Синдром выгорания и факторы способствующие выгоранию

Синдром выгорания и факторы способствующие выгоранию thumbnail

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник

Результатом длительного стресса становится определенное изменение личности, получившее название эмоционального выгорания — данный термин ввел Х. Фрейденбергер. Большой вклад в изучение стресса и эмоционального выгорания внесли работы Р. Лазаруса, Г. Селье, К. Маслач, В.В. Бойко [7, 33, 57, 66, 67]. Продолжается изучение синдрома выгорания в российской и зарубежной психологии такими учеными, как Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, Т.В. Форманюк, К. Купер, М.О’ Драйсколл, Дж. Гринберг [16, 20, 32, 75, 55, 54, 73,].

Значительный вклад в понимание специфики работы учителя, связанной с выгоранием, внесли концепции о закономерностях развития личности профессионала и формирования профессиональных деструкций, отраженные в работах Л.М. Митиной [41, 43], Е.П. Ильина [23], Е.И. Рогова, Н.С. Пряжникова [62, 61].

Негативное влияние эмоционального выгорания проявляется в переживании эмоционального опустошения, безразличном, негативном отношении к ученикам и коллегам, в снижении мотивации. Если учесть, что важнейшими чертами личности педагога являются гуманизм и вера в положительную природу человека, то становятся очевидными разрушительные последствия эмоционального выгорания. Часть молодых учителей покидает школу в первые пять лет трудового стажа. Многие учителя спустя десятилетия работы приобретают те или иные проявления выгорания. В целом, о значимости проблемы выгорания свидетельствуют данные Всемирной Организации Здравоохранения, согласно которым стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети всех трудящихся стран Европейского Союза [6, 73].

Как отмечает Ф. Дэйв, в течение определенного времени проблемы, являющиеся следствием синдрома, признавались, но понятие «выгорание» не было четко определено и дифференцировано от других сходных понятий (в частности, посттравматического стрессового расстройства, депрессии, эмоционального напряжения, усталости и переутомления) [32].

Термин «эмоциональное выгорание», как уже отмечалось выше, был введен американским психиатром Х. Фрейденбергером в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесен на патологию профессиональной деятельности.

В настоящее время синдром эмоционального выгорания имеет диагностический статус (МКБ-10 Z73 — «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Считается, что синдром эмоционального выгорания — истинный клинический синдром с невротическими особенностями, а не только усиление нормальной усталости от работы [44].

Существует большое количество определений синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Рассмотрим основные из них.

Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, определил его как истощение энергии у профессионалов, задействованных в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается эффективность их деятельности [9].

К. Чернисс [69] определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Таким образом, в данном подходе СЭВ рассматривается через призму изменения установок и направленности личности. Чернисс, впрочем, не ограничился описанием СЭВ, но и предложил модель развития синдрома (рис. 3).

Рис 3. Модель эмоционального выгорания К. Чернисса

Теория Чернисса послужила основой для многих исследований. В частности, Р. Бурке и Е. Грингласс провели исследование среди учителей, завучей и директоров школ [32].

Согласно полученным результатам, к негативным изменениям установок приводят такие особенности рабочей среды педагогов как:

неадекватная включенность и недостаточная автономность;

рабочие перегрузки;

низкая эффективность руководства;

нечетко сформулированные цели.

Недостатком данной модели является то, что хотя она и охватывает большое количество аспектов, но при этом затрудняет выделение СЭВ в качестве самостоятельного теоретического конструкта.

Другой, более разработанной моделью развития СЭВ, является концепция, предложенная К. Маслач и М. Ляйтером [32].

Так, К. Маслач установила, что на концептуальном уровне выгорание состоит из трех основных компонентов.

1.  Эмоциональное истощение. Проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2.  Деперсонализация. Связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к ученикам и коллегам. Контакты становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое, однако, со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3.  Сниженная рабочая продуктивность. Последнее проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, в стремлении снять с себя ответственность и переложить её на других.

