Синдром ущерба диагноз в психологии

Синдром ущерба диагноз в психологии thumbnail

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

Общие сведения

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом).

По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера

Причины

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода.

Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются:

  • генетическая предрасположенность,
  • мужской пол,
  • воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности,
  • внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.).

Характеристика синдрома Аспергера

Социальные трудности

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Читайте также:  Iq человека с синдромом дауна

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

Особенности вербальной коммуникации

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

Диагностика

Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и др.). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром.

В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов. Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Лечение синдрома Аспергера

Прогноз

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2019;
проверки требуют 2 правки.

Органическое расстройство личности
Лобная доля мозга (красным), при поражении которой возникает данный синдром.
МКБ-10 F07.007.0
МКБ-9 310.0310.0

Органи́ческое расстро́йство ли́чности (расстро́йство ли́чности органи́ческой этиоло́гии) — расстройство личности, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга.

Клиническая картина[править | править код]

Органическое расстройство личности характеризуется значительными изменениями привычного до болезни образа поведения. Нарушены влечения, потребности и выражение эмоций. Познавательная деятельность обычно снижена в сфере предвидения последствий и планирования, аналогично нарушениям при синдроме лобной доли.

Данное расстройство может проявляться как личностный синдром при лимбической эпилепсии, как последствие лоботомии, после лейкотомии, поражении лобных долей головного мозга (либо при поражении других окружающих областей мозга).

Читайте также:  Синдром грушевидной мышцы после эндопротезирования

Развитие характеропатического варианта психоорганического синдрома при органическом поражении мозга относится к псевдопсихопатиям[1].

При синдроме лобных долей фронтального варианта развивается диссоциальное расстройство личности.В детском возрасте может наблюдаться СДВГ и другие расстройства поведения.

Диагностика[править | править код]

По диагностическим критериям Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) требуется присутствие 2-х или более из следующих черт:[2]

  • значительно сниженная способность справляться с целенаправленной деятельностью, особенно требующей длительного времени и небыстро приводящей к успеху;
  • изменённое эмоциональное поведение, характеризующееся эмоциональной лабильностью, поверхностным неоправданным весельем (эйфория, неадекватная шутливость), которое легко сменяется раздражительностью, кратковременными приступами злобы и агрессии. В некоторых случаях наиболее яркой чертой может быть апатия;
  • выражения потребностей и влечений могут возникнуть без учёта последствий или социальных условностей (больной может совершать антисоциальные акты, как например, воровство, предъявлять неадекватные сексуальные притязания, обнаруживать прожорливость или не соблюдать правила личной гигиены);
  • когнитивные нарушения в форме подозрительности или параноидных мыслей или чрезмерная озабоченность одной, обычно абстрактной темой (как например, религией, «что правильно, а что нет»);
  • выраженные изменения в темпе и потоке речевой продукции, с чертами случайных ассоциаций, сверхвключения (расширенное включение в тематику побочных ассоциаций), вязкость и гиперграфия;
  • изменённое сексуальное поведение (гипосексуальность или изменение сексуального предпочтения).

Этиология[править | править код]

В МКБ-10 предусмотрено указание причины расстройства личности:

  • в связи с травмой головного мозга (F07.00)
  • в связи с сосудистым заболеванием головного мозга (F07.01)
  • в связи с эпилепсией (F07.02)
  • в связи с опухолью головного мозга (F07.03)
  • в связи с ВИЧ-инфекцией (F07.04)
  • в связи с нейросифилисом (F07.05)
  • в связи с другими вирусными и бактериальными нейроинфекциями (F07.06)
  • в связи с другими заболеваниями (F07.07)
  • в связи со смешанными заболеваниями (F07.08)
  • в связи с неуточнённым заболеванием (F07.09).
  • в связи с осложнённым сахарном диабетом

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Alexei Franulic, Elizabeth Horta R. Organic personality disorder after traumatic brain injury: cognitive, anatomic and psychosocial factors. A 6 month follow-up (англ.) // Brain Injury : journal. — 2009. — Vol. 14. — doi:10.1080/026990500120538.

