Синдром третьей четверти у школьников
В марте наши дети выглядят и чувствуют себя не лучшим образом. Бледные, с синевой под глазами, с апатичным (или раздражённым) выражением лица – да с таким видом не в школу ходить, а в санаторий ехать надо.
Опасайтесь перегрузки!
Самая длинная школьная четверть, а вдобавок к ней сезонный гиповитаминоз и сырая, самая что ни на есть гриппозная погода делают своё дело. Повышенную усталость, сонливость и апатию в это время года испытывают даже взрослые, а уж дети и подавно. Сниженная иммунная защита делает их лёгкой добычей вирусов. Перегружать детей в это время крайне опасно. И вот почему.
Виноваты биоритмы
Всей нашей жизнью управляют биоритмы. Именно поэтому летом, когда весь день светит солнце, а ночи короткие, нам легко рано вставать, и мы не устаём допоздна. А вот зимой, когда солнца не видно месяцами, нам и утром подняться тяжело, и вечером бодрствовать не легче. Но что делать – приходится! Вот только иммунной системе не объяснишь, что так надо, поэтому иногда она даёт сбой. Чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем чаще и тяжелее болеет ребёнок. Особенно плохо приходится детям в критические периоды жизни, к которым относятся первый год в детском саду, первый и последний классы в школе. Таким детям необходима помощь в преодолении стресса.
Алгоритм действий
Режим труда и отдыха. Уроки надо стараться делать в одно и то же время, наиболее удачные для этого часы – после 16.00. Начинать лучше с письменных заданий. Время приготовления «домашки» не должно затягиваться до бесконечности. Даже в старших классах дольше 4 часов заниматься не следует. Через каждые полчаса-час занятий нужен 10‑минутный перерыв. В это время не стоит смотреть телевизор или играть в планшет. Лучше потанцевать, попрыгать, подвигаться…
Правильное питание. Нет – мусорной еде (чипсам, сухарикам, хот-догам), поменьше сладостей и мучного, больше овощей, фруктов, белка (мясо, яйца, творог), а также молочных и зерновых продуктов.
Яркие, запоминающиеся выходные дни. Конечно, в субботу и воскресенье ребёнку нужно дать выспаться. Но это не значит, что он полдня может валяться в постели. Задача родителей – обеспечить отпрыску интересный и полезный отдых. Музеи, кино, выставки, поход семьёй на каток, в парк…
Приём витаминов (особенно С, D и группы В), травяных чаёв – ромашки, мяты, зверобоя. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно заваривать корень валерианы, пион, мелиссу, мяту.
Достаточный сон. Первоклашке – 9–10 часов в день, выпускникам – хотя бы 8 часов.
Регулярные прогулки (не менее 2 часов в день), игры с друзьями на свежем воздухе и физические упражнения. Разумно дозированная физическая нагрузка способствует выработке эндорфинов – гормонов радости.
Разумные послабления. Если видите, что ребёнок на пределе сил, устройте ему дополнительный выходной. Сходите вместе в кафе, в парк, в гости к бабушке хотя бы. Если ребёнок уже большой – отпустите его на дискотеку или на рок-концерт. Пусть отвлечётся, напитается приятными впечатлениями.
Похвала. Родители часто сами провоцируют проблемы с успеваемостью у своих детей тем, что обвиняют их в лени, невнимательности, безответственности или сравнивают с другими, более успешными детьми. Этим они достигают прямо противоположных результатов. Гораздо большего можно добиться похвалой.
Источник
Синдром третьей четверти
Все мы учились в школе и знаем, что к середине учебного года вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день школьной недели тянется долго, и неделя никак не кончается…
Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.
Единственно, где становится немного легче — на уроках физкультуры или во время подвижных игр после уроков. Только это зачастую вызывает недоумение или раздражение родителей: «За уроки не заставишь сесть, а во дворе готов (готова) до ночи проторчать!»
Что же происходит с детьми к середине учебного года?
Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности зимой и к началу весны синдромом третьей четверти. Тем не менее, школьная программа построена таким образом, что именно на вторую и третью четверти учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка. Почему-то считается, что в первой четверти ученик еще «не раскачался», а вот во второй и третьей четвертях способен усиленно заниматься и хорошо усвоить основную часть программы.
Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления…
В жизни каждого человека, как и всего живого на земле, большую роль играют так называемые циркадные ритмы. К ним относятся ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое. Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением. Так, летом, когда продолжительность светового дня большая, мы легко встаем рано и допоздна не хотим спать. Зимой с укорочением светового дня нам трудно заставить себя рано встать; немного помогает в этом хорошее освещение наших домов и квартир, но это противоречит программе, которую дала нам природа. Если организм ребенка ослаблен перенесенными заболеваниями или большой эмоциональной нагрузкой (а учеба требует значительных эмоциональных усилий), то преодолевать природную программу становится все труднее, затем происходит ее сбой.
Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Если долго стоит пасмурная погода, давно не видно солнца, настроение портится и мы начинаем болеть чаще. Самое интересное, что тяжелее всего мы переносим даже не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца. Так, в этом году в средней полосе России температура воздуха долго была необычно высокой, но в течение трех-четырех недель практически не было светлых дней. Следствием этого можно считать увеличение числа эмоциональных депрессий и повышение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, которое началось необычно рано.
Необычные погодные условия, как любой стресс, ослабляют организм, способствуют снижению уровня иммунной защиты — и как следствие растет число заболеваний. И чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще и тяжелее мы болеем.
Длительная зима, даже очень холодная, но снежная, когда от снега становится светлее, переносится гораздо легче, чем менее холодная, но бесснежная. Свою роль играют прогулки на воздухе и походы на лыжах, как и другие физические упражнения. Разумно дозированная и приятная для организма нагрузка способствует выработке гормонов радости и удовольствия — эндорфинов, которые до минимума уменьшают неблагоприятное воздействие любого отрицательного стресса.
Если ребенок ведет себя необычно, просится полежать или жалуется на головную боль, обязательно посоветуйтесь с врачом — именно в эти периоды наиболее часто проявляют себя скрытые и хронические заболевания.
Школьники в периоде полового созревания также очень уязвимы для перегрузки в зимне-весенний сезон. Эндокринная система работает у них нестабильно, залпами выстреливая в организм высокие концентрации половых гормонов. Отсюда — перепады настроения, раздражительность, нелады в отношениях с родителями. Но достается и иммунной системе, падает также способность детей воспринимать и удерживать информацию. Зачастую они начинают хуже учиться, тяжело воспринимают замечания в свой адрес, волнения по этому поводу отнимают у них много сил. Как при любом стрессе, это снижает сопротивляемость организма ребенка, и многие болезни принимают хронический характер.
В этом очень важном возрасте стремление во всем следовать веяниям моды зачастую заставляет подростков одеваться не по погоде. Это стремление может закончиться простудными заболеваниями внутренних органов, и эти заболевания в будущем значительно осложнят их семейную жизнь и даже скажутся на возможности иметь детей. К счастью, в последние годы мода достаточно демократична и позволяет девочкам при желании носить брюки… Если девочка все же простудилась, и ее начинают беспокоить боли в низу живота, немедленно обратитесь к врачу — не запускайте воспаления.
И еще очень уязвимый контингент школьников — выпускники. Ажиотаж по поводу поступления в институт, а соответственно подготовительные и дополнительные занятия начинаются в одиннадцатом классе уже с сентября. Интенсивность дополнительных занятий нарастает с приближением выпускных и вступительных экзаменов.
Родители сами нервничают и начинают «заводить» детей: » Занимайся больше! Смотри, будет плохой аттестат — в институт не поступишь!». Такая мощное давление не только не добавят прилежания выпускнику, но и способно вывести его из состояния равновесия и уже к Новому году довести его до депрессии. А ведь наилучшую форму ему, необходимо набрать не к январю, а к июню-июлю. Подобное накручивание детей не дает им возможности правильно распределить свои силы. Ребенок выдыхается уже к середине года, а к концу его и ко времени сдачи вступительных экзаменов доводит до депрессии и крайне осложняет достижение желаемой цели.
Именно поэтому подготовку выпускников начинаем с успокаивающих препаратов, которые должны получать их родители. Детям нужно спокойно, не волнуясь, планомерно готовиться к экзаменам без постоянной родительской накачки.
Для лучшей подготовки можно посоветовать увеличить им длительность витаминотерапии, а также (при отсутствии противопоказаний) можно подумать о профилактическом курсе антиоксидантов и препаратов с легким стимулирующим мозг эффектом. Эти препараты хорошо действуют на внимание, память, мышление. Консультация невролога обязательна!
Медикаментозная терапия сама по себе не может обеспечить преодоления синдрома третьей четверти. Решающая роль принадлежит правильному распределению нагрузки в течение учебного года. Многие школы на протяжении уже нескольких лет практикуют систему, при которой чередуются семь недель учебы с недельными каникулами; двухнедельный отдых в январе сохраняется. Таким образом, учебный год разбивается не на четыре четверти, а на пять, продолжительность третьей оказывается не столь большой, и соответственно не так тяжело ее выдержать, а пятый отрезок учебы, в мае, длится всего один месяц, что позволяет детям подойти к экзаменам или к концу учебного года не очень уставшими.
Профилактика развития синдрома третьей четверти реально поддержит любого школьника в освоении им учебной программы. А знание того, что ребенок принадлежит к группе повышенного риска развития этого синдрома (и реальная организационная и медицинская помощь в его преодолении) — задача, посильная для всех родителей. Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории,
руководитель детского отделения Московского
Центра патологии речи и нейрореабилитации,
заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации
Института дефектологии и медицинской психологии.
Материал предоставлен журналом
Семья и школа (№1 2007 г.).
Опубликовано на «Солнышке» 23 января 2007 года.
Источник
Третья учебная четверть — самая длинная и серьезная в плане нагрузки. Как назло, именно на промозглые февраль и март выпадают все самые сложные темы в учебниках. На это же время приходится и пик детских болезней.
Получается замкнутый круг: чем больше нагрузка, тем выше шансы заболеть. А если пропустишь важные занятия, нагнать программу будет еще труднее. Разбираемся, как помочь детям избежать весенней апатии.
Синдром третьей четверти
Обычно, как говорят профи, на детское здоровье влияют три ключевых фактора, утверждают специалисты Института возрастной физиологии РАО:
погода и климат;
отношения в семье;
организация учебы в школе.
Так вот, на третью четверть железно приходятся сразу два фактора — погода и учеба. Во-первых, зима уже надоела, до реальной весны еще далеко, дети уходят на уроки и возвращаются из школы в сумерках. Во-вторых, третья четверть длится почти три месяца, а это сплошные уроки, кружки, домашние задания и репетиторы.
— Модульная система обучения с этой точки зрения лучше — когда дети учатся 5 недель, а 6-ю отдыхают, — приводит пример Анна Седова, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков при Научном центре здоровья детей Минздрава. — У первоклассников, даже тех, кто занимается по обычным четвертям, есть дополнительные каникулы в феврале.
А дети, у которых нет дополнительной недели отдыха, оказываются на три месяца заперты в четырех стенах с учебниками — что дома, что в школе. И погода на улице в это время такая, что при всем желании особо не погуляешь. Такая невозможность сменить обстановку только все усугубляет.
Я вижу, ты устал
Чтобы понять, что школьника накрыло «синдромом третьей четверти», достаточно понаблюдать за ним. Обычно признаки переутомления такие:
быстро устает, не может долго концентрироваться даже на простых вещах;
постоянно жалуется, что у него болит живот, голова;
с трудом засыпает и беспокойно спит;
капризничает, становится плаксивым;
стал хуже учиться, съехали оценки даже по любимым предметам.
Жалобы на головные и другие боли многие родители обычно игнорируют, хотя это самый верный сигнал, что с ребенком что-то не так. Физиологи говорят: даже если на самом деле у ребенка ничего не болит, сам факт, что он жалуется, — уже тревожный звонок. Просто ему сложно сформулировать, что конкретно ему мешает. А «болезнь» — самая уважительная причина, чтобы тебя оставили в покое дома с любимыми играми и игрушками.
Впрочем, иногда школу можно и пропустить — за один день ничего страшного не случится (только проверьте, нет ли в расписании контрольных), а что задали на дом, можно посмотреть в электронном журнале.
КОНКРЕТНО
Тянем до каникул
1. Больше света
Недостаток солнечного света эксперты рекомендуют компенсировать электрическим. В общем, это самое время, чтобы поставить ребенку в комнату еще одну настольную лампу. И торшер. И бра над кроватью. В общем, пусть светится все что можно, а для экономии стоит купить энергосберегающие лампочки. Главный критерий — свет от них должен быть теплым. Холодного люминесцентного освещения детям хватает и в школе.
2. Больше свежего воздуха
Лужи при минусовой температуре не особо располагают к прогулкам. Да и у детей сейчас не принято гулять компаниями во дворе. Так что глупо выпроваживать ребенка на улицу в одиночку, надо идти с ним за компанию. В выходные можно погулять подольше в парке. А в будние дни было бы здорово пройтись хотя бы вокруг своего квартала перед сном.
Если погода совсем никакая, то надо перемещаться хотя бы в пределах своего дома. Например, ребенок сделал математику у себя за столом — пошел на кухню попить чаю — сел на диван читать книжку по литературе. Даже такая небольшая смена обстановки будет полезнее, чем просиживание штанов на одном месте. И не забудьте почаще открывать форточку для проветривания.
3. Больше витаминов
В тех вялых овощах и парниковых фруктах, которые сейчас лежат на прилавках, полезных микроэлементов не хватит и попугайчику, не то что школьнику. Самое время начать курс витаминов! Но не хватать в аптеке все, что подвернется, а отвести ребенка к педиатру и сдать анализы на недостающие элементы.
Кроме того, стоит изучить школьное меню. Сейчас в него часто добавляют витаминизированные какао и соки, и это тоже надо учитывать при выборе добавок.
4. Больше сна
Напомним: малыши, особенно первоклассники, должны ложиться спать не позже 22:00. Даже если они учатся во вторую смену и им не надо рано вставать. Дети растут и узнают много нового каждый день, и чтобы мозг успевал обрабатывать всю эту информацию, важно качественно высыпаться. Для этого нужен распорядок дня с четким временем отхода ко сну.
Все важные дела лучше постараться завершить хотя бы за час до этого — нашему организму нужно какое-то время, чтобы переключиться с рабочего режима на отдых. А чтобы чадо не засиживалось за компьютером или в соцсетях, психологи рекомендуют взрослым самим подавать пример. И вместо Фейсбука почитать перед сном книжку или сыграть вместе в настольную игру.
5. Больше организованности
Режим дня — это ключевая вещь, без которой ребенку придется тяжко. У маленьких детей меньше ответственности, и они не умеют планировать свое время. Их надо этому учить — вместе составлять список дел на завтра и на всю неделю и расписывать, что за чем идет. При этом ориентироваться надо на самого ребенка. Например, некоторым проще делать домашнее задание сразу после школы. Другим надо сперва поваляться на диване, поиграть или порисовать. Заставлять их что-то делать в это время бессмысленно. Так что лучше сразу планировать день с учетом этих особенностей, чтобы не портить жизни ни себе, ни чаду.
Источник
Синдром третьей четверти
Все мы учились в школе и знаем, что к середине учебного года вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день школьной недели тянется долго, и неделя никак не кончается…
Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.
Единственно, где становится немного легче — на уроках физкультуры или во время подвижных игр после уроков. Только это зачастую вызывает недоумение или раздражение родителей: «За уроки не заставишь сесть, а во дворе готов (готова) до ночи проторчать!»
Что же происходит с детьми к середине учебного года?
Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности зимой и к началу весны синдромом третьей четверти. Тем не менее, школьная программа построена таким образом, что именно на вторую и третью четверти учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка. Почему-то считается, что в первой четверти ученик еще «не раскачался», а вот во второй и третьей четвертях способен усиленно заниматься и хорошо усвоить основную часть программы.
Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления…
В жизни каждого человека, как и всего живого на земле, большую роль играют так называемые циркадные ритмы. К ним относятся ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое. Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением. Так, летом, когда продолжительность светового дня большая, мы легко встаем рано и допоздна не хотим спать. Зимой с укорочением светового дня нам трудно заставить себя рано встать; немного помогает в этом хорошее освещение наших домов и квартир, но это противоречит программе, которую дала нам природа. Если организм ребенка ослаблен перенесенными заболеваниями или большой эмоциональной нагрузкой (а учеба требует значительных эмоциональных усилий), то преодолевать природную программу становится все труднее, затем происходит ее сбой.
Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Если долго стоит пасмурная погода, давно не видно солнца, настроение портится и мы начинаем болеть чаще. Самое интересное, что тяжелее всего мы переносим даже не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца. Следствием этого можно считать увеличение числа эмоциональных депрессий и повышение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, которое началось необычно рано.
Необычные погодные условия, как любой стресс, ослабляют организм, способствуют снижению уровня иммунной защиты — и как следствие растет число заболеваний. И чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще и тяжелее мы болеем.
Длительная зима, даже очень холодная, но снежная, когда от снега становится светлее, переносится гораздо легче, чем менее холодная, но бесснежная. Свою роль играют прогулки на воздухе и походы на лыжах, как и другие физические упражнения. Разумно дозированная и приятная для организма нагрузка способствует выработке гормонов радости и удовольствия — эндорфинов, которые до минимума уменьшают неблагоприятное воздействие любого отрицательного стресса.
Есть ли разница в интенсивности влияния стресса на людей разного возраста? Естественно, есть! Наиболее уязвимыми оказываются дети так называемых критических периодов: первого года жизни; те, кто должен привыкать к детскому саду и началу школьного обучения; вступающие в период полового созревания; выпускники школ. Детям этих возрастных групп необходима помощь в преодолении стресса.
Начнем с первоклашек. Уже с начала осени, во всяком случае зимой, необходимо провести профилактическую витаминотерапию. Для этого годятся не только широко рекламируемые витаминные комплексы, но и самые простые поливитамины, в состав которых входят витамины групп С, В, Д; неплохо сочетать с ними пищевые добавки, содержащие эхинацею — естественный иммуномодулятор. Курс витаминотерапии рекомендуется проводить всем первоклашкам, даже если в их рацион входит много фруктов и овощей в натуральном виде, так как зимой и особенно к весне содержание витаминов во фруктах и овощах значительно снижается.
Неплохой эффект дает добавление к рациону различных травяных чаев — ромашки, мяты, зверобоя. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно рекомендовать успокаивающие растения: корень валерианы, пион, мелиссу, мяту. Если ребенок просыпается с трудом, лучше сдвинуть время его отхода ко сну на час-полтора. Он успеет выспаться и легче будет вставать по утрам. Как не странно, легче переносят перестройку на зиму дети-жаворонки. Они спокойно и даже с удовольствием раньше укладываются в постель и не так страдают по утрам. А вот совятам трудно и вечером уснуть, и утром встать… Часто в их рацион мы рекомендуем добавлять 10 — 15 капель настойки лимонника или элеутерококка (при отсутствии противопоказаний, обязательно посоветуйтесь с педиатром).
Физические упражнения на занятиях в школе и после нее тоже сослужат ребятам хорошую службу — пусть играют на свежем воздухе. Оденьте ребенка в соответствии с погодой, и часок подвижных игр поможет разогнать плохое настроение.
Если ребенок ведет себя необычно, просится полежать или жалуется на головную боль, обязательно посоветуйтесь с врачом — именно в эти периоды наиболее часто проявляют себя скрытые и хронические заболевания.
Школьники в периоде полового созревания также очень уязвимы для перегрузки в зимне-весенний сезон. Эндокринная система работает у них нестабильно, залпами выстреливая в организм высокие концентрации половых гормонов. Отсюда — перепады настроения, раздражительность, нелады в отношениях с родителями. Но достается и иммунной системе, падает также способность детей воспринимать и удерживать информацию. Зачастую они начинают хуже учиться, тяжело воспринимают замечания в свой адрес, волнения по этому поводу отнимают у них много сил. Как при любом стрессе, это снижает сопротивляемость организма ребенка, и многие болезни принимают хронический характер.
Следует помнить, что в последние годы пубертатный период у девочек зачастую наступает несколько раньше — уже к 10 — 11 годам. Юноши несколько отстают от сверстниц и нагоняют их обычно к 13 — 14 годам.
В этом очень важном возрасте стремление во всем следовать веяниям моды зачастую заставляет подростков одеваться не по погоде. Это стремление может закончиться простудными заболеваниями внутренних органов, и эти заболевания в будущем значительно осложнят их семейную жизнь и даже скажутся на возможности иметь детей. К счастью, в последние годы мода достаточно демократична и позволяет девочкам при желании носить брюки… Если девочка все же простудилась, и ее начинают беспокоить боли в низу живота, немедленно обратитесь к врачу — не запускайте воспаления.
И еще очень уязвимый контингент школьников — выпускники. Ажиотаж по поводу поступления в институт, а соответственно подготовительные и дополнительные занятия начинаются в одиннадцатом классе уже с сентября. Интенсивность дополнительных занятий нарастает с приближением выпускных и вступительных экзаменов.
Родители сами нервничают и начинают «заводить» детей: » Занимайся больше! Смотри, будет плохой аттестат — в институт не поступишь!». Такая мощное давление не только не добавят прилежания выпускнику, но и способно вывести его из состояния равновесия и уже к Новому году довести его до депрессии. А ведь наилучшую форму ему, необходимо набрать не к январю, а к июню-июлю. Подобное накручивание детей не дает им возможности правильно распределить свои силы. Ребенок выдыхается уже к середине года, а к концу его и ко времени сдачи вступительных экзаменов доводит до депрессии и крайне осложняет достижение желаемой цели.
Именно поэтому подготовку выпускников начинаем с успокаивающих препаратов, которые должны получать их родители. Детям нужно спокойно, не волнуясь, планомерно готовиться к экзаменам без постоянной родительской накачки.
Для лучшей подготовки можно посоветовать увеличить им длительность витаминотерапии, а также (при отсутствии противопоказаний) можно подумать о профилактическом курсе антиоксидантов и препаратов с легким стимулирующим мозг эффектом. Эти препараты хорошо действуют на внимание, память, мышление. Консультация невролога обязательна!
Медикаментозная терапия сама по себе не может обеспечить преодоления синдрома третьей четверти. Решающая роль принадлежит правильному распределению нагрузки в течение учебного года. Многие школы на протяжении уже нескольких лет практикуют систему, при которой чередуются семь недель учебы с недельными каникулами; двухнедельный отдых в январе сохраняется. Таким образом, учебный год разбивается не на четыре четверти, а на пять, продолжительность третьей оказывается не столь большой, и соответственно не так тяжело ее выдержать, а пятый отрезок учебы, в мае, длится всего один месяц, что позволяет детям подойти к экзаменам или к концу учебного года не очень уставшими.
Профилактика развития синдрома третьей четверти реально поддержит любого школьника в освоении им учебной программы. А знание того, что ребенок принадлежит к группе повышенного риска развития этого синдрома (и реальная организационная и медицинская помощь в его преодолении) — задача, посильная для всех родителей.
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№1 2007 г.).
Источник