Синдром вегетативной дисфункции у детей методические рекомендации

Синдром вегетативной дисфункции у детей методические рекомендации thumbnail

Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.

Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении

Причины патологии

Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:

  • наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
  • неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
  • патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
  • гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
  • психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.

Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.

Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.

Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.

Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение

Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.

Разновидности ВСД

Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:

  • ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
  • симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
  • смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.

Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.

Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.

Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.

Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.

Как проявляется дистония

Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.

К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:

  • бессонница;
  • беспокойный сон;
  • ночной зуд;
  • энурез;
  • дискомфорт в ногах при засыпании.

При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:

  • кишечная колика различной интенсивности;
  • запор;
  • понос;
  • тошнота.

Лечение включает полноценный сон и режим дня

При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.

Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.

Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.

При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:

  • из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
  • по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
  • синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.

У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:

  • переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
  • холодные кисти рук;
  • повышенная потливость или сухость кожи;
  • кожа склонна к угревой сыпи;
  • худоба при нормальном или повышенном аппетите;
  • склонность к полноте;
  • у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
  • нарушения менструального цикла у девочек;
  • патология терморегуляции.

Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.

Методы диагностики

Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:

  • анализы крови и мочи;
  • ЭКГ;
  • УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
  • гастродуоденоскопия;
  • мониторирование артериального давления;
  • кардиоинтервалография;
  • клиноортопроба;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • пиелография;
  • сцинтиграфия почек.

Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.

Какое лечение необходимо

Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:

  • проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
  • психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
  • при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
  • терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.
Читайте также:  Риск синдрома дауна 1 24

Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.

Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами

Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.

Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.

Читайте также: анафилактический шок у детей

Источник

Синдром вегетативной дисфункции у детей проявляется нарушениями работы внутренних органов и метаболизма из-за морфологических и функциональных изменений в автономной нервной системе. Эти изменения поддаются лечению, но если оставить их без внимания, психосоматические проблемы приводят к формированию органических патологий.

Причины нарушения

Вегетативная нервная система работает независимо и управляет функциями эндокринных желез, сосудов, мышечных клеток и органов чувств. Она обеспечивает поддержание температуры тела, давления, секрецию пота. Но основное предназначение – мобилизация всех систем в стрессовых состояниях и при неблагоприятных условиях.

Синдром вегетативной дисфункции у детей

Основными причинами нарушения работы автономной нервной системы являются:

  • патологии внутриутробного периода;
  • травмы и инфекционные поражения нервной системы;
  • гормональные изменения в подростковом возрасте;
  • нервное перенапряжение и тяжелые физические нагрузки;
  • наследственный тип нервной системы;
  • некоторые соматические заболевания.

Чаще всего СВД у детей проявляется в подростковом периоде жизни под влиянием гормональных перестроек.

На чем основан диагноз

При появлении жалоб на состояние здоровья ребенок тщательно обследуется. Если патологические изменения в проблемных органах отсутствуют, можно предположить вегетативную дисфункцию. Выделены критерии, на основании которых ставится диагноз:

  • одна или несколько систем органов характеризуются вегетативным возбуждением;
  • патологию органа, на который жалуется ребенок, невозможно диагностировать имеющимися способами;
  • присутствует два или более симптомов из перечисленных: тахикардия, повышенная потливость, краснота лица, ощущение сухости во рту, дискомфорт в области желудка или чувство жжения;
  • есть один и больше из этих признаков: боль в сердце, одышка, утомляемость при небольшой нагрузке, отрыжка, дизурические расстройства, вздутие живота и сильная перистальтика.

Симптомы должны появляться не только при сильном возбуждении, испуге или панике, иногда они могут беспокоить беспричинно.

Подходы к лечению СВД

Лечение вегетативной дисфункции подбирается индивидуально. Ребенку необходимо обеспечить полноценный ночной сон, режим дня. Среди немедикаментозных методов правильное питание, лечебная физкультура, закаливание. Эффективна фитотерапия, растительные препараты подбираются в зависимости от типа расстройства. При парасимпатикотонии необходимы растения со стимулирующими свойствами:

  • женьшень;
  • элеуторококк;
  • левзея;
  • брусничник;
  • толокнянка.

Если расстройство по смешанному или симпатикотоническому типу, используют травы с седативным действием: валериану, корень пиона, пустырник.

Клинические рекомендации по терапии дистонии вегетативной нервной системы рекомендуют избегать назначения лекарственных препаратов, которые влияют на когнитивные способности, затормаживают или вызывают привыкание. Поэтому при выборе комбинированных средств, нужно контролировать, чтобы в их составе не было барбитуратов и бензодиазепинов.

