Синдромы характерные для соматовегетативного и психомоторного уровня

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.

 Возрастные уровни патологического нервно-психического
 реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)

По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования…

 Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года

  • Различные варианты невропатического синдрома
    • возбудимость,
    • склонность к расстройствам
      • пищеварения,
      • питания,
      • сна,
      • навыков опрятности и т.п.

Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в

  • более раннем завершении формирования
    регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
    значительно опережающего формирование
    регуляции моторных функции.

 Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет

  • Проявления гипердинамического синдрома,
  • системные невротические и
    неврозоподобные двигательные расстройства
    • тики,
    • заикание,
    • мутизм и т.п.

Выделение данного уровня

соответствует

данным

возрастной морфологии и физиологии

, свидетельствующим о

  • наиболее интенсивной дифференциации функций
    двигательного анализатора
    в этом возрасте.

 Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет

  • Сндромы страхов,
  • повышенная аффективная возбудимость,
  • уходы и бродяжничества.

 Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет

  • Уже проявляется сверхценными образованиями типа
    • патохарактерологических реакций
      • протест,
      • эмансипация и т.п.,
    • дисморфофобии,
    • психической анорексии,
    • «философической интоксикации» и т.п.

 Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем

  • Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
    не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
    однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

 Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)

Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода…

 Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года

  • Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
    происходят на протяжении всей жизни индивида.
  • Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
    по сути рудиментами последующих психических реакций.

    На внешние раздражители ребенок отвечает

  • диффузными двигательными реакциями
    • крик,
    • плач,
    • двигательное беспокойство.

      Даже так называемая реакция страха новорожденного
      представляет собой 2 типа движений:
      с преобладанием реакции

      • флексоров (мышц-сгибателей) либо
      • экстензоров (мышц-разгибателей).

        Уловить разницу между «реакцией страха» и
        рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
        у новорожденного часто не удается.

 Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет

  • 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
    моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
    они утрачивают свой чисто двигательный характер и
    становятся более сложными «сенсомоторными актами»
    (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
    будут носить осознанный характер).
  • Сенсомоторные реакции отличаются
    • овладением целенаправленности движений,
      что в будущем приводит к волевым действиям.
    • Развиваются
      • органы чувств,
      • внимание,
      • формируется мышление,
      • представления о настоящем и прошлом,
      • первичное сознание «Я»
        (элемент самосознания, 3-3,5 года).
    • Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
      сенсомоторного периода развития –
      • формирование у ребенка
        представления «схемы тела» (к 6-7 годам).

 Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет

  • Высшие (эпикритические) аффекты,
    в отличие от простых (органических), никогда не возникают
    • без образа,
    • представления,
      а позднее и
    • без понятия,
      т.е. вовлечения в переживание
      • идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
  • Аффективный этап начинает оформление
    в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет:
    • осваиваются эмоциональные реакции
      • протеста,
      • негативизма,
      • демонстративного поведения,
      • излишней аффектации или молчаливости.
  • К 6-7детская непосредственность меняет свои качества.
    Она все чаще получает выражение в
    • аффективной окраске
      тех или иных форм деятельности ребенка.
  • В 10-11
    • лабильность аффекта,
    • добродушие и
    • детская увлеченность
      становятся менее выраженными.
    • Аффективность приобретает
      постоянно-индивидуальный характер,
      и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций.
      • У одних детей преобладают черты
        экстравертированности, и они более общительны.
      • У других преобладает
        интровертированность, и они более молчаливы.

 Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет

  • Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
    однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет.
  • У ребенка обычно появляется возможность
    • строить сложные умозаключения и
    • упрочняется феномен «удвоенности реальности»
      он означает сформировавшийся у ребенка
      навык оперировать объектами
      • внешней реальности, с одной стороны, и
      • реальностью субъективной
        (мыслимой, представляемой) – с другой.
        Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.
  • В подростковом возрасте – 12-16 лет
    • доступна способность рассуждать,
      последовательно обсуждая факты
      и вскрывая закономерности.
    • Подросток утверждает себя,
      противопоставляя себя другим
      .
      Это часто приобретает характер
      своего мнения, концепции.
    • Он осознает себя как личность, и
      это порождает небывалые возможности для рефлексии.
    • Сознание индивидуальное начинает приобретать
      характер сознания коллективного, общественного.
    • В эмоциональной сфере формируются
      • эстетические,
      • этические и
      • интеллектуальные чувства.

 Зависимость качества расстройства психики от возраста
 и объёма поражения в детском и в зрелом возрасте

  • Расстройства психики у детей имеют разные качества
    в зависимости от возраста и объема поражения.
    • Нарушение психического функционирования
      на ранних этапах постнатального онтогенеза
      не может вызвать тех типов расстройств,
      для оформления которых необходима
      определенная степень зрелости
      • аффективного и
      • идеаторного
        уровней развития психики.
  • Для человека же зрелого возраста
    правилом становится следующая тенденция:
    • чем больше объем поражения,
      тем более глубокие уровни психики,
      при прочих равных условиях,
      оказываются поврежденными.

Источник

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития. По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основ}’ преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования.

  • 1. Для соматовегетативного уровня реагирования (0—3 года) характерными являются различные варианты невропатического синдрома (возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т.п.). Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в более раннем завершении формирования регуляции вегетативных функций в онтогенезе, значительно опережающего формирование регуляции моторных функции.
  • 2. К психомоторному уровню реагирования (4—10 лет) относятся проявления гипердинамического синдрома, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п. Выделение данного уровня соответствует данным возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наиболее интенсивной дифференциации функций двигательного анализатора в этом возрасте.
  • 3. Для аффективного уровня реагирования (7—12 лет) характерны синдромы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества.
  • 4. Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12—16 лет) уже проявляется сверхценными образованиями типа патохарактерологических реакций (протеста, эмансипации и т.п.), дисморфофобии, психической анорексии, «философической интоксикации» и т.п.
Читайте также:  Понятие о симптомах и синдромах

Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню, не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на четыре периода: моторный (до 1 года), сенсомоторный (1—3 года), аффективный (3—12 лет) и идеаторный (12—14 лет).

Моторный этап развития психики весьма непродолжителен (до 1 года), хотя совершенствование моторики и ее дифференциация происходят на протяжении всей жизни индивида. Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются по сути рудиментами последующих психических реакций.

На внешние раздражители ребенок отвечает диффузными двигательными реакциями (крик, плач, двигательное беспокойство). Даже так называемая реакция страха новорожденного представляет собой два типа движений: с преобладанием реакции флексоров либо экстензоров (мышц-разгибателей). Уловить разницу между «реакцией страха» и рефлексом Моро (рефлекс обхватывания) у новорожденного часто не удается.

Сенсомоторный этап развития психики (от одного года до трех лет). С шести месяцев до шести-семи лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако они утрачивают свой чисто двигательный характер и становятся более сложными «сенсомоторными актами» (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е. будут носить осознанный характер).

Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленности движений, что в будущем приводит к волевым действиям. Развиваются органы чувств, внимание, формируется мышление, представления о настоящем и прошлом, первичное сознание «Я» (элемент самосознания, три — три с половиной года). Наиболее отчетливый признак окончательного завершения сенсомоторного периода развития — формирование у ребенка представления «схемы тела» (к 6—7 годам).

Аффективный этап развития психики (с 3 до 12 лет). Высшие (эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических), никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без понятия, т.е. вовлечения в переживание идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде эпикритической эмоциональности с трех лет: осваиваются эмоциональные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведения, излишней аффектации или молчаливости. К 6—7 годам детская непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности ребенка. В 10—11 лет лабильность аффекта, добродушие и детская увлеченность становятся менее выраженными. Аффективность приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко выявить два типа поведенческих реакций. У одних детей преобладают черты экстравертированности, и они более общительны. У других преобладает интровертированность, и они более молчаливы.

