Синдром выгорания по к маслач

Синдром выгорания по к маслач thumbnail

Описание методики

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) — тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Теоретические основы

В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

  • «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
  • «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
  • «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, — снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Интерпретация

Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов — «Никогда»;
  • 1 балл — «Очень редко»;
  • 2 балла — «Редко»
  • 3 балла — «Иногда»;
  • 4 балла — «Часто»;
  • 5 баллов — «Очень часто»;
  • 6 баллов — «Каждый день».
Шкала Пункты в прямых значениях Пункты в обратных
значениях
Максимальная
сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 6 54
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22 30
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 48

Оценка уровней выгорания

Субшкала Низкий уровень
L
Средний уровень
M
Высокий уровень
H
Эмоциональное истощение (среднее — 19,73) 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация (среднее — 7,78) 0-5 6-10 11 и больше
Редукция профессионализма (среднее — 32,93) 37 и больше 31-36 30 и меньше

Подсчёт интегрального индекса выгорания

В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.

При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам — 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.

Вычисление производится по следующей формуле:

[math]rho = sqrt{frac{(EE_x/54)^2 + (DP_x/30)^2 + (1-PA_x/48)^2}{3}}[/math], где:

  • [math]EE_x[/math] — значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
  • [math]54[/math] — максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
  • [math]DP_x[/math] — значение респондента по шкале «Деперсонализация».
  • [math]30[/math] — максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
  • [math]PA_x[/math] — значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
  • [math]48[/math] — максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».

Итоговое значение может быть от [math]0[/math] (нет выгорания) до [math]1[/math] (максимально выраженное выгорание).

Практическая значимость

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания)
среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке
руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора

Результаты экспериментальных исследований

Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).

По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие
достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p<0,01), а также между онкологами и медицинскими сестрами (p<0,01). Между показателями ИСП психиатров и онкологов достоверного различия обнаружено не было.

Стимульный материал

Бланк методики (общий вариант)

Бланк методики (вариант для инженерно-технических работников)

Бланк методики (вариант для коммерческого персонала)

Бланк методики (вариант для продавцов)

Бланк методики (вариант для сотрудников правоохранительных органов)

Бланк методики (вариант для медицинских работников)

Бланк ответов

См. также

Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко

Методика «Уровень социальной фрустрированности»

Литература

  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 360-362
  2. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
  3. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.

Источник

К. Маслач [2006] рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

Эмоциональное истощение — ключевой компонент — проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к окружающим.

Формируются цинизм, дистанцирование (причем не только у профессионалов, работающих в системе «человек—человек»), враждебное отношение к тем, кто требует выполнения работы. Люди продолжают работать, но «на расстоянии вытянутой руки», стараясь не тратить лишних сил, становятся мнительными, враждебными. Страдает качество выполнения работы.

Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, формирование заниженной самооценки (профессиональной и личной), негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Симптомы эмоционального выгорания могут возникнуть у обычных людей без каких бы то ни было патологических проблем. Это реакция не на острый, а на хронический стресс.

Зарубежные и отечественные исследования подтверждают, что эмоциональное выгорание является следствием профессиональных стрессов [Poulin, Walter, 1993; Форманюк, 1994 и др.]. Результатом же становятся:

  • 1. ухудшение качества работы (из-за истощения, или цинизма);
  • 2. опоздания, больничные листы, преждевременный уход с работы (человек стремится свести к минимуму расход энергии и времени на рабочем месте);
  • 3. текучесть кадров (вследствие увольнений), необходимость учить новые кадры;
  • 4. проблемы со здоровьем (возникающие под бременем стрессоу- язвимости); у женщин повышается вероятность ожирения;
  • 5. злоупотребление алкоголем, лекарствами (как попытка справиться со стрессом);
  • 6. семейные проблемы (из-за отвержения человеком помощи близких): конфликты, разводы.

Главная причина эмоционального выгорания — конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия.

Единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания не существует. Одни исследователи считают основными предпосылками наличие организационных проблем, другие полагают более важными личностные характеристики. Синдром выгорания представляет собой следствие воздействия комбинации организационных, профессиональных стрессоров и личностных факторов. Специалисты в области стресс-менеджмента считают, что выгорание заразно, как инфекционная болезнь. Например, К. Маслач отмечает, что появлению СЭВ могут способствовать и личностные качества человека, и контекст. Она предлагает концепцию корреляции между личностью и средой, на основе которой психолог может выстраивать стратегии вмешательства. И если мы изучаем только ситуацию или только особенности личности, помощь человеку будет неполноценной.

По ее мнению, существует шесть провоцирующих СЭВ факторов (причем некоторые из них могут оказаться критическими):

  • 1. Рабочая нагрузка (как чрезмерная, так и недостаточная). Перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
  • 2. Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствие попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
  • 3. Недостаточная загруженность на рабочем месте также может стать причиной СЭВ, поскольку человек может ощущать ненужность, невостребованность, безысходность.
  • 4. Контроль (возможность контролировать ситуацию). Если человеку кажется, что у него мало контроля над рабочей ситуацией (или контроль вообще отсутствует), то его уверенность в способности решать проблемы, касающиеся работы, уменьшается.
  • 5. Вознаграждение (материальное подкрепление, признание заслуг, участие в распределении премиального фонда, в разработке перечня функциональных обязанностей). Исследования показали, что более низкая оплата труда в бюджетных организациях, так же как отстранение от участия в принятии организационных решений, ведет к неудовлетворенности жизнью и выгоранию как следствию переживания социальной несправедливости.
  • 6. Сообщество (организационная общность, социальная поддержка). В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой может приводить к негативным переживаниям и мотивацион- но-эмоциональной деформации личности (Б.П. Бунк и В. Хоренс). Социальная поддержка традиционно рассматривается как буфер между профессиональным стрессом и дисфункциональными последствиями стрессовых событий, поскольку она влияет на уверенность человека в возможности справиться с ситуацией и помогает предупредить разрушающее влияние стресса.
  • 7. Справедливость. Исследования (Buunk & Schaufeli) показали, что существует взаимосвязь между переживанием сотрудниками организации несправедливости и проявлением симптомов профессионального выгорания. Одна из возможностей избежать воздействия этого разрушительного фактора — соблюдение всеми субъектами организационного взаимодействия разработанного в организации устава, свода правил. Желательно, чтобы в разработке этих правил участвовали специалисты разных уровней.
  • 8. Ценности. Несовпадение ценностей работника и организации может привести к выгоранию, что особенно актуально в настоящее время, когда люди вынуждены выполнять работу, противоречащую их системе ценностей и установок, поскольку необходимо добывать средства к существованию семьи. При выявлении причин СЭВ необходимо проанализировать, помогает работа следовать ценностям человека или противоречит им, выяснить ключевые верования человека.

Итак, существует шесть факторов, связанных с работой, которые могут спровоцировать СЭВ. Человек может во всех других сферах, кроме работы, ощущать себя позитивно. К. Маслач приводит примеры, когда преподаватели, неудовлетворенные процессом преподавания, ощущали собственную профессиональную неэффективность, но были достаточно успешны в исследовательской работе. Одним из средств профилактики СЭВ является развитие способности человека получать удовольствие от собственной деятельности.

Таким образом, выгорание — связующее звено между человеком и средой. И задача руководителей, психологов организации — своевременная профилактическая работа по предотвращению воздействия потенциальных «провокаторов» синдрома выгорания.

Источник

Эмоциональное выгорание развивается не в один момент, это постепенный процесс. Он развивается по стадиям, каждая из которых имеет собственную симптоматику.

Содержание:

  • Фрейденбергер
  • Маслач
  • Cherniss
  • Ленгле
  • Burish
  • Бойко
  • Гринберг

Фрейденбергер

Фрейденбергер – первый, кто попытался систематизировать знания об этапах синдрома эмоционального выгорания. Он выделил две фазы эмоционального выгорания:

  • Ранняя. На этой стадии эмоции и чувства притуплены, но сохранены.
  • Поздняя. Все эмоции притуплены, их просто нет.

Позже в научной карьере Фрейденбергер выделил 12 стадий развития выгорания, которые сгруппированы в 3 этапа:

  • Начальный. Этап характеризуется тем, что у человека формируется навязчивое желание продемонстрировать себя, проявить инициативу. Он активно включается в межличностные отношения и трудовую деятельность.
  • Средний этап. Человек переосмысляет мировоззрение и свои ценности. Появляется отвращение к своей работе и эмоциональным привязанностям, обесцениваются потребности личности. Появившиеся проблемы отрицаются и вытесняются так, будто их не существует.
  • Завершающий этап. Эмоции притупляются: возникает апатия, понижается настроение. У человека искажается восприятие реальности, вплоть до развития синдрома деперсонализации-дереализации. Завершающий этап граничит с депрессией и может комбинироваться с ней. Снижается работоспособность, истощаются физические и интеллектуальные ресурсы.

Маслач

Стадии эмоционального выгорания изучала Маслач (создатель опросника профессионального выгорания). Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания проявляется в фазах:

  • Завышенные требования к себе, идеализация потребностей.
  • Физическое и эмоциональное истощение. Характеризуется постоянной усталостью, нежеланием работать, нарушением сна, колебанием настроения, болезненными ощущениями в теле.
  • Дегуманизация – возникает циничное отношение к человеческим потребностям, снобизм, социальная изоляция.
  • Отвращение к собственной личности. Обесцениваются потребности, профессиональные и личностные качества. Человек переживает собственные недостатки и несостоятельность, понижается самооценка.

Cherniss

Cherniss под процессом выгорания подразумевает постепенное изменение профессиональных, поведенческих и личностных установок. Эти изменения сопровождаются деформацией личности и профессиональных навыков. Cherniss считает, что выгорание формируется по таким стадиям:

  • Нарушение баланса между требованиями и психофизиологическими ресурсами. Например, у студента – большие объемы сложной информации с одной стороны, и недостаток сна и времени с другой.
  • Сильное, но краткосрочное эмоциональное напряжение, хронизация усталости. Повышенные требования истощают центральную нервную систему.
  • Поведенческие и личностные изменения. Чувства притупляются, человек работает механически, без эмоционального вовлечения в процесс. Он не получает ни удовольствия, ни отвращения. Для него работа превращается в бессмысленный набор шаблонных действий.

Ленгле

Ленгле считает, что процесс выгорания запускается с момента, когда человек отчуждается от работы и изолируется от общества: не выходит на работу, пьет, тратит рабочее время впустую. Это случается, когда труд утрачивает эмоциональную ценность (например, удовольствие от шитья или сборки велосипеда. В таком случае деятельность приобретает только практическую ценность – деньги и социальный статус. Последняя стадия по Ленгле сопровождается перестройкой жизненных ценностей человек, мировоззрения и поиском нового смысла жизни.

Burish

Burish выделил 6 фаз развития синдрома эмоционального выгорания:

  • Предупреждающая фаза. Она характеризуется повышенным вовлечением в работу и ощущением незаменимости – человек пытается оправдать общественные ожидания. Он больше работает, мало спит, играет социально принятую роль. Предупреждающая фаза заканчивается психическим и физическим истощением от постоянной работы и эмоционального напряжения.
  • Фаза сниженного вовлечения. Преподаватель меньше преподает и контактирует со студентами. Врач избегает контактов с проблемными пациентами, не хочет оперировать тяжело больных. Менеджер по продажам не хочет продавать. Специалисты любой профессии не хотят общаться с коллегами, помогать им и консультировать. Снижается уровень эмпатии: работник становится холодным трудится без эмоционального вовлечения. Конец второй фазы сопровождается ростом требований к собственной личности, потерей смысла жизни и переходом на потребительский образ жизни.
  • Фаза эмоциональных реакций. Третья фаза сопровождается депрессивной симптоматикой и агрессивным поведением. Это проявляется повышенным чувством вины, резко сниженным настроением, снижением двигательной активности и замедлением психических процессов. Понижается трудоспособность, полностью утрачивается интерес к хобби, работе и межличностным отношениям. Агрессия на фазе эмоциональных реакций проявляется пассивно-агрессивным поведением. Любой безобидный вопрос или вопрос «кстати» раздражает человека, приводит его в ярость. Снижается толерантность к ошибкам коллег, повышается конфликтность, игнорируются собственные ошибки.
  • Фаза деструктивного поведения. Рассеивается внимание, снижается объем памяти и способность выполнять прежние задачи на должном уровне. Мышление становится ригидным – человек не хочет применять новые идеи, воображение становится шаблонным и примитивным. Работник меньше проявляет инициативу, становится ведомым. Выполняет задачи по инструкции без применения креатива. Ему безразличны рабочие дела, коллеги, члены семьи и друзья. Человек избегает рабочих ситуаций и встреч с людьми. Он изолируется: меньше встречается, не выходит из дому, не посвящает время любимым занятиям.
  • Фаза психосоматических реакций. Из-за психического и физического истощения, деструктивного поведения, снижается иммунитет, расстраивается сон и сексуальная сфера, колеблется настроение, учащаются головные боли. Для облегчения болезненных ощущений человек прибегает к алкоголю, наркотикам, случайным половым связям, антисоциальному поведению.
  • Фаза разочарования.

Жизнь и работа утрачивают смысл. Возникает чувство тотальной безысходности и беспомощности, экзистенциальный кризис.

Бойко

Изучением фаз занимался разработчик диагностической методики эмоционального выгорания Бойко. Он выделил три фазы развития синдрома:

  • Напряжение и тревожность. Она возникает на фоне хронического психоэмоционального истощения и в условиях повышенного требования к профессиональным качествам специалиста.
  • Фаза резистентности. Активируются компенсаторные механизмы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. На этой стадии активируются механизмы психологической защиты: неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами.
  • Фаза истощения. Психические процессы истощаются, снижается физическая трудоспособность. Снижается общий тонус, возникает апатия, снижается настроение. Человек сонлив, раздражителен, груб к коллегам и близким.

Пройдите тест на нашем сайте: Перейти

Гринберг

Гринберг выделяет пять ступеней синдрома эмоционального выгорания:

  • «Медовый месяц». Она сопровождается видимым благополучием: человек удовлетворяется работой, получает удовольствие от общения с коллегами. Когда работа становится монотонной – типовые задачи, одни и те же лица в офисе – положительных эмоций становится все меньше.
  • «Недостаток топлива». Скапливается физическая и интеллектуальная усталость, расстраивается сон.
  • Хронические симптомы. Наблюдаются нейровегетативные нарушения: потливость, одышка, запор или диарея, колебание давления, снижение аппетита, тошнота, головокружение и головные боли. Возникает агрессия и ощущение подавленности.
  • «Кризис». Резко снижается трудоспособность, вплоть до увольнения. Снижается самооценка, развиваются психологические комплексы.
  • «Пробивание стены». Психические и физические расстройства обостряются, углубляются проблемы на работе и в личной жизни.

Мы привели 8 вариантов стадий эмоционального выгорания. Однако нет общепринятой классификации стадий, которыми бы руководствовались врачи при постановке диагноза – ни одна из классификаций выше не является «золотым стандартом».

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/stadii-emotsionalnogo-vygoraniya

Источник