Медикаментозная терапия подбирается в соответствии с ведущими симптомами. Используются следующие группы препаратов:

  • витаминно-минеральные комплексы, особенно сочетание магния и пиридоксина;
  • нейрометаболиты и ноотропы;
  • антидепрессанты;
  • нейролептики.

Могут применяться препараты, влияющие на сердечную деятельность, снижающие секрецию желудочного сока или его кислотность, улучшающие пищеварение. Их назначают симптоматически.

Лечение функциональных расстройств нервной системы нужно проводить своевременно. Это позволит избежать развития органических патологий сердца, пищеварительного тракта и других систем органов.

Смотрите далее: можно ли гулять с ребенком при температуре

Источник

Вегетативная дистония – состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервных систем.

Исходя из определения вегетативной дистонии (ВД), нарушения вегетативной регуляции, как правило, являются следствием различной патологии нервной системы, поэтому ряд клиницистов считает ВД синдромом этих заболеваний [1,2]. В одних случаях первичное заболевание легко диагносцируется и играет важную роль в этиологии ВД. Причиной ВД могут стать различные заболевания ЦНС, в этом случае наблюдение таких больных относится к компетенции соответствующих специалистов. Однако педиатру часто приходится иметь дело с клиникой ВД, обусловленной неврологической микроорганической патологией. Это дети с постгипоксической или посттравматической перинатальной патологией, которые в грудном возрасте наблюдались неврологом. После года явная неврологическая симптоматика обычно исчезает, однако остающиеся в гипоталамической области микроизменения в последующем проявляются сдвигами вегетативной регуляции, что и обусловливает ВД, при которой неврологи неврологический диагноз не ставят, ограничиваясь термином ВД. В таких случаях «вегетативная дистония» оказывается практически основным диагнозом, определение которого предусмотрено «Международной классификацией болезней» X пересмотра и классифицируется в следующих рубриках:
• F 453 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
• G 90 Расстройства вегетативной нервной системы.
• G 90.9 Расстройства вегетативной нервной системы неуточненные.
• I 95. Гипотензии
Необходимо подчеркнуть, что диагноз вегетативной дистонии может быть поставлен как основной только после исключения органической патологии, которая нередко характеризуется сходной симптоматикой.
Довольно часто у многих детей на первый план в клинике выступают симптомы со стороны сердечно–сосудистой системы, у педиатров–кардиологов большое распространение получил термин «вегетативно–сосудистая дистония». Кардиологи–терапевты чаще используют термин «нейроциркуляторная дистония». Эти термины, предложенные в разное время разными авторами, являются синонимами и, вероятно, традиционно могут быть использованы оба [2–5].
Этиология
Основными причинами ВД у детей являются:
1. Поражение нервной системы (особенно гипоталамической и стволовой области головного мозга):
– органическая патология с характерной клинической картиной (относится к компетенции невропатологов);
– микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейроинфекций.
Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной ВД в детском возрасте. Неврологи нередко диагностируют у них астено–невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию (ММД). При этом нередко на первый план выступают симптомы со стороны внутренних органов, поэтому таких детей обычно наблюдают и лечат педиатры.
Одним из проявлений ММД является гиперреактивность с дефицитом внимания (ГРДВ). ГРДВ – самая распространенная причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте [6]. Знание этой патологии важно педиатрам и семейным врачам для своевременного направления детей к невропатологу и психиатру.
2. Невроз. В детском возрасте чаще встречаются:
• невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки);
• невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, страхи, движения [7].
3. Конституциональные особенности нервной системы.
Это прежде всего дети с нервно–артритическим типом конституции, что нередко сочетается с недифференцированным синдромом дисплазии соединительной ткани [8]. В большинстве случаев «вегетативный портрет» наследуется по материнской линии [3].
4. Сочетание указанных видов патологии.
Диагностика
В диагностике ВД решающее значение отводится жалобам и клиническим проявлениям. Учитывая сферу влияния вегетативной нервной системы, жалобы могут быть разнообразны, свидетельствуя о «заинтересованности» одновременно нескольких систем. Педиатру в этой ситуации приходится проводить тщательное обследование ребенка с целью исключения соматической патологии.
Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании исследования трех основных параметров: исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения и реактивности (табл. 1).
Исходный вегетативный тонус отражает клинические проявления и состояние вегетативных функций в период относительного покоя. Оценка его проводится с помощью таблицы признаков, разработанной А.М. Вейном, адаптированной нами для детского возраста (табл. 2).
Вегетативная реактивность – это изменение вегетативных реакций на внутренние и внешние раздражители. Раздражителями могут быть фармакологические препараты (мезатон и др.), а также физические воздействия (холод, тепло, перемена положения тела и др.). Наиболее часто используется запись кардиоинтервалограммы (КИГ) в покое и сразу после перехода в вертикальное положение с последующим расчетом индекса напряжения Р.М. Баевского.
КИГ – метод трудоемкий и далеко не всегда достоверно отражает функциональное состояние ВНС, ибо ни одна математическая формула не может раскрыть многообразие факторов, определяющих синусовый сердечный ритм.
Вегетативное обеспечение – это поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обеспечивающего адекватную деятельность различных органов и систем в условиях нагрузки.
Вегетативное обеспечение в практической работе оценивается по клино–ортостатической пробе (КОП). Физиологичность пробы, простота выполнения, сочетающаяся с высокой информативностью, позволяют проводить пробу в условиях поликлиники, стационара и санатория. Нормальная реакция на КОП определяется повышением в ортостазе:
• ЧСС на 20–40% по отношению к исходному уровню;
• САД на 5–15 мм рт.ст.;
• ДАД на 5–15 мм рт.ст., при высоких исходных цифрах ДАД может остаться не измененным.
Для уточнения клинико–патогенетических особенностей синкопальных состояний при ВД в Институте педиатрии и детской хирургии МЗ РФ проведена работа с использованием пассивной ортостатической пробы – тилт–теста [9]. Эта проба позволяет уточнить сдвиги гемодинамики при наступлении синкопальных состояний.
Лечение
Основными принципами лечения вегетативных нарушений являются следующие:
• патогенетический подход к терапии вегетативной дистонии, так как симптоматическое лечение дает лишь временный, нестабильный эффект;
• длительность лечения, поскольку для восстановления равновесия между двумя отделами вегетативной нервной системы требуется гораздо больше времени, чем для формирования дисбаланса между ними;
• комплексный подход, включающий различные виды воздействия на организм;
• избирательность терапии в зависимости от варианта вегетативной дистонии как при постоянном (перманентном), так и кризовом (пароксизмальном) течении.
В настоящее время общепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения. Детям, имеющим умеренные проявления ВД, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При выраженной и длительно существующей симптоматике, помимо немедикаментозной терапии, назначаются лекарственные препараты.
Немедикаментозная терапия включает:
– правильную организацию труда и отдыха;
– соблюдение распорядка дня;
– занятия физической культурой;
– рациональное питание;
– психотерапию;
– водолечение и бальнеотерапию;
– физиотерапию;
– массаж;
– иглорефлексотерапию (по показаниям).
Медикаментозная терапия назначается в комплексе с немедикаментозными средствами или при неэффективности последних. Лечение необходимо начинать с препаратов растительного происхождения, обладающих наименьшим побочным действием. Учитывая длительность лечения, не следует назначать одновременно несколько лекарственных средств, целесообразна смена одного препарата другим.
Фармакотерапия включает седативные средства, регулирующие процессы торможения и возбуждения в ЦНС (табл. 3).
По мнению фитотерапевтов, до настоящего времени валериана остается идеальным седативным средством. Валериана усиливает тормозные процессы ЦНС, является классическим седативным средством [10]. Механизм ее действия близок к b–адреноблокаторам. Аналогичный механизм действия, но значительно менее выраженный, наблюдается у пустырника. Эффект валерианы в виде ослабления симптомов ВД наблюдается уже на 2–й день приема, седативное действие наступает более медленно и проявляется в среднем через 2 недели. Из сказанного следует, что седативная терапия должна быть длительной, прерывистыми курсами со сменой препарата каждые 3 недели. Седативные растительные средства назначаются детям в виде настоев, отваров, таблеток, покрытых оболочкой.
Лекарственные средства растительного происхождения (I группа, табл. 3) назначаются как при симпатикотонии, так и ваготонии. Однако кратность и время приема препаратов в течение дня различны. При симпатикотонии седативная фитотерапия назначается 3 раза в день (утром, днем, вечером), при ваготонии – 1 раз в день (во второй половине дня). Возможен внеочередной прием при волнении, психоэмоциональном напряжении (перед экзаменом, контрольной работой и т.д.).
