Синдром выгорания статьи по психологии

Синдром выгорания статьи по психологии thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2019;
проверки требуют 6 правок.

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].

Классификация по МКБ[править | править код]

Классификация по МКБ-10[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Классификация по МКБ-11[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
  • Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
  • Код: QD85
  • Название: Переутомление

Клиника[править | править код]

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 439 дней].

Факторы развития[править | править код]

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

Диагностика[править | править код]

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].

В культуре[править | править код]

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis

См. также[править | править код]

  • Многофакторная теория выгорания

Ссылки[править | править код]

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Источник

Опубликовано: 15 сентября 2015 в 08:00

Синдром психологического выгоранияЭмоциональное выгорание относится к той категории терминов, о которых все знают, но считают, что явление это редко встречается практически. Хотя на самом деле это далеко не так. Синдром психологического (эмоционального) выгорания распространен достаточно широко, но особенности национального менталитета не позволяют людям выказывать недовольство профессиональной деятельностью.

Что такое синдром психологического выгорания

К понятию психологический синдром относится комплекс признаков, который определяет душевные переживания человека, не выходящие за пределы психологического здоровья, не являющиеся психопатологическими.

Психологический синдром является отправной точкой для появления психопатологических расстройств и шизофрении.

Термин «синдром выгорания» был впервые определен  в 1974 году Г.Фреденбергом, американским психиатром. Это определение он отнес к эмоциональному истощению людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сферы общения.

По сути синдром выгорания схож с хронической усталостью. А по существу синдром является её продолжением. От данного состояния не застрахован никто. Представители любой профессии, даже домохозяйки, подвержены влиянию негативного отношения к собственной работе. Особенно явно это проявляется у людей с глубоким чувством ответственности, склонных принимать всё близко к сердцу, проявлять активность и творчество.

Суть этого синдрома проявляется в том, что работа, которая долгое время была желанной и любимой, перестала радовать, и, напротив, стала вызывать раздражение. У человека появляется острое нежелание идти на работу, он чувствует внутреннее напряжение. Кроме психологической реакции появляются вегетативные проявления: головная боль, проблемы сердечно-сосудистой деятельности, обострение хронических заболеваний.

Читайте также:  У детей причины метаболического синдрома

Психологическое состояние выгорания Психологическое состояние выгорания может пагубно влиять на здоровье человека, семейные отношения, служебное взаимодействие.

К выгоранию склонны представители любой профессии, но особенно часто этот синдром характеризует действия врачей, педагогов, психологов, психиатров, спасателей, работников правоохранительных органов, то есть тех людей, которые по долгу профессиональной деятельности должны постоянно общаться с людьми или могут испытывать стресс в процессе работы.

Синдром психологического выгорания обычно свойственен альтруистам, которым свойственно ставить общественные интересы превыше собственных.

Причины и факторы синдрома психологического выгорания

Говоря о факторах и причинах нужно определить основные отличия этих понятий. О причинах речь идет в том случае, когда факт выгорания уже имеет место. Факторы дают нам основания для возможности профилактики этого состояния. Естественно, что факторы могут стать причиной выгорания. Но, если вовремя определить наличие факторов и устранить их влияние, можно уберечь человека от подобного расстройства.

Самые распространенные факторы, влияющие на возникновение синдрома:

