Синдрома профессионального выгорания у государственных служащих

Синдрома профессионального выгорания у государственных служащих thumbnail

УДК 159.923:316.6 Гордеева Марина Александровна бизнес-аналитик ЧУП «Софтгарантсервис» (г. Минск)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального выгорания у государственных служащих как реакции на требования профессиональной среды. Установлены качественные параметры, соответствующие разным типам поведения в ситуации предъявления им профессиональных требований.

Ключевые слова:

выгорание, эмоциональное выгорание, стрессоген-ность, специфика профессиональной деятельности, государственный служащий.

Gordeeva Marina Aleksandrovna

Business Analyst at the Private Unitary Enterprise «Softgarantservice» (Minsk)

FACTORS OF EMOTIONAL BURNOUT OF CIVIL SERVANTS

Summary:

The article presents the results of the empirical research dealing with the manifestations of emotional burnout of public servants as a response to the professional demands. The author sets the qualitative parameters corresponding to different types of behavior in situations of facing the professional requirements.

Keywords:

burnout, emotional burnout, stressors, specific professional activity, civil servant.

Отличительной особенностью государственной службы в современной России является постоянно изменяющиеся условия реформирования во всех сферах современного общества. Государственные служащие вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, осваивать новые современные технологии управления.

Российской академией государственной службы при Президенте РФ проводится мониторинг кадрового потенциала государственных служащих, который начиная с 2006 г. стремительно падает. В качестве основных причин низких оценок кадрового состава государственных служащих эксперты отмечают: недостаточный уровень профессиональной составляющей в кадровой политике и практике управления персоналом: субъективизм в выдвижении кадров (45,9 %); отсутствие связи между карьерным продвижением и уровнем профессионализма (42,2 %); отсутствие стимулов к реальному повышению профессионализма (30,6 %) и к карьерному росту (17,3 %); несоответствие уровня образования и требованиям занимаемой должности (29,9 %) [1].

Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями: научной неразработанностью факторов, оказывающих влияние на появление симптомов эмоционального выгорания в среде государственных служащих и практикой применения; недостаточностью профилактики синдрома эмоционального выгорания государственных служащих и отсутствием методической базы по исследованию данного феномена; высокими социальными и профессиональными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим и низким уровнем компетентности государственных служащих в вопросах возникновения и влияния профессионального стресса на жизнедеятельность, путях его профилактики и коррекции.

Решение поставленных вопросов имеет как теоретическую, так и практическую ценность для повышения эффективности в системе государственной службы Российской Федерации.

Начиная с 1990-х гг. интерес к психическому здоровью, социально-психологическим затруднениям, сопровождающим деятельность государственных служащих, свидетельствует о практической и прикладной значимости исследуемого вопроса. Однако в настоящее время отсутствуют комплексные исследования особенностей эмоционального выгорания государственных служащих. В этой связи изучение факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания государственных служащих, является одной из приоритетных задач, отражающих практическую значимость.

Основной целью исследования стало изучение особенностей эмоционального выгорания в среде государственных служащих.

Эмпирическую базу исследования составили государственные служащие, жители города Пензы: сотрудники правительства Пензенской области, прокуратуры и Управления Федеральной антимонопольной службы Пензенской области. Всего в исследовании приняли участие 360 респондентов, в возрасте от 18 до 65 лет, из них 180 женщин и 180 мужчин. Выборка сбалансирована по гендерному, возрастному составу, этническому признаку.

Проведенное с помощью опросника поведения и переживания, связанного с работой (AVEM Arbeitsbezogenes Verhaltens — und Erlebensmuster) (У. Шааршмидт, А. Фишер) сравнительное исследование представленной выборки государственных служащих установило, что у значительной части выборки обнаруживаются симптомы эмоционального выгорания по типу В (36 %). Преимущественно к данному типу относятся служащие среднего звена и небольшой процент руководителей, имеющий большой стаж профессиональной деятельности в занимаемой должности (свыше 15 лет) прокуратуры и Управления Федеральной антимонопольной службы Пензенской области. Среди представителей данного типа отсутствуют государственные служащие, сотрудники правительства Пензенской области.

У представителей данного типа эмоциональное выгорание сочетается с низкими субъективными показателями значимости деятельности, низкой адаптивностью, отсутствием способности к саморегуляции, тенденцией к деструктивному решению проблем или избеганию и уходу в трудных ситуациях, сопровождающимися состояниями тревоги, беспокойства и страха.