Идеаторный этап развития психики начинается еще в глубине сенсомоторного этапа, однако истинное его начало должно быть датировано возрастом 11—12 лет. С этого времени у ребенка обычно появляется возможность строить сложные умозаключения и упрочняется феномен «удвоенность реальности». Последний означает сформировавшийся у ребенка навык оперировать объектами внешней реальности, с одной стороны, и реальностью субъективной (мыслимой, представляемой) — с другой. Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.

В подростковом возрасте (12—16 лет) доступна способность рассуждать, последовательно обсуждая факты и вскрывая закономерности. Подросток утверждает себя, противопоставляя себя другим. Это часто приобретает характер своего мнения, концепции. Он осознает себя как личность, и это порождает небывалые возможности для рефлексии. Сознание индивидуальное начинает приобретать характер сознания коллективного, общественного. В эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и интеллектуальные чувства.

Расстройства психики у детей имеют разные качества в зависимости от возраста и объема поражения. Нарушение психического функционирования на ранних этапах постнатального онтогенеза не может вызвать тех типов расстройств, для оформления которых необходима определенная степень зрелости аффективного и идеаторного уровней развития психики. Для человека же зрелого возраста правилом становится следующая тенденция: чем больше объем поражения, тем более глубокие уровни психики, при прочих равных условиях, оказываются поврежденными.

Источник

В клинике выделяют негативные и продуктивные симптомы болезни. В психиатрии к негативным симптомам относят снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и др. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются возрастные симптомы,которые более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при различной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т.д.

В. В. Ковалев выделил возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на различные вредности.

Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву:

Читайте также:  Романчук о и синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей скачать
1. Сомато-вегетативный
(0-3 лет).
Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
2. Психомоторный (4-10 лет).
 
В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
3. Аффективный
(7-12 лет).
Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
4. Эмоционально-идеаторный (12-16 лет) Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г. Е. Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации» –подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами). Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.

Преобладание патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, может свидетельствовать о ЗПР.

Следует учитывать определенную условность такой перио­дизации, так как отдельные проявления нервно-психического реаги­рования на разных этапах сосуществуют в новых качествах, формируя новые типы клинико-психологической структуры нарушения.

Так, например, роль сомато-вегетативных нарушений велика не только на уров­не 0—3 лет, когда идет интенсивное формирование данной си­стемы, но и в подростковом периоде, когда эта система претерпе­вает существенную перестройку. Ряд патологических новообразований пубертатного возраста связан и с растормаживанием влечений, в основе которых лежит дисфункция эндокринно-вегетативной системы.

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Предмет, задачи и история изучения закономерностей нарушений развития психики ребенка. | Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. | Виды дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. | Особенности ВНД умственно отсталых детей. | Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г. Е. Сухаревой. | Формы олигофрении по Г. Е. Сухаревой. | Возможности коррекции детей с умственной отсталостью. | ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА | Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости. | Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР. |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Классификация психических расстройств.

В психиатрии существует 2 основных подхода к классификации психических заболеваний:

1) Нозологический

2) Синдромологический

Нозологический подход стремится рассматривать заболевание как нозологическую единицу, в единстве этиологии, патогенеза, клиники, течения, исходов, морфологического субстрата. Такой подход принят в России, Германии. Ему отвечает вышеизложенная группировка заболеваний, которая в общих чертах соответствуют отечественной классификации психических заболеваний.

Однако нозологический подход подразумевает достаточное знание этиологии и патогенеза заболеваний. Так как этиология и патогенез психических заболеваний изучены мало, в некоторых странах (США) отдается предпочтение синдромологическому подходу, который ставит диагноз на уровне синдрома, игнорируя его причины (паранойя, оппозиционно-вызывающее расстройство поведения, нарушения половой идентификации, нарушения сна и пр.)