Транквилизаторы (анксиолитики), нейролептики (II, III группы препаратов, табл. 3), обладая вегетотропным действием, оказывают выраженный седативный эффект за счет взаимодействия со специфическими рецепторами в ЦНС. Препараты снимают невротические реакции (тревогу, повышенную раздражительность, вспыльчивость, различные фобии). Препараты II, III группы назначаются только в случаях отсутствия эффекта при применении средств I группы и немедикаментозных методов лечения. Транквилизаторы и нейролептики назначаются в минимальных, индивидуально подобранных дозах. Критерием правильно подобранной дозы является поведение и самочувствие ребенка. Известно, что малые дозы препаратов, снимая внутреннюю напряженность, уменьшая реакции на внешние раздражители, активизируют внимание, нормализуют поведение ребенка, делают его адекватным окружающей обстановке. В то же время более высокие дозы оказывают чрезмерный седативный и даже снотворный эффект.
Из транквилизаторов детям с симпатикотонией назначаются производные бензодиазепина. Способность последних снижать сосудистый тонус и АД делают их применение при ваготонии неоправданным. Детям с ваготонией целесообразно назначение центральных М–холинолитиков.
Нейролептики (III группа препаратов) применяются, как правило, при неэффективности транквилизаторов. При лечении упорных кардиалгий предпочтение отдается нейролептикам, при наличии сопутствующих аллергических заболеваний – алимемазину, обладающему антигистаминными свойствами. Препараты назначаются 1–2 раза в сутки, при стабилизации состояния препарат отменяется. Лечение препаратами II, III групп следует начинать в условиях стационара. Длительность лечения в среднем составляет 10–14 дней. Более продолжительные курсы терапии проводятся по показаниям невропатологом или психоневрологом.
Детям с ваготонией при наличии заторможенности, вялости, апатии, сниженной работоспособности, повышенной сонливости, назначаются средства, стимулирующие ЦНС и симпато–адреналовый отдел ВНС. Предпочтение отдается препаратам растительного происхождения.
Применяемые стимулирующие растительные средства оказывают приспособительное действие, влияют на адаптационные механизмы организма, именно поэтому они получили название адаптогенов. Последние оказывают воздействие на: ЦНС (от продолговатого мозга до коры); психическую сферу; соматические структуры.
Адаптогены обладают центральным и периферическим действием. Центральное действие включает регуляцию равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых центрах, проявляющееся в улучшении памяти, настроения, восприятии информации, в повышении остроты зрения и слуха. Периферическое действие заключается в активации иммунной, эндокринной, кроветворной систем, в повышении сосудистого и мышечного тонуса и функций внутренних органов. Основные адаптогены, применяемые при ваготонии у детей, приведены в таблице 4.
Адаптогены (I и II группа) не следует назначать детям при наличии нарушений сердечного ритма, на фоне острых инфекционных заболеваний. Кроме того, женьшень противопоказан при склонности к кровоточивости; лимонник – при повышенном внутричерепном давлении, при наличии в анамнезе повышенной судорожной готовности, эписиндрома; аралия – при гиперкинезах.
Лечение курсовое, продолжительность курса – 3 недели, перерыв между курсами 6–7 дней.
При симпатикотонии наряду с седативными могут быть назначены общетонизирующие средства (III группа), исходя из периферического механизма их действия и при отсутствии существенного влияния на сосудистый тонус.
При смешанной форме вегетативной дистонии чередуют в течение дня седативную и стимулирующую фитотерапию.
Детям с выраженными проявлениями ВД, перенесшим перинатальную энцефалопатию и имеющим резидуально–органические изменения ЦНС, показано курсовое лечение ноотропами. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты – средства, оказывающие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость ЦНС к психоэмоциональным стрессам. Наиболее важными механизмами действия ноотропов является улучшение биоэнергетических процессов и кровоснабжения мозга, повышение его устойчивости к гипоксии, мембраностабилизирующий и церебропротекторный эффект. Основные ноотропные препараты, применяемые у детей с ВД, приведены в таблице 5.
Для ноотропов – пирацетама, энцефабола, аминолона характерен отчетливый стимулирующий эффект. Применение этих препаратов целесообразно при ваготонии.
Однако при наличии повышенной возбудимости, снижении порога судорожной готовности (по данным ЭЭГ) назначение указанных препаратов не показано. В этих случаях оправдано применение ноотропов с мягкодействующим метаболическим и минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС (пантокальцин и др.). Эти же средства являются препаратами выбора при симпатикотонии.
Пантокальцин – агонист ГАМКв–рецепторов. Активация ГАМКв–рецепторов проявляется со стороны ЦНС улучшением метаболических и биоэнергетических процессов в нервных клетках и уменьшением поведенческих расстройств. Отличительной характеристикой Пантокальцина, является отсутствие выраженных побочных эффектов и серьезных противопоказаний.
Препарат уменьшает моторную возбудимость, нормализует поведение и стимулирует умственную активность и является препаратом выбора у детей с синдромом ГРДВ.
Пантокальцин, являясь естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК–производных ноотропных препаратов проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. Обладает стимулирующим нейрометаболическим действием, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость ЦНС к гипоксии. Совокупность эффектов, которыми обладает Пантокальцин, обеспечивает нейропртективное действие. Его эффективность доказана не только при ВД но и при другой психоневрологической патологии (умственная отсталость, задержка психического и речевого развития, цереброастенический синдром и др.).
Нами получен хороший эффект от применения Пантокальцина у школьников с ВД со снижением умственной и физической работоспособности, с ухудшением запоминания и концентрации внимания.
При вегетативной дисрегуляции, являющейся причиной кардиальных изменений (экстрасистолии, различных тахиаритмий, нарушения проводимости, неспецифических изменений ST–T изменений), для предупреждения дистрофии миокарда, нормализации кардиоцеребрального взаимодействия показано назначение мемраностабилизирующих препаратов, обладающих метаболическим и антиоксидантным действием.
Исследованиями последних лет доказано, что в развитии указанных кардиальных изменений ведущая роль отводится свободнорадикальным процессам с образованием перекисных соединений и метаболическим нарушениям [11,12].
Разработанный нами комбинированный порошок, содержащий глутаминовую кислоту и витаминный антиоксидантный комплекс (глутаминовая кислота – 0,25; аскорбиновая кислота – 0,05; рутин – 0,005; рибофлавин – 0,002), нашел широкое применение при лечении детей с ВД как ноотропоподобный препарат с усиленным мембранопротекторным действием. Продолжительность курса лечения – 3–4 недели, повторные курсы с интервалами в 3 месяца. Кратность приема порошка в течение дня: для детей до 5–летнего возраста по 1 порошку 2 раза в день; старше 5 лет – по 1 порошку 3 раза в день.
Как естественный антиоксидант, особого внимания заслуживает витамин А. Среди лекарственных препаратов, содержащих b–каротин, препаратом выбора является Веторон Е, представленный b–каротином в комплексе с витамином Е. Выраженной антиоксидантной активностью обладает Коэнзим Q. Коэнзим Q (убихинон, кофермент Q) является важнейшим элементом, необходимым для синтеза АТФ, определяющим энергетику и целостность клетки. Из каротиноидов, содержащихся в растительных продуктах, наибольшую значимость имеет b–каротин, являющийся одним из самых активных и мощных антиоксидантов. Более того, он способен восстанавливать окисленную форму витамина Е.
Таким образом, только последовательный и комплексный подход к терапии, с одной стороны, и индивидуальный, этиопатогенетический – с другой, позволяет контролировать течение вегетативной дистонии у детей.

Читайте также:  Презентация синдром морганьи адамса стокса

Литература
1. Заболевания вегетативной нервной системы. // Под ред. A.M. Вейна.– М. 1991, 621 с.
2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. / Под ред. А. М. Вейна. – М.:Медицинское информационное агентство, 1998.
3. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М. 1987, с. 303–338.
4. Белозеров Ю.М. Детская кардиология. М. 2004. 597 с.
5. Школьникова М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей. М. 1999, – 229 с.
6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение. // РМЖ 14, №1, 2006, с.51–56.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995, 561 с.
8. Земцовский Э.В. Соединительнотканные дисплазии сердца. С.–Петербург, 1998.
9. Школьникова М.А., Леонтьева И.В., Школенко И.В. и др. Современные подходы к диагностике и лечению синкопальных состояний у детей старшего возраста и подростков с использованием длительной пассивной ортостатической пробы (тилт – тест). Методические рекомендации №1. Москва 2005 год.
10. Зимин В.М. Библиотека лекарственных растений. Санкт–Петербург,1993.
11. Осокина Г.Г. Нарушения ритма сердца у детей: система раннего выявления, лечения и мониторинг жизнеугрожающих аритмий. Автореферат докторской диссертации. Москва 2003 год.

Источник