Представленные данные подтверждаются результатами проведенного исследования Ю.И. Видановой. Ею установлено, что в качестве основных детерминант феномена психического выгорания выступают поведенческие факторы: неконструктивные модели преодолевающего поведения — избегание, манипуляции, асоциальные модели поведения [2].

У испытуемых, входящих группу В, одним из факторов, снижающих значимость деятельности государственных служащих, выступает затруднение профессионального роста и продвижения. Возможность профессионального продвижения также затруднена и связана с временными ограничениями и сложностью процедуры карьерного продвижения. Высокая должность также подразумевает и большой объем служебной компетенции, включая высокий уровень должностной ответственности. В силу этого госслужащие предпочитают развиваться профессионально, расширяя границы своей профессиональной компетентности, становясь более профессиональными в различных служебных вопросах, чаще всего отвечая только за себя [3].

К типу А, в группу риска вошли служащие, характеризующиеся экстремально высокой субъективной значимостью профессиональной деятельности, высокой степенью готовности к эмоциональным и ресурсным затратам, низкой стрессоустойчивостью и высокой степенью фрустриро-ванности. Данная группа в процентном соотношении составила 16 % от общей выборки.

К данной группе относятся молодые служащие в возрасте до 25-30 лет, действующие в строго регламентированных рамках, что препятствует проявлению ими инициативы, творчества, самостоятельности. Это вызывает у них ощущение рутинности выполняемых поручений.

Молодые специалисты испытывают высокую степень фрустрированности: с одной стороны, они полагают, что способны выполнить работу более высокого уровня, чем та, на которую они назначены. Когда же обнаруживается, что их самооценку не разделяют другие (руководство, коллеги), они испытывают чувство разочарования и неудовлетворенности служебным положением. И с другой стороны, отсутствие полной и объективной информации о специфике труда, своих полномочиях и правах также провоцирует фрустрацию.

Проявление негативных эмоций по типу А У. Шааршмидт, А. Фишер связывали с наличием высоких перегрузок, стремлением к совершенству, отсутствием удовлетворенности своей деятельностью и отсутствием социальной поддержки со стороны коллег и руководства.

Читайте также:  Синдром внезапной смерти младенцев причины комаровский

Ценным является формирование профессиональной идентичности государственного служащего, его отождествления с профессиональной группой на всем протяжении начиная с момента учебы и в процессе осуществления своей трудовой деятельности. Между тем в современных условиях, представление государственных служащих о своей идентичности, наборе идентификационных характеристик довольно противоречив. Чаще всего это связано с негативной общественной оценкой данной сферы деятельности, анализа ее коррупционной составляющей.

Распределение выборки по типам S и G произошло почти в равных границах, 26 % и 22 % соответственно.

Испытуемые, относящиеся к «экономному» типу S, характеризуются средним уровнем мотивации, балансом между энергетическими затратами и профессиональными притязаниями, склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью результатами своего труда. В качестве интегральной характеристики данного типа выступает общая жизненная удовлетворенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие профессиональной роли и развивающаяся устойчивость государственного служащего позволяют ему использовать разнообразные профессиональные ролевые диспозиции, начиная от ученика, заканчивая экспертом. Каждая из этих позиций предполагает уровень компетенций и ответственности. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, выбором и реализацией способа взаимодействия с окружающими в различных профессиональных ситуациях.

Единственным гармоничным типом реагирования и переживания, связанного с работой, является тип G, характерный для 22 % испытуемых от всей численности выборки государственных служащих. В данную группу попали специалисты, обладающие активностью, способностями в преодолении сложных профессиональных задач, регулирующие эмоциональные «затраты», отличающиеся поиском конструктивных способов и копинг-стратегий, имеющие положительные установки на решение сложных производственных задач.

Одним из ценных личностных качеств и ресурсом в противостоянии эмоциональному выгоранию выступает эмоциональная гибкость. Государственный служащий должен уметь переходить с позиции участника в позицию наблюдателя. Данный навык является индикатором и способом профессионального развития, осознанию себя в профессии и зрелости личности. Контроль импульсивности свидетельствует об эмоциональной устойчивости и социальной гибкости. Уметь анализировать собственные эмоции, превращая их в текст, открытый наблюдению, — важное качество государственных служащих, способствующее личностному росту, развитию внутренней позиции служащего.

