Синдром третьей четверти что это

Синдром третьей четверти что это thumbnail

Третья четверть – самая длинная в году, да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Все это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы? Об этом мы поговорим сегодня.Синдром третьей четверти у школьника

Симптомы синдрома третьей четверти у школьника

Существует специальный тест, с помощью которого можно определить характер усталости Вашего ребенка. Усталость может быть временным явлением, которое пройдет через пару дней, а может стать хронической – которая требует немедленного лечения.

Ответьте на несколько нижеприведенных вопросов «да», «нет», «не знаю»:

1. Ваш ребенок резко начал допускать глупые ошибки при выполнении письменных домашних заданий?

2. Ваш ребенок ложится спать значительно раньше, чем прежде?

3. Ваш ребенок жалуется на частые головные боли, особенно, во второй половине дня?

4. Ваш ребенок стал плаксив и вял?

5. Ваш ребенок стал замкнут, подолгу сидит погруженный в свои мысли, ничего не делая или бессмысленно перекладывая предметы?

6. Ваш ребенок резко начал делать уроки быстро и не в полную силу (чтобы отстали) или вовсе не садится за задания?

7. Характер Вашего ребенка сильно испортился: он хамит, дерзит, сильно обижается на критику?

8. Ваш ребенок стал хуже реагировать на обращения к нему и часто как будто не слышит Вас?

9. Ваш ребенок стал рисовать, в основном, в темных тонах?

10. Ваш ребенок стал чаще болеть?

11. У Вашего ребенка появились синяки под глазами?

12. Ваш ребенок начал сидеть на стуле только в одной позе: одна нога под себя, голова опирается на руку?

13. Ваш ребенок стал часто менять почерк при письме?

14. Ваш ребенок стал прогуливать уроки?

Теперь присвойте своим ответам очки. Да все «да» — 3 очка, за все «нет» — 0 очков, за все «не знаю» — 1 очко. Если Вы набрали меньше 7 очков – не беспокойтесь, у Вашего ребенка просто временная усталость. Если диапазон количества Ваших очков – от 7 до 14 – можно говорить об усталости Вашего школьника и необходимости частично снизить к нему требования.

Количество очков от 14 до 41 говорит о синдроме третьей четверти у Вашего школьника и необходимости обратиться к специалисту.

Как справиться с синдромом третьей четверти у школьника?

Существует достаточно способов справиться с синдромом третьей четверти у школьника. Важно лишь понять принцип действия всех этих средств: нейтрализовать отрицательные воздействия окружающей среды и поддержать психоэмоциональное состояние школьника.

1. Достаточное количество жидкости

Достаточное количество жидкости (а, точнее, чистой воды) необходимо для нормального энергетического обмена. Кроме того, недостаток воды приводит к нарушениям доставки кислорода к тканям и клеткам. Как итог – упадок сил и потеря работоспособности.

Чтобы этого не произошло, ребенку необходимо выпивать не менее 2л жидкости в день (в жару больше). Причем речь идет не о газировке, соках, чае или кофе а о чистой воде. Сладкая газировка, чай и кофе, наоборот, могут привести к обезвоживанию и усилить жажду. А усвоение жидкости из таких напитков намного меньшее, чем из чистой воды. Для сравнения, по количеству усвоенной жидкости:

250 мл зеленого чая эквивалентны 230 мл воды,

250 мл черного или травяного чая, а также, сладкой газировки эквивалентны 150 мл воды.

2. Здоровое питание

Здоровое питаниеПитание – главный источник энергии для любого человека. Поэтому, чтобы уменьшить признаки синдрома третьей четверти у школьника, к вопросу питания нужно подойти со всей ответственностью.

Во-первых, завтрак. Это самая важная часть дневного рациона. Непременным атрибутом правильного завтрака для ребенка с синдромом третьей четверти должны стать натуральные соки, свежие овощи и фрукты, каши и творог. Вместо кофе лучше пить какао – кофеин из кофе не дает энергию надолго, быстро истощая нервные клетки. Кофе заставляет почки, желудок и сердце работать в усиленном режиме, буквально изнашивая организм. А вот какао воздействует мягко – оно дает энергию надолго, снимает стресс, успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы.

Что касается выбора еды для ребенка с синдромом третьей четверти, то здесь действует принцип: чем меньше консервантов и канцерогенов, тем лучше. Кормите ребенка рыбой, нежирным мясом, морепродуктами, орехами, творогом, курагой, оливковым маслом и другими продуктами, стимулирующими мозговую деятельность. Проконсультируйтесь с врачом, чтобы он назначил Вашему ребенку поливитамины.

3. Физическая активность

Существует такой парадокс – чем больше мы двигаемся, тем больше энергии внутри нас сублимируется. Конечно же, лучше бегать, прыгать и танцевать на свежем воздухе, но и занятия в спортзале или дома тоже прекрасный способ справиться с синдромом третьей четверти у школьника.

Подросткам необходимо в день проходить и пробегать не менее 7 километров. Примерно 3 километра из них должны преодолеваться во время пребывания в школе. Теперь Вы понимаете, насколько неправа администрация школы, запрещающая детям бегать по коридорам? Конечно, мы не предлагаем Вам ввести анархию в школе и дать детям волю висеть на люстре. Достаточно в составе родительского комитета поговорить с администрацией школы и предложить приспособить для активных игр на перемене спортзал.

Читайте также:  Выйти из похмельного синдрома в домашних условиях

Гулять на свежем воздухе ребенок должен не менее 2-2,5 часов в день. Причем лучше, если последняя прогулка будет происходить прямо перед сном. Во время прогулки помечтайте вместе, обсудите какие-то отвлеченные темы. Ни в коем случае не говорите с ребенком об учебе на прогулке, если не хотите, чтобы он закрылся в четырех стенах.

4. Поддержка и заинтересованность

Не забывайте о чудодейственной силе слова и прикосновений. Часто синдром третьей четверти у школьника усугубляется невниманием к его проблемам со стороны родителей. Спросить: «Как дела в школе?» или «Что ты получил по математике?» — не значит интересоваться делами ребенка и поддержать его. А вот поговорить о том, что творится у него в душе, обсудить конфликт с лучшим другом или просто дать школьнику выплакаться и поэмоционировать – это совсем другое. Вам самим иногда хочется высказаться и просто порыдать в углу – так почему Вы не даете права ребенку на аналогичные эмоции?

Не забывайте о таких мелочах, как разговоры перед сном, совместные ужины и прогулки. Из мелочей складывается наша жизнь. Но помните: ваши с ребенком разговоры ни в коем случае не должны быть на тему учебы, отметок или прогулов. Не высказывайте своего недовольства ребенком – он должен почувствовать, что он для Вас самый-самый! По утрам желайте школьнику удачного дня, вместо того, чтобы говорить ему что-то вроде: «Смотри, веди себя хорошо» или «Только попробуй получить 3».

Если Вы видите, что школьнику трудно, дайте ему возможность пропустить 2-3 раза целый день в школе. Только следите, чтобы школьник не просидел весь этот день перед телевизором или компьютером. Лучше потратить освободившееся время на прогулки.

5. Дозирование информации

Иногда синдром третьей четверти может быть следствием переизбытка информации вокруг школьника. Для того, чтобы вовремя сбросить с себя этот груз и расслабиться, нужно научиться вовремя отключаться. Для этого попросите ребенка сесть или лечь и закрыть глаза на 3-5 минут. Так мозг достаточно эффективно восстанавливается, а уставать школьник будет значительно меньше.

Для того, чтобы дозировать информацию, запретите школьнику выполнять несколько дел одновременно на постоянной основе. Например, подростки часто одновременно делают уроки, слушают музыку, говорят по телефону и даже пытаются смотреть телевизор. Такая обстановка ведет к сильному информационному стрессу и истощению нервной системы с формированием синдрома третьей четверти у школьника.

6. Точечный массаж

О пользе точечного массажа для активизации внутренних резервов организма говорят уже давно. Научите ребенка проводить такой массаж для бодрости и хорошего настроения. Для этого нужно зажать мизинец правой руки большим и указательным пальцами левой руки. Кончиком большого пальца сильно надавить и интенсивно размять среднюю часть мизинца.Точечный массаж

Теперь сжать мочки ушей между подушечками большого и указательного пальцев и так же размять их.

7. Нетрадиционные методы против синдрома третьей четверти у школьника

Восстановить нервную систему и снять эмоциональное напряжение можно с помощью нетрадиционных способов. Одним из таких способов является ароматерапия. Если синдром третьей четверти у Вашего школьника прогрессирует, а уроки делать все равно надо – помогите ему. Закройте окна и двери в комнате, где находится ребенок, налейте чуть-чуть воды в аромакурительницу и зажгите под ней свечку. Капните в воду 2-3 капли эфирного масла (или разных эфирных масел) и оставьте аромакурительницу гореть в течение 10 минут. Постепенно время сеанса ароматерапии можно увеличить до 30 минут.
Восстановить силы и снизить симптомы синдрома третьей четверти у школьников помогут следующие виды эфирных масел: масло базилика, мяты, нероли, иланг-иланга, имбиря, гвоздики, можжевельника, мелиссы, мирта, вербены и некоторых других.

Другим нетрадиционным способом поднять настроение школьнику является яркая одежда. Ее можно надевать в школу, если в ней не введена школьная форма.

Если у Вашего школьника развился синдром третьей четверти, постарайтесь окружить его заботой и любовью. Даже если иногда он Вас раздражает, и Вам хочется отругать ребенка за плохие оценки или прогулы. Ваша задача сейчас – направить своего школьника в правильное русло и помочь ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

Кризис ребенка 7 лет

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы,…

Трудности первой любви. Что делать родителям?

Приближается День святого Валентина – а Вы, наверное, помните, как, учась в школе, мы…

Источник

Синдром третьей четверти

Все мы учились в школе и знаем, что к середине учебного года вдруг становится тяжело учиться. Уроки кажутся длинными, учитель говорит быстрее и непонятнее, чем раньше, утром не встать, а к вечеру после девяти ничего не лезет в голову. Каждый день школьной недели тянется долго, и неделя никак не кончается…

Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.

Читайте также:  Фонд помощи детям с синдромом аутизма дитина з майбутніми

Единственно, где становится немного легче — на уроках физкультуры или во время подвижных игр после уроков. Только это зачастую вызывает недоумение или раздражение родителей: «За уроки не заставишь сесть, а во дворе готов (готова) до ночи проторчать!»

Что же происходит с детьми к середине учебного года?

         Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности зимой и к началу весны синдромом третьей четверти. Тем не менее, школьная программа построена таким образом, что именно на вторую и третью четверти учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка. Почему-то считается, что в первой четверти ученик еще «не раскачался», а вот во второй и третьей четвертях способен усиленно заниматься и хорошо усвоить основную часть программы.

Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления…

        В жизни каждого человека, как и всего живого на земле, большую роль играют так называемые циркадные ритмы. К ним относятся ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое. Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением. Так, летом, когда продолжительность светового дня большая, мы легко встаем рано и допоздна не хотим спать. Зимой с укорочением светового дня нам трудно заставить себя рано встать; немного помогает в этом хорошее освещение наших домов и квартир, но это противоречит программе, которую дала нам природа. Если организм ребенка ослаблен перенесенными заболеваниями или большой эмоциональной нагрузкой (а учеба требует значительных эмоциональных усилий), то преодолевать природную программу становится все труднее, затем происходит ее сбой.

      Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Если долго стоит пасмурная погода, давно не видно солнца, настроение портится и мы начинаем болеть чаще. Самое интересное, что тяжелее всего мы переносим даже не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца. Так, в этом году в средней полосе России температура воздуха долго была необычно высокой, но в течение трех-четырех недель практически не было светлых дней. Следствием этого можно считать увеличение числа эмоциональных депрессий и повышение заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, которое началось необычно рано.

      Необычные погодные условия, как любой стресс, ослабляют организм, способствуют снижению уровня иммунной защиты — и как следствие растет число заболеваний. И чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще и тяжелее мы болеем.

Длительная зима, даже очень холодная, но снежная, когда от снега становится светлее, переносится гораздо легче, чем менее холодная, но бесснежная. Свою роль играют прогулки на воздухе и походы на лыжах, как и другие физические упражнения. Разумно дозированная и приятная для организма нагрузка способствует выработке гормонов радости и удовольствия — эндорфинов, которые до минимума уменьшают неблагоприятное воздействие любого отрицательного стресса.

      Если ребенок ведет себя необычно, просится полежать или жалуется на головную боль, обязательно посоветуйтесь с врачом — именно в эти периоды наиболее часто проявляют себя скрытые и хронические заболевания.

Школьники в периоде полового созревания также очень уязвимы для перегрузки в зимне-весенний сезон. Эндокринная система работает у них нестабильно, залпами выстреливая в организм высокие концентрации половых гормонов. Отсюда — перепады настроения, раздражительность, нелады в отношениях с родителями. Но достается и иммунной системе, падает также способность детей воспринимать и удерживать информацию. Зачастую они начинают хуже учиться, тяжело воспринимают замечания в свой адрес, волнения по этому поводу отнимают у них много сил. Как при любом стрессе, это снижает сопротивляемость организма ребенка, и многие болезни принимают хронический характер.

      В этом очень важном возрасте стремление во всем следовать веяниям моды зачастую заставляет подростков одеваться не по погоде. Это стремление может закончиться простудными заболеваниями внутренних органов, и эти заболевания в будущем значительно осложнят их семейную жизнь и даже скажутся на возможности иметь детей. К счастью, в последние годы мода достаточно демократична и позволяет девочкам при желании носить брюки… Если девочка все же простудилась, и ее начинают беспокоить боли в низу живота, немедленно обратитесь к врачу — не запускайте воспаления.

И еще очень уязвимый контингент школьников — выпускники. Ажиотаж по поводу поступления в институт, а соответственно подготовительные и дополнительные занятия начинаются в одиннадцатом классе уже с сентября. Интенсивность дополнительных занятий нарастает с приближением выпускных и вступительных экзаменов.

    Родители сами нервничают и начинают «заводить» детей: » Занимайся больше! Смотри, будет плохой аттестат — в институт не поступишь!». Такая мощное давление не только не добавят прилежания выпускнику, но и способно вывести его из состояния равновесия и уже к Новому году довести его до депрессии. А ведь наилучшую форму ему, необходимо набрать не к январю, а к июню-июлю. Подобное накручивание детей не дает им возможности правильно распределить свои силы. Ребенок выдыхается уже к середине года, а к концу его и ко времени сдачи вступительных экзаменов доводит до депрессии и крайне осложняет достижение желаемой цели.

Читайте также:  Синдром тернера что это такое

    Именно поэтому подготовку выпускников начинаем с успокаивающих препаратов, которые должны получать их родители. Детям нужно спокойно, не волнуясь, планомерно готовиться к экзаменам без постоянной родительской накачки.

Для лучшей подготовки можно посоветовать увеличить им длительность витаминотерапии, а также (при отсутствии противопоказаний) можно подумать о профилактическом курсе антиоксидантов и препаратов с легким стимулирующим мозг эффектом. Эти препараты хорошо действуют на внимание, память, мышление. Консультация невролога обязательна! 

      Медикаментозная терапия сама по себе не может обеспечить преодоления синдрома третьей четверти. Решающая роль принадлежит правильному распределению нагрузки в течение учебного года. Многие школы на протяжении уже нескольких лет практикуют систему, при которой чередуются семь недель учебы с недельными каникулами; двухнедельный отдых в январе сохраняется. Таким образом, учебный год разбивается не на четыре четверти, а на пять, продолжительность третьей оказывается не столь большой, и соответственно не так тяжело ее выдержать, а пятый отрезок учебы, в мае, длится всего один месяц, что позволяет детям подойти к экзаменам или к концу учебного года не очень уставшими.

    Профилактика развития синдрома третьей четверти реально поддержит любого школьника в освоении им учебной программы. А знание того, что ребенок принадлежит к группе повышенного риска развития этого синдрома (и реальная организационная и медицинская помощь в его преодолении) — задача, посильная для всех родителей. Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории,
руководитель детского отделения Московского
Центра патологии речи и нейрореабилитации,
заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации
Института дефектологии и медицинской психологии.

Материал предоставлен журналом

Семья и школа (№1 2007 г.).
Опубликовано на «Солнышке» 23 января 2007 года.

Источник

В марте наши дети выглядят и чувствуют себя не лучшим образом. Бледные, с синевой под глазами, с апатичным (или раздражённым) выражением лица – да с таким видом не в школу ходить, а в санаторий ехать надо.

Опасайтесь перегрузки!

Самая длинная школьная четверть, а вдобавок к ней сезонный гиповитаминоз и сырая, самая что ни на есть гриппозная погода делают своё дело. Повышенную усталость, сонливость и апатию в это время года испытывают даже взрослые, а уж дети и подавно. Сниженная иммунная защита делает их лёгкой добычей вирусов. Перегружать детей в это время крайне опасно. И вот почему.

Виноваты биоритмы

Всей нашей жизнью управляют биоритмы. Именно поэтому летом, когда весь день светит солн­це, а ночи короткие, нам легко рано вставать, и мы не устаём допозд­на. А вот зимой, когда солнца не видно месяцами, нам и утром подняться тяжело, и вечером бодрствовать не легче. Но что делать – приходится! Вот только иммунной системе не объяснишь, что так надо, поэтому иногда она даёт сбой. Чем дольше продолжается стрессовое воздействие, тем чаще и тяжелее болеет ребёнок. Особенно плохо приходится детям в критические периоды жизни, к которым относятся первый год в детском саду, первый и последний классы в школе. Таким детям необходима помощь в преодолении стресса.

Алгоритм действий

Режим труда и отдыха. Уроки надо стараться делать в одно и то же время, наиболее удачные для этого часы – после 16.00. Начинать лучше с письменных заданий. Время приготовления «домашки» не должно затягиваться до бесконечности. Даже в старших классах дольше 4 часов заниматься не следует. Через каждые полчаса-час занятий нужен 10‑минутный перерыв. В это время не стоит смотреть телевизор или играть в планшет. Лучше потанцевать, попрыгать, подвигаться…

Синдром третьей четверти что это

Правильное питание. Нет – мусорной еде (чипсам, сухарикам, хот-догам), поменьше сладостей и мучного, больше овощей, фруктов, белка (мясо, яйца, творог), а также молочных и зерновых продуктов.

Яркие, запоминающиеся выходные дни. Конечно, в субботу и воскресенье ребёнку нужно дать выспаться. Но это не значит, что он полдня может валяться в постели. Задача родителей – обеспечить отпрыску интересный и полезный отдых. Музеи, кино, выставки, поход семьёй на каток, в парк…

Приём витаминов (особенно С, D и группы В), травяных чаёв – ромашки, мяты, зверобоя. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно заваривать корень валерианы, пион, мелиссу, мяту.

Синдром третьей четверти что это

Достаточный сон. Первоклашке – 9–10 часов в день, выпускникам – хотя бы 8 часов.

Регулярные прогулки (не менее 2 часов в день), игры с друзьями на свежем воздухе и физические упражнения. Разумно дозированная физическая нагрузка способствует выработке эндорфинов – гормонов радости.

Разумные послабления. Если видите, что ребёнок на пределе сил, устройте ему дополнительный выходной. Сходите вместе в кафе, в парк, в гости к бабушке хотя бы. Если ребёнок уже большой – отпустите его на дискотеку или на рок-концерт. Пусть отвлечётся, напитается приятными впечатлениями.

Похвала. Родители часто сами провоцируют проблемы с успеваемостью у своих детей тем, что обвиняют их в лени, невнимательности, безответственности или сравнивают с другими, более успешными детьми. Этим они достигают прямо противоположных результатов. Гораздо большего можно добиться похвалой.

Источник