  • Рутинность. Если человеку приходится постоянно выполнять ряд одинаковых поручений, вызывающих при этом негативные эмоции, то в определенное время может быть душевное переутомление. При этом отдых решает эту проблему только на короткий срок. Даже мысль о будущей работе способна вызывать негативные реакции.
  • Переживания за жизнь и здоровье других детей. При этом глубина синдрома находится в прямой зависимости от напряженности в работе. По этой причине часто синдром выгорания проявляется у спасателей и врачей.
  • Строгий режим работы. Этот фактор оказывает негативное влияние на отношение к работе вообще, и на составляющие этого компонента в частности. Человека может напрягать ранний подъем, позднее окончание трудового дня, работа в выходные дни, отдаленность от дома, ненормированный рабочий день. Ежедневное пересиливание себя при решении режимных вопросов способно вызвать постоянное напряжение, перерастающее в психологический синдром.
  • Эмоционально-насыщенные отношения с коллегами и начальством. Ситуация постоянных конфликтов способна вызвать негативные реакции у любого человека. Особенно это касается людей, чувствительных к любому напряжению в отношениях.
  • Эмоционально-творческое отношение к своим обязанностям, которое не может перерасти в поток творческих дел. Подобная ситуация свойственна творческим профессиям: актерам, писателям, композиторам, а также педагогам. Проявление творчества требует больших душевных (эмоциональных) затрат, которые перерастают в качественный творческий продукт деятельности. Постоянное «выкладывание» себя в такой степени является невозможным. И даже при очень сильном старании становится трудно «переплюнуть» самого себя и сделать проект лучше предыдущего. Это способно вызвать ряд негативных психологических проявлений, комплексное суммирование которых определяется как синдром выгорания.

Механизмы появления синдрома психологического выгорания

Современная  психология выделяет несколько синдромов, которые фактически являются первоначальными для синдрома выгорания:

  • синдром длительных психологических нагрузок;
  • синдром хронической усталости;
  • синдром снижения работоспособности.

Механизм появления синдрома психологического выгорания прост и состоит из нескольких этапов:

1 этап – повышенное внимание к своей работе. Первое время после трудоустройства человек старается проявить себя очень активно и ответственно: работа тщательно выполняется, сроки строго соблюдаются.

Механизмы появления синдрома психологического выгоранияПри этом новый сотрудник без проблем задерживается на рабочем месте, выполняет повышенные нагрузки, ставит во главу общественные интересы, а не личные, проявляет творчество. Причем первое время за такое старание сотрудник получает похвалу, но через некоторый промежуток времени  это становится привычкой, и сотрудник не получает удовлетворения от собственной деятельности. Это вызывает появление нервного и физического истощения.

2 этап – отстраненность. «Выжав себя» сотрудник начинает замечать, что профессиональная деятельность не вызывает у него личных положительных или отрицательных эмоций. Работа выполняется автоматически, воспринимается как рутинная и обязательная. Если при этом требуется общение с другими людьми, то вникание в чужие проблемы становится просто невозможным. Сотрудник становится неспособным к сочувствию или творческому отношению, работа выполняется просто формально.

3 этап — потеря эффективности. Рутина, как правило, не вызывает профессиональных желаний и эмоциональных реакций, что не приводит к удовлетворенности профессиональной деятельностью. Этот этап негативно влияет на профессиональные навыки и опыт.

Безынициативный пассивный работник не интересен начальству. Как правило, сначала человек начинается сравниваться с собой самим с выводами о собственной никчемности и деградации, как профессионала. Следует ли говорить, что подобные выводы усугубляют ситуацию профессионального отношения к себе и приводят к увольнению.

Проявления синдрома психологического выгорания

Синдром выгорания проявляется во всех отраслях деятельности человека:

  • Физические симптомы: быстрая утомляемость, бессонница, одышка, тошнота, повышенное давление, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Эмоциональные симптомы: черствость, агрессивность, тревожность, истерики, безнадежность, депрессивность.
  • Поведенческие симптомы: потеря аппетита, отсутствие интереса к пище, невозможность сосредоточиться, раздражительность, алкоголизм и табакокурение.
  • Социальные симптомы: отсутствие интереса к жизни, отказ от увлечений, недовольство жизнью, тревожность, жалобы на непонимание.
  • Интеллектуальные симптомы: потеря желания профессионального роста, формальное выполнение своих профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к инновациям в работе.

Профилактика синдрома психологического выгорания

Лечение синдрома психологического выгорания  — сложный и длительный процесс. Его эффективность зависит в одинаковой степени от желания пациента и профессионализма психиатра или психолога.

Однако существует ряд рекомендаций для профилактики синдрома:

  • Проявления синдрома психологического выгораниячеткое планирование предстоящей работы на кратковременный срок;
  • четкая расстановка приоритетов деятельности;
  • обязательное использование перерывов в работе для отдыха;
  • широкое сотрудничество с другими коллегами;
  • избегание ненужной конкуренции;
  • закаливание организма и поддержание физической формы;
  • переключение с различных видов деятельности на другие;
  • общение с коллегами;
  • постоянный анализ своего состояния;
  • игнорирование конфликтов на работе.

Коррекции и профилактике синдрома выгорания способствует регулярная смена обстановки и условий труда. Опытный руководитель старается обеспечить своих сотрудников возможностью повышать свою квалификацию путем обмена опытом или обучения в другом месте. Важную положительную функцию играет поощрение сотрудников и организация возможности повышения службы.

Читайте также:  Синдром корнелии де ланге презентация

Но это имеет значение на этапе профилактики и при первых признаках выгорания. Лечение синдрома психологического выгорания нужно доверить специалистам.

Источник



В данной статье раскрывается тема синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) педагогов, определены причины появления СЭВ, описаны основные симптомы СЭВ.

Ключевые слова: синдромэмоционального выгорания, причины появления СЭВ, симптомы СЭВ

In this article, we will cover the topic of teachers’ emotional burnout syndrome, we will find out the reasons for the appearance of EBS, we will study its main symptoms and develop the preventive measures that will help us to protect ourselves from such a disease as EBS.

Key words: emotional burnout syndrome, reasons for the appearance of EBS, symptoms of EBS, psychological preventive measures of EBS

Всовременном мире огромное количество профессий подвержено нервно-психическим нагрузкам. Люди находятся в постоянном стрессовом состоянии, им становится тяжело управлять собой, собственными эмоциями, появляется злоба, агрессия. Времени на отдых, как правило, нет. И помочь понять, что же с ними происходит никто не может. Не во всех сферах деятельности есть психологи, и не каждый человек понимает, что он столкнулся с проблемой эмоционального выгорания. Особенно часто синдром эмоционального выгорания встречается у тех людей, чья работа осуществляется путем взаимодействия «человек — человек». Самой распространенной профессией такого типа является профессия педагога.

Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. В данной статье мы изучим причины, развитие эмоционального выгорания педагогов, и особенности психопрофилактической работы, направленной на профилактику эмоционального выгорания. Актуальность данного вопроса объясняется тем, что эмоциональное выгорание педагога — эта одна из самых крупнейших преград на пути его профессионализма.

В 1974 г американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг ввел понятие«синдром эмоционального выгорания» педагогов. Данное понятие происходит от термина «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание».

Х. Дж.Фрейденберг вывел этот термин для характеристики психологического состояния людей, их деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [7].

Люди, как струны на гитаре. Струны бывают тонкие, бывают потолще. Тонкие струны рвутся гораздо чаще и быстрее, нежели толстые. Так же и люди. Те, что «тоньше», т. е. чувствительные, ранимые, романтичные, восприимчивые, рвутся быстрее, т. е. подвергаются стрессам, которые потом перерастают в синдром эмоционального выгорания. Все вышеперечисленные качества больше свойственные женщинам, чем мужчинам, поэтому чаще синдрому эмоционального выгорания подвержена женская половина общества.

