Синдром вегетативной дисфункции у подростков
Вегето-сосудистая дистония или ВСД — это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.
Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.
Почему развивается ВСД у ребенка
Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.
Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.
Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.
Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.
Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:
- гормональная перестройка в подростковом возрасте;
- наличие эндокринных или обменных нарушений;
- быстрый рост организма — не все системы развиваются одновременно;
- нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.
Всегда ли это патология
Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.
Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.
Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,
Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.
Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.
Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.
Это связано:
- с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
- с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
- со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
- с большим потоком информации и переоценкой ценностей.
Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.
Симптомы вегетососудистой дистонии
Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.
К ним относятся:
- частые головные боли;
- головокружения;
- метеочувствительность;
- повышение или снижение артериального давления;
- одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
- проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
- стойкое снижение аппетита, апатия;
- страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
- обморочные состояния;
- беспричинные повышения или снижения температуры тела;
- учащенное или затрудненное мочеиспускание;
- сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
- сильное или слабое слюноотделение;
- панические атаки;
- рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
- бессонница или сонливость.
Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.
У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.
В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:
- дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
- недоношенные и ослабленные малыши.
Какие признаки должны насторожить родителей
Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.
К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.
ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.
Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются нарушением речи, походки, зрения, слуха.
Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.
При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.
Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка
Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:
- переутомления:
- стрессов;
- нормализации обстановки в семье и школе.
Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.
Кроме того важно помнить:
- об адекватных физических нагрузках;
- о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
- стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
- укрепление иммунной системы.
Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:
- водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
- физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
- фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
- массаж;
- аромотерапия;
- климатотерапия и лечение в санатории.
Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.
Терапия включает прием:
- нейролептиков;
- ноотропных средств;
- препаратов магния, калия;
- препараты для снижения или повышения артериального давления;
- спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
- витамины и минеральные комплексы.
Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.
Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.
Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.
Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении
Причины патологии
Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:
- наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
- неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
- патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
- гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
- психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.
Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.
Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.
Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.
Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение
Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.
Разновидности ВСД
Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:
- ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
- симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
- смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.
Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.
Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.
Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.
Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.
Как проявляется дистония
Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.
К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:
- бессонница;
- беспокойный сон;
- ночной зуд;
- энурез;
- дискомфорт в ногах при засыпании.
При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:
- кишечная колика различной интенсивности;
- запор;
- понос;
- тошнота.
Лечение включает полноценный сон и режим дня
При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.
Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.
Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.
При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:
- из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
- по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
- синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.
У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:
- переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
- холодные кисти рук;
- повышенная потливость или сухость кожи;
- кожа склонна к угревой сыпи;
- худоба при нормальном или повышенном аппетите;
- склонность к полноте;
- у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
- нарушения менструального цикла у девочек;
- патология терморегуляции.
Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.
Методы диагностики
Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:
- анализы крови и мочи;
- ЭКГ;
- УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
- гастродуоденоскопия;
- мониторирование артериального давления;
- кардиоинтервалография;
- клиноортопроба;
- КТ или МРТ головного мозга;
- пиелография;
- сцинтиграфия почек.
Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.
Какое лечение необходимо
Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:
- проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
- психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
- при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
- терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.
Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.
Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами
Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.
Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.
Читайте также: анафилактический шок у детей
Источник
Монстры из детства и юности. Пожалуй, большинство врачей-интернистов и неврологов согласятся с тем, что «трудные дети» (и подростки) — это не только те дети (и подростки), чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, но и те дети (и подростки), которым выставлен диагноз синдром вегетативной дистонии или вегето-сосудистая дистония (соответственно: СВД и ВСД) — монстры из детства и юности.
ВСД, как правило, дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку. Слабеньких, бледных, склонных к обморокам и эмоциональным перепадам «ребятишек» можно смело зачислять в «инвалиды вегетативной нервной системы». И это обоснованно многолетней медицинской практикой. Мало того, что врач (мотивируемый Гиппократом и обеспокоенным поведением родителей «страдающего чада») в поисках причин симптомов, имеющихся у ребенка, назначает огромное количество обследований, гоняя несовершеннолетнего пациента и его родителей из одного учреждения в другое, с одного этаж на другой. Так эта «диагностическая паника» продолжается «длительным процессом лечения», плавно переходящим из области «конкретного» в область «интуитивного», когда лист назначений (лекарственных средств и немедикаментозных методов лечения) выглядит как «документ по применению метода проб и ошибок». Порой врачу и пациенту «везет» — пациенту облегчение, а врачу ученье, но очень часто все вышеописанное продолжается. И тогда врач выносит вердикт: «с возрастом пройдет», а пациент ждет и терпит.
Синдром вегетативной дистонии. В практической медицине многие годы применяется диагноз «Синдром вегетативной дистонии» (СВД). Как такового нозологического диагноза «СВД» не существует. Его используют более 90% врачей в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений, которые, как правило, являются вторичными и сопровождают органические заболевания нервной системы, соматические болезни, физиологические гормональные перестройки и др.
Среди причин, определяющих клинические проявления СВД, выделяют:
■ наследственно-конституциональные факторы;
■ органические поражения нервной системы;
■ соматические, в т.ч. эндокринные заболевания и возрастные перестройки (пубертат);
■ острые или хронические стрессы, в т.ч. умственное и физическое переутомление (а также перенапряжение у спортсменов);
■ психические нарушения, среди которых у детей и подростков лидируют невротические (тревожные), проявляющиеся перманентно-пароксизмальными эмоционально-мотивационными и полисистемными соматовегетативными расстройствами.
Самая частая причина СВД – это тревожные расстройства, дебютирующие в раннем детстве (3 – 5 лет),и подростковом возрасте, в отличие от депрессивных эпизодов, дебют которых имеет место в более позднем подростковом или зрелом возрасте или даже в старости, и возникающие, как правило, вторично после появления тревоги.
Хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей, школьные дидактогении, конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и др.) со стороны сверстников, социальная изоляция, загруженность ребенка уроками и конфликты с учителями – вот тот ряд факторов, которые лежат в генезе тревожных расстройств у детей и подростков.
Тревога всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма. Изменяется активность лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-гипофизарной оси, повышается активность симпатоадреналовой системы, что оказывает негативное влияние на течение основного соматического заболевания, ухудшает его прогноз и делает избыточными затраты ресурсов здравоохранения.
Если Вас интересует эта проблема — Вы можете более подробно ознакомиться с ней в следующих статьях:
статья: Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков |
статья: Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков |
статья: К вопросу о вегетативных расстройствах у детей |
статья: К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков |
статья: Вегетативная дистония — что скрывается за диагнозом? |
статья: Структура вегетативных дисфункций в пубертатном возрасте |
статья: Вегетативная дистония – от синдрома к болезни |
статья: Психовегетативный синдром |
статья: Соматоформная вегетативная дисфункция |
Источник