Умение рефлексировать позволяет использовать когнитивную, эмоциональную и поведенческие составляющие позиции государственного служащего, осмыслить свою деятельность, используя внутренний диалог, позволяет находить новые смыслы собственной профессиональной деятельности и искать новые пути саморазвития.

В работах Н.А. Литвиновой представлен анализ временного фактора в организации деятельности государственных служащих как показателя осмысленности профессиональной деятельности, сформированности представлений и требований, предъявляемых к личностным и профессиональным качествам служащего, удовлетворенности трудом. Автор отмечает, что осмысленность профессиональной деятельности является фактором, снижающим риск развития эмоционального выгорания [4].

Обобщая результаты проведенного исследования, будет уместным констатировать факт наличия выраженных симптомов выгорания преимущественно у всех групп государственных служащих. Это подтверждает факт детерминации эмоционального выгорания условиями организационной среды и спецификой профессиональной деятельности.

Полученные данные подтвердили предположение о том, что государственные служащие относятся к такой профессиональной группе, в которой наличествует риск развития эмоционального выгорания. Установлены качественные параметры, соответствующие разным типам поведения в ситуации предъявления им профессиональных требований. Рассмотрены индивидуальные, личностные, социально-психологические, возрастные и организационные факторы, влияющие на возникновение риска эмоционального выгорания у государственных служащих.

Ссылки:

1. Тавокин Е.П. Государственные служащие (часть 1: самооценка эффективности, деловых и нравственных качеств) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 2 (96). С. 5-20.

2. Виданова Ю.И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2007. № 4. С. 364-370.

3. Дергачев С.В. Диагностика социальных установок государственных гражданских служащих республики Марий Эл на тип профессионального развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 2. С. 35-39.

4. Литвинова Н.А. Временной фактор в организации деятельности государственных гражданских служащих // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 2. С. 107-111.

Источник

Винокур В.А. (Санкт-Петербург), Агапова Е.В. (Волгоград)

Синдрома профессионального выгорания у государственных служащих

Винокур Владимир Александрович

–  член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии
и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета
им. И.И. Мечникова, Президент Санкт-Петербургского Балинтовского
общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

E-mail: vavinokur@mail.ru

Синдрома профессионального выгорания у государственных служащих

Агапова Елена Владимировна

–  дипломированный психолог, г. Волгоград.

E-mail: elena_eva2901@mail.ru

Аннотация. Профессиональная деятельность сотрудников государственного
аппарата проходит в условиях высокой нервно-психической напряженности и
характеризуется воздействием широкого спектра стресс-факторов. Состояние
хронического стресса нередко способствует увеличению риска развития у
этой категории работников различных нервно-психических расстройств и
формированию синдрома профессионального «выгорания», который
в настоящее время признан проблемой, требующей медицинского вмешательства,
и внесен в «Лексиконы психиатрии Всемирной организации
здравоохранения». Проведено исследование взаимосвязей интенсивности
«выгорания», выраженности аффективных расстройств и самооценки
здоровья служащих различных государственных структур. Всего обследовано
144 сотрудника государственной службы различных регионов России. Базовым
диагностическим инструментом для оценки интенсивности «выгорания»
являлся опросник «Отношение к работе и профессиональное
«выгорание» — ОРПВ, прошедший статистическую валидизацию.
Получены данные о высокой связи депрессивных расстройств, снижения самооценки
своего здоровья и интенсивности профессионального «выгорания»
у госслужащих. Представляется, что эти взаимосвязи носят системный характер,
поскольку отмечены нами и у других представителей коммуникативных профессий.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, депрессия, самооценка
здоровья, государственные служащие.


Ссылка для цитирования
размещена в конце публикации.

