Синдром толпы пример из литературы

Синдром толпы пример из литературы thumbnail

Линчующая толпа. Сторонники независимости США линчуют сторонника британской короны

Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.

Под толпой в психологии понимается бесструктурное временное скопление людей, не имеющее чёткой цели, члены которого обладают схожим эмоциональным состоянием и объектами внимания. Одна из ярких черт толпы с точки зрения психологии это то, что в толпе может раствориться любая индивидуальность, каким бы образованным и интеллигентным ни был индивид в отрыве от толпы[1].

История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы[2].

Разновидности толпы[править | править код]

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников и в зависимости от управляемости.

  • Стихийная толпа (неуправляемая). Не имеет единой цели и организатора (лидера) ;
  • Ведомая толпа. Имеет лидера — конкретное физическое лицо, — которое координирует её действия, регулирует настроение и мотивацию толпы;
  • Организованная толпа. Не только имеет лидера, направляющего её, но и само её скопление запланировано организаторами.
  • Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.
  • Паническая толпа[3] — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.
  • Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.
  • Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы[3][2].
  • и другие.

Закономерности[править | править код]

Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к характеристикам толпы чаще всего относят:

  • духовное единство или «умственную однородность»;
  • эмоциональность;
  • иррациональность[2].

Гюстав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер толпы:

  • утрата ответственности вследствие анонимности;
  • впечатление всеобщности[2].

Теории психологии толпы[править | править код]

Карл Юнг заложил основные понятия коллективного бессознательного. Другие известные исследователи психологии толпы — Гюстав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти.

Классические теории[править | править код]

Основная идея Зигмунда Фрейда касательно психологии толпы заключается в гипотезе, что люди в толпе действуют иначе, чем люди, которые мыслят индивидуально. Разумы группы людей объединяются в некий коллективный разум. Энтузиазм каждого члена группы в результате усиливается, и интересы одной личности становятся менее значимыми для неё самой при действии в толпе.

Психическое состояние индивида в толпе характеризуется резким усилением влияния следующих факторов[4]:

  1. Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
  2. Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
  3. Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
  4. Появление чувства силы и сознания анонимности.

Гюстав Лебон характеризовал душу толпы таким образом:

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

См. также[править | править код]

  • Психология народов и масс (книга)
  • Деиндивидуализация

Примечания[править | править код]

Источник

Странно, что люди, обладающие индивидуальностью и самосознанием, попадая в толпу людей, становятся подверженными общим действиям и настроениям. Именно синдром толпы и обсудим сегодня с Вами.

Каждый человек индивидуален. При этом, как правило, считает, что он лучше других, что им невозможно управлять, что он не подвержен влиянию со стороны и так далее. Однако, история говорит о довольно-таки странном поведении людей, находящихся в толпе – большом скоплении себе подобных.

Синдром толпы. Толпа подчиняет себе большинство людей.

Я не любитель футбола, но мой друг как то рассказал, как он сходил на матч. С его слов, он совершенно не хотел, но когда все начали кричать и скандировать, он поддался общему настроению и начал также кричать, как и все. синдром толпы Ссылался при этом на бешеную энергетику, которая его окружала. Тогда-то я и задумался про синдром толпы.

Читайте также:  Что такое синдром синих склер

Проблема в том, что для животных данный синдром, по большому счету, это способ выжить – некий инстинкт самосохранения. Все бегут, значит бегут не просто так, а от опасности – и мне надо бежать. Даже не разобравшись с причиной, не увидев данную опасность, забывая про рациональность – просто поддаешься стадному инстинкту или впадаешь в синдром толпы.

Но мы же вроде как уже не животные? Или еще животные? Зигмунд Фрейд писал, что толпа превращает группу людей в некий коллективный разум, где интересы каждого отдельного человека становятся не значительными и на передний план выходят интересы всей массы людей.