Всем известно, что большинство педагогов, работников школы — это женщины. Работа педагога очень энергозатратная, сложная, и имеющая большое значение в жизни каждого человека. Вся работа педагога направленна на результат. Его задача — научить. Сделать так, чтобы всё непонятное стало понятным. Чтобы достичь нужных результатов, педагоги тратят огромное количество времени на своих учеников; их нервная система, психика находятся в постоянном, активном и непрерывном рабочем состоянии. Помимо эмоциональных затрат, так же уходят и физические силы. Педагоги всегда ждут и мечтают о высокой оценке их труда, это значит, что они ждут эмоциональной отдачи, наполненной положительной энергией, от учеников, от их родителей, от руководства. Когда эмоциональная отдача от учеников идет негативная, это способствует негативным действиям со стороны родителей. В таких случаях педагог начинает наполняться отрицательными эмоциями, они копятся, мешают ему полностью отдаваться своей работе. Тут же подключатся и администрация школы, и она тоже требует результативной деятельности педагога, усвоения знаний учениками, это всё ещё больше давит на педагога, и он опять же наполняется отрицательными эмоциями.

В данной ситуации педагог, чтобы избавиться от негативных эмоций начинает подавлять их. Это приводит к тому, что у него появляется ощущение бессмысленности работы. Цели ставятся и не достигаются. Зачем же тогда работать? Кому же тогда нужна моя работа? Тут же возникает негативное отношение к свей работе, профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9, 2с].

Физические симптомы:усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

Эмоциональные симптомы:недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.

Поведенческие симптомы:рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние:уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы

Читайте также:  Патогенез развития отеков при нефротическом синдроме

Социальные симптомы:нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

СЭВ наступает неожиданно, подкрадывается незаметно. Когда у педагога не получается достичь результата, он не сдается, он идет вперед. Ему не страшны трудности. Он начинает ещё больше и глубже погружаться в свою работу. Тратит огромное количество времени на достижение своих профессиональных целей. Забывает о себе, о своем здоровье, отдыхе. Он целиком и полностью поглощён работой. На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах.

Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]:

  1. нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  2. резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  3. истощениеоскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ.

В. В. Бойко (1997) выделяет две основные причины: внешние (организационные) факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы (индивидуально — психологические особенности) [1, 87с].

К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.

К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в свою очередь, можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности.

Традиционно выделяют три вида психологической профилактики СЭВ [5, 5 с.].

Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновения эмоционального выгорания. К задачам первичной психопрофилактики относится определение группы риска — лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья — и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.

Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания». Она объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, их хронизации, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшения исхода. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов. Важнейшими составными частями вторичной психопрофилактики является: создание системы раннего выявления признаков «выгорания» специалистов, обеспечение доступности квалификационной психологической, медицинской и социальной помощи.

Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что СЭВ оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов. От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, решая проблему СЭВ педагогов мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника.

Подводя итоги, стоит отметить, что для того, чтобы избежать столкновения с проблемой эмоционального выгорания, необходимо помнить о своем здоровье и вовремя реагировать на первичные проявления синдрома.

Литература:

  1. В. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
  2. Изотова Е. Г. Основные вопросы психологического сопровождения педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / [редкол.: Е. В. Карпова (отв. ред.) и др.]. — Ярославль, 2011. — С. 84 –88.
  3. Изотова Е. Г., Острогина Ю. С. Специфические особенности педагогической деятельности// Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. второй Всерос. интернет–конф., октябрь–декабрь 2012 г. / под ред. Е. В. Карповой. — Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2012. — С. 114– 119.
  4. Изотова Е. Г. Специфика синдрома эмоционального выгорания у учителей средней школы // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образоватеьных парадигм: материалы междунар.конф. «Чтения ушинского», пед.фак.ЯГПУ. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. — Ч.I.
  5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. / авт. — сост. О.И Бабич. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель. — 122 с.
  6. Психология здоровья: учебник для вузов / Под редакцией Г. С. Никифорова — СПб: Питер, 2003–608 с.
  7. Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. — 776 с. — (Серия: Хрестоматияпо психологии)
  8. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997–187 с.
  9. Синдром эмоционального выгорания. Г. А. Макарова к.пс.н., директор Института консультирования ППЛ — 10 с.

Основные термины (генерируются автоматически): EBS, эмоциональное выгорание, работа, педагог, эмоциональная отдача, профессиональная деятельность, вторичная психопрофилактика, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов, причина появления СЭВ.

Источник