Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков

Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков thumbnail

        Министерство социального развития и труда Астраханской области         

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

СБОРНИК  

материалов областного семинара

«Синдром уходов и бродяжничества  у детей и подростков.  

Современные подходы и пути решения»

05 июня 2017 г.

г. Астрахань

2017

Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.  

Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./

В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.  

В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.

© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

        КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В         5

ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»

Алиева А. Х., социальный педагог  

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»

        ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ         5

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ

Балмухамбетов А.А. , социальный педагог

ГСКУ АО «ЦПД «Юность»

        СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО         9

ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ

УХОДОВ ДЕТЕЙ

Бочкова Ю. Н. , социальный педагог

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ         15

РИСКА»

Елизарова Н.О., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

        ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И         19

БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ  

Ирижипова О. В., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»

        ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ)          25

Овчинникова Е. А., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

        УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ         27

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ  

Павлова О.В. социальный педагог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»

        КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ         ПРЕДПОСЫЛКИ         И         ОПИСАНИЕ         33

СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА

Редькина А. В., заведующий отделением социально-психологической профилактики

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

        БРОДЯЖНИЧЕСТВО         КАК         ФОРМА         ДЕВИАНТНОГО         ПОВЕДЕНИЯ         40

ПОДРОСТКОВ

Ромберг Н.Р., педагог-психолог, Спиридонова Е.В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ         ЭЛЕМЕНТОВ         МЕТОДА         СИМВОЛДРАММА         ДЛЯ         46

ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Стукалова Н. П., педагог-психолог  

ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»

5

        МЕТОД         ТРУДОВОЙ         ТЕРАПИИ         ПО         ПРОГРАММЕ         ШВЕЙНОЙ         49

        МАСТЕРСКОЙ         «РУКОДЕЛЬНИЦА»         В         РАБОТЕ         С         ТРУДНЫМИ

ПОДРОСТКАМИ 

Штреккер О. А., социальный педагог  

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи,  подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях.  Участие же

Читайте также:  Свсм синдром внезапной смерти младенцев

подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.

При поступлении в наш центр  трудных  подростков с ними  ведётся комплексная работа всех специалистов.      Педагоги —  психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся  стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в  рамках программы по работе     с детьми «группы риска» «Тропа жизни».    

Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой.  Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.

Работа по программе осуществляется через   организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного  и нравственного опыта, повышению  уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.

Основной    целью программы является   профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают  тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на  природе.  

План мероприятий по реализации программы: 

Занятие

Цель

Форма проведения

1

«Вместе         весело

шагать»

Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового

взаимодействия

велопрогулка

2

«Солнце спрятано в каждом» с

Стимулирование положительных эмоций,

игровая площадка

применением аквагрима

формирование позитивных         жизненных установок

3

«Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

экологическая акция

4

«Удивительное

рядом»         с использованием фототерапии

Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных

ценностей и целей

велопрогулка

5

«Сделаем         нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии

Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение

подросткового колектива

тренинг

6

«Зеркальный мир» с использованием теневого театра

Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки

Сюжетно-ролевая игра

7

«Четыре желания» с элементами релаксации

Развитие целеполагания, ценностных ориентаций

игра-визуализация

8

        «Позитив         через

объектив»

Способствовать формированию позитивного мышления

фотомарафон

9

«Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии

Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков

уверенного поведения

тренинг

10

        «Мы         —         одна

команда!»

Сплочение подросткового

коллектива, формирование         навыков безконфликтного общения

тимбилдинг

11

«Опасные

        повороты»         с

использованием

Профилактика правонарушений, асоциального поведения

велопрогулка

сюжетно-ролевой игры

12

«Первые чувства»

Формирование

правильных

представлений         о взаимоотношениях молодых людей

круглый стол

13

«Мы         —         одна

семья»

Обощение опыта, полученного в ходе

занятий

Тимбилдинг

Достигнутые результаты программы:

1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;

2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;

3.Повышение уровня учебной мотивации;

  1. Осознание собственной ценности и уникальности;
  2. Развитие стрессоустойчивости;
  3. Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;

7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

8.Реадаптация:         переоценка травматического         опыта         и         преодоление последствий травматического события.

Данная форма  работы является наиболее интересной для  подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению  заряда положительных эмоций.  

