Синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста thumbnail

Гиперактивность в младшем школьном возрасте.

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития.  Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.
Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных.
Причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая — незрелость, несовершенство, нарушение или нарушение работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая — неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования родителей.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей нужны умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной  и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего малыша и, обеспокоены этим, ищут контактов с психологом.
Такому ребенку трудно длительное время сидеть неподвижно,  не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к неоконченной работе.
Всесторонне привлекает к себе внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 — 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает,  накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут хранить умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнения с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета; для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; они требуют особого обращения.
Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшить микроклимат в семье.
Обучать детей с СДВГ приходится по особой программе. Задачи должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования — занятия на дому, в малой группе и т.п. Родители и дома должны учитывать особенности своего ребенка:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскраска, работа с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать громких, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Защищать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. 

Источник

Ключевые слова:

гиперактивный ребенок, синдром дефицита внимания, СДВГ.

Аннотация:   

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями и   позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в школьном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в школьном возрасте.

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [11, с. 56].

По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

 Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек и более.

Синдром дефицита внимания / гиперактивности — это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome — скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность — «Гипер…» (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Целью коррекции  является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций .

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс работы  или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

• просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;

• обучение родителей и учителей поведенческим навыкам;

• расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;

• специальное обучение в случае затруднений с учёбой;

• медикаментозная терапия;

В начале лечения врач и психолог обязательно проводят просветительную работу. Родителям и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком.

Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Домашняя программа  включает:

 изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

 изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

 организацию режима дня и места для занятий;

специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения

 Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

Работа педагога и психолога  в школе включает:

изменение окружения (место ребёнка в группе — рядом с педагогом, изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха,);

 создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

 коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

 регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим .

 Данная работа требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Успех будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии — главный залог успеха.

На основе литературных данных нами были разработаны конкретные рекомендации для родителей и педагогов по работе с гиперактивными детьми. Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:

1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. При достижении значительного улучшения в поведении ребёнок получает  обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребёнка могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, и другие.

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует.

Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для доказательства того, что это не просто совпадение, а закономерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4-6% и 6 — 14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей, — в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных учёные сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование.

Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения

Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу, как матери, так и ребёнку. Остановимся на некоторых из них. Это визуализация, медитация, аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, модель релаксационного тренинга.

Как правило, у гиперактивных детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены.

Список  литературы.

1.. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. — №3. — 95 с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, — 2001. — 96 с.
3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М. — 1994. — 49 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Издательство «Питер», — 2000. — 528 с..
5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, — 1960. — 500 с.
7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. — №1. — 1999. — 86 с.
8. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.
9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», — 2005. — 256 с.
10. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, — 2000. — 112 с.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, — 2002. — 192 с.
12. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. — 94 с.
13. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. — 98 с.
14. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003 -125 с.

Источник

Содержимое публикации

Рекомендации для родителей и учителей.

«Гипер…» – составная часть сложных слов, указывающих на превышение нормы. «Активный» – значит действенный, деятельный. Получается, что гиперактивный – активный выше нормы.

К внешним проявлениям гиперактивности психологи относят повышенную двигательную активность, отвлекаемость, импульсивность. Имея такой «букет», подросток действительно нередко испытывает трудности в общении с окружающими и в обучении. Диагноз «гиперактивность» может поставить только невропатолог или психолог на основании наблюдений за ребенком в течение длительного времени.

Причин возникновения гиперактивности может быть несколько: генетические факторы, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики, и при необходимости назначает медикаментозное лечение.

Говорить о том, что у ребенка гиперактивность только потому, что он много двигается или невнимателен, ошибочно. Ведь ее проявление включает в себя три компонента:

повышеннуюдвигательную активность (или расторможенность),

дефицит внимания (высокая отвлекаемость, невозможность долго сосредотачиваться),

импульсивность (склонность к совершению необдуманных действий).

Схема выявления гиперактивности у детей:

Выявление:

Двигательной активности:

Ребенок постоянно ерзает. Все время в движении, даже если устал.

Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает и т.д.

Все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться.

Спит намного меньше, чем другие дети.

Очень говорлив.

Дефицита внимания:

Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки слушания).

С энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Трудно удерживает внимание. Непоследователен в действиях и рассуждениях.

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Часто теряет вещи или забывает их.

Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Импульсивности:

Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника.

Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса.

Плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле.

Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза.

Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия.

При выполнении заданий не одинаково ведет себя: то спокоен, то нет. Успеваемость по разным предметам часто неравномерна (при одинаковом усвоении предметов). При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Если до 6-7 лет у вашего ребенка постоянно наблюдались более 6 признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть просто особенностями данного возраста или его характера. В подростковом же возрасте проявление гиперактивности могут несколько усилиться под влиянием физиологических изменений. Однако помните: дефицит внимания никак не связан с нарушением интеллекта ребенка.

Давайте же посмотрим, как отличить гиперактивного подростка от других детей с подобными признаками.

Непослушный ребенок может удерживать внимание, он не проявляет желания постоянно двигаться.

Беспокойный ребенок некоторых обстоятельствах проявляет симптомы гиперактивности. А гиперактивный ребенок – в различных ситуациях всегда ведет себя одинаково.

Иногда признаки гиперактивности и импульсивности могут проявляться и у тревожного подростка, но это скорее будут проявления невроза. К тому же тревожный ребенок социально не разрушителен.

Подростки с гиперактивностью и дефицитом внимания не могут дать оценку себе и своему поведению, они плохие наблюдатели за собой.

Какие же социальные проблемы может принести школьнику гиперактивность с дефицитом внимания? Чаще всего это:

антисоциальные нарушения

межличностные проблемы

трудности обучения (многие дети с таким диагнозом стараются после школы не продолжать обучение)

проявление физической агрессии

Как помочь гиперактивному школьнику.

Конечно, с гиперактивным ребенком трудно. Он «изводит» всех: и родителей и учителей. И таких подростков часто записывают в «трудные», списывая его поведение только на плохое воспитание в семье. Родителей вызывают в школу, постоянно жалуются на их детей. Поэтому взрослым надо быть подготовленной к трудностям.

1) Для начала надо не надевать на себя «розовые очки» и признаться самому себе, что у вашего ребенка есть проблемы. Да, вы его очень любите, и расстройство ребенка – не является его виной.

Любите ребенка со всеми его сложностями. Но не пускайте все на самотек, «авось, все пройдет». Прочитайте об этом синдроме все, что можно найти в литературе и интернете, проконсультируйтесь с невропатологом и психологом. Это проблема физиологии. Ребенок так же должен знать – в мягкой форме! –о своей проблеме, что с ним происходит. Ваша любовь и его знание о себе помогут ему принять себя таким, каков он есть. А, значит, он сможет научиться с этим жить и справляться со сложными периодами.

2). Ребенок с дефицитом внимания лучше чувствует себя в структуре. Поэтому он нуждается во внешней установке некоторых рамок и границ.

Помогите школьнику организовать свою деятельность в течение дня.

3). Научитесь сами, и научите своего ребенка жить и справляться с такими состояниями. А для этого нужен человек, который подскажет и поможет. Это может быть психолог или опытный педагог. Он сможет подсказать вам некоторые поведенческие техники, которые помогут контролировать поведение ребенка.

Научите своего ребенка методам саморегуляции.

4) Устав от жалоб школьной администрации, многие родители начинают усиленно бороться с «непослушным» ребенком жесткими методами (запретами, наказаниями), при этом, постоянно одергивая его словами «не вертись», «занимайся внимательнее», «сиди спокойно, кому говорят». А это недопустимо. Ведь тройная задача: быть послушным, внимательным и сдержанным одновременно для гиперактивного ребенка очень сложно. Ведь он физически не может долго удерживать внимание или сдерживаться.

Разведите выполнение этих функций в требованиях. Если хотите, чтобы ребенок сфокусировал внимание на правильном и аккуратном выполнении домашнем задании, то не реагируйте на его вставание с места и стучание ногами. А если у него «энергию девать некуда» — направьте ее на спортивные достижения. Пусть ребенок занимается плаванием, бегом, туризмом.

5) Гиперактивный школьник не может долго выполнять одно дело. Он устает от этого. То же касается выполнения уроков. Сидение 3 часа подряд за учебником ни к чему хорошему не приведет. И уроки не выучит, и себя изведет.

Разделите выполнение домашних уроков на короткие отрезки с перерывами. Например, 30 минут делать уроки, потом 20 минут помогает убираться в квартире. Затем отдых – пьете вместе чай. И опять – сосредоточение на занятиях, минут на 40. И снова смена деятельности. То же касается и других дел – дробите их выполнение на части.

6) Взаимодействие педагога и родителей помогают школьнику быть в поведенческих рамках.

Сотрудничайте со школьными преподавателями. Они часто бывают помощниками.

7) Гиперактивному ребенку нужна постоянная поддержка.

Отмечайте все его достижения, особенно, когда он сам сумел справиться со своим поведением. Особенно это важно в начале подросткового возраста, чтобы выработать привычку сознательно контролировать себя. Можно так же заранее договориться о некоторых правилах поведения и системе поощрений/наказаний.

8) Когда ребенок в чем-то неправ, то постарайтесь сказать ему об этом как можно более емко. В коротких нескольких фразах. К длинной монотонной нотации он быстро потеряет внимание.

Ваши требования должны быть ясными, четкими и конкретными. И сразу их не должно быть много. Подросток их все равно столько не выполнит. Начните с одного, потом, постепенно, добавите и другие.

9) Ребенку с дефицитом внимания трудно переключаться быстро с одного на другое. С другой стороны, он очень рассеян и забывчив. И если он очень увлечется каким-нибудь делом, то он может забыть обо всем.

Договаривайтесь о том, что и когда должен сделать ваш ребенок заранее. И за некоторое время до выполнения вашего поручения предупредите его о времени. Можно так же поставить часы (таймер), звонок которого напомнит ему о нужном времени.

Ваш педагог – психолог Звездина А.В.

Источник