Синдром только что родившегося новорожденного это

Синдром только что родившегося новорожденного это thumbnail

Пограничные состояния новорожденных

Пограничные состояния новорожденных – различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма. К пограничным состояниям новорожденных относятся родовая опухоль, простая и токсическая эритема, шелушение кожи, милии, физиологическая мастопатия, физиологический вульвовагинит, физиологическая желтуха, физиологический дисбактериоз, физиологическая диспепсия, мочекислый инфаркт и др. Пограничные состояния новорожденных наблюдаются неонатологом и не требуют специального лечения.

Общие сведения

Пограничные состояния новорожденных – физиологические реакции, отражающие естественную адаптацию организма новорожденного к внеутробному существованию в неонатальном периоде. В педиатрии пограничные состояния новорожденных расцениваются как переходные, транзиторные, которые сохраняются не дольше 3-х недель (у недоношенных младенцев – 4-х недель) и представляют для этого возраста физиологическую норму. В большинстве случаев пограничные состояния новорожденных самостоятельно исчезают к концу неонатального периода, однако, при нарушении адаптивных возможностей организма ребенка, дефектах ухода, неблагоприятных условиях окружающей среды физиологические процессы могут перерастать в патологические, требующие лечения.

Сразу после рождения ребенок попадает в совершенно иные условия существования, нежели те, что окружали его весь период внутриутробного развития. Организм крохи вынужден адаптироваться к значительно более низкой температурной среде; воспринимать зрительные, слуховые и тактильные раздражители; приспосабливаться к новому типу дыхания, питания и выделения и т. д., что ведет к развитию изменений в различных системах организма, т. е. пограничных состояний новорожденных.

Рассмотрим основные пограничные состояния новорожденных: их причины, проявления и патологические процессы, к которым они предрасполагают. О физиологической желтухе новорожденных подробнее можно прочесть здесь.

Пограничные состояния новорожденных

Пограничные состояния новорожденных

Синдром «только что родившегося ребенка»

Данное пограничное состояние новорожденных развивается под воздействием выброса различных гормонов в организме ребенка во время родов и большого количества раздражителей (свет, звук, температура, гравитация – т. н. «сенсорная атака»). Это обусловливает первый вдох, первый крик, сгибательную (эмбриональную) позу новорожденного. В первые минуты после рождения ребенок ведет себя активно: ищет сосок, берет грудь, однако спустя 5-10 минут засыпает.

При неблагоприятных обстоятельствах может развиваться нарушение кардиореспираторной адаптации (кардиореспираторная депрессия) – угнетение жизненно-важных функций в первые минуты и часы жизни.

Физиологическая убыль массы тела

Настоящее пограничное состояние новорожденных отмечается в первые дни и достигает максимальных показателей к 3-4 дню жизни — от 3 до 10% от первоначального веса у здоровых новорожденных. У доношенных детей восстановление массы тела происходит к 6-10 дню (75-80%); у недоношенных – ко 2–3 неделе жизни. Первоначальная потеря массы тела связана с установлением лактации у матери (дефицитом молока), выделением мочи и кала, подсыханием пуповинного остатка у новорожденного и пр. Залогом восстановления и хорошей прибавки массы тела служит раннее прикладывание к груди, естественное вскармливание, кормление «по требованию». При потере более 10% массы тела говорят о гипотрофии у ребенка.

Изменения со стороны кожных покровов

К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся простая эритема, токсическая эритема, милии, шелушение кожных покровов.

Под простой эритемой понимают диффузную гиперемию кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.). Выраженная гиперемия сохраняется 2-3 дня и полностью исчезает к исходу 1-й недели. По мере исчезновения эритемы развивается мелкопластинчатое или крупнопластинчатое шелушение кожи, более выраженное на груди, животе, ладонях и стопах у детей, рожденных от переношенной беременности. Лечения данных пограничных состояний новорожденных не требуется; на участки обильного шелушения кожи после купания можно наносить стерильное растительное масло или специальную детскую косметику.

Примерно у трети новорожденных на 2-5-й сутки жизни развивается пограничное состояние, расцениваемое как токсическая эритема. При этом на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость с большим количеством эозинофилов. Излюбленная локализация элементов – кожа в области суставов, груди, ягодиц. Токсическая эритема обычно регрессирует через 2-3 дня, однако может возобновляться в течение первого месяца жизни. Поскольку в основе токсической эритемы лежит аллергическая реакцию на материнские белки, при выраженных проявлениях или затяжном течении педиатр может назначить ребенку обильное питье и прием антигистаминных препаратов.

Милии (милиа, белые угри) после рождения присутствуют у половины новорожденных. Они представляют собой мелкие пузырьки, содержащие молочно-белый или бело-желтоватый секрет. Милии образуются вследствие закупорки выводных протоков сальных желез; чаще располагаются в области носа и лба; исчезают без лечения в течение 1-2 недель.

Неудовлетворительный уход за кожными покровами новорожденного при данных пограничных состояниях может способствовать развитию инфекционных заболеваний кожи.

Гормональный (половой) криз

Эта группа пограничных состояний новорожденных включает физиологический мастит, десквамативный вульвовагинит у девочек, водянку оболочек яичек у мальчиков. Возникновение полового криза у 2/3 новорожденных связано с действием материнских эстрогенов, получаемых плодом в последние месяцы беременности.

Физиологический мастит (мастопатия) – пограничное состояние новорожденных, характеризующееся нагрубанием молочных желез, гиперемий кожи над ними и выделением молозивоподобного секрета. Данное состояние отмечается у большинства девочек и 50% мальчиков; сохраняется с 3-4-го дня до конца 2-3-й недели жизни. Лечение физиологического мастита не проводится; в случае выраженного набухания молочных желез может быть рекомендовано наложение на грудные железы стерильной повязки. Категорически воспрещается надавливание на молочные железы новорожденного из-за опасности развития инфекционного мастита.

Десквамативный вульвовагинит – пограничное состояние новорожденных девочек, сопровождающееся появлением слизистых или кровянистых выделений из половой щели. Выделения отмечаются у 60-70% девочек в первые три дня жизни и продолжаются 1-3 дня. В 5-7% случаев может развиваться метроррагия в объеме, не превышающем 1-2 мл, что связано с прекращением действия эстрогенов матери. Лечение сводится к проведению туалета наружных половых органов девочки.

У 5–10% мальчиков в период новорожденности развивается гидроцеле, которое проходит самостоятельно, без лечения.

Переходные изменения стула

Переходные изменения стула на первой неделе жизни возникают практически у всех новорожденных. К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся транзиторный дисбактериоз кишечника и физиологическая диспепсия. После отхождения в первые 1-2 дня мекония (первородного кала), имеющего вид густой вязкой массы темно-зеленого цвета, стул у ребенка становится частым. Переходный стул имеет негомогенную консистенцию с примесью комочков и слизи, окраску с чередованием участков темно-зеленого и желто-зеленого цвета. При исследовании копрограммы обнаруживается большое количество лейкоцитов, слизи, жирных кислот. К концу первой недели стул приобретает гомогенную кашицеобразную консистенцию и более однородную желтую окраску. Одновременно с очищением кишечника происходит его заселение бифидо- и лактофлорой.

Отсутствие выделения мекония может свидетельствовать об атрезии прямой кишки или кишечной непроходимости у новорожденного, что требует немедленной консультации детского хирурга. При нарушении формирования микробного пейзажа кишечника развивается истинный дисбактериоз.

Изменения функции почек

К пограничным состояниям новорожденных, характеризующим адаптацию органов мочевыделительной системы к новым условиям, относят транзиторную олигурию, альбуминурию и мочекислый инфаркт новорожденного.

При транзиторной олигурии, свойственной всем здоровым новорожденным в первые 3 суток жизни, отмечается уменьшение выделения мочи. Причинами данного явления служат снижение поступления в организм жидкости и с особенности гемодинамики.

Отмечаемая альбуминурия (протеинурия) вызвана увеличением проницаемости фильтрационного барьера, капилляров и канальцев почек, усиленным гемолизом эритроцитов.

Патогенез мочекислого инфаркта связан с отложением солей мочевой кислоты в просвете почечных канальцев, что приводит к окрашиваю мочи в красноватый цвет и появлению на пеленках коричнево-красных разводов. При исследовании общего анализа мочи обнаруживаются зернистые и гиалиновые цилиндры, эпителий, лейкоциты. При мочекислом инфаркте необходимо следить за адекватным потреблением жидкости и выделением мочи новорожденным. Если данное пограничное состояние у новорожденного не исчезает самостоятельно, примерно с 10-го дня жизни изменения мочи расцениваются как патологические, требующие консультации детского уролога и проведения УЗИ почек ребенку.

Неблагоприятное протекание данных пограничных состояний новорожденных может послужить основой для последующего развития дисметаболической нефропатии, инфекций мочевыводящих путей, мочекаменной болезни.

Прочие пограничные состояния новорожденных

В числе других пограничных состояний новорожденных, прежде всего, следует рассмотреть транзиторные нарушения теплового обмена – гипотермию и гипертермию. Поскольку рождение ребенка знаменуется переходом в иную окружающую среду, температура которой на 12-15°C ниже внутриутробной, в первый час жизни у новорожденного отмечается транзиторная гипотермия (снижение температуры тела до 35,5-35,8°C и ниже). Через несколько часов температуры тела повышается и стабилизируется.

Однако несовершенство терморегуляции, обмена веществ, перегревание на 3-5 сутки жизни приводят к повышению температуры тела до 38-39°C, т. е. к развитию транзиторной гипертермии. На высоте лихорадки ребенок становится беспокойным, могут развиваться признаки обезвоживания. Помощь новорожденному заключается в раскутывании ребенка, назначении обильного питья, нормализации условий окружающей среды (проветривании помещения).

Пограничные состояний новорожденных, обусловленные особенностями метаболизма, включают транзиторный ацидоз, гипогликемию, гипокальциемию, гипомагниемию. Транзиторный ацидоз связан с изменением КОС и газового состава крови после рождения. Транзиторная гипогликемия – снижение концентрации глюкозы крови до 2,8-3,3 ммоль/л обусловлена большими энергетическими затратами новорожденного и быстрым истощением энергетических запасов. Гипокальциемия и гипомагниемия развиваются вследствие функционального гипопаратиреоза, имеющего место в раннем неонатальном периоде. Данные пограничные состояния новорожденных возникают в первые сутки и исчезают к концу первой недели жизни.

Кроме этого, к пограничным состояниям новорожденных относят открытый артериальный проток и открытое овальное окно, которые описаны в соответствующих обзорах.

Источник

ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ — ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×, ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÂÏÌÏÞÅË É ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ×, ÒÁÚ×É×ÁÀÝÉÅÓÑ Õ ÒÅÂÅÎËÁ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ É ÏÔÒÁÖÁÀÝÉÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÕÀ ÐÅÒÅÓÔÒÏÊËÕ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ. ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÒÏÄÏ×ÁÑ ÏÐÕÈÏÌØ, ÐÒÏÓÔÁÑ É ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÉ, ÍÉÌÉÉ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÍÁÓÔÏÐÁÔÉÑ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÖÅÌÔÕÈÁ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÄÉÓÐÅÐÓÉÑ, ÍÏÞÅËÉÓÌÙÊ ÉÎÆÁÒËÔ É ÄÒ. ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÎÅÏÎÁÔÏÌÏÇÏÍ É ÎÅ ÔÒÅÂÕÀÔ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ.

óÏÓÔÏÑÎÉÑ, ÒÅÁËÃÉÉ, ÏÔÒÁÖÁÀÝÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓ ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÅÎÉÑ (ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ) Ë ÒÏÄÁÍ, ÎÏ×ÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ÖÉÚÎÉ, ÎÁÚÙ×ÁÀÔ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÍÉ (ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍÉ, ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÍÉ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ) ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. äÌÑ ÜÔÉÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ, × ÏÔÌÉÞÉÅ ÏÔ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏ ÔÏ, ÞÔÏ ÏÎÉ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ × ÒÏÄÁÈ ÉÌÉ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ É ÚÁÔÅÍ ÐÒÏÈÏÄÑÔ.

ðÅÒÉÏÄ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÓÔÉ — ÐÅÒÉÏÄ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ Ë ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ, É ÏËÏÎÞÁÎÉÅ ÅÇÏ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÅÍ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ (ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÈ, ÁÄÁÐÔÉ×ÎÙÈ) ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ. äÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÅÇÏ ÔÅÞÅÎÉÑ Õ ÒÁÚÎÙÈ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÅÏÄÉÎÁËÏ×Á — ÏÔ 2,5 ÄÏ 3,5 ÎÅÄÅÌØ. äÌÑ ÕÄÏÂÓÔ×Á ëÏÍÉÔÅÔ ÜËÓÐÅÒÔÏ× ÷ïú ÐÒÅÄÌÏÖÉÌ ÓÞÉÔÁÔØ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÙÍ ÐÅÒÉÏÄÏÍ ÐÅÒ×ÙÅ 4 ÎÅÄÅÌÉ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ, Ô.Å. 28 ÄÎÅÊ.

÷ ÒÁÎÎÅÍ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ×ÙÄÅÌÑÀÔ ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÆÁÚÙ (ÐÅÒÉÏÄÙ) ÎÁÉÂÏÌØÛÅÇÏ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ ÁÄÁÐÔÉ×ÎÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ:

  • ÐÅÒ×ÙÅ 30 ÍÉÎ ÖÉÚÎÉ (ÏÓÔÒÁÑ ÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÏ-ÇÅÍÏÄÉÎÁÍÉÞÅÓËÁÑ ÁÄÁÐÔÁÃÉÑ);
  • 1-6 Þ (ÐÅÒÉÏÄ ÁÕÔÏÓÔÁÂÉÌÉÚÁÃÉÉ, ÓÉÎÈÒÏÎÉÚÁÃÉÉ ÏÓÎÏ×ÎÙÈ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÓÉÓÔÅÍ × ÕÓÌÏ×ÉÑÈ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ);
  • 3-4-Å ÓÕÔËÉ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ (ÎÁÐÒÑÖÅÎÎÁÑÍÅÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÁÑ ÁÄÁÐÔÁÃÉÑ × Ó×ÑÚÉ Ó ÐÅÒÅÈÏÄÏÍ ÎÁ ÁÎÁÂÏÌÉÞÅÓËÉÅ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ ÏÂÍÅÎÁ ×ÅÝÅÓÔ×, ÌÁËÔÏÔÒÏÆÎÙÍ ÔÉÐÏÍ ÐÉÔÁÎÉÑ).

óÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎÏË ÐÏÐÁÄÁÅÔ × ÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÏ ÉÎÙÅ ÕÓÌÏ×ÉÑ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ, ÎÅÖÅÌÉ ÔÅ, ÞÔÏ ÏËÒÕÖÁÌÉ ÅÇÏ ×ÅÓØ ÐÅÒÉÏÄ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ. ïÒÇÁÎÉÚÍ ËÒÏÈÉ ×ÙÎÕÖÄÅÎ ÁÄÁÐÔÉÒÏ×ÁÔØÓÑ Ë ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÂÏÌÅÅ ÎÉÚËÏÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÎÏÊ ÓÒÅÄÅ; ×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÚÒÉÔÅÌØÎÙÅ, ÓÌÕÈÏ×ÙÅ É ÔÁËÔÉÌØÎÙÅ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÉ; ÐÒÉÓÐÏÓÁÂÌÉ×ÁÔØÓÑ Ë ÎÏ×ÏÍÕ ÔÉÐÕ ÄÙÈÁÎÉÑ, ÐÉÔÁÎÉÑ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ É Ô. Ä., ÞÔÏ ×ÅÄÅÔ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ × ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÓÉÓÔÅÍÁÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ, Ô. Å. ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ.

óÉÎÄÒÏÍ ‘ÔÏÌØËÏ ÞÔÏ ÒÏÄÉ×ÛÅÇÏÓÑ ÒÅÂÅÎËÁ’

äÁÎÎÏÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÄ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ ×ÙÂÒÏÓÁ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÇÏÒÍÏÎÏ× × ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ ÒÅÂÅÎËÁ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÒÏÄÏ× É ÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ (Ó×ÅÔ, Ú×ÕË, ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ, ÇÒÁ×ÉÔÁÃÉÑ — Ô. Î. ‘ÓÅÎÓÏÒÎÁÑ ÁÔÁËÁ’). üÔÏ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÉ×ÁÅÔ ÐÅÒ×ÙÊ ×ÄÏÈ, ÐÅÒ×ÙÊ ËÒÉË, ÓÇÉÂÁÔÅÌØÎÕÀ (ÜÍÂÒÉÏÎÁÌØÎÕÀ) ÐÏÚÕ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ. ÷ ÐÅÒ×ÙÅ ÍÉÎÕÔÙ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎÏË ×ÅÄÅÔ ÓÅÂÑ ÁËÔÉ×ÎÏ: ÉÝÅÔ ÓÏÓÏË, ÂÅÒÅÔ ÇÒÕÄØ, ÏÄÎÁËÏ ÓÐÕÓÔÑ 5-10 ÍÉÎÕÔ ÚÁÓÙÐÁÅÔ.

ðÒÉ ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÏÂÓÔÏÑÔÅÌØÓÔ×ÁÈ ÍÏÖÅÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ËÁÒÄÉÏÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÏÊ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ (ËÁÒÄÉÏÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÁÑ ÄÅÐÒÅÓÓÉÑ) — ÕÇÎÅÔÅÎÉÅ ÖÉÚÎÅÎÎÏ-×ÁÖÎÙÈ ÆÕÎËÃÉÊ × ÐÅÒ×ÙÅ ÍÉÎÕÔÙ É ÞÁÓÙ ÖÉÚÎÉ.

æÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÕÂÙÌØ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ

îÁÓÔÏÑÝÅÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ É ÄÏÓÔÉÇÁÅÔ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÙÈ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÅÊ Ë 3-4 ÄÎÀ ÖÉÚÎÉ — ÏÔ 3 ÄÏ 10% ÏÔ ÐÅÒ×ÏÎÁÞÁÌØÎÏÇÏ ×ÅÓÁ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. õ ÄÏÎÏÛÅÎÎÙÈ ÄÅÔÅÊ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ Ë 6-10 ÄÎÀ (75-80%); Õ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÈ — ËÏ 2-3 ÎÅÄÅÌÅ ÖÉÚÎÉ. ðÅÒ×ÏÎÁÞÁÌØÎÁÑ ÐÏÔÅÒÑ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ Ó×ÑÚÁÎÁ Ó ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅÍ ÌÁËÔÁÃÉÉ Õ ÍÁÔÅÒÉ (ÄÅÆÉÃÉÔÏÍ ÍÏÌÏËÁ), ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ É ËÁÌÁ, ÐÏÄÓÙÈÁÎÉÅÍ ÐÕÐÏ×ÉÎÎÏÇÏ ÏÓÔÁÔËÁ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ É ÐÒ. úÁÌÏÇÏÍ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ É ÈÏÒÏÛÅÊ ÐÒÉÂÁ×ËÉ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÓÌÕÖÉÔ ÒÁÎÎÅÅ ÐÒÉËÌÁÄÙ×ÁÎÉÅ Ë ÇÒÕÄÉ, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏÅ ×ÓËÁÒÍÌÉ×ÁÎÉÅ, ËÏÒÍÌÅÎÉÅ ‘ÐÏ ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÀ’. ðÒÉ ÐÏÔÅÒÅ ÂÏÌÅÅ 10% ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÇÏ×ÏÒÑÔ Ï ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ.

éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×

ë ÄÁÎÎÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÐÒÏÓÔÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÍÉÌÉÉ, ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×.

ðÏÄ ÐÒÏÓÔÏÊ ÜÒÉÔÅÍÏÊ ÐÏÎÉÍÁÀÔ ÄÉÆÆÕÚÎÕÀ ÇÉÐÅÒÅÍÉÀ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï× ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÒÁÚ×É×ÁÀÝÕÀÓÑ ÐÏÓÌÅ ÕÄÁÌÅÎÉÑ ÐÅÒ×ÏÒÏÄÎÏÊ ÓÍÁÚËÉ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ËÏÖÉ Ë ÎÏ×ÙÍ ÆÁËÔÏÒÁÍ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (×ÏÚÄÕÈÕ, Ó×ÅÔÕ É ÄÒ.). ÷ÙÒÁÖÅÎÎÁÑ ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ 2-3 ÄÎÑ É ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ÉÓÞÅÚÁÅÔ Ë ÉÓÈÏÄÕ 1-Ê ÎÅÄÅÌÉ. ðÏ ÍÅÒÅ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÑ ÜÒÉÔÅÍÙ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÍÅÌËÏÐÌÁÓÔÉÎÞÁÔÏÅ ÉÌÉ ËÒÕÐÎÏÐÌÁÓÔÉÎÞÁÔÏÅ ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÉ, ÂÏÌÅÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÅ ÎÁ ÇÒÕÄÉ, ÖÉ×ÏÔÅ, ÌÁÄÏÎÑÈ É ÓÔÏÐÁÈ Õ ÄÅÔÅÊ, ÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔ ÐÅÒÅÎÏÛÅÎÎÏÊ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ. ìÅÞÅÎÉÑ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÅ ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ; ÎÁ ÕÞÁÓÔËÉ ÏÂÉÌØÎÏÇÏ ÛÅÌÕÛÅÎÉÑ ËÏÖÉ ÐÏÓÌÅ ËÕÐÁÎÉÑ ÍÏÖÎÏ ÎÁÎÏÓÉÔØ ÓÔÅÒÉÌØÎÏÅ ÒÁÓÔÉÔÅÌØÎÏÅ ÍÁÓÌÏ ÉÌÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÕÀ ÄÅÔÓËÕÀ ËÏÓÍÅÔÉËÕ.

ðÒÉÍÅÒÎÏ Õ ÔÒÅÔÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÁ 2-5-Ê ÓÕÔËÉ ÖÉÚÎÉ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ, ÒÁÓÃÅÎÉ×ÁÅÍÏÅ ËÁË ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÎÁ ËÏÖÅ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÜÒÉÔÅÍÁÔÏÚÎÙÅ ÐÑÔÎÁ Ó ÐÕÚÙÒØËÁÍÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÍÉ ÐÒÏÚÒÁÞÎÕÀ ÓÅÒÏÚÎÕÀ ÖÉÄËÏÓÔØ Ó ÂÏÌØÛÉÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×ÏÍ ÜÏÚÉÎÏÆÉÌÏ×. éÚÌÀÂÌÅÎÎÁÑ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÑ ÜÌÅÍÅÎÔÏ× — ËÏÖÁ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Ï×, ÇÒÕÄÉ, ÑÇÏÄÉÃ. ôÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ ÏÂÙÞÎÏ ÒÅÇÒÅÓÓÉÒÕÅÔ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÄÎÑ, ÏÄÎÁËÏ ÍÏÖÅÔ ×ÏÚÏÂÎÏ×ÌÑÔØÓÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ×ÏÇÏ ÍÅÓÑÃÁ ÖÉÚÎÉ. ðÏÓËÏÌØËÕ × ÏÓÎÏ×Å ÔÏËÓÉÞÅÓËÏÊ ÜÒÉÔÅÍÙ ÌÅÖÉÔ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÁÑ ÒÅÁËÃÉÀ ÎÁ ÍÁÔÅÒÉÎÓËÉÅ ÂÅÌËÉ, ÐÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÈ ÉÌÉ ÚÁÔÑÖÎÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ ÐÅÄÉÁÔÒ ÍÏÖÅÔ ÎÁÚÎÁÞÉÔØ ÒÅÂÅÎËÕ ÏÂÉÌØÎÏÅ ÐÉÔØÅ É ÐÒÉÅÍ ÁÎÔÉÇÉÓÔÁÍÉÎÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×.

íÉÌÉÉ (ÍÉÌÉÁ, ÂÅÌÙÅ ÕÇÒÉ) ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÀÔ Õ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. ïÎÉ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÍÅÌËÉÅ ÐÕÚÙÒØËÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÍÏÌÏÞÎÏ-ÂÅÌÙÊ ÉÌÉ ÂÅÌÏ-ÖÅÌÔÏ×ÁÔÙÊ ÓÅËÒÅÔ. íÉÌÉÉ ÏÂÒÁÚÕÀÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÚÁËÕÐÏÒËÉ ×Ù×ÏÄÎÙÈ ÐÒÏÔÏËÏ× ÓÁÌØÎÙÈ ÖÅÌÅÚ; ÞÁÝÅ ÒÁÓÐÏÌÁÇÁÀÔÓÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÎÏÓÁ É ÌÂÁ; ÉÓÞÅÚÁÀÔ ÂÅÚ ÌÅÞÅÎÉÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ 1-2 ÎÅÄÅÌØ.

îÅÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÔÅÌØÎÙÊ ÕÈÏÄ ÚÁ ËÏÖÎÙÍÉ ÐÏËÒÏ×ÁÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÐÒÉ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÈ ÍÏÖÅÔ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×Ï×ÁÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ.

çÏÒÍÏÎÁÌØÎÙÊ (ÐÏÌÏ×ÏÊ) ËÒÉÚ

üÔÁ ÇÒÕÐÐÁ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÁÓÔÉÔ, ÄÅÓË×ÁÍÁÔÉ×ÎÙÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ Õ ÄÅ×ÏÞÅË, ×ÏÄÑÎËÕ ÏÂÏÌÏÞÅË ÑÉÞÅË Õ ÍÁÌØÞÉËÏ×. ÷ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÅ ÐÏÌÏ×ÏÇÏ ËÒÉÚÁ Õ 2/3 ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ ÍÁÔÅÒÉÎÓËÉÈ ÜÓÔÒÏÇÅÎÏ×, ÐÏÌÕÞÁÅÍÙÈ ÐÌÏÄÏÍ × ÐÏÓÌÅÄÎÉÅ ÍÅÓÑÃÙ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ.

æÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÁÓÔÉÔ (ÍÁÓÔÏÐÁÔÉÑ) — ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÅÅÓÑ ÎÁÇÒÕÂÁÎÉÅÍ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÖÅÌÅÚ, ÇÉÐÅÒÅÍÉÊ ËÏÖÉ ÎÁÄ ÎÉÍÉ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÌÏÚÉ×ÏÐÏÄÏÂÎÏÇÏ ÓÅËÒÅÔÁ. äÁÎÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ Õ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Á ÄÅ×ÏÞÅË É 50% ÍÁÌØÞÉËÏ×; ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ Ó 3-4-ÇÏ ÄÎÑ ÄÏ ËÏÎÃÁ 2-3-Ê ÎÅÄÅÌÉ ÖÉÚÎÉ. ìÅÞÅÎÉÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÍÁÓÔÉÔÁ ÎÅ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ; × ÓÌÕÞÁÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÎÁÂÕÈÁÎÉÑ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÖÅÌÅÚ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÏ ÎÁÌÏÖÅÎÉÅ ÎÁ ÇÒÕÄÎÙÅ ÖÅÌÅÚÙ ÓÔÅÒÉÌØÎÏÊ ÐÏ×ÑÚËÉ. ëÁÔÅÇÏÒÉÞÅÓËÉ ×ÏÓÐÒÅÝÁÅÔÓÑ ÎÁÄÁ×ÌÉ×ÁÎÉÅ ÎÁ ÍÏÌÏÞÎÙÅ ÖÅÌÅÚÙ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÉÚ-ÚÁ ÏÐÁÓÎÏÓÔÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ÍÁÓÔÉÔÁ.

äÅÓË×ÁÍÁÔÉ×ÎÙÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ — ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÄÅ×ÏÞÅË, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÉÌÉ ËÒÏ×ÑÎÉÓÔÙÈ ×ÙÄÅÌÅÎÉÊ ÉÚ ÐÏÌÏ×ÏÊ ÝÅÌÉ. ÷ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ Õ 60-70% ÄÅ×ÏÞÅË × ÐÅÒ×ÙÅ ÔÒÉ ÄÎÑ ÖÉÚÎÉ É ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÔÓÑ 1-3 ÄÎÑ. ÷ 5-7% ÓÌÕÞÁÅ× ÍÏÖÅÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÍÅÔÒÏÒÒÁÇÉÑ × ÏÂßÅÍÅ, ÎÅ ÐÒÅ×ÙÛÁÀÝÅÍ 1-2 ÍÌ, ÞÔÏ Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÐÒÅËÒÁÝÅÎÉÅÍ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÜÓÔÒÏÇÅÎÏ× ÍÁÔÅÒÉ. ìÅÞÅÎÉÅ Ó×ÏÄÉÔÓÑ Ë ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÀ ÔÕÁÌÅÔÁ ÎÁÒÕÖÎÙÈ ÐÏÌÏ×ÙÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÄÅ×ÏÞËÉ.

õ 5-10% ÍÁÌØÞÉËÏ× × ÐÅÒÉÏÄ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÓÔÉ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÇÉÄÒÏÃÅÌÅ, ËÏÔÏÒÏÅ ÐÒÏÈÏÄÉÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÂÅÚ ÌÅÞÅÎÉÑ.

ðÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÔÕÌÁ

ðÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÔÕÌÁ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÅ ÖÉÚÎÉ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ Õ ×ÓÅÈ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. ë ÄÁÎÎÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ ËÉÛÅÞÎÉËÁ É ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÄÉÓÐÅÐÓÉÑ. ðÏÓÌÅ ÏÔÈÏÖÄÅÎÉÑ × ÐÅÒ×ÙÅ 1-2 ÄÎÑ ÍÅËÏÎÉÑ (ÐÅÒ×ÏÒÏÄÎÏÇÏ ËÁÌÁ), ÉÍÅÀÝÅÇÏ ×ÉÄ ÇÕÓÔÏÊ ×ÑÚËÏÊ ÍÁÓÓÙ ÔÅÍÎÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ Ã×ÅÔÁ, ÓÔÕÌ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÞÁÓÔÙÍ. ðÅÒÅÈÏÄÎÙÊ ÓÔÕÌ ÉÍÅÅÔ ÎÅÇÏÍÏÇÅÎÎÕÀ ËÏÎÓÉÓÔÅÎÃÉÀ Ó ÐÒÉÍÅÓØÀ ËÏÍÏÞËÏ× É ÓÌÉÚÉ, ÏËÒÁÓËÕ Ó ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÅÍ ÕÞÁÓÔËÏ× ÔÅÍÎÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ É ÖÅÌÔÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ Ã×ÅÔÁ. ðÒÉ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ËÏÐÒÏÇÒÁÍÍÙ ÏÂÎÁÒÕÖÉ×ÁÅÔÓÑ ÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÌÅÊËÏÃÉÔÏ×, ÓÌÉÚÉ, ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ. ë ËÏÎÃÕ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÉ ÓÔÕÌ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÅÔ ÇÏÍÏÇÅÎÎÕÀ ËÁÛÉÃÅÏÂÒÁÚÎÕÀ ËÏÎÓÉÓÔÅÎÃÉÀ É ÂÏÌÅÅ ÏÄÎÏÒÏÄÎÕÀ ÖÅÌÔÕÀ ÏËÒÁÓËÕ. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ Ó ÏÞÉÝÅÎÉÅÍ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÅÇÏ ÚÁÓÅÌÅÎÉÅ ÂÉÆÉÄÏ- É ÌÁËÔÏÆÌÏÒÏÊ.

ïÔÓÕÔÓÔ×ÉÅ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÍÅËÏÎÉÑ ÍÏÖÅÔ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×Ï×ÁÔØ Ï ÁÔÒÅÚÉÉ ÐÒÑÍÏÊ ËÉÛËÉ ÉÌÉ ËÉÛÅÞÎÏÊ ÎÅÐÒÏÈÏÄÉÍÏÓÔÉ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÞÔÏ ÔÒÅÂÕÅÔ ÎÅÍÅÄÌÅÎÎÏÊ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÈÉÒÕÒÇÁ. ðÒÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÉ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÍÉËÒÏÂÎÏÇÏ ÐÅÊÚÁÖÁ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÉÓÔÉÎÎÙÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ.

éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÆÕÎËÃÉÉ ÐÏÞÅË

ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÉÍ ÁÄÁÐÔÁÃÉÀ ÏÒÇÁÎÏ× ÍÏÞÅ×ÙÄÅÌÉÔÅÌØÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ Ë ÎÏ×ÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ, ÏÔÎÏÓÑÔ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÕÀ ÏÌÉÇÕÒÉÀ, ÁÌØÂÕÍÉÎÕÒÉÀ É ÍÏÞÅËÉÓÌÙÊ ÉÎÆÁÒËÔ.

ðÒÉ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÏÊ ÏÌÉÇÕÒÉÉ, Ó×ÏÊÓÔ×ÅÎÎÏÊ ×ÓÅÍ ÚÄÏÒÏ×ÙÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÍ × ÐÅÒ×ÙÅ 3 ÓÕÔÏË ÖÉÚÎÉ, ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÍÏÞÉ. ðÒÉÞÉÎÁÍÉ ÄÁÎÎÏÇÏ Ñ×ÌÅÎÉÑ ÓÌÕÖÁÔ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ ÖÉÄËÏÓÔÉ É Ó ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÇÅÍÏÄÉÎÁÍÉËÉ.

ïÔÍÅÞÁÅÍÁÑ ÁÌØÂÕÍÉÎÕÒÉÑ (ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ) ×ÙÚ×ÁÎÁ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅÍ ÐÒÏÎÉÃÁÅÍÏÓÔÉ ÆÉÌØÔÒÁÃÉÏÎÎÏÇÏ ÂÁÒØÅÒÁ, ËÁÐÉÌÌÑÒÏ× É ËÁÎÁÌØÃÅ× ÐÏÞÅË, ÕÓÉÌÅÎÎÙÍ ÇÅÍÏÌÉÚÏÍ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ×.

ðÁÔÏÇÅÎÅÚ ÍÏÞÅËÉÓÌÏÇÏ ÉÎÆÁÒËÔÁ Ó×ÑÚÁÎ Ó ÏÔÌÏÖÅÎÉÅÍ ÓÏÌÅÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ × ÐÒÏÓ×ÅÔÅ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÁÎÁÌØÃÅ×, ÞÔÏ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÏËÒÁÛÉ×ÁÀ ÍÏÞÉ × ËÒÁÓÎÏ×ÁÔÙÊ Ã×ÅÔ É ÐÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÎÁ ÐÅÌÅÎËÁÈ ËÏÒÉÞÎÅ×Ï-ËÒÁÓÎÙÈ ÒÁÚ×ÏÄÏ×. ðÒÉ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÏÂÝÅÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ ÍÏÞÉ ÏÂÎÁÒÕÖÉ×ÁÀÔÓÑ ÚÅÒÎÉÓÔÙÅ É ÇÉÁÌÉÎÏ×ÙÅ ÃÉÌÉÎÄÒÙ, ÜÐÉÔÅÌÉÊ, ÌÅÊËÏÃÉÔÙ. ðÒÉ ÍÏÞÅËÉÓÌÏÍ ÉÎÆÁÒËÔÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÓÌÅÄÉÔØ ÚÁ ÁÄÅË×ÁÔÎÙÍ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅÍ ÖÉÄËÏÓÔÉ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÍ. åÓÌÉ ÄÁÎÎÏÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÎÅ ÉÓÞÅÚÁÅÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÐÒÉÍÅÒÎÏ Ó 10-ÇÏ ÄÎÑ ÖÉÚÎÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÍÏÞÉ ÒÁÓÃÅÎÉ×ÁÀÔÓÑ ËÁË ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ, ÔÒÅÂÕÀÝÉÅ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÕÒÏÌÏÇÁ É ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ õúé ÐÏÞÅË ÒÅÂÅÎËÕ.

îÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÅ ÐÒÏÔÅËÁÎÉÅ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÍÏÖÅÔ ÐÏÓÌÕÖÉÔØ ÏÓÎÏ×ÏÊ ÄÌÑ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÄÉÓÍÅÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÏÊ ÎÅÆÒÏÐÁÔÉÉ, ÉÎÆÅËÃÉÊ ÍÏÞÅ×Ù×ÏÄÑÝÉÈ ÐÕÔÅÊ, ÍÏÞÅËÁÍÅÎÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÉ.

ðÒÏÞÉÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ

÷ ÞÉÓÌÅ ÄÒÕÇÉÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÐÒÅÖÄÅ ×ÓÅÇÏ, ÓÌÅÄÕÅÔ ÒÁÓÓÍÏÔÒÅÔØ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÔÅÐÌÏ×ÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ — ÇÉÐÏÔÅÒÍÉÀ É ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÀ. ðÏÓËÏÌØËÕ ÒÏÖÄÅÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ ÚÎÁÍÅÎÕÅÔÓÑ ÐÅÒÅÈÏÄÏÍ × ÉÎÕÀ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ, ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ ËÏÔÏÒÏÊ ÎÁ 12-15œC ÎÉÖÅ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÊ, × ÐÅÒ×ÙÊ ÞÁÓ ÖÉÚÎÉ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÁÑ ÇÉÐÏÔÅÒÍÉÑ (ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÄÏ 35,5-35,8œC É ÎÉÖÅ). þÅÒÅÚ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÓÏ× ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ É ÓÔÁÂÉÌÉÚÉÒÕÅÔÓÑ.

ïÄÎÁËÏ ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÓÔ×Ï ÔÅÒÍÏÒÅÇÕÌÑÃÉÉ, ÏÂÍÅÎÁ ×ÅÝÅÓÔ×, ÐÅÒÅÇÒÅ×ÁÎÉÅ ÎÁ 3-5 ÓÕÔËÉ ÖÉÚÎÉ ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÐÏ×ÙÛÅÎÉÀ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÄÏ 38-39œC, Ô. Å. Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÉ. îÁ ×ÙÓÏÔÅ ÌÉÈÏÒÁÄËÉ ÒÅÂÅÎÏË ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÂÅÓÐÏËÏÊÎÙÍ, ÍÏÇÕÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÏÂÅÚ×ÏÖÉ×ÁÎÉÑ. ðÏÍÏÝØ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÍÕ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÒÁÓËÕÔÙ×ÁÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ, ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÉ ÏÂÉÌØÎÏÇÏ ÐÉÔØÑ, ÎÏÒÍÁÌÉÚÁÃÉÉ ÕÓÌÏ×ÉÊ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (ÐÒÏ×ÅÔÒÉ×ÁÎÉÉ ÐÏÍÅÝÅÎÉÑ).

ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÍÉ ÍÅÔÁÂÏÌÉÚÍÁ, ×ËÌÀÞÁÀÔ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÁÃÉÄÏÚ, ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÀ, ÇÉÐÏËÁÌØÃÉÅÍÉÀ, ÇÉÐÏÍÁÇÎÉÅÍÉÀ. ôÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÁÃÉÄÏÚ Ó×ÑÚÁÎ Ó ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ëïó É ÇÁÚÏ×ÏÇÏ ÓÏÓÔÁ×Á ËÒÏ×É ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ. ôÒÁÎÚÉÔÏÒÎÁÑ ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÑ — ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÇÌÀËÏÚÙ ËÒÏ×É ÄÏ 2,8-3,3 ÍÍÏÌØ/Ì ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÁ ÂÏÌØÛÉÍÉ ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÉÍÉ ÚÁÔÒÁÔÁÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ É ÂÙÓÔÒÙÍ ÉÓÔÏÝÅÎÉÅÍ ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÐÁÓÏ×. çÉÐÏËÁÌØÃÉÅÍÉÑ É ÇÉÐÏÍÁÇÎÉÅÍÉÑ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ÇÉÐÏÐÁÒÁÔÉÒÅÏÚÁ, ÉÍÅÀÝÅÇÏ ÍÅÓÔÏ × ÒÁÎÎÅÍ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ. äÁÎÎÙÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ × ÐÅÒ×ÙÅ ÓÕÔËÉ É ÉÓÞÅÚÁÀÔ Ë ËÏÎÃÕ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÉ ÖÉÚÎÉ.

ëÒÏÍÅ ÜÔÏÇÏ, Ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔ ÏÔËÒÙÔÙÊ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÙÊ ÐÒÏÔÏË É ÏÔËÒÙÔÏÅ Ï×ÁÌØÎÏÅ ÏËÎÏ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÐÉÓÁÎÙ × ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÏÂÚÏÒÁÈ.

ïÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ:

÷ÓÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ËÏÔÏÒÙÅ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ Õ ÍÌÁÄÅÎÃÁ ÐÅÒ×ÙÈ ÞÅÔÙÒÅÈ ÎÅÄÅÌØ ÖÉÚÎÉ, Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÄÌÑ ÜÔÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÁÂÓÏÌÀÔÎÏÊ ÎÏÒÍÏÊ. ÷ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÏÎÉ ÎÅ ÔÒÅÂÕÀÔ ÌÅÞÅÎÉÑ É ÐÒÏÈÏÄÑÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ × ÐÒÏÃÅÓÓÅ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ Ë ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÊ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ. ìÉÛØ ÔÏÇÄÁ, ËÏÇÄÁ ÉÚ-ÚÁ ÏÓÌÏÖÎÅÎÎÏÊ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ ÍÁÌÙÛ ÒÏÄÉÌÓÑ ÎÅÚÄÏÒÏ×ÙÍ, ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ÐÅÒÅÒÁÓÔÉ × ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÃÅÓÓ, ËÏÔÏÒÙÊ ÐÏÔÒÅÂÕÅÔ ÌÅÞÅÎÉÑ.

÷ÁÖÎÏ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ×ÙÛÅÐÅÒÅÞÉÓÌÅÎÎÙÅ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÓÞÉÔÁÀÔÓÑ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ ÔÏÌØËÏ ÄÌÑ ÍÌÁÄÅÎÃÅ×, ÎÅ ÄÏÓÔÉÇÛÉÈ ÍÅÓÑÞÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ. éÈ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ Õ ÂÏÌÅÅ ÓÔÁÒÛÉÈ ÄÅÔÅÊ ÔÒÅÂÕÅÔ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÏÂÒÁÝÅÎÉÑ Ë ×ÒÁÞÕ, ÔÁË ËÁË × ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÅÍ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÕÖÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÚÎÁËÏÍ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ.

Источник