Источник

психиатрия

Синдромы в психиатрии

  1. Как понять, что человек психически нездоров? Признаки психических отклонений
  2. Какие психические заболевания передаются по наследству? Опасные наследственные болезни
  1. Эпидемиология (распространенность) психических расстройств
  2. Боязнь открытых пространств (агорафобия) — клиника, диагностика
  3. Аффективные расстройства — синонимы, клиника, диагностика
  4. Биполярное аффективное расстройство — синонимы, диагностика, лечение
  5. Болезнь Альцгеймера — синонимы, диагностика, лечение, прогноз
  6. Что надо знать о болезни Альцгеймера? Кому грозит болезнь Альцгеймера?
  7. Болезнь артефакта (синдрома Мюнхгаузена) — синонимы, диагностика, лечение
  8. Болезнь Крейтцфельдта-Якоба — синонимы, диагностика, лечение
  9. Бредовые расстройства неорганического генеза — синонимы, диагностика, лечение
  10. Гебефрения — синонимы, диагностика, прогноз
  11. Генерализованное тревожное расстройство — синонимы, диагностика, лечение
  1. Делирий — синонимы, диагностика, прогноз
  2. Деменция — причины, эпидемиология, классификация
  3. Клиника, диагностика и дифференциация деменции
  4. Лечение и прогноз деменции
  5. Лобно-височная деменция (болезнь Пика) — синонимы, диагностика, прогноз
  6. Сосудистая деменция — синонимы, диагностика, прогноз
  7. Деменция с тельцами Леви — синонимы, диагностика, прогноз
  1. Депрессия — синонимы, эпидемиология, причины
  2. Клиника и классификация депрессии
  3. Диагностика депрессии
  4. Дифференциальная диагностика депрессии
  5. Лечение депрессии — схемы терапии, подбор антидепрессантов
  6. Прогноз и течение депрессии
  7. Что такое послеродовая депрессия и что делать?
  8. Дисморфофобия — синонимы, диагностика, прогноз
  9. Диссоциативные расстройства — синонимы, диагностика, прогноз
  10. Дистимии — синонимы, диагностика, прогноз
  11. Зависимость — синонимы, диагностика, прогноз
  1. Зависимость от алкоголя — синонимы, эпидемиология, причины
  2. Клиника и классификация алкоголизма
  3. Диагностика зависимости от алкоголя
  4. Лечение зависимости от алкоголя (алкоголизма)
  5. Течение и прогноз зависимости от алкоголя (алкоголизма)
  6. Зависимость от лекарств — синонимы, диагностика, прогноз
  7. Морфийный (опиатный) тип зависимости — клиника, диагностика, лечение
  8. Кокаиновый тип зависимости (кокаинизм) — клиника, лечение
  9. Зависимость от гашиша-марихуаны (гашишизм) — клиника, лечение
  10. Зависимость от амфетаминов — клиника, лечение
  1. Зависимость от экстази — клиника, лечение
  2. Зависимость от галлюциногенов — клиника, лечение
  3. Диагностика и лечение зависимости от наркотических веществ
  4. Зависимость от никотина — клиника, диагностика, лечение
  5. Зависимость от игр (игромания) — клиника, диагностика, лечение
  6. Интоксикация — клиника, диагностика, лечение
  7. Ипохондрическое расстройство (ипохондрия) — клиника, диагностика, лечение
  8. Кататония — клиника, диагностика, лечение
  9. Клептомания — клиника, диагностика, лечение
  10. Корсаковский психоз — клиника, диагностика, лечение
  1. Мания — клиника, диагностика, лечение
  2. Моббинг — клиника, диагностика, лечение
  3. Нарколепсия — клиника, диагностика, лечение
  4. Нарушения привычек и влечений (импульсного контроля)
  5. Нервная анорексия — клиника, диагностика, лечение
  6. Нервная булимия — клиника, диагностика, лечение
  7. Обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР) — причины, клиника
  8. Диагностика обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР)
  9. Лечение и прогноз обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР)
  10. Органический амнестический синдром — клиника, диагностика, лечение
  1. Паническое расстройство — клиника, диагностика, лечение
  2. Пограничное расстройство личности — клиника, диагностика, лечение
  3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — клиника, диагностика, лечение
  4. Психические расстройства при органических заболеваниях головного мозга — эпидемиология, причины, классификация
  5. Клиника и диагностика органических психических расстройств
  6. Лечение и прогноз органических психических расстройств
