Синдром среднего ребенка во взрослом возрасте

Синдром среднего ребенка во взрослом возрасте thumbnail

Ïåðâîå ÷òî ÿ ïîìíþ î ñâî¸ì ðîäíîì äÿäå, ýòî íàâåðíîå òî âðåìÿ, êîãäà ìíå áûëî ãîäà òðè, è ìû èãðàëè òîãäà ñ íèì â ïðÿòêè. Ïðÿòàëñÿ äÿäüêà òî â øêàô, òî çà îòîäâèíóòûé îò ñòåíû äèâàí… Êîãäà ÿ åãî íàõîäèë, îí âûïðûãèâàë ñ äèêèì âèçãîì — áûëî î÷åíü âåñåëî.

Êîãäà ÿ ñòàë ñòàíîâèòñÿ ïîñòàðøå, îí ëþáèë íàäî ìíîé ïîäøó÷èâàòü — íàçîâ¸ò ìåíÿ íåðÿõîé ê ïðèìåðó, èëè ïîðæ¸ò íàä ìîèì íåçíàíèåì â êàêóþ ñòîðîíó çàêðó÷èâàòü ãàéêó. Íî ÿ íå îáèæàëñÿ, øóòèë îí ïî-äîáðîìó, äà è ëþáèë ÿ åãî…

Âñ¸ ðàçèòåëüíî ñòàëî ìåíÿòüñÿ, êîãäà îí ïî ïüÿíêå ñöåïèëñÿ â ñïîðå ñ ìîèì îòöîì — ñâîèì ñòàðøèì áðàòîì, ïî ïîâîäó òîãî, êòî áîëüøå äîñòîèí íàñëåäñòâà. Î äîìå, ãäå æèëè äåä ñ áàáóøêîé. Áàáóøêà ê òîìó âðåìåíè óæå óìåðëà, è íå âèäåëà âåñü ýòîò áàðäàê. Íî äåä áûë åù¸ æèâ, õîòÿ îí è íå ïðèñóòñòâîâàë íà èõ ñïîðå, ìíå áûëî î÷åíü çà íåãî îáèäíî. Ëàäíî, âûïèëè — ïîðóãàëèñü — çàáûëè, ñ êåì íå áûâàåò. Íî îêàçûâàåòñÿ íåò, åñëè îòíîøåíèå ê ðîäíîìó áðàòó èçìåíèëîñü â õóäøóþ ñòîðîíó, ýòî ìîæåò îòíîñèòñÿ è ê åãî äåòÿì òîæå…

Ñîáðàëèñü ìû êàê-òî íà ðûáàëêó. Åõàòü ïðåäñòîÿëî äîâîëüíî çíà÷èòåëüíîå ðàññòîÿíèå, íóæíû áûëè äåíüãè íà áåíçèí. À òóò òàêîå äåëî — íå áðàëè ìåíÿ ïàðó ðàç äî ýòîãî äÿäüêà ñ äåäîì. Îòåö áûë íå ëþáèòåëü ýòîãî âèäà îòäûõà, è ïîýòîìó åçäèë î÷åíü ðåäêî. Íî îíè áðàëè ñâîèõ òîâàðèùåé. Âñå ñêèäûâàëèñü íà áåíçèí, íàðîäó ìíîãî, äà è äëÿ ìåíÿ ïðîñòî íå îñòàâàëîñü ìåñòà â ìàøèíå…

Íî â òîò ðàç ÿ ðàçëîìàë ñâîþ êîïèëêó, è ñ÷àñòëèâûé, âûâàëèë âñå äåíüãè íà ñòîë ïåðåä äåäîì:

— Íó ÷òî? — óëûáàëñÿ ÿ, — òåïåðü õâàòèò? Âîçüì¸òå ìåíÿ?

— Íó ñïàñèáî âíó÷åê! Íå æàëêî?

— Íåò!

Âå÷åðîì ìû ñ äåäîì çàåõàëè çà äÿäüêîé, òîò ñåë ñïåðåäè íà ïàññàæèðñêîå ñèäåíèå, ÿ ñåë ñçàäè. Îí áîäðî î ÷åì-òî ðàññêàçûâàë, ëóçãàÿ, ïàðàëëåëüíî ðàçãîâîðó, ñåìå÷êè. È òóò äåä ïîäåëèëñÿ ñ íèì õîðîøåé íîâîñòüþ, ìîë, áåíçèí åñòü, âíóê ïîìîæåò.

— Òû ïðàâäà äà¸øü äåíüãè?! — ïîâåðíóâøèñü êî ìíå ñïðîñèë äÿäÿ.

— Ïðàâäà!

— Íó, äàé ïÿòü!

ß ðàäîñòíî òÿíó ê äÿäå ðóêó, îí ïîæèìàåò å¸ è íåìíîãî ïîâîðà÷èâàåò. Çàòåì çàëèâèñòî ðæ¸ò. ß, íå ïîíèìàÿ, îò÷åãî ñòîëüêî þìîðà, ñìîòðþ íà ñâîþ ëàäîíü. Òàì áûëî ïîëíî øåëóõè îò ñåìå÷åê. Òàêàÿ âîò øóòêà.

— Äà íå îáèæàéñÿ òû! ׸ íàäóëñÿ? Øóòêè íóæíî ïîíèìàòü, íå áóäü êàê òâîé ïàïà.

— Íîðìàëüíûé ó ìåíÿ ïàïà…

Íà ðûáàëêó ÿ âñå æå ïîåõàë, äåä ìåíÿ ñ íèì ïîìèðèë. Íî îñàäîê îñòàëñÿ, äî ñèõ ïîð, êàê âñïîìíþ — îõîòà áåæàòü ìûòü ðóêè. Îòíîøåíèå ó íåãî êî ìíå èçìåíèëîñü — ïîøëè êàêèå-òî çëîáíûå ïîäêîëû è íàì¸êè íà ñëàáîóìèå. Îòåö ïàðó ðàç ñ íèì ïî÷òè èç-çà ýòîãî ïîäðàëñÿ, íî èõ âîâðåìÿ ðàçíèìàëè….

Ïðîìîòàþ òåïåðü ëåò íà äåñÿòü âïåð¸ä. Çà ýòî âðåìÿ íå ñòàëî ìîåãî äåäà, ìàòåðè è îòöà. Òàê ñëó÷èëîñü.

Òåïåðü äîì ïðèíàäëåæèò íàì äâîèì ñ äÿäåé. Òîò òåïåðü æèâ¸ò òàì, ÿ ó ñåáÿ â êâàðòèðå, ìû, åñòåñòâåííî, íå îáùàåìñÿ… À âñ¸ ïî÷åìó?

— Åñëè áóäåì ïðîäàâàòü äîì, òî 70% ïî ñïðàâåäëèâîñòè, äîëæíû áûòü ìîèìè. — ãîâîðèò îí êàê-òî ìíå.

— Ñ êàêîãî ýòî…? — ñïðàøèâàþ ÿ ëþáèìîãî äÿäþ.

— Ïîòîìó ÷òî ÿ — ñûí, à òû âñåãî ëèøü âíóê. Ìåíÿ áîëüøå ëþáèëè.

— Òû ñàì-òî ñåáÿ õîòü ñëûøèøü? Îòöó òû ãîâîðèë ÷òî-òî íàïîäîáèå: «ÿ æå ìëàäøèé, ìåíÿ ëþáèëè áîëüøå» ÷òî-ëè?! ß ïîìíþ êàê âû ðàçîñðàëèñü, òîëüêî íå ïîíèìàë îò÷åãî. À îêàçûâàåòñÿ âîò îíî ÷òî… Â ëþáâè äåëî. Çíàåøü, ìíå â ïðèíöèïå íå íóæíà ýòà ïîëîâèíà äîìà…

Äÿäÿ îò ìîèõ ñëîâ ÿâíî ïðèîáîäðèëñÿ.

— …Íî îòäàâàòü å¸ òåáå ÿ íå áóäó. Æèâè çäåñü ñêîëüêî õî÷åøü, âåñü â ëþáâè.

Òàê íàêðûëèñü äÿäèíû ìå÷òû íà ïðèîáðåòåíèå âíåäîðîæíèêà ïîñëå ïðîäàæè äîìà. Ïðàâèëüíî ÿ ïîñòóïèë èëè íåò, âðåìÿ ðàññóäèò. Òîëüêî åù¸ äîëãî ïîñëå ýòîãî â ãîëîâå âñòàâàëè êàðòèíû òîãî, êàê ìû èãðàëè â ïðÿòêè, êàê îí áðàë ìåíÿ íà ðûáàëêó, è â ïîõîäû çà ãðèáàìè…

Ïðîøëî åù¸ íåñêîëüêî ëåò, äÿäÿ è ïîíûíå òàì. ß óæå ïåðååõàë â äðóãîé ãîðîä, ïåðåäàâàë åìó ïàðó ðàç ïðèâåòû ÷åðåç åãî äî÷ü… Îòâåòà íåò. Íàäî áû ïîçâîíèòü, äà ðóêà íå ïîäíèìàåòñÿ, øåëóõà íàâåðíîå ìåøàåò.

Источник

Синдром среднего ребенка описывают как чувство пренебрежения или изоляции, которое испытывают многие дети, имеющие старших и меньших братьев и сестер. Однако последние исследования показывают, что этот синдром в общей сложности является мифом. На самом деле средние дети развивают черты личности, которые помогают им добиться успеха на рабочих местах и в отношениях даже быстрее, чем их старшие и младшие братья и сестры.

Средние дети умеют вести переговоры

дети

Каждый ребенок в порядке рождения имеет свое положение в семье. Старшие дети имеют естественное влияние на своих родителей, младшие всегда получают больше сочувствия, а вот средние должны научиться вести переговоры между ними, используя все необходимые средства. Поэтому средний ребенок оказывается наиболее подготовленным к различным сделкам — так говорят психологи. Поскольку такие дети находятся в середине большинства споров между другими детьми, они учатся быть терпеливыми, дипломатичными, слушать и видеть аргументы с разных сторон. Их голос очень редко бывает громче всех, но часто является наиболее убедительным.

Читайте также:  Торс острый респираторный синдром торс

Средние дети – игроки

дети

В отличие от старших братьев и сестер, средние дети рождаются в мире, в котором нужно научиться делиться. С самого первого дня они должны разделять свое пространство, время и любовь родителей, а также свои игрушки, по крайней мере, еще с одним ребенком. Именно поэтому они с детства учатся сильным сторонам обмена и навыкам совместной работы. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Генетическая психология», средние дети, как правило, лучше проявляют себя в групповой деятельности, чем старшие и младшие.

Из них получаются лучшие друзья

средний

Поскольку средние дети часто получают меньше внимания со стороны своих ближайших родственников, они более склонны искать прочные отношения в другом месте. Средний ребенок, как правило, выбирает круг близких друзей, чтобы «расширить» собственную семью. Друзья компенсируют внимание, которое недополучают в доме средние дети. Но и друзья получат огромную выгоду от длительных и лояльных отношений с такими детьми, основанных на подлинном сострадании, а не на удобствах.

Средние дети имеют небольшое эго

дети

Из-за недостатка внимания у себя в семье у средних детей, как было доказано, развивается более низкое чувство собственного достоинства, чем у их братьев и сестер. Хотя это можно рассматривать, как слабость, такое положение имеет и мощные преимущества. С одной стороны, такие дети гораздо легче реагируют на отказ, чем братья и сестры, а также не являются эгоистами. Все это вместе приводит к мощному выводу…

Из них получаются сильные лидеры

средний

Средние дети имеют привилегию, так как могут учиться у своих старших братьев и сестер. В то же время они выступают образцами для подражания для младших детей. Такая двойная природа — ученика и учителя — воспитывает сильную эмпатию, умение вести переговоры, а также гибкость в отношениях. Все это – мощные инструменты, необходимые лидеру. Поэтому вас не должно удивлять, что больше половины американских президентов, к примеру, были именно средними в своих семьях, в том числе и Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт и Джон Ф. Кеннеди.

Средние дети строят счастливые отношения

ребенок

Дружба и лидерство являются лишь малой частью того, на что способны средние дети. Отношения с любимым человеком – это еще одно преимущество. Опрос, проведенный израильскими учеными, показывает, что средние дети являются самыми счастливыми и довольными в своих отношениях. Возможно, это происходит потому, что средние дети предпочитают компромисс конфликтам и обращают внимание на потребности других. Поэтому их отношения, как и детская дружба, обычно имеют длительный характер.

Они процветают среди «своих»

ребенок

Очень часто такие дети окружают себя теми людьми, которые также родились средними в своей семье. Психологи говорят, что это совершенно нормально. В соответствии с исследованием, опубликованным в 2009 году в журнале «Индивидуальная психология», средние дети имеют тенденцию заводить романтические отношения с другими такими же людьми. Это может быть связано с высоким уровнем эмпатии, а также отсутствием эгоизма.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Главная Средний ребенок в семье – кто я?

Ни старший, ни младший-посредине. Его мучает вопрос самоидентификации, поиска своего места среди сиблингов ( родных братьев и сестер). Он вынужден часто подстраиваться под текущую ситуации и выступать то в роли старшего, то в роли младшего. Это добавляет нестабильности и неуверенности в его психологическое состояние. Родители часто заняты старшим и младшим ребенком и упускают среднего из вида, ошибочно полагая, что с ним меньше всего проблем, а зря!

Психологические особенности вторых детей

Второй ребенок еще помнит, каким вниманием он был окружен, пока был на позиции младшего, но родился новый ребенок и занял его место. Старший был у родителей единственным и он на 100% процентов уверен в своем превосходстве, поэтому не теряет возможности указать среднему на его второе место подле него. Пока средний был самым маленьким, родители окружали его своим теплом и сглаживали конкуренцию со старшим. Но теперь все поменялось, его подвинули с места «любимчика» и средний вступает в борьбу за самоопределение.

«Синдром среднего ребенка»

Психологически второму ребенку очень трудно, его поведение меняется часто не в лучшую сторону и выражается как «синдром среднего ребенка», которому характерны: непослушание и плохое поведение дома и среди сверстников; нежелание учиться; демонстративные протесты и истерики с целью обратить на себя внимание. Бывают обратные ситуации, когда ребенок становится почти идеальным и внешне никак не выражает внутренние переживания. Однако, начинают проявляться психосоматические заболевания: плаксивость, истерики, энурез, навязчивые движения, тики, заикания.

Разнополым сиблингам с разницей в 5-6 лет везет больше, особенно, когда старший ребенок-девочка. Старшие дети склонны помогать младшим, а не конкурировать. Каждый из детей успевает побыть «маленьким, а потом единственным». Близкие по возрасту однополые дети конкурируют сильнее, чем разнополые. Если старший и средний- мальчики, соревнование и борьба за внимание родителей часто переходит и во взрослую жизнь.

Читайте также:  Симптомы и синдромы при хронических гепатитах

Как помочь среднему ребенку

1.Родители в организации досуга среднего ребенка обычно присоединяют или к старшему, или к младшему. Книги и игры старшего среднему еще сложны и он их не очень понимает, зато «Теремок» и пирамидки младшего уже явно перерос. У среднего должны быть свои игры, книги, интересы и возможность заняться всем этим богатством с родителями.

2.Распределите обязанности между детьми по дому и стимулируйте их исполнение.

3.Дайте возможность среднему быть непохожим. Покупайте ему одежду и игрушки, даже если у вас остались вещи от старшего ребенка.

4.Понаблюдайте в течение пары недель, а лучше запишите в дневник, сколько времени вы фактически тратите на каждого ребенка. Записывайте и те моменты, когда кто-то из детей переключил ваше внимание на себя. Эта информация поможет вам уделить время тому, кому это действительно нужно.

5.Не бойтесь перехвалить среднего, помогите ему понять, в чем он для всех вас самый лучший, самый уникальный. Наделите его специальной миссией, без которой ваша семья не справится.

6.Целуйте, обнимайте и хвалите среднего, но не сравнивайте его с братьями, сестрами, сверстниками.

Средние дети-золотая средина!

Они умеют находить общий язык как с младшими, так и со старшими. Прекрасно уживаются в коллективе, становясь душой компании. Их широкий опыт общения отличается от братьев и сестер. Именно они выступают в роли миротворцев среди детей и даже родителей. Среди них чаще всего встречаются дипломаты, искатели, актеры, успешные руководители.

Читайте также:

Я- старший ребенок в семье и мне обидно…

Младший ребенок в семье – хочу еще больше внимания! 

Дек 13, 2018billh41235

Комментарии: 3

Оставить комментарий

Источник

Александр Пуховский

Гений

(50032)

12 лет назад

Средний ребенок делает выбор между двумя крайностями, которые так или иначе вырисовываются перед ним в сложном процессе взаимоотношений, во многом зависящих от бесчисленных факторов домашней жизни. В конце концов его выбор обычно определяют два фактора — характер первенца и характер родителей. Если первый ребенок слишком активен и пользуется успехом, возможно, его пример окажется недостижимым для подражания. Тогда средний ребенок утратит веру в свои силы и вскоре замкнется в себе. Напротив, если старший ребенок рассудителен, спокоен и немного замкнут, очень вероятно, что средний ребенок станет агрессивным и в нем вспыхнет дух соперничества. И все же помимо этих факторов не менее важную роль играет и расположение родителей. Вовсе того не замечая, многие из них более ласковы с младшими детьми. Но есть и такие, надо ли говорить об этом, которые, наоборот, благоволят старшему. Если родители принадлежат именно ко второму типу людей, их пример невольно вызовет у среднего ребенка желание подражать им, что у ребят в таком возрасте нередко оборачивается наглостью и агрессивностью. Наоборот, если родители со всей душой, с большой теплотой и заботой относятся к младшим детям, они могут вызвать у среднего ребенка желание вести себя наподобие маленького соперника. В таком случае его стремление привлечь внимание родителей выливается в отстранение от всех, что должно послужить для взрослых поводом проявить к нему больше заботы. Нет нужды говорить, что различные сочетания этих факторов могут впоследствии сильно осложнить проблему.
Существует два способа помочь среднему ребенку. Первый — надо постараться найти ему интересное занятие, которое отвечало бы его повышенной возбудимости и в котором он мог бы проявить свой дух соперничества. Ругать его за ту или иную манеру поведения нет смысла. Этим можно только ухудшить ситуацию и лишить его вообще всяких радостей жизни. Обычно родители не любят замкнутых детей и, напротив, поощряют дух соперничества у среднего ребенка. Это создает проблему для первенца и побуждает среднего ребенка действовать еще активнее и решительнее, выходя за пределы одного только развлечения.
Помочь среднему ребенку занять правильную позицию — означает ободрить его и заставить вести себя так, чтобы никого не огорчать.
Второе, что нужно сделать, — постараться по мере возможности держать детей отдельно. Этот совет похож на отступление, но на самом деле смысл его в другом. У детей все равно останется много общих интересов, они будут встречаться, бывать друг у друга, вместе играть, драться. Смысл подобного подхода только в том, чтобы показать им, что мы признаем в каждом из них личность. Вот почему пусть у них будут отдельные комнаты, различные друзья и желательно также разные школы. Правда, не все это возможно в обычной семье. Но стремиться к этому необходимо хотя бы в пределах возможного. Не стоит, например, покупать всем детям одинаковую одежду и игрушки. Лучше дарить все разное. Но часто ребенок просит именно такую игрушку, какую получил его брат или сестра, только потому, что для него это способ убедиться в нашей любви к нему. Родителям нужно обладать немалой гибкостью, чтобы с каждым из детей обращаться по-разному, и показывать, что они сами тоже радуются самым разным вещам. Чем больше мы будем демонстрировать это своим детям, тем больше они будут уверены в нашей любви.

Читайте также:  Гипергликемия при синдроме иценко кушинга

Источник

Синдром второго ребенка: причины и последствия

Рейтинг
24

Он может приводить к эмоциональным проблемам детей, поэтому родителям надо его предотвратить

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

По мнению известного австрийского психолога Альфреда Адлера, определенные черты характера ребенка зависят от того, был ли он в семье первенцем или вторым ребенком. Средние дети могут быть подвержены синдрому второго ребенка. Рассмотрим подробнее, почему это происходит.

Когда в семье появляется первый ребенок, родителям все кажется новым и уникальным. Они восхищаются каждым новым достижением ребенка, каждый день его жизни приносит им незабываемые воспоминания. Когда рождается второй ребенок, этот опыт для родителей уже не является новым. Когда ваш ребенок делает первый шаг, вы уже это видели. Однако для него этот опыт является новым. Но из-за того, что вы уже видели эти достижения, вы не оцениваете их по достоинству, и поэтому ребенок может считать себя недостойным. Он также может испытывать чувство обиды на своих старших брата или сестру, что может привести к соперничеству между ними.

Другой причиной синдрома второго ребенка может стать разница в возрасте между детьми. Иногда родители не справляются сразу с двумя детьми (например, в ситуациях, когда нужно отправить в школу старшего ребенка и одновременно покормить младшего). Родителям трудно делать несколько дел сразу, поэтому они не могут уделить достаточно времени младшему ребенку, даже при большом желании. Поэтому иногда они вынуждены брать с собой младшего ребенка, когда ведут старшего в спортивную секцию или музыкальную школу. И это может негативно сказываться как на вас, так и на вашем младшем ребенке.

Признаки, на которые следует обратить внимание

Когда вы не реагируете на первые достижения младшего ребенка, он может прибегать к таким способам привлечения вашего внимания:

  • ребенок может не реагировать на ваше проявление чувств, тем самым заставляя вас чувствовать вину за то, что вы не уделяете ему достаточно времени. Но не расстраивайтесь. Ребенок нуждается в ваших чувствах больше, чем вы себе представляете;
  • ребенок может проявлять плохое поведение просто для того, чтобы привлечь ваше внимание. Не позволяйте ему это делать, но и не ругайте его постоянно;
  • ребенку не нравятся сравнения со старшими братом или сестрой. Не стоит говорить ему: «Почему ты не такой, как твой брат?» Это еще больше мотивирует его поступать иначе;
  • ребенок может проявлять гнев, сарказм или негативное отношение к вашим словам. Запаситесь терпением. Эту стену, которую он выстроил вокруг себя, возможно разрушить с помощью любви и привязанности;
  • ваше невнимание может привести к тому, что ребенок начнет думать, что его усилия не будут оценены. Он также может испытывать трудности, выполняя какие-либо дела под давлением;
  • второй ребенок может чувствовать себя одиноким и испытывать проблемы в построении близких отношений. Он может не ценить их так сильно, как его старшие брат или сестра. Это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям в будущем.

Следует помнить, что не каждый младший ребенок ведет себя подобным образом. Но, если он чувствует, что родители им пренебрегают, он способен использовать такие модели поведения.

Преимущества вторых детей

Родители могут чувствовать вину, сталкиваясь с проявлениями синдрома второго ребенка, но в том, что у вас двое детей, есть свои преимущества. Когда у вас появляется второй ребенок, вы лучше подготовлены, чтобы заботиться о нем. Например, вы уже знаете, что небольшой кашель у ребенка не так страшен. По сути, вы становитесь менее суетливыми. Именно поэтому вторые дети обычно более спокойны. Они также вырастают более самостоятельными, потому что родители меньше их опекают и дают им пространство, чтобы учиться необходимым навыкам. Таким образом, ваш предыдущий родительский опыт приносит вам пользу в воспитании второго ребенка.

Единственный способ сломать барьер во взаимоотношениях со вторым ребенком – проявлять свою любовь и оказывать внимание. Это может стоить вам некоторых времени и усилий, но поможет избежать эмоциональных проблем у ребенка в будущем.

С другой стороны, если вы опасаетесь, что второй ребенок может чувствовать недостаток вашего внимания, вы должны понять, что вам нужно будет уделять время обоим детям. Когда у вас был всего один ребенок, вполне естественно, что все внимание принадлежало только ему. Теперь вам нужно уделять время обоим детям, и вполне естественно, что каждый ребенок будет получать его меньше. Не чувствуйте себя виноватыми из-за этого, лучше постарайтесь правильно организовывать свое время, чтобы дети получали достаточно ваших любви и внимания. Так вы сможете предотвратить синдром второго ребенка.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
03.09.2018

Источник