Профессиональная деятельность сотрудников государственного аппарата
проходит в условиях высокой нервно-психической напряженности и
характеризуется воздействием широкого спектра стресс-факторов. Это
обусловлено самой спецификой и особенностями государственной службы,
предполагающими высокую коммуникативную нагрузку, соблюдение жестких
авторитарно-бюрократических профессионально-ролевых требований,
большого числа ограничений, связанных с замещением государственной
должности, следование жестким нормам трудовой дисциплины,
необходимость принятия решений с высокой долей ответственности в
сжатые сроки и др. Это вполне соответствует представлению о том, что
«…ничто не является для человека такой сильной нагрузкой
и таким сильным испытанием, как другой человек» [6]. Состояние
хронического стресса нередко способствует увеличению риска развития
у этой категории работников различных нервно-психических расстройств,
формированию синдрома профессионального «выгорания»,
который описал Herbert Freudenberger (1974):

Читайте также:  Кубитальный туннельный синдром локтевых нервов

«…эта неприятность случается с теми, чья работа
сопровождается напряженным эмоциональным контактом с людьми. Среди
симптомов эмоционального выгорания выделяют прогрессирующее
безразличие, дегуманизацию в форме растущего негативизма, ощущение
неудовлетворенности, деперсонализации и, в конечном счете,
стремительное ухудшение качества жизни — даже на фоне
финансового и карьерного благополучия. Синдром эмоционального
выгорания, как правило, поражает людей открытых, неравнодушных,
склонных к сочувствию и идеализму. В результате передозировки
негативными эмоциями у них срабатывает механизм психологической
защиты в форме частичного либо полного исключения эмоций в ответ
на психотравмирующее действие. В крайних своих проявлениях выгорание
может сопровождаться тяжелыми невротическими расстройствами и
психосоматическими заболеваниями». Неблагоприятные
последствия развития профессионального «выгорания»
выражаются в текучести кадров, отрицательном отношении к работе
вплоть до абсентеизма, низкой продуктивности и возрастающих расходах
на лечение психосоматических расстройств и обеспечение здоровья
работников [3].

В дальнейшем этот синдром получил также определение как
«синдром эмоционального истощения» [5] и стал
рассматриваться как причина различных психосоматических
расстройств и заболеваний. Отмечено, что жесткая, построенная на
внутренних установках, тенденция постоянно сдерживать выражение
своих чувств в эмоционально напряженной коммуникации сопровождается
выраженным изменением вегетативных реакций и хронизацией их
расстройств. В настоящее время синдром «выгорания»
признан проблемой, требующей медицинского вмешательства, и внесен
в «Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения»,
а его описание вполне соответствует диагностическим критериям рубрики
«Расстройства адаптации» МКБ–10, на что обращают
внимание многие исследователи. Эти критерии включают в себя состояния
субъективного стресса и эмоционального расстройства, обычно затрудняющие
социальное функционирование и возникающие в период адаптации к определенным
жизненным изменениям или стрессовым событиям, включая развитие
соматического заболевания или предположение его наличия. Факторы,
вызывающие стресс, связанный с профессиональной деятельностью,
могут влиять на всю систему социального окружения и социальной поддержки
человека, однако в риске возникновения и формирования адаптационных
расстройств важную роль играет индивидуальная, нередко достаточно
выраженная, предрасположенность («уязвимость») человека.
Тем не менее, подобные состояния не могли бы развиться без внешних
стрессирующих факторов. Проявления этих расстройств по критериям
МКБ–10 могут включать:

•   снижение настроения, тревогу и беспокойство,
нередко — их сочетания, учитывая высокую коморбидность и общие
патогенетические механизмы формирования тревоги и депрессивных состояний;

•   чувство снижения способности справляться
с трудными возникающими ситуациями или уверенно оставаться в текущей
ситуации;

•   ощущение снижения успешности и
продуктивности в повседневной деятельности, нередко связанное с
чувством вины.

В ходе многолетнего наблюдения более, чем 7 000 государственных
служащих в Великобритании, особенно у сотрудников на средних и низших
уровнях служебной иерархии, получены данные о связи между ощущаемой
сотрудниками невозможностью управлять рабочим процессом, приводящей
к эмоциональному выгоранию, и риском возникновения у них коронарной
недостаточности. Показана также связь синдрома профессионального
выгорания у них с ослаблением иммунитета, нарушениями гормонального
баланса и расстройствами системы пищеварения [4]. Связь между
производственным стрессом и частотой развития ишемической болезни
сердца изучена во многих исследованиях. Самые сильные подтверждения
этой связи получены в проспективном эпидемиологическом исследовании,
проведенном в 4-х европейских странах, в ходе которого обследовались
и госслужащие. В нем убедительно показано, что производственный стресс
у них является независимым предиктором коронарных расстройств.