  7. Психосоматические заболевания — клиника, диагностика, лечение
  8. Расстройства адаптации — клиника, диагностика, лечение
  9. Расстройства личности — эпидемиология, причины
  10. Классификация расстройств личности
  11. Клиника и диагностика расстройств личности
  12. Лечение и прогноз расстройств личности
  1. Расстройства пищевого поведения — клиника, диагностика, лечение
  2. Сексуальные расстройства — клиника, диагностика, лечение
  3. Расстройства сна — эпидемиология, причины, классификация
  4. Классификация расстройств сна
  5. Клиника и диагностика расстройств сна
  6. Лечение и прогноз расстройств сна
  7. Реакция скорби или печали — клиника, диагностика, лечение
  8. Синдром Аспергера — клиника, диагностика, лечение
  9. Синдром выгорания — клиника, диагностика, лечение
  10. Синдром Ганзера — клиника, диагностика, лечение
  1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — клиника, диагностика, лечение
  2. Синдром Жиля де ла Туретта — клиника, диагностика, лечение
  3. Синдром отмены (абстинентный синдром) — клиника, диагностика, лечение
  4. Синдром хронической усталости (СХУ) — клиника, диагностика, лечение
  5. Снижение интеллекта — клиника, диагностика, лечение
  6. Соматоформное расстройство — эпидемиология, причины, классификация
  7. Диагностика соматоформного расстройства
  8. Лечение и прогноз соматоформного расстройства
  9. Состояние помрачения сознания — клиника, диагностика, лечение
  10. Сталкинг — клиника, диагностика, лечение
  1. Страхи (фобии) — эпидемиология, причины, классификация
  2. Клиника и диагностика страха (фобии)
  3. Лечение и прогноз страха (фобии)
  4. Стрессовое расстройство (острая реакция на стресс) — клиника, диагностика, лечение
  5. Суицидальность (угроза самоубийства) — определение, причины, эпидемиология
  6. Классификация угрозы самоубйства — суицидальности
  7. Диагностика угрозы суицида (самоубийства)
  8. Лечение и прогноз суицидальности (угрозы самоубийства)
  9. Суицид — проявление слабости или предел отчаяния. Кто склонен к суициду?
  10. Сумеречное состояние — клиника, диагностика, лечение
  11. Фибромиалгия — клиника, диагностика, лечение
  1. Социальные фобии — клиника, диагностика, лечение
  2. Фобическое расстройство — клиника, диагностика, лечение
  3. Фуга — клиника, диагностика, лечение
  4. Хорея Гентингтона — клиника, диагностика, лечение
  5. Циклоидные психозы — клиника, диагностика, лечение
  6. Циклотимия — клиника, диагностика, лечение
  7. Шизоаффективное расстройство — клиника, диагностика, лечение
  8. Шизофрения — эпидемиология, причины, классификация
  9. Клиника и диагностика шизофрении
  10. Алгоритм лечения шизофрении и методы реабилитации при ней
  11. Течение и прогноз шизофрении
  12. Пример информирования пациента шизофрении и его лечении
  1. Энцефалопатии — причины, определение
  2. Неотложные состония в психиатрии — причины, принципы оказания помощи
  3. Состояния возбуждения у пациента — причины, неотложная помощь
  4. Острая склонность к суициду (суицидальность) — неотложная помощь
  5. Острые страхи и панические расстройства — причины, неотложная помощь
  6. Острый делирий и нарушение сознания — причины, неотложная помощь
  7. Неотложные состояния в наркологии — причины, неотложная помощь
  8. Сбор анамнеза и данных биографии у пациента в психиатрии
  9. Нарушения сознания, ориентировки у пациента — характеристика
  10. Нарушения внимания, концентрации, восприятия и памяти у пациента — характеристика
  1. Нарушения интеллекта и мышления у пациента — характеристика
  2. Бред — варианты, характеристика
  3. Галлюцинации и нарушения восприятия у пациента — варианты, характеристика
  4. Нарушения Я и аффекта у пациента — варианты, характеристика
  5. Обсессии, компульсии, фобии, страхи, ипохондрические опасения у пациента — характеристика
  6. Расстройства стимулов/влечения и психомоторики у пациента — характеристика
  7. Вегетативные расстройства у пациента — варианты, характеристика
  8. Пример описания результатов психического исследования пациента
  9. Психиатрические синдромы — клиника, диагностика
  10. Стандартизированные методы обследования в психиатрии

Дополнительные справочные материалы к синдромам в психиатрии

  1. Диагностика в психотерапии — схема, задачи
  2. Соматическое обследование пациента в психиатрии
  3. Принципы психологического тестирования пациента
  4. Лабораторное обследование в психиатрии. Показатели нормы анализов
  5. Инструментальные исследования пациентов в психиатрии
  6. Классификации психических расстройств — принципы
  7. Принципы лечения психических заболеваний
  8. Психофармакотерапия — принципы, побочные эффекты
  9. Влияние лекарств на способность управлять транспортным средством
  10. Психофармакотерапия в период беременности и грудного вскармливания
  1. Психофармакотерапия у пожилых — принципы, показания
  2. Мониторинг лечения сильнодействующими и наркотическими средствами
  3. Комбинированная психофармакотерапия — принципы, возможности
  4. Классификация транквилизаторов
  5. Бензодиазепины — классификация, показания, побочные эффекты
  6. Информация для пациентов о седативных средствах, улучшающих сон и снотворных медикаментах
  7. Гипнотики — классификация, показания, побочные эффекты
  8. Антидепрессанты — классификация, показания, побочные эффекты
  9. Информация для пациентов об антидепрессантах
  10. Литий (соли лития) — классификация, показания, побочные эффекты
  1. Карбамазепин, ламотриджин, вальпроаты в качестве стабилизаторов настроения
  2. Классификация нейролептиков (антипсихотиков)
  3. Показания для применения нейролептиков (антипсихотиков) и их побочные эффекты
  4. Клозапин как нейролептик — показания, побочные эффекты
  5. Информация для пациентов о нейролептиках (антипсихотиках)
  6. Антидементные препараты (ноотропы) — классификация, показания
  7. Информация для пациентов о лечении дементных заболеваний
  8. Психостимуляторы — показания, противопоказания
  9. Клометиазол (Дистранейрин) — показания, противопоказания
  10. Акампросат (Кампрал) — показания, противопоказания
  1. Лечение отменой (депривацией) сна — принципы
  2. Светотерапи при депрессии — принципы
  3. Электросудорожная терапия (ЭСТ) — принципы, показания, побочные эффекты
  4. Психотерапия — показания, побочные эффекты
  5. Методы психотерапии и их эффективность
  6. Психотерапевтическая беседа — принципы, показания
  7. Кризисное вмешательство — методы, показания
  8. Классический психоанализ — принципы, показания
  9. Парная и семейная психотерапия — принципы, показания
  10. Поведенческая терапия (VT) — принципы, методы

Источник