Список литературы 

  1. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
  2. Вторушина М. А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.

 

Контакты для получения подробной информации:

Читайте также:  Профиль детей узи синдром дауна

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, 10

Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: osrc2012@yandex.ru 

Сайт: osrcistok.ru

Источник

Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков  Министерство социального развития и труда Астраханской области  Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

СБОРНИК

материалов областного семинара

«Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.

Современные подходы и пути решения»

05 июня 2017 г.

г. Астрахань

2017

Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.

Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./

В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.

В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.

© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В  5

ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»

Х., социальный педагог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»

 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ  5

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ

А. , социальный педагог

ГСКУ АО «ЦПД «Юность»

 СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО  9

ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ

УХОДОВ ДЕТЕЙ

Н. , социальный педагог

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ  15

РИСКА»

О., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

 ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И  19

БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ

В., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»

 ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ)  25

А., педагог-психолог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

 УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  27

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ

В. социальный педагог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»

 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ  И  ОПИСАНИЕ  33

СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА

В., заведующий отделением социально-психологической профилактики

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

 БРОДЯЖНИЧЕСТВО  КАК  ФОРМА  ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  40

ПОДРОСТКОВ

Р., педагог-психолог, В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ  МЕТОДА  СИМВОЛДРАММА  ДЛЯ  46

ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

П., педагог-психолог

ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»

5

 МЕТОД  ТРУДОВОЙ  ТЕРАПИИ  ПО  ПРОГРАММЕ  ШВЕЙНОЙ  49

 МАСТЕРСКОЙ  «РУКОДЕЛЬНИЦА»  В  РАБОТЕ  С  ТРУДНЫМИ

ПОДРОСТКАМИ

А., социальный педагог

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков

Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи, подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях. Участие же

Читайте также:  Клиники лечащие синдром сухого глаза

подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.

При поступлении в наш центр трудных подростков с ними ведётся комплексная работа всех специалистов.    Педагоги — психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в рамках программы по работе   с детьми «группы риска» «Тропа жизни». 

Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой. Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.

Работа по программе осуществляется через организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного и нравственного опыта, повышению уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.

Основной  целью программы является профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на природе.

План мероприятий по реализации программы:

Занятие

Цель

Форма проведения

1

«Вместе  весело

шагать»

Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового

взаимодействия

велопрогулка

2

«Солнце спрятано в каждом» с

Стимулирование положительных эмоций,

игровая площадка

применением аквагрима

формирование позитивных  жизненных установок

3

«Живая планета»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

экологическая акция

4

«Удивительное

рядом»  с использованием фототерапии

Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных

ценностей и целей

велопрогулка

5

«Сделаем  нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии

Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение

подросткового колектива

тренинг

6

«Зеркальный мир» с использованием теневого театра

Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки

Сюжетно-ролевая игра

7

«Четыре желания» с элементами релаксации

Развитие целеполагания, ценностных ориентаций

игра-визуализация

8

 «Позитив  через

объектив»

Способствовать формированию позитивного мышления

фотомарафон

9

«Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии

Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков

уверенного поведения

тренинг

10

 «Мы  —  одна

команда!»

Сплочение подросткового

коллектива, формирование  навыков безконфликтного общения

тимбилдинг

11

«Опасные

 повороты»  с

использованием

Профилактика правонарушений, асоциального поведения

велопрогулка

сюжетно-ролевой игры

12

«Первые чувства»

Формирование

правильных

представлений  о взаимоотношениях молодых людей

круглый стол

13

«Мы  —  одна

семья»

Обощение опыта, полученного в ходе

занятий

Тимбилдинг

Достигнутые результаты программы:

1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;

2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;

3.Повышение уровня учебной мотивации;

    Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков

    1. Осознание собственной ценности и уникальности;
    2. Развитие стрессоустойчивости;
    3. Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;

    7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

    8.Реадаптация:  переоценка травматического  опыта  и  преодоление последствий травматического события.

    Данная форма работы является наиболее интересной для подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению заряда положительных эмоций.

    Список литературы

    1. Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
    2. А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
    3. П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.

    Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков

    Контакты для получения подробной информации:

    ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»

    414056, 0

    Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: *****@***

    Сайт: osrcistok.ru

    Источник