В 2009–2011 гг. нами было проведено исследование взаимосвязей
интенсивности «выгорания» и состояния здоровья служащих
различных государственных структур (администрации, налоговой службы,
судебного департамента), которые при существенной разнице в выполняемых
функциях имеют схожую степень коммуникативной нагрузки. Всего было
обследовано 144 сотрудника государственной службы различных регионов
России. Из них — 37 мужчин (25,69%) и 107 женщин (74,31%).
Средний возраст всей выборки — 37,06±0,91 лет (22÷62 года),
средний стаж государственной службы — 9,70±0,70 лет
(1,08÷39 лет).

Базовым диагностическим инструментом для оценки интенсивности
«выгорания» являлся опросник «Отношение к работе и
профессиональное «выгорание» — ОРПВ [2], прошедший
валидизацию и отражающий одно из ключевых представлений
о «выгорании» скорее как о процессе, чем о состоянии, и
позволяющий объективно выявить содержательные и уровневые характеристики
эмоциональных реакций профессионалов и стили их отношения к своей работе
в процессе развития «выгорания». В состав опросника входит
9 шкал, соответствующих концептуальным представлениям об основных
компонентах синдрома профессионального «выгорания»:
«эмоциональное истощение», «напряженность
в работе», «снижение удовлетворенности работой и оценка ее
значимости», «профессиональный перфекционизм»,
«самооценка качества работы», «помощь и психологическая
поддержка коллег в работе», «профессиональное развитие и
самоусовершенствование», «общая самооценка» и
«состояние здоровья и общая адаптация».

Оценка соматического здоровья осуществлялась на основании самооценок
респондентов по 10-балльной шкале авторского структурированного
интервью, а также на основе показателей шкалы «состояние здоровья
и общая адаптация» методики ОРПВ. Высокий «вес» данной
шкалы в структуре «выгорания» государственных служащих показал,
что эти работники обеспокоены состоянием своего здоровья и указывают на
высокую степень влияния на него рабочих проблем. Постоянно возникающие
профессионально сложные ситуации часто приводят к хронической усталости
и эмоциональному истощению, что непосредственно связано с повышением
субъективной оценки их влияния на состояние здоровья государственных
служащих. На это указывает значимая положительная корреляция (r=0,78)
между показателями шкал «эмоциональное истощение» и
«состояние здоровья и общая адаптация» методики ОРПВ.
Увеличение рабочей нагрузки также отрицательно сказывается на самочувствии
государственных служащих, что подтверждается значимыми положительными
корреляциями такого компонента «выгорания» как «напряженность
в работе» с показателями шкалы «состояние здоровья и общая
адаптация» (r=0,70).

Читайте также:  Пособия по работе с детьми с синдромом дауна

Из обследованных нами государственных служащих 52,1 % отметили
ухудшение состояния своего психического и физического здоровья в
процессе работы. От них часто поступают жалобы на плохое самочувствие
(общая слабость, боли в сердце, нарушения пищеварения, склонность к
частым простудным заболеваниям и др.), нарушение сна и отсутствие
внутренней готовности и времени на восстановление хорошей физической
формы. Ухудшение самочувствия и общей адаптации в коллективе
сопровождается усилением беспокойства, связанного с осознаваемой
возможностью формирования синдрома профессионального «выгорания».

Оценка депрессии проводилась путем сопоставления количественных
значений госпитальной шкалы тревоги и депрессии [7] с клиническими
данными, полученными нами при интервьюировании обследованных лиц.
По результатам исследования у 52,8% государственных служащих
диагностирована выраженная форма депрессии, у 20,8% — риск
возникновения депрессии.

Анализ показателей самооценки здоровья, полученных на основе
структурированного интервью, показал, что государственные служащие с
выраженной депрессией более низко оценивают собственное здоровье по
10-балльной шкале по сравнению с государственными служащими, у которых
депрессия отсутствует (p<0,01) и, таким образом, по мере нарастания
депрессивной симптоматики у обследованных нами работников наблюдается
снижение показателей самооценки здоровья.

В ходе исследования установлено, что формирование синдрома
профессионального «выгорания» у государственных
служащих связано с развитием у них депрессивных расстройств.
Проведенный корреляционный анализ показал наличие значимых
положительных взаимосвязей между уровнем депрессии и большинством
рассматриваемых нами компонентов синдрома «выгорания»
(табл.)

