Синдром сверхценных увлечений и интересов
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
[Если описанный синдром наблюдается в рамках психопатоподобной шизофрении, то, согласно адаптированному для применения в РФ варианту МКБ–10, он должен шифроваться в разделе F21 “Шизотипическое расстройство” (где рекомендовано кодировать случаи психопатоподобной шизофрении). Если данный синдром диагностирован в рамках какого-либо вида психопатии, то он шифруется соответственно этому виду психопатии в рубриках F60–61. (Г. Скобло)]
В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой аффективно заряженное стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Общими особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются: возможность их клинического оформления как в виде самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных пубертатных психопатологических синдромов; тесная спаянность их содержания с психологическими проявлениями пубертатной психики; личностный уровень расстройств; наличие в каждом из вариантов как патологических сверхценностей, так и их непатологических аналогов (доминирующие представления, оценки, суждения).
В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Имеются в виду усиленные занятия каким-либо делом, не имеющим практического смысла: например, изучением какого-то не используемого и забытого иностранного языка; односторонняя поглощенность каким-то одним видом физических упражнений; “запойное чтение” всего, что “попадет под руку”; “самообразование” путем последовательного переписывания томов энциклопедии; увлечение вегетарианством и способами “очистки организма”, выходящими за пределы разумного и наносящими очевидный вред организму; нелепое коллекционирование (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, баночек из-под пива и т. п.); составление каталогов названий улиц, маршрутов транспорта; систематическое ведение дневников, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; многочасовые, до изнеможения, в ущерб школьным занятиям игры с самим собой в “перышки”, “расшибалку”, “запойные” компьютерные игры и т. п.
Если сравнить понятия “влечений” и “увлечений”, то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют аффективные расстройства по дистимическому типу и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям. Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно аффективно заряженные увлечения в виде “запойного чтения”. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются чрезмерная склонность к самоанализу, “самокопанию”, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний.
При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, шизоидными и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дизадаптацией.
Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит в:
1) крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удоволетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий);
2) необычность и вычурность увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности;
3) непродуктивность увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается).
Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для последней. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1–2 лет) могут иметь место и при препсихопатических состояниях. Более раннее возникновение сверхценностей при шизофрении, почти сразу приобретающих патологический характер, значительно отличает их от таковых при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом.
В отличие от синдрома метафизической интоксикации, более часто встречающегося при шизофрении, в этих случаях речь идет об односторонних сверхценных увлечениях, но не о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования; т. е. при патологических увлечениях на первый план выступает деятельность, а не мечтания, фантазирование и размышления. (В. Гурьева)
Date: 2015-05-23; view: 1361; Нарушение авторских прав
Источник
Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.
В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.
Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.
Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.
В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».
При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.
Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».
Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».
К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.
Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».
Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.
Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.
В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.
Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.
Источник
С^бщим для этих синдромов, которые встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте, является наличие связанных с болезненно усиленными влечениями аффективно заряженных сверхценных интересов и увлечений, которые имеют односторонний, нередко абстрактный характер. В зависимости от характера преобладающей сверхценной деятельности могут быть выделены две основные группы таких синдромов.
В первой группе преобладает сверхценная идеаторная, интеллектуальная деятельность познавательного характера: подростки усиленно размышляютуо «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или «конструкции вечного двигателя» и т.
п. Подобным сверхценным интересам и увлечениям уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают о еде, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, «списывая толстые тетради многочисленными цитатами. При этом в большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождёнии описываемых сверхценных интересов и увлечений.
Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет характер непродуктивного «вращения в замкнутом круге одних и тех же идей», бесплодного «болезненного мудрствования» (по Г. Е. Сухаревой, 1959), тогда как в других случаях она может быть достаточно продуктивной, в известной мере способствуя обогащению интеллектуальный сторон личности (Л. Б. Дубницкий, 1977).
Среди подростков со сверхценными интересами и увлечениями, относимыми к первой группе, одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве, предаваться раздумьям и размышлениям по занимающим их проблемам, однако не проявляют стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их активно отстаивать. В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными», в другой, «активной», подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить окружающим свои идеи, убедить их в правильности своих мыслей; доказать свою правоту, осуществить теми или иными способами свои убеждения, нередко — направить в соответствующие инстанции, например, научно-ис- следовательские институты, министерства и ведомства, различные «йроекты» и «планы реформ».
При обоих вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений: пассивном и активном, в высказываниях и письменном твдрчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой. Описанные сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения у подростков и в юношеском возрасте традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (ийш философическая) интоксикация», который был предложен в 1924 г.
немецким психиатром ТЬ. 21еЬеп.‘Неудачность этого термина, на которую указывает ряд авторов (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий,
1977) , заключается прежде всего в том, что он не отражает психопатологической сущности обозначаемых им расстройств, кроме того, он не полностью отвечает содержанию этих расстройств, которые далеко не исчерпываются вопросами философского характера. Более удачным, хотя также неполным, является предлагаемый Р. А. Наджаровым (1964) термин «странные увлечения». Приводим наблюдение, которое иллюстрирует проявление «активного» варианта односторонних сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений.
А., 13У2 лет, с детства отличавшийся замкнутостью, склонностью к играм 4в одиночестве, не имевший друзей, в возрасте 11 лет обнаружил повышенный интерес к зоологии, целыми днями читал книги о жизни зверей, птиц, насекомых, учебники зоологии, проводил специальные наблюдения за поведением собаки и кошки, которые жили в их доме, записывал результаты этих наблюдений. В возрасте 12 лет, услышав передачу об охране животных, начал размышлять над этой проблемой. Прищел к выводу, что «охрана животных — дело всех людей на Земле»; «если постоянно не заниматься охраной животных, может погибнуть все живое на Земле, в том числе и человечество». Активно высказывался дома и в школе о необходимости запрета всякой охоты и рыбной ловли. Спустя полгода стал отказываться от мясной и рыбной пищи, категорически заявив, что «не будет содействовать уничтожению животных». Требовал от родителей, чтобы они не упоминали о мясе и рыбе в его присутствии, тщательно закрывал дверь в свою комнату, когда на кухне готовили что-либо мясное, чтобы не проникал запах мяса. В школе отказывался смотреть на коллекции насекомых, говоря, что вид мертвых насекомых причиняет ему боль. Следил за тем, чтобы родители случайно не раздавили каких-нибудь насекомых при ходьбе, требовал, чтобы они осторожно ходили, смотрели под ноги. Не разрешал матери выгонять мух из комнаты, спасал насекомых, упавших в бочку с водой, накрывал полиэтиленовой пленкой ванну, чтобы не утонуло какое-нибудь насекомое, ю этой же целью накрывал бумагой стаканы с молоком. Раздражался и начинал говорить грубости, если родители отказывались выполнять его требования. Питался в основном кашами, картофелем. В связи с избирательностью в еде значительно похудел, тем не менее наотрез отказывался есть мясные и рыбные блюда. В школе поведение оставалось правильным, был активным членом биологического кружка, успевал по всем предметам на 4 и 5. Кроме учебников, читал только книги по биологии и о жизни животных. Обдумывал, каким образом можно будет со временем заменить мясную и рыбную пищу растительной пищей, приготовленной из водорослей.
В данном наблюдении сверхценные интересы и увлечения интеллектуального, познавательного плана стали исходным моментом для формирования особой «теоретической концепции» или даже своеобразного «мировоззрения» на основании общеизвестного положения. С другой стороны, обращает на себя внимание активная деятельность по реализации сверхценных идей. Особая охваченность этими идеями, выраженное болезненное изменение поведения в семье, приобретающего временами нелепый характер, позволяет говорить о том, что сверхценные *идеи обнаруживают в данном случае тенденцию к переходу в «сверхценный бред», а состояние в целом приближается к паранойяльному. Участие выраженного аффективного компонента, охваченность сверхценной деятельностью, почти целиком занимающей подростка, свидетельствует о важной роли болезненно усиленных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.
Приэеденное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка.
Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к той или иной конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение. Интеллектуальный, идеаторный компонент при этом представлен слабо, недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах (Р. А. Наджаров, 1964; Л. Б. Дубницкий, 1977). Последний из упомянутых авторов обозначает этот тип сверхценных интересов и увлечений как «вариант метафизической интоксикации с преобладанием компонента влечений». Ввиду
того что отчетливый компонент влечений имеется при всех вариантах расстройств, относимых к данной группе, более обоснованно обозначать данную группу синдромов- как «синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».
К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенным и практически не используемым в повседневной жизни иностранным языком, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений с целью достижения определенного физического совершенства (например, один из наблюдавшихся нами подростков ежедневно подолгу держал гирю в 2 кг поочередно в каждой руке для «укрепления связочного аппарата рук»). Сюда же относятся так называемое «запойное чтение» (М. Ш. Вроно, 1971), упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виДы коллекционирования (например, коллекционирование косточек от различных плодов, испраж- * нений разных животных, гвоздей разной формы1 и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и многие другие увлечения. К данной группе расстройств более подходит обозначение односторонние, сверхценные увлечения, чем сверхценные интересы. В этих случаях вполне приложим также термин Р. А. Наджарова (1964) «странные увлечения». Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.
Односторонние сверхценные интересы и увлечения, в особенности те, которые обозначаются термином «метафизическая (или философическая) интоксикация», известны сравнительно давно. Первое описание их принадлежит русскому психиатру П. А. Бутковскому, который в своем руководстве по душевным болезням, изданном в 1834 г., выделил две формы этих расстройств: «сумасбродство», для которого характерна склонность больных к пассивным размышлениям над различными трудно разрешимыми проблемами, и «суемудрие», которое проявляется в виде особой охваченности предметом размышлений и активного стремления «раскрыть тайны природы», «познать сверхъестественные явления».
Э конце XIX и начале XX века были расширены представления о психопатологии этих явлений и, что весьма важно, показана их связь с болезненно заостренными чертами пубертатной психики (Н. ЗсЬШе, 1880; В. Моге1, 1880; V. Ма^пап, 1897; К. В1гпЬаиш, 1906; 31гоЬшауег, 1913,
и др., цит. по Л. Б. Дубницкому, 1977). Особенно важным этапом в изучении психопатологии описываемых нарушений явилось исследование ТЬ. 21еЬеп (1924), который объединил до того разрозненные расстройства, проявлявшиеся односторонними абстрактными увлечениями, под общим названием «метафизическая (или философическая) интоксикация», обосновал значение механизма сверхценности как психопатологической основы этой группы расстройств и еще раз показал роль болезненно заостренных черт пубертатной психики в их происхождении. Вместе с тем в литературе имеется точка зрения, согласно которой явления «метафизической интоксикации» связаны не столько с патогенетическим влиянием пубертатных сдвигов, сколько со*5 спецификой шизофренического процесса, который в начальной стадии заболевания ведет к болезненно искаженному познанию действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования (Н. (ЗгиЬ- 1е, 1929; К. ^зрегз, 1946; Ш. Мауег-Огозз, 1960; А. Зсаппа, 1962):
Против этого, однако, свидетельствуют, с одной стороны, преимущественное возникновение явлений «метафизической интоксикации» и других сверхценных интересов и увлечений в пубертатном возрасте (обычно в интервале от 11 до 17 лет, по данным Л. Б. Дубницкого, 1977), а с другой — возможность появления расстройств, относящихся к «метафизической интоксикации» не только при шизофрении, но и в рамках некоторых других нозологических форм, прежде всего при психопатиях шизоидного круга (Е. Кге1зсЬшег, 1953; Г. Е. Сухарева, 1959)..
В советской психиатрии первое углубленное исследование психопатологии синдрома «метафизической интоксикации» проведено Р. А. Наджаровым (1964). На основании изучения синдрома как ведущего при одном из вариантов юношеской «ядерной» шизофрении он показал, что основными компонентами психопатологической, структуры синдрома «метафизической интоксикации» являются резонерство, сверхценность -и патология влечений, в зависимости, от того или иного соотношения которых могут’ быть выделены отдельные варианты синдрома. Последние определенным образом коррелируют с темпом течения заболевания: так при менее прогредиентном процессе преобладает компонент сверхценности, а при более злокачественном—компонент влечения. Эти выводы были подтверждены в дальнейшем в работе Л. Б. Дубницкого (1977).
Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология и типология разработаны сравнительно мало и преимущественно только в рамках шизофрений пубертатного возраста (Р. А. Наджаров, 1964; М. Г. Местиашвили, 1968; М. Я. Цуцульковская, 1968; Г, М. Пантелеева, 1973; Л. Б. Дубницкий, 1977). В работе
Л. Б. Дубницкого (1977) описываются классический вариант метафизический интоксикации, наиболее близкий к проявлениям заостренной пубертатной психики, аффективный вариант, характеризующийся выраженной аффективной заря- женностью переживаний и большей активностью больных в реализации сверхценных интересов, аутистический вариант и, наконец, упомянутый выше вариант с преобладанием компонента влечений. Первый вариант рассматривается кай.проявление пубертатной декомпенсации при шизоидной психопатии, а три других названных варианта — в рамках шизо-* френии.
Динамика синдромов может быть различной: в одних случаях он может носить относительно стойкий’характер с мало меняющейся тематикой, в других — проявляется в рамках эпизодических состояний с изменчивым содержанием (М. Г. Местиашвили, 1968). Однако, как правило, длительность существования даже более стабильных состояний со сверхценными интересами и увлечениями не выходит за ,пределы юношеского возраста. Верхняя возрастная граница состояний «метафизической интоксикации», по данным Л. Б. Дубницкого, составляет 25 лет.
Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений (включая и синдром «метафизической интоксикации») описываются в основном при шизофрении’пубертатного возраста, в частности, при относительно благоприятных вариантах «ядерной» шизофрении (Р. А. Наджаров, 1964), вялотекущей и юношеской шубообразной (Л. Б. Дубницкий, 1977), а также в инициальном периоде параноидной формы течения (В. М. Морозов, 1964). Значительно реже они упоминаются в литературе как проявление декомпенсации психопатических личностей шизоидного круга (Е. Кге^зсЬшег, 1953; Г. Е. Сухарева, 1959; Л. Б. Дубницкий, 1977). В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения отличаются более выраженным аутистическим характером, вычурностью, «заумностью», схематизмом, сочетаются с резонерством, неологизмами. Например, больной Д., 16 лет, занимался разработкой нового раздела науки — «секториальной логики и антилогики», больной А. (Л. Б. Дубницкий, 1977) разрабатывал философскую систему «элементы человеческой реальности», в которой один из элементов назван термином «квазиконтраанти- контранеэротика». Кроме того, основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.
При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний, в частности, при формирующихся психопатиях, сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны в плане особенностей личности, часто имеют характер гиперкомпенсаторных образований (в нашем понимании) (В. В. Ковалев, 1973), способствующих преодолению психотравмирующего переживания, чувства неполноценности, имеющегося у многих подростков с шизоидной психопатией, содержат определенные элементы творчества, могут иметь некоторые продуктивные результаты и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дезадаптацией.
- Сверхценные увлечения
- Г лава 3 Клиника доминирующих и сверхценных идей, навязчивых состояний, бредоподобных и бредовых синдромов
- Типы увлечений
- РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ
- Увлеченность
- § 79. Односторонние и двусторонние иски
- Глава I. Односторонние и неравномерно двусторонние договоры
- В чем причины увлечения азартными играми?
- § 208. Односторонние обещания. Понятие и главные виды
- 3-2.3- Сверхценные образования
- Одностороннее расширение зрачка (мидриаз)
- Сверхценные идеи
- Сверхценные идеи
- 1. Завещание как односторонняя сделка
- 1. Завещание как односторонняя сделка
- П Одностороннее сужение зрачка (миоз)
- Сверхценные идеи
- СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ
- СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ
- Восстановление голосовой функции при одностороннем некомпенсированном параличе гортани
Источник