К. Маслач также предложила модель развития СЭВ. Данная модель демонстрирует причинно-следственную динамику возникновения и проявления симптомов выгорания по времени (рис. 4).

Модель развития эмоционального выгорания по К. Маслач

Рис. 4. Модель развития эмоционального выгорания по К. Маслач

Сходные закономерности отмечает также В.В. Бойко, который одним из первых отечественных исследователей занимался проблемой эмоционального выгорания [9].

Бойко указывает, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека. Этим выгорание отличается, например, от различных форм эмоциональной ригидности, обусловленной органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями и т.п.

Динамика развития синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз, наглядно представленных на схеме (рисунок 5).

Основные фазы развития синдрома эмоционального выгорания по В.В. Бойко

Рис. 5. Основные фазы развития синдрома эмоционального выгорания по В.В. Бойко

Следует отметить, что явление, определяемое термином «эмоциональное выгорание», является сложным не только в силу динамики своего развития, но и вследствие разнообразия своих проявлений.

А. Чиром определяет эмоциональное выгорание как комбинацию физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания — это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения, ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья [29].

К. Маслач также разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические. Она подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а именно эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением [32]. Маслач отмечает, что выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс и развивается поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, отражая его фазы, описанные выше (см. рис. 1).

Так, у человека на начальной стадии выгорания проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются, преимущественно, в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе [6].

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. В.Е. Орел отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается уже через несколько дней после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [54].

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими [6]. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу соответствуют определенные признаки, которые вызываются определенными факторами [7].

Далее мы рассмотрим более подробно различные аспекты негативного влияния эмоционального выгорания на психологическое благополучие педагога.

Традиционно факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания или, наоборот, тормозящие его, группируются в две большие группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Также эти факторы называют внешними и внутренними, или организационными и личностными [73].

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк [73] выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Фрейденбергер выделяет:

эмпатию,

гуманность,

увлекаемость,

идеализированность,

интровертированность,

фанатичность [25].

Связь между эмоциональным выгоранием и личностными характеристиками, способами реагирования человека на стрессовые факторы изучалась, в частности, в исследованиях Н.Е. Водопьяновой и А.Б. Серебряковой [14]. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается в случае выбора стратегии избегания проблемных ситуаций. Также высокому уровню истощения сопутствует низкая самооценка и деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы.

В.И. Ковальчук отмечает, что люди с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [27].

В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания:

склонность к эмоциональной холодности,

склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности,

слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [7]. 

Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Л.И. Анциферова предлагает следующую классификацию типов поведения в стрессовых ситуациях [5].

1. Экстерналы — предпочитают уход от трудных ситуаций, обвинение в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим.

2. Интерналы — предпочитают конструктивную стратегию совладения с трудностями, стараются видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей. Данный тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем.

К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [32].

К. Кондо в качестве наиболее важных особенностей отмечает источник стресса и способ разрешения стрессовой ситуации. Наиболее уязвимы сотрудники, реагирующие на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления желаемого [25]. К. Кондо относит к «сгорающим» также работников, решивших посвятить себя реализации только рабочих целей, нашедших своё призвание в работе до самозабвения.

Тип адекватной стратегии в стрессовых ситуациях определяется силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов. Можно выделить определенные типы людей, подверженных синдрому эмоционального выгорания [17].

1.  Педантичный — характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления — апатия, сонливость.

2.  Демонстративный — характеризуется стремлением первенствовать во всем, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.

3.  Эмотивный — характеризуется чувствительностью, высокой впечатлительностью, при этом склонность воспринимать чужую боль граничит с патологией и саморазрушением.

Н.А. Аминовым обнаружены связи индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активностью нервных процессов) [4].

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть утомительной и долгой, не оцениваться должным образом, иметь трудноизмеримое содержание, требовать от работника исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, исследователи называют чувство социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки [8]. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию [14].

Как отмечает В.И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными людьми, трудноощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [27].

Распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания и наоборот — появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.

В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения, например, «трудные» подростки [29].

Источник