Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
СБОРНИК
материалов областного семинара
«Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения»
05 июня 2017 г.
г. Астрахань
2017
Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./
В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.
В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.
© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В 5
ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»
Алиева А. Х., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ 5
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ
Балмухамбетов А.А. , социальный педагог
ГСКУ АО «ЦПД «Юность»
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО 9
ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ
УХОДОВ ДЕТЕЙ
Бочкова Ю. Н. , социальный педагог
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ 15
РИСКА»
Елизарова Н.О., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И 19
БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ
Ирижипова О. В., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»
ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ) 25
Овчинникова Е. А., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 27
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
Павлова О.В. социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОПИСАНИЕ 33
СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА
Редькина А. В., заведующий отделением социально-психологической профилактики
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
БРОДЯЖНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 40
ПОДРОСТКОВ
Ромберг Н.Р., педагог-психолог, Спиридонова Е.В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА СИМВОЛДРАММА ДЛЯ 46
ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Стукалова Н. П., педагог-психолог
ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»
5
МЕТОД ТРУДОВОЙ ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ ШВЕЙНОЙ 49
МАСТЕРСКОЙ «РУКОДЕЛЬНИЦА» В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ
Штреккер О. А., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи, подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях. Участие же
подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.
При поступлении в наш центр трудных подростков с ними ведётся комплексная работа всех специалистов. Педагоги — психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в рамках программы по работе с детьми «группы риска» «Тропа жизни».
Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой. Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.
Работа по программе осуществляется через организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного и нравственного опыта, повышению уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.
Основной целью программы является профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на природе.
План мероприятий по реализации программы:
№ | Занятие | Цель | Форма проведения |
1 | «Вместе весело шагать» | Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового взаимодействия | велопрогулка |
2 | «Солнце спрятано в каждом» с | Стимулирование положительных эмоций, | игровая площадка |
применением аквагрима | формирование позитивных жизненных установок | ||
3 | «Живая планета» | Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде | экологическая акция |
4 | «Удивительное рядом» с использованием фототерапии | Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных ценностей и целей | велопрогулка |
5 | «Сделаем нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии | Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение подросткового колектива | тренинг |
6 | «Зеркальный мир» с использованием теневого театра | Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки | Сюжетно-ролевая игра |
7 | «Четыре желания» с элементами релаксации | Развитие целеполагания, ценностных ориентаций | игра-визуализация |
8 | «Позитив через объектив» | Способствовать формированию позитивного мышления | фотомарафон |
9 | «Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии | Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков уверенного поведения | тренинг |
10 | «Мы — одна команда!» | Сплочение подросткового коллектива, формирование навыков безконфликтного общения | тимбилдинг |
11 | «Опасные повороты» с использованием | Профилактика правонарушений, асоциального поведения | велопрогулка |
сюжетно-ролевой игры | |||
12 | «Первые чувства» | Формирование правильных представлений о взаимоотношениях молодых людей | круглый стол |
13 | «Мы — одна семья» | Обощение опыта, полученного в ходе занятий | Тимбилдинг |
Достигнутые результаты программы:
1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;
2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;
3.Повышение уровня учебной мотивации;
- Осознание собственной ценности и уникальности;
- Развитие стрессоустойчивости;
- Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;
7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
8.Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события.
Данная форма работы является наиболее интересной для подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению заряда положительных эмоций.
Список литературы
- Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
- Вторушина М. А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.
Контакты для получения подробной информации:
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
414056, г. Астрахань, ул. М. Максаковой, 10
Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: osrc2012@yandex.ru
Сайт: osrcistok.ru
Источник
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
СБОРНИК
материалов областного семинара
«Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения»
05 июня 2017 г.
г. Астрахань
2017
Редакционная комиссия: Э.Р. Туишева – директор ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А.В. Редькина – заведующий отделением социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
А. З. Баткалиева – социальный педагог отделения социально-психологической профилактики ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
Сборник материалов областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков.
Современные подходы и пути решения» (г. Астрахань, 05 июня 2017 г.) /Э. Р. Туишева ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017 г. – 52 с./
В сборнике представлены материалы областного семинара «Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков. Современные подходы и пути решения», состоявшегося 05 июня 2017 г.
В статьях рассматривается опыт работы с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области по профилактике самовольных уходов. Тексты даны в авторской редакции.
© ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», 2017
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В 5
ЦЕНТРЕ «ОСТРОВОК»
Х., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Островок»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ 5
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ
А. , социальный педагог
ГСКУ АО «ЦПД «Юность»
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО–РЕАБИЛИТАЦИОННОГО 9
ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И САМОВОЛЬНЫХ
УХОДОВ ДЕТЕЙ
Н. , социальный педагог
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПА ЖИЗНИ» С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ 15
РИСКА»
О., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И 19
БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ
В., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Дружба»
ЖИЗНЬ КАК КИНО (ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ) 25
А., педагог-психолог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
УХОД ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 27
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
В. социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Радуга»
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОПИСАНИЕ 33
СИНДРОМА УХОДА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА
В., заведующий отделением социально-психологической профилактики
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
БРОДЯЖНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 40
ПОДРОСТКОВ
Р., педагог-психолог, В., педагог-психолог ГСКУ АО «ЦПД «Улитка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА СИМВОЛДРАММА ДЛЯ 46
ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ИЗ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
П., педагог-психолог
ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»
5
МЕТОД ТРУДОВОЙ ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ ШВЕЙНОЙ 49
МАСТЕРСКОЙ «РУКОДЕЛЬНИЦА» В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ
А., социальный педагог
ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»
Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.
На данном этапе развития общества происходит рост общественной активности детей и молодежи, подростки все чаще вступают в необычные сообщества, общаясь в социальных сетях. Участие же
подрастающего поколения в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Прогулки на свежем воздухе, спорт, развитие творческих способностей уходят на второй план.
При поступлении в наш центр трудных подростков с ними ведётся комплексная работа всех специалистов. Педагоги — психологи центра в своей работе используют различные формы и методы работы. Наиболее полюбившимся стали велопрогулки по прибрежной территории нашего города в рамках программы по работе с детьми «группы риска» «Тропа жизни».
Программа «Тропа жизни» создана специально для работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, поскольку именно они нуждаются в формировании правильных приоритетов развития личности и ориентации на позитивный жизненный настрой. Данная программа представляет собой системный взгляд на социальное становление личности подростка.
Работа по программе осуществляется через организацию совместной деятельности педагогов – психологов и воспитанников центра. Занятия способствуют развитию навыков общения, усвоению жизненного и нравственного опыта, повышению уровня культуры поведения, формированию творческой направленности личности и формированию правильной жизненной позиции.
Основной целью программы является профилактика здорового образа жизни, асоциального поведения, осознания жизненных ценностей и сплочение подросткового коллектива. Добиваться этих целей помогают тренинговые игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проведённые на природе.
План мероприятий по реализации программы:
№ | Занятие | Цель | Форма проведения |
1 | «Вместе весело шагать» | Сплочение коллектива подростков, развитие навыков группового взаимодействия | велопрогулка |
2 | «Солнце спрятано в каждом» с | Стимулирование положительных эмоций, | игровая площадка |
применением аквагрима | формирование позитивных жизненных установок | ||
3 | «Живая планета» | Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде | экологическая акция |
4 | «Удивительное рядом» с использованием фототерапии | Способствовать позитивному восприятию и презентации себя, осознанию жизненных ценностей и целей | велопрогулка |
5 | «Сделаем нашу жизнь цветной!» с использованием арт-терапии | Содействие позитивному прогнозированию своего будущего, осознание целей, сплочение подросткового колектива | тренинг |
6 | «Зеркальный мир» с использованием теневого театра | Профилактика асоциального поведения, формирование ответственности за свои поступки | Сюжетно-ролевая игра |
7 | «Четыре желания» с элементами релаксации | Развитие целеполагания, ценностных ориентаций | игра-визуализация |
8 | «Позитив через объектив» | Способствовать формированию позитивного мышления | фотомарафон |
9 | «Путь доверия» с применением ландшафтной арттерапии | Развитие уверенности в себе, формирование положительного «Яобраза», навыков уверенного поведения | тренинг |
10 | «Мы — одна команда!» | Сплочение подросткового коллектива, формирование навыков безконфликтного общения | тимбилдинг |
11 | «Опасные повороты» с использованием | Профилактика правонарушений, асоциального поведения | велопрогулка |
сюжетно-ролевой игры | |||
12 | «Первые чувства» | Формирование правильных представлений о взаимоотношениях молодых людей | круглый стол |
13 | «Мы — одна семья» | Обощение опыта, полученного в ходе занятий | Тимбилдинг |
Достигнутые результаты программы:
1.Социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функционировании;
2.Отсутствие самовольных уходов из реабилитационного центра;
3.Повышение уровня учебной мотивации;
- Осознание собственной ценности и уникальности;
- Развитие стрессоустойчивости;
- Отсутствие фактов правонарушений среди воспитанников центра;
7.Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
8.Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события.
Данная форма работы является наиболее интересной для подростков. Во время увлекательного путешествия и игр на свежем воздухе они получают в своё распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Также велопрогулки способствуют снижению эмоционального напряжения и получению заряда положительных эмоций.
Список литературы
- Н. Трудный ребенок. Минск,1989.
- А. Коррекционная программа с подростками группы риска «Тропа жизни»
- П. Педагогическая коррекция. М., Просвящение, 1994. 4. И. Перевоспитание подростка. М., Педагогика, 1972.
Контакты для получения подробной информации:
ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток»
414056, 0
Телефон: (8512) 54-21-01, 51-46-71, факс:54-21-58 E-mail: *****@***
Сайт: osrcistok.ru
Источник