Классификация синдромов в клинической психологии

Классификация синдромов в клинической психологии thumbnail

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Сердобский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Клиническая психология

Тема

Симптом, синдром, фактор
в клинической психологии

Фамилия

Костенко

Имя

Любовь

Отчество

Александровна

№ контракта

03502100701034

Основная часть

Симптом, синдром, фактор в клинической 
психологии

На границе между двумя такими
известными и обширными науками 
как медицина и психология появилась 
клиническая психология.Вначале 
клиническая психология была нацелена
на изучение отклонений интеллектуального
и личностного развития, а так же коррекцию
дезадаптИвных и делинквентных форм поведения.
Однако в последствие сфера интересов
данной науки во многом расширилась за
счет изучения психического состояния
людей с соматическими заболеваниями.

Под клинической психологией понимается
наука, которая изучает психологические 
особенности человека, страдающего 
различными заболеваниями, методы и 
способы диагностики психических 
отклонений, дифференциации психологических 
феноменов и психопатологических
симптомов и синдромов, а так же психологию
взаимоотношений пациента и медицинского
работника, психопрофилактические, психокоррекционные
и психопрофилактические способы помощи
пациентам. Кроме этого сюда можно отнести
теоретические аспекты психосоматических
и соматопсихических взаимовлияний.

Таким образом, можно дать определение 
клинической психологии с двух сторон.
В узком смысле клиническая психология
— это особая методология психологического
исследования, которое основано на
методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях
и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики
и личности.

В широком смысле под этим выражением
понимают приложение всего объема человеческих
знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской
практике.

Как и в любой другой науке 
в клинической психологии имеются 
свои определенные категории и основные
понятия. К таким категориям относят
— симптом и синдром, фактор, психическое 
и психологическое здоровье, норма
и патология, дефект и болезнь.

Клиническую психологию, возможно, понять
при рассмотрении этих основных понятий.

Клиническая психология изучает синдромы
нарушений психически функций при 
измененных состояниях функционирования
нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается
с выявления и оценки отдельных
симптомов, то есть отдельных единичных
признаков заболеваний. Главное в этом
случае является анализ психопатологических
признаков и анамнестических данных.

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли
симптомы, которые выявлялись с помощью
расспроса больных и интерпретации его
заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы
они считали недостоверными, так как они
не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак)
указывает лишь на неблагополучие в организме
и психической сфере человека. Но качественное
и целостное представление о характере
болезненного процесса может дать совокупность
симптомов, базирующихся на единых патогенных
механизмах. Отдельный симптом сам по
себе не может способствовать распознаванию
болезни, он приобретает значение только
в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал,
что мы никогда не можем констатировать
единичный изолированный симптом вне
зависимости от всей цепи проявления болезненного
состояния.

Совокупность всех симптомов образует
симптомокомплекс, в котором выделяется
ряд закономерно сочетающихся друг с другом
симптомов, образующих синдром.

Синдром
— строго формализованное описание
закономерного и устойчивого 
сочетания симптомов.

В
синдроме выделяются обязательные, дополнительные
и факультативные симптомы. Обязательный
симптом указывает на происхождение 
расстройства. Дополнительный симптом 
отражает тяжесть, выраженность расстройства.
Факультативный симптом связан с 
модифицирующим влиянием различных факторов.
Среди обязательных симптомов бывает
один (простой синдром) или два и более
(сложный).

Использование
понятий симптома и синдрома позволяет 
описать состояние пациента строго
формализовано, так как раскладывает
целостную психическую деятельность
на отдельные типичные единицы, а это важно
для распознавания сущности нарушения.

Нозос
или болезнь — это болезненный 
процесс, текущее и динамическое
явление.

Патос
или дефект — это патологическое
состояние, стойкое изменение функций.

Их 
выявление возможно при изучении течения
болезни с помощью клинико-биологических
данных, включая исследования патологии
родственников больного.

В
широком смысле дефект обозначает необходимый 
признак существования дефекта,
о чем свидетельствует наличие 
постепенно нарастающего снижения адаптационных
возможностей при длительно текущих неврозах.