Такой же принцип, в основном, положен в основу МКБ-10, которая рассматривает психические нарушения не как нозологические формы, а как расстройства.

Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10.

Психические заболевания включены в раздел F.

F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

F3. Аффективные расстройства.

F4. Невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства.

F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиологическими факторами.

F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

F7. Умственная отсталость.

F8. Нарушения психологического развития.

F9. Психические и поведенческие расстройства в детском возрасте.

6. Возрастные кризы[†††].

Кризис 3-х лет

Возникает в период 2-4 года.

Во время кризиса происходит:

· разрушение старых социальных отношений, ребенок стремится установить новые отношения с взрослыми;

· ребенок отделяется от взрослых;

· у ребенка формируется свое «я»;

В этом возрасте у ребенка возрастает самостоятельность и активность. Если самостоятельность резко ограничивается, это приводит к возникновению кризовых явлений, которые возникают в отношениях со взрослыми, но никогда со сверстниками. Негативизм ребенка избирателен и зависит от отношения к ребенку.

Симптомы кризиса:

1. Негативизм. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили взрослые. При этом он идет даже наперекор своему желанию. При выраженном негативизме все делает наоборот. При обычном непослушании ребенок не делает только то, что ему не нравится.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он этого потребовал. Он не может изменить своего решения.

3. Строптивость. Направлена против старых форм воспитания, образа жизни.

4. Своеволие. Стремление все делать самому.

5. Бунт. Поведение носит характер протеста, борьбы. Постоянно возникают ссоры и конфликты.

6. Обесценивание. Обзывает близких людей. Ломает любимую игрушку.

7. Деспотизм. Стремится проявлять власть, командовать другими.

Из-за этого происходят частые конфликты, которые ведет к возникновению невротических реакций (энурез, страхи, истерические проявления), а также патохарактерологическим реакциям активного и пассивного протеста (агрессивное поведение, элективный мутизм, отказ от еды).

Кризис 7 лет

Охватывает возраст 7-8 лет.

Это период рождения социально «я» ребенка.

В это время:

· формируется новая социальная позиция – позиция школьника, связанная с учебой;

· происходит переоценка ценностей: все, что связано с учебой (отметки) более ценно, все, что связано с игрой – теряет свою значимость;

· цепь успехов или неудач в учебе формирует устойчивые аффективные комплексы – неполноценности или собственной значимости. Происходит формирование самооценки, уровня притязаний;

· формируется внутренняя жизнь ребенка; утрачивается детская непосредственность, импульсивность.

Начало обучения в школе выявляет «слабые» места ребенка: инфантилизм (эмоционально-волевая незрелость), неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, астенические проявления, интеллектуальные нарушения, нарушения общения, эмоциональная неустойчивость.

Читайте также:  Что будет если заниматься спортом при синдроме жильбера

В результате этого могут возникать:

1. невротические проявления (школьная фобия, элективный мутизм, астено-депрессивные расстройства, тики, заикание);

2. патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (конфликтность, отказ от обучения), реакции компенсации и гиперкомпенсации;

3. психосоматические расстройства (головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нейродерматиты, бронхоспастический синдром, гипертермия и пр.)

Пубертатный кризис

Различают ранний пубертат (11-14 лет) и поздний пубертат (15-17 лет). Кризовые проявления в каждый период имеют свои отличия, но будут даны в общем виде.

1. Быстрый рост, гормональная перестройка ведут к вегето-сосудистой нестабильности, вследствие этого – пубертатные астенические и астено-депрессивные состояния, различные проявления вегето-сосудистой дистонии, эмоциональная лабильность;

2. Пробуждение сексуального влечения приводит к возникновению «реакций, связанных с половым влечением» (А.Е. Личко) – подростковая гиперсексуальность, промискуитет, транзиторный гомосексуализм;

3. Формирование нового образа физического «я» — повышенный интерес к своей внешности – дисморфоманический синдром, нервная анорексия;

4. Возникновение «чувства взрослости» — «реакции эмансипации» (А.Е. Личко) – конфликты с взрослыми, подражание «взрослым» формам поведения – различные виды отклоняющегося поведения;

5. Ведущая потребность – общение со сверстниками и стремление занять подобающее место в подростковой группе – «реакции группирования» (А.Е. Личко) – некритичное усвоение групповых форм поведения – групповые формы делинквентности, злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем;

6. Кризис идентичности, конфликт между «я» реальным и «я» идеальным — стремление к самопознанию и самосовершенствованию – метафизическая интоксикация, синдром односторонних интересов и увлечений;

7. Утрированные черты пубертатного кризиса в целом – гебоидный синдром.

7. Уровни нервно-психического реагирования у детей[‡‡‡].

Проявления психических заболеваний зависят от возраста ребенка и усложняются по мере развити

я его психики. Каждому возрасту ребенка свойственны «возрастные

синдромы», которые определяются зрелостью его головного мозга и, соответственно, психических процессов.

Уровни нервно-психического реагирования у детей:

1. Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии,

2.

3.

4. выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной

5. неустойчивости (крикливость, нарушения аппетита, сна, терморегуляции, гиперестезия, склонность к аллергическим и «простудным» заболеваниям, боязливость). Таким детям обычно педиатры ставят диагноз «астено-невротический синдром».

6. Психомоторный (4-7 лет). Характеризуется различными «двигательными» синдромами: гиперкинетическим (психомоторной расторможенности), тикозными расстройствами, заиканием, энурезом, энкопрезом, а также кататоническим синдромом.

7. Аффективный (5-10 лет). В этот возрастной период наблюдаются синдром страхов, а также депрессивные и маниакальные расстройства настроения, проявляющиеся в соответствующих эмоциях, а не в виде «эквивалентов» (соматовегетативных, психомоторных), как было в предыдущие возрастные периоды.

8. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Он определяется развитием абстрактно-логического мышления и характеризуется склонностью к возникновению таких «возрастных» синдромов, как дисморфоманический, аноректический, односторонних сверхценных интересов и увлечений. Кроме того, развитие мышления создает предпосылки к формированию сложных бредовых синдромов, идеаторных навязчивостей (обсессий), сверхценных идей.

По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.

8. Психический дизонтогенез[§§§].

Любое неблагоприятное воздействие, приходящееся на период созревания структур головного мозга и формирование психики ребенка, может вызывать у него нарушения психического развития. Поэтому при психических заболеваниях у детей обычно наблюдаются различные формы психического дизонтогенеза.

Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.

Причины психического дизонтогенеза можно разделить на биологические и социальнопсихологические.

1. Биологические причины:

· генетические и хромосомные нарушения;

· патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.)

· перинатальная патология;

· воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления);

· прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).

2. Социально-психологические причины:

· психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте;

· микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).

Классификация психического дизонтогенеза

1. Ретардация:

· общая (тотальная)

· частичная (парциальная)

2. Асинхрония развития

3. Искаженное развитие

4. Акселерация

1. Ретардация – отставание или временная задержка психического развития. Ретардация делится на общую (тотальную) и частичную (парциальную)

Общая ретардация характеризуется относительно равномерным недоразвитием всех психических функций. Она характерна для олигофрении.

Частичная ретардация отличается нарушением развития отдельных психических функций при сохранности других (речи, внимания, психомоторики, «школьных навыков» — способности к чтению, письму, счету, незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизм). Частичная ретардация наблюдается при пограничной умственной отсталости и ЗПР.

По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная — для задержек психического развития (ЗПР).

2. Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Асинхрония развития характерна для психопатии.

3. Искаженное развитие – характеризуется выраженной «мозаичностью» развития, когда наблюдается сочетание ускорения, задержки развития и повреждения отдельных психических функций, различных продуктивных и негативных синдромов. Искаженное развитие встречается при ранней детской шизофрении, раннем детском аутизме.

4. Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.

Источник