Синдром стиклера что это такое
Описание
Синдром Стиклера — наследственная артроофтальмопатия, характеризующаяся прогрессирующей миопией, витреальной дегенерацией и отслойкой сетчатки, сочетающимися с аномалиями суставов, лицевого скелета и нейросенсорной тугоухостью. Тип наследования — аутосомно-доминантный. Встречается в популяции с частотой приблизительно 1 : 10 ООО — 15 000.
В 1965 г. G.B. Stickler и соавт. сообщили о нескольких пациентах из одной семьи, у которых были выявлены миопия, отслойка сетчатки, генерализованная артропатия, расщепление неба и уплощение лица. Позднее авторы дополнили описание данного синдрома новыми признаками — нарушения слуха и спондилоэпифизарная дисплазия.
У 50 % пациентов развитие заболевания обусловлено различными мутациями гена COL2A1, локализующегося в 12-й хромосоме и ответственного за синтез проколлагена II. В некоторых семьях с синдромом Стиклера идентифицированы мутации гена COL11A2 хромосоме 6р22—р21.3.
Коллаген II типа — важный для стекловидного тела и гиалина хряща структурный белок, поэтому расстройства, связанные с нарушениями его образования, приводят как к изменениям глаз, так и к поражениям скелета. Основной клеточный компонент витреальных мембран — глиальные клетки.
У пациентов, как правило, выявляют не менее трех симптомов из перечисленных ниже:
- высокая миопия;
- параваскулярная решетчатая дегенерация или отслойка сетчатки;
- оптически пустое стекловидное тело, мембранные витреальные структуры;
- дегенерация или недостаточность суставов;
- нейросенсорная тугоухость;
- высокий свод или расщепление неба.
Дегенерация стекловидного тела приводит к его разжижению и обусловливает биомикроскопический феномен оптически пустого стекловидного тела. В нем определяют фибриллярные и мембранозные конденсаты, нитевидные тяжи. Миопия и изменения сетчатки носят прогрессирующий характер. Ретинальные разрывы выявляют в 75 % глаз. У большинства пациентов разрывы сочетаются с витреоретинальными тракциями и чаще располагаются в верхневисочном квадранте в зонах пигментных нарушений (рис. 9.34). Отслойка сетчатки развивается приблизительно у поло¬вины пациентов с синдромом Стиклера, причем у 50 % из них — двусторонняя.
Точечные или линейные помутнения в задних кортикальных слоях хрусталика появляются у большинства больных в возрасте 20—30 лет. У пациентов, в возрасте до 30 лет катаракту выявляют в 30 % глаз, старше 40 лет — в 100 %.
Полиморфные краниофациальные изменения варьируют от незначительного уплощения лица, связанного с гипоплазией верхней челюсти, сочетающейся в ряде случаев с гипоплазией переносицы, до фенотипа Пьера Робина с выраженной гипоплазией нижней челюсти. Наиболее частые симптомы — аномалии неба, нейросенсорная тугоухость и ранний артрит. Описаны также аномалии зубов, арахнодактилия и эпикантус. Известно, что у детей с дефектами неба часто развивается средний отит, который тоже может быть причиной снижения слуха. Развитие артрита обусловлено дегенеративными изменениями незрелых хрящей и аномальным формированием суставов (отставание в темпах окостенения, уплощение и неравномерность суставных поверхностей).
Основные методы — биомикро- и офтальмоскопия, ЭРГ, рентгенологические исследования, анализ ДНК.
ЭРГ у детей с болезнью Стиклера субнормальная.
Важный радиологический симптом — эпифизарная дисплазия различной тяжести.
Офтальмологическая реабилитация зависит от тяжести изменений и включает коррекцию миопии, трофическую терапию, лазерную коагуляцию или криопексию разрывов сетчатки, хирургическое лечение катаракты и отслойки сетчатки.
Источник
Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).
È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.
Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.
Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.
Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.
ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.
Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.
Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.
Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.
Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.
Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.
Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.
È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.
Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.
ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.
È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.
Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.
Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.
 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.
À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.
ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?
 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.
Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.
È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.
Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.
Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.
ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.
Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».
Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.
À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.
Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.
Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.
Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.
ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.
À ê ÷åìó ÿ ýòî…
Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.
Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.
Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.
Источник
- 2018
Синдром Стиклера — это генетическое состояние, которое ослабляет соединительную ткань, особенно коллаген, по всему телу. Помимо потери слуха, проблем с суставами, а иногда и лицевых деформаций, синдром Стиклера может вызывать проблемы с глазами, включая близорукость, катаракту и глаукому.
Это связано с тем, что он влияет на стекловидный юмор (гелеобразное вещество, наполняющее глазное яблоко), а также на другую соединительную ткань внутри и вокруг глаз.
Этот синдром был впервые изучен и описан в 1965 году доктором Гуннаром Б. Стиклером, который назвал его «Наследственная прогрессирующая артро-офтальмопатия».
Термин « синдром Стиклера» на самом деле относится к группе из четырех различных генетических нарушений. Все четыре разновидности синдрома Стиклера влияют на зрение, и один тип влияет только на глаза.
Окулярные симптомы синдрома Стиклера
Хотя в некоторых случаях младенцы, у которых синдром Стиклера может родиться с расщелиной неба, обычно первым заметным симптомом является близорукость (близорукость). При близорукости глаз обычно намного длиннее, чем «средний» глаз, который заставляет свет фокусироваться перед сетчаткой, а не непосредственно на ней. Тогда способность фокусироваться на отдаленных объектах нарушается, хотя близорукость может быть неповрежденной.
Близорукость, вызванная этим синдромом, может варьироваться в зависимости от тяжести от одного пациента к другому.
В дополнение к различным проблемам зрения, связанным с синдромом Стиклера, затронутые индивидуумы также могут страдать от различных системных заболеваний:
- Потеря слуха различной степени тяжести, обычно влияющая на способность обнаруживать высокочастотные звуки
- Скелетные и суставные аномалии, которые вначале могут показаться необычной гибкостью
- Кривизна позвоночника
- Остеоартрит, который иногда начинается, пока затронутый ребенок все еще является подростком
- Уродства лица — взрослые с синдромом Стиклера могут развиться особый внешний вид, характерный для болезни: расщелиное небо, язык, который кажется слишком большим для рта, и сглаженные лицевые особенности
- Хронические инфекции уха
- Хронические стоматологические и ортодонтические проблемы
- Проблемы с сердцем
Что вызывает синдром Стиклера?
Синдром Стиклера необычен, затрагивая примерно один из каждых 7500 человек в Европе и Соединенных Штатах. Причина генетическая; родитель с этим синдромом имеет 50-процентный шанс передать условие своему потомству при каждой беременности.
В редких случаях это может произойти в результате генетической мутации, даже если ни один из родителей не заболел.
Окулярные осложнения синдрома Стиклера
Как отмечено выше, это может привести к ухудшению состояния стекловидного тела, что, в свою очередь, может привести к тому, что вырожденная стекловидная ткань потянет сетчатку, что приведет к появлению таких симптомов, как глазные вспышки или поплавки.
В некоторых случаях это может привести к слезоточивости сетчатки или к серьезному опасному для зрения состоянию, известному как отстраненная сетчатка .
Фактически, синдром Стиклера является основной причиной отслойки сетчатки у детей, а слезы или отслойки сетчатки встречаются у 50% пациентов.
Миопия, вызванная этим синдромом или нет, часто является фактором риска отслойки сетчатки . Это связано с тем, что форма близорукого глазного яблока оказывает большее давление на сетчатку через стекловидный юмор. Срыв или отслойка сетчатки может также вызвать рубцевание, которое может мешать зрению.
Другие проблемы с глазами, которые могут возникать в связи с синдромом Стиклера, включают:
- Нистагм (непроизвольные движения глаз)
- Катаракта
- Глаукома или повышенное давление глаз
- Астигматизм
Лица, страдающие синдромом Стиклера, не только более склонны к катаракте, но также склонны развивать их в более молодом возрасте, чем люди, которые не рождались с этим заболеванием.
Как диагностируется синдром Сцепного синдрома?
Первоначально этот синдром диагностируется клинически, то есть должен присутствовать определенный диапазон симптомов, а не с генетическим тестом, хотя такой тест можно вводить позже, чтобы подтвердить диагноз.
Как отмечено выше, первым из этих симптомов является, как правило, близорукость, что может стать очевидным, пока затронутый ребенок все еще остается младенцем.
Но время начала варьируется от одного человека к другому, и симптомы его могут не появляться до подросткового возраста, а в некоторых случаях даже совершеннолетия.
Если близорукость или другие офтальмологические симптомы не обнаружены на ранних стадиях жизни ребенка, этот синдром может оставаться недиагностированным до тех пор, пока не произойдет отслойка сетчатки.
Как лечится синдром Стиллера?
Лекарственного синдрома нет, поэтому лечение может быть сосредоточено только на симптомах. Для близорукости это обычно означает очки или контактные линзы.
Лазерная хирургия может быть применена к участкам, где сетчатка была скомпрометирована, чтобы уменьшить риск отслойки сетчатки.
Если отслоение сетчатки происходит, дальнейшая операция может потребоваться для ремонта отделения. Хирургия также может потребоваться для лечения катаракты или других связанных состояний.
Как я могу предотвратить синдром Стиклера?
Поскольку это генетическое состояние, его нельзя предотвратить.
Каков мой прогноз синдрома Стиклера?
Хотя это условие не может (пока) быть излечено или предотвращено, люди, которые страдают от него, могут по-прежнему жить здоровой, продуктивной жизнью. Большинство заболеваний, вызванных этим синдромом (даже лицевые уродства), могут быть устранены хирургическим вмешательством, лекарствами или другими корректирующими мерами.
Источник
Карельян В.И., Тимолянова Е.К., Байбикова Г.Ш.
Синдром Стиклера (артроофтальмопатия) является наследственным заболеванием соединительной ткани, проявляющимся характерными поражениями глаз, костно-мышечной системы, специфическими чертами лица и телосложения. Болезнь наследуется по аутосомно-доминантному типу. Преобладает синдром Стиклера I типа, который связывают с мутациями гена COL2A1, расположенного в сегменте 12q13 и кодирующего коллаген II типа. Тяжелые поражения зрения, часто приводящие к слепоте, развиваются уже в детском возрасте, значительно опережая изменения других органов и систем, которые начинают беспокоить больных после 30 лет.
Представляем вашему вниманию семейные случаи синдрома Стиклера, когда офтальмологическая патология ребенка дала основания для уточнения диагноза всей семье. Пробанд девочка Е., 3 года, при офтальмологическом обследовании была установлена миопия высокой степени, экзофтальм, отслойка сетчатки обоих глаз. При общем осмотре отмечается резко выраженная астения, долихоцефалия, гипоплазия средней части лица, вздернутый нос, долихостеномелия, арахнодактилия, мышечная гипотония, сколиоз III степени. Клинико-генеалогическое тестирование установило, что отец в детстве был прооперирован по поводу двухсторонней врожденной катаракты и отслойки сетчатки обоих глаз, имел аномалию стекловидного тела. Кроме того, у него выявляются: корригированная расщелина неба, астеническое телосложение, увеличение объема коленных и голеностопных суставов, артроз и пролапс митрального клапана. Дед пробанда по отцу к концу жизни имел инвалидность по зрению в связи с миопией высокой степени, глаукомой и дистрофией сетчатки обоих глаз. У него также отмечались: астеническое телосложение, остеоартроз и пролапс митрального клапана. Миопию высокой степени обоих глаз, расщелину неба и астению имел и двоюродный дед пробанда по отцу. Инвалидность по зрению и астеническое телосложение наблюдались у прабабушки пациентки по отцовской линии.
Мальчик В., 7 лет, страдает прогрессирующей миопией высокой степени, прооперирован по поводу врожденной катаракты обоих глаз, имеет аномалию стекловидного тела (сохранение эмбрионального зачатка стекловидного тела, отграниченного сзади отчетливой неровной мембраной), а также отслойку сетчатки обоих глаз. При общем осмотре отмечаются: астеническое телосложение, гипоплазия средней части лица; беспокоят боли в суставах, особенно по ночам. У матери ребенка обнаружены: миопия высокой степени, дегенеративные изменения сетчатки обоих глаз, астеническое телосложение, остеоартроз. При клинико-генеалогическом исследовании в семье по линии матери регистрируются повторные случаи нарушения зрения.
Таким образом, обнаружение в детском возрасте тяжелых офтальмологических расстройств требует особого внимания к организму пациента в целом и к сбору семейного анамнеза, что обеспечивает раннюю диагностику наследственных заболеваний, таких как синдром Стиклера, и проведению мероприятий для предупреждения их осложнений. Возможность на сегодня исследования мутации гена COL2A1, вызывающего артроофтальмопатию, позволяет не только уточнить диагноз, но и провести своевременное пренатальное исследование для профилактики рождения больного ребенка.
Карельян В.И., Тимолянова Е.К., Байбикова Г.Ш. Системный подход в диагностике заболеваний сетчатки (2 случая синдрома Стиклера) // Современные технологии в офтальмологии. — 2014 . — Вып. 1. — С.58-59.
Источник