Хорошо это или плохо? На мой личный взгляд это очень плохо для всех нас. От данных стадных инстинктов нужно давно избавляться. Ведь именно из-за подобных стадных инстинктов и происходят большинство несчастных случаев. Например, по телевизору часто показывали репортажи про «черную пятницу» — распродажи перед Рождеством. психология толпы Огромная беснующаяся толпа людей, которые сбивают и затаптывают друг друга ради скидок на подарки. А ведь до этого эти же люди стоят в очереди перед магазином и спокойно беседуют друг с другом.

Или другой пример. Все пожарные службы и полиция всегда получают инструкции во времена чрезвычайных ситуаций (типа пожара или другого стихийного бедствия), и среди них особо выделяют фразу – нужно избежать паники. Запаникует один и побежит – за ним побегут все, и толпа затопчет и нанесет вреда больше, чем само ЧП.

Психология индивида в толпе.

Лучшая рекомендация – не попадать в толпу. Однако, это очень сложно сделать, когда живешь в большом мегаполисе. В скопления людей мы попадаем практически везде – утром или вечером в метро или автобусе, в больших мегамаркетах, парках, развлекательных мероприятиях и так далее.

Человек характеризуется в скоплении людей, рядом отличительных черт: например, анонимностью (т.е. потерявшись в безликой толпе, перестает отвечать за собственные поступки), инстинктивность (т.е. потеря способности к анализу и рациональной обработки информации), возникновение чувства силы (чувство неодолимой силы за счет количества людей), ну и социальная деградация (когда одни ты культурный человек, в толпе ты уже превращаешься в варвара, склонного к свирепости и насилию).

Почему я вообще начал писать данную статью? Да все просто. Большинство людей не достигают успеха в жизни, именно впадая в синдром толпы, или стадному инстинкту. Все ходят на работу, и я должен. Все покупают дорогой смартфон, и я должен, хотя и использую лишь 1% его возможностей. И так далее.

Истина в том, что успеха в жизни достигают лишь те, кто избегает делать то, что делают другие, т.е. толпы. Это бизнесмены и инвесторы. У этих людей другое мышление, другие цели в жизни, другой образ жизни не потому, что они богаты. Именно наоборот – они богаты, потому что у них другое мышление, другие цели в жизни и другой образ жизни. Они избегают мыслить как толпа. Двигаясь с толпой – результат получишь как у всех. И результат этот – подачка от государства в форме грошовой пенсии на заре жизни.

Источник

     

Синдром
толпы

Одним и тем же словом «толпа» мы называем беснующихся болельщиков, обезумевших людей, в панике бегущих от лавины, озверевших погромщиков, и фанатов, в восторге разрывающих на части свое божество.

Это явления одного порядка и объединяет их феномен обезличенности, социальной деградации и, в то же время, огромный потенциал звериной мощи, которую, умеючи, можно направить в любую сторону. Даже если толпа в едином порыве совершает подвиг, руководит ею не сочувствие благородной идее, а инстинкт подчинения. Ведь «идеи» — это из области разума, а толпа разумом не обладает. Разум в толпе замещен коллективным инстинктом, а человеческие чувства — неопределенной, но чрезвычайно сильной эмоцией, которая может трансформироваться и окрашиваться в зависимости от обстоятельств. Постоянно в этой эмоции то, что она требует выхода, выплеска, разрядки.

Политики во все времена использовали эту энергию толпы: манипулируя коллективным инстинктом и эмоциями, «вожак» может направить энергию толпы на то, что ему нужно в данный момент.
Обычное скопление людей, пассажиров метро, зрителей в кинотеатре или «мирных тружеников», вышедших в выходной день «погулять» на первомайскую демонстрацию, может внезапно превратиться в звероподобную массу, которая способна просуществовать в активном состоянии от нескольких минут до нескольких часов.

                                                            ***

     Повлиять на «толпообразование» может накопившаяся усталость людей, алкоголь и, как правило, общая нервозность, социальная напряженность, ожидание, готовность к некоей предполагаемой опасности, катастрофе.

Помню, в детстве я, дитя 60-х годов никогда не видевшее войны, вздрагивала и напрягалась каждый раз, когда слышала гул пролетающего самолета, ожидая бомбежки. Многие мои ровесники признавались мне в подобной реакции. Тогда же было опубликовано интервью с американской девочкой, посетившей Советский Союз, рассказавшей, что спускаясь с трапа самолета, она инстинктивно сжималась, ожидая, что сейчас в нее начнут стрелять.

Время холодной войны давно прошло, но на место старых «страшилок» и «бесилок» пришли новые: фильмы катастрофы, шоу-бизнес, большой спорт и т.д.. Психологическая напряженность, культивируемая правительствами при помощи средств массовой информации, позволяет активировать процесс толпообразования в считанные минуты.

     Другой причиной, способствующей «толпообразованию», является физическое сдавливание, искусственное сближение людей в толпе. В обычной жизни вокруг человека существует невидимое поле, ощущаемое, как персональное пространство. Это пространство позволяет человеку думать и действовать сознательно, как самостоятельное разумное существо, индивидуальность. Но в толпе капсула личного пространства лопается, и сознательная часть личности человека, лишенная защитной оболочки, моментально «сдает позиции». Ни развитый интеллект, ни высокие моральные качества не спасут человека от «заражения толповирусом».

Когда людям предъявляли документальные ролики с их собственным участием, внутри толпы, они не могли поверить в подлинность этих съемок.

Бессознательное, которое на самом деле составляет 90% нашей природы (но обычно, у цивилизованных людей, пребывает в подавленном, полудремотном состоянии) в момент разрыва персонального пространства немедленно берет власть «в свои руки» и начинает нас «спасать». Так верная собака, которая лая и царапаясь, пытается «спасти» мирно плавающего хозяина. Феномен толпы в том, что человек во мгновение ока может из высокоразвитой личности, превращается в бессмысленное стадное животное, полностью лишенное индивидуальности, не осознающее себя, не помнящее прошлое, не способное даже назвать свое имя. Бессознательное человека не может оценить реальность опасности (оно вообще ничего не может оценить).

Поэтому паническая реакция толпы никогда не бывает адекватна реальной опасности. Зато физическая сила возрастает во много раз, и не только сила толпы в целом, но и сила каждого человека в отдельности, — именно потому, что телом в этот момент управляют 90% нашей сущности, а не обычные 10%.
Ощущение этой силы и, к тому же, вседозволенность, анонимность присущая моменту, когда я заменяется на мы, может превратить паническую толпу в агрессивную. Чем сильнее подавляется бессознательное в обычной жизни, чем сильнее в обществе «крахмальных воротничков» давление правил и условностей, социального регулирования внешней жизни человека, чем глубже прячутся первобытные инстинкты, — тем более неприглядно проявляются они в толпе. (Недаром во всем мире самыми агрессивными и жестокими считаются английские болельщики.)

     Третья предпосылка к толпообразованию – это потребность человека в социализации. Человек проявляет себя как коллективное, социальное существо уже в первые годы своей жизни. Но природная, изначальная способность человека к коммуникации, к совместному творчеству, строительству и обучению, очень далеко отстоит от крайних проявлений «духа толпы». Толпа – это эволюционная регрессия человека до уровня дикаря.

Нерукотворным памятником, воспевающим такой «дух коллективизма» является русская народная песня «Из-за острова на стрежень». Неизбывная популярность этой песни объясняется архетипичностью образа княжны, — девушки, принесенной в жертву идолу толпы.

Эти жертвы приносились тысячелетия назад, в первобытных племенах, и будут приноситься до той поры, пока неандерталец будет властвовать над homo sapiens.

                                                            ***

Стихийно возникшая толпа может продержаться от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от силы действующей причины ее возникновения и от того, появится ли у толпы лидер, вожак.
Для «толпообразования» присутствие лидера не обязательно: скорее сыграет роль истерический крик на определенной частоте, прозвучавший в момент всеобщего «зависания», максимальной растерянности людей, критической точки, когда еще можно предотвратить процесс или выбрать, куда его направить.
Но когда уже прозвучало «ату его!» или «спасайся, кто может!», взывать к разуму и порядочности уже бессмысленно и опасно, — сметут, растопчут, разорвут.

Колоссальная энергия бессознательного, да к тому же во много раз усиленная эмоциональным резонансом большого количества людей требует выхода, выплеска, взрыва. Невозможно развернуть цунами в противоположную сторону или спрятать взрывную волну обратно в маленькую коробочку, после того, как сработал детонатор.

В этот момент для управления стихией есть две различные возможности. Первая – это вернуть толпу в «точку зависания», например, открыв пальбу: толпа от неожиданности на какой-то момент снова застынет, как заяц в луче автомобильных фар, — и в этот момент есть возможность крикнуть вместо «спасайся, кто может», — «люди с медицинским образованием — все ко мне!».
Таким образом люди смогут идентифицировать себя по профессиональному признаку и перестанут быть толпой, толпа будет разбита, рассечена о волнорез. Кроме того, толпа таким образом поменяет структуру, изменится физическая дистанция между людьми, восстановятся персональные пространства и люди получат возможность осознавать свои действия.
Но так действовать может только тренированный профессионал, хорошо управляющий своим голосом, тембром, интонацией, обладающий немалой внутренней силой и уверенностью.

Другая возможность управлять толпой, — это, используя «частоту» ее же резонанса, еще больше усилить его и повести толпу за собой «на подвиг». Для этого нужен профессионализм иного рода; получив вожака, направление, цель, толпа увеличивает свой «срок жизни» по сравнению с неуправляемой толпой. Как любое существо, толпа желает продлить свой срок жизни, и поэтому ищет вожака, жаждет подчиниться силе, авторитету. И управлять таким «существом» (вопреки толкам о неуправляемости толпы) намного легче, чем сознательной социальной структурой: толпа не способна к критическим оценкам, — ни собственных действий, ни действий своего лидера.

    Тина Георгиевская
    

психолог, голосовой тренер.

читать другие статьи по теме  «Толпа»

  
Читайте также:  Синдром кошачьего крика причины кратко

Источник

Раскрывая тему «герой и толпа», необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те «25 глупцов», которые его окружают.

Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный; у него доброе сердце, свободолюбивые взгляды. Конфликт, в который вступают Чацкий и московское общество, весь ход сюжета убедительно доказывают, что Чацкий, по сути дела, один на один с целым мирком в миниатюре (миром Фамусова). Яркие личностные качества Чацкого противопоставляются обществу, все представители которого так единодушны в своих взглядах, убеждениях. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий — единственный русский человек во всей пьесе. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» — вопрошает он, иронизируя над тем, что московское общество одевается по французской моде, предпочитает французскую кухню, французский язык знает лучше, чем русский.

Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот «прислуживаться» ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.

Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.

Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен». Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы «нагнетаются»: «пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей».

Читайте также:  Синдром истощения яичников или недостаточности яичников

В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет «затверженные» речи; затверженные – т.е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете «бестрепетные руки»).

Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта «толпа», он томится в их душном мире, и «наружно погрузясь в их блеск и суету», он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:

Лечу я вольной, вольной птицей

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.

Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: «Почему он такой, почему сеет зло?» дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.

В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него — целое общество. Герою не верили, что он «скромен»; что «глубоко чувствует добро и зло»; что он «готов любить весь мир»; правдив, — и тогда Печорин стал «скрытен», «злопамятен», «завистлив», «выучился ненавидеть»: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Таким образом, раскрывая тему «герой и толпа», «личность и общество», русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.

Источник