В
узком смысле стойкое, необратимое,
непродуктивное психопатологическое 
изменение с теми минусами, в основе
которых предполагается наличие 
органического поражения головного
мозга и даже соматических систем.

И.А.
Полищук делила дефектное состояние 
по этиологическому, патогенетическому 
и нозологическому принципам, выделяя 
общий органический дефект в виде
потери энергетического потенциала.

Впервые
понятие «нейропсихологический симптом»
вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления
нарушения какой-либо психической функции,
возникающей вследствие локального поражения
головного мозга. Нейропсихологическая
квалификация симптомов предполагает
вскрытие причин и механизмов нарушения
функций. Симптом всегда имеет многозначное
строение, один и тот же симптом характерен
для разных нарушений.

Симптомы 
нарушения различных психических 
функций, имеющие в своей основе
общую причину, объединяются в совокупность,
которая называется нейропсихологическим
синдромом.

Таким
образом, синдром представляет систему 
взаимосвязанных типовых расстройств
— симптомов, подчиненных некоторому
особому закону.

Под
синдромом в клинической психологии
понимается сочетание признаков 
нарушений сторон и индивидуальных
особенностей психической деятельности,
объединенных психологическими механизмами
функционировании личности.

Таким
образом, характер и степень выраженности
симптомов, их сочетание и взаимосвязь,
объектность выявления и оценки
приобретает диагностическое значение
лишь в определенной совокупности.

Большинство психических и поведенческих 
расстройств имеют многофакторную
природу. На человека оказывают влияния 
такие факторы как генетические
(наследственные), биохимические, нейрофизиологические,
психофизиологические, личностные, социально-психологические
и социологические.

Читайте также:  У близнецов джоли синдром дауна

Нейропсихологический 
фактор — физиологическое понятие, обозначающее
принцип физиологической деятельности
определенной мозговой структуры.

Генетические факторы определяют
мозговые структуры и механизмы 
психической деятельности, отвечающие
за диапазон индивидуальных различий
в поведении человека. Гены закладывают 
фундамент уникальности психологического
облика индивидуальности. Гены оказывают 
влияние на строение и биохимическую
активность материального субстрата психическим.

Психологические расстройства связаны 
с действием нескольких генов. В 
современной науке считается, что 
возникновение психических расстройств 
является необходимым следствием генетического
разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается,
что человек с отклонениями от среднестатической
нормы выполняет роль своеобразного природного
резервуара Репина Н.В., Воронцова Д.В.,
Юматова И.И. Основы клинической психологии.
М., 2003. — С. 9.

, за счет которых в природе 
поддерживается уровень распространенности 
и степень выраженности определенных 
функций.

Разные комбинации одних и тех 
же генов могут давать различные 
проявления, в зависимости от условий 
окружающей среды.

Биохимические факторы отвечают
за скорость и эффективность передачи
нейронных импульсов, специфичность рецепторов,
характер взаимодействия их клеток между
собой, настройку их процессов. В эти факторы
включаются биогенетические амины, аминокислоты,
деятельность эндокринной и иммунной
системы.

Нейрофизиологические факторы 
являются материальной основой психических 
процессов, с помощью чего осуществляется
психическая деятельность человека.
Любой психический процесс связан
с какими-либо физиологическими переменами.
Нейрофизиологические процессы определяют,
что выбрать из непрерывного потока раздражителей
в качестве специфических для реализации
своих главных признаков среды.

Психофизиологические факторы. В 
них включается общая физиологическая 
активность организма, влияющая на протекание
психических процессов, а также деятельность
центральной нервной и периферической
системы, нервно-мышечная активность,
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и эндокринной системы. Все эти фактор,
связанные с процессом активации психики
в условиях, побуждающих к кратковременным
или стойким функциям изменения психической
деятельности.

Личностные факторы, связаны с 
влиянием приобретенных в ходе развития
психических черт, возрастающих уязвимость
перед возникновением поведенческих 
и психических расстройств. Личностная
способность обеспечивает гибкую адаптацию
к различным стрессовым ситуациям, то
есть проявляется способность совладения
со стрессом (копинг). Это связано с наличием
у человека психических сил, позволяющих
открывать, признавать имеющиеся проблемы
с целью дальнейших разрешений.

Социально-психологические факторы.
Для них характерно общее и 
межличностное взаимодействие, статусно-ролевые 
позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки 
и представления. Они могут иметь 
разный уровень влияния на возникновение
нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее,
дополнительное и поддерживающее.

К прямому действию относится социальная
депривация или лишение общения 
и взаимодействия с желаемыми 
или необходимыми для личности социальными 
объектами, лишение внимания со стороны
других людей. Довольно часто этот фактор
имеет опосредованное, поддерживающее
влияние.

Изменения характеристик общения 
и взаимодействия у людей с 
отклонениями в психической деятельности
чаще связано с тем, что социальное
окружение ориентировано на другие общепринятые
стандартные формы проявления отношений
и обращения. Поэтому люди с психическими
отклонениями форм общения и взаимодействия
не вживаются в стандартные правила здоровой
личности, современные люди избегают общения
с такими людьми, так как те не в состоянии
ответить на это избегание или предотвратить
его. Это все усугубляет их психологический
дискомфорт, что приводит к дальнейшему
развитию отклонений и превращению их
в болезнь.

Вследствие несоответствия общепринятым
правилам общения и взаимодействия люди
с психическими отклонениями рассматриваются
окружающими как социально некомпетентные.
При этом социальная компетентность охватывает
социальное поведение в соответствие
его стандартам проявления в общении.
Таким образом, нарушение в одной области
психики приводит к нарушению во всех
сферах личности.

Социологические факторы. Сюда включаются
характеристики социального пространства,
в котором совместно проживают 
люди с психическими и поведенческими
отклонениями и люди, соответствующие
общепринятым нормам. Сюда относятся доступность
помощи, поддержки, соответствие предполагаемой
помощи реальным потребностям и нуждам
людей с отклонениями, возможность организации
жизни с учетом индивидуальных особенностей
психики человека с отклонениями от общепринятых
нормативов.

Социальное неравенство является
ведущим фактором, ответственным 
за возникновение и развитие психических 
расстройств. Неравенство жизненных 
условий и шансов людей, которые 
сталкиваются с поражением в правах
и ограничениями в доступе к распределению
благ из-за своих психических и личностных
особенностей. Люди с отклонениями оказываются
исключенными из сформированной большинством
членов общества жизненного стиля, что
приводит к развитию отклонений в такой
форме как болезнь.

Заключение.

Клиническая психология — довольно интересная
и загадочная наука, с одной стороны 
она входит в такую древнейшую
науку, как медицина, а с другой
— ее возникновение считается не
особенно древним, когда стало происходить 
взаимопроникновение психологии и
медицины.

Но не смотря на это, клиническую 
психологию можно назвать самостоятельной 
наукой, которая имеет определенное
значение в исследованиях, свой предмет 
и задачи.

Клиническая психология не может пониматься
как действительная наука без 
основных понятий и категорий, которые
существуют в наличии в любой науке. В
данной науке это такие категории как
симптом и синдром, здоровье и болезнь,
норма и патология, Компенсация, а также
факторы, влияющие на человека различными
способами.

Читайте также:  Фото плод с синдромом дауна на узи фото

Все эти группы категорий не имеют
жесткую границу, не тождественны, но при
этом они взаимосвязаны друг с другом.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу
интернет-ресурса

1

allbest.ru

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00005972_0.html

2

Институт Психотерапии и Клинической 
Психологии

https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1613

3

О психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Источник

Синдром — патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. А. Р. Лурия и Ю. Ф. Поляков различают следующие уровни системы иерархии мозговых процессов:

  • — патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;
  • — физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • — пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;
  • — психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

Ю. Ф. Поляков указывает, что если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптокомплексы (синдромы):

  • — шизофренический или диссоциативный;
  • — органический; олигофренический;
  • — психопатический;
  • — симптокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.

Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического синдрома — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парцехиальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, для психогенного — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдром обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. В. М. Блейхер, И. В. Крук и С. Н. Боков дополняют перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов.

  • 1. Шизофренический.
  • 2. Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
  • 3. Олигофренический.
  • 4. Экзогенно-органический (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.).
  • 5. Эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
  • 6. Личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
  • 7. Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).
  • 8. Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Источник

В клинической психологии существуют основные категории, создающие определенные вектора, которые задают систему восприятий и критерии оценки состояния человека в этой науке. Это категории нормы и патологии, здоровья и болезни, симптома и синдрома.

Клиническая психология изучает синдромы нарушений психически функций при измененных состояниях функционирования нервной системы.

Диагностика человека обычно начинается с выявления и оценки отдельных симптомов, то есть отдельных единичных признаков заболеваний. Главное в этом случае является анализ психопатологических признаков и анамнестических данных.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления доврачебная помощь

Н.И. Осипов и П.В. Копнин определяли симптомы, которые выявлялись с помощью расспроса больных и интерпретации его заявлений, отношения к субъекту. Эти симптомы они считали недостоверными, так как они не могли быть проверены и воспроизведены.

Симптом (единичный, частный признак) указывает лишь на неблагополучие в организме и психической сфере человека. Но качественное и целостное представление о характере болезненного процесса может дать совокупность симптомов, базирующихся на единых патогенных механизмах. Отдельный симптом сам по себе не может способствовать распознаванию болезни, он приобретает значение только в симптомокомплексе. А.С. Кронфельд указывал, что мы никогда не можем констатировать единичный изолированный симптом вне зависимости от всей цепи проявления болезненного состояния.

Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром — строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

В синдроме выделяются обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом отражает тяжесть, выраженность расстройства. Факультативный симптом связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (простой синдром) или два и более (сложный).

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализовано, так как раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, а это важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы: возраст, пол, культура, в которой воспитывался человек.

Болезнь и дефект не разделены между собой жесткой границей, нетождественны, но и не могут быть противопоставлены друг другу (А.С. Снежевский, 1972).

Нозос или болезнь — это болезненный процесс, текущее и динамическое явление.

Патос или дефект — это патологическое состояние, стойкое изменение функций.

Их выявление возможно при изучении течения болезни с помощью клинико-биологических данных, включая исследования патологии родственников больного.

В широком смысле дефект обозначает необходимый признак существования дефекта, о чем свидетельствует наличие постепенно нарастающего снижения адаптационных возможностей при длительно текущих неврозах.

В узком смысле стойкое, необратимое, непродуктивное психопатологическое изменение с теми минусами, в основе которых предполагается наличие органического поражения головного мозга и даже соматических систем.

И.А. Полищук делила дефектное состояние по этиологическому, патогенетическому и нозологическому принципам, выделяя общий органический дефект в виде потери энергетического потенциала.

Впервые понятие «нейропсихологический симптом» вводит А.Р. Лурия как внешнего проявления нарушения какой-либо психической функции, возникающей вследствие локального поражения головного мозга. Нейропсихологическая квалификация симптомов предполагает вскрытие причин и механизмов нарушения функций. Симптом всегда имеет многозначное строение, один и тот же симптом характерен для разных нарушений.

Симптомы нарушения различных психических функций, имеющие в своей основе общую причину, объединяются в совокупность, которая называется нейропсихологическим синдромом.

Таким образом, синдром представляет систему взаимосвязанных типовых расстройств — симптомов, подчиненных некоторому особому закону.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания или фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Из синдромнаеого подхода вытекает возможность диагностики. Диагностика в клинической нейропсихологии включает следующие процедуры:

собрать симптомы с помощью специальных процедур, методик;

найти нарушенный фактор;

сгруппировать симптомы на основании данного фактора;

обозначить синдром;

определить, какая зона мозга дефицитарна либо в результате повреждения, либо из-за несформированности.

Синдромный подход предполагает рассмотрение всех психических функций в их взаимосвязи.

Под синдромом в клинической психологии понимается сочетание признаков нарушений сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционировании личности.

Таким образом, характер и степень выраженности симптомов, их сочетание и взаимосвязь, объектность выявления и оценки приобретает диагностическое значение лишь в определенной совокупности.

__________________________________________________________________________________________________________________

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник