Синдром туретта и окр различия

Синдром туретта и окр различия thumbnail

Андрей Диневич  ·  12 мая 2018

4,9 K

Студент Медицинского Университета, Музыкант

Диагностика синдрома Туретта по МКБ-10:

A) множественные двигательные тики и один и более голосовых, представленных некоторое время тому назад, не обязательно непрерывно;

B) тики должны наблюдаться много раз в течение дня, почти каждый день, расстройство длится дольше 1 года, продолжительность ремиссий не достигает 2 месяцев;

C) начало расстройства в возрасте до 18 лет.

Добавлю, что тики могут быть моторными ( двигательными ) или голосовыми. Главная особенность — физически они неконтролируемы, как, например, икота, хоть пример и грубоват.

Диагностика ОКР по той же МКБ-10:

а) Они должны быть расценены как собственные мысли или импульсы больного.

б) Должна быть хотя бы одна мысль или действие, которой больной безуспешно сопротивляется, даже если наличествуют другие мысли и/или действия, которым больной более не сопротивляется.

в) Мысль о выполнении навязчивого действия не должна быть сама по себе приятна (простое уменьшение напряжённости или тревоги не считается в этом смысле приятным).

г) Мысли, образы или импульсы должны быть неприятно повторяющимися.

В данном случае навязчивые действия/мысли, противопоставляемые «тикам Туретта», более сложны. Если это действие, то оно проявляется не в виде тика, а более комплексной задачи. Если мысль, то это может быть воплощаться во все, вплоть до фобий с последующими паническими атаками. Ну, а тик есть тик. Это непроизвольное сокращение мышц на полудобровольной основе ( в случае синдрома Туретта ).

Ну, вот, пожалуй, и все

Тики представлены кашлем, мимикой, запрокидыванием головы (или все вместе сразу), и очень редко, в период… Читать дальше

Что значит бессимптомный GOVID-19? И откуда пришло такое понимание у докторов?

Такое понимание происходит от открытия в позапрошлом веке патогенных бактерий и вирусов. Оказалось, что не все они и не всегда вызывают заболевание. Например, Escherichia coli, кишечная палочка, при попадании во влагалище может вызвать кольпит, но в норме она живет в кишечнике и никаких неудобств не причиняет.

Среди вирусов мало кого обходит вирус герпеса. Герпес неизлечим, но в норме мирно сосуществует с иммунной системой человека. Обострения случаются лишь изредка, например, в виде высыпаний на губе. Его ближайший родственник вызывает у детей ветрянку, а у взрослых — опоясывающий лишай. Этот вирус тоже не покидает организм человека после выздоровления от ветряной оспы; пропадают только симптомы заболевания. Сам патоген остается в организме навсегда, но симптомы ветрянки больше не вызывает, только изредка — высыпания на коже торса или на шее. Оба вируса сохраняются в нервной ткани, куда иммунной системе путь заказан; иммунологи называют такие зоны в организме иммунопривилегированными.

Тот факт, что при коронавирусной инфекции часто пропадает обоняние, указывает, что вирус COVID-19 тоже способен проникать в нервную ткань. Такие больные могут поправиться, и даже обоняние может вернуться, но вирус останется с ними до конца их дней и периодически будет вызывать обострения. Как часто и в каком виде, пока неизвестно. Поживем — увидим.

Прочитать ещё 2 ответа

Какой метод в психотерапии наиболее подходящий для борьбы с ОКР и тревожностью?

врач, когнитивно-поведенческий психотерапевт. Специализация: тревожно-депрессивные…  ·  vk.com/altuninadar

Поддержу предыдущие ответы. Да, наиболее эффективным методом для лечения Обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и тревожности является когнтивно-поведенческая психотерапия (КПТ).

Почему именно этот метод? Если у человека стоит диагноз ОКР, то это, как правило, подразумевает, что его беспокоят регулярно возникающие навязчивые мысли с негативной эмоциональной окраской и повторяющиеся действия (ритуалы). Метод КПТ включает в себя техники, которые позволяют человеку эффективно справляться как со своими мыслями/образами (в случае ОКР — навязчивыми), так и со своим проблемным поведением.

Тоже самое можно сказать и в отношении тревожности, как отедльно взятого симптома, вне ОКР.

Тревожность подразумевает, что Вы что-то такое думаете об определенном событии/ситуации, что вызывает у Вас высокую тревогу. И, разобравшись со своими мыслями, Вы, соотвественно, сможете снизить уровень тревожности. Для этого, в рамках метода КПТ, также существуцет достаточно техник.

Специалисты, владеющие методом КПТ, — могут быть как психологи, так и врачи-психотерапевты.

Прочитать ещё 4 ответа

В чем причина появления обсессивно-компульсивного расстройства?

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3…  ·  vk.com/id186672748

Наверное, дипломированный психиатр ответит лучше. Я — уж как сам понимаю.

Если совсем не «научно», а совсем по-простому — это один из способов справиться с повышенной тревожностью.

Мир ведь невозможно на самом деле контролировать. Везде подстелить соломки. Быть хорошим-хорошим мальчиком, и всегда на тебе за это конфетку и ещё пятёрку.

А потребность контролировать свою жизнь, своё будущее — есть. Отсюда и вера в справедливый мир (Бог на том свете за всё по-справедливости воздаст: ад там, рай… ну, Вселенная: что посылаешь, то получаешь… угу…) — И ОКР.

То есть ОКР — попросту попытка справиться с повышенной тревогой через многократное повторение каких-либо ритуалов. Здесь очень похоже на ритуальные плевки через левое плечо, или осенять себя то и дело крестным знамением. Суть та же: если это буду делать, отведу беду, так я контролирую свою жизнь. Отличие — в компульсивности, то есть непроизвольном, «дёрганом» характере действий. Сто раз в день мою руки — не-вольно. Но конечный смысл — всё тот же.

Читайте также:  Синдромы помрачения сознания в психиатрии

Прочитать ещё 2 ответа

Что делать при панической атаке?

В основном согласен со всем сказанным. Можно было бы детально поговорить по каждому мнению, но, главное, я думаю, очень важно помнить, что все люди разные, также как и глубинные причины панических атак. Метод, который помогает одному человеку, может быть совершенно бесполезным, а иногда и просто вредным для кого-то другого. Что же делать? Мой, почти что сорокалетний опыт работы практическим психологом, даёт всего лишь один ответ: каждому, для кого эта проблема актуальна, следует найти свои способы выхода из такого состояния. Обычно это происходит с помощью психолога, но бывает так, что и без него. Спасибо, что дочитали.

Прочитать ещё 10 ответов

Источник

О центре — Практическая деятельность — Синдром Жиля де ля Туретта — Тактика терапии ОКР при болезни Туретта

Обсессии (навязчивые состояния)

Мысли, импульсы или образы, которые:

  • Повторяются вновь и вновь и персистируют;
  • Навязчивые и неадекватные — вызывают выраженную тревогу или дистресс;
  • Это не просто чрезмерное беспокойство по поводу реальных проблем;
  • Игнорируются/ подавляются или нейтрализуются другими мыслями или действиями;
  • Признаются как плод своего вымысла.

Примеры обсессий (навязчивых состояний) — Чаще всего, у подростков навязчивые состояния связаны с мыслями о заражении (43%), у детей – повторение фраз (>50%), у больных, страдающих болезнью Туретта хульные мысли (>50%).

  • Неприятные мысли о сексе, насилии, заражении или числах или сомнения
  • Реже — вычисления, произнесение запретных слов, попытка объяснения общих мест/ общеизвестных фактов путем задания вечных вопросов

Компульсивное побуждение

Непреодолимое желание повторяющихся образцов поведения или действий в уме, наяву:

  • лицо чувствует, что его толкает на совершение чего-то ответная реакция на:
  • навязчивое состояние
  • правила, которые должны соблюдаться  неукоснительно

Синдром и болезнь Туретта (определение)

  • Синдром Туретта – дебют в любом возрасте, без этапности, с катастрофическим сочетанием множественных двигательных и вокальных тиков, часто с одновременным развитием эпизодов психотических нарушений, вследствие тяжелых черепно-мозговых травм, вирусных энцефалитов, деструктивных заболеваний головного мозга или, в результате длительного многолетнего приема нейролептиков (галоперидол).
  • Болезнь Туретта – дебютирует всегда в детском возрасте (никогда ранее 2-х лет, в 50% случаев между 5 и 7 годами, редко старше 10 лет, практически никогла после 12 лет. Развитие всегда этапное, течение волнообразное или непрерывнопрогредиентное

Типы течения

  • Волнообразное (встречается более, чем в 80 % случаев), не зависит от возраста начала заболевания, угасание и возобновление симптоматики часто сезонно, но при угасании тиков сохраняются или «разрастаются» мнестические (мыслительные) и двигательные навязчивости, т.е. ОКР.
  • Непрерывное (15-18% ) — этапное  распространение гиперкинезов, с паралельным развитием психических нарушений.
  • Грубопрогредиентное (2-5%) — в течение месяцев развитие развернутой картины болезни Туретта(такое молниеносное, что ребенок не успевает «привыкать» к своим нарушением психики, часто развивается аутоагрессия.

Этапы лечения болезни Туретта

Болезнь Туретта претерпевает обратное развитие при правильно подобраной нейролептической терапии в различных возрастных периодах: в дошкольном возрасте – глиатиллин (400мг однократно или через день)

При угасании гиперкинезов и обратном развитии психических нарушений (обычно в течении года), мы выделяем два клинических исхода:

  • психопатоподобный, выражающийся в асоциальном поведении (при отсутствии ОКР) – 15-20%.
  • неврозоподобный, когда сохраняются и нарастают ОКР.
  1. Первый этап (от внутриутробного периода до 2-3 лет) – формирование транскортикаль ных связей стволового уровня.
  2. Второй этап (от 3 до 7-8 лет) – формирование и активация межгиппокампаль ных комиссуральных систем
  3. Третий этап (от 7 до 12-15 лет) – формирование обеспечения

Самые важные нейромедиаторы

Ацетил-холин

Ацетил-холин
— Парасимпатическая система;
— Многие отделы головного мозга;
— Также он находится в некоторых симпатических волокнах (например, идущих к потовым железам и в некоторых кровеносных сосудах);
— Присутствует также в соматической системе между нейронами и мышцами, управляемыми волей.
Нейроны, в которых функцию нейромедиатора выполняет ацетилхолин, называются «холинергическими».

Какие типы рецепторов?

Какие типы рецепторов?

Как он производится?

Как он производится?

Дофамин

Где он находится?

  • В основном находится в нейронах в среднем мозге и в базальных ганглиях (в глубоких отделах церебральной коры);
  • В автономной системе;
  • Присутствует в некоторых соматических путях (недостаток ассоциируется с чрезмерной стимуляцией мышц, как это имеет место в случае болезни Паркинсона).

Нейроны, в которых функцию нейромедиатора выполняет дофамин, называются «дофаминергическими»

Дофамин

Какие типы рецепторов?

Какие типы рецепторов?

Как он производится?

Как он производится?

Как он удаляется из синапса?

Как он удаляется из синапса?

Обсессивно- компульсивное расстройство (ОКР)

Флувоксамин — единственный моноциклический селективный ингибитор обратного захвата серотонина

Флувоксамин - единственный моноциклический селективный ингибитор обратного захвата серотонина

Флувоксамин — каков механизм его действия?

  • При обсессивно- компульсивном расстройстве и некоторых других расстройствах настроения или тревожных расстройствах может иметь место нарушение баланса в функционировании разных нейромедиаторов, в особенности рецепторов серотонина
  • Флувоксамин помогает восстановить нормальную серотонинергическую функцию
Читайте также:  Что такое туннельный синдром в медицине

Флувоксамин — ингибирование обратного захвата

  • При ингибировании обратного захвата медиатора, флувоксамин почти в 100 раз селективнее в отношении серотонина, чем в отношении норадреналина1
  • При ингибировании обратного захвата медиатора, флувоксамин почти в 3000 раз селективнее в отношении серотонина, чем в отношении дофамина 1

Это клинически отражается в малой распространенности нежелательных эффектов.

Больной Н.,13 лет. Клинический пример

С 5-и летнего возраста, быстро прогрессируя, развился генерализованный тик  с одновременным развитием патологических черт характера (вязкость, застойность в мелочных требованиях к родителям), конфликтность(«там, где он появлялся, развивался конфликт, всегда заканчивающийся дракой»). Обращаясь  к неврологам в период развития гиперкинезов  получал «мягкие» ноотропы, сосудистые препараты, без какого-либо эффекта. В дальнейшем (в 7 лет), при развитии грубости, нетерпимости, гиперкинезы родителями практически не замечались. Поэтому, обратившись к психиатрам по поводу нарушения формирования черт характера, получили заключение о формирующейся «органической» психопатии. К 10 годам конфликтность, вызывающее  поведение дезадаптировали его полностью(выведен из школы на надомное обучение).

Источник

×åëîâåê ñêëîíåí ñëåäîâàòü îïðåäåëåííûì øàáëîíàì ïîâåäåíèÿ, ïîäâåðæåí ñòåðåîòèïàì è óáåæäåíèÿì, êîòîðûå, ïîðîé, íå èìåþò íè÷åãî îáùåãî ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Îí ñòðàäàåò èç-çà ýòîãî, ïðèíèìàåò íåâåðíûå ðåøåíèÿ, âñòóïàåò â êîíôëèêòû è íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì. Êàê ñ ýòèì ñïðàâèòüñÿ? Âîçìîæíî, ïîìîæåò êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ.

Êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ (êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ) – âèä ïñèõîòåðàïèè, êîòîðûé ôîêóñèðóåòñÿ íà èçó÷åíèè îòíîøåíèé ìåæäó ìûñëÿìè, ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì. Âî âðåìÿ ñåññèé òåðàïåâò àêòèâíî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèåì «íåçäîðîâûõ» øàáëîíîâ ìûøëåíèÿ è ñôîðìèðîâàííûõ èìè ñàìîðàçðóøàþùèõ óáåæäåíèé è ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ.

Îñîáåííîñòü êîãíèòèâíîé òåðàïèè â òîì, ÷òî òåðàïåâò íå ó÷èò ïàöèåíòà, êàê òîìó äóìàòü ïðàâèëüíî, à ïûòàåòñÿ âìåñòå ñ íèì ðàçîáðàòüñÿ, ïîìîãàåò èëè ìåøàåò åìó ïðèâû÷íûé òèï ìûøëåíèÿ.  ëþáîì ñëó÷àå, êëèåíòó íóæíî ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â òåðàïèè, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è îòíîñèòüñÿ ê ýòîìó ïðîöåññó îòâåòñòâåííî.

Õîðîøàÿ íîâîñòü: ìíîãèå òåõíèêè, î êîòîðûõ âû ïðî÷òåòå äàëüøå â ñòàòüå, ìîæíî ïðèìåíÿòü â îäèíî÷êó. Îíè òðåáóþò èñêëþ÷èòåëüíî æåëàíèÿ è òåðïåíèÿ, à òàêæå äíåâíèêà è ðó÷êè. Âûäåëÿéòå ïî íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèíóò â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 1-3 ìåñÿöåâ è âû èçáàâèòåñü îò íåãàòèâíûõ ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ. Ýòî ïîçèòèâíî ñêàæåòñÿ íà îáùåì ñàìî÷óâñòâèè è êà÷åñòâå ïðèíÿòûõ ðåøåíèé.

Òåõíèêè êîãíèòèâíîé òåðàïèè

Âåäåíèå çàïèñåé î ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëÿõ

Ýòî óïðàæíåíèå îñîáåííî ïîëåçíî òåì ëþäÿì, êîòîðûå áîðþòñÿ ñ íåãàòèâíûìè ìûñëÿìè è õîòÿò âûÿâèòü èõ èñòî÷íèê. Ñäåëàâ ýòî, èì áóäåò ëåã÷å ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, ñìåñòèâ ñâîå âíèìàíèå â íóæíóþ ñòîðîíó.

Ðàáî÷èé ëèñò (ëèáî ôàéë Word èëè Excel) äîëæåí áûòü ðàçäåëåí íà ñåìü êîëîíîê:

 êðàéíåì ëåâîì óãëó îòâåäèòå ìåñòî äëÿ çàïèñè äàòû è âðåìåíè, êîãäà âîçíèêëà ðàçðóøèòåëüíàÿ íàâÿç÷èâàÿ ìûñëü.

Âî âòîðîé êîëîíêå óêàçûâàåòñÿ ñèòóàöèÿ. Âàì íóæíî îïèñàòü ñîáûòèå, ïðè êîòîðîì ïîÿâèëàñü íåãàòèâíàÿ ìûñëü.

Òðåòüÿ êîëîíêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ àâòîìàòè÷åñêîé ìûñëè. Çäåñü îíà ðåãèñòðèðóåòñÿ, à òàêæå âûñòàâëÿåòñÿ ðåéòèíã âåðû â íåå ïî øêàëå îò 0% äî 100%.

 ñëåäóþùåì ñòîëáöå óêàæèòå ýìîöèè, âûçâàííûå ýòîé ìûñëüþ, à òàêæå ðåéòèíã èíòåíñèâíîñòè ïî øêàëå îò 0% äî 100%.

Ïÿòûé ñòîëáåö ïîìåòüòå êàê «Êîãíèòèâíîå èñêàæåíèå».  íåì âû îïðåäåëÿåòå, êàêèå êîãíèòèâíûå èñêàæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëåé. Íàïðèìåð, ìûøëåíèå «âñå èëè íè÷åãî», ôèëüòðàöèÿ, ïðåæäåâðåìåííûå âûâîäû.

 øåñòîì ñòîëáöå âû äîëæíû çàïèñàòü àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè êàê àëüòåðíàòèâó ðàçðóøèòåëüíîé. ×åì èõ áîëüøå áóäåò, òåì ëó÷øå.

Íàêîíåö, ïîñëåäíèé ñòîëáåö ïðåäíàçíà÷åí äëÿ òîãî, ÷òîáû âû ìîãëè çàïèñàòü ðåçóëüòàò ýòîãî óïðàæíåíèÿ. Âû ñìîãëè ïðîòèâîñòîÿòü ðàçðóøèòåëüíîé ìûñëè?

Çàïèñàëè óáåäèòåëüíûå àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè? Óìåíüøèëàñü ëè âåðà â èçíà÷àëüíóþ ìûñëü è èíòåíñèâíîñòü âûçûâàåìûõ åþ ýìîöèé?

2. Ôàêò èëè ìíåíèå

Ýòî ðàçíîâèäíîñòü øåñòîãî ñòîëáöà èç ïðåäûäóùåãî óïðàæíåíèÿ. Âû óáåäèòåñü, ÷òî âàøè àâòîìàòè÷åñêèå èëè íàâÿç÷èâûå ìûñëè íåîáÿçàòåëüíî âåðíû.

Ñâåðõó ëèñòà çàïèøèòå öèòàòó:

Ìûñëè – ýòî íå ôàêòû

Êîíå÷íî, î÷åíü òðóäíî ïîâåðèòü â ýòî, êîãäà ìû êàæäûé äåíü ñòàëêèâàåìñÿ ñ ìûñëÿìè, êîòîðûå, êàê íàì êàæåòñÿ, íåâîçìîæíî èçìåíèòü.

Ðàáî÷èé ëèñò ñîäåðæèò 16 óòâåðæäåíèé è âû äîëæíû ðåøèòü, ôàêò ýòî èëè ìíåíèå. Íàïðèìåð:

ß – ïëîõîé ÷åëîâåê.

ß ïðîâàëèë ýêçàìåí.

ß ýãîèñòè÷åí.

ß íå îäîëæèë ñâîåìó äðóãó äåíåã, êîãäà îí ìåíÿ ïðîñèë.

Ýòî íå òðþê: äëÿ êàæäîãî èç ýòèõ óòâåðæäåíèé åñòü ïðàâèëüíûé îòâåò. Åñëè âàì èíòåðåñíî, òî âîò îíè: ìíåíèå, ôàêò, ìíåíèå, ôàêò.

Ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèå ïîìîæåò óâèäåòü, ÷òî, õîòü ó âàñ è ìíîãî ýìîöèîíàëüíî çàðÿæåííûõ ìûñëåé, îíè íå âñå îáúåêòèâíî èñòèííû.

3. Êîãíèòèâíàÿ ðåñòðóêòóðèçàöèÿ

Ýòî óïðàæíåíèå îñíîâàíî íà ìåòîäå Ñîêðàòà è ïîìîãàåò áðîñèòü âûçîâ èððàöèîíàëüíûì è íåëîãè÷íûì ìûñëÿì.

 âåðõíåé ÷àñòè ðàáî÷åãî ëèñòà îïèñûâàåòñÿ, êàê ìûñëè ïîÿâëÿþòñÿ â ãîëîâå, è êàê áûñòðî îíè ðàçâèâàþòñÿ äî êàòàñòðîôè÷åñêèõ. Óïðàæíåíèå ïîìîæåò óõâàòèòü íåêîòîðûå èç ñàìûõ íåïðèÿòíûõ è ïðîàíàëèçèðîâàòü èõ.

Читайте также:  Кардиопульмональный синдром у щенка лечение

Ïåðâàÿ êîëîíêà, êîòîðóþ íóæíî çàïîëíèòü: «Ìûñëè, êîòîðûå ÿ äîëæåí ïîñòàâèòü ïîä ñîìíåíèÿ». Çäåñü âû èõ çàïèñûâàåòå, åñëè ïîäîçðåâàåòå èõ â íåðàöèîíàëüíîñòè.

Çàòåì âû çàïèñûâàåòå äîêàçàòåëüñòâà ïðîòèâ ýòîé ìûñëè. Êàêîâû äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ýòà ìûñëü òî÷íà? Êàêèå ôàêòû ñóùåñòâóþò, êîòîðûå ñòàâÿò åå ïîä ñîìíåíèå?

Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè äîêàçàòåëüñòâà, ìîæíî âûÿñíèòü, îñíîâûâàåòñÿ ëè ìûñëü íà ôàêòàõ èëè ÷óâñòâàõ.

Çàòåì âû îòâå÷àåòå íà âîïðîñ î òîì, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòà ìûñëü ÿâëÿåòñÿ ÷åðíî-áåëîé îöåíêîé ñèòóàöèè, èëè æå ðåàëüíîñòü îñòàâëÿåò ìåñòî äëÿ îòòåíêîâ ñåðîãî. Ýòî ïðîâåðêà íà ÷åðíî-áåëîå ìûøëåíèå.

 ïîñëåäíåì ñòîëáöå íà ýòîé ñòðàíèöå âû ðàçìûøëÿåòå, ïðàâèëüíûå ëè äîêàçàòåëüñòâà è ôàêòû ïðèâåëè.

Íà ñëåäóþùåé ñòðàíèöå ïîðàçìûøëÿéòå î òîì, ìîãóò ëè äðóãèå ëþäè èìåòü ðàçíûå èíòåðïðåòàöèè îäíîé è òîé æå ñèòóàöèè è êàêèìè îíè ìîãóò áûòü.

Çàòåì ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàññìàòðèâàåòå ëè âû âñå ñîîòâåòñòâóþùèå äîêàçàòåëüñòâà èëè ïðîñòî îïèðàåòåñü íà äîêàçàòåëüñòâà, ïîäòâåðæäàþùèå óáåæäåíèå, êîòîðîå óæå èìååòå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíûìè.

Çàòåì åùå áîëåå èíòåðåñíûé âîïðîñ: «Íå ïðåóâåëè÷èâàþ ëè ÿ ïðàâäó?». Äåëî â òîì, ÷òî íåêîòîðûå çàáëóæäåíèÿ èçíà÷àëüíî îñíîâàíû íà ôàêòàõ, íî çàòåì ìîçã ïðîäîëæàåò ðàçìûøëÿòü è ïðèõîäèò ê êàòàñòðîôè÷åñêèì ìûñëÿì. Âàæíî ïîíÿòü, íà êàêîì ýòàïå âñå âûõîäèò èç-ïîä êîíòðîëÿ.

Ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàçìûøëÿåòå ëè âû îá ýòîé íåãàòèâíîé ìûñëè ïî ïðèâû÷êå èëè ïîòîìó, ÷òî îíà äåéñòâèòåëüíî îñíîâàíà íà ôàêòàõ.

Êàê òîëüêî âû îòâåòèëè íà ýòîò âîïðîñ, âîçíèêàåò ñëåäóþùèé: «Êàê ýòà ìûñëü ïðèøëà ê âàì? Îíà âàøà èëè äðóãîãî ÷åëîâåêà?».

Ýòè «Ñîêðàòè÷åñêèå âîïðîñû» ñïîñîáñòâóþò ãëóáîêîìó ïîãðóæåíèþ â ìûñëè, êîòîðûå ìîãóò âàñ óäèâèòü, è äàþò âîçìîæíîñòü àíàëèçèðîâàòü è îöåíèâàòü èõ.

4. Ïðîäîëüíàÿ ôîðìóëèðîâêà

Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò âàì èçáàâèòüñÿ îò ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ è íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.

Ðàçäåëèòå ëèñò áóìàãè íà ïÿòü êîëîíîê.

Ïåðâàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ñîáûòèÿ/òðèããåðû». Â ýòîì ïîëå îïèøèòå ñîáûòèÿ èëè ñòèìóëû, êîòîðûå âûçûâàþò îïðåäåëåííîå ïîâåäåíèå.

Ñëåäóþùàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ðàííèé îïûò». Çäåñü âû ïåðå÷èñëÿåòå îïûò, êîòîðûé ó âàñ áûë íà ðàííåé ñòàäèè, âïëîòü äî äåòñòâà, ÷òî, âîçìîæíî, ñïîñîáñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.

Òðåòüÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Îñíîâíûå óáåæäåíèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå íåêîòîðûå èç îñíîâíûõ óáåæäåíèé, êîòîðûå èìååòå îòíîñèòåëüíî ýòîãî ïîâåäåíèÿ.

×åòâåðòàÿ êîëîíêà «Ñòàðûå ïðàâèëà æèçíè», â êîòîðîé âû ïåðå÷èñëÿåòå ïðàâèëà, êîòîðûõ ïðèäåðæèâàåòåñü, ñîçíàòåëüíî èëè ïîäñîçíàòåëüíî. Ýòè íåÿâíûå èëè ÿâíûå ïðàâèëà ìîãóò óâåêîâå÷èòü ïîâåäåíèå, äàæå åñëè îíî íå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì èëè àäàïòèâíûì. Ïðàâèëà – ýòî èíñòðóêöèè «Åñëè – òîãäà», íà îñíîâå êîòîðûõ ìîçã âûíîñèò ðåøåíèå, îñíîâàííîå íà ìíîæåñòâå îáñòîÿòåëüñòâ. Íàïðèìåð, ó âàñ ìîæåò áûòü ïðàâèëî «Åñëè ÿ íè÷åãî íå ñäåëàþ, ýòî áóäåò ïîëíûé ïðîâàë».

Ïÿòàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ïîñëåäñòâèÿ ñòàðûõ ïðàâèë». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå, íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû îíè äëÿ âàñ. Îíè ïîìîãàþò èëè âðåäÿò? Äîñòèãàþòñÿ ëè öåëè?

Ïåðåâåðíèòå ñòðàíèöó è ïîäóìàéòå î ñèòóàöèè, êîòîðàÿ ñîçäàåò íåãàòèâíóþ àâòîìàòè÷åñêóþ ìûñëü, è çàïóñêàåò îïðåäåëåííûå ýìîöèè è ïîâåäåíèå. Äàëåå ïåðå÷èñëèòå ôàêòîðû, êîòîðûå ñïîñîáíû ïîìî÷ü âàì ñïðàâèòüñÿ ñ ïðîáëåìíûì ïîâåäåíèåì èëè ìûñëüþ, è, âîçìîæíî, ïðåîäîëåòü çàìêíóòûé öèêë. Ñóòü â òîì, ÷òîáû ðàçðóøèòü øàáëîí ñâîåãî ïîâåäåíèÿ.

À òåïåðü ñîçäàéòå «Íîâûå æèçíåííûå ïðàâèëà». Ïðîàíàëèçèðóéòå íåñêîëüêî ñöåíàðèåâ è âûÿñíèòå, êîòîðûå ðàáîòàþò ëó÷øå âñåãî. Âîçìîæíî, â äåéñòâèòåëüíîñòè âñå áóäåò èíà÷å, ïîýòîìó íå îñòàíàâëèâàéòåñü è àäàïòèðóéòåñü.

5. Ôóíêöèîíàëüíûé àíàëèç

Ýòî îäíî èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ óïðàæíåíèé â êîãíèòèâíîé òåðàïèè. Äàííûé ìåòîä ïîìîæåò âàì óçíàòü î ñåáå òî, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíêðåòíîìó ïîâåäåíèþ è åãî ïîñëåäñòâèÿì.

 ñåðåäèíå ðàáî÷åãî ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîâåäåíèå».  ýòîì ïîëå âû çàïèñûâàåòå ëþáûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ. Íà ëåâîé ñòîðîíå ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïðîøëàÿ æèçíü», â êîòîðîì âû çàïèñûâàåòå ôàêòîðû, ïðåäøåñòâóþùèå îïðåäåëåííîìó ïîâåäåíèþ. Ýòî ôàêòîðû, êîòîðûå ïðèâåëè ê íåìó ïðÿìî èëè êîñâåííî.

Ñ ïðàâîé ñòîðîíû íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîñëåäñòâèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå ïîñëåäñòâèÿ ïîâåäåíèÿ, òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ðåçóëüòàòå ðàññìàòðèâàåìîãî ïîâåäåíèÿ. Îíè íåîáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü îäíîçíà÷íî íåãàòèâíûìè.

Âàæíî ïîíÿòü, êàêîå ïîâåäåíèå ÿâëÿåòñÿ àäàïòèâíûì (ïîçèòèâíûì), à êàêîå ðàçðóøèòåëüíûì.

6. Ôîðìóëèðîâêà àëüòåðíàòèâíîãî äåéñòâèÿ

Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò ðàññìîòðåòü ïðîáëåìû èëè òðóäíîñòè, ñ êîòîðûìè âû ñòàëêèâàåòåñü. Ïåðå÷èñëèòå âñå ñâîè óÿçâèìîñòè (ïî÷åìó èñïûòûâàåòå ýòè òðóäíîñòè ÷àùå äðóãèõ) è òðèããåðû (èñòî÷íèêè ïðîáëåì).

Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè ïðîáëåìû è ïîíÿëè, ïî÷åìó óÿçâèìû, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷íþ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ.

Ýòî íå ðåøåíèÿ ïðîáëåì, à ñïîñîáû, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ ìîæíî ñïðàâèòüñÿ ñ èõ ïîñëåäñòâèÿìè è êîòîðûå ìîãóò èìåòü âðåìåííîå âîçäåéñòâèå.

Çàòåì ïåðå÷èñëèòå ïîñëåäñòâèÿ ýòèõ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ, íàïðèìåð, êàê îíè çàñòàâëÿþò âàñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â êðàòêîñðî÷íîé è äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå, à òàêæå ïðåèìóùåñòâà è íåäîñòàòêè êàæäîé ñòðàòåãèè.

Íàêîíåö, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷èñëåíèþ àëüòåðíàòèâíûõ äåéñòâèé. Åñëè âàøè ñòðàòåãèè ïðåîäîëåíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïîëíîñòüþ ýôôåêòèâíûìè, íàéäèòå äðóãèå.

Æåëàåì âàì óäà÷è.

Источник