Взаимосвязь показателей «выгорания» и уровня депрессии

у государственных служащих

(r — коэффициенты корреляции со
значимостью p<0,05)

Самые высокие коэффициенты корреляции получены между уровнем
депрессии и такими компонентами синдрома «выгорания»,
как «эмоциональное истощение», «напряженность
в работе» и «состояние здоровья и общая адаптация».
Это свидетельствует о том, что испытываемое работниками эмоциональное
истощение, высокие рабочие нагрузки и низкая субъективная оценка
состояния своего здоровья в существенной степени интенсивно связаны
с развитием у них депрессивных расстройств. При выраженной депрессии
у работников отмечаются более высокий уровень «выгорания»,
на что указывает значимая положительная корреляция интегративного
индекса профессионального «выгорания» и уровня депрессии
(r=0,55).

Следует отметить, что взаимосвязь депрессии и «выгорания»
имеет сложный характер. Скорее здесь нужно говорить о взаимовлиянии
этих двух синдромов, которые в процессе развития могут усиливать друг
друга: формирование профессионального «выгорания» способствует
развитию депрессивных расстройств, и, наоборот, по мере усиления
депрессивной симптоматики увеличивается интенсивность «выгорания».

Ухудшение состояния здоровья, в свою очередь, негативно сказывается
на эффективности деятельности государственных служащих и не позволяет
им выполнять свою работу на достаточно высоком качественном уровне, о
чем свидетельствуют значимые положительные корреляции показателя шкалы
«Самооценка качества работы» методики ОРПВ с показателем
шкалы «Состояние здоровья и общая адаптация» (r=0,68) и
уровнем депрессии (r=0,47).

Полученные в этом исследовании данные о высокой связи депрессивных
расстройств и интенсивности профессионального «выгорания»
у госслужащих вполне согласуются с результатами исследования этих
взаимосвязей в структуре синдрома «выгорания» у представителей
и других коммуникативных профессий, в частности, у врачей [1], что
позволяет предположить системный характер этих связей.

Профессиональное «выгорание» работников госслужбы
проявляется широким спектром психосоматических расстройств, что
представляет серьезную угрозу их здоровью и негативно сказывается на
эффективности и качестве работы и что в определенной мере связано с
развитием у них депрессивных расстройств. Это определяет необходимость
активных усилий, направленных на современную диагностику депрессии и
синдрома «выгорания», а также разработку методов
его профилактики и антистрессовой коррекции с учетом личностных
особенностей и адаптационных ресурсов работников государственного
аппарата. Внимание к своему собственному здоровью должно становиться
частью их профессиональной культуры и даже, в определенной мере
— показателем их профессиональной компетентности. Один из
очевидных выводов, которые вытекают из многочисленных исследований
профессионального «выгорания», заключается в
принципиальной возможности сделать работу людей, работающих в
коммуникативно напряженных профессиях, менее стрессовой без снижения
требований к ней, но при этом более эффективной.

Литература

1.   Винокур В.А. Синдром профессионального выгорания
у медицинских работников: психологические характеристики и методические
аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция: руководство
для врачей и психологов. – СПб.: Питер, 2008. –
Гл. 7. – С. 205-235.

2.   Винокур В.А. Методика психологической диагностики
профессионального «выгорания» в «помогающих
профессиях»: опросник ОРПВ. – СПб.: Изд-во СЗГМУ
им. И.И. Мечникова, 2012. – 44 с.

3.   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
– 336 с.

4.   Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение
профессиональной деятельности: теория и практика. – СПб: Речь, 2010.
– 816 с.

5.   Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced
burnout / C. Maslach, S.E. Jackson // J. Occup. Beh., 1981. –
№ 2. – P. 99-113.

6.   Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer / W. Schmidbauer.
– Reinbeck: Rowolt, 1977. – 170 p.

7.   Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and
depression scale. Acta Psychiatr Scandinavia. 1983. – Vol. 67 (6).
– P. 361-370.

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:35-009

Винокур В.А., Агапова Е.В. Аффективные расстройства и самооценка здоровья
у государственных служащих в процессе профессионального «выгорания»
[Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18).
– URL: https://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник