Синдром стато моторной недостаточности что это

      
Стато-моторная функция – это функция,
отвечающая за изменение рефлекторного
тонуса мышц при изменении положения тела
в пространстве. Она направлена на сохранение
позы и ориентации при изменении скорости
движения в пространстве.

    В первые
недели после рождения мышцы ребенка 
выполняют почти исключительно 
непроизвольные  и главным образом 
хаотичные движения. При этом тонус 
мышц-сгибателей намного превышает 
тонус мышц-разгибателей, что приводит
к формированию специфической позы новорожденного.
Энергетический «запрос»  мышц в этот
период невелик, а наибольшую работу производят
мышцы челюстей и щек, выполняющие акт
сосания, но их небольшая масса не требует
значительных затрат энергии. Ко 2-3 месяцу
жизни появляются первые признаки тонической
активности мышц спины и шеи ,благодаря
которому ребенок начинает удерживать
в вертикальном положении голову. Поначалу
эта задача для ребенка очень трудна. Победа
над силами гравитации требует существенных
энерготрат, которые в течение года постепенно
увеличиваются, но остаются сравнительно
небольшими, так как еще мала масса скелетных
мышц , они слабо обеспечены окислительными
ферментами. По оценкам физиологов, энергопродукция
у ребенка 1-го года жизни при максимальной
мышечной активности примерно в 3-4 раза
превышает уровень основного обмена. Движения
ребенка первых месяцев жизни прежде всего
направлены на регуляцию положения головы,
туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание
позы.

    Очень
важно в раннем возрасте (от 1 года
до 3 лет) обращать внимание на развитие
свода стопы и профилактику плоскостопия.
Если тоническая мускулатура, которая
обеспечивает удержание позы, уже достаточно
сформирована и дальнейшее ее развитие
идет в сторону количественного нарастания
и повышения функциональной устойчивости,
то физические мышцы ,  от которых зависит
сила и быстрота, проходят в этом возрасте
лишь очередной, далеко не последний этап
своего развития. С этим связаны многие
особенности движений детей этого возраста,
в частности их большая медлительность,
плавность движений, отсутствие в двигательных
реакциях резких рывков. Недостаточная
сила мышц ног препятствует реализации
фазы полета во время бега. В то же время
именно в этом возрасте происходит интенсивное
развитие мышц рук, особенно управляющих
тонкими движениями пальцев. Если годовалый
ребенок использует кисти рук еще главным
образом для хватания и удержания предметов
и простейшей манипуляции с ними, то к
возрасту 3 лет появляется способность
к некоторым тонким движениям. Также примечательно
обращение ребенка со спортивными снарядами,
например с мячом. Для годовалого ребенка
мяч не представляет специального интереса.
Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием
будет отталкивать мяч руками или ногами
– такое движение соответствует уровню
зрелости нервно-мышечного аппарата ,
но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте
еще практически не способен: слабая координация
движений рук еще не позволяет осуществлять
даже такие несложные с точки зрения взрослого
действия. Степень развития скелетных
мышц и уровень скоординированности движений
во многом определяет облик ребенка в
этом возрасте. Ранний возраст (от 1 до
3 лет) – это период формирования целенаправленных
движений, появления новых разнообразных
движений(базовых, спортивных, игровых),
существенного роста двигательной активности
ребенка. Двигательные реакции ребенка
являются интегральной формой адаптации
к внешней среде, и резкое увеличение количества
самостоятельных действий ребенка в этом
возрасте служит основой его познавательной
активности. Растет длительность динамических
нагрузок, повышается выносливость к ним,
изменяется характер взаимодействия работающих
мышц: формируется баланс мышц-сгибателей
и разгибателей. Однако движения еще не
очень точны и неустойчивы. Характерной
особенностью этого возраста является
формирование предметных действий. Освоение
новых движений требует хорошей ориентировки
в пространстве. Ребенок учиться двигаться
в пространстве, и активное участие в этом
процессе принимают движения глаз 
и головы. Наблюдая за действиями окружающих
(детей и взрослых) и подражая им, ребенок
учится выполнять новые движения.

    Развитие 
движений у детей 3-7 лет связно с 
созреванием  мозга и всех его 
структур, участвующих в регуляции 
движений, совершенствованием связей
между двигательной зоной и другими 
зонами коры, изменением структуры 
и функциональных возможностей скелетных 
мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется
и становится более устойчивой структура 
локомоций и перемещений рук 
при игровых и бытовых ситуациях.
Однако вплоть до 7 лет биодинамику 
движений  верхних и нижних конечностей 
у детей отличает наличие лишний
колебаний и неравномерность 
изменений скорости и ускорения.
Даже такой наиболее рано формирующийся
вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим
показателям и биоэлектрической активности
мышц еще несовершенен. Также в этом возрасте
дети овладевают многими сложными двигательными
координациями – плаванием, ездой на велосипеде,
катанием на коньках, лыжах, лазанием.
Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется
возможность целенаправленного формирования
движений в процессе обучения ребенка,
роль слова в процессе двигательного обучения
повышается . Для того чтобы ребенок правильно
усвоил способ движения недостаточно
подражания или показа, необходима специальная
организация деятельности ребенка под
руководством взрослого. При этом сочетание словесной
инструкции и наглядного показа дает наиболее
эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается
число упражнений, необходимых для формирования
нового двигательного действия. Таким
образом, в возрасте от 3 до 7 лет наиболее
эффективным является формирование новых
двигательных действий при высокой мотивации
в условиях игровой деятельности. 

Читайте также:  Признаки синдрома дауна при рождении

    Можно
проследить, как последовательно 
от 1-го к 12-му месяцу появляются новые 
движения, как двигательные реакции 
становятся целенаправленными, как 
появляются и совершенствуются осознанные
движения. Однако следует помнить, что 
индивидуальные сроки развития движений
определяются не только врожденной программой,
но и целенаправленной работой взрослых
с ребенком.

    1
мес
: первые попытки удержать голову
при вертикальном положении тела; беспорядочные
движения рук и ног на фоне повышенного
мышечного напряжения; непроизвольные
ползательные движения.

2
мес
: поворачивает голову и глаза за
движущимся предметом, следит взглядом
за предметом в горизонтальном, вертикальном
направлениях и по кругу, имитирует мимику
взрослого, поднимает голову и грудь, когда
лежит на животе.

3
мес
: ребенок поворачивает голову в
сторону источника звука; переворачивается
со спины на бок и на живот; при поддержке
за подмышки стоит, но при этом подгибает
ножки; непроизвольное ползание исчезает;
начинает удерживать предметы «в кулачке»;
ребенок моргает, если объект приближается
к лицу; может находиться в вертикальном
положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается;
движения рук более свободны и целесообразны;
младенец смотрит на свои руки; стремится
удержать предмет в поле зрения.

4
мес
: исчезает гипертонус мышц; ребенок
уверенно держит голову, когда его поднимают,
поворачивается со спины на живот, сидит
при поддержке за обе руки; хватает и удерживает
игрушки; открывает рот, когда подносят
ложку с едой, бутылочку.

5
мес
: ребенок самостоятельно сидит 1-5
мин; поворачивается с живота на спину;
способен удерживать одновременно по
предмету в каждой руке; хватательные
движения, направленные к цели, — «петлеобразные»,
с частыми промахами; увеличивается число
движений, когда кисть руки раскрывается
до захвата предмета; движения еще не точны,
раскоординированны, связаны со значительным
мышечным напряжением.

6
мес
: самостоятельно сидит; возникает
зрительный контроль за движениями рук;
повышается точность хватательных движений,
снижается мышечное напряжение.

7
мес
: ребенок способен совершать попеременные
шагательные движения (при поддержке за
подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку,
ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки;
поднимается на четвереньки; встает на
колени, держась за опору; перекладывает
предметы из одной руки в другую; тянется
к взрослому на руки; следит за движениями
руки.

8
мес
: младенец встает с поддержкой; ходит
с опорой; сидит, самостоятельно садится
и ложится; появляются координированные
движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются
первые попытки сложить кубики, пирамидку;
попытки передвижения ползком.

9
мес
: отмечаются попытки стоять без
опоры и ходить без опоры; младенец садится
из вертикального положения, встает на
колени; снижается мышечное напряжение,
совершенствуются движения рук, ног, туловища,
но все движения еще не очень точны, нестабильны;
ребенок начинает ходить с опорой; собирает
игрушки, складывает; стучит для извлечения
звука.

10
мес
: младенец встает с опорой, стоит
без опоры; ходит с опорой (первые шаги
без опоры); улучшается координация движений
рук; появляется захват пальцами; ребенок
активно играет с игрушками.

11-12
мес
: ходьба без опоры; ребенок поднимается
без опоры, садится, ложится, встает, координирует
движения рук; наблюдается предварительная
подготовка пальцев рук к форме объекта;
«петлеобразные» с промахами движения
сменяются более точными с «прямым приближением»
к предмету; появляются хватательные движения
вслепую за счет предварительного нацеливания.                                                                                                                  

Таким образом,
в течение первого года жизни 
идет интенсивное формирование всех
структур системы управления движениями,формирование
и развитие опорно-двигательного аппарата,
что является основой для новых преобразований
на следующем этапе развития.

Ходьба человека
является сложным движением. В нем 
проявляются наряду с общими закономерностями
координации движений специфические 
закономерности, знание которых необходимо
для объективной оценки этой деятельности
у дошкольников и школьников в процессе
физического воспитания.

Было доказано,
что с 3-летнего возраста локомоции 
ребенка еще не определены и только
к 10 годам кривые развития скорости
приобретают формы, характерные 
для взрослых людей. С  возрастом
увеличивается средняя скорость ходьбы,
продолжительность опорных и безопорных
фаз шага. Биомеханический анализ ходьбы
детей разного возраста показал, что с
возрастом уменьшается темп произвольной
ходьбы. Так, у детей 3-5 лет он в среднем
равен 130 шагов в минуту, у 7-8 – летних школьников
несколько реже – 117 шагов в минуту. Дети
разного возраста ходят с разной скоростью:
чем старше дети, тем скорость их ходьбы
больше. У детей уже с 3-летнего возраста
наблюдается автоматизм в регуляции временной
структуры движения конечностей при ходьбе.
Однако, несмотря на это, регуляция структуры
шага с возрастом совершенствуется. Анализ
индивидуальных данных показал, что структура
шага при ходьбе в любом темпе у детей
разного возраста от шага к шагу весьма
вариабельна.

Читайте также:  Синдром меллори вейса этиология патогенез клиника диагностика лечение

В 2-3 года у 
ребенка совершенствуется ходьба, появляется
бег, прыжки, но структура этих движений
вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим,
но ходьба очень ему нравится, особенно
новые ее виды — по лестнице, в горку, с
горки и т.п. Значительно увеличиваются
сила и быстрота движений ребенка, в беге
появляется фаза полета (дети на мгновение
отрываются от земли и летят на расстояние
50-70 см), совершенствуются координационные
способности, увеличивается ловкость
и гибкость.

В возрасте
4-7 лет еще отсутствует зависимость между
темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов
непостоянна, начинается развитие содружественных
движений рук и ног. С 4 лет дети сравнительно
легко, без ошибок выполняют попеременные
движения ногами. В то же время им с трудом
удаются прыжки, предполагающие синхронную
работу обеих ног. 
 
 

Источник

Исследуют:

1. Проба Ромберга – больной стоит сдвинув стопы, руки вытянуты вперед. С закрытыми и открытыми глазами.

— Если падает вперед – поражение в передних отделах червя, если назад – в задних отделах.

— Если при закрытых глазах атаксия усиливается – это сенситивная форма.

2. Тест тандемной походки – пятка приставляется к носку.

3. Фланговая походка – движения в сторону.

4. Резко остановиться при ходьбе – не может, качается.

5. Мозжечковая походка – ноги избыточно переразгибаются, туловище отклоняется назад.

6. При наклоне назад – не прогибается, падает.

7. Проба Бабинского – больной на спине, руки на животе. Просят подняться без помощи рук. Больной не может этого сделать, сначала ноги поднимаются.

8. Симптом Ожеховского – больной опирается своими руками на руки врача. Если отнять руки, то он упадет вперед.

9. Симптом Стюарта-Холмса – больной сгибает руку, врач тянет ее на себя и отпускает – больной ударяет себя в грудь кулаком.

Динамическая атаксия: зависит от поражения полушарий мозжечка.

1. Пальценосовая проба – отрицательная, имеется интенционное дрожание. Делают пробу с закрытыми и открытыми глазами. Если есть разница – сенситивная атаксия.

2. Пяточно-коленная проба – пяткой провести от колена до голеностопа и обратно. Больной не может сделать это плавно и точно.

3. Проба на адиадохокинез – больной сгибает локти, делает вкручивающие движения – неловкие движения, не симметричные.

4. Проба на соразмерность движений – вытянутые руки переворачивает ладонями вверх и вниз – на стороне поражения не успевает за здоровой.

5. Брадилолия – замедление речи.

6. Скандированная речь – неправильные ударения, растянутые слова.

7. Мегалография – крупный почерк.

8. Нистагм – подергивание глазных яблок. Бывает врожденный и приобретенный, патологический и физиологический, крупно-, средне- и мелкоразмашистый. По направлению нистагма определяют сторону поражения. Бывает быстрая и медленная фазы; спонтанный нистагм.

Лобная атаксия: (астазия-абазия). Возникает при инсульте, увеличении давления, гидроцефалии.

— Нарушается стояние и ходьба.

— Туловище отклоняется в противоположную сторону.

— Гемиатаксия на другой стороне.

— Псевдобульбарный синдром.

— Возможна деменция.

16 , 17 Функции мозжечка:

1. автоматическая координация движений,

2. регуляция мышечного тонуса,

3. сохранение равновесия тела,

4. согласование тонических и фазических сокращений.

Основные пути следования импульсов:

К мозжечку – тракт Флексига:спинальный ганглий (первый нейрон) → задний корешок → задний рог → клетки колонки Кларка (второй нейрон) → по спинному мозгу → продолговатый мозг → нижняя ножка мозжечка → червь мозжечка → кора червя (третий нейрон) → кора мозжечка (четвертый нейрон) → зубчатое ядро (пятый нейрон) → аксоны идут в верхней ножке мозжечка → перекрест Вернике → красное ядро (шестой нейрон) → перекрест Фореля → мост → продолговатый мозг → боковые столбы → клетки передних рогов спинного мозга. При поражении коры – с другой стороны симптомы.

Передний спиноцеребеллярный путь Говерса:ганглий спинного мозга (1 нейрон) → задний рог (2 нейрон) → перекрест аксонов на другую сторону спинного мозга → спинной мозг → продолговатый мозг → перекрест в мозговом парусе → ядра мозжечка, далее – смотри путь Флексига.

Лобномостомозжечковый путь:передний отдел верхней и средней лобной извилины (1 нейрон) → переднее бедро внутренней капсулы → ножки мозга → мост (2 нейрон) → перекрест аксонов → средняя ножка → мозжечок → кора полушарий (3 нейрон) → зубчатое ядро (4 нейрон) → верхняя ножка мозжечка → перекрест → красное ядро (5 нейрон) → руброспинальный и ретикулоспинальный тракты → рога спинного мозга.

Читайте также:  Кишечник синдром избыточного бактериального роста

Функция – регуляция вертикальной позы, стояние и ходьба.

Затылочновисочномозжечковый путь:кора височной и затылочной доли (1 нейрон) → заднее бедро внутренней капсулы → мост (2 нейрон) → перекрест → средняя ножка мозжечка → кора полушарий мозжечка (3 нейрон) → зубчатое ядро (4 нейрон) → ствол мозга → руброспинальный и ретикулоспинальный тракты.

Функция – координация мозжечка со зрением и слухом.

Поражение локализуется:

1. в боковом канатике спинного мозга – на своей стороне симптомы,

2. в полушариях головного мозга – на другой стороне поражение,

3. в красном ядре – нарушения на другой стороне.

Соматотопические проекции в мозжечке:

— червь отвечает за координацию туловища,

— кора – за конечности.

43 Менингеальный синдром: причина – раздражение оболочек (кровоизлияние, менингит). Симптомы:

— головная боль,

— рвота,

— болезненность при перкуссии черепа,

— гиперестезия к свету, звуку, кожным раздражителям,

— блефароспазм,

Признаки раздражения мозговых оболочек:

1. тоническое напряжение некоторых групп скелетных мышц, мышц-разгибателей головы, сгибателей тазобедренного сустава и коленного сустава,

2. болезненность в зоне выхода веточек тройничного нерва,

3. своеобразная поза: голова запрокинут, ноги поджаты и согнуты, лежит на боку,

4. тоническое напряжение мышц-разгибателей позвоночника – опистотонус.

Исследование симптомов:

1) ригидность затылочных мышц – при сгибании головы ощущается сопротивление,

2) симптом Кернига – у лежащих больных сгибают ногу под прямым углом – при разгибании → сопротивление,

3) нижний симптом Брудзинского: симптом Кернига + другая нога сгибается,

4) верхний симптом Брудзинского: при опускании головы → сгибание ног,

5) средний симптом Брудзинского: нажим на симфиз → сгибание ног,

6) менингизм – раздражение оболочек без изменения СМЖ. У детей: поднимают за подмышки → сгибание ног (симптом подвешивания).

37 Функциональная роль ВНС: регуляция:

1. всех внутренних процессов,

2. деятельности внутренних органов,

3. желез внутренней секреции,

4. кровеносных и лимфатических сосудов,

5. поддержание трофики тканей,

6. гомеостаз и устойчивость основных функций организма,

7. энергообеспечение всех видов деятельности, приспособление к внешней среде.

ВНС делится на: центральную (надсегментарную) и периферическую (сегментарную). Сегментарный уровень: симпатическая и пара-симпатическая нервная система (СНС и ПНС). СНС возбуждается адреналином, ПНС – ацетилхолином. Тормозящее действие: СНС – эрготонин, ПНС – атропин.

Афферентная часть ВНС – чувствительные волокна идут вместе с общими чувствительными путями.

Эфферентная часть ВНССНС, сегментарный отдел: нейроны боковых рогов СМ с С8 по L2 → преганглионарные волокна → узлы пограничного симпатического ствола (на боковой поверхности позвонков) 3 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4 крестцовых, 1 копчиковый → часть волокон транзитом проходит узлы → большой и малый чревные нервы → прерываются в превертебральных ганглиях → постганглионарные волокна: иннервация внутренних органов, в составе периферических нервов, вегетативные сплетения вокруг сосудов.

Узлы симпатического ствола отдают ветви:

1. на иннервацию соответствующих отделов позвоночника (нерв Люшка),

2. в спинномозговые нервы,

3. на иннервацию внутренних органов.

Шейные симпатические узлы: глоточный, гортанный, щитовидный, звездчатый. Дают ветви к сердцу. Из звездчатого узла → позвоночный нерв → канал позвоночной артерии → вегетативное сплетение артерии → вертебро-базиллярный бассейн.

Из верхнего шейного узла → выходит прекорнеальный нерв → внутренняя сонная артерия → симпатическое сплетение артерии → каротидный бассейн → глазная артерия → глазница → цилиарный ганглий → расширение зрачка, поднятие верхнего века, орбитальная мышца. При раздражении — мидриаз, широкая глазная щель, экзофтальм – синдром Пти. При нарушении иннервации – миоз, птоз, энофтальм – синдром Горнера.

Верхние шесть грудных узлов иннервируют органы грудной клетки: сердце, перикард, трахея, легкие. Нижние шесть – органы брюшной полости. Поясничные узлы: верхние два узла – органы брюшной полости, нижние узлы – почки, мочеточники. Крестцовые узлы – органы малого таза. Копчиковый узел – при его травме → синдром кокцигодинии.

В боковых рогах СМ на уровне С8 и Th1-2 – цилиоспинальный центр. Волокна от него → симпатический ствол → узлы его → верхний шейный узел → прекорнеальный нерв.

Источник