситуации он поведет себя совершенно по другому. Демонстративность появляется в кризисе 3-х лет (негативизим, упрямство) – ребенок понял, что это дает внимание и поведение закрепилось. Несмотря на негативную реакцию окружающих тревожность не появляется, т. к потребность во внимании удовлетворяется. Чем больше на него кричат, тем ему лучше.

Синдром  демонстративного нигилизма.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание нигилиста, чья заметность в обществе достигается  экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим, некая «оригинальная» личность, противостоящая обществу.

нарисуй схему!!!

Психологические особенности: демонстративность, самосознание нигилиста.

Поведение: эпатирующее поведение, нарушение правил,  курение, неуважительное отношение к старшим.

Реакция окружающих: повышенное внимание окружающих к эпатирующему поведению.

  • Для них это целая философия, любимый философ Ницше, любимый строй анархия и т. д.
Читайте также:  Бета блокаторы при блашинг синдроме

Что делать?

Данные синдромы не ведут к невротизации ребенка, но ведут к невротизации окружающих. Невозможно удалить демонстративность, можно поменять способы удовлетворения потребности.

  1. Замечайте его, когда он не заметен.
  • сядьте рядом, когда он смотрит телевизор
  • погладьте по голове, когда он усердно работает
  1. Не отвечать проявлением внимания на его негативные выходки.
  • Существует два вида нарушений:
  1. за которые ругают (не обращать внимания)
  2. за которые наказывают – обязательно наказывать, но не проявлять эмоций  при этом для него ругань это похвала (лишить компа выдернув и убрав шнур, также телека, и молча выйти)
  • Первое время будет взрыв негативизма, а потом устаканится.
  • Ребенка с высокой демонстративностью нельзя оставлять совсем без внимания. Во время скандала холодность и равнодушие, позже тепло и внимание, можно уже через пять минут (максимум 30 минут). Только не выяснять отношения, а то закрепиться ритуал: скандал – примирение. Прежние нарушения должны быть забыты, они не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Но наказание не отменяется. Задача наказания, чтобы он почувствовал – так делать для себя вредно.
  • При нигилизме не уделять внимания его эпатажным проявлениям, а уделять внимание его «интересной личности»

При грамотной коррекции синдром исправляется быстро – достаточно сменить маску.

Источник

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Статистика
Просмотры материалов : 1693694

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Год молодежных обменов

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Наша школа участвует в
Российско-Германском
годе молодежных обменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть презентацию «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Признаки

Рекомендации

Хроническая неуспешность и школьная тревожность

  1. ЖАЛАБЫ НА НИЗКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА. В начале школьного обучения происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Объективные показатели при этом могут быть не особенно низки. Важна именно оценка со стороны взрослых. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых заданий. Он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате сил и времени. Невладение эффективными способами проверки делает ее бессмысленной. Так складывается порочный круг.

  1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ. Это может быть ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении аналогичных заданий в домашних работах.

В этих случаях, прежде всего, следует искать нарушение общения с учителем.

  1. НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого данный синдром не возникает. Это – высокая степень конформности ребенка, установка на исполнительность, послушность. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе переносится и на школьную жизнь.

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе продолжают снижаться.

  1. Главное – обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с более успешными одноклассниками, только с самим собой, и хвалить за улучшение собственных результатов.

  2. Поиск сферы наивысшей успешности ребенка, в которой он может реализовать себя. Важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах.

Ждать успехов придется долго!

Уход от деятельности.

  1. СКЛОННОСТЬ К ФАНТАЗИРОВАНИЮ. Уход от деятельности – это уход во внутренний план. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, «считает ворон», «ленится». Это не связано с повышенной отвлекаемостью. Ребенок просто погружен в свои фантазии, мечты. Предлагаемые задания он воспринимает как повод для развертывания внутренней активности, инструкции при этом часто нарушаются, но ребенок не видит в этом ничего плохого. Иногда создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность.

Негативными последствиями являются пробелы в знаниях, хотя ребенок редко попадает в «отстающие». Но, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, он мало обращает внимания на свои неудачи в реальной дей1ствительности.

  1. ПАССИВНОСТЬ РЕБЕНКА. Развитие по данному типу происходит, как правило, у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться как неблагополучием в семье, так и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ. Для таких детей характерна мягкая, негрубая демонстративность. Она проявляется в социально приемлемых формах. Нередко ребенок демонстрирует при этом повышенную застенчивость, как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь».

По сути дела, уход от деятельности – это продолжение дошкольного игрового способа жизни в школьном возрасте. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Прогноз в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.

  1. Активное воображение ребенка надо направить на решение реальных задач.

  2. При этом надо сразу обеспечить ребенку эмоциональное подкрепление, внимание.

  3. Сфера, которая обеспечит ощущение успеха, должна насытить потребность во внимании к себе. Наилучший вариант – деятельность, связанная с искусством: кружок рисования, литературная студия.

Боязнь, что при постоянном захваливании у ребенка разовьется «самомнение», преувеличена. В данном случае демонстративность – это не недостаток, а личностна особенность.

Негативное самоопределение.

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. Жалобы родителей и учителей относятся не к сфере учения, а к поведению. Это встречается у детей с повышенной потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Часто ребенок при этом не обладает никакими особыми способностями.

  1. ЯРКАЯ ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения внимания к себе. Окружающие ребенка взрослые подтверждают правильность выбранной ребенком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации. Иногда родители и сами замечают, что тут что-то не так: «Он будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали»! именно нарочно, ибо истинным наказанием является только лишение внимания. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь.

  1. НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ. Часто у таких детей возникают трудности в общении с одноклассниками. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Однако встречаются случаи, когда ребенок с негативным самоопределением воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны (чаще к концу младшего школьного возраста, особенно – в подростковом).

  1. Внимание уделяется не тогда, когда ребенок плохой, а когда – хороший.

  2. Если проступок серьезен, наказание должно быть предельно безэмоциональным.

  3. При изменении стиля общения взрослых с ребенком первое время произойдет не снижение, а взрыв негативизма, ребенок попытается вернуть все на прежние рельсы.

  4. Скандал, устроенный ребенком пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было. Надо полностью исключить такой ритуал, как: скандал – примирение.

  5. Необходима сфера, где можно реализовать демонстративность. Особенно благоприятны театральные занятия.

Социальная дезориентация.

  1. НАРУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя». Однако главное, что нарушено в данном случае – непонимание иерархии норм. Ребенок видит, что некоторые одноклассники безнаказанно вертятся на уроке или бегают по коридорам. Из этого он делает вывод, что не страшно, если он сам нарушит какое-нибудь правило: например, побьет своего обидчика палкой. Он не понимает, что нарушении других ребят более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность и гиперактивность.

Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п.

  1. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ. Проявляется в несоблюдении дистанции во взаимоотношениях со взрослыми.

  1. На первом этапе полностью прекратить любые наказания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать серьезные.

  2. Только когда грубые нарушении полностью прекратятся, делают следующий шаг: выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней, оставляя без внимания прочие мелкие нарушения. И так шаг за шагом.

  3. Обучать навыкам общения.

Семейная изоляция.

  1. ПОВЫШЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ. Это «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для более младшего возраста, когда основной сферой его общения была семья. Проявляется семейная изоляция в повышенной зависимости ребенка, низком уровне его самостоятельности, инфантильности. Боязнь окружающего мира приводит к избеганию контактов со сверстниками.

Иногда синдром семейной изоляции развивается у детей, воспитываемых бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

Иногда основой подобного синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, национальному меньшинству.

  1. Разъяснение ценностей окружающего мира.

  2. Расширение бытовых контактов (самостоятельное хождение в магазин и т.п.).

  3. Найти круг общения со сходными семейными ценностями.

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Для родителей будущих первоклассников

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Читайте также:  Двс синдром в хирургии реферат
Электронный дневник
Ты нам нужен

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Телефон доверия

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Противодействие коррупции

Синдромы младшего школьного возраста по венгеру

Опросы
Куда Вы собираетесь поступать после школы?

ВУЗ

Колледж

Техникум

Профессиональный лицей(училище)

Пойду в армию

Не знаю

Школьная жизнь